Королевство Гумма
Королевство Гумма | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1770–1902 гг. | |||||||
![]() Пять королевств оромо региона Гибе | |||||||
Статус | Часть Эфиопской империи (1885-1899) | ||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
История | |||||||
• Учредил | в. 1770 г. | ||||||
• Сепаратистское правительство | 1899–1902 | ||||||
• Аннексирован Эфиопской империей | 1902 | ||||||
|
Королевство Гумма — королевство в регионе Гибе в Эфиопии , возникшее в 18 веке. Его восточная граница была образована излучиной реки Дидесса , которая отделяла его от (проходившего вниз по течению вверх по течению) Лимму-Эннареи на северо-востоке и королевств Гомма и Гера на юге. За его северной границей находились различные группы Мача Оромо , а к западу - группы Сидамо . соответствует современным воредам Гечи Его территория примерно , Бореча и Дидесса .
Это бывшее королевство в основном располагалось на плато со средней высотой 6500 футов, а его население, по оценкам в 1880 году, составляло около 50 000 человек. Его жители имели репутацию воинов. [1] Бекингем и Хантингфорд считали Гумму, наряду с Гоммой, наименее экономически развитым из королевств Гибе; однако Мохамед Хассен отмечает, что, за исключением северной и западной границ, где постоянные набеги ее соседей, Арджо на севере и Нонно на западе, вынудили жителей этих частей заняться скотоводством , земля интенсивно обрабатывалась и выращивали многие из тех же культур, что и другие королевства Гибе – сорго , пшеницу , ячмень и хлопок , за исключением кофе . [2]
История [ править ]
Согласно правящей династии Гомма, они произошли от шейха, приехавшего из Могадишо . [3] Свое недавнее происхождение они связали с человеком по имени Адам. Около 1770 года он поселился в этом районе и, как говорят, затем помог свергнуть последнего короля предыдущей династии, Сарбораду. Историк Мохаммед Хассен, обсуждая эту традицию, предполагает, что эта традиция об Адаме «была изобретена для того, чтобы исламизировать первоначального основателя династии». [4]
Король Джаве был обращен в ислам купцами из Шевы и Бегемдера , и, в свою очередь, он навязал свою религиозную веру своим подданным. [5]
В 1882 году король Гуммы Абба Джубир убедил королей Эннереи, Гоммы и Джиммы сформировать конфедерацию, известную как «Мусульманская лига», чтобы противостоять угрозе со стороны некоторых маха оромо, которые, в свою очередь, сформировали свой собственный союз «Мусульманская лига». Лига четырех оромо». Поначалу Мусульманская лига не добилась больших успехов в борьбе с этой угрозой, поскольку другие члены не поддержали Аббу Джубира в борьбе с Маха, пока его старший брат Абба Дигир не был схвачен. В этот момент им на помощь пришли жители Эннереи, но даже с этой помощью Абба Джубир больше не добился успеха и был вынужден заключить перемирие с Маха для благополучного освобождения своего брата. Затем Абба Джубир начал войну против Джиммы и разграбил ее столицу, несмотря на то, что Гомма и Лимму-Энереа пришли на помощь Джимме. [6]
Несмотря на провал Мусульманской лиги, Гумма оставалась оплотом ислама и предоставляла убежище людям, изгнанным из других королевств Гибе. [7] Оно было завоевано императором Менеликом II в 1885 году, но королевство оставалось «очагом восстания и мусульманского фанатизма против иностранной колониальной администрации». Фириса , сын последнего короля, нашел убежище в Судане после завоевания и вернулся в 1899 году, чтобы объявить джихад завоевателям. В конце концов Фириса была схвачена в 1902 году, а вскоре после этого казнена в Джимме . [8]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ CF Beckingham и GWB Huntingford, Некоторые записи Эфиопии, 1593-1646 (Лондон: Общество Хаклюйта, 1954), стр. lxxix
- ^ Мохаммед Хассен, Оромо Эфиопии: История Эфиопии 1570-1860 (Трентон: Red Sea Press, 1994), стр. 115ф
- ^ Черулли, Энрико (2013). Ислам: вчера и сегодня . п. 439.
- ^ Хассен, Оромо , с. 108
- ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберлег для University Press, 1952), стр. 202
- ^ Эта война является предметом ряда традиционных песен Энрико Черулли, собранных в его «Народной литературе галл Южной Абиссинии», Harvard African Studies , 3 (1922), стр. 24-45.
- ^ Бекингем и Хантингфорд, Некоторые записи , стр. lxxxvii.
- ^ Хасан Оромо , с. 160; Черулли опубликовал традиционные песни о восстании Фирисы «Народная литература», стр. 45-56. Однако Тримингем ( Ислам , стр. 202) утверждает, что Фириса была схвачена и казнена в 1901 году.