Буковые люди
Общая численность населения | |
---|---|
2,773,000 [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Танзания | |
Языки | |
Рухая | |
Религия | |
Христианство , ислам, религия хайя | |
Родственные этнические группы | |
другие люди Рутара ( БаНьямбо , БаньяНкоре , Бакига , БаТоро , БаНьоро , БаХема , Баруули и люди Бвиси ) |
Ну давай же | |
---|---|
Человек | Хая Ому |
Люди | Аба Хая |
Язык | Ну давай же |
Страна | Бу Хая |
Хайя этническая (или Бахайя ) — группа банту, проживающая в регионе Кагера , на северо-западе Танзании , на западном берегу озера Виктория. По оценкам, хайя, насчитывающие более миллиона человек, составляют примерно 4% населения Танзании. Исторически сложилось так, что хайя имели сложную политическую систему, основанную на королевской власти . Сельское хозяйство, особенно выращивание бананов , занимает центральное место в экономической жизни Хайя. Им приписывают независимое развитие углеродистой стали 2000 лет назад с использованием методов предварительного нагрева.
Этимология
[ редактировать ]По словам Ханса Кори , термин Бахайя ( Хайя для людей-рыбаков) первоначально использовался, чтобы отличить хая от баньямбо Карагве . [3] Говорят, что это различие основано на культурных различиях: экономика хайя преимущественно ориентирована на рыболовство и другие отрасли на озере Виктория, а баньямбо преимущественно занимается скотоводством . Другие источники о происхождении термина Хая цитируют устные свидетельства, в которых говорится, что он произошел от богини по имени Мухая, отцом которой был король Рухинда Мушуре. [4] Вторая версия не так популярна. [5]
История и королевства Хайя
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Лингвистические данные указывают на то, что хайя поселились в регионе Кагера во время экспансии банту . [6] Считается, что они были одними из первых жителей региона, которые практиковали выплавку железа , и были частью гончарной культуры Уреве, производящей железо (предки многих восточных групп банту), датируемой с 5 века до нашей эры по 6 век нашей эры. [7] [8] первые убедительные свидетельства существования поселений раннего железного века Около 200 г. до н.э. появились вдоль озера Виктория в Бухайе. [9] Железные инструменты, возможно, помогли расширить сельскохозяйственное производство в регионе, которое включало сочетание выращивания зерновых культур ( просо и сорго ), корнеплодов и постепенного использования бобов. [9] [10]
Между 800 и 1500 годами нашей эры на образ жизни бахайцев большое влияние оказали другие народы банту, переселившиеся из северной области в районе Великих африканских озер . [11] [12] [13] Говорят, что эти северные народы банту , чьи потомки основали королевства Буньоро-Китара и Буганда , принесли с собой новые породы крупного рогатого скота, а также сорта бананов. [14] Остается неясным, почему эти народы переселились в этот регион, но данные указывают на серьезные экологические изменения, которые облегчили перемещение людей со специализированными методами выпаса скота для адаптации к экологическому стрессу. [9] [14] [15] Одна из основных стратегий адаптации к экологическому стрессу включала использование навоза крупного рогатого скота для поддержания плодородия почвы банановых рощ. Эту практику хайя продолжают и по сей день, но в меньшем объеме из-за сокращения поголовья крупного рогатого скота, которое началось после эпизоотии чумы крупного рогатого скота в 1890-х годах . [16] [17] [18]
Королевства (16-18 века)
[ редактировать ]До создания королевств Хайя землевладение контролировалось корпоративными группами, такими как клан. [11] Религия также играла заметную роль в додинастической социальной структуре и включала в себя верования Баквези , которыми руководили практикующие ( духовные медиумы , прорицатели , жрецы и жрицы), способные общаться или направлять древних богов и богинь Баквези. [12] [11] [19] Устная история указывает на то, что некоторые кланы основали королевства Хайя, начиная примерно с 16 века, например, клан Баянго из королевства Кьямтвара и клан Бакума из королевства Кизиба. [11] Третьим королевством Хайя в этот период было Ихангиро к югу от Кьямтвары. В устных сообщениях говорится, что королевский клан Бахинда вошел в королевство Кьямтвара в 17 веке, присоединив клан Баянго и установив свое правление под властью короля Ругаморы Маэ. [11] Клан Бахинда, правивший королевством Карагве на западе, ведет свою родословную от первого короля Анколе , Рухинды . [20]
Королевства (с 19 века по 1963 год)
[ редактировать ]В конце 18 века королевство Кьямтвара распалось из-за восстаний. [3] Результаты этого распада привели к основанию королевств Киханджа, Букара, Малая Кьямтвара и Бугабо. Результат этого распада разделил руководство четырьмя новыми королевствами между кланами Бахинда и Баканго. Бахинда правили Киханджей и Букарой, а Малая Кьямтвара и Бугабо - Баканго. Согласно сообщениям, Баканго воспользовались возможностью свергнуть бахиндов, которые зависели от их власти. [11] [3] Когда немецкое колониальное правительство установило свою власть в Танганьике в 1890-х годах, существовало шесть королевств Хайя: Кизиба, Ихангиро, Киханджа, Букара, Лесстер Кьямтвара и Бугабо. После англо-германского соглашения 1890 года к нему было добавлено королевство Миссенье, к северу от королевства Кизиба, в результате чего общее количество королевств Хайя составило семь. В 1963 году новое независимое правительство Танзании отменило все формы традиционной королевской власти и правления вождей в стране. Новое правительство предложило королям необходимой квалификации работу. Пять королей Хайя приняли это предложение, в то время как остальные остались почетными королями и продолжили выполнять свои традиционные религиозные и церемониальные обязанности. [21]
Угандо-Танзанийская война
[ редактировать ]В 1978 году исконный регион, к которому принадлежат хайя, подвергся попытке аннексии со стороны бывшего Уганды президента Иди Амина Дада , чье вторжение в регион Кагера во время войны между Угандой и Танзанией в конечном итоге привело к свержению его правительства Армией Танзания .
