Jump to content

Люди Мору

Мору — этническая группа Южного Судана . Большинство из них живут в Западной Экватории . Они говорят мору , язык Центральной и Южного Судана . Многие представители этой этнической группы являются христианами , большинство из которых являются членами Епископальной церкви Южного Судана (ECS). [1] Пионером-миссионером в этом районе был доктор Кеннет Грант Фрейзер из Церковного миссионерского общества (CMS). [2] [3] Численность этого этноса, возможно, не превышает 200 000 человек.

Наиболее ясными историческими повествованиями общин являются нападения азанде , особенно те, которые вынудили их загнать их на холм Одо возле Луи , набеги работорговцев с севера. Это была свободная часть османско-египетской провинции Экватория , которой управляли сэр Сэмюэл Бейкер , а затем Чарльз Джордж Гордон и, наконец, Эмин-паша . Район Мору тогда был частью анклава Ладо , на крайнем северо-востоке Свободного государства Конго , позже Бельгийского Конго, с 1894 по 1910 год. [4]

Пациенты больницы Луи в 1923 году, раненые львами.

Доктор Кеннет Грант Фрейзер , врач и миссионер Суданской миссии Мемориала Гордона (GMSM) Церкви миссионерского общества (CMS) Англии, и его жена Эйлин начали работать в Южном Судане в 1920 году, чтобы улучшить доступ к медицинскому обслуживанию, основать церкви, и улучшить образование. Фрейзер организовал создание больницы в Луи и разработал программу, которая обучала и оснастила медицинских работников для оказания медицинской помощи под его руководством в больнице. Под его руководством были созданы лепрозории. Он готовил учителей и евангелистов для служения школам и церквям, построенным в Моруланде вдоль главных дорог. Здания также функционировали как амбулатории. Выгоды включают хорошее качество образования для народа мору и реформу некоторых вредных обычаев и обычаев коренных народов. [5]

Демография

[ редактировать ]

Мору, принадлежащие к этнической группе, в которую входят мади , лугбара , авукая и лого из Уганды и Демократической Республики Конго , живут в южной части округа Мундри, Западная Экватория , Южный Судан. Округ Мундри расположен в центрально-западной части региона Экватория в Западная Экватория провинции . Это между 4° и 6° с.ш. экватора и 29° и 31° в.д. Есть пять основных подразделений Мору, а именно: Миза; Эгьи; Морояндри; Кедиро и Бариба, каждый из которых живет в отдельной местности и имеет свои диалектические различия. [6] Можно также признать и другие частичные подразделения.

Северную часть округа Мундри населяет кластер Джур , в который входят Бели, Сопи, Мёдо, Ньямуса, Вира, Бити и Морокодо . Хотя их часто ошибочно классифицируют как мору, они образуют отдельную языковую группу, более тесно связанную с бонго и бака . В прошлом мору уделялось больше всего внимания, а мору-миза был разговорным языком, который использовался в образовании и церкви по всему округу.

Поселение происходит большими семейными группами, окруженными садами. Эти семьи объединены в кланы под руководством вождей и заместителей вождей, но в деревнях мало физических концентраций. Термин «деревня» обычно используется для описания людей, принадлежащих к одному центру.

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Использование традиционной мотыги Мору для расчистки поля перед посевом.

Большинство семей ведут натуральное хозяйство и зависят от неорошаемого земледелия для производства продуктов питания для своих семей. [7] Любые излишки могут быть проданы за наличные или обменены на продукцию, которую невозможно произвести на месте. Основной культурой является сорго , которое выращивается на различных типах полей вместе с кунжутом , вигной , камышовым просом и пальчатым просом . Другими важными культурами являются арахис , кукуруза , маниока , сладкий картофель , бамия , тыква и различные зеленые овощи. Животноводство содержится преимущественно на северной и восточной окраинах района. Наиболее распространенными животными являются овцы и козы. Большинство домохозяйств содержат птицу. За последние два десятилетия поголовье крупного рогатого скота увеличилось.

Недавно собранное сорго сушится на приподнятой платформе. Сорго является основным продуктом питания, и существует множество его сортов, выращиваемых вместе.

