HMS Голиаф (1898 г.)
![]() HMS Голиаф
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Голиаф |
Тезка | Голиаф |
Заказал | Оценки на 1896/97 год |
Строитель | Верфь Чатема |
Расходы | £920,806 [ 2 ] |
Заложен | 4 января 1897 г. |
Запущен | 23 марта 1898 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 марта 1900 г. |
Псевдоним(а) | Боже мой [ 1 ] |
Судьба | Торпедирован и потоплен 13 мая 1915 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Канопус» класса до дредноута Линкор |
Смещение | Полная загрузка : 14 300 длинных тонн (14 500 т ) |
Длина | 421 футов 6 дюймов (128,5 м) ( длина ) |
Луч | 74 фута (22,6 м) |
Черновик | 26 футов (7,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч) |
Дополнить | 750 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Goliath — до дредноута линкор британского королевского флота , относящийся к «Канопус» классу . Предназначенный для службы в Азии, «Голиаф» и его родственные корабли были меньше и быстрее, чем предыдущие «Маджестик» линкоры класса , но сохранили ту же батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий. Он также имел более тонкую броню, но использовал новую крупповскую сталь , которая была более эффективной, чем броня Харви, используемая в Majestic . «Голиаф» был заложен в январе 1897 года, спущен на воду в марте 1898 года и вступил в состав флота в марте 1900 года.
Корабль находился на Китайской станции с момента ввода в эксплуатацию до 1903 года, когда он вернулся в Великобританию; его отправили обратно в воды Восточной Азии, но по пути он был переведен в состав Средиземноморского флота . В начале 1906 года он был переведен во флот Ла-Манша , после чего с начала 1907 года прослужил во флоте метрополии. В 1908 году он был отправлен в Средиземное море во второй раз, а затем вернулся во флот метрополии в 1909 году, прежде чем был списан. в 1913 году. С началом Первой мировой войны в августе 1914 года «Голиаф» был мобилизован в 8-ю боевую эскадрилью . Первоначально он служил сторожевым кораблем в Лох-Эве , одной из гаваней, используемых Великим флотом , а затем в конце августа сопровождал переправу британских войск в Бельгию.
Затем «Голиаф» принял участие в операциях против Германской Восточной Африки , участвуя в блокаде немецкого легкого крейсера «СМС Кенигсберг» на реке Руфиджи . С марта 1915 года он участвовал в Дарданелльской кампании и продолжал поддерживать высадку в Галлиполи в апреле. 13 мая 1915 года «Голиаф» был потоплен в заливе Морто у мыса Хеллес тремя торпедами османского эсминца «Муавенет-и Миллие» . Из ее экипажа в 750 человек 570 погибли при затоплении.
Дизайн
[ редактировать ]
«Голиаф» и пять его однотипных кораблей были спроектированы для службы в Восточной Азии, где новая восходящая держава Япония начала строить мощный военно-морской флот, хотя эта роль была быстро отменена Англо -японским союзом 1902 года. Корабли были спроектированы так, чтобы меньше, легче и быстрее своих предшественников, Majestic линкоров класса . «Голиафа» составляла 421 фут 6 дюймов (128,47 м) Общая длина , ширина 74 фута (23 м) и осадка 26 футов 2 дюйма (7,98 м). Его водоизмещение 13 150 длинных тонн (13 360 т ) в нормальном режиме и до 14 300 длинных тонн (14 500 т) при полной загрузке . Ее экипаж насчитывал 682 офицера и рядового состава . [ 3 ]
Корабли класса «Канопус» были оснащены парой 3-цилиндровых двигателей тройного расширения , а пар вырабатывался двадцатью котлами Бельвилля . Это были первые британские линкоры с водотрубными котлами , которые вырабатывали больше мощности при меньшем весе по сравнению с жаротрубными котлами, использовавшимися на предыдущих кораблях. Новые котлы привели к использованию продольных воронок вместо расположенной рядом воронок, которая использовалась на многих предыдущих британских линкорах. Корабли класса «Канопус» зарекомендовали себя как хорошие пароходы с высокой для линкоров того времени скоростью — 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) при указанной мощности 13 500 лошадиных сил (10 100 кВт) — на целых два узла быстрее, чем у Majestic . . [ 4 ]