Царство Хайя
[ редактировать ]Короли Хайя ( бакама ) имели абсолютную власть над своей территорией и возлагали обязанности на определенные кланы. Например, в королевстве Кизиба говорят, что батунда были королевскими телохранителями, королевскими пивоварами Башонде и королевскими поварами Байхузи. [22] Другими обязанностями, возложенными на кланы, были предоставление жен королю, подавление восстаний, производство железа и уход за королевским скотом. Эти возложенные обязанности были направлены на поддержание структуры королевства. король ( мукама Административная система каждого королевства была организована иерархически: наверху стоял ), за которым следовали главный министр ( омукуру ве кибуга ), министры ( батонголе ), совет советников ( лукиико ), главы округов ( бами бэншози ), и деревенские старосты ( бакунгу). [23] [21] Эти делегации были разделены между двумя категориями власти: принцами ( балангира ) королевского происхождения и некоролевскими последователями короля ( батеква ). [21] Во время британского колониального правления Ганда термин катикиро заменил термин Хая омукуру ве кибуга . [21]
из Омута
[ редактировать ]Будущие решения о некоролевских должностях принимались на основе программы обучения под названием омутеко ( возрастной набор ). [22] Эта программа требовала, чтобы все мальчики в возрасте от 10 до 12 лет явились в столицу короля для обучения и профессиональной подготовки. Отбор проводил староста деревни ( мукунгу ) по приказу короля. В устных отчетах описывается, как начальный период обучения длился 10 дней и включал моральные наставления о том, что требуется от мальчиков в отношении их обязанностей перед королевством и своим субокругами. [22] После этого начального периода мальчиков отправляли при королевский двор для дальнейшего обучения, которое включало спорт, игры, танцы и пение, все из которых были соревновательными и состояли из соревнований каждого субокруга друг с другом. [22] Лучшая группа оставалась при дворе для дополнительной подготовки, а остальные были отправлены на моральную и физическую подготовку до тех пор, пока их не призвали. [22] Другое обучение под руководством омутэко включало военное искусство и науку, историю и культуру. [23] В целом, омутеко продолжалось время от времени, продолжаясь примерно три года и устанавливая социальную сплоченность между различными субокругами. [24] По оценкам, 50% принятых мальчиков были уволены после начального периода обучения. [21] Те, кто преуспел, прошли специальную подготовку на курсах, на которых они преуспели. [23]
Сообщается, что молодых женщин также вызывали ко двору короля в рамках программы под названием «бузана» . Эта программа, по свидетельствам миссионеров , была направлена главным образом на то, чтобы удовлетворить сексуальные аппетиты короля. [24]
Война и ритуал
[ редактировать ]Говорят, что важные решения, принимаемые королями, такие как начало войны или набег на соседнее королевство, принимались внутри гадательного дома, называемого бухванкванзи . [25] Внутри этой структуры король вместе со своими самыми доверенными советниками основывал свои решения на предсказаниях прорицателя(ей). Термин бухванкванзи переводится как «плевание жемчуга», что относится к словам мудрости, исходящим из уст тех, кто пророчествует внутри. [25] Наряду с военными операциями короли несли ответственность за плодородие и процветание своего королевства, такие как хороший урожай, здоровый скот, хорошая охота и рыбалка, а также продуктивная экономика. [11] [22] Одними из наиболее важных ритуалов, обеспечивающих эти условия, были церемонии новолуния , проводимые королем каждый месяц под наблюдением религиозных специалистов. Эти церемонии включали пиршества, употребление алкоголя, подношения богам и богиням, а также использование регалий умершего короля в качестве ритуальных катализаторов. [25] Церемонии новолуния также требовали от королей посещения священных центров по всему королевству с подношениями древним богам и богиням Баквези, которые, как считалось, способны принести процветание, плодородие, голод и болезни. [11] [12] [19]
Смерть и обновление
[ редактировать ]Смерть короля повлекла за собой период траура, который требовал от всех жителей королевства прекратить работу до тех пор, пока не будет установлен новый король. [26] Любой, кто будет уличен в нарушении этого временного постановления, будет наказан. Приход к власти нового короля не всегда был плавным переходом. Устные истории повествуют, как фракции королевского клана и двора часто откладывали назначение нового короля, включая королевскую семью, поскольку братья и сестры строили интриги, а также боролись друг с другом за вакантный трон. [3] [11] [27] Двумя наиболее священными предметами, позволившими успешно закрепить трон, были королевские барабаны королевства, тщательно охраняемые кланом, ответственным за них, и челюстная кость умершего короля, которая требовала особого захоронения, сопровождаемого ритуалами, в его королевском погребении. ( гашани ) в своей царской резиденции ( кикале ). [26] [11] Регалии и ритуальные принадлежности бывшего короля будут собраны и храниться в его в Бухванкванзи . доме [25] Вновь избранные короли должны были пройти ритуалы вступления на престол, и по завершении этих ритуалов временное постановление, запрещающее труд, было бы отменено, вернув порядок в королевство. [26]
