народ ньямвези
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
4 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Танзания | |
Языки | |
Ньямвези | |
Религия | |
Христианство , Ислам , Африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Сукума люди |
Ньямвези | |
---|---|
Человек | Луна |
Люди | Лунщики |
Язык | Киньямвези |
Страна | На этот раз |
Ньямвези Ваньямвези , или , — одна из банту групп Восточной Африки . Это вторая по величине этническая группа в Танзании . [ нужна ссылка ] Прародина народа ньямвези находится в некоторых частях регионов Табора , Сингида , Шиньянга и Катави . Термин Ньямвези имеет суахилиское происхождение и переводится как «люди Луны» или «люди запада», причем последнее имеет большее значение в контексте.
Исторически сложилось так, что существовало пять этнических групп, каждая из которых называла себя ваньямвези посторонним: Кимбу , Кононго , Ньямвези, Сукума и Сумбва , которые никогда не были объединены. Все группы, которые обычно объединяются, имеют во многом схожие культуры, но рассматривать их как одну группу — слишком упрощенно. [1] Ньямвези имеют тесные связи с сукума и, как полагают, были одной этнической группой до тех пор, пока ньямвези не начали свои набеги на побережье для торговли на дальние расстояния. Сукума называли ньямвези « дакама» , что означает «люди юга», а дакама называли сукума « народом севера». Их родина называется Уньямвези , и они говорят на языке киньямвези , но многие также говорят на суахили или английском языке .
Древние индийские тексты упоминают Ньямвези, или «людей Луны», термин, который до сих пор используется для обозначения народа Ньямвези в Танзании. [2]
Лишь в XIX веке это имя можно было встретить в европейской литературе; этот термин может включать практически любого жителя западного плато. Путешествие научило их, что другие называли их Ньямвези, и почти все мужчины приняли имя, данное им прибрежными жителями, что указывает на то, что Ньямвези пришли с запада. Столетие спустя их земля по-прежнему называется «Большой Уньямвези», ее площадь составляет около 35 000 квадратных миль (91 000 км²). 2 ) холмистой местности на высоте около 4000 футов (1200 м).
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Согласно устной традиции , ньямвези, как полагают, поселились в западно-центральной части Танзании (их нынешнее местонахождение) где-то в 17 веке. Самые ранние свидетельства происходят из Галахансы и подтверждают их присутствие там в конце 17 века. Когда-то они были рыбаками и кочевыми земледельцами из-за плохого качества почвы в этом районе. Путешествия сделали их профессиональными торговцами.
К 1800 году они вели караваны к побережью Катанги, чтобы торговать медью , воском, солью, слоновой костью и рабами . К 1825 году арабские и индийские торговцы рабами и слоновой костью достигли Ньямвези. Они также начали приобретать оружие и создавать регулярные армии, что привело к внутриплеменным войнам и некоторым конфликтам с арабами на побережье на протяжении всего XIX века. Их можно считать обществом стяжательства, которое часто обвиняют в том, что они думают только о том, как заработать деньги.
Ньямвези издавна были оседлым земледельческим и скотоводческим народом, прибывшим на западное плато в 16 веке и первоначально жившим в мозаике небольших и независимых вождеств, медленно созданных правящими династиями. По словам католического миссионера , их могло быть более 150 человек, в каждом из которых были свои советники, старейшины и придворные рабы. В XIX веке они уже были признаны крупными рабовладельцами и славились своими стадами. Хотя крупный рогатый скот был важен, уход за ним не был частью племенной жизни. Ньямвези часто нанимали профессиональных пастухов, иммигрантов тутси , для ухода за стадами своего скота.
