Османский эсминец Муавенет-и Миллие
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2010 г. ) |
Торпедный катер Муавенет-и Миллие
| |
История | |
---|---|
Османская империя | |
Имя | Муавенет-и Миллие |
Строитель | Верфь Шихау , Германия. |
Заложен | 1908 |
Запущен | 20 марта 1909 г. |
Завершенный | 17 августа 1910 г. |
Выведен из эксплуатации | Октябрь 1918 г. |
Судьба | Списан в 1953 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Муавенет-и Миллие» типа Эсминец |
Смещение | 765 т (753 лт) |
Длина | 74 м (243 фута) |
Луч | 7,9 м (26 футов) |
Черновик | 3 м (9,8 футов) |
Движение | 17700 л.с., 2 турбины, 2 котла |
Скорость | 26 узлов (48 км / ч; 30 миль в час) |
Диапазон | 1000 миль (1900 км; 1200 миль) на скорости 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час) |
Дополнить | 90 (мирное время) |
Вооружение |
|
Муавенет-и Миллие или Муавенет-и Миллие был разрушителем. [ 1 ] построенный для Османского флота перед Первой мировой войной . Корабль наиболее известен тем, что потопил британский до дредноута линкор «Голиаф» во время Дарданелльской кампании в Первой мировой войне .
Мы
[ редактировать ]«Муавенет» означает «поддержка» на османском турецком языке , а полное название первого корабля с таким названием «Муавенет-и Миллие» означает национальную поддержку . Ее имя было дано в честь Ассоциации национальной поддержки Османского флота ( Donanma-i Osmânî Muâvenet-i Millîye Cemiyeti , сокращенно Военно-морская ассоциация / Donanma Cemiyeti ). Эта ассоциация была основана по инициативе купца по имени Ягджизаде Шефик-бей в июле 1909 года, после чего вскоре после этого в ней приняли более широкое участие, включая более скромные слои общества. Для финансирования ее покупки он собрал средства за счет добровольного участия османской общественности. Muâvenet-i Millîye было первым судном, приобретенным в Германии за счет финансирования, предоставленного благодаря усилиям ассоциации. [ дн 1 ]
Три других корабля ВМС Турции разных периодов, последний из которых сейчас находится в строю, позже были названы в память о Муавенет-и Миллие, чтобы напомнить о ее достижениях. Такое же имя получил один из первых самолетов османской авиаэскадрильи , ровесник корабля.
Операции
[ редактировать ]«Муавенет-и Миллие» и ее однотипные корабли «Ядигар-и Миллет» , «Нумуне-и Хамиет» и «Гайрет-и Ватание » изначально были заложены как немецкие торпедные катера S165-S168 . После завершения они были проданы ВМС Османской империи в сентябре 1910 года. ( Шихау-Верфт построил вторую группу торпедных катеров под названием S165-S168 в качестве замены, завершив их в 1911 году.)
С 1912 года командование Муавенет-и Миллие принял Кыдемли Юзбаши (старший лейтенант, см . Звания военно-морских офицеров ) Аясофьяли Ахмед Саффед (по Закону о фамилиях 1934 года: Ахмет Саффет Окай ), член нового поколения офицеров, которые были специально обучены с учетом более современных кораблей, приобретенных Османским флотом. В первые месяцы вступления Османской империи в Первую мировую войну корабль был назначен для выполнения миссий на Черном море был перенаправлен в сторону Чанаккале , откуда с началом Дарданелльского похода .
Потопление Голиафа
[ редактировать ]HMS Goliath входил в состав флота союзников в военно-морских операциях в Дарданелльской кампании , поддерживая высадку на мысе Геллес 25 апреля 1915 года. В ночь с 12 на 13 мая 1915 года «Голиаф» находился вместе с HMS Cornwallis и прикрывался пятью эсминцами. , в заливе Морто у мыса Хеллес , стремясь ослабить давление на французский фланг десанта.
Французы обратились за помощью к линкорам против османских контратак с целью отбить Керевиздере. Таким образом, каждую ночь два линкора начали бомбардировать позиции Османской империи. Османская сторона для устранения повреждений, причиненных этими линкорами, выделила Муавенет-и-Миллийе . Днем немецкий капитан-лейтенант Рудольф Фирле [ 2 ] [ 3 ] и два других офицера, которые ранее выполняли разведывательную миссию возле залива Морто, отправились на Муавенет-и Миллие для управления торпедными операциями. А 10 мая в 13:30 «Муавенет-и-Миллийе» прибыл в пролив и началась подготовка к его новому заданию. Это было 12 мая, в 18:40, Муавенет-и-Миллийе вступил в бой. Между 19:00 и 19:30 он миновал мины, а в 19:40 бросил якорь в Соганлыдере и ждал до полуночи. Прожекторы линкоров союзников были отключены в 23:30. [ нужны разъяснения ]
Муавенет-и-Миллийе снялся с якоря в 00:30 и прошел через европейскую сторону пролива. Эсминцы союзников не заметили ее продвижения. В 01:00 на рубеже позади Муавенет-и-Миллийе были замечены два эсминца, на лбу был «Голиаф» . «Голиаф» спросил пароль, и «Муавенет-и-Миллийе» , не теряя времени, ответил тремя торпедами. Первая торпеда попала в мостик , вторая в трубу , третья в корму . Линкор почти сразу же перевернулся , унеся на дно 570 из более чем 700 членов экипажа, включая капитана.
