Люди Янци
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Демократическая Республика Конго | |
Языки | |
язык янси |
Баянци (или народ Ян , Янзи, Янси) — этническая группа в Демократической Республике Конго , проживающая на юго-западе страны и насчитывающая около семи миллионов человек.
Янци говорят на киянси (или эйансе), языке языковой семьи банту . Самой крупной политической единицей является вождь, в котором насчитывается около 120 человек под тремя традиционными королями, из которых наиболее выдающимся является король Кинки или Бинки, чьим последним номинальным главой был Мфум'нгол или Мфуму нголо, как говорят европейцы (переводится как «великий или сильный король») с территории Кидзвеме, а недавно и его преемник Мфум Нтвал Мока Нгол Мпат, экономист, получивший образование в Гарварде.
Баянци живут по материнской линии, поэтому ребенок принадлежит к клану матери.
Бельгийские колониальные путешественники впервые встретили их в Болобо на реке Конго , как торговцев вверх и вниз по реке. Они нанимали их с 1883 года, в основном в качестве телохранителей. Позже баянци заставляли работать на плантациях пальмового масла, а затем использовали в качестве клерков или переводчиков.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Баянци — народ юго-западной Демократической Республики Конго, говорящий на языке банту . [ 1 ] Другие имена включают Батенде, Баянси, Мбием, Нкаан, Янси, Янзи, Йей. [ 2 ]
Территория
[ редактировать ]Иезуиты означает записали местные традиции баянси, которые, по-видимому, показывают, что они возникли в основном из севера (нынешний Судан) или северо-запада (нынешний Габон) в результате смешанных браков вождей племен в регионе, который они называли «Кимпут», что «Европа» и, по-видимому, относится к Египту (Хут-Ка-Птах) или Эфиопии «Пунт». Они говорили о великой реке, воды которой были солеными и которую не могли пересечь даже большие парусники. Возможно, имеется в виду Атлантический океан или река Нил, или даже и то, и другое. Говорят, что они жили в полурабстве в земле Конг Мукоко, а затем стали торговцами на берегу Пруда Малебо . [ 3 ]
По состоянию на 1908 год Баянци простирался от нижнего течения реки Касаи до главной реки Конго и места впадения реки Убанги . [ 4 ] По состоянию на 1967 год их население на их собственной территории, занимающей около 25 000 квадратных километров (9700 квадратных миль), составляло около 200 000 человек. [ 3 ] Это река Нижняя Квилу между устьями рек Квенге и Кванго . [ 5 ] На севере он простирается вдоль левого берега реки Касаи между 15° и 17° в.д. На юге он простирается по обоим берегам рек Инзия и Лукула. В его состав входили 60 вождей на территории Бандунду , 30 в районе Киквит и 30 на территории Маси-Манимба . [ 6 ] В 1960 году Баянци потребовали создания провинции Северный Квилу. [ 6 ]
Социальная структура
[ редактировать ]У Баянци был король и центральное правительство. Их политическая организация основана на правлении вождя, которое имеет четко определенные границы, в которых мужской клан является аристократами и производит вождей, а женский клан - это свободные люди, которые дают аристократам жен. [ 6 ] В рамках вождя основной единицей является деревня. [ 7 ] Традиционно в каждой деревне был верхний район для старейшин и нижний район для молодых семей. Подростки каждого пола жили в общежитиях. У каждого клана было свое поле, а некоторые участки леса были зарезервированы для использования одним кланом. [ 8 ]
Баянси матрилинейны, считая, что ребенок формируется из крови матери и принадлежит к материнскому клану. Однако отец несет ответственность за поиск жен для своих детей вне клана. [ 9 ] Считается, что бабушки и дедушки перевоплощаются в своих внуках, мертвых или еще живых. [ 10 ]
Колониальные контакты
[ редактировать ]30 октября 1882 года Эдмонд Ханссенс достиг Болобо на реке Конго , где в течение десяти дней вел переговоры с Кукой, королем Баянци, который затем подписал договор, по которому его земли и народ находились под защитой Международной африканской ассоциации . Бригады Хансенса сразу же приступили к строительству станции. Ханссенс отправил « Эклерёр» обратно в Леопольдвиль, чтобы собрать припасы и вернуть лейтенанта Орбана, чтобы он принял на себя командование новой станцией. Ханссенс заключил договоры с конголезским народом в устье Касаи и приобрел землю для поста Квамут . [ 11 ]
