Jump to content

Люди Ньякюса

(Перенаправлено с Нгонде )

Ньякюса этнолингвистическая (также называемые сокиле , нгонде или нконде ) — группа банту , живущая в плодородных горах южного региона Мбея в Танзании и северного региона Малави. Они говорят на языке ньякюса , члене языковой семьи банту . В 1993 году население Ньякюсы оценивалось в 1 050 000 человек, из которых 750 000 проживали в Танзании. Ньякюса известны как высокообразованные и энергичные земледельцы. Ньякюса колонизируют людей, успех и выживание которых зависели от индивидуальных усилий. Ньякюса сумели собрать от торговли и сельского хозяйства огромное богатство, чем любое племя Танзании. [1] .

Исторически их называли «Нгонде» ниже реки Сонгве в британском Ньясаленде и «Ньякюса» выше реки на территории Германии. Эти две группы были идентичны по языку и культуре настолько, что немцы называли регион Ньякюса над рекой Сонгве и его жителей « Конде », по крайней мере, до 1935 года.

Происхождение

[ редактировать ]

Согласно их устной истории, они ведут свое начало от древней нубийской царицы по имени Ньянсеба. Она была похищена воином и пастухами. Говорят, что пастухи передали власть императриц императорам, но власть и влияние женщин среди Ньякюса можно увидеть в их традициях: мальчики берут имя клана своей матери, а девочки берут имя клана своего отца.Мушаны — члены клана Някюса.

Колониальная история

[ редактировать ]

Шотландцы основали Каронгу в 1875 году. В 1889 году договоры Гарри Джонстона сократили состояние регулярной войны между вождями Конде и арабами. В 1895 году британцы повесили Млози, работорговца. В конце концов, эта территория была включена в состав « Британской Центральной Африки », при этом сама Каронга была укреплена частоколами на озере, а с трех других сторон защищена траншеями, которые можно было прочесть из кирпичных бастионов . Ворота защищали окопы форта двумя пушками, одним полевым пулеметом «Норден» и 300–400 вооруженными жителями, которые были наготове даже в мирное время. Администраторы и склады находились внутри — дома жителей находились снаружи — внутри их собственных частоколов, защищенных орудиями форта. Говорят, что набеги рабов проводились почти в пределах видимости Каронги, в результате чего Ньякюса и другие не знали, поддерживать ли Млози или европейскую державу. От трехсот до пятисот воинов наконец поддержали Англию . Каронга была важна как основная опорная база Англии для «Стефенсон-роуд», начиная с От озера Ньяса до озера Танганьика , которое к 1892 году уже разваливалось из-за нехватки средств.

В отличие от нгонде, ньякюса были бесхитростными и изолированными от контактов с внешним миром, имели неукрепленные деревни, мало связанные с торговлей слоновой костью , рабством, арабами или чем-либо еще к востоку от эффективно защищающих Ливингстонских гор , и сохраняли свою власть над сто небольших вождеств независимы, по крайней мере, до прихода европейцев. воинами, они смогли неоднократно отразить атаки сангу мерере Будучи и нгони .

Объединение

[ редактировать ]

Британцы учредили совет вождей в 1933 году и назвали его племенной системой после того, как их попытка установить превосходство над этим народом, в основном не имеющим гражданства , потерпела неудачу. Вновь созданное племя Ньякюса быстро приобрело известность как мощная политическая сила, поддерживаемая самобытной культурой, единым языком и полной изоляцией. Чтобы «сохранить хорошие обычаи и привычки племени», в 1942 году был создан Союз Ньякюса. [1]

Европейские счета

[ редактировать ]

Европейские путешественники, впечатленные чистотой и опрятностью, по-видимому, нашли его к северу от озера Ньяса. Джозеф Томсон в книге «К центральноафриканским озерам и обратно » (1881) близко подходит к описанию Ньякюса: «Это казалось идеальной Аркадией ... Представьте себе идеально ровную равнину, с которой тщательно удаляются все сорняки, мусор и неприглядные вещи. Тут и там разбросано множество огромных тенистых платанов с ветвями, почти такими же большими, как отдельное дерево. Каждые несколько пространств представляют собой очаровательно аккуратные круглые хижины с коническими крышами и свисающими со всех сторон стенами, красиво вылепленными из глины. кирпичи и симметрично обмазаны пятнами (они всегда считались нормальными и типичными, но из-за немецкого «налога на хижины» стали преобладать прямоугольные хижины) Травяная кровля также очень аккуратна. место в саду любого дворянина».