Арабская торговля и европейские контакты
[ редактировать ]К середине 19 века хайя были связаны с арабов , суахили , ньямвези и сумбвы торговыми сетями . Неясно, когда первые арабы прибыли в Бухайю, но записи указывают на то, что первым арабом, посетившим Буганду, был Ахмед бин Ибрагим в 1841 году, который позже посетил королевство Карагве и построил резиденцию в Кафуро в нескольких милях к востоку от столицы королевства Бвераньянге. [28] По большому счету, арабы больше всего были заинтересованы в приобретении слоновой кости и рабов . Товары, привезенные для обмена, включали медные катушки, ткань, соль, торговые бусы, китайский фарфор и раковины каури . Появление раковин каури ( энсимби ) якобы вытеснило традиционную бартерную систему хайя, став формой валюты, а также предметом, используемым в ритуалах. [20] [21] [25] По сравнению с королевствами Бухая, королевство Карагве имело более прочные связи с арабскими торговыми сетями, с известными торговыми складами в Кафуро и Китенгуре. [20] Однако присутствие арабских торговцев в Кафуо было недолгим после того, как местные жители убили Ахмеда бин Ибрагима за его предполагаемое вмешательство во внутреннюю динамику власти после смерти короля Руманьики I Карагве. [21]
Первыми европейцами , прошедшими через регион Кагера, были Джон Х. Спик и Джеймс А. Грант во время их экспедиции 1860–1861 годов в поисках истока Нила . Их экспедиция, спонсируемая Королевским географическим обществом , началась на Занзибаре в октябре 1860 года и провела их через материк, где они прибыли в Карагве в ноябре 1861 года. Говорят, что по прибытии в Карагве король Руманьика I посоветовался со своими духовными наставниками и: Очистив Спика и Гранта от любой угрозы, он отказался от вступительного взноса ( хонго ), который обычно требовался от иностранцев, вплоть до того, что называл Спика и Гранта своими гостями. [29] [20] В дневнике Спика добродушно говорится о гостеприимстве короля Руманики. [29] Спик уехал из Карагве в Буганду в январе 1862 года, а Грант, вынужденный остаться из-за опухшей ноги, уехал только в апреле. Следующим европейцем, посетившим этот регион, был валлийский журналист Генри Мортон Стэнли в 1874 году. Экспедиция Стэнли, субсидируемая New York Herald и The Daily Telegraph , должна была продолжить картирование озер и рек региона, инициированную Спиком и Грантом. Во время его путешествия по Королевству Ихангиро группа Стэнли вступила в небольшую стычку с королем Нтаре II из-за прохода через его территорию. [30] Группа Стэнли, разбив лагерь на острове Бумбире, провела переговоры с королем Нтаре II и обеспечила проход на север через Карагве по пути в Буганду. В целом, европейские интересы в королевствах Хайя в этот период представляли второстепенный интерес по сравнению с Карагве и Бугандой. [21]
Европейский колониализм в Бухайе
[ редактировать ]По сравнению с королевствами Бухая, королевство Карагве было более могущественным. Однако внутренняя борьба за власть после смерти короля Руманьики I в 1881 году дестабилизировала королевство, и, когда в 1890-х годах в результате эпизоотии чумы крупного рогатого скота погибло более 90% поголовья крупного рогатого скота Карагве, королевство пришло в упадок, от которого оно так и не смогло полностью восстановиться. [24] [21] Примерно в это же время в регион вошли немцы , интересы которых достигли пика из-за сообщений о путешествиях Спика, Гранта и Стэнли. Вместо того, чтобы создавать колониальное правительство, немцы предпочли создать частную колониальную компанию — Общество немецкой колонизации . Это общество, основанное Карлом Петерсом в 1885 году, поставило немцев в конкуренцию британскому присутствию в Восточной Африке.
Немецкий колониализм (1890–1919)
[ редактировать ]После англо-германского соглашения 1890 года граница между британскими и немецкими территориями была проведена вдоль западного берега озера Виктория. Эта линия поставила Буганду под британское влияние, а Бухайю - под влияние Германии. В 1902 году южная часть Буганды, известная как Миссенье, была передана и стала отдельным королевством под властью Германии. [21] Немцы называли регион Кагера Zwischenseengebiet (межозерная территория) и включали Руанду и Бурунди. [31]
прибыли немцы В ноябре 1890 года в Букобу под командованием Эмина-паши . Паша с отрядом около 40 солдат основал немецкую бому в Букобе, которая в то время представляла собой болото в необитаемой низменности вдоль берега озера Виктория. [3] [20] [21] Помимо создания бомы , паша составил договоры о подчинении королям Хайя и признал вождей региона до прибытия своего преемника лейтенанта Вильгельма Лангхельда. Под руководством Лангхельда королевства Хайя управлялись косвенно .
