Люди Мору
Мору — этническая группа Южного Судана . Большинство из них живут в Западной Экватории . Они говорят мору , язык Центральной и Южного Судана . Многие представители этой этнической группы являются христианами , большинство из которых являются членами Епископальной церкви Южного Судана (ECS). [1] Пионером-миссионером в этом районе был доктор Кеннет Грант Фрейзер из Церковного миссионерского общества (CMS). [2] [3] Численность этого этноса, возможно, не превышает 200 000 человек.
История
[ редактировать ]Наиболее ясными историческими повествованиями общин являются нападения азанде , особенно те, которые вынудили их загнать их на холм Одо возле Луи , набеги работорговцев с севера. Это была свободная часть османско-египетской провинции Экватория , которой управляли сэр Сэмюэл Бейкер , а затем Чарльз Джордж Гордон и, наконец, Эмин-паша . Район Мору тогда был частью анклава Ладо , на крайнем северо-востоке Свободного государства Конго , позже Бельгийского Конго, с 1894 по 1910 год. [4]
Доктор Кеннет Грант Фрейзер , врач и миссионер Суданской миссии Мемориала Гордона (GMSM) Церкви миссионерского общества (CMS) Англии, и его жена Эйлин начали работать в Южном Судане в 1920 году, чтобы улучшить доступ к медицинскому обслуживанию, основать церкви, и улучшить образование. Фрейзер организовал создание больницы в Луи и разработал программу, которая обучала и оснастила медицинских работников для оказания медицинской помощи под его руководством в больнице. Под его руководством были созданы лепрозории. Он готовил учителей и евангелистов для служения школам и церквям, построенным в Моруланде вдоль главных дорог. Здания также функционировали как амбулатории. Выгоды включают хорошее качество образования для народа мору и реформу некоторых вредных обычаев и обычаев коренных народов. [5]
Демография
[ редактировать ]Мору, принадлежащие к этнической группе, в которую входят мади , лугбара , авукая и лого из Уганды и Демократической Республики Конго , живут в южной части округа Мундри, Западная Экватория , Южный Судан. Округ Мундри расположен в центрально-западной части региона Экватория в Западная Экватория провинции . Это между 4° и 6° с.ш. экватора и 29° и 31° в.д. Есть пять основных подразделений Мору, а именно: Миза; Эгьи; Морояндри; Кедиро и Бариба, каждый из которых живет в отдельной местности и имеет свои диалектические различия. [6] Можно также признать и другие частичные подразделения.
Северную часть округа Мундри населяет кластер Джур , в который входят Бели, Сопи, Мёдо, Ньямуса, Вира, Бити и Морокодо . Хотя их часто ошибочно классифицируют как мору, они образуют отдельную языковую группу, более тесно связанную с бонго и бака . В прошлом мору уделялось больше всего внимания, а мору-миза был разговорным языком, который использовался в образовании и церкви по всему округу.
Поселение происходит большими семейными группами, окруженными садами. Эти семьи объединены в кланы под руководством вождей и заместителей вождей, но в деревнях мало физических концентраций. Термин «деревня» обычно используется для описания людей, принадлежащих к одному центру.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Большинство семей ведут натуральное хозяйство и зависят от неорошаемого земледелия для производства продуктов питания для своих семей. [7] Любые излишки могут быть проданы за наличные или обменены на продукцию, которую невозможно произвести на месте. Основной культурой является сорго , которое выращивается на различных типах полей вместе с кунжутом , вигной , камышовым просом и пальчатым просом . Другими важными культурами являются арахис , кукуруза , маниока , сладкий картофель , бамия , тыква и различные зеленые овощи. Животноводство содержится преимущественно на северной и восточной окраинах района. Наиболее распространенными животными являются овцы и козы. Большинство домохозяйств содержат птицу. За последние два десятилетия поголовье крупного рогатого скота увеличилось.
