Скажите мне, люди
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Восточная провинция , Демократическая Республика Конго | 100,000 |
Языки | |
Язык мболе | |
Родственные этнические группы | |
Монго , Анамонго |
Народ мболе — этническая группа численностью около 150 000 человек, проживающая в Восточной провинции , к юго-западу от Кисангани в Демократической Республике Конго . [ 1 ] Мболе ранее назывались Бамболе. [ 2 ]
Происхождение
[ редактировать ]Язык мболе принадлежит к монгольской группе языков банту . [ 3 ] Культура мболе близка культуре монго и родственна культуре народов йела и пере. [ 4 ] Они обитают в экваториальном лесу по обе стороны реки Ломами . [ 5 ] Когда-то они жили к северу от реки Конго . Они пересекли эту реку вверх по течению от места впадения Ломами в Конго, недалеко от современного Басоко , а затем двинулись на юг, к своему нынешнему местоположению. В 18 веке они разделились на пять меньших групп из-за давления со стороны народа Бомбеса. [ 4 ]
В колониальную эпоху Бельгийского Конго мболе активно нападали на колониальные фабрики в Локило . Они называли бельгийцев атама-атама , или работорговцами, и не делали различий между бельгийцами и ранними арабскими работорговцами. [ 6 ] Компания Ломами заставила Мболе собирать большое количество каучука. Свою точку зрения на эффект этой работы они ярко описали фразой wando wo limolo , что означает «потеря веса, вызванная налогами». [ 7 ]
Экономика и сельское хозяйство
[ редактировать ]Мболе полагаются в первую очередь на сельское хозяйство. Они также собирают рыбу, ловят рыбу и охотятся в поисках еды. Сбором орехов занимаются мужчины. [ 2 ] Женщины Мболе выращивают маниок , бананы и рис, а также разводят уток, кур и коз. Мужчины охотятся или ловят дичь, а также используют сети для ловли рыбы в реке. Местные ткачи и кузнецы производят большую часть артефактов, необходимых для повседневной жизни. [ 4 ] И мужчины, и женщины занимаются ткачеством: мужчины делают ловушки для рыбы, циновки для стен и крыши, а женщины делают циновки для сна, небольшие прямоугольные циновки и корзины. [ 5 ] Они также производят пальмовое масло, которым занимаются женщины. [ 2 ]
Мужчины обычно переезжают в деревню своей жены после свадьбы. Деревни возглавляет вождь, достигший высокого положения в обществе лилва, которое обучает молодых мужчин и некоторых женщин и проводит церемонии инициации. Группа деревень может избрать руководителя района, который будет представлять их интересы в вопросах, представляющих общий интерес, но в остальном деревни являются автономными. [ 4 ]
Мболе практикуют работу с металлом, деревом, плетением плетения, плетением рафии и резьбой по слоновой кости. Кузнецы производят инструменты и оружие, такие как ножи, а также нарукавные повязки и браслеты на щиколотках. К предметам, сделанным из дерева, относятся статуи, маски, табуреты, щиты и музыкальные инструменты, такие как барабаны. Мболе ткут рафию как разновидность ткани. Корзины, щиты и циновки изготавливаются из лозы. Для производства аэрофонов они используют слоновую кость и рога . [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]Мболе можно разделить на семьи или кланы. Меньшие кланы называются лентоно , а глава клана — виланги . Основная линия передачи называется окэнге , а ее глава — исэ л'окенге. Клан или семья могут быть такими большими, как несколько деревень, или такими маленькими, как одна деревня. [ 2 ]
Общество Лилва учит как морали, так и религии. Женщин и стариков, как живых, так и мертвых, следует уважать. Воровство, прелюбодеяние и ложь запрещены. Лицо, нарушившее закон, подлежит публичному порицанию и может понести дальнейшее наказание. В наиболее тяжелых случаях преступника вешают и хоронят в безымянной могиле. Деревянные резные фигурки мболе часто изображают этих людей с впалыми лицами, вогнутыми туловищами и веревками на шеях. [ 4 ] Одним из примеров преступления, караемого смертью, является раскрытие тайн инициации. [ 8 ] Изображение служит примером того, что произойдет с человеком, нарушившим законы. [ 9 ]