Затопление «Голиафа» привело к прямым и радикальным потрясениям в высшем командовании и стратегии британского флота . Через два дня после потери корабля, 15 мая 1915 года, первый морской лорд адмирал Фишер подал в отставку среди ожесточенных споров с первым лордом Адмиралтейства , Уинстоном Черчиллем что привело к отставке 17 мая и Черчилля. Генерал Гамильтон отметил в своем дневнике, что «турки заслуживают медали». Союзники не оправдали своих ожиданий с высадкой десанта. Таким образом, британцы начали строить планы возобновления морской атаки. Однако торпедирование « Голиафа» доказало, что открыть проливы простой морской атакой будет непомерно дорого. Ценный современный линкор HMS Queen Elizabeth был отозван из Дарданелл. Последующая потеря линкоров «Триумф» у Анзака и «Маджестик» у мыса Хеллес , торпедированных U-21 , привела к дальнейшему сокращению морской поддержки сухопутных войск союзников.
Капитана корабля Кыдемли Юзбаши Аясофьяли Ахмеда Саффеда , немецкого лейтенанта Рудольфа Фирле и двух его заместителей, а также более чем 90 османских членов экипажа приветствовали в Стамбуле как героев, все огни вдоль Босфора были зажжены специально в их честь и были награждены медалями. и украшения. [ дн 2 ]
Последующие операции
[ редактировать ]В битве при Имбросе 20 января 1918 года «Муавенет-и Миллие» и три других османских эсминца вышли из Дарданелл и вступили в бой с британскими эсминцами «Ящерица» и «Тигрица» , которые преследовали искалеченный османский линейный крейсер «Явуз Султан Селим» . Их отогнали, и Явуз вернулся в Константинополь. [ 4 ]
После краха османской войны «Муавенет-и Миллие» был выведен из эксплуатации в октябре 1918 года. Выброшенный послевоенным турецким флотом в 1924 году, корабль использовался в качестве жилого корпуса на верфи Ташкизак. Окончательно ее списали на слом в 1953 году.
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Сбор средств для Османского флота принял масштабы общенационального мероприятия: обычные домохозяйства жертвовали свои ценности, а домохозяйки, например, жертвовали свои украшения. Подробности см. «(полный текст) Военно-морское соревнование между Турцией и Грецией в 1909–1914 годах и его влияние на баланс сил в Восточном Средиземноморье стр. 126–133» (PDF) (на турецком языке). Университет Тракья, Эдирне , Турция. Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2007 г. , аннотация также на английском языке. Некоторые источники считают Ассоциацию военно-морского флота прямым предком Milli Piyango , турецкой национальной лотереи , поскольку она организовала розыгрыши лотереи в рамках своих усилий по сбору средств.
- ↑ Самое главное, что эта успешная операция подняла моральный дух османских солдат. Ахмет Саффет Окай сделал успешную карьеру в ВМС Турции , кульминацией которой стал высший командный пост в течение короткого периода в 1924 году, во время переходного периода 1924–1927 годов между ВМС Османской империи и ВМС Турции . был депутатом Великого национального собрания Турции После 1927 года он три срока . Рудольф Фирле написал книгу об операциях на Балтийском море во время войны, которая до сих пор является справочником, и сделал карьеру в немецком торговом флоте. [ нужна ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- ^ Бернд Лангензипен, Ахмет Гюлерюз, Османский паровой флот 1828–1923 , Naval Institute Press, Аннаполис , Мэриленд, ISBN 1-55750-659-0 , стр. 158–159.
- ^ Пол Г. Халперн (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . УКЛ Пресс. п. 117. ИСБН 978-1-85728-498-0 .
- ^ Джон Лаффин (1980). Будь прокляты Дарданеллы!: История Галлиполи . Даблдэй. п. 186. ИСБН 9780868240251 .
- ^ О'Хара, Винсент П. (15 апреля 2017 г.). Столкновение флотов . ISBN 9781682470190 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эсминцы класса Муавенет-и Миллие
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Корабли постройки в Данциге
- Военные корабли Османской империи
- Корабли Турции
- Военные корабли Османской империи в Балканских войнах
- Военные корабли Итало-турецкой войны Османской империи
- Военные корабли Первой мировой войны Османской империи
- корабли 1909 года
- Кампания в Галлиполи
- Корабли постройки Шихау