Таборское наступление
Таборское наступление | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восточноафриканской кампании Первой мировой войны. | |||||||
![]() Карта Таборского наступления | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
![]() - 12 000 солдат [б] ![]() - 2800 солдат - 10 000 носильщиков [с] | ![]() - с. 8000 солдат [д] - Неизвестное количество носильщиков |
Таборское наступление (апрель – сентябрь 1916 г.) [1] ) — англо-бельгийское наступление на Германскую Восточную Африку, завершившееся битвой при Таборе на северо-западе Германской Восточной Африки (современная Танзания ), оно было частью Восточноафриканской кампании в Первой мировой войне . Войска Бельгийского Конго перешли границу с Германской Восточной Африкой и захватили портовый город Кигома и город Табора (крупнейший город во внутренних районах немецкой колонии). В августе меньший по размеру Озерный отряд под командованием южноафриканского бригадного генерала Крю предпринял параллельную атаку из Уганды, также направленную на взятие Таборы. [и] [5] Завершение наступления в Таборе не только оставило большую часть территории Руанда-Урунди под военной оккупацией Бельгии, но и дало союзникам контроль над важной железной дорогой Танганджикабан . [6] [7]
Прелюдия
[ редактировать ]
Немецкая колония в Восточной Африке представляла угрозу нейтральному Бельгийскому Конго , но бельгийское правительство надеялось сохранить свой нейтралитет в Африке. Force Publique была вынуждена принять оборонительную стратегию до 15 августа 1914 года, когда немецкие корабли на озере Танганьика обстреляли порт Моколобу пост Лукуга (вскоре известный как Альбервиль ). , а затем неделю спустя [8] [9] 24 сентября 1914 года немцы оккупировали остров Квиджви , взяв под свой контроль озеро Киву . [10] 23 октября 1914 года корабль «Хедвиг фон Виссманн» . [ф] потопил бельгийский «Александр Делькоммун» на озере Танганьика, недалеко от Мтоа . [11] В ноябре того же года два немецких корабля взяли на абордаж и потопили пароход «Сесил Роудс» по озеру Танганджика .
После британского наступления в северо-восточном регионе Германской Восточной Африки и высадки десанта в Танге в 1914 году немецкое командование сочло запад колонии более актуальным театром военных действий в 1915 году. У генерала Леттоу-Ворбека было три жизненно важных стратегических интереса, связанных с контролем над западом; судоходство по озеру Танганьика, главная железная дорога в Кигоме и безопасность основных запасов продовольствия армии в районе Ной-Лангенбурга .
Восстановление контроля над озером Танганьика
[ редактировать ]Еще в марте 1915 года генерал Шарль Томбер попросил у бельгийского правительства небольшой флот, подводную лодку и гидросамолеты , первоначально бельгийский министр Жюль Ренкин отклонил эту просьбу, но в июне британцы обязались поддержать бельгийцев в восстановлении контроля над озером. HMS Mimi и Toutou — две британские моторные лодки, которые переправлялись в Южную Африку и оттуда по железной дороге, по реке и протаскиваясь через африканские джунгли к озеру Танганьика — были спущены на воду в конце декабря 1915 года. [12] произошли два морских сражения Между подразделениями Королевского флота , Force Publique и Kaiserliche Marine . В первом бою, 26 декабря 1915 года, Кингани был поврежден и захвачен, став HMS Fifi . Во втором бою, в начале февраля 1916 г., небольшая флотилия [г] разбил и потопил «Хедвиг фон Виссман» . Германская империя содержала на озере третий крупный и тяжеловооруженный корабль — «Граф фон Гетцен» . [час]
С бельгийской авиабазы на западном берегу недалеко от Альбервиля 10 июня 1916 года Force Publique направила самолеты-амфибии — самолеты Short Admiralty Type 827 — для бомбардировки графа фон Гетцена , находившегося в гавани Кигомы. [я] [13] Граф фон Гетцен был атакован одним из бельгийских гидросамолетов , но серьезных повреждений не получил. К этому моменту война на озере зашла в тупик. Однако война на суше продолжалась, в основном в пользу союзников, которые в июле 1916 года перерезали железнодорожное сообщение и пригрозили полностью изолировать Кигому .
