Jump to content

Сандаве люди

Сандаве
Традиционная территория Сандаве
Общая численность населения
60,000 (2013)
Регионы со значительной численностью населения
 Танзания ( район Чемба , регион Додома )
Языки
Сандаве
Религия
Анимизм , Ислам
Родственные этнические группы
Народ хадза , возможно, койсан

Сандаве коренная Юго - этническая группа Восточной Африки , проживающая в округа районе Квамторо Чемба региона Додома в центральной Танзании . В 2000 году население Сандаве оценивалось в 40 000 человек. [1]

Язык сандаве тональный язык, в котором используются щелкающие согласные , как и языки кхое на юге Африки.

Происхождение

[ редактировать ]

Были споры о том, представляют ли сандаве связь с койсанскими охотниками-собирателями из Южной Африки, хотя недавние исследования показывают, что койсаны старше и в основном не связаны с сандаве. [2] [3]

Сегодня сандаве считаются потомками коренных бушменов , в отличие от их современных соседей гого . Они живут в географическом центре старой Германской Восточной Африки , на «Улице караванов», пересекающей ее южный край.

Язык сандаве может иметь общего предка с языками хо на юге Африки. В нем есть щелчки , и он не связан с соседними языками банту , хотя на него оказали легкое влияние соседние кушитские языки .

Сандаве издавна считались экспертами по выживанию во времена нехватки продовольствия из-за сильных традиций охоты и собирательства. Ко времени экспедиций Чарльза Стоукса и Эмина-паши (конец 1880-х - начало 1890-х годов) они также стали пастухами и земледельцами, но все еще имели тенденцию объединяться с народом гого . Лишь во время путешествия лейтенанта Тома фон Принса в 1895 году сандаве были наконец признаны европейцами как отдельный народ, сохраняющий свою независимость. Несмотря на их технологически простую культуру, европейские колонисты считали их политически и военными значимыми, по крайней мере, до начала 20-го века.

Сандаве переняли сельское хозяйство у своих соседей-банту, вероятно, у гого, и разбросали свои дома везде, где был найден подходящий участок земли для выращивания основных культур проса, сорго и, в конечном итоге, кукурузы. Они чувствовали себя некомфортно и не нуждались в более плотной деревенской жизни и оставались, по сути, людьми без гражданства, проявляя мало интереса к «строительству империи». Однако у сандаве существовала традиция взаимного сотрудничества в таких вопросах, как мотыга и молотьба, строительство домов и организация неформальных вечеринок для охоты на свиней и слонов. Они строили свои весьма временные хижины вдали от водоемов, а затем отправлялись на охоту в окрестную местность. Они также, вероятно, не практиковали многоженство до тех пор, пока не начали заниматься сельским хозяйством.

Колониальные времена

[ редактировать ]

В середине 19-го века, когда Германия начала колонизировать Африку к югу от Сахары , некоторые кланы Сандаве использовали свой престиж как создатели дождя, чтобы претендовать на статус вождей, но так и не были приняты как таковые. Другие бросили вызов европейскому правлению и массовой миграции прибывающих колонистов вокруг них. Немцам сказали, что человек по имени Мторо обладает некоторой властью. Он был официально назначен старостой или лидером недавно основанной колонии Ньямвези .

Сандаве так ненавидели Мторо и поселенцев Ньямвези, что выгнали их в 1902 году, захватив их скот. Лейтенант Колерман был призван сохранить мир и в течение трех дней убил 800 мужчин сандаве, как сообщается, без потерь, а затем прибыла вторая экспедиция и захватила 1100 голов крупного рогатого скота. Командующий округом доложил о «прогрессе»:

Усеянную камнями землю Усандаве... населяет все еще воинственный, хищный и неизведанный горный народ, члены которого не признают немецкого правления, живут далеко друг от друга и не терпят никаких вождей или начальников, и поэтому вынуждены радикально избавляться от экспериментально установленные на станции. Сейчас мы держим ситуацию под контролем.

