Бог
Руханга ( букв. « Тот, кто творит » ) представлен в духовности банту как удаленный творец и небесный Бог , признанный среди народа рутара ( баньоро , баньянкоре , баторо , бахайя , бакига , бахема и всех других групп, обычно называемых баньякитара). ). Бахима также признают его арбитром жизни, болезней и смерти. Однако, в отличие от фигур-творцов в других религиозных системах, Руханга, как правило, не является центром поклонения. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Согласно верованиям Бахайи и Баньянкоре, люди изначально возвращались к жизни на Земле после смерти, но Руханга лишился этой способности после того, как женщина отказалась должным образом отпраздновать возвращение человека после смерти ее домашней собаки. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Руханга означает «Тот, кто творит» на языке руньянкоре , на котором говорит народ баньянкоре. Имя отражает роль Руханги как верховного создателя всего во вселенной, включая других богов, духов, людей, животных и растений. [ 9 ]
Мифология
[ редактировать ]Согласно мифологии, Руханга считается основателем династии Батембузи империи Китара . [ 10 ] Руханга создал из глины первых трех людей: Каиру, фермера; Какама, король; и Кахима, пастух. Он дал им разные дары и задания и назначил им разные земли для проживания. Кайру получил мотыгу и был отправлен обрабатывать землю; Какама получил копье и щит и стал правителем страны; а Кахима получил палку и веревку и получил задание пасти скот. Руханга также создал первую женщину, Ньямату, и отдал ее Какаме в жены. Ньямата родила трех сыновей, которые стали предками народов баньянкоре, баньоро и баторо. [ 11 ] [ 12 ]
Руханга также создал солнце, луну и звезды и поместил их на небо. Он также создал времена года, дождь и гром. Он также создал других богов и духов, которые являются его детьми или посланниками. Некоторые из наиболее важных из них — Мукама, бог неба и царь богов; Ньямуханга, богиня земли и мать богов; Казуба, бог солнца и огня; Ньябинги, богиня плодородия и войны; и брат-близнец Руханги, Ругаба, бог смерти и подземного мира. [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]Руханга, как правило, не является объектом поклонения среди народа Рутара, поскольку он считается слишком далеким и могущественным, чтобы к нему могли приблизиться люди. Вместо этого люди поклоняются его детям или посланникам, другим богам и духам, которые более доступны и отзывчивы на человеческие нужды и молитвы. Люди также поклоняются своим предкам, которые, как полагают, являются посредниками между ними и Рухангой. [ 13 ] [ 14 ]
Однако Рухангу по-прежнему признают и почитают как верховного творца и источника всей жизни. Люди выражают ему благодарность и хвалу за его творение и его благословения. Они также ищут его защиты и руководства в трудные и опасные времена. Они также уважают его волю и его законы, которые открываются через его посланников, прорицателей и старейшин. [ 15 ] [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь богов [ ненадежный источник? ]
- ^ Интернет-словарь Вебстера
- ^ Карамура, Грейс Патрик (1998). Взаимодействие христианства, этнической принадлежности и политики в Анколе, Уганда, 1953–1993 годы (Диссертация). [ нужна страница ]
- ^ Твесигье, Эммануэль К. (1983). «Анонимное христианство» и человеческое существование в африканской перспективе: исследование, основанное на философской теологии Карла Ранера (тезис). OCLC 11167634 . ПроКвест 303280932 . [ нужна страница ]
- ^ Асанте, Молефи; Мазама, Ама (2009). «Баньянкоре» . Энциклопедия африканской религии . п. 105. дои : 10.4135/9781412964623 . ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Асанте, Молефи; Мазама, Ама (2009). «Руханга» . Энциклопедия африканской религии . стр. 580–596. дои : 10.4135/9781412964623 . ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Коттерелл, Артур (2003). Словарь мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-172693-4 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Мвамбутсия, Ндебеса (июнь 1990 г.). «Докапиталистическая социальная формация: случай баньяколе на юго-западе Уганды». Обзор исследований в области социальных наук в Восточной Африке . 6 (2): 78. ПроКвест 1294934026 .
- ^ Ука, Асонзе (3 июля 2018 г.). «Принимая бога: социальные миры городов-чудес – перспективы Нигерии и Уганды». Журнал современных африканских исследований . 36 (3): 351–368. дои : 10.1080/02589001.2018.1492094 . S2CID 158774476 .
- ^ Путеводитель по Уганде: Бахвези. Архивировано 11 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Нантаре, Хадиджа (октябрь 2019 г.). Критический анализ образов женщины и гендерных ролей в анколе пословицах и сказках (Диссертация). [ нужна страница ]
- ^ Нахурира, Мерси (25 ноября 2022 г.). Роль мужчин и женщин в исполнении ебеевуго среди баньянколе (юго-запад Уганды) (Диссертация). hdl : 20.500.12281/14016 . [ нужна страница ]
- ^ Клэй, Джошуа (1982). Политика расслоения и трансформации в Королевстве Анколе, Уганда (Диссертация). ОСЛК 9637943 . ПроКвест 303059259 . [ нужна страница ]
- ^ Твесигье, Эммануэль К. (1983). «Анонимное христианство» и человеческое существование в африканской перспективе: исследование, основанное на философской теологии Карла Ранера (тезис). OCLC 11167634 . ПроКвест 303280932 . [ нужна страница ]
- ^ Дорнбос, Мартин Р. (1973). «Образы и реальность стратификации в доколониальном Нкоре». Канадский журнал африканских исследований / Revue Canadienne des Études Africaines . 7 (3): 477–495. дои : 10.2307/484171 . JSTOR 484171 .
- ^ Карамура, Грейс Патрик (1998). Взаимодействие христианства, этнической принадлежности и политики в Анколе, Уганда, 1953–1993 годы (Диссертация). [ нужна страница ]