Меренский в Deutsch Arbeit am Nyaßa цитирует миссионера: «Мы бродили по великолепным банановым рощам и элегантным, чисто построенным хижинам нашей Ньякюсы. Когда созерцаешь людей, кажется, будто они каждый день празднуют праздник. Они выглядят такими же чистыми, как хотя они не знали никакой работы. Видно, как женщины и дети собирают упавшие с земли плоды, а мужчины и молодые люди идут большей частью рука об руку... Весь образ представляет собой очаровательную картину, действительно более прекрасную, чем можно выразить словами». Миссионер Ричард цитируется примерно так же. «Можно представить, что ты находишься в саду на берегу Женевского озера ». Цитируя майора фон Виссмана: «Они настолько счастливы, насколько это возможно для африканцев... скромны, гостеприимны и до сих пор способны не допускать опасных врагов и сохранять свою независимость».

Действие фильма «Мать-ночь» происходит среди африканских народов чага и ньякюса и утверждает, что он основан на погребальных ритуалах этих племен. После смерти отца главный герой Дэнни по обычаю должен заняться сексом со всеми семью своими овдовевшими мачехами за одну ночь.

Конде Восстание

[ редактировать ]

К 1897 году немцы больше не были довольны своим статусом в Восточной Африке, и мы имеем то, что можно назвать восстанием Конде 1897 года , трехугольный спор между военными, миссионерами и Ньякюса с некоторыми Кинга , включая участие немецкого проводника сафари. Бауэр. Цугфюрер Бауэр был лично знаком с бароном фон Эльцем , почти со всеми миссионерами в этом районе и, по крайней мере, с некоторыми вождями. Почти все знали Бауэра, но мало кто знал его звание. (Даже Чарсли в своей книге называет его лейтенантом.)

Фон Эльц , у которого не было аскари , решил передать отправление правосудия миссионерам в «пустяках и наказаниях», в результате чего дело пошло наперекосяк 2 декабря 1893 года, когда лютеранский миссионер Шуман написал: «Было украдено пять голов скота». Муамбенеке на горе Рунге я пытался повлиять на Муамбенеке, но безрезультатно». Миссионер Шуман продолжает: «23 декабря 1893 года другой вождь также украл скот, но, как говорят, находится в процессе его возвращения. Муамбенеке отказывается возвращать украденный скот и т. д., говоря, что он даже не знает «Белых» (Эльц ) в Румбире (Лангенбург), может быть, вам нужен скот и т. д. и т. п. Могу ли я отметить, что силы протектората еще не представили себя как высшую судебную власть чернокожему населению, в настоящее время не существует понятия о разнице между силы протектората и миссионеры в глазах жителей — одно и то же». (последнее, вероятно, относится к Бауэру.) «Меня (Шумана) даже обвиняли в том, что я судил с пистолетом в руке». 8 августа 1894 г. Цугфюрер Бауэр пишет, что Хойптлинг Макиемба сказал: «Если кто-то хотел от него чего-то, то немцы должны прийти к нему, потому что он боялся Ньясы (озера?). С другой стороны, если бы мы хотели войны, он был бы готов». Губернатор Шееле пишет: «...Временно туда нельзя отправлять ни одну роту...».

Наконец, в октябре 1894 года Бауэр сообщает, что отобрали скот у вождя Масакиванде и сожгли деревню из-за кражи скота, и хотя многие жители принесли ему свои жалобы для вынесения решения, он не смог найти никого, кто мог бы выступать в качестве носильщиков, и в суматохе десять аскари были вынуждены перетащить грузы Бауэра на миссию Маноу. Когда Бауэр выслушал их жалобы, они внезапно уволили его. 5 ноября 1894 года он (Бауэр) сообщает: «Муаруква не был согласен с возвращением 10 голов крупного рогатого скота, заявив, что европейцы в Лангенбурге не имеют к этому никакого отношения». Проблема закончилась тем, что Бауэр сжег эту деревню и увез скот, убив тем самым пятерых мужчин и трех женщин.