В конце августа 1883 года Карл Либрехтс посетил Квамут по пути вверх по реке Конго, чтобы помочь Эмилю Брунфо на сгоревшей станции Болобо в стране Баянци. В ноябре 1883 года Либрехтс вернулся в поисках подкрепления и боеприпасов после того, как Болобо снова был сожжен. 18 января 1884 года, вскоре после третьего пожара в Болобо, прибыл Генри Мортон Стэнли , спускавшийся с водопада Стэнли . [ 12 ] Ханссенс вернулся в Болобо 3 апреля 1884 года, где у лейтенанта Чарльза Либрехтса теперь сложились хорошие отношения с Баянци. Они продолжили движение вверх по течению, основали пост Н'Ганду и заключили договоры с вождями реки. [ 11 ]
Аттилио Печиле, который в течение трех лет был связан с Джакомо ди Бразза в его исследовании региона к северу от Конго, писал в 1887 году, что бакалес, фаны и баянци все еще были язычниками и в основном каннибалами. Он сказал: «Баянци, получившие господство на правом берегу Нижнего Конго, по-видимому, пришли из тех же регионов, что и фаны, на которых они похожи внешне, характером, языком и обычаями. последние — «сухопутные жители», демонстрирующие абсолютный ужас перед водой, баянци всегда были великими речными мореплавателями, так что их первоначальным домом, возможно, был Верхний Убанги, медленно продвигавшийся по этой великой артерии к ее слиянию с Конго. " [ 13 ]
Александр Делькоммюн столкнулся с конвоем пирогов Баянци в марте 1888 года. Он писал:
Мы видим, как проходят несколько каноэ племени Баянци, которые страстно любят торговлю и являются крупными торговцами слоновой костью в этой части штата. Они плывут по воде, чтобы продать свою продукцию вождям Кинчассы и тому Нгалиеме, столь яркий портрет которого Стэнли нарисовал. Их каноэ, длина которых иногда превышает пятнадцать метров, едва ли превышают ширину восьмидесяти-девяноста сантиметров. Товары сложены среди ярких зонтов. Между площадками оставлены места для гребцов обоего пола, которые в количестве пятнадцати-двадцати с жаром гребли в ритме монотонной песни командира команды, стоящего с петухом между ногами на небольшой площадке сзади. . Они родом из региона Болобо, который находится дальше. [ 14 ]
Колониальная эксплуатация
[ редактировать ]Баянци были первыми коренными народами, нанятыми европейцами на работу, это началось примерно в 1883 году. Поскольку баянци и бобанги говорили на вариантах языка бангала , он стал лингва-франка в регионе. Вероятно, они могли свободно работать на бельгийцев, потому что баянци, в свою очередь, нанимали много рабов. [ 15 ] Католический миссионер Август Шинсе использовал Баянци для защиты от местного населения, путешествуя на пяти каноэ и людях, вооруженных 25 пистолетами. В 1889 году он писал о том, как спал на балках Касаи «посреди моей армии Баянци». [ 16 ]
Huileries du Congo Belge (HCB) была дочерней компанией компании по производству мыла Lever Brothers , созданной в 1911 году Уильямом Хескетом Левером , которая управляла плантациями в бассейне Конго по производству пальмового масла , используя принудительный труд . [ 17 ] Отчеты Рене Муше и Виктора Дако показывают, что к 1928 и 1929 годам в положении работников HCB были внесены некоторые ограниченные улучшения. Однако HCB все еще использовал принудительный труд. Дако рекомендовал кормить местных рабочих так же, как и импортированных. Во многих лагерях условия проживания были улучшены, появились дома из жженого кирпича или самана. Однако некоторые лагеря, например деревни Янци, все еще находились в плачевном состоянии. Перенаселенность по-прежнему оставалась проблемой, поскольку, по мнению Дако, домов было слишком мало. Дако считал, что существующие больницы находятся в хорошем состоянии, но их слишком мало и что количество коек следует увеличить в четыре раза. [ 18 ]
Пост-независимость
[ редактировать ]Альянс Баянци (АБАЗИ) — партия, представлявшая интересы Баянци, образованная в конце 1950-х годов. [ 19 ] На белго-конголезской конференции за круглым столом в 1960 году в Брюсселе, посвященной будущему Бельгийского Конго и его институциональным реформам, Альянс Баянци представляли Гастон Миду и его заместитель Вацлав Мбуэни. [ 20 ] На всеобщих выборах в Бельгийском Конго 1960 года Альянс Баянци набрал 21 024 голоса, или 0,95% от общего числа, и получил одно место в палате депутатов. [ 21 ] После обретения Демократической Республикой Конго независимости в 1960 году произошли столкновения с другими баконго и центральным правительством. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Британский музей Баянци .
- ^ Янзи (народ Африки) BnF .
- ^ Jump up to: а б Список литературы 1967 , с. 25.
- ^ Типичный Муянзи .
- ^ Ссылки 1967 , с. 25–26.
- ^ Jump up to: а б с Список литературы 1967 , с. 26 .