Контакт с диким кустарником важен, и многие вкусы получают из диких источников. [8] [9] Охота и рыболовство являются важными экономическими и социальными видами деятельности. Другие дикие продукты включают овощи, [10] дикие фрукты, грибы и насекомые, особенно термиты. Буш также является источником строительных материалов, топлива и волокон. Традиционный способ выращивания заключается в том, чтобы близкие родственники вместе возделывали землю на одном участке. Его традиционно называют Катири, и он традиционно состоит из сегментов, разделенных вокруг центрального маркера, такого как большое дерево или муравейник. [11]
Танцы
[ редактировать ]Между экономической деятельностью и во время нее мору тратят много времени на другие культурные занятия, имеющие неэкономическую ценность. Среди многих культурных и общественных мероприятий преобладают танцы и пение. Оба эти вида деятельности служат отдыху и реализации культурных ценностей. Игра на барабанах, танцы и пение в обществе Мору связаны с тремя временами года. Взаимосвязь между игрой на барабанах, танцами и пением, тремя сезонами года и общим физическим и экономическим благополучием людей является одной из наиболее интересных особенностей общества мору. [12] С января по апрель еды в изобилии, люди здоровы, физического труда очень мало, много времени или простоя. В это время исполняемый танец называется РУМА . Количество барабанов, используемых во время этого танца, — четыре. Самый большой барабан называется Дугье (иногда его также называют Лари Эндре , «материнский барабан»), барабан среднего размера называется Рума, от которого танец и получил свое название, а два маленьких высоких барабана называются Лари Нгва , «Дети Барабан'.С мая по август, когда ведется активная сельскохозяйственная деятельность, танец называется ДЕГО . Количество барабанов, используемых во время этого танца, — один Дугье и два маленьких лари нгва . Поскольку силы людей истощены тяжелым трудом и предполагаемой или реальной нехваткой пищи, движения или этот танец начинаются медленными по отношению к ритму или песням, которые также медленны. Движения переходят к Нгала, когда движения и шаги становятся значительно быстрее и быстрее. Танцы ДЭГО проводятся нечасто и не длятся всю ночь.С сентября по декабрь танец называется ЙЕЛУ . Количество используемых барабанов – пять. Они состоят из одного Дугье , одного Дири (также известного как Бири ) и трёх маленьких высоких барабанов Лари Нгва . Сопутствующие движения отражают огромное здоровье и силу, которые люди только что приобрели в результате употребления в пищу свежесобранных урожаев. ЙЕЛУ — танец сезона сбора урожая.
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]Куди — арфы , и Лекьембе которые играют важную роль в обществе Мору. Они служат отдыху и реализации культурных ценностей. Они особенно играют роль во время взаимодействия между мужчинами и женщинами. Они также используются в качестве важных инструментов для преодоления больших расстояний и развлечений.
Погремушку под названием гара используют женщины в церкви или на танцах. Его делают из небольшой тыквы высушенной . Он имеет сферический корпус и узкую сужающуюся шейку с закругленным концом, служащую ручкой инструмента. Он наполняется несколькими семенами среднего размера, обычно бамией, которые вставляются через круглое отверстие, вырезанное в центре верхушки, а затем снова закрываются. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЛАВИРИ, Э.Б. (1987) Рост церкви в стране Мору. Проект грамотности Мору, Мундри, Судан. Своей работой в Луи он заложил христианское основание.
- ^ Фрейзер, Э. (1938) Доктор приходит к Луи: история начала в Судане , Wayman & sons Ltd.: Лондон
- ^ Шарланд, RW (1998) «Кеннет Грант Фрейзер: Миссия, евангелизация и развитие среди мору», в PIERLI, F., MT RATTI & AC WEELER Ворота в сердце Африки: пионеры-миссионеры в Судане .
- ^ Стенгер, SJ (1969) «Свободное государство Конго и Бельгийское Конго до 1910 года», в журнале «Колониализм в Африке», 1870-1960, том. 1, (под ред. Гэвина Л.Х. и Дуиньяна П.) Издательство Кембриджского университета: Кембридж.
- ^ Джеймс Ломол Симеон, эсквайр, канцлер Хартумской епархии, Судан (2003 г.). «Фрейзер, Кеннет, 1877–1935 гг., епископальный епископ Судана» . Словарь африканской христианской биографии. Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года . Проверено 18 марта 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ТАКЕР, А.Н. (1940) Восточно-суданские языки. ОУП
- ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1989) Использование знаний коренных народов в связи с расширением натурального сектора: взаимодействие между сельскохозяйственной и дикой средой в сельском хозяйстве Мору в Южном Судане. Докторская диссертация AERDD, Университет Ридинга.
- ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1989) Использование знаний коренных народов в связи с расширением натурального сектора: взаимодействие между сельскохозяйственной и дикой средой в сельском хозяйстве Мору в Южном Судане. Докторская диссертация AERDD, Университет Ридинга.
- ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1991) «Деревья в саду: взаимодействие между дикой природой и сельскохозяйственными территориями на практике среди мору Южного Судана» в Unasylva vol. 42 №164.
- ^ ШАРЛАНД, Роджер В. (1994) «Понимание сорняков в натуральном обществе - восприятие Мору видов трав в саду». стр.; 191–211 в AHMED, MMM (ред.) Системы ведения сельского хозяйства коренных народов, знания и практика в Судане. Институт исследований Африки и Азии, Хартумский университет, Судан.