Общество Лилва имеет четыре уровня. Высшими являются Исоя, религиозные лидеры. Жены Исоя обычно вступают в общество Лилва и обладают значительной властью. Когда Исоя умирает, его хоронят на дереве, а его дом оставляют пустым как напоминание о том, что он все еще присутствует в обществе. Мболе изготавливают деревянные фигурки, которые используются в церемониях исцеления или олицетворяют предков. Они также делают изысканные циновки и делают медные браслеты невероятной красоты. [ 4 ]
Религия
[ редактировать ]Мболе верят в великого Бога или создателя, которым считается монго. Однако о нем редко упоминают и почитают. Духи - важный аспект религии Мболе, они верят в хороших и плохих духов. Духам предков поклоняются не так уж и много, кроме почитания их во время погребальных церемоний и нескольких недель после них. Это для того, чтобы душа умершего могла отдохнуть и обрести покой. Они верят, что духи предков возрождаются со своими прежними характеристиками. [ 2 ]
Мболе верят, что колдовство и темная магия являются причиной болезней и бедствий. Они верят, что колдовство можно найти в особом органе, называемом лилока , который позволяет человеку убивать или причинять вред. Люди защищаются от ведьм, смешивая измельченную кору дерева с другими ингредиентами в рог, который либо подвешивают, либо закапывают перед домом. [ 2 ]
Мболе также верят, что если у человека есть прядь волос или одежда, принадлежащая кому-то другому, он может причинить этому человеку болезнь или боль через свои вещи. [ 2 ]
Боевое общество
[ редактировать ]У мболе есть тайное общество мужчин, называемое лилва или лилвакой . Лильва контролирует общество , наказывая тех, кто идет против норм или законов, установленных лильвой . Лилва необходима всем мужчинам Мболе, чтобы стать ее частью. Женщин нет, за исключением нескольких случаев, когда высокопоставленные лица в обществе лилва назначают своих дочерей частью лилвы . Лилва состоит из четырех иерархических классов, которые можно получить посредством посвящений. [ 2 ]
Самый низший класс — ликомела , частью которого все люди становятся посредством посвящения. Некоторые мужчины остаются в этом классе всю свою жизнь, вместо того, чтобы прогрессировать. Посвящение в класс ликомела начинается, когда молодой самец считается социально зрелым. [ 2 ]
Посвящение происходит в лиала ли куми , месте за пределами деревни, в лесу и возле реки. Это также место, где ритуальные собрания лильва проходят . Для этого места расчищается лес и есть укрытие, где посвященные остаются в течение двух недель, прежде чем они будут посвящены. Во время инициации все члены лилвы и посвященные присутствуют в лиала ли куми и полностью обнажены. Когда кандидаты входят в лиала ли куми, они должны пройти через несколько пыток, которые могут включать такие вещи, как порка или избиение, а также нанесение на тело перца. Как только они это переносят, их ведут на вершину термитника, где им дают стебель банана с отверстием в центре и говорят, что это женщина, с которой они должны переспать. Затем в глаза посвящаемого вливается растительный настой, вызывающий жжение. Это облегчается настоем другого растения. Этот процесс символизирует открытие глаз на тайны лильвы . [ 2 ]
Обряды инициации завершаются празднествами, включающими еду, питье и танцы. В этом участвуют все члены лилвы . После посвящения новые члены остаются в лиала ли куми в течение двух недель, где их обучают обычаям в форме историй. Они сосредотачиваются на идеях, которые являются центральными для общества лильва , таких как не убивать без причины, не брать чужую жену, не воровать, уважение к традициям и старейшинам, а также важность сохранения секретов лильва и наказание, которое будет применено к предателям. . [ 2 ]
Второй класс мужчин состоит из мужчин, которые специализируются на ритуальных функциях лилвы , таких как певцы, скульпторы, кузнецы, ритуальные помощники, онанга лилва , которые отвечают за обряды инициации и обучение вновь инициируемых мужчин, и икони кой , которые являются палачами, которые преступников до смерти через повешение. [ 2 ]
Третий класс общества лилва состоит из Канда , терапевтов. Они могут обнаруживать и устранять болезни, помогать правящим группам и разрешать споры. [ 2 ]
Высший уровень общества лилва называется Йени . Чтобы достичь этого положения, необходимо давать священнослужителям большие подношения, такие как курица, коза и копченое мясо, что является компенсацией за ритуальные услуги. Они также должны в большой тайне предложить повесить одного из своих детей. После их смерти скульптор вырежет деревянную статую жертвы. [ 2 ]