Хайя называл Лангхельда «Бвана Мзури» (мистер Хороший) не потому, что его считали хорошим человеком, а скорее из-за того, что он чрезмерно использовал в своих выступлениях слово мзури (хороший) на суахили. [3] Метод Лангхельда по удержанию королей Хайя под контролем Германии заключался, по его собственным словам, в том, чтобы «натравливать одного против другого». [24] Его преемник, лейтенант Карл Херрманн, ничем не отличался от других в использовании дипломатических манипуляций для удержания королевств Хайя под контролем Германии. Вместе с Херрманном прибыл лейтенант Франц Рихтер - Хая называл Рихтера гауптманом ( капитаном), а его прозвищем было «Бвана Коронго» (мистер Крейн или Аист). Во время последней части командования Рихтера (ок. 1898–1902) он вместе с отрядом аскари и бахамбы (граждан Киханджи) под предводительством короля Кахиги II убил сотни хайя из королевства Букара. [32] Утверждается, что это событие, получившее название резни в Нгого, произошло после того, как Рихтер разозлился во время столкновения с собранием Бакара вдоль реки Нгого. [32] Рихтер, который влиял на дела Хайя посредством военной силы и запугивания, [20] [24] также был замешан в резне 200 человек в 1907 году во время восстания Маджи-Маджи . [33]
С приходом европейцев и христианства этот регион прославился тем, что здесь родился первый африканский римско-католический кардинал, покойный кардинал Лорен Ругамбва ; они также раньше приняли европейский стиль формального образования по сравнению с другими близлежащими племенами. [34] [35] [36]
Археологические открытия и технология железа
[ редактировать ]Археолог Питер Р. Шмидт, сочетая археологию и устные традиции, обнаружил доказательства того, что хайя плавили железную руду для производства углеродистой стали примерно 2300–2000 лет. [7] [11] [37] [38] Это открытие произошло, когда Шмидт работал в деревне Катарука. Старейшины Катаруки сообщили Шмидту, что их предки выплавляли железо под священным святилищем деревом Кайия («место кузницы»). [38] Желая проверить свою собственную историю, старейшины попросили Шмидта провести раскопки под священным деревом-святилищем. [39] Результаты этих раскопок привели к открытию железной печи , датированной углеродом I тысячелетием до нашей эры. [38] [40]
В 1970-х и 1980-х годах Шмидт задокументировал серию экспериментальных плавок, чтобы понять социальные, культурные и технологические процессы прошлого производства железа Хайя. [38] Проблема в то время заключалась в том, что хайя отказались от выплавки чугуна из-за появления дешевой стали из иностранных источников. [40] Хайе, знакомому с методами выплавки железа, позже было поручено воссоздать железную печь. [38] Это включало сбор и подготовку необходимых материалов, таких как железная руда, древесный уголь, глина для изготовления фурм и травы. [38] Хайя, участвовавший в этих экспериментах, смог создать печь и производить железо такого же качества, как и то, что было найдено на стоянках железного века в регионе, таких как КМ2 и КМ3. [7] [37] [38] Выплавка железа, задокументированная в ходе этих экспериментов, была похожа на выплавку стали в мартеновских печах, развитую в Европе в 19 веке. Эти эксперименты побудили Шмидта выдвинуть свою «гипотезу предварительного нагрева». [7] Эта гипотеза предполагает, что предварительный нагрев был важнейшим компонентом технологий раннего железного века в этом регионе, позволяя температурам внутри печи достигать 1300–1400 °C. [37] [41] Во время экспериментальной плавки 1976 года гипотеза предварительного нагрева подтвердилась. [7] Эту гипотезу оспорил Дэвид Киллик. [42] и защищался Шмидтом и археологом Дональдом Эйвери в ответ на критику Киллика. [43] [44] Гипотеза предварительного нагрева Шмидта также была проверена и снова поддержана С. Терри Чайлдсом в 1996 году. [45]
Образцы керна пыльцы в регионе документируют потерю лесных мест обитания и расширение лугов, начиная примерно со 2-го тысячелетия до нашей эры и продолжаясь до 11-го века нашей эры. [9] [15] Утверждается, что развитие пастбищ в регионе Кагера отчасти произошло за счет выплавки железа, поскольку это требовало производства древесного угля в больших масштабах. [9] К 1500 году нашей эры железоплавильные заводы Хайя начали использовать траву мискантидия ( M. Grass). [9] Будучи быстрорастущим возобновляемым ресурсом, трава M. снизила потребность в древесном угле. Кроме того, его использование позволяет увеличить поверхность контакта углерода с железной рудой внутри печи, создавая лучшие условия для плавки. [38]
Культура
[ редактировать ]Традиционно хайя представляют собой патрилинейное общество, построенное вокруг клановой системы ( олуганда ) с общими чертами. Это одно из немногих ранних цивилизованных племен в Танзании и Восточной Африке из-за того, что хайя переняли западную культуру и социальный аспект вестена, чем другие племена. и считаются высокообразованным племенем в Танзании. тотем Все члены высшего племени коллективно идентифицируют себя с ним. [46] Тотемами обычно являются животные, и у каждого клана есть запреты, например, не есть свой тотем и не причинять ему вреда. Хайя, продолжающие практиковать эту традицию, верят, что любой, кто причинит вред или поглотит их тотем, принесет страдания себе и своей семье. [47] Более того, каждый глава семьи мужского пола управляет святилищем ( экикало ), посвященным его предкам. Этим семейным святыням регулярно приносят подношения, такие как банановое пиво ( орубиси ), незрелые бананы и сушеные кофейные зерна, чтобы умилостивить духов предков. [48]
Жемчужина
[ редактировать ]Традиционный дом хайя называется мушонге . сделанный из гибкого тростника, деревянных шестов, бананового волокна и травы, Мушонг, строится сверху вниз и имеет круглую форму с конической вершиной. [49] Слово «мушонге» происходит от термина хая «мушонголе» , что переводится как «человек богатый, влиятельный и уважаемый». [50] Строительство мушонга включает в себя выполнение ритуалов, а также употребление алкоголя во время и после его завершения. [50] [48] Пространственное расположение каждого мушонга определяется деревянными опорами для структурной поддержки и включает секции для мужчин и женщин, загоны для животных и святыни в честь предков. [49] [50] Говорят, что размер мушонга отражал социальную иерархию деревни: самым крупным был вождь, за ним следовали религиозные авторитеты, лидеры кланов, лидеры подкланов и простые люди. [50] Короли Хайя часто перемещались по своему королевству и жили в похожем строении, называемом ньяруджу (дворец). [25] Постепенно мушонге ), а затем на превратилось в конструкцию с глинобитными стенами ( китети конструкцию из сырцового кирпича ( банда ). [50] [49] Сегодня большинство хайя живут в квадратных домах с крышей из гофрированного железа. Причины перехода от народной архитектуры к современному дизайну различаются и включают проблему пространства, поскольку земля в дальнейшем была разделена между семьями, политика Танзании при уджамаа, направленная на развитие сельских районов, и христианские ценности, которые считали народный дизайн отсталым, включая его символические компоненты, отражающие традиционную религию Хайя. [49] [48]
Сельское хозяйство и продовольствие
[ редактировать ]Плодородные почвы для выращивания сельскохозяйственных культур стали проблемой для народа Хайя из-за осадков, вымывающих питательные вещества из почвы и физического состава ландшафта, особенно вдоль побережья озера Виктория, где имеются лишь участки плодородной почвы. [18] [51] Чтобы преодолеть эти проблемы, хайя практикуют смешанное сельское хозяйство вокруг трех типов земель: банановая роща ( кибанджа ), окружающая усадьбу, за которой ухаживают круглый год, поскольку бананы — многолетнее растение; семейные участки ( мусири ) для выращивания дополнительных продуктов питания, таких как кукуруза , маниока , сладкий картофель и другие основные продукты питания ; и общественные луга ( rweya ) для выпаса животных и стрижки травы для различных целей , таких как мульчирование , солома и настилка пола . [16] [50] Также используются лесные массивы, включая заготовку древесины для строительных материалов и древесного угля для приготовления пищи.
