Jump to content

Zappo Zap

Люди Сонге в 1947 году со статуей защитника.

Заппо Запс — группа людей сонге из восточного региона Касаи на территории современной Демократической Республики Конго . Они действовали как союзники властей Свободного государства Конго , торгуя слоновой костью, каучуком и рабами. [ 1 ] В 1899 году они были отправлены колониальной администрацией для сбора налогов. Они убили многих жителей деревни, что вызвало международный резонанс. [ 2 ]

Традиционный образ жизни и обычаи

[ редактировать ]

По словам миссионера Уильяма Генри Шеппарда , все люди Заппо Зап имели татуированные лица и заточенные зубы до острых кончиков. Они одевались всего в двухминутные куски ткани из пальмового волокна. Они были вооружены длинными копьями и ядовитыми стальными стрелами. Их железное оружие давало им преимущество в войне, а при наличии ружей это преимущество было решающим. [ 3 ] Они также использовали боевые топоры, известные как Нзаппа зап или заппозап , что и дало им название. [ 4 ] [ 5 ]

Zappo Zaps работали наемниками на тех, кто находился у власти. Они занимались набегами рабов задолго до прибытия европейцев, сжигая деревни, частично поедая тела убитых и продавая сотни рабов суахили торговцам каждый год в обмен на - арабским оружие, боеприпасы и другие промышленные товары. [ 3 ]

Как и сонге в целом, заппо-запы не ограничивали свой каннибализм церемониальными случаями, как это делали другие культуры. Вместо этого они ели человеческое мясо из-за его вкуса, считая его деликатесом, и охотились на людей ради еды, даже когда другой дичи было много. [ 6 ] [ 7 ] Они также без колебаний зарезали и съели некоторых из захваченных ими рабов, поскольку местная ценность раба была меньше, чем ценность свиньи. [ 8 ] За исключением драк или набегов, когда тел было больше, чем можно было съесть, ничего не пропадало зря, и все съедобные части человеческого тела были полностью съедены, включая мозг и глазные яблоки. Мясо жарили или жарили, как бекон. [ 9 ] [ 10 ]

В регионе Касаи Сонгье, и особенно Заппо Запы, пользовались всеобщим восхищением за свою силу, которая позволяла им захватывать и потреблять значительное количество рабов. [ 11 ] Поскольку в регионе был широко распространен каннибализм и рабов часто покупали для стола, первые европейские поселенцы отметили, что обычные цены на рабов, предлагаемые Заппо Запами и другими местными продавцами, «определялись количеством мяса» на теле человека. Шестилетнюю девочку можно было купить по цене карликовой козы , а за крупных и толстых мужчин брали до четырех коз. «Если на человека съедается столько же, сколько на трех коз, он приносит цену трех коз», - сказал поселенец миссионеру Сэмюэлю Лэпсли. [ 12 ] [ 13 ]

Европейские контакты

[ редактировать ]
Расположение Касаи-Ориенталь, между Луалабой и Анголой.

В марте 1883 года Герман Виссманн , первый европейский путешественник в этом регионе, дал имя «Заппо Зап» лидеру, известному как Нсапу Нсапу, который правил городом Мпенги, частью королевства Бен'Эки. Это было поселение с населением более тысячи человек, многие из которых были воинами-рабами, к востоку от реки Санкуру между Кабиндой и Лусамбо . Группа процветала за счет набегов на рабов и торговли с караванами из арабских городов и городов суахили на реке Луалаба на востоке и из Бихе в Анголе на юго-запад. [ 14 ]

В 1883 году Заппо Зап почувствовал себя достаточно сильным, чтобы бросить вызов королю Бен'Эки, что привело к гражданской войне, в которую были вовлечены все работорговцы региона. В 1886 году он был вынужден отступить в место недалеко от Лусамбо , где построил впечатляющую станцию. В 1887 году он проиграл битву на правом берегу Санкуру и был вынужден переправиться через реку со своими 3000 последователями. Он встретился с командующим Свободного государства Конго Полем Ле Маринелем недалеко от Лусамбо и вождем Мукенге Каламбой Лулуа , оба отступали на запад от Луалабы. [ 14 ]

