Битва при дельте Руфиджи
Битва в дельте Руфиджи | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восточноафриканской кампании Первой мировой войны. | |||||||
![]() Немецкий крейсер «Кёнигсберг», оказавшийся в ловушке в результате затопления английского корабля в устье реки Руфия (иллюстрация П. Тещинского, 1915 г.) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 легкий крейсер 1 корабль снабжения 1 грузовое судно (бывшее британское) |
1 до дредноута 4 крейсера 2 монитора различные мелкие суда 1 блокшип 1 гражданский и 9 военно-морских самолетов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
33 убитых (в основном из-за болезни) 1 легкий крейсер потоплен 1 корабль снабжения затонул 1 грузовое судно затонуло |
6 самолетов уничтожено (1 гражданский и 5 военно-морских сил, в основном из-за истощения) |
Битва при дельте реки Руфиджи велась в немецкой Восточной Африке (современная Танзания) с октября 1914 по июль 1915 года во время Первой мировой войны между Германии ВМС лёгким крейсером SMS Königsberg и мощной группой британских военных кораблей. Бой представлял собой серию попыток, в конечном итоге успешных, потопить блокированный немецкий легкий крейсер.
Фон
[ редактировать ]В 1914 году самым мощным немецким кораблем в Индийском океане был лёгкий крейсер «Кёнигсберг» . После отказа двигателя после затопления британского защищенного крейсера HMS Pegasus , Кенигсберг и его корабль снабжения «Сомали» скрылись в дельте реки Руфиджи в то время как Кенигсберга поврежденная техника была перевезена по суше в Дар-эс-Салам для ремонта. В конце октября британский крейсер HMS Chatham обнаружил Кенигсберг в дельте. 5 ноября к месту происшествия прибыли еще два британских крейсера, HMS Dartmouth и Weymouth , и заблокировали немецкий корабль в дельте. В начале ноября «Чатем» открыла огонь с дальней дистанции и подожгла «Сомали» , но ей не удалось поразить «Кёнигсберг» , который стремительно двинулся дальше вверх по течению. Британские корабли были мощнее Кенигсберга , но не смогли пройти через дельту. Экипаж Кенигсберга замаскировал свой корабль так, чтобы он напоминал лес вокруг дельты.
Блокада
[ редактировать ]

Британцы предприняли несколько попыток потопить Кенигсберг, в том числе одну, чтобы провести в пределах досягаемости мелкосидящий миноносец (с эскортом), но эта операция легко была отражена силами в дельте. Блок -корабль « Ньюбридж » был потоплен британцами в одном из устьев дельты, чтобы предотвратить его побег; однако вскоре стало ясно, что Кенигсберг все еще может уйти через один из других каналов дельты. В некоторых из этих вариантов были заложены фиктивные мины, но они считались сомнительным сдерживающим фактором. [ 1 ] Гражданский пилот по имени Катлер был нанят, чтобы привести свой «Кертисс» гидросамолет для разведки; его самолет был сбит, хотя присутствие неуловимого крейсера было подтверждено. [ 2 ] Пара Королевской военно-морской службы гидросамолетов Sopwith была поднята с намерением разведать и даже разбомбить корабль, но вскоре они развалились в тропических условиях. Трио Short гидросамолетов [ 3 ] дела обстоят немного лучше: им удалось сфотографировать корабль до того, как они были посажены на мель из-за тропической жары и немецкого огня, плавивших клей. [ 4 ]
Попытки использовать 12-дюймовые (300-мм) орудия старого линкора HMS Goliath для потопления крейсера не увенчались успехом, опять-таки потому, что мелководье не позволяло линкору приблизиться к цели.