Кибанджа . (множественное число бибанджа ) является наиболее важной, когда речь идет о еде хая Сообщается, что регион Кагера производит почти половину бананов, производимых в Танзании, причем кулинарные бананы ( матоке ). большую часть урожая бананов составляют [52] Популярное блюдо матоке включает в себя фасоль с говядиной или рыбой, и оно считается сытным блюдом по сравнению с употреблением только таких культур, как кукуруза и маниока. Другие сорта бананов включают те, которые используются для приготовления пива ( орубиси ) и спиртных напитков ( коньяги ), а также виды, не требующие кулинарной обработки, которые считаются сладкими. Помимо еды и питания, употребление бананов среди хайя включает их ритуальное использование в качестве подношений предкам, а также ритуал под названием кошобекера, который, как полагают, способствует росту ребенка. [53] Рядом с бананами выращивают кофейные кусты, которые когда-то были процветающей товарной культурой для Хайя, пока влияние рынка в сочетании с дождями Эль-Ниньо с 1998 по 2000 год, за которыми последовала сильная засуха, не уничтожило большую часть урожая. [54] [55] [56] Вместо того, чтобы жарить и заваривать кофе для питья, хайя сушат зерна на солнце и жуют их. Кофейные зерна часто дают гостям, посещающим усадьбу, и традиционно их оставляют в качестве подношения предкам в святилищах, а в прошлом их использовали для скрепления кровных договоров, разделяя одно зерно пополам, разрезая пупок и смазывая кровью. на половину боба и поместив его в рот другого участника. [47] [21]
Нехватка навоза крупного рогатого скота и других видов сельскохозяйственных удобрений сильно повлияла на производство бананов среди народа хайя. [16] Более того, распространение бананового ксантомонадного увядания (BXW) в регионе примерно в 2006 году изменило образ жизни кибанджи , что привело к большей зависимости от других культур, таких как маниока и кукуруза. [57] Еще одна проблема, вызывающая обеспокоенность, - это рост молодого населения в регионе и его влияние на наследование земли, поскольку отцы делят свои земельные владения до такой степени, что участки кибанджи слишком малы, чтобы производить достаточно бананов, чтобы прокормить новые семьи, что побуждает все больше хайя направить свои усилия на развитие общественные луга ( ревья ). [16] [58] На общественных лугах можно собирать съедобных кузнечиков ( нсенене ) в сезон. [16] Традиционно женщины хайя должны были собирать этих кузнечиков вручную, хранить пойманных кузнечиков в плетеной корзине и жарить их, чтобы мужчины могли их съесть. Для женщин считалось табу есть нсенене . Сегодня это табу не соблюдается, и мужчины и женщины хайя употребляют их в пищу. Наряду с хайя, другие культурные группы на юго-западе Уганды собирают нсенен как для еды, так и для получения дохода. [59]
Здоровье и медицина
[ редактировать ]У Хайя есть богатый набор традиционных лекарств для лечения болезней. хайя Исследования этномедицины документально подтверждают использование десятков видов растений для лечения широкого спектра проблем со здоровьем, включая малярию , кожные заболевания , инфекции и раны , желудочно-кишечные расстройства и гинекологические проблемы. [60] [61] [62] До появления современной медицины проблемы со здоровьем хайя привлекали внимание традиционных врачей (часто прорицателей или священников), владеющих медицинскими навыками и определяющих болезни. [47] Сегодня человек хайя нередко обращается за услугами как к традиционному врачу, так и к обученным медицинским специалистам, работающим в местных аптеках и клиниках .
Исторически сложилось так, что в регионе Кагера был зарегистрирован первый зарегистрированный случай ВИЧ / СПИДа в Танзании. [63] Описываемый как регион, сильно пострадавший от эпидемии ВИЧ/СПИДа, регион Кагера имеет обширную историю исследований ВИЧ/СПИДа, начиная от статистики зарегистрированных случаев, того, как семьи справляются с инфицированными близкими, гендерного неравенства и утраты традиционных знаний из-за старейшинам, страдающим от вируса, скончавшимся прежде, чем они смогут передать свою мудрость следующему поколению. [64] [65] [66] [67]
Искусство
[ редактировать ]На территории, охватывающей нынешние Мулеба , Букоба-Урбан , Букоба-Рурал и Миссеньи , как и в других районах, где преобладает культура Бухая в регионе Кагера в Танзании , музыкальные представления – пение, танцы и игра на музыкальных инструментах – являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Как и во многих африканских обществах, музыкальные представления хайя неотделимы от повседневных событий, а также от социальной, политической и культурной жизни общества. Традиционно такие события, как свадьба, похороны, поклонение, вознесение на престол, восхваление и возвеличивание королей ( омукама ), праздничные военные танцы ( омуторо ) и героические декламации или самовосхваляющие декламации ( эбэбуго ), лечебные практики, такие как очищение и изгнание зла. настроение, и все случаи, требующие празднования, сопровождались представлениями. [68] В 1952 году всемирно известный этномузыковед Хью Трейси записал песни народа хайя. Эти песни хранятся в Международной библиотеке африканской музыки . В одной из этих песен используются барабанные ритмы энкоито . [69]
Замечательный Бук
[ редактировать ]Политики
[ редактировать ]Мировая фигура
[ редактировать ]- сэр Джордж Кахама
- Кардинал Лугамбва
- Епископ Иосия Кибила
- Наденьте ремень
- Элли Муфуруки
- Руге Мутахаба
Государственные деятели
[ редактировать ]- Баширу Элли , бывший секретарь Госдумы и академик
Аниматоры и художники
[ редактировать ]- Саида Кароли , танзанийский музыкант
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малипуа, Мришо (2014). «Деполитизированная этническая принадлежность в Танзании: структурный и исторический нарратив» . Африка Фокус . 27 (2): 49–70. дои : 10.21825/af.v27i2.4882 . hdl : 1854/LU-6841800 .