19 век
[ редактировать ]В начале 1800-х годов существовало несколько королевств Ньямвези, таких как Уньяниембе , Уланхулу и Урамбо . Унианиембе был, пожалуй, самым могущественным, поскольку контролировал торговый город Табора и имел тесные связи с арабами Занзибара через арабскую общину Табора. Когда Мниваселе унаследовал трон Уньяниембе в 1858 году, арабы помогли ему изгнать его соперника Мкасиву , ушедшего в изгнание в Уланхулу. Когда позже Мниваселе попытался усилить свой контроль над торговым сообществом Уньяниембе, союзным с Мкасивой, что привело к еще большему конфликту между Уньяниембе и Уланхулу в 1860 году. Результатом конфликта стало то, что Мкасива занял трон Уньяниембе. В 1871 году Уньяниембе был вовлечен в еще одну войну, на этот раз против Урамбо, которым в это время правил работорговец и торговец слоновой костью, известный как Мирамбо . В 1873 году силы Урамбо заблокировали торговлю слоновой костью в Таборе, в результате чего цены на слоновую кость выросли во всем мире. [3] Война продолжалась до смерти Мирамбо в 1884 году. [4]
В XIX веке поселения описывались как типично большие, компактные и укрепленные для обороны прочными деревянными частоколами, часто на высоких и недоступных скалистых местах. Когда немцы наконец установили мир, население не рассеялось сразу, а медленно, в течение пятидесяти лет, возникла современная модель разбросанных поселений.
Немецкие колонизаторы, контролирующие Танзанию с конца 19-го века (называя ее Германской Восточной Африкой ), обнаружили, что ньямвези активно участвуют в торговых отношениях с арабами и островом Занзибар , доминируя в качестве торговцев и носильщиков с 1850 года. (Хотя Илифф перечисляет, вероятно, 100 000 человек). Путешествуя к побережью и обратно, Абрахамс перечисляет возможные 200 000 человек, пользующихся многими боковыми «дорогами», причем некоторые совершают поездку до 20 раз.) Несмотря на внешние контакты Ньямвези, колонии Ньямвези были удивительно устойчивы к иностранной культуре. Колонии Ньямвези за пределами Уньямвези долгое время оставались самостоятельными в культурном отношении. В самом Уньямвези различные образы жизни либо были поглощены существующим порядком, подобно тому, как Нгони стали просто еще одним вождеством, либо оказались изолированными, как арабы Таборы. Но при всех их плохих отношениях с побережьем и консерватизме возможность путешествовать считалась ценным и мужественным атрибутом.
Многие торговые пути пересекали Уньямвези, и ньямвези имели доступ к слоновой кости и рабам, простирающимся от побережья до внутренних районов страны, вплоть до Конго . Западные Ньямвези прибыли на побережье со слоновой костью около 1800 года, и прибрежные торговцы вскоре последовали за этим, наконец войдя в Уньямвези и достигнув Уджиджи к 1831 году. Произошла своего рода калифорнийская золотая лихорадка Конго в отношении слоновой кости Манджемы к западу от озера Танганьика. . Ньямвези, глубоко вовлеченные в торговлю, приветствовали торговцев. Самым гостеприимным вождеством было Уньяниембе, где арабские торговцы установили связь Таборы с Озерным краем за ней.
Конфликты между вождями и арабскими торговцами продолжались всю вторую половину XIX века. Такие вожди, как Исике и Мирамбо, которые больше не были чисто ритуальными, обнаружили, что появление огнестрельного оружия позволило им создать постоянные армии и новую государственную организацию. Именно огнестрельное оружие и торговля преобразовали регион, поскольку торговля приносила богатство, необходимое для приобретения огнестрельного оружия. Вожди обычно были ритуальными фигурами, у которых не было очень жестких правил преемственности. Они жили очень ограниченной жизнью, причем наиболее важные обязанности выполняли старосты. Их задушили, когда они серьезно заболели (как, вероятно, случилось с Мирамбо, умирающим от рака ), поскольку благополучие государства и его продолжение были связаны с главой и его подчиненными администраторами. Возникла иерархия территориальных отделений. Были субвожди, помощники вождя, старейшины, ритуальные чиновники и т. д., поскольку каждая династия захватывала власть у другой. Большой Ньямвези стал зоной боевых действий.
К 1890 году немцы продвинулись дальше в сторону Таборы, западной части Танганьики. Он расположен внутри земли Ньямвези. Там они встретили жесткое сопротивление со стороны Исике, потомственного правителя Уньяниембе. Исике был единственным лидером в Ньямвезиленде, который был готов защищать свою страну до последней капли крови.