- ^ КАТФОРД, МЛАДШИЙ (1951) «Культивирование Катири в районе Мору в Экватории». Суданские заметки и записи, том 32.
- ^ ФУРУЛА, Джон Барайона. (1988) Культурный танец Мору. Литературный проект Мору, Джуба.
- ^ «Погремушка Мору Миса (1979.20.11) из проекта Южного Судана» .
Источники
[ редактировать ]- КАТФОРД-младший (1953) «Введение хлопка в качестве товарной культуры в районе Мариди в Экватории». Суданские заметки и записи. Том 34.
- ДЭВИСОН, Р.А. (1982) Разведывательное обследование почвы района развития сельского хозяйства Мундри. Отчет отдела планирования RMANR № 31. Booker Agric International Ltd.
- ИТОН-ЭВАНС, MJ (1981) Отчет об исследовании питания. Район Мундри. Ноябрь 1980 года – июль 1981 года. Группа разработки проектов, Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов, Южный регион, Демократическая Республика Судан.
- ЭЛИАС, Скопас.М. (1987) Учение рабов. (Поведение прошлых вождей мору) Литературный комитет мору - Джуба.
- ЭЛИАС, Скопас Мягья. (1996) Лонго Мору ро Мадраса я; – Сборник песен школы Мору. Летний институт лингвистики
- ЭЛИАС, Скопас Мягья. (1996) Кэнон Эзра: Мой лучший друг в Судане. Летний институт лингвистики
- ЭВАНС-ПРИТЧАРД, Э.Э. (1938) «Заметка о создателях дождя из клана Моро» - ЧЕЛОВЕК XXXVIII
- ФЕЛЬКИН, В. (1883) «Заметки о племени Мади или Мору». Труды Королевского общества Эдинбурга. 12. С. 303–353.
- ФРЕЙЗЕР, К.Г. (1926) «Колдовство и исцеление в племени Мору». в миссионерской больнице.
- КАЯНГА, Сэмюэл Э. (1998) «Сын почвы; – Человек Божий: Андареа Апайя (1908–1966)». п. 98–107 в УИЛЕР, Эндрю (редактор) Провозглашая свет: суданские свидетели Евангелия.
- КАЯНГА, Сэмюэл Э. (1998) «Видение семьи: Элизабета Уильям и раннее женское служение среди мору». п. 108–117 в УИЛЕР, Эндрю (ред.) Провозглашая свет: суданские свидетели Евангелия.
- КАЯНГА, Сэмюэл Э. (1998) «Вера, честность и свобода: Элинана Джаби Нгаламу (1917–1992)». п. 230–252 в УИЛЕР, Эндрю (ред.) Провозглашая свет: суданские свидетели Евангелия.
- ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ МОРУ. (2007) Мору – английский словарь.
- НАЛДЕР, Л.Ф. (1936) Справочник Экваториальной провинции. Том 1. Монгалла; Меморандум правительства Судана № 4.
- НАЛДЕР, Л.Ф. (1937) Исследование племен в провинции Монгалла. ОУП для Международного института, Лондон.
- RMANR (1983) Отчет об обследовании мелких землевладельцев Мундри – Отчет № 55 – Отдел планирования RMANR
- СЕЛИГМАН, CG и BZ (1932) Языческие племена Нилотского Судана. Лондон. Рутледж и сыновья.
- ШАРЛАНД, Роджер В. (1989) Знания коренных народов и технические изменения в натуральном обществе; Уроки мору Судана. Документ сети управления сельским хозяйством ODI № 9. Лондон, ОДИ.
- СУРАЯ, Исса.(2012) Легенда Одрагбы: Сказка из Республики Южный Судан
- СУРАЙЯ, Исса. (2012) Когда ушел Бог: сборники стихотворений
- СУРАЯ, Исса.(2012) Легенда Одрагбы: Сказка из Республики Южный Судан
- СУРАЙЯ, Исса. (2012) Когда Бог Когда Бог ушел: сборники коротких стихов
- СУРАЯ Исса. (2019) Быть верным себе: ты верный друг?
- СУРАЯ Исса. (2022). Что для вас значит доверие?
- СУРАЯ Исса. (2023). Вещи, которые ваши домашние работники хотели бы вам рассказать, но не расскажут: уборщицы расскажут все
- СУРАЯ Исса. (2023). (Принцесса Нора и голубь: 1 сезон.
- ТИНГВА, Питер О. История церкви Мору в Судане.