Йени общество обладает способностью посвятить свою дочь в лилва . Для этого они должны предлагать товары виланги . После того, как дочь прошла обряд инициации, она получила титул люмонго и считается мужчиной. В этот момент виланги дает красно-белый порошок люмонго для ухода за кожей, зубы леопарда, которые можно носить в качестве ожерелья, посох, который символизирует мужские гениталии и ее статус мужчины, а также служанку, называемую опика , которая помогает ей. в поездках на обряды лилва . Лумонго другом тогда является частью Йени , высшего класса, и может быть женат только на Йени . [ 2 ]
Статуи
[ редактировать ]
Статуи Мболе обычно характеризуются как антропоморфные фигуры. Есть подвесные и стоячие варианты. В основном это мужчины, хотя есть и женщины. Высота этих статуй колеблется от 20-120 сантиметров. Высота соответствует качеству, более крупные фигуры гораздо детальнее, а меньшие состоят из более упрощенных и обобщенных форм. У большинства лицо и туловище украшены белой или желтой краской. Иногда бывает полоса краски по линии от шеи до гениталий. Красный пигмент иногда наносят на головной убор или на ноги от колен до ступней. Голова обработана более тщательно, чем остальная часть тела. [ 2 ]
Всего в Мболе насчитывается 89 статуй. По головным уборам их можно разделить на четыре группы. Первая группа состоит из наиболее детализированных фигур и имеет большой полукруглый головной убор с вертикальным гребнем, проходящим через макушку. Вторая категория статуй — это статуи с круглым головным убором, форма которого может варьироваться от коронообразной до полусферической и воронкообразной. В третью группу входят фигуры с прямоугольными или трапециевидными головными уборами. Четвертая категория состоит из фигур, которые не соответствуют остальной части работ Мболе. [ 2 ]
Представленные фигуры часто являются казненными преступниками. Статуи также могут быть ритуальными жертвами. Это не индивидуальные портреты людей, а обобщенные абстракции отдельных личностей. Иногда они даже носят имя человека. Они выступают символом судьбы предателей и нарушителей закона и служат предостережением для других. Коллекция статуй спрятана в лесу, только виланги . местонахождение которой известно [ 2 ]
Маски
[ редактировать ]Маски мболе редки, потому что в обществе лилва они используются только во время церемоний обрезания. Обычно они имеют овальную форму и покрыты пигментом. Черты напоминают человеческое лицо. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мболе» . Этнолог . Проверено 8 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ван От-Де Кимпе, Б. (апрель 1984 г.). «Мболе и их скульптуры лилва (Центральный Заир)». Искусства . 19 (30): 66–80. дои : 10.1080/00043389.1984.11760993 . ISSN 0004-3389 .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). «Мболе» . Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 384. ИСБН 0-313-27918-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Информация Мболе» . Университет Айовы. 3 ноября 1998 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 8 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Паулюс Гердес (2008). «Саржевые плетеные циновки из Мболе-Монго на северо-востоке Конго» . Африканские корзины: галерея узоров и узоров саржевого плетения . Лулу.com. п. 45. ИСБН 978-1-4357-2625-3 .
- ^ Дэйв Рентон; Дэвид Седдон; Лео Цейлиг (2007). Конго: грабеж и сопротивление . Книги Зеда. п. 63. ИСБН 978-1-84277-485-4 .
- ^ Осумака Ликака (2009). Называя колониализм: история и коллективная память в Конго, 1870-1960 гг . Университет Висконсина Пресс . п. 90. ИСБН 978-0-299-23364-8 .
- ^ «Ключевые моменты жизни: Посвящение 4» . Университет Айовы. 20 января 1999 года. Архивировано из оригинала 7 января 2011 года . Проверено 8 октября 2011 г.
- ^ «Фигура Офика Общества Лилва» . Квизлет . Проверено 8 октября 2011 г.
- ^ Баккар, Жан-Батист (1998). Племенное искусство Африки . Темза и Гудзон. п. 144. ИСБН 9780500282311 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с людьми Мболе, на Викискладе?
- Брайан Дж. МакМорроу. «Мужская фигура, народ Мболе, ДР Конго, 20 век». Проверено 8 октября 2011 г.