По данным европейской разведки и переписке миссионеров и исследователей, Исике возглавлял немецкий список серьезных противников европейцев. С приходом немцев Исике остался один: его арабские союзники уступили и отказались от давних отношений, которые у них были со времен отца Исике Мкасивы. Арабы признали и признали европейскую военную мощь, которую они поддерживали в войне против Исике.
Исике был преданным правителем, посвятившим свою жизнь долголетию своего государства Ньяньембе. Он был внимателен к вопросам государственного управления. Немногословный человек. В общении с людьми он больше слушал, чем говорил.
Исике был осторожен в своих отношениях со всеми иностранцами. Его центристские взгляды стремились найти средний путь к балансу трехсторонних отношений в караванной торговле. Треугольные властные отношения между 1. местными правителями, 2. арабами-индейцами и 3. европейцами. Его осведомленность и знание силовых механизмов трех сторон треугольника поддерживали его авторитет.
В ожидании иностранных вторжений Исике построил крепость вокруг королевских дворов Ньяньембе в Итетемии. Это был специально построенный оборонительный оплот, чтобы сдерживать захватчиков. Построен с толстыми стенами из камня и глиняного раствора, укрепленными огнем. Стены были примерно три фута в ширину и десять футов в высоту. В верхней части стен были изогнутые отверстия, стратегически предназначенные для снайперов -руга-руга, где они могли разместить оружие для защиты базы крепости.
В отличие от современников Исике Мирамбо и Ньюнгу-я-Маве (двоюродного брата Исике), которые участвовали в авангарде боевых действий, возглавляя свои порочные армии руга-руга, Исике решил управлять своими силами руга-руга из своего командного центра внутри крепости. Он никогда не выполнял требования Германии или приглашения принять участие в якобы мирных переговорах. Вместо этого он отправил только послов. Он отказался выйти из своей крепости для личных переговоров с захватчиками.
Первая попытка немцев усмирить Исике с треском провалилась в 1890 году. Их небольшая армия и слабая военная техника не справились с этой задачей. Исике придерживался своей тактики забаррикадироваться в своей крепости.
Немецкие власти поручили лейтенанту Тому фон Принсу специально бросить вызов и подавить сопротивление Исике любыми необходимыми средствами. На этот раз немцы были лучше подготовлены благодаря дополнительному подкреплению, включая местных дезертиров руга-руга, которых заманили щедрыми наградами работать на немцев в качестве наемников. Лейтенант Том фон Принс Военный был оснащен лучшим вооружением.
Он также сформировал коалицию добровольных дезертиров, квалифицированных и опытных арабских ополченцев при поддержке принцессы Ньянсо (двоюродной сестры-соперницы Исике) и Руга-руга из других послушных правителей Ньямвези. Наемники Руга-Руга и марионетки арабской милиции не только увеличили численность личного состава немецкой армии, но и добровольно предоставили всю жизненно важную разведывательную информацию, которая могла подорвать оборонительные стратегии Исике.
В 1891 году немцы усвоили горький урок, потеряв половину своих войск в Каленге. Их армия была уничтожена, когда они напали на правителя хехе Мкваву — зятя Исике и верного союзника. Немцы знали, что два лидера вступили в сговор, поддерживая тесные контакты и обмениваясь разведданными, пытаясь предотвратить иностранное вторжение.
До 1893 года немцы предприняли две крупные безуспешные атаки, пытаясь победить Исике, за которыми последовали периодические многочисленные стычки. Третье яростное наступление немцев стало решающим большим ударом. Немецкая армия; смог прорваться в крепость Исике. Осознав неизбежное поражение, вместо того, чтобы сдаться и попасть в плен к победителям, Исике покончил жизнь самоубийством. Он поджег оставшиеся бочонки с порохом, хранившиеся в арсенале, где забаррикадировался среди желающих родственников и жен. Он не хотел жить недостойной жалкой жизнью под властью иностранных оккупантов.
