Сандаве люди
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2013 г. ) |
![]() Традиционная территория Сандаве | |
Общая численность населения | |
---|---|
60,000 (2013) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Сандаве | |
Религия | |
Анимизм , Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Народ хадза , возможно, койсан |
Сандаве — коренная Юго - этническая группа Восточной Африки , проживающая в округа районе Квамторо Чемба региона Додома в центральной Танзании . В 2000 году население Сандаве оценивалось в 40 000 человек. [1]
Язык сандаве — тональный язык, в котором используются щелкающие согласные , как и языки кхое на юге Африки.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Были споры о том, представляют ли сандаве связь с койсанскими охотниками-собирателями из Южной Африки, хотя недавние исследования показывают, что койсаны старше и в основном не связаны с сандаве. [2] [3]
Сегодня сандаве считаются потомками коренных бушменов , в отличие от их современных соседей гого . Они живут в географическом центре старой Германской Восточной Африки , на «Улице караванов», пересекающей ее южный край.
Язык сандаве может иметь общего предка с языками хо на юге Африки. В нем есть щелчки , и он не связан с соседними языками банту , хотя на него оказали легкое влияние соседние кушитские языки .
Сандаве издавна считались экспертами по выживанию во времена нехватки продовольствия из-за сильных традиций охоты и собирательства. Ко времени экспедиций Чарльза Стоукса и Эмина-паши (конец 1880-х - начало 1890-х годов) они также стали пастухами и земледельцами, но все еще имели тенденцию объединяться с народом гого . Лишь во время путешествия лейтенанта Тома фон Принса в 1895 году сандаве были наконец признаны европейцами как отдельный народ, сохраняющий свою независимость. Несмотря на их технологически простую культуру, европейские колонисты считали их политически и военными значимыми, по крайней мере, до начала 20-го века.
Сандаве переняли сельское хозяйство у своих соседей-банту, вероятно, у гого, и разбросали свои дома везде, где был найден подходящий участок земли для выращивания основных культур проса, сорго и, в конечном итоге, кукурузы. Они чувствовали себя некомфортно и не нуждались в более плотной деревенской жизни и оставались, по сути, людьми без гражданства, проявляя мало интереса к «строительству империи». Однако у сандаве существовала традиция взаимного сотрудничества в таких вопросах, как мотыга и молотьба, строительство домов и организация неформальных вечеринок для охоты на свиней и слонов. Они строили свои весьма временные хижины вдали от водоемов, а затем отправлялись на охоту в окрестную местность. Они также, вероятно, не практиковали многоженство до тех пор, пока не начали заниматься сельским хозяйством.
Колониальные времена
[ редактировать ]В середине 19-го века, когда Германия начала колонизировать Африку к югу от Сахары , некоторые кланы Сандаве использовали свой престиж как создатели дождя, чтобы претендовать на статус вождей, но так и не были приняты как таковые. Другие бросили вызов европейскому правлению и массовой миграции прибывающих колонистов вокруг них. Немцам сказали, что человек по имени Мторо обладает некоторой властью. Он был официально назначен старостой или лидером недавно основанной колонии Ньямвези .
Сандаве так ненавидели Мторо и поселенцев Ньямвези, что выгнали их в 1902 году, захватив их скот. Лейтенант Колерман был призван сохранить мир и в течение трех дней убил 800 мужчин сандаве, как сообщается, без потерь, а затем прибыла вторая экспедиция и захватила 1100 голов крупного рогатого скота. Командующий округом доложил о «прогрессе»:
- Усеянную камнями землю Усандаве... населяет все еще воинственный, хищный и неизведанный горный народ, члены которого не признают немецкого правления, живут далеко друг от друга и не терпят никаких вождей или начальников, и поэтому вынуждены радикально избавляться от экспериментально установленные на станции. Сейчас мы держим ситуацию под контролем.