Воодушевленная, немецкая колония вывела свои войска. Но сандаве атаковали, когда солдаты ушли, заявив о готовности противостоять новой экспедиции, и начали преследовать ньямвези. В конце концов, сандаве были «усмирены», и вождями были назначены 22 вождя, в основном из традиционных кланов, вызывающих дождь. Один из старост сказал: «Если кто-нибудь нарушит мой приказ, я обращусь к европейскому сержанту Линке. Он из тех, кто наказывает кандалами и кнутом... Поэтому мои люди видят, что вы живете в мире».

Однако с окончанием колониализма институт вождества быстро рухнул и исчез. Рассказывая свои истории, сандаве отождествляют себя с маленькими животными, которые используют свою хитрость и интеллект, чтобы перехитрить своих опасных и более могущественных врагов. Как понимал это Том фон Принс в своей книге Gegen Araber und Wahehe , «смертельный страх, который должен был существовать, чтобы загнать этих людей за тысячи километров от своих домов к югу от экватора, в гущу бесчисленных странных племен, чтобы обрести покой, может только можно угадать».

Культура

[ редактировать ]

Сандаве исповедуют замкнутую и глубоко духовную культуру с упором на анимизм . Считалось, что в пещерах на холмах обитают духи, их уважали и даже боялись. Чтобы не беспокоить этих духов, пещеры избегали, там не пасли животных, не рубили дрова и не ломали ветки. Раз в год сандаве приходили в пещеры, чтобы совершить ритуалы жертвоприношения, чтобы убедиться, что духи не проявят злобу и не помешают общему благополучию общины. Люди группами ходили в пещеры на холмах, выкрикивая молитвы духам, уверяя их, что никто не приходил их беспокоить, а пришел засвидетельствовать свое почтение. Эти молитвы произносились как можно громче, чтобы духи могли слышать, где бы они ни находились. Верования Сандаве также основывались на почитании луны, звезд, времен года и насекомого -богомола . Луна считалась символом жизни и плодородия; прохладный и полезный, он приносил дождь и контролировал цикл плодородия. у женщин. Богомол был божественным посланником, у которого была особая причина появления, и чтобы найти объяснение, обычно обращались к медиуму.

Существовал бог Варонгве, который был настолько абстрактным, далеким и не связанным с благополучием нормальной жизни, что ему редко молились или приносили жертвы. Как и почти во всех регионах Африки, религия состояла из длинной линии предков и прочно сплоченной расширенной семейной системы, которая выступала посредником между живыми существами и очень далеким всемогущим Богом.

Сандаве были и остаются общительным народом, любящим петь, танцевать, музицировать и пить пиво, и имеют огромный запас песен. Все церемонии и ритуалы отличались друг от друга, например, церемонии сбора урожая и ухаживания, а также ритуалы лечения с их трансами, фестивали обрезания и танцы одержимости симбой, в которых танцоры имитировали львов, чтобы бороться с колдовством. Сандаве до сих пор сохраняют сильную устную традицию, любят пересказывать истории, воплощающие коллективную мудрость группы.

  1. ^ «Отчет этнолога по коду языка: грустный» . Этнолог.com . Проверено 1 августа 2012 г.
  2. ^ Карина М. Шлебуш и др. «Древние геномы Южной Африки оценивают дивергенцию современного человека от 350 000 до 260 000 лет назад». Научный журнал 358(6363) (2017): 652-655. [DOI: 10.1126/science.aao6266]( https://www.science.org/doi/10.1126/science.aao6266 )
  3. ^ Лоренте-Галдос, Б., Лао, О., Серра-Видаль, Г. и др. Анализ полногеномной последовательности панафриканского набора образцов выявил архаичный поток генов из вымершей базовой популяции современных людей в популяции к югу от Сахары. Геном Биол 20, 77 (2019). [DOI: 10.1186/s13059-019-1684-5]( https://doi.org/10.1186/s13059-019-1684-5 )
  • Андреус Бауэр: «Улица караванов»
  • Джон Илифф: «Современная история Танганьики», Кембридж, Англия, 1979.
  • Маршалл Кавендиш (издатель): «Иллюстрированная энциклопедия человечества».
  • Том фон Принс: Против арабов и вахехе , Берлин, 1914 год.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2939467fe794ff25ef8d6b4e5e1d4d5f__1699104240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/5f/2939467fe794ff25ef8d6b4e5e1d4d5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sandawe people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)