Перед поражением Исике в 1891 году Ньянсо был назначен союзным немцами правителем Уньяниембе. Смерть Исике в 1893 году закрепила победу Германа над ним. Это событие решило судьбу доминирования Ньямвези на центральном караванном торговом пути. Немцы беспрепятственно возвысили свою власть на землях Уньямвези, а затем и в Танганьике. Немецкая стратегия по формированию совместной сильной коалиции врагов Исике оправдала себя. В противном случае это была бы напряженная задача. Немцам потребовалось бы больше времени, чтобы сломить решимость Исике. Лишь брат Исике Свету продолжал открыто сопротивляться на периферии.
Когда крепость Итеемия Исике пала в руках немцев, его брат Свету отступил в лесную местность Миёмбо с оставшимися верными взводами руга-руга. Свету в течение примерно двух лет предпринимал спорадические партизанские нападения на немецких захватчиков. Однако партизанская тактика Свету не была такой организованной, как у Мквавы. Военные усилия немцев сосредоточились на Мкваве после завоевания Уньямвези.
Уньямвези был «усмирен» немцами в 1893 году; только вождь Исике вокруг Таборы оказал серьезное сопротивление. Немцы приняли форму косвенного правления в регионе, когда вожди становились административными агентами центрального правительства, получая бухгалтерские книги в качестве формального знака признания. Ожидалось, что со временем вожди будут поддерживать порядок и собирать налоги. Если предыдущие офицеры приветствовали их сотрудничество, то более поздние офицеры стали относиться к этому с подозрением и даже намеренно ликвидировали вождество.
Еще в 1906 году немецкий этнолог Карл Войле сказал следующее: «Даже европейские караваны ожидали, что носильщики получат еду и питье из местных деревень, через которые они проходили»
После того, как немцы были изгнаны из Таборы во время Первой мировой войны , британцы захватили власть в 1919 году и правили Танзанией до обретения ею независимости в 1961 году. Для борьбы с сонной болезнью многие люди были переселены в новые деревни, свободные от этой болезни. [5]
Социальная организация
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что деревни обычно не были родственными единицами, и люди находили своих родственников разбросанными по обширным территориям. Супруги обычно приезжали из-за пределов Тембеса, а сыновья обычно уезжали из усадьбы своего отца. Основные члены «домашней группы» состояли из мужа, его жены или жен, а также всех детей, которые все еще жили с ними. Иногда родственников, например, мать, младших неженатых братьев или сестер и их детей можно было встретить вместе. Представители обоих полов обычно ели раздельно. В целом мужчины выполняли тяжелую работу, а женщины выполняли повторяющиеся задачи и большую часть повседневной сельскохозяйственной работы.
В идеале каждый взрослый человек должен быть женат, а каждая замужняя женщина должна иметь свое хозяйство и приносить свою домашнюю утварь. Говорят, что формально мужу принадлежат хижина жены, поля и большая часть еды в доме, но мудрый муж обычно прислушивается к советам жены. Между женами не было особого ранга, хотя иногда признавался старшинство с точки зрения того, кто впервые женился. Ревность и колдовство были обычным явлением, во многом зависевшим от того, насколько хорошо ладили между собой жены. В отличие от Вагого , развод был обычным явлением: подавляющее большинство людей переживали по крайней мере один развод к пятидесяти годам, который включал возврат выкупа за вычетом количества и пола рожденных детей. Развод чаще всего совершался путем разделения одной из сторон. Суды вождеств находили определенные причины для автоматического оправдания развода: дезертирство женщины, удар жены, прелюбодеяние жены , сексуальный отказ жены и аборт - все это было адекватными причинами. Основаниями для развода со стороны мужа были невыполнение женой домашних обязанностей, самовольное посещение врача, возможное бесплодие. Жена могла развестись, если муж на какое-то время бросил ее, не поддерживая ее; если муж серьезно ранил ее, например, сломав конечность, а не просто избив; мужа импотенция или извращения; или если ее муж вообще не смог должным образом обеспечить ее и ее детей. Прелюбодеяние мужа не может быть одним из оснований.
Младшему брату ее бывшего мужа было принято наследовать вдове (своего рода система безопасности «вдов и сирот»), хотя это делалось не против ее воли. Среди некоторых особенно предпочиталось наследование вдовы сыном сестры ее мужа.