Захват Руанды, Урунди и Кигомы
[ редактировать ]В апреле 1916 года две колонны Force Publique двинулись на Табору. Первая колонна ( бригада «Норд» ) под командованием полковника Молитора пересекла немецкую восточноафриканскую границу к северу от озера Киву и 6 мая 1916 года заняла Кигали . После завоевания Руанды в мае 1916 года белго-конголезскими войсками бригада выдвинулись в Бихарамуло 24 июня . Он достиг озера Виктория возле Мванзы 30 июля 1916 года после тяжелых боев в районе Уссуви, включая кровавую стычку в Като 2 июля. [14] Святой Михаил пал 21 августа 1916 года. [15]

Вторая колонна ( бригада «Юг» ) заняла Усумбуру 6 июня и Китегу 16 июня. В начале июля они продвинулись на юг от Усумбура вдоль восточного берега озера Танганьика . Бельгийский корабль «Нетта» плыл вдоль северо-восточного побережья в поддержку сухопутного наступления. Это военно-морское присутствие привело к тому, что прибрежные города Румонге и Ньянза были оставлены шуцтруппе. 18 июля укрепления в Кигоме подверглись бомбардировке двумя бельгийскими гидросамолетами, и был подожжен бензобак. 19 июля были сделаны аэрофотоснимки и были сброшены пропагандистские листовки над старым городом Уджиджи , напечатанные на суахили , чтобы подготовить местное население к прибытию войск союзников. Бригада Суд взяла форт Касулу 24 июля. Чтобы избежать попадания графа фон Гетцена в руки союзников, генерал Леттов-Форбек корабль приказал затопить . [Дж]

27 июля Нетта обстреляла цели к югу от Кигомы. Позже в тот же день союзники захватили железнодорожный мост возле порта, наступая с севера и востока, что угрожало полной изоляцией Кигомы. Это привело к тому, что командующий немецким военно-морским флотом на озере Густав Циммер отступил из города и направился на юг по железной дороге и на пароходе «Мвами» , отправленном из Дар-эс-Салама по железной дороге. 28 июля Нетта застала врасплох немецкий катер «Вами» , когда он разгружал войска и припасы, но был затоплен своей командой после того, как был заперт. 29 июля бригада Суд захватила порт Кигома, конечную точку стратегической железнодорожной линии из Дар-эс-Салама. прошел через Табору в Кигому, и 2 августа Уджиджи оказался под контролем союзников. После ухода немцев из озера контроль над поверхностью озера Танганьика перешел к англичанам и бельгийцам. [16]
В начале августа 1916 года обе колонны начали сходящийся марш к Таборе. Меньшие британские силы под командованием южноафриканского бригадного генерала Чарльза Крю взяли Мванзу 14 июля 1916 года и Шиньянгу 28 августа. Крю участвовал в гонке с бельгийскими войсками за достижение Таборы, но британские Озерные силы замедлились из-за серьезных проблем со снабжением. [к] [л]
Битва при Таборе
[ редактировать ]
Южная бригада под командованием полковника Фредерика Вальдемара Ольсена продвигалась к Таборе по Танганьикской железной дороге ( Tanganjikabahn ), которую немцы разрушили при отходе на восток. [м] [17] Табора представляла собой открытую равнину, окруженную холмами, которые немецкий генерал-майор Вале использовал для строительства своей обороны. Южная бригада взяла под свой контроль немецкую железнодорожную станцию в Усоке 30 августа 1916 года, в ответ Вале отправил подкрепление из Таборы в Усоке поездом.
2–3 сентября немецкие Schutztruppen предприняли контратаку на Усоке, которая была отбита Force Publique . 7 сентября генерал Вале предпринял еще одну контратаку на железнодорожную станцию Усоке, на этот раз корабельная пушка на одном из железнодорожных вагонов была установлена . Обе стороны понесли тяжелые потери, железнодорожный вокзал подвергся бомбардировке, Force Publique начала атаку, и немцы были отброшены. [18]
Когда последнее сопротивление в Усоке (к западу от Таборы) было сломлено, бельгийцы двинулись вперед и достигли немецкой обороны Таборы у Лулангуру 8 сентября . Южная бригада вела наступательные действия в течение следующих четырех дней, приближаясь к Таборе с запада. Вале расположил свои основные позиции в Итаге , к северу от Таборы. С 10 по 12 сентября северная бригада встретила сильное сопротивление немцев на холмах Итага, где понесла значительные потери. [н] [19] [20] К этому времени силы Вале сократились до 1100 винтовок, а дезертирство его солдат-аскари увеличилось. Он расформировал находившуюся под его командованием военно-морскую часть и перераспределил этих солдат по полевым ротам.