Помимо воздушной разведки, частью стратегии ВМФ по обнаружению и планированию уничтожения «Кёнигсберга » были обширные береговые разведывательно-изыскательские работы в оккупированной немцами дельте, которые включали пристальное наблюдение за положением корабля и его пригодным вооружением (пушки, торпеды и др.). ), определение каналов в дельте, по которым судно-цель может пройти, и предлагаемые атакующие мониторы, а также месячный мониторинг глубин приливной воды в ключевом морском месте для «Голиафа» недалеко от берега. Эту работу возглавил П. Дж. Преториус, известный следопыт и охотник на крупную дичь, ранее работавший в дельте, который был завербован военно-морским флотом из своего сельского дома в Трансваале (ныне провинция Лимпопо). [ 5 ]
Однако к марту 1915 года запасы продовольствия в Кенигсберге иссякли, и многие члены экипажа умерли от малярии и других тропических болезней. В общем, отрезанные от внешнего мира, моральный дух моряков упал. Однако ситуация была незначительно улучшена благодаря схеме пополнения запасов корабля и предоставления ему боевого шанса вернуться домой. Захваченное британское торговое судно «Рубенс » было переименовано в «Кронборг» и получило датский флаг, документы и команду немецких моряков, специально отобранных за их умение говорить по-датски . Затем на нее нагрузили уголь, полевые орудия, боеприпасы, пресную воду и припасы. После успешного проникновения в воды Восточной Африки она была перехвачена поднятым по тревоге HMS Hyacinth , который преследовал ее до залива Манза . Захваченный корабль был подожжен командой и ушел. Позже немцы спасли большую часть ее груза, который позже был использован в сухопутной кампании, а часть перевезена в Кенигсберг . [ 6 ]
Тонущий
[ редактировать ]

с мелкой осадкой Два монитора , HMS Mersey и Severn , были отбуксированы на «Руфиджи» с Мальты по Красному морю и достигли дельты в июне 1915 года. остальному флоту они бросили вызов. При поддержке эскадрильи из четырех сухопутных самолетов, двух «Кодронов» и двух «Генри Фарманов » [ 7 ] базируясь на острове Мафия, чтобы обнаружить падение снарядов, они вступили в дуэль на дальней дистанции с Кенигсбергом , в которой помогали береговые корректировщики. Хотя Мерси получил удар, а наблюдатели не смогли забить в первый день, они снова вернулись 11 июля. Наконец, их 6-дюймовые (150-мм) орудия вывели из строя Кенигсберга вооружение , а затем превратили его в руины. Около 14:00 Лофф приказал затопить торпедой ее . [ 8 ] После битвы британцы, несомненно, были сильнейшей военно-морской державой в Индийском океане .
Последствия
[ редактировать ]На следующий день 33 погибших немца были похоронены 188 оставшимися членами экипажа. Возле могил была установлена мемориальная доска с надписью « Beim Untergang SMS Königsberg am 11.7.15 gefallen... » (« Погиб в бою при затоплении SMS Königsberg 11 июля 1915 года... »), за которой следовал список погибших. . Немцы вернули орудий Кенигсберга десять 105-миллиметровых (4,1 дюйма) скорострельных , установили их на импровизированные полевые лафеты и с большим успехом использовали их в качестве мощных полевых орудий в своей партизанской кампании против союзников в Восточной Африке. Орудия использовались в качестве укреплений гавани в Дар-эс-Саламе, одно из них было переустановлено на пассажирское судно «Граф фон Гетцен» . Последнее орудие было подбито только в октябре 1917 года. [ 9 ] Оставшийся экипаж из Кенигсберга продолжил службу в сухопутных войсках под командованием генерала Пауля фон Леттова-Форбека .
Три уцелели Кенигсберга 105-мм орудия ; один выставлен возле Форта Хесус , Момбаса , Кения, другой возле Здания Союза в Претории, Южная Африка, и третий в казармах Джинджа в Уганде. Ходят слухи еще об одном случае в Конго, но никаких подробностей не сообщается.
Изображение в СМИ
[ редактировать ]- Крик на дьявола (книга 1968 года)
- Крик на дьявола (фильм, 1976 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Миллер, стр. 86.
- ^ Тернер, стр. 39–40: Другими пилотами, участвовавшими в операции, были Sqn. Лдр. ХЕМУоткинс, Flt. командир JTCull и Flt. Подполковник Х.Арнольд.,
- ^ Один из самолетов Short, Short Admiralty Type 81 ' Folder ' с серийным номером RNAS 119 , принял участие в рейде на Куксхавен 25 декабря 1914 года. См. Barnes & James, стр.97.
- ^ Миллер, стр. 114.
- ^ П. Дж. Преториус (1948), Человек из джунглей: автобиография П. Дж. Преториуса. EP Dutton & Co. Нью-Йорк, стр. 18–27.
- ^ Миллер, стр. 112.
- ^ Миллер, стр. 116.
- ^ Миллер, стр. 124.
- ^ Фарндейл 1988, стр. 347-349.
Ссылки
[ редактировать ]- Фарндейл, генерал сэр Мартин (1988). Забытые фронты и база, 1914–18 . История Королевского артиллерийского полка. Вулидж: Королевский артиллерийский институт. ISBN 1-870114-05-1 .
- Миллер, Чарльз (1974). Битва за Бунду: Первая мировая война в Восточной Африке . Лондон: Macmillan Publishing Co., стр. 384. ИСБН 978-0-02-584930-3 .
- Кевин Пейшенс – «КОНИГСБЕРГ – Немецкий восточноафриканский рейдер» 2001. Кораблекрушения и спасение на восточноафриканском побережье 2006. Опубликовано в частном порядке.
- Тернер, Чарльз Сирил (1927). Старые летные дни . Лондон: С. Лоу, Марстон и Ко. с. 374.
- Дэвид Дж. Грегори – Лев и Орел; Том II; Антагонисты 1914–15 2014. Издано частным образом.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Конфликты 1914 года
- Конфликты 1915 года
- 1914 год в Германской Восточной Африке.
- 1915 год в Германской Восточной Африке.
- Восточноафриканские морские сражения Первой мировой войны
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Австралии
- Военная история Танзании