Zappo Zap

Заппо Запс — группа людей сонге из восточного региона Касаи на территории современной Демократической Республики Конго . Они действовали как союзники властей Свободного государства Конго , торгуя слоновой костью, каучуком и рабами. [ 1 ] В 1899 году они были отправлены колониальной администрацией для сбора налогов. Они убили многих жителей деревни, что вызвало международный резонанс. [ 2 ]
Традиционный образ жизни и обычаи
[ редактировать ]По словам миссионера Уильяма Генри Шеппарда , все люди Заппо Зап имели татуированные лица и заточенные зубы до острых кончиков. Они одевались всего в двухминутные куски ткани из пальмового волокна. Они были вооружены длинными копьями и ядовитыми стальными стрелами. Их железное оружие давало им преимущество в войне, а при наличии ружей это преимущество было решающим. [ 3 ] Они также использовали боевые топоры, известные как Нзаппа зап или заппозап , что и дало им название. [ 4 ] [ 5 ]
Zappo Zaps работали наемниками на тех, кто находился у власти. Они занимались набегами рабов задолго до прибытия европейцев, сжигая деревни, частично поедая тела убитых и продавая сотни рабов суахили торговцам каждый год в обмен на - арабским оружие, боеприпасы и другие промышленные товары. [ 3 ]
Как и сонге в целом, заппо-запы не ограничивали свой каннибализм церемониальными случаями, как это делали другие культуры. Вместо этого они ели человеческое мясо из-за его вкуса, считая его деликатесом, и охотились на людей ради еды, даже когда другой дичи было много. [ 6 ] [ 7 ] Они также без колебаний зарезали и съели некоторых из захваченных ими рабов, поскольку местная ценность раба была меньше, чем ценность свиньи. [ 8 ] За исключением драк или набегов, когда тел было больше, чем можно было съесть, ничего не пропадало зря, и все съедобные части человеческого тела были полностью съедены, включая мозг и глазные яблоки. Мясо жарили или жарили, как бекон. [ 9 ] [ 10 ]
В регионе Касаи Сонгье, и особенно Заппо Запы, пользовались всеобщим восхищением за свою силу, которая позволяла им захватывать и потреблять значительное количество рабов. [ 11 ] Поскольку в регионе был широко распространен каннибализм и рабов часто покупали для стола, первые европейские поселенцы отметили, что обычные цены на рабов, предлагаемые Заппо Запами и другими местными продавцами, «определялись количеством мяса» на теле человека. Шестилетнюю девочку можно было купить по цене карликовой козы , а за крупных и толстых мужчин брали до четырех коз. «Если на человека съедается столько же, сколько на трех коз, он приносит цену трех коз», - сказал поселенец миссионеру Сэмюэлю Лэпсли. [ 12 ] [ 13 ]
Европейские контакты
[ редактировать ]
В марте 1883 года Герман Виссманн , первый европейский путешественник в этом регионе, дал имя «Заппо Зап» лидеру, известному как Нсапу Нсапу, который правил городом Мпенги, частью королевства Бен'Эки. Это было поселение с населением более тысячи человек, многие из которых были воинами-рабами, к востоку от реки Санкуру между Кабиндой и Лусамбо . Группа процветала за счет набегов на рабов и торговли с караванами из арабских городов и городов суахили на реке Луалаба на востоке и из Бихе в Анголе на юго-запад. [ 14 ]
В 1883 году Заппо Зап почувствовал себя достаточно сильным, чтобы бросить вызов королю Бен'Эки, что привело к гражданской войне, в которую были вовлечены все работорговцы региона. В 1886 году он был вынужден отступить в место недалеко от Лусамбо , где построил впечатляющую станцию. В 1887 году он проиграл битву на правом берегу Санкуру и был вынужден переправиться через реку со своими 3000 последователями. Он встретился с командующим Свободного государства Конго Полем Ле Маринелем недалеко от Лусамбо и вождем Мукенге Каламбой Лулуа , оба отступали на запад от Луалабы. [ 14 ]
Когда Герман Виссман встретил Заппо Запа в 1887 году, он был одет в тюрбан, рубашку и брюки по арабской моде. Миссионер Лэпсли, который позже встретил сына Заппо Запа, сказал, что его голова была повязана тканью, и он был одет от плеч до колен. Лэпсли подарил Заппо Запу латунную проволоку и ткань и получил взамен несколько молодых рабов. Лэпсли оценил подарок, позже освободил рабов и обучил их в миссии Луэбо . [ 8 ] Заппо Зап умер в 1888 году, и ему наследовал его сын, который также стал известен как Заппо Зап и который переехал со всеми своими людьми, чтобы поселиться возле поста Лулуабург в 1889 году. [ 14 ] Второй Заппо Зап умер в 1894 году. Его брат сменил его и взял имя Заппо Зап, которое стало титулом лидера народа Заппо Зап. [ 1 ]
В некотором смысле Заппо Запс показались миссионерам цивилизованными. Они носили одежду в западном стиле, жили в квадратных домах и могли говорить как по-английски, так и по-французски. С другой стороны, с их выщипанными бровями и ресницами, подпиленными зубами и традициями рабства и каннибализма они были стереотипами западного взгляда на африканских дикарей. [ 15 ] Лэпсли сказал, что Заппо Запс были «великолепными мужчинами и красивыми женщинами, ведущими себя вполне как аристократы». Однако его беспокоило то, как маленькие девочки похотливо танцевали, подражая женщинам постарше. [ 16 ]
Колониальные союзники