Воодушевленная, немецкая колония вывела свои войска. Но сандаве атаковали, когда солдаты ушли, заявив о готовности противостоять новой экспедиции, и начали преследовать ньямвези. В конце концов, сандаве были «усмирены», и вождями были назначены 22 вождя, в основном из традиционных кланов, вызывающих дождь. Один из старост сказал: «Если кто-нибудь нарушит мой приказ, я обращусь к европейскому сержанту Линке. Он из тех, кто наказывает кандалами и кнутом... Поэтому мои люди видят, что вы живете в мире».
Однако с окончанием колониализма институт вождества быстро рухнул и исчез. Рассказывая свои истории, сандаве отождествляют себя с маленькими животными, которые используют свою хитрость и интеллект, чтобы перехитрить своих опасных и более могущественных врагов. Как понимал это Том фон Принс в своей книге Gegen Araber und Wahehe , «смертельный страх, который должен был существовать, чтобы загнать этих людей за тысячи километров от своих домов к югу от экватора, в гущу бесчисленных странных племен, чтобы обрести покой, может только можно угадать».
Культура
[ редактировать ]Сандаве исповедуют замкнутую и глубоко духовную культуру с упором на анимизм . Считалось, что в пещерах на холмах обитают духи, их уважали и даже боялись. Чтобы не беспокоить этих духов, пещеры избегали, там не пасли животных, не рубили дрова и не ломали ветки. Раз в год сандаве приходили в пещеры, чтобы совершить ритуалы жертвоприношения, чтобы убедиться, что духи не проявят злобу и не помешают общему благополучию общины. Люди группами ходили в пещеры на холмах, выкрикивая молитвы духам, уверяя их, что никто не приходил их беспокоить, а пришел засвидетельствовать свое почтение. Эти молитвы произносились как можно громче, чтобы духи могли слышать, где бы они ни находились. Верования Сандаве также основывались на почитании луны, звезд, времен года и насекомого -богомола . Луна считалась символом жизни и плодородия; прохладный и полезный, он приносил дождь и контролировал цикл плодородия. у женщин. Богомол был божественным посланником, у которого была особая причина появления, и чтобы найти объяснение, обычно обращались к медиуму.
Существовал бог Варонгве, который был настолько абстрактным, далеким и не связанным с благополучием нормальной жизни, что ему редко молились или приносили жертвы. Как и почти во всех регионах Африки, религия состояла из длинной линии предков и прочно сплоченной расширенной семейной системы, которая выступала посредником между живыми существами и очень далеким всемогущим Богом.
Сандаве были и остаются общительным народом, любящим петь, танцевать, музицировать и пить пиво, и имеют огромный запас песен. Все церемонии и ритуалы отличались друг от друга, например, церемонии сбора урожая и ухаживания, а также ритуалы лечения с их трансами, фестивали обрезания и танцы одержимости симбой, в которых танцоры имитировали львов, чтобы бороться с колдовством. Сандаве до сих пор сохраняют сильную устную традицию, любят пересказывать истории, воплощающие коллективную мудрость группы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет этнолога по коду языка: грустный» . Этнолог.com . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Карина М. Шлебуш и др. «Древние геномы Южной Африки оценивают дивергенцию современного человека от 350 000 до 260 000 лет назад». Научный журнал 358(6363) (2017): 652-655. [DOI: 10.1126/science.aao6266]( https://www.science.org/doi/10.1126/science.aao6266 )
- ^ Лоренте-Галдос, Б., Лао, О., Серра-Видаль, Г. и др. Анализ полногеномной последовательности панафриканского набора образцов выявил архаичный поток генов из вымершей базовой популяции современных людей в популяции к югу от Сахары. Геном Биол 20, 77 (2019). [DOI: 10.1186/s13059-019-1684-5]( https://doi.org/10.1186/s13059-019-1684-5 )
- Андреус Бауэр: «Улица караванов»
- Джон Илифф: «Современная история Танганьики», Кембридж, Англия, 1979.
- Маршалл Кавендиш (издатель): «Иллюстрированная энциклопедия человечества».
- Том фон Принс: Против арабов и вахехе , Берлин, 1914 год.