16 сентября немцы перехватили письмо Крю для полковника Молитора ( бригада «Норд» ), в котором говорилось, что главное наступление с севера запланировано на 19 сентября. [21] После тяжелых боев немецкая армия тремя колоннами отступила на юго-восток: две сначала следовали по железной дороге, а одна - прямо на юг от Таборы до Сиконге.
Гражданские власти Таборы сдались войскам Force Publique 19 сентября 1916 года. [22] Бельгийцы освободили около 200 военнопленных союзников (в основном бельгийцев и британцев) и 228 немецких солдат попали в плен. Force Publique потеряла 1300 солдат. 3 октября, после того как союзники установили контроль над районом Великих африканских озер , Лейк Форс был расформирован. Три колонны Вале, ожидая преследования союзников, быстрыми темпами отступали к Иринге и Махендже, пытаясь воссоединиться с Леттоу. Генерал Вале оказался на неизведанной и необитаемой местности, без воды и еды в его распоряжении. [the] [п]
Последствия
[ редактировать ]
После наступления Таборы британское и бельгийское правительства договорились 19 января 1917 года, что последняя отведет большую часть своих сил в Руанду и Урунди — 2000 солдат остались для обеспечения безопасности оккупированных территорий, как предлагал генерал Смэтс, — и переброски своих военных кампания в Германской Восточной Африке завершилась. 25 февраля 1917 года британцы получили контроль над Таборой. [23]
Из-за продолжающегося немецкого сопротивления [д] и их растущий опыт в тактике партизанской войны , войска Force Publique были переброшены в район Додома-Килоса в июле 1917 года по запросу британского правительства и двинулись на Махендж в сентябре 1917 года. [р] После наступления на Махенге и захвата Махенджа в октябре 1917 года бельгийско-конголезская армия контролировала примерно одну треть немецкой Восточной Африки. [25] В конце 1917 года часть частей, взявших Махенге, была отправлена на центральную железную дорогу для передислокации в Килву и Линди . [26]
Военный анализ
[ редактировать ]Стратегия немецких войск, возглавляемых генерал-майором Паулем фон Леттов-Форбеком , заключалась в том, чтобы отвлечь ресурсы союзников с Западного фронта в Африку. Его стратегия принесла лишь неоднозначные результаты после 1916 года, когда силы союзников были усилены южноафриканцами, белго-конголезскими силами Publique и португальскими колониальными войсками. [с] Кампания в Африке потребовала значительных сумм денег и военной техники, которые могли быть направлены на другие фронты. [т] [29] [30] Леттов-Форбек вернулся в Германию в начале марта 1919 года, где его встретили как героя. Он возглавил 120 офицеров Шуцтруппе на параде победы через Бранденбургские ворота , украшенные в их честь. [31] Основной целью бельгийского правительства была защита Бельгийского Конго и взятие под контроль озера Танганьика. Шарль Томбер был удостоен титула барона за свою службу в Первой мировой войне. [32] Ян Смэтс стал премьер-министром Южной Африки в 1919 году, и Южная Африка получила мандат класса C над немецкой Юго-Западной Африкой (позже Намибией ).
Международная политика
[ редактировать ]Наступление в Таборе усилило переговорную силу бельгийского правительства в изгнании и должно было обеспечить восстановление Бельгии после войны. [33] Во время послевоенных переговоров Парижской мирной конференции бельгийский министр по делам колоний Жюль Ренкин стремился обменять территориальные приобретения в Германской Восточной Африке на выделение Португалии в северной Анголе, чтобы получить Бельгийскому Конго более длинную береговую линию. [34]
После войны, как указано в Версальском договоре , Германия была в конечном итоге вынуждена уступить «контроль» над Германской Восточной Африкой союзным державам . Помимо Руанды-Урунди (принадлежит Бельгии ) [в] и малый треугольник Кионга (принадлежащий португальскому Мозамбику ), территория перешла под британский контроль. Танганьика была принята британцами как название части бывшей немецкой колонии в Восточной Африке. [35]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Винтгенс был немецким капитаном под командованием генерал-майора Вале.