Частью системы Ньямвези всегда было то, что вождь получал дань, приносил народу успех и процветание и играл активную роль в церемониях. Говорили, что вся земля принадлежала вождю, и он имел право изгонять ведьм и нежелательных лиц; злоупотребления сдерживались общей необходимостью поддерживать большую численность населения; и хотя никто не имел права продавать землю в вождестве, люди имели значительную гарантию своих прав на землю. Разрешение на расчистку земли не требовалось, но были приняты меры, чтобы не конфликтовать с другими жителями этого района. Если на участке, подлежащем наследованию, не хватало земли, староста мог настоять на других владениях. Вода была бесплатной для всех.
Ньямвези были очень религиозными людьми, а нтеми были их ритуальным, религиозным лидером и священником.
Экономическая организация
[ редактировать ]Охотники на слонов исторически были одним из самых престижных занятий среди ньямвези, поскольку охотники на слонов могли очень разбогатеть на торговле слоновой костью. Охотники на слонов были организованы в гильдию, в которую принимали только тех, кто мог пройти обучение и связанные с ним испытания. Охота имела самые разнообразные формы. Члены гильдии часто использовали смертельный яд, и когда они его применяли, по словам немецкого сержанта, «он действовал медленно, но верно».
Члены гильдии верили, что обладают мощной охотничьей медициной, полученной в результате тщательного обучения, выслеживания дичи на всех типах местности и быстрого и бесшумного перемещения по тернистому подлеску. Охота на слонов привела к сокращению популяции слонов, что в сочетании с ростом торговли рабами привело к большим изменениям в социальных и экономических условиях.
Основным продуктом питания Ньямвези исторически было угали — каша, приготовленная из мамалыги и подаваемая с мясом и овощами. Также было распространено пиво, приготовленное из ферментированной кукурузы, сорго или проса . Козы использовались для жертвоприношений предкам, но экономическая ценность коз и овец заключалась в их мясе и шкурах. По традиции пять коз или овец равнялись одному быку; два быка стоили одной коровы. Их год делится на два сезона: влажный и сухой, со значительными вариациями в зависимости от времени и места.
Помимо земледелия, ремесло было занятием по совместительству и не передавалось по наследству. Важными товарами, продаваемыми на региональном уровне, были барабаны, ковши, табуреты, ящики для хранения зерна и табакерки из рога. Железо и ткань играли очень важную роль в региональных сетях, но суконная промышленность, в частности, переживала кризис в 1857 году из-за жесткой конкуренции со стороны Индии и в течение следующих шестидесяти лет почти исчезла. Изделия из железа происходили из локализованных поселений, продукция которых затем продавалась на обширных территориях: луки, стрелы, копья, оплата штрафов и чрезвычайно ценные мотыги для выкупа невесты - все это производилось кузнецами со значительным ритуалом.
Рабство
[ редактировать ]Рабство было важным, и вожди и другие правительственные чиновники владели наибольшим количеством рабов, иногда более тысячи, поскольку по мере того, как носильщики становились все более и более важными, а поскольку многие люди путешествовали, рабочей силы для обработки земли становилось все меньше, и рабов требовалось все больше и больше. Рабам, оставшимся в этом районе, судя по всему, жилось легче и безопаснее, чем тем, кого отправили на побережье. Домашние рабы часто жили и ели вместе со своими хозяевами, им разрешалось работать самостоятельно, они могли владеть собственными рабами и домашним скотом; верным рабам можно было даже получить часть вождества, и нередко рабы занимали позиции большого влияния и власти.
Несмотря на то, что работорговля и набеги за пределами Уньямвези были значительными, некоторые люди стали рабами из-за долгов. До 19 века рабство допускалось, но Ньямвези относилось к нему свысока. Во время социальных и экономических перемен XIX века отношение изменилось, и работорговля неуклонно росла. Торговля слоновой костью значительно увеличила работорговлю, хотя она долгое время играла важную роль во внутри- и межрегиональной торговле. Как и в случае со скотом, рабы также были нужны и востребованы из-за их престижной ценности, поскольку мужчины могли получить влияние и социальные связи, они могли даже производить с ними брачные платежи. Раба редко использовали только для перевозки слоновой кости. Носильщиков из слоновой кости следует рассматривать как бесплатный и добровольный труд, хотя верно, что временами они подвергались финансовому насилию со стороны своих вождей, но позже эти люди были побеждены арабами.