«Голиаф» имел главную батарею из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий 35-го калибра, установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части; эти орудия были установлены в круглых барбетах , которые позволяли заряжать со всех сторон, хотя и на фиксированной высоте. На кораблях также была установлена дополнительная батарея из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий 40-го калибра, установленных в казематах , а также десять 12-фунтовых орудий и шесть 3-фунтовых орудий для защиты от торпедных катеров . Как это было принято для линкоров того периода, он также был оснащен четырьмя 18-дюймовыми (457-мм) торпедными аппаратами, погруженными в корпус , по два на каждом борте рядом с носовым и кормовым барбетом. [ 3 ]
Для экономии веса Goliath носил меньше брони, чем Majestic s — 6 дюймов (152 мм) на поясе по сравнению с 9 дюймами (229 мм) — хотя переход от брони Харви в Majestic к броне Круппа в Goliath означал, что потеря Защита была не так хороша, как могла бы быть: броня Круппа имела большую защитную ценность при данном весе, чем ее эквивалент Харви. Точно так же другая броня, используемая для защиты корабля, также могла быть тоньше; Переборки . на обоих концах пояса имели толщину от 6 до 10 дюймов (от 152 до 254 мм) Башни главного калибра имели толщину 10 дюймов и находились на барбетах толщиной 12 дюймов (305 мм), а казематная батарея была защищена 6-дюймовой крупповской сталью. Ее боевая рубка также имела 12 толстых бортов. Он был оснащен двумя бронепалубами толщиной 1 и 2 дюйма (25 и 51 мм) соответственно. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]
Киль « Голиафа » был заложен 4 января 1897 года, а законченный корпус был спущен на воду 23 марта 1898 года. [ 3 ] Корабль был сдан в эксплуатацию 27 марта 1900 года капитаном Льюисом Эдмундом Винцем. [ 5 ] для службы на Китайской станции , куда она прибыла позже в том же году. С сентября 1901 по апрель 1902 года он проходил ремонт в Гонконге . 11 июля 1902 года командующим был назначен капитан Фрэнк Ханнэм Хендерсон. [ 6 ] Она покинула Китайскую станцию в июле 1903 года и вернулась домой, где 9 октября 1903 года поступила в введенный в эксплуатацию резерв на верфи Чатема . Находясь в резерве, «Голиаф» прошел ремонт в Палмерсе на Тайне с января по июнь 1904 года, а затем участвовал в маневры позднее в этом году. 9 мая 1905 года «Голиаф» вернулся в полную строй в Чатеме, чтобы сменить свой однотипный корабль « Океан» на китайской станции. Однако Великобритания и Япония ратифицировали договор о союзе, когда она была в исходном рейсе, что позволило Королевскому флоту сократить свое присутствие на Китайской станции и отозвать все линкоры из этих вод; когда «Голиаф» достиг Коломбо , Цейлон , в июне 1905 года, он был отозван и вместо этого был прикреплен к Средиземноморскому флоту . В январе 1906 года она была переведена в состав Ла-Маншского флота . [ 7 ]
После установки системы управления огнем «Голиаф» 15 марта 1907 года был переведен в Портсмутскую дивизию нового флота метрополии . Он базировался в Портсмуте и проходил там капитальный ремонт оборудования с августа 1907 по февраль 1908 года. После завершения ремонта «Голиаф» был сдан в эксплуатацию. 4 февраля 1908 г. на службе средиземноморского флота. Во время путешествия на Мальту один из ее гребных валов сломался, и ей потребовался четырехмесячный ремонт, прежде чем она смогла приступить к работе. 20 апреля 1909 года она расплатилась в Портсмуте. 22 апреля «Голиаф» вновь поступил на службу в 4-ю дивизию Флота Метрополии на острове Нор . Во время этой службы она была переоборудована в Чатеме в 1910–1911 годах и отправлена в Ширнесс . В 1913 году был законсервирован и вошел в состав 3-го флота. [ 7 ] [ 8 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда Первая мировая война в августе 1914 года разразилась , «Голиаф» вернулся в полную строй и был направлен в 8-ю боевую эскадрилью Флота под Ла-Маншем, действовавшую в Девонпорте . Он был отправлен на Лох-Эве в качестве сторожевого корабля для защиты якорной стоянки Великого флота , а затем прикрывал высадку Плимутского батальона морской пехоты в Остенде , Бельгия , 25 августа 1914 года. [ 7 ] [ 8 ] Для этой операции она и три других линкора — «Месть» , «Принц Джордж» и «Цезарь» — защищенный крейсер , а шесть эсминцев сопровождали военные корабли ; в то же время части Великого флота атаковали линию немецкого патруля у Гельголанда, чтобы занять немецкий флот открытого моря . [ 9 ]