Контакт с диким кустарником важен, и многие вкусы получают из диких источников. [8] [9] Охота и рыболовство являются важными экономическими и социальными видами деятельности. Другие дикие продукты включают овощи, [10] дикие фрукты, грибы и насекомые, особенно термиты. Буш также является источником строительных материалов, топлива и волокон. Традиционный способ выращивания заключается в том, чтобы близкие родственники вместе возделывали землю на одном участке. Его традиционно называют Катири, и он традиционно состоит из сегментов, разделенных вокруг центрального маркера, такого как большое дерево или муравейник. [11]

Между экономической деятельностью и во время нее мору тратят много времени на другие культурные занятия, имеющие неэкономическую ценность. Среди многих культурных и общественных мероприятий преобладают танцы и пение. Оба эти вида деятельности служат отдыху и реализации культурных ценностей. Игра на барабанах, танцы и пение в обществе Мору связаны с тремя временами года. Взаимосвязь между игрой на барабанах, танцами и пением, тремя сезонами года и общим физическим и экономическим благополучием людей является одной из наиболее интересных особенностей общества мору. [12] С января по апрель еды в изобилии, люди здоровы, физического труда очень мало, много времени или простоя. В это время исполняемый танец называется РУМА . Количество барабанов, используемых во время этого танца, — четыре. Самый большой барабан называется Дугье (иногда его также называют Лари Эндре , «материнский барабан»), барабан среднего размера называется Рума, от которого танец и получил свое название, а два маленьких высоких барабана называются Лари Нгва , «Дети Барабан'.С мая по август, когда ведется активная сельскохозяйственная деятельность, танец называется ДЕГО . Количество барабанов, используемых во время этого танца, — один Дугье и два маленьких лари нгва . Поскольку силы людей истощены тяжелым трудом и предполагаемой или реальной нехваткой пищи, движения или этот танец начинаются медленными по отношению к ритму или песням, которые также медленны. Движения переходят к Нгала, когда движения и шаги становятся значительно быстрее и быстрее. Танцы ДЭГО проводятся нечасто и не длятся всю ночь.С сентября по декабрь танец называется ЙЕЛУ . Количество используемых барабанов – пять. Они состоят из одного Дугье , одного Дири (также известного как Бири ) и трёх маленьких высоких барабанов Лари Нгва . Сопутствующие движения отражают огромное здоровье и силу, которые люди только что приобрели в результате употребления в пищу свежесобранных урожаев. ЙЕЛУ — танец сезона сбора урожая.

Музыкальные инструменты

[ редактировать ]
Погремушку под названием гара используют женщины в церкви или на танцах. Его делают из особой тыквы, наполненной семенами бамии.

Куди — арфы , и Лекьембе которые играют важную роль в обществе Мору. Они служат отдыху и реализации культурных ценностей. Они особенно играют роль во время взаимодействия между мужчинами и женщинами. Они также используются в качестве важных инструментов для преодоления больших расстояний и развлечений.

Погремушку под названием гара используют женщины в церкви или на танцах. Его делают из небольшой тыквы высушенной . Он имеет сферический корпус и узкую сужающуюся шейку с закругленным концом, служащую ручкой инструмента. Он наполняется несколькими семенами среднего размера, обычно бамией, которые вставляются через круглое отверстие, вырезанное в центре верхушки, а затем снова закрываются. [13]

  1. ^ ЛАВИРИ, Э.Б. (1987) Рост церкви в стране Мору. Проект грамотности Мору, Мундри, Судан. Своей работой в Луи он заложил христианское основание.
  2. ^ Фрейзер, Э. (1938) Доктор приходит к Луи: история начала в Судане , Wayman & sons Ltd.: Лондон
  3. ^ Шарланд, RW (1998) «Кеннет Грант Фрейзер: Миссия, евангелизация и развитие среди мору», в PIERLI, F., MT RATTI & AC WEELER Ворота в сердце Африки: пионеры-миссионеры в Судане .
  4. ^ Стенгер, SJ (1969) «Свободное государство Конго и Бельгийское Конго до 1910 года», в журнале «Колониализм в Африке», 1870-1960, том. 1, (под ред. Гэвина Л.Х. и Дуиньяна П.) Издательство Кембриджского университета: Кембридж.
  5. ^ Джеймс Ломол Симеон, эсквайр, канцлер Хартумской епархии, Судан (2003 г.). «Фрейзер, Кеннет, 1877–1935 гг., епископальный епископ Судана» . Словарь африканской христианской биографии. Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года . Проверено 18 марта 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ ТАКЕР, А.Н. (1940) Восточно-суданские языки. ОУП
  7. ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1989) Использование знаний коренных народов в связи с расширением натурального сектора: взаимодействие между сельскохозяйственной и дикой средой в сельском хозяйстве Мору в Южном Судане. Докторская диссертация AERDD, Университет Ридинга.
  8. ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1989) Использование знаний коренных народов в связи с расширением натурального сектора: взаимодействие между сельскохозяйственной и дикой средой в сельском хозяйстве Мору в Южном Судане. Докторская диссертация AERDD, Университет Ридинга.
  9. ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1991) «Деревья в саду: взаимодействие между дикой природой и сельскохозяйственными территориями на практике среди мору Южного Судана» в Unasylva vol. 42 №164.
  10. ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1994) «Понимание сорняков в натуральном обществе - восприятие Мору видов трав в саду». стр.; 191–211 в AHMED, MMM (ред.) Системы ведения сельского хозяйства коренных народов, знания и практика в Судане. Институт исследований Африки и Азии, Хартумский университет, Судан.
  11. ^ КАТФОРД, МЛАДШИЙ (1951) «Культивирование Катири в районе Мору в Экватории». Суданские заметки и записи, том 32.
  12. ^ ФУРУЛА, Джон Барайона. (1988) Культурный танец Мору. Литературный проект Мору, Джуба.
  13. ^ «Погремушка Мору Миса (1979.20.11) из проекта Южного Судана» .