- ^ «PeopleGroups.org — Хая» . Архивировано из оригинала 21 октября 2021 г. Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кори, Ганс (1958). История Букобинского района . Мванза, Теннесси: Lake Printers.
- ^ Уок, Ричард (1993). Христос или Вамара? История Северо-Западной епархии Евангелическо-лютеранской церкви Танзании . Букоба, Теннесси: Northwestern Publishers. п. 30.
- ^ Мутембей, Алдин (2001). Поэзия и СПИД в Танзании: изменение метафор и метонимии в устных традициях хайя . Лейден: Исследовательская школа азиатских, африканских и индейских исследований Лейденского университета.
- ^ Уайтли, Питер; Сюэ, Мин; Уилер, Уорд (2018). «Ревизия дерева банту» . Кладистика . 35 (3): 329–348. дои : 10.1111/cla.12353 . ПМИД 34633697 .
- ^ Jump up to: а б с д и Шмидт, Питер; Эйвери, Дональд (1978). «Комплексная выплавка железа и доисторическая культура в Танзании». Наука . 201 (4361): 1085–1089. Бибкод : 1978Sci...201.1085S . дои : 10.1126/science.201.4361.1085 . JSTOR 1746308 . ПМИД 17830304 . S2CID 37926350 .
- ^ Стюарт, Кирсли (1993). «Керамика железного века в Великих озерах Восточной Африки: критический и историографический обзор». Африканский археологический обзор . 11 : 21–37. дои : 10.1007/BF01118141 . JSTOR 25130558 . S2CID 161471395 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шмидт, Питер (1997). «Археологические взгляды на историю изменения ландшафта в Восточной Африке». Журнал африканской истории . 38 (3): 393–421. дои : 10.1017/S002185379700697X . JSTOR 182542 . S2CID 162432883 .
- ^ Шенбрун, Дэвид (1993). «Мы то, что мы едим: древнее сельское хозяйство между Великими озерами». Журнал африканской истории . 34 (1): 1–31. дои : 10.1017/S0021853700032989 . JSTOR 183030 . S2CID 162660041 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шмидт, Питер (1978). Историческая археология: структурный подход в африканской культуре . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- ^ Jump up to: а б с Бергер, Ирис (1981). Религия и сопротивление: восточноафриканские королевства в доколониальный период . Тервурен: Королевский музей Центральной Африки.
- ^ Шенбрун, Дэвид (1998). Зеленое место, хорошее место: аграрные изменения, гендер и социальная идентичность в районе Великих озер до 15 века . Портсмут, Нью-Хэмпшир: Хайнеманн.
- ^ Jump up to: а б Шенбрун, Дэвид (1993). «Стада крупного рогатого скота и банановые сады: историческая география западного региона Великих озер, около 800–1500 годов нашей эры» . Африканский археологический обзор . 11 : 39–72. дои : 10.1007/BF01118142 . S2CID 161913402 . Архивировано из оригинала 06.11.2021 . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Робертшоу, Питер; Тейлор, Дэвид (2000). «Изменение климата и рост политической сложности в Западной Уганде». Журнал африканской истории . 41 (1): 1–28. дои : 10.1017/S0021853799007653 . S2CID 162985062 .
- ^ Jump up to: а б с д и Маруо, Сатоши (2002). «Дифференциация моделей натурального хозяйства среди производителей бананов Хайя на северо-западе Танзании» (PDF) . Монографии по африканским исследованиям . 23 (4): 147–175. дои : 10.14989/68219 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Байджукья, ФП; де Риддер, Н.; Масуки, К.Ф.; Гиллер, К.Э. (2005). «Динамика систем выращивания бананов в районе Букоба, Танзания: изменения в землепользовании, выращивании сельскохозяйственных культур и животноводстве». Сельское хозяйство, экосистемы и окружающая среда . 106 (4): 395–406. дои : 10.1016/j.agee.2004.08.010 .
- ^ Jump up to: а б Макмастер, Д.Н. (1960). «Изменение регионального баланса в районе Букоба Танганьики». Географическое обозрение . 50 (1): 73–88. дои : 10.2307/212336 . JSTOR 212336 .
- ^ Jump up to: а б Тантала, Рене (1989). Ранняя история Китары в Западной Уганде: модели процесса религиозных и политических изменений . Докторская диссертация, Университет Висконсина, Мэдисон.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Катоке, Израиль (1975). Королевство Карагве: История Абаньямбо на северо-западе Танзании, ок. 1400–1915 . Найроби, Кентукки: Восточноафриканское издательство.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хайден, Горан (1969). Политическое развитие в сельской Танзании . Найроби, Кентукки: Восточноафриканское издательство.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ишуми, Абель (1980). Кизиба, культурное наследие старого африканского королевства . Сиракьюс, штат Нью-Йорк: Программа зарубежных и сравнительных исследований, Сиракузский университет.