Операции у Германской Восточной Африки
[ редактировать ]
«Голиаф» перебазировался на станцию в Ост-Индии 20 сентября для поддержки крейсеров, несущих конвой на Ближнем Востоке , сопровождая индийский конвой в Персидский залив и Германскую Восточную Африку до октября. [ 7 ] В их число входил крупный военный конвой, который покинул Индию 16 октября вместе с линкором Swiftsure . Прибытие « Голиафа » позволило крейсерам, занятым сопровождением конвоев, присоединиться к охоте за немецким легким крейсером «СМС Кенигсберг» . [ 10 ] Немецкий крейсер, потопив британский крейсер «Пегас» в битве за Занзибар оказался в ловушке трёх британских крейсеров в дельте реки Руфиджи . , в конце октября [ 11 ] Вскоре после этого прибыл «Голиаф» и должен был присоединиться к блокаде дельты, но известие о поражении британцев в битве при Коронеле 1 ноября вынудило Адмиралтейство перебросить «Голиафа» в Южную Африку, поскольку существовали опасения, что немецкая восточноазиатская эскадра может атаковать колонию после того, как она вошла в южную Атлантику. Что еще больше усложнило ситуацию, у «Голиафа» возникли проблемы с двигателем по прибытии в Момбасу , Кения, и она не смогла проследовать в Южную Африку, вместо нее вместо броненосный крейсер «Минотавр» нее был отправлен . После того, как ее двигатели были отремонтированы, «Голиаф» возобновил свое прежнее задание в составе блокадных сил в дельте Руфиджи. [ 12 ]
В ноябре «Голиаф» попытался подобраться достаточно близко, чтобы нейтрализовать «Кенигсберг» , но вода была слишком мелкой, чтобы позволить ему приблизиться к крейсеру. В результате она отправилась бомбардировать Дар-эс-Салам 28 и 30 ноября. В ходе первой атаки коммандер Генри Ритчи , «Голиафа » старший офицер , получил Крест Виктории . «Голиаф» и защищенный крейсер «Фокс» разрушили резиденцию колониального губернатора; вторая бомбардировка оказалась менее эффективной. «Голиаф» проходил ремонт в Саймонстауне , Южная Африка, с декабря 1914 по февраль 1915 года. Затем он вернулся в дельту Руфиджи 25 февраля, поскольку, судя по действиям немцев, Кенигсбергом командующий намеревался вскоре прорваться. В этот период «Голиаф» обстреливал немецкие позиции у Линди не видел , но боевых действий с Кенигсбергом . 25 марта «Голиафу» было приказано перейти в Средиземное море для участия в операциях у Дарданелл , его место занял защищенный крейсер «Гиацинт» ; Линкор покинул воды Восточной Африки неделю спустя, 1 апреля. [ 7 ] [ 13 ]
Дарданелльская кампания
[ редактировать ]
По прибытии в море Эгейское «Голиаф» присоединился к Первой эскадре, в которую входили еще семь линкоров и четыре крейсера, под командованием контр-адмирала Росслин Уэмисс . Перед Первой эскадрой была поставлена задача поддержать высадку на мысе Хеллес , которая состоялась 25 апреля. Утром в день высадки «Голиаф» занял позицию у пляжа Y , примерно в 4000–5000 ярдов (3700–4600 м) от берега, чтобы обеспечить огневую поддержку. Защищенные крейсеры «Сапфир» и «Аметист» подошли ближе, и около 05:00 все три корабля открыли огонь, сигнализируя о начале атаки. Османы не предприняли никаких попыток сорвать высадку, а союзные войска успешно предприняли внезапную атаку. Однако к концу дня османская контратака продвинулась из Критии , угрожая британскому флангу, но артиллерийский огонь «Голиафа» и крейсеров остановил атаку. Той ночью османы предприняли еще одну контратаку, на этот раз по центру британской линии, которая была отбита. Как только солнце начало подниматься, «Голиаф» и крейсеры, которые к тому времени были усилены крейсерами «Талбот» и «Дублин» , обстреляли османов, вынудив их снова отступить. [ 14 ]