- ↑ К маю 1916 года Force Publique под командованием Томбера направила в наступление 719 европейских и 11 698 африканских солдат. [3]
- ↑ В мае 1916 года Лейк-Форс отправил 5000 носильщиков для службы в бригаде «Норд» Force Publique . [3]
- ↑ По оценкам британцев в апреле 1916 года, около 373 европейских и 7650 африканских солдат шуцтруппы действовали в районе между Таборой , Мванзой , Киву и Уджиджи . [4]
- ↑ Таким образом, план Томбера, составленный годом ранее, о ряде сходящихся ударов, в конечном итоге нашел практическое применение.
- ↑ Экипаж и вооружение «Хедвиг фон Виссман» поступили со вспомогательного крейсера SMS Möwe .
- ^ Мими, Фифи, Дикс-Тонн, баржа с бензиновым двигателем, вооруженная двумя пушками, и канонерская лодка Нетта.
- ^ Большая часть графа фон Гетцена прибыла личного состава и вооружения с легкого крейсера SMS Königsberg .
- ↑ В начале января 1916 года «Анверсвилль» отправился из Фалмута в экспедицию в Бельгийское Конго с четырьмя невооруженными и разобранными гидросамолетами и четырьмя летчиками на борту.
- ↑ Немецкие инженеры решили, что постараются облегчить последующее спасение. Они загрузили корабль песком и покрыли все двигатели толстым слоем смазки, прежде чем осторожно затопить его 26 июля. Бельгийцы частично подняли графа фон Гетцена в 1918 году, но прекратили свои начинания, когда Кигома была передана британцам. Последний спас корабль в 1926 году и использовал его в качестве пассажирского и грузового парома на озере Танганьика.
- ^ были сильные дожди ( сезон дождей ). В сентябре и октябре
- ^ Восточная Африка не подходила для конных войск, в конечном итоге большинство лошадей погибло от мухи цеце .
- ↑ Немцы также позаботились о том, чтобы на захваченных станциях не осталось поездов и другой техники.
- ^ Бригада Норд, под лейтенантом. полковник Арман Юи взял холмы, но Вале послал подкрепление по железной дороге, оттеснив Force Publique на следующий день.
- ↑ Вале подготовил склад припасов на центральной железной дороге недалеко от Малонгве, но ему пришлось оставить большую часть продовольствия из-за нехватки носильщиков: 600 индийских военнопленных использовались для перевозки боеприпасов и медикаментов.
- ↑ Экономика Германской Восточной Африки была в значительной степени самодостаточной до конца 1916 года, когда генерал Вале потерял доступ к основным районам производства продовольствия вокруг Ной-Лангенбурга .
- ↑ Включая рейд на Табору под командованием капитана Винтгенса и лейтенанта Науманна в мае 1917 года. Капитан Винтгенс был захвачен к югу от Таборы Силами Публики ( бригада Норд ) 24 мая. Лейтенант Науманн и оставшиеся 600 его солдат двинулись на северо-северо-восток к Усамбарской железной дороге , где в сентябре 1917 года задержали поезд возле Кахе. [24]
- ↑ Генерал Якоб ван Девентер разработал план наступления бельгийцев на Махендж из Килосы и командовал этим совместным наступлением союзников.
- ↑ В марте 1916 года Португалия официально вступила в войну. Португалия направила свой второй экспедиционный корпус в Восточную Африку под командованием майора Хосе Луиша де Моура Мендеса, и 10 апреля 1916 года ей удалось занять треугольник Кионга, который, по их мнению, немцы отобрали у них в 1885 году, в течение года, когда фон Леттов-Ворбек переснял. [27]
- ↑ С немецкой стороны «Леттов-Форбек» пополнялся с родины в 1915 году торговым судном «Рубенс», а в 1916 году — « Мари» . Последняя попытка пополнить запасы Schutztruppe была предпринята 21 ноября 1917 года дирижаблем из Джамболи в Болгарии . [28]
- ↑ 20 октября 1924 года Руанда-Урунди (1924–1945), состоявшая из современных Руанды и Бурунди Бельгийской Лиги Наций , стала мандатной территорией со Усумбуре . столицей в
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Такер 2014 , с. 1529.
- ^ Jump up to: а б Пейс 2009 , с. 224–227, 242–243.
- ^ Jump up to: а б Страчан (2004) , с. 152.