Источники

[ редактировать ]
  • КАТФОРД-младший (1953) «Введение хлопка в качестве товарной культуры в районе Мариди в Экватории». Суданские заметки и записи. Том 34.
  • ДЭВИСОН, Р.А. (1982) Разведывательное обследование почвы района развития сельского хозяйства Мундри. Отчет отдела планирования RMANR № 31. Booker Agric International Ltd.
  • ИТОН-ЭВАНС, MJ (1981) Отчет об исследовании питания. Район Мундри. Ноябрь 1980 года – июль 1981 года. Группа разработки проектов, Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов, Южный регион, Демократическая Республика Судан.
  • ЭЛИАС, Скопас.М. (1987) Учение рабов. (Поведение прошлых вождей мору) Литературный комитет мору - Джуба.
  • ЭЛИАС, Скопас Мягья. (1996) Лонго Мору ро Мадраса я; – Сборник песен школы Мору. Летний институт лингвистики
  • ЭЛИАС, Скопас Мягья. (1996) Кэнон Эзра: Мой лучший друг в Судане. Летний институт лингвистики
  • ЭВАНС-ПРИТЧАРД, Э.Э. (1938) «Заметка о создателях дождя из клана Моро» - ЧЕЛОВЕК XXXVIII
  • ФЕЛЬКИН, В. (1883) «Заметки о племени Мади или Мору». Труды Королевского общества Эдинбурга. 12. С. 303–353.
  • ФРЕЙЗЕР, К.Г. (1926) «Колдовство и исцеление в племени Мору». в миссионерской больнице.
  • КАЯНГА, Сэмюэл Э. (1998) «Сын почвы; – Человек Божий: Андареа Апайя (1908–1966)». п. 98–107 в УИЛЕР, Эндрю (редактор) Провозглашая свет: суданские свидетели Евангелия.
  • КАЯНГА, Сэмюэл Э. (1998) «Видение семьи: Элизабета Уильям и раннее женское служение среди мору». п. 108–117 в УИЛЕР, Эндрю (ред.) Провозглашая свет: суданские свидетели Евангелия.
  • КАЯНГА, Сэмюэл Э. (1998) «Вера, честность и свобода: Элинана Джаби Нгаламу (1917–1992)». п. 230–252 в УИЛЕР, Эндрю (ред.) Провозглашая свет: суданские свидетели Евангелия.
  • ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ МОРУ. (2007) Мору – английский словарь.
  • НАЛДЕР, Л.Ф. (1936) Справочник Экваториальной провинции. Том 1. Монгалла; Меморандум правительства Судана № 4.
  • НАЛДЕР, Л.Ф. (1937) Исследование племен в провинции Монгалла. ОУП для Международного института, Лондон.
  • RMANR (1983) Отчет об обследовании мелких землевладельцев Мундри – Отчет № 55 – Отдел планирования RMANR
  • СЕЛИГМАН, CG и BZ (1932) Языческие племена Нилотского Судана. Лондон. Рутледж и сыновья.
  • ШАРЛАНД, Роджер В. (1989) Знания коренных народов и технические изменения в натуральном обществе; Уроки мору Судана. Документ сети управления сельским хозяйством ODI № 9. Лондон, ОДИ.
  • СУРАЯ, Исса.(2012) Легенда Одрагбы: Сказка из Республики Южный Судан
  • СУРАЙЯ, Исса. (2012) Когда ушел Бог: сборники стихотворений
  • СУРАЯ, Исса.(2012) Легенда Одрагбы: Сказка из Республики Южный Судан
  • СУРАЙЯ, Исса. (2012) Когда Бог Когда Бог ушел: сборники коротких стихов
  • СУРАЯ Исса. (2019) Быть верным себе: ты верный друг?
  • СУРАЯ Исса. (2022). Что для вас значит доверие?
  • СУРАЯ Исса. (2023). Вещи, которые ваши домашние работники хотели бы вам рассказать, но не расскажут: уборщицы расскажут все
  • СУРАЯ Исса. (2023). (Принцесса Нора и голубь: 1 сезон.
  • ТИНГВА, Питер О. История церкви Мору в Судане.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fff463d98cc58aa6782e480d606034d2__1714482840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/d2/fff463d98cc58aa6782e480d606034d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moru people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)