Демография
[ редактировать ]С созданием Германской Восточной Африки в 19 веке миссионеры Моравской церкви прибыли в район озера Малави в Танганьике . Сегодня Моравская церковь в Западной Танзании (MCWT) насчитывает около 80 000 приверженцев Ньямвези, и многие из них продолжают евангелизировать среди народа сукума.
Около 926 000 ньямвези говорят на языке семьи банту , классифицируемой как группа сукума-ньямвези банту.
Ньямвези в основном занимаются натуральным хозяйством и скотоводами. [6]
Культура
[ редактировать ]Большинство из них исповедуют традиционную религию, несмотря на попытки обращения в ислам и христианство. Они верят в могущественного бога по имени Ликубе (Высший Бог), Лиматунда (Творец), Лими (Солнце) и Ливелоло (Вселенная), но поклонение предкам является более частой повседневной практикой. [7] Предкам приносят в жертву овец или коз и заранее призывают на помощь Ликубе. Духи также играют активную роль в религиозной жизни Ньямвези, а мфуму , знахари или прорицатели, играют роль консультантов и практикующих врачей. Булоги ( колдовство ) — мощная сила в культуре Ньямвези. Общество Басвези вербует людей, одержимых духом Свези .
Многие Ньямвези обратились в суннитский ислам в 19 веке, и ислам даже повлиял на моду тех, кто не принял ислам. В том же столетии другие Ньямвези обратились в протестантское христианство благодаря деятельности Моравской церкви, основанной в регионе. Даже после обращения как христиане, так и особенно мусульмане Ньямвези сохранили большую часть своих традиционных обычаев и верований. [6]
Знаменитый месяц
[ редактировать ]Королевские фигуры
[ редактировать ]Политики
[ редактировать ]- Хамиси Кигвангалла - СКК
- Маргарет Симванза Ситта - СКК
Государственные деятели
[ редактировать ]- Сэмюэл Ситта , бывший спикер Национальной ассамблеи
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Брандстрем (1990), Глава 2: Кто такой Сукума, а кто такой Ньямвези?
- ^ WH Ingrams (1967), Занзибар: его история и его люди, ISBN 978-0714611020 , Рутледж, стр. 33–35.
- ^ Кембриджская история Африки , том. 6
- ^ Кембриджская история Африки , том. 5
- ^ «Ньямвези и Сукума». Энциклопедия мировых культур, Том. 9: Африка и Ближний Восток. Файлы области человеческих отношений, 1995. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Gale Group.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Виктория Р. (2020). Коренные народы: Энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 824. ИСБН 978-1-4408-6118-5 .
- ^ Incorporated, факты в архиве (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Издательство информационной базы. п. 506. ИСБН 978-1-4381-2676-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- Абрахамс, Р.Г. (1967). Народы Большого Уньямвези, Танзания . Международный африканский институт. ISBN 0-8357-3207-Х .
- Бауэр, Андреус. (улица Караванов)
- Бауманн, Оскар (1894). Через Масаиленд к истоку Нила . Берлин: Раймер.
- Беннетт, Норман Роберт (1971). Мирамбо Танзании, ок. 1840-1884 гг . Издательство Оксфордского университета.
- Брандстрем, Пер (1990). Безграничная вселенная: культура экспансии среди сукума-ньямвези в Танзании . Кафедра культурной антропологии Уппсальского университета.
- Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29611-0 .
- Робертс, Эндрю . (Ньямвези)
- Веуле, Карл. (Колониальный лексикон Band III S 672 и коренная жизнь в Восточной Африке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Языковая страница сукума/ньямвези , Центр африканских исследований Мичиганского государственного университета
- Smithsonian Global Sound , Приветственные и инсталляционные песни для вождей народа Ньямвези из района Табора, Танзания.