- ^ Страчан (2004) , с. 150.
- ^ Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию . Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ 1916–1917 «Табора-Махенге, Конго и война» , klm-mra.be
- ^ Пейс, Э. (2009) [2007]. Совет и беги: невыразимая трагедия Великой войны в Африке (изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-2349-1 .
- ^ 22 августа 1914 г.
- ^ Восточная и Центральная Африка . 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны, Свободный университет Берлина.
- ^ Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 585. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- ^ Пейс, Эдвард (2008). Совет и беги: невыразимая трагедия Великой войны в Африке. Феникс. стр.22. ISBN 978-0-7538-2349-1 .
- ^ Фоден, Джайлз (2005). Мими и Туту идут вперед: Причудливая битва за озеро Танганьика. Пингвин. стр. 184–5. ISBN 9780141946573 .
- ^ Эме Бехаге Первый пилот в Центральной Африке в Cross&Cocade 2008 Vol. 39, № 39. 1. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine (PDF; 12,9 МБ); «Таймс» от 16 июня 1916 г., стр. 8.
- ^ Стьенон, К. (1918). Англо-бельгийская кампания в Германской Восточной Африке. стр. 135-137.
- ^ "МОЛИТОР (Филипп Франсуа Жозеф)" . Бельгийская заграничная биография. VII. Брюссель: Королевская академия зарубежных наук. 1968.
- ^ Фоден, Джайлз (2005). Мими и Туту идут вперед: Причудливая битва за озеро Танганьика. Пингвин. ISBN 9780141946573 .
- ^ Такер, Спенсер С., изд. (2014). Первая мировая война: Полная энциклопедия и собрание документов (2-е изд.). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 1529-1530. ISBN 978-1-85109-964-1 .
- ^ Стьенон, К. (1918). Англо-бельгийская кампания в Германской Восточной Африке. стр. 197-198.
- ^ Стьенон, К. (1918). Англо-бельгийская кампания в Германской Восточной Африке. стр. 155-157.
- ^ Дельпьер, Жорж (2002). «Табора 1916: символ победы». Бельгийский журнал новой истории. п. 358.
- ^ Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926191-1 .
- ^ Первая мировая война в Африке , be14-18.be
- ^ Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 616–19. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- ^ The Times , История войны , том. XIX, Типография-Хаус-сквер, Лондон, 1919. стр. 48-49. archive.org
- ^ Дэвид ван Рейбрук. Конго: Эпическая история народа. ХарперКоллинз, 2014.
- ^ Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 634. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- ^ Восточная и Центральная Африка . 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны, Свободный университет Берлина.
- ^ Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр.431. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- ^ Холмс, Ричард (2001). Оксфордский справочник военной истории. Издательство Оксфордского университета. п. 359. ISBN 978-0-19-860696-3 .
- ^ Страчан, Х. (2004). Первая мировая война в Африке. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 642. ISBN 978-0-19-925728-7
- ^ Фарвелл, Байрон (1989). Великая война в Африке, 1914–1918 гг . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 355. ISBN 0-393-30564-3 .
- ^ Дельпьер, Жорж (2002). «Табора 1916: символ победы». Бельгийский журнал новой истории. п. 351-381.
- ^ Страчан 2001 , с. 585.
- ^ Страчан 2004 , с. 112.
- ^ Страчан, Х. (2001). Первая мировая война: к оружию. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926191-1 .
Общая библиография
[ редактировать ]- Такер, Спенсер С., изд. (2014). Первая мировая война: Полная энциклопедия и собрание документов (2-е изд.). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-964-1 .
- Сонк, JP (июнь 1996 г.). «1916: Бегство бельгийцев в Танганике». Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (39): 16–21. ISSN 1243-8650 .
- Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: к оружию . Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- Страчан, Хью (2004). Первая мировая война в Африке . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-925728-7 .
- Пейс, Э. (2009) [2007]. Совет и беги: невыразимая трагедия Великой войны в Африке (изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-2349-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дай, Пьер (1918). С победителями при Таборе: заметки бельгийского колониста в Германской Восточной Африке . Пэрис: Перрен.
- Дельпьер, Жорж (2002). «Табора 1916: символ победы» . Бельгийский журнал новой истории . 3–4 : 351–81.
- Разное (1929). Бельгийские колониальные кампании 1914-1918 гг. II: Кампания Табора . Брюссель: Историческая служба армии.