[ редактировать ]Поселение Заппо Зап недалеко от Лулуабурга процветало, и Заппо Зап стали главными союзниками войск короля Леопольда в Касаи. В 1890 г. они помогли отогнать Каламбу от Лулуабурга, в 1891 г. разгромили два ангольских каравана, угрожавшие посту с юга, а в апреле 1895 г. вновь отбили Каламбу от поста. В июле 1895 года они помогли подавить восстание гарнизона Лулуабурга. Zappo Zaps предоставили любовниц большинству европейцев, приобретая при этом дальнейшее влияние. Они стали владельцами крупных коммерческих плантаций, эксплуатируемых рабским трудом и в небольшой степени занимавшихся работорговлей, которую власти предпочитали игнорировать. Но их основной коммерческой деятельностью была торговля слоновой костью и каучуком, они доставляли свои товары в торговые центры в Лусамбо, Луэбо и Бена Макима . [ 1 ]
Кубинская резня
[ редактировать ]В 1899 году командующий Лулуабургом Дюфур решил потребовать от жителей Кубинского королевства каучук в качестве уплаты налогов. Он попросил Заппо Запа предоставить необходимые силы. Заппо Зап поручил эту работу своему союзнику Мулумбе (или М'лумбе) Нкусу. [ 17 ] Около 500 воинов, вооруженных ружьями, отправились в район Пьянга Королевства Куба, где построили частокол. Они вызвали местных вождей и потребовали шестьдесят рабов, а также стада коз, корзины с едой и 2500 резиновых шариков. Когда вожди отказались платить эту огромную дань, ворота частокола были закрыты, а вожди были убиты. Затем Заппо Запы убивали, грабили и сжигали деревни по всей стране Пьянга. [ 18 ] По меньшей мере четырнадцать деревень были разрушены, и многие люди бежали в буш в разгар сезона дождей. [ 2 ]

Преподобный Уильям Генри Шеппард был отправлен из южной пресвитерианской миссии в Луебо для расследования. [ 2 ] В дневнике Шеппарда от 14–15 сентября 1899 г. описывается, как он притворился дружелюбным и, задавая случайные вопросы Мулумбе Нкусу, которого он знал, узнал историю того, что произошло, и ему показали останки. [ 19 ]
Прогуливаясь по лагерю с Мулумбой, Шеппард увидел следы каннибализма. Трупов было более сорока, некоторые свисали с деревьев, другие лежали на земле. Многие тела были частично или полностью обескровлены. Три обнаженных трупа были полностью лишены плоти ниже пояса, а у мертвой женщины вся плоть была снята с рук и ног. На вопрос, что случилось с мясом, Мулумба без колебаний ответил, что его съели. Он добавил, что мертвых врагов было больше, но кости съеденных полностью уже выброшены. [ 20 ]
Шеппард насчитал восемьдесят одну правую руку, которая была отрезана и сушилась перед тем, как их повезли показать государственным чиновникам, чего добились Заппо Запс. Он также видел шестьдесят женщин, запертых в загоне, в качестве заложниц и сексуальных рабынь . [ 2 ] Шеппард использовал камеру, чтобы сфотографировать троих молодых людей и одну из пленниц. [ 21 ]
Миссионеры выразили протест, и, к их удивлению, официальные лица Свободного государства отреагировали, приказав освободить женщин-заключенных и арестовать Мулумбу. Мулумба был озадачен арестом, заявив, что он сделал только то, что от него просили. [ 22 ]
В январе 1900 года член Исполнительного комитета по зарубежным миссиям признал получение отчетов и писем о зверствах Заппо Зап от миссионеров, но напомнил миссии о «необходимости предельной осторожности, делая представления по этим вопросам властям, или, публикуя их для всего мира, соблюдать все должное уважение к «властям предержащим» и избегать всего, что могло бы придать какую-либо окраску обвинению в совершении или высказывании вещей, несовместимых с его чисто духовным и неполитическим характером». [ 23 ]
Однако в январе 1900 года газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала отчет, в котором излагались выводы Шеппарда. В нем подробно описывались зверства в стране Бена Камба и говорилось, что Заппо Запс действовали в интересах Свободного государства Конго . Далее говорилось: «Их посылают собирать каучук, слоновую кость, рабов и коз в качестве дани от народа, а затем они могут грабить, сжигать и убивать ради собственного развлечения и выгоды». [ 2 ] Резня вызвала бурю негодования против Дюфура и Свободного государства Конго. [ 17 ] Когда пять лет спустя Марк Твен опубликовал свой «Монолог короля Леопольда» , он упомянул Шеппарда по имени и сослался на свой рассказ о резне. [ 24 ] Сэр Артур Конан Дойл упомянул Zappo Zaps в своей книге 1909 года «Преступление Конго» , но сказал, что их заставляли добывать каучук для войск короля Леопольда, иначе они, в свою очередь, понесут наказание. [ 25 ]
Несмотря на помощь, которую оказали Заппо Запс, только в 1910 году преемники Леопольда, колониальные власти Бельгийского Конго , взяли под контроль Королевство Куба и основали государственный пост в королевской столице. [ 26 ] Государство прекратило использовать Zappo Zaps в качестве вспомогательных сил, и они потеряли свое особое положение, особенно после того, как бельгийское государство захватило колонию в 1908 году. [ 17 ] Сегодня сонге известны металлическими украшениями деревянных скульптур. Заппо Запы считаются самыми искусными кузнецами Сонгье, самыми искусными в ДРК и, возможно, в Африке. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вансина 2010 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Резня в штате Конго» 1900 год .