- ^ Jump up to: а б с Мулокози, Мугьябусо (2002). Африканский эпический спор: исторические, философские и эстетические перспективы эпической поэзии и исполнения . Дар-эс-Салам, TZ: Mkuki na Nyota Publishers.
- ^ Jump up to: а б с д и Остин, Ральф (1968). Северо-западная Танзания под властью Германии и Великобритании: колониальная политика и племенная политика, 1888–1939 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шмидт, Питер (2017). Общественное наследие в Африке: раскрытие местных инициатив в области исследований и разработок . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с Шмидт, Питер (1996). «Ритмированное время и его археологическое значение». В Пвити, Г.; Сопер, Р. (ред.). Аспекты африканской археологии . Хараре, Зимбабве: Университет Зимбабве. стр. 655–662.
- ^ Луамгира, FX (1949). Новости королей Кизибы [История королей Кизибы] . Перевод Каманзи, Г. Кашози, Танганьика: Rumuli Press.
- ^ Грей, Дж. М. (1947). «Ахмед бин Ибрагим – первый араб, достигший Буганды» . Угандийский журнал . 11 (2): 80–97. Архивировано из оригинала 30 октября 2020 г. Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Спик, Джон Х. (1864). Что привело к открытию истока Нила . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья.
- ^ Стэнли, Генри М. (1978). Через Черный континент; Или «Истоки Нила: вокруг Великих озер Экваториальной Африки и вниз по реке Ливингстон к Атлантическому океану» . Торонто: Дж. Б. Магурн.
- ^ Форд, Дж; Холл, Р. де З. (1946). «История Карагве (район Букоба)». Танганьика Примечания и записи . 24 : 3–27.
- ^ Jump up to: а б Шмидт, Питер (2017). «Соревнования между наследием и историей в Танганьике / Танзании: выводы, полученные в результате исследований наследия на уровне сообществ». Журнал общественной археологии и наследия . 4 (2): 85–100. дои : 10.1080/20518196.2017.1308300 . S2CID 132469655 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Аппиа, Кваме Энтони; Гейтс, Генри Луи (27 октября 1999 г.). «Хайя, этническая группа северо-западной Танзании» . Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . ISBN 978-0-465-00071-5 . Проверено 21 сентября 2007 г. .
- ^ «УГАНДА: Профиль Йовери Кагуты Мусевени» . Анализ гуманитарных новостей IRIN в Африке . 15 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2011 г. Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Культурное наследие и традиции Кагера – Букоба – Танзания» . Кагера.орг . Архивировано из оригинала 21 декабря 2005 г. Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Шмидт, Питер; Эйвери, Дональд (1983). «Больше доказательств передовой технологии доисторического железа в Африке». Журнал полевой археологии . 10 (4): 421–434. дои : 10.1179/009346983791504228 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шмидт, Питер (1997). Технология железа в Восточной Африке: символизм, наука и археология . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- ^ Шмидт, Питер (2019). «Слушать и ждать, раскопки позже». В Шмидте, П; Кехо, А. (ред.). Археология слушания . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды. стр. 177–201.
- ^ Jump up to: а б О'Нил, Питер; Мули-младший, Фрэнк; Уэскотт, Дон; Шмидт, Питер (1988). Железное Дерево . Уотертаун, Массачусетс: Документальные образовательные ресурсы.
- ^ Шмидт, Питер; Чайлдс, С. Терри (1985). «Инновации и промышленность в период раннего железного века в Восточной Африке: участки KM2 и KM3 на северо-западе Танзании». Африканский археологический обзор . 3 (1): 53–94. дои : 10.1007/BF01117455 . S2CID 162303042 .
- ^ Киллик, Дэвид (1996). «О претензиях на «передовую» технологию обработки железа в доколониальной Африке». В Шмидте, П. (ред.). Культура и технология производства железа в Африке . Гейнсвилл, Флорида: Издательство Университета Флориды. стр. 247–266.
- ^ Эйвери, Дональд; Шмидт, Питер (1996). «Предварительный нагрев: практика или иллюзия». Культура и технология производства железа в Африке . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды. стр. 267–276.
- ^ Шмидт, Питер (2019). «Наука в Африке: история изобретательности и изобретений в области африканских технологий производства железа». В Вергере, В; Эмблер, К; Ачебе, Н. (ред.). Спутник африканской истории . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. стр. 267–288.
- ^ Чайлдс, С. Терри (1996). «Технологическая история и культура в западной Танзании». В Шмидте, П. (ред.). Культура и технология производства железа в Африке . Гейнсвилл, Флорида: Издательство Университета Флориды.
- ^ Руеламира, Дж.Б. (2003). Традиционное моральное формирование среди бахаев Танзании . Найроби, Кентукки: Публикации CEUA.
- ^ Jump up to: а б с Резе, Герман (1910). Кизиба: Земля и Луэте . Штутгарт, Германия: Верлаг ван Шлитцер и Шреде.
- ^ Jump up to: а б с Карлсон, Роберт (1990). «Банановое пиво, взаимность и умилостивление предков среди хайя Букобы, Танзания». Этнология . 29 (4): 297–311. дои : 10.2307/3773600 . JSTOR 3773600 .
- ^ Jump up to: а б с д Лвамаянга, Кириак (2008). Постоянство и случайность: жизненные процессы и навыки в народной архитектуре региона Кагера, Танзания . Осло: АХО.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Каманзи, Адальбертус (2014). Связность в эволюции: современный дискурс об экософии народа хайя в Танзании . Претория, ЮАР: Африканский институт Южной Африки.