Утром 26 апреля раненых солдат начали переправлять с пляжа, сначала к «Голиафу» и крейсерам, находившимся у берега. Недопонимание с людьми на берегу привело к непреднамеренной, более масштабной эвакуации. [ 15 ] В ходе боя она получила некоторые повреждения от обстрела османских фортов и береговых батарей. [ 7 ] Позже в тот же день порядок на берегу был восстановлен, и войска союзников смогли занять Седд-эль-Бахр . Союзники высадили подкрепление, что позволило 27 апреля продвинуться к Критии. «Голиаф» и несколько других линкоров обстреляли османских защитников вокруг города, чтобы поддержать атаку, которая началась на следующее утро около 10:00. «Голиаф» подошел как можно ближе к берегу, чтобы использовать все свои орудия с очень близкого расстояния. Несмотря на сильную огневую поддержку, войска союзников не смогли выбить османских защитников, и Первая битва при Критии закончилась поражением союзников. [ 16 ] «Голиаф» снова был поврежден османскими орудиями. 2 мая [ 7 ]
К середине мая флот союзников установил ротацию двух линкоров на стоянках у Галлиполи каждую ночь для поддержки войск, окопавшихся на полуострове. В ночь с 12 на 13 мая «Голиаф» находился на станции вместе с линкором «Корнуоллис» . Два корабля были пришвартованы в заливе Морто , причем «Голиаф» находился впереди Корнуоллиса ; пять эсминцев патрулировали этот район против османских торпедных катеров . Османский эсминец «Муавенет-и Миллие» вышел в море поздно вечером 12 мая под покровом безлунной ночи. Двигаясь очень медленно, османы смогли проскользнуть мимо патрулей эсминцев примерно в 01:00 13 мая. Пятнадцать минут спустя наблюдатели на борту «Голиафа» заметили Муавенет-и Миллие и бросили вызов; Османы ответили на вызов, но очень быстро увеличили скорость и выпустили три торпеды по Голиафу . Британцы открыли огонь, но успели выстрелить всего три снаряда, прежде чем первая торпеда поразила корабль. Две торпеды попали почти одновременно: первая — рядом с носовой башней, а вторая — над носовой трубой, что вызвало сильный взрыв. «Голиаф» почти сразу начал опрокидываться и лежал на боку, когда рядом с ним после башни ударила третья торпеда. Муавенет-и Миллие умчался и остался невредимым в темноте, в то время как другие британские военные корабли собрались, чтобы спасти выживших от Голиафа . В результате затопления погибло около 570 человек из экипажа в 750 человек, в том числе командир корабля капитан Томас Шелфорд. [ 17 ] [ 18 ]
Обломки лежат перевернутыми на глубине 63 метра (207 футов) и большей частью погребены под осадками. Видна только часть корпуса, сильно искалеченная взрывом, и один из ее винтов. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Моряки-школьники, погибшие в Галлиполи» . Журнал BBC News . 23 марта 2015 года . Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Берт, с. 141
- ^ Jump up to: а б с Лион и Робертс , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Лион и Робертс , стр. 34–35.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36101. Лондон. 28 марта 1900 г. с. 7.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36820. Лондон. 15 июля 1902 г. с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Берт , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Престон , с. 8.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 98–100.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 309, 391.
- ^ Фарвелл , стр. 132–133.
- ^ Корбетт 1920 , стр. 354, 381, 389, 402.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 235–239.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 310, 314, 324–325, 344, 351.
- ^ Корбетт 1921 , с. 352.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 353–365.
- ^ Берт , стр. 158–159.
- ^ Корбетт 1921 , стр. 406–407.
- ^ «HMS Goliath [+1915]» . www.recksite.eu . Проверено 24 ноября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1920). Военно-морские операции: битва за Фолклендские острова, декабрь 1914 г. Том. I. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 174823980 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 924170059 .
- Фарвелл, Байрон (1989). Великая война в Африке, 1914–1918 гг . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-30564-3 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гиббонс, Тони. Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: Salamander Books Ltd., 1983.
Внешние ссылки
[ редактировать ]