- ^ Перейти обратно: а б Фиппс 2002 , с. 137.
- ^ Фиппс 2002 , с. 2020.
- ^ Джойс 1998 , с. 46.
- ^ Фиппс 2002 , стр. 138–139.
- ^ Мерриам 1974 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Фиппс 2002 , с. 138.
- ^ Фиппс 2002 , стр. 137–139.
- ^ Мерриам 1974 , с. 86.
- ^ Фиппс 2002 , с. 139.
- ^ Лэпсли 1893 , с. 175.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 121–123.
- ^ Перейти обратно: а б с Вансина 2010 , с. 25.
- ^ Кэмпбелл 2007 , с. 156.
- ^ Эдгертон 2002 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с Вансина 2010 , с. 27.
- ^ Вансина 2010 , стр. 73.
- ^ Бенедетто 1996 , стр. 121 и далее.
- ^ Бенедетто 1996 , стр. 123–125.
- ^ Фиппс 2002 , с. 142.
- ^ Эдгертон 2002 , с. 135.
- ^ Накаяма и Халуалани 2011 , с. 286.
- ^ Томпсон 2007 , с. 19.
- ^ Дойл 2008 , с. 155.
- ^ Шуп 2011 , с. 156.
- ^ Герберт 2003 , с. 226.
Источники
[ редактировать ]- Бенедетто, Роберт (1996). «Интервью с вождем М'лумбой Н'кусой по поводу рейда Заппо Зап». Пресвитерианские реформаторы в Центральной Африке: документальный отчет об американской пресвитерианской миссии в Конго и борьбе за права человека в Конго, 1890–1918 гг . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10239-6 .
- Кэмпбелл, Джеймс Т. (2007). Средние переходы: Путешествие афроамериканцев в Африку, 1787–2005 гг . Пингвин. ISBN 0-14-311198-1 .
- Дойл, Артур Конан (2008). Преступление Конго . Прочтите HowYouWant.com. ISBN 1-4270-5456-8 .
- Эдгертон, Роберт Б. (2002). Беспокойное сердце Африки: история Конго . Макмиллан. ISBN 0-312-30486-2 .
- Герберт, Евгения В. (2003). Красное золото Африки: медь в доколониальной истории и культуре . Университет Висконсина Пресс. ISBN 0-299-09604-1 .
- Джойс, Том (1998). «Жизненная сила на наковальне: искусство кузнецов из Африки» . АртМетал . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 6 декабря 2012 г. Страница 46 в Wayback Machine (архивировано 3 марта 2016 г.)
- Лэпсли, Сэмюэл Норвелл (1893). Жизнь и письма Сэмюэля Норвелла Лэпсли, миссионера в долине Конго, Западная Африка . Ричмонд, Вирджиния: Whittet & Shepperson.
- «Резня в штате Конго» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 5 января 1900 года . Проверено 5 декабря 2011 г.
- Мерриам, Алан П. (1974). Африканский мир: деревня Басонье в Лупупа Нге . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-30280-9 .
- Накаяма, Томас К.; Халуалани, Рона Тамико (2011). Справочник по критической межкультурной коммуникации . Джон Уайли и сыновья. ISBN 1-4443-9067-8 .
- Фиппс, Уильям Э. (2002). Уильям Шеппард: афроамериканец Ливингстон из Конго . Луисвилл, Кентукки: Женева Пресс. ISBN 0-664-50203-2 .
- Шуп, Джон А. (2011). «Куба» . Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 1-59884-362-1 .
- Сифкес, Кристиан (2022). Съедобные люди: историческое потребление рабов и иностранцев и каннибалистическая торговля человеческой плотью . Нью-Йорк: Берган. ISBN 978-1-80073-613-9 .
- Томпсон, Т. Джек (29 июня 2007 г.). «Захват изображения: африканская миссионерская фотография как порабощение и освобождение» (PDF) . Школа богословия Йельского университета . Проверено 6 декабря 2011 г.
- Вансина, Ян (2010). Колонизация: опыт Кубы в сельской местности Конго, 1880–1960 гг . Университет Висконсина Пресс. ISBN 0-299-23644-7 .