Когда Герман Виссман встретил Заппо Запа в 1887 году, он был одет в тюрбан, рубашку и брюки по арабской моде. Миссионер Лэпсли, который позже встретил сына Заппо Запа, сказал, что его голова была повязана тканью, и он был одет от плеч до колен. Лэпсли подарил Заппо Запу латунную проволоку и ткань и получил взамен несколько молодых рабов. Лэпсли оценил подарок, позже освободил рабов и обучил их в миссии Луэбо . [ 8 ] Заппо Зап умер в 1888 году, и ему наследовал его сын, который также стал известен как Заппо Зап и который переехал со всеми своими людьми, чтобы поселиться возле поста Лулуабург в 1889 году. [ 14 ] Второй Заппо Зап умер в 1894 году. Его брат сменил его и взял имя Заппо Зап, которое стало титулом лидера народа Заппо Зап. [ 1 ]

В некотором смысле Заппо Запс показались миссионерам цивилизованными. Они носили одежду в западном стиле, жили в квадратных домах и могли говорить как по-английски, так и по-французски. С другой стороны, с их выщипанными бровями и ресницами, подпиленными зубами и традициями рабства и каннибализма они были стереотипами западного взгляда на африканских дикарей. [ 15 ] Лэпсли сказал, что Заппо Запс были «великолепными мужчинами и красивыми женщинами, ведущими себя вполне как аристократы». Однако его беспокоило то, как маленькие девочки похотливо танцевали, подражая женщинам постарше. [ 16 ]

Колониальные союзники

[ редактировать ]

Поселение Заппо Зап недалеко от Лулуабурга процветало, и Заппо Зап стали главными союзниками войск короля Леопольда в Касаи. В 1890 г. они помогли отогнать Каламбу от Лулуабурга, в 1891 г. разгромили два ангольских каравана, угрожавшие посту с юга, а в апреле 1895 г. вновь отбили Каламбу от поста. В июле 1895 года они помогли подавить восстание гарнизона Лулуабурга. Zappo Zaps предоставили любовниц большинству европейцев, приобретая при этом дальнейшее влияние. Они стали владельцами крупных коммерческих плантаций, эксплуатируемых рабским трудом и в небольшой степени занимавшихся работорговлей, которую власти предпочитали игнорировать. Но их основной коммерческой деятельностью была торговля слоновой костью и каучуком, они доставляли свои товары в торговые центры в Лусамбо, Луэбо и Бена Макима . [ 1 ]

Кубинская резня

[ редактировать ]

В 1899 году командующий Лулуабургом Дюфур решил потребовать от жителей Кубинского королевства каучук в качестве уплаты налогов. Он попросил Заппо Запа предоставить необходимые силы. Заппо Зап поручил эту работу своему союзнику Мулумбе (или М'лумбе) Нкусу. [ 17 ] Около 500 воинов, вооруженных ружьями, отправились в район Пьянга Королевства Куба, где построили частокол. Они вызвали местных вождей и потребовали шестьдесят рабов, а также стада коз, корзины с едой и 2500 резиновых шариков. Когда вожди отказались платить эту огромную дань, ворота частокола были закрыты, а вожди были убиты. Затем Заппо Запы убивали, грабили и сжигали деревни по всей стране Пьянга. [ 18 ] По меньшей мере четырнадцать деревень были разрушены, и многие люди бежали в буш в разгар сезона дождей. [ 2 ]

Доктор Уильям Моррисон (слева) и доктор Уильям Шеппард (справа) со свидетелями Бакубы, которые приехали в Киншасу на судебный процесс 1909 года против Шеппарда и Моррисона по обвинению в клевете, возбужденному компанией Kasai Rubber Company.