Ситуация полностью вышла из-под контроля к 1897 году: 5 февраля вождь Макелимба «убил» двух аскари, Бауэру едва удалось уйти (кнапер Нот Давон), а к декабрю 1897 года, после отъезда Бауэра в Германию (он, возможно, почувствовал приближение неприятностей). ) Ньякуса и некоторые вожди Кинга собрались вместе, чтобы избавить землю от всех миссионеров и других белых. Немецкие власти поздно узнали о заговоре от миссионеров, которые не передали информацию. Лейтенант Альпонс утверждал, что он пошел с отрядом из сорока пяти аскари, которые затем попали в засаду, устроенную более чем двумя тысячами конде ( стиль Хе-хе ), которые, будучи уверенными в победе, не использовали свои копья, поскольку они хотели раздеть альпонов догола и поставить медный кольцо на его голове за то, что он насмехался над ними за их наготу, желая, чтобы конде работали, покупали одежду, зарабатывали деньги и, возможно, платили налоги, Конде были побеждены превосходящей огневой мощью. Миссионер Маас сообщил, что видел около 30 мертвых Конде только в одном районе.

Похоже, что во всем восстании возложили ответственность на лейтенанта Альпонса и миссионера Кристофа Банка из Лютеранского миссионерского общества Gesellschaft за то, что они не уведомили военных. Миссионеры утверждали, что лейтенант Альпонс намеренно спровоцировал Конде. В результате Миссионерский банк был переведен в Убену, а лейтенант Альпонс был отозван с поста командующего округом.

Культура и общество

[ редактировать ]

В совокупности ньякюса традиционно считаются родственниками кингов гор Ливингстон, которые сами распространились на запад как иммигранты. «Дворянам», правившим землей, приписывались божественные силы, они жили в строгом религиозном уединении, а их вождей (князей) душили советники в старости или болезни, чтобы поддерживать дождь, плодородие и здоровье деревни. . Советниками вождя никогда не были его родственники, а только ненаследственные простолюдины, имевшие значительную власть над вождем.

Ньякюса были колонизаторами, успех и выживание которых зависели от индивидуальных усилий. По словам М. Уилсона, в 1892 году рабство считалось совершенно неизвестным, хотя работорговля определенно существовала в окрестностях Конде Каронги. Они жили очень маленькими вождествами, не группами родственников, а группами сверстников, пытаясь жить в гармонии, чтобы избежать несчастий.

Ньякюса были страстными земледельцами. Они практиковали интенсивный севооборот с кукурузой, фасолью, тыквой, сорго , просом , ямсом и т. д., банановые плантации простирались на многие мили. Расчистка и рыхление земли по три-четыре часа в день была обязанностью мужчин и его сыновей, а не женщин. Урожай использовался для производства продуктов питания, пива и гостеприимства, а также для продажи и бартера. Ни старость, ни высокий статус не освобождали человека от обязанности мотыги. Говорят, что они боялись покидать свой район из опасения, что не смогут существовать без привычной пищи — мяса, молока, бананов и т. д. Каждый год в начале сезона дождей Ньякюса собираются в месте под названием « Чикунгу », где их вождь Кюнгу призывает к дождю. Всем жителям деревни запрещено разжигать огонь в своих домах утром во время ритуальной церемонии вызова дождя. священный огонь из святыни, называемой мото уфья Все жители деревни ждут, когда раздадут .

Арбитраж в спорах со стороны друга или соседа считается очень важным. Староста или князь не имели власти обеспечивать соблюдение решений, и, хотя не было попыток утихомирить ссору, считается наиболее правильным прийти к урегулированию посредством некоего группового мнения равных, сложившегося до подросткового возраста и опирающегося на дружбу, помощь и сотрудничество.

Не было кланов или родовых групп с общим названием, и к третьему поколению родственные узы часто забывались. Традиция редко упоминает войну, хотя пограничные споры были обычным явлением и могли привести к дракам. Героями были охотники, а не воины, и они охотились для защиты жизни и имущества, хотя выбор оружия указывает на то, что они также организовывали войну. Миссионеру Наухаузу рассказали о пограничном споре в ноябре 1893 года, в котором шесть человек пало на одну сторону и только один — на другую. Такие трения не назывались войной: «Мне говорили, что это происходит только для того, чтобы было о чем поговорить».