- ^ Ссылки 1967 , с. 27.
- ^ Ссылки 1967 , с. 28 .
- ^ Ссылки 1967 , с. 29 .
- ^ Ссылки 1967 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Энгельс, 1946 год .
- ^ Жадо 1952 .
- ^ Географические заметки 1887 года .
- ^ Мумбанза 1997 , с. 277.
- ^ Самарин 1986 , с. 139.
- ^ Самарин 1986 , с. 143.
- ^ Маршал 2008 .
- ^ Маршал 2008 , стр. 94–98.
- ^ Цейлиг 2008 , с. 74.
- ^ Белго-конголезский круглый стол 1960 , стр. 62–63.
- ^ Нолен, Креннерих и Тибо 1999 , стр. 291.
- ^ Олсон 1996 , с. 602.
Источники
[ редактировать ]- Нью Публичная библиотека -Йорка , получено 3 октября 2021 г.
- Баянци , Британский музей , получено 31 октября 2021 г.
- Энгельс А. (23 декабря 1946 г.), «ХАНССЕНС (Эдмонд-Винни-Виктор)» , Biography Coloniale Belge , vol. Я, Инт. Рой. толстая кишка. Бельгия, с. полковник 479–493 , получено 6 сентября 2020 г.
- «Географические заметки» , Nature , 36 (377): 377, 1887, Бибкод : 1887Natur..36R.377. , doi : 10.1038/036377b0 , S2CID 37169480
- «Иянси» , Этнолог , SIL International
- Жадо, Ж.М. (22 декабря 1952 г.), "PAGELS (Жорж-Гийом)" , Biography Coloniale Belge (на французском языке), vol. IV, Инст. Рой. толстая кишка. Бельгия, с. шея. 671–673 , получено 1 октября 2020 г.
- Малембе, Пол (21 декабря 1967 г.), «Политическое общество Янси» , Переводы по Африке к югу от Сахары (669), Объединенная служба исследований публикаций Министерства торговли США , получено 31 октября 2021 г.
- Маршал, Жюль (2008), Призраки лорда Леверхалма: Колониальная эксплуатация в Конго , перевод Мартина Тома, Впервые опубликовано лордом Леверхалмом как Принудительный труд для производства пальмового масла: L'histoire du Congo 1910-1945, том 3 издательством Editions Paula Bellings в 2001, Лондон: Версо, ISBN 978-1-84467-239-4
- Мумбанза, мва Бавеле (1997), «Пирога на западе бассейна Конго в середине XIX века. Вклад в историю мореплавания в доколониальной Африке» , Annales Aequatoria (на французском языке), 18 , Оноре Винк: 239 –298, JSTOR 25837280 , получено 31 октября 2021 г. – через JSTOR.
- Нолен, Д; Креннерих, М; Тибо, Б. (1999), Выборы в Африке: справочник данных , ISBN 0-19-829645-2
- Олсон, Джеймс Стюарт (1996), Народы Африки: Этноисторический словарь , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, ISBN 0-313-27918-7
- Самарин, Уильям Дж. (июнь 1986 г.), «Протестантские миссии и история лингала» , Журнал религии в Африке , 16 (раздел 2), Brill: 138–163, doi : 10.2307/1581409 , JSTOR 1581409 – через JSTOR
- Белго-конголезский круглый стол: исторические дни февраля 1960 года . Брюссель: К. Ван Кортенберг. 1960. OCLC 20742268 .
- Янзи (народ Африки) , Национальная библиотека BnF Франции , получено 31 октября 2021 г.
- Зейлиг, Лео (2008), Лумумба: потерянный лидер Африки , Лондон: Haus, ISBN 9781905791026
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йозеф Франц Тиль: Годы в Конго. Миссионер и этнолог среди баянси. , Лембек, Франкфурт-на-Майне, 2001 г., ISBN 3-87476-381-1.
- Йозеф Франц Тиль: Исторические традиции Янси (Заир). В: Anthropos , Vol. 68, H. 1/2, стр. 235–291 ( JSTOR 40458179 ).
- Реми де Бокор: Баянси Нижнего Квилу. Éditions de l'Aucam, Лувен, 1933 г.
- Герман Хохеггер: библиография Янци, библиография Яки. В: Cahiers des Religions Africaines , Jg. 5, 1972, № 11, с. 113–119.
- Поль Малембе: Эволюция политической системы Янзи 1885–1960 гг. ЭФЕ, Париж, 1970. (Дисс.).
- Ги де План: Властные структуры Баянци. Университетские издания, Париж, 1974 г.
- Социально-политическая организация янси, теке и бома. (Отчеты и протоколы IV Недели этнопастырских занятий, Бандунду, 1968). Центр этнологических исследований, Бандунду, 1970.