Преподобный Уильям Генри Шеппард был отправлен из южной пресвитерианской миссии в Луебо для расследования. [ 2 ] В дневнике Шеппарда от 14–15 сентября 1899 г. описывается, как он притворился дружелюбным и, задавая случайные вопросы Мулумбе Нкусу, которого он знал, узнал историю того, что произошло, и ему показали останки. [ 19 ]

Прогуливаясь по лагерю с Мулумбой, Шеппард увидел следы каннибализма. Трупов было более сорока, некоторые свисали с деревьев, другие лежали на земле. Многие тела были частично или полностью обескровлены. Три обнаженных трупа были полностью лишены плоти ниже пояса, а у мертвой женщины вся плоть была снята с рук и ног. На вопрос, что случилось с мясом, Мулумба без колебаний ответил, что его съели. Он добавил, что мертвых врагов было больше, но кости съеденных полностью уже выброшены. [ 20 ]

Шеппард насчитал восемьдесят одну правую руку, которая была отрезана и сушилась перед тем, как их повезли показать государственным чиновникам, чего добились Заппо Запс. Он также видел шестьдесят женщин, запертых в загоне, в качестве заложниц и сексуальных рабынь . [ 2 ] Шеппард использовал камеру, чтобы сфотографировать троих молодых людей и одну из пленниц. [ 21 ]

Миссионеры выразили протест, и, к их удивлению, официальные лица Свободного государства отреагировали, приказав освободить женщин-заключенных и арестовать Мулумбу. Мулумба был озадачен арестом, заявив, что он сделал только то, что от него просили. [ 22 ]

В январе 1900 года член Исполнительного комитета по зарубежным миссиям признал получение отчетов и писем о зверствах Заппо Зап от миссионеров, но напомнил миссии о «необходимости предельной осторожности, делая представления по этим вопросам властям, или, публикуя их для всего мира, соблюдать все должное уважение к «властям предержащим» и избегать всего, что могло бы придать какую-либо окраску обвинению в совершении или высказывании вещей, несовместимых с его чисто духовным и неполитическим характером». [ 23 ]

Однако в январе 1900 года газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала отчет, в котором излагались выводы Шеппарда. В нем подробно описывались зверства в стране Бена Камба и говорилось, что Заппо Запс действовали в интересах Свободного государства Конго . Далее говорилось: «Их посылают собирать каучук, слоновую кость, рабов и коз в качестве дани от народа, а затем они могут грабить, сжигать и убивать ради собственного развлечения и выгоды». [ 2 ] Резня вызвала бурю негодования против Дюфура и Свободного государства Конго. [ 17 ] Когда пять лет спустя Марк Твен опубликовал свой «Монолог короля Леопольда» , он упомянул Шеппарда по имени и сослался на свой рассказ о резне. [ 24 ] Сэр Артур Конан Дойл упомянул Zappo Zaps в своей книге 1909 года «Преступление Конго» , но сказал, что их заставляли добывать каучук для войск короля Леопольда, иначе они, в свою очередь, понесут наказание. [ 25 ]

Несмотря на помощь, которую оказали Заппо Запс, только в 1910 году преемники Леопольда, колониальные власти Бельгийского Конго , взяли под контроль Королевство Куба и основали государственный пост в королевской столице. [ 26 ] Государство прекратило использовать Zappo Zaps в качестве вспомогательных сил, и они потеряли свое особое положение, особенно после того, как бельгийское государство захватило колонию в 1908 году. [ 17 ] Сегодня сонге известны металлическими украшениями деревянных скульптур. Заппо Запы считаются самыми искусными кузнецами Сонгье, самыми искусными в ДРК и, возможно, в Африке. [ 27 ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d3a6dfc02049aa85010cdf43df7f947__1721054880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/47/4d3a6dfc02049aa85010cdf43df7f947.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zappo Zap - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)