- ^ Ральд, Йорген; Ральд, Карен (1975). Сельская организация в районе Букоба, Танзания (PDF) . Стокгольм, Швеция: Скандинавский институт африканских исследований. Архивировано (PDF) из оригинала 17 ноября 2019 г. Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Галлез, А.; Руньоро, GT; Мбехома, CB; Ван Ден Хауве, И.; Свеннен, Р. (2004). «Быстрое массовое распространение и распространение новых сортов бананов среди мелких фермеров на северо-западе Танзании» . Африканский журнал растениеводства . 12 (1): 7–17. дои : 10.4314/acsj.v12i1.27657 . hdl : 1807/47325 .
- ^ Каманзи, Адальбертус. (2012). « Им нужен был этнограф: «Вот почему они это пропустили!» Исследование ценности бананов среди народа хайя в Букобе, северо-западная Танзания . Архивировано 17 ноября 2019 г. в Wayback Machine . Рабочий документ ASC 104, Центр африканских исследований, Лейден. , Нидерланды.
- ^ Кертис, Кеннет (1992). «Сотрудничество и кооптация: борьба за контроль над рынком в районе Букоба колониальной Танганьики». Международный журнал африканских исторических исследований . 25 (3): 505–538. дои : 10.2307/219023 . JSTOR 219023 .
- ^ Вайс, Брэд (2003). Священные деревья, горькие урожаи: глобализация кофе на северо-западе Танзании . Портсмут: Хайнеманн.
- ^ Регион Кагера (2007). Региональный отчет, 2002/2003 гг.: Национальная выборочная сельскохозяйственная перепись. Архивировано 24 октября 2020 г. в Wayback Machine . Объединенная Республика Танзания.
- ^ Шимвела, М; Блэкберн, Дж; Джонс, Дж; Нкуба, Дж; Наруи-Хандан, Х; Плетц, Р; Бид, Ф; ван Брюгген, А (2017). «Локальное и региональное распространение Banana Xanthomonas Wilt (BXW) в пространстве и времени в Кагере, Танзания» . Патология растений . 66 (6): 1003–1014. дои : 10.1111/ppa.12637 . S2CID 89041884 .
- ^ Мвиджаге, А.; Андерссон, Дж.; де Риддер, Н.; Байджукья, Ф.; Пачини, К.; Гиллер, К. «Влияние изменений в землевладении на натуральное сельское хозяйство: влияние на продуктивность фермерской системы в районе Букоба, Танзания». Журнал африканских исследований и развития . 3 (3): 33–44.
- ^ Агеа, Дж., Бирёмумайсо, Д., Пауэр, М. и Набанога, Г. (2008). Коммерциализация Ruspolia nitidula (кузнечиков) в центральной Уганде. Африканский журнал продовольствия, сельского хозяйства, питания и развития 8 (3): 319–332.
- ^ Моши, М; Отиено, Д; Дональд, Ф; Мбабази, П; Вэйшей, А (2009). «Этномедицина народа хайя округа Бугабо, регион Кагера, северо-западная Танзания» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 5:24 . дои : 10.1186/1746-4269-5-24 . ПМЦ 2739164 . ПМИД 19715617 .
- ^ Моши, М; Отиено, Д; Мбабази, П; Вэйшей, А (2010). «Этномедицина региона Кагера, северо-запад Танзании. Часть 2: Лекарственные растения, используемые в округе Каторо, округ Букоба» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 6:19 . дои : 10.1186/1746-4269-6-19 . ПМК 3224970 . ПМИД 20663166 .
- ^ Моши, М; Отиено, Д; Вейшейт, А (2012). «Этномедицина региона Кагера, северо-запад Танзании. Часть 3: Растения, используемые в традиционной медицине в деревне Кикуку, округ Мулеба» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 8:14 . дои : 10.1186/1746-4269-8-14 . ПМЦ 3349493 . ПМИД 22472473 .
- ^ Магеда, К; Лейна, GH; Ммбага, Э.Дж. (2012). «Высокая первоначальная смертность от ВИЧ/СПИДа и ее предикторы среди пациентов, получающих антиретровирусную терапию в регионе Кагера в Танзании: пятилетнее ретроспективное когортное исследование» . Исследования и лечение СПИДа . 2012 : 843598. doi : 10.1155/2012/843598 . ПМЦ 3437609 . ПМИД 22973505 .
- ^ Львихула, Г; Кальгрен, Л; Киллево, Дж; Сандстром, А. (1993). «Эпидемия СПИДа в регионе Кагера, Танзания — опыт местного населения». Уход за СПИДом . 5 (3): 347–357. дои : 10.1080/09540129308258617 . ПМИД 8218469 .
- ^ Вайс, Брэд (1993). « Покупка ее могилы: деньги, движение и помощь на северо-западе Танзании». Африка . 63 (1): 19–35. дои : 10.2307/1161296 . JSTOR 1161296 . S2CID 143830091 .
- ^ Гитинджи, Валери (2011). «Отсутствие продовольственной безопасности и питания, ВИЧ / СПИД и гендерная уязвимость в Бухайе, Танзания». Журнал исследований мира, гендера и развития . 1 (9): 257–264.
- ^ Шмидт, Питер (2014). «Хардкорная этнография: исследование пересечения болезней, прав человека и наследия». Наследие и общество . 7 (2): 170–188. дои : 10.1179/2159032X14Z.00000000033 . S2CID 144563377 .
- ^ Ндомондо, Матайо (2012). «Женщина может петь и танцевать, но не может танцевать высокими прыжками: музыкальное представление Хайя из Букобы, Танзания». Африканская музыка: Журнал Международной библиотеки африканской музыки . 9 (2): 7–31. дои : 10.21504/amj.v9i2.1802 . ISSN 0065-4019 . JSTOR 24877252 .
- ^ Кайджаге, Комиле. «Орумбугу» . Система академических библиотек Юго-Востока . hdl : 10962/d1013480 .