За пределами вождества мир также может быть опасным. Путешествие в двадцать пять миль могло занять три дня из-за необходимости часто укрываться. Там были не только враждебные деревни, но и потому, что было много леопардов, слонов, буйволов, гиппопотамов, крокодилов и т. д. До прибытия немецких миссионеров ньякюса просто «выбрасывали своих мертвецов» или оставляли их умирать в «итаго».

Общественная жизнь

[ редактировать ]

Среди женщин преобладали мужчины старшего возраста. Они жили в доме своего мужа, женились на десять лет раньше, чем мужчины, им не хватало солидарности, у них не было лидерских качеств, и у них не было родственников, которые могли бы защитить их интересы. Миссионеры сообщили, что супружеская измена, развод, судебные тяжбы и нестабильность в браке широко распространены. Ньякюса обвиняли в «легкомысленном» отношении к браку, поскольку немногие женщины тридцати лет еще были замужем за своим первым мужем и очень часто были пятым или шестым. Женщины тратили тридцать часов в неделю на сбор дров, и только если соженками были сестры, тетя или племянница, от них ожидалось, что они будут регулярно работать вместе. Миссионеры считали, что острая конкуренция за положение фаворитки среди различных жен мужчины, по крайней мере частично, является причиной низкого статуса женщины, которая все еще считалась более высокой, чем у других племен.

Возрастные группы доминировали на протяжении всей их жизни. Мальчики охраняли поля и скот и жили в отдельных лагерях, начиная примерно с десяти лет и продолжаясь всю жизнь. Поскольку женщины выходили замуж гораздо раньше, чем мужчины, инцест вызывал у ньякюса большую тревогу и разрешался путем помещения отцов в одну деревню, а сыновей - в другую. До десяти-одиннадцати лет мальчики пасли отцовский скот группами, затем мотыжили отцовское поле и продолжали есть пищу матери. Они больше не ночевали в домах своих отцов, а присоединялись к возрастной деревне мальчиков с отдельным лидером, законами и обычаями и могли считаться членами двух деревень. Ожидалось, что мужчины и мальчики будут регулярно есть вместе со сверстниками, и их поощряли приводить домой двух или трех друзей, чтобы они поели; родители гордились этим, потому что, если молодой человек часто приходил домой один, чтобы поесть, отец мог избить его или даже взять копье и ранить его. Изоляты переносились нелегко. Следующее принадлежит М. Уилсону: «Этот великий дурак приходит ко мне один, снова и снова, хорошо есть с друзьями или ходить группами по четыре-пять человек». Принимать пищу вместе со сверстниками считалось правильным, правильным и моральным. Считалось неприличным, неприличным и в некоторой степени аморальным есть с юниорами или женщинами. Женщины ели одни со своими маленькими детьми и незамужними дочерьми.

Сексуальная мораль зависела от разделения половой деятельности: «Если он спит дома, он услышит, о чем говорят по ночам его родители, ночь всегда полна непристойных разговоров; он может даже увидеть, как они раздеваются. Он вырастет дураком». Еще раз > Уилсон

Когда возник переизбыток молодых холостяков и нехватка незамужних девушек, проблему решили путем образования нового поселения. Только после того, как с молодым человеком постоянно жила жена, он смог иметь собственные поля и питаться их продуктами. Обработка земли требовала сотрудничества мужчины и женщины, а тщательное приготовление пищи требовало присутствия женщины. Пока мужчина не женился, он продолжал работать на полях своего отца и ел в доме своего отца.

Когда старшим сыновьям вождя исполнялось от тридцати трех до тридцати пяти лет, отец передал им управление страной во время «выхода», церемонии большой помпы. Все пожары теперь были потушены и зажглись новые пожары, возникшие от трения. Поскольку сыновья теперь стали новыми владельцами вождества, на другие княжества совершались набеги в поисках скота и еды; они также совершали набеги на землю своего отца в поисках молока, скота и бананов.

"Чванство"

[ редактировать ]

Шумные парады сопровождались пиршествами, танцами, демонстрацией красивых тел и физической силы как мужчин, так и женщин. Парадные украшения, красивая одежда или великолепный скот — все это было частью этого. Отец сказал бы: «Сначала чванство», если сын хотел жениться в молодом возрасте.

Поскольку холостяк считался более свирепым воином, чем женатый мужчина, браки часто откладывались, поскольку, хотя вежливость и хороший характер восхвалялись, готовность сражаться была ценным качеством, полезным на войне. «Раньше мы не прогоняли жестоких людей; они будут сражаться с нами в будущем». [ нужна ссылка ] Демонстрация развязности считалась уместной, особенно среди холостяков, но женатые мужчины также сражались умело, и ни один из них не создал военного королевства. Они просто совершили набег на скот своего соседа, оставив миссионеров в замешательстве.

Пропитание

[ редактировать ]

Ньякюса были в первую очередь пастухами и выращивателями бананов, причем наибольшее значение имели крупный рогатый скот и молоко. Мелкий рогатый скот, являвшийся их величайшей гордостью, на ночь привязывался и доился только мужчинами. Женщинам не разрешалось иметь ничего общего со скотом, и они не играли никакой роли в общественной жизни. От них ожидалось, что они проявят послушание, уважение и произнесут «да, милорд», когда к ним обращаются, и, как сообщалось, мужчины полностью доминировали над ними, но миссионеры все еще считали, что они занимают положение выше и лучше, чем положение другие племена. Однако крупный рогатый скот для выкупа невесты считался жизненно важным и давал мужчинам еще больший контроль, хотя миссионеры считали положение женщин неплохим.

Хотя Ньякюса были опытными мастерами по изготовлению циновок, они не производили горшков, ткани, железа или соли, и торговля оставалась очень небольшой. Единственная торговля велась с Кинга, когда Ньякюса обменивали излишки еды на оружие и сельскохозяйственные орудия, представляющие значительную художественную ценность. Хотя торговля оружием и инструментами с Кинга была важна, партнеры по браку с женщинами Кинга не имели значения, поскольку женщины Кинга считались слишком грязными, чтобы выходить замуж.

Вспышка чумы крупного рогатого скота , возможно, не опустошила их стада до 1892–1896 годов. Защита скота от налетчиков днем ​​и ведьм ночью долгое время оставалась традиционным занятием общины. Люди продолжали использовать кору, ткань домашнего плетения или шкуры животных, по крайней мере, до тех пор, пока не появился немецкий ситец . Власть вождя зависела от его права требовать еды, высокого выкупа за невесту за дочерей и предвкушения развлечений.

У Ньякюса была практика работать вместе в общественных группах, причем каждая семья делала это два или три раза в год. С точки зрения миссионеров, они считали «компанию у костра» очень важной и подчеркивали необходимость есть и пить вместе с городскими манерами и дружелюбием. Они сочли веселую беседу дискуссией между равными, считая ее выдающимся примером устойчивого комфорта, которого можно достичь в африканской жизни в рамках простой культуры железного века .

Земледелие имело престиж и обеспечивало гостеприимство, от которого покоилось и зависело сообщество Ньякюса. Большое внимание уделялось сердечности и хвалили человека за то, что он хороший собеседник. Значительное давление заставляло как мужчин, так и женщин усердно совершенствоваться, но не слишком заметно, поскольку каждый должен идти в ногу со своими соседями. Давление помогало держать отстающих на должном уровне и не давало энергичным уйти слишком далеко вперед.

Между различными небольшими княжествами Ньякюса велась небольшая торговля. Однако экономические связи между князьями были в лучшем случае хрупкими, а обмены чаще всего происходили внутри вождества. На самом деле торговля между различными вождествами велась очень мало, поскольку среди Ньякюса всегда существовало состояние войны, реальной или потенциальной. На слабость любой центральной власти указывали повторяющиеся гражданские войны перед вторжением Нгони.

Система убеждений

[ редактировать ]

Ньякюса стоял обнаженным перед злом. [ нужны разъяснения ] Представления о награде и наказании в загробной жизни отсутствовали. Религия была мирской и касалась плодородия и процветания. Они боялись наказания на этой земле; и, по словам Моники Уилсон, «бесплодие женщины было результатом ее ошибок, и ее угнетало чувство вины». Лишь с приходом христианства появился страх сгореть в аду с наградами и наказаниями, предназначенными для загробной жизни.

Традиционного бога народа ньякюса зовут Кьяла, что является именем Бога на языке ньякюса , однако они также говорят на суахили , поэтому они также называют своего бога Мунгу.

Лекарства

[ редактировать ]

Лекарства были важны для достижения успеха, земледелия, скотоводства, охоты, любви, войны, лечения больных, защиты и возмездия или даже нанесения прямого вреда врагу и защиты от ведьм. Его можно было использовать против вора или прелюбодея, а также наносить на дома или поля, чтобы навести беду вполне законно. Медицина может быть доброй или злой, законной или незаконной, способной помочь или навредить.

Духовные убеждения

[ редактировать ]

Вера в существование ведьм была уместна в мировоззрении ньякюса. Считалось, что некие люди летали на питонах, причиняя вред людям и скоту по ночам. Эти ведьмы унаследовали свою силу и питонов от родителей, и жадность была типичным мотивом причинения вреда людям и скоту. Питоны жаждали мяса и молока, которые можно было найти на похоронах убитых. Считалось, что сексуальные сны не связаны с колдовством, хотя ведьмы всегда ходили обнаженными и летали по воздуху верхом на своих питонах.

Некоторые люди в деревне обладали способностью видеть ведьм и сражаться с ними во сне, и их называли «защитниками», наиболее важными из которых были деревенские старосты. Видения и сила защитников пришли из того же источника, что и ведьмы и питоны. Защитники действовали в рамках закона и морали, в то время как ведьмы действовали эгоистично против закона и морали. Защитники работали во сне по ночам. Они были могущественны, использовали свою силу для наказания правонарушителей и особенно защищали скот, поскольку все питались бананами, бобами и коровьим молоком, и хотя ведьмы могли избегать защитников, они считались столпами общества. Они могли видеть и прогонять ведьм и вызывать заболевания у них или их детей, используя «Силу Питона», «Дыхание человека», «проклятие» или общественное мнение. Никто не признавался в обладании силой питона: это было бы хвастливо, гордо и невоспитанно.

Не только отсутствие гостеприимства шокировало людей и могло вызвать «Дыхание человека». Плохое поведение по отношению к родителям или родственникам мужа, ругань или удары мужа, рождение детей после того, как невестка достигла половой зрелости, а также проявления гордости – все это может привести к затяжной болезни. Тем не менее, в целом Конде считались храбрыми и умными.

Ведьм обычно описывают как изолированных и непопулярных, гордых мужчин, которые относились к соседям с пренебрежением и молчали на публике, а также женщин, которые были угрюмы и не могли поприветствовать других женщин и поинтересоваться о своих детях. Ведьмы редко действуют без причины: они действуют из жадности или ненависти и против тех, на кого у них есть обида.

Начиная с детства, большинство Ньякюса испытывают живой страх перед колдовством, сохраняющийся на всю жизнь. Когда человека обвиняли в колдовстве, его могли заставить переехать из деревни, а иногда и из вождества. Женщина вообще была разведена, но вскоре снова вышла замуж. Редко когда предполагаемую ведьму убивали, поскольку ведьма была слишком полезна на войне, чтобы быть потерянной для вождества.

Если были сомнения относительно обвинений в колдовстве, прибегали к «умвафи». Если при употреблении умвафи человека не рвало, его считали виновным. Сомневающиеся утверждали, что каждая семья выбирала членов, которых легко рвало. Иногда целые группы людей подвергались «испытанию умвафи», чтобы выяснить, откуда взялась проблема. По словам Моники Уилсон, последний случай, похоже, произошел в 1932 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 333. ИСБН  9780511584114 .
  • Арнольд, Бернд. ( Налоги и наемный труд на юго-западе Германской Восточной Африки, 1891–1916 гг .)
  • Бауэр, Андреус. ( Поднятие флага войны )
  • Чарсли, SR ( Принцы Ньякюсы )
  • Доклад этнолога: Ньякюса
  • Илифф, Джон. ( Современная история Танганьики )
  • Меренский, А. ( Немецкая работа о Ньясе )
  • Мвакикагиле, Годфри ( Африка и Запад )
  • Оливер, Роланд. ( Сэр Гарри Джонстон и борьба за Африку )
  • Тью, Мэри. ( Народы региона озера Ньяса )
  • Уилсон, Моника. ( Хорошая компания )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74488693d8b8c96c1d91dd5a0eec0d49__1714227060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/49/74488693d8b8c96c1d91dd5a0eec0d49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nyakyusa people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)