Османский эсминец Гайрет-и Ватание
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Стремитесь к патриотизму |
Строитель | Шихау-Верке , Германия |
Заложен | 1908 |
Запущен | 30 сентября 1909 г. |
Приобретенный | Март 1910 г. |
Введен в эксплуатацию | 17 августа 1910 г. |
Судьба | Сел на мель , 30 октября 1916 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Муавенет-и Миллие» типа Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 74,2 м (243 фута 5 дюймов) в длину |
Луч | 7,9 м (25 футов 11 дюймов) |
Черновик | 3,04 м (10 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 975 миль (1806 км; 1122 миль) при скорости 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
Gayret-i Vataniye, первоначально построенный как SMS S168 , был одним из четырех S138 торпедных катеров класса Германии , построенных для Императорского флота , но во время постройки был приобретен для ВМС Османской империи . [ а ]
Дизайн
[ редактировать ]Гайрет-и Ватание имел длину 74 метра (242 фута 9 дюймов) по ватерлинии 74,2 м (243 фута 5 дюймов) и общую длину . Она имела ширину (морскую) 7,9 м (25 футов 11 дюймов) и осадку 3,04 м (10 футов) вперед. Корабль имел водоизмещение 665 т (654 длинных тонны ; 733 коротких тонны ) по проекту и 765 т (753 длинных тонны; 843 коротких тонны) при полной загрузке . У нее был экипаж из трех офицеров и восьмидесяти одного рядового. Корабль получил два комплекта паровых турбин , каждая из которых приводила в движение гребной винт . Пар обеспечивался четырьмя водотрубными котлами , три из которых сжигали уголь, а четвертый — мазут . Ее силовая установка была рассчитана на мощность 17 500 лошадиных сил (17 300 л.с.) при максимальной скорости 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час). У него был радиус плавания 975 морских миль (1806 км; 1122 миль) при более экономичной скорости 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). [ 1 ]
Первоначально «Гайрет-и Ватание» имел орудийное вооружение из двух орудий 8,8 см (3,5 дюйма) SK L/30 , а также трех орудий 5,2 см (2 дюйма) SK L/55 , все из которых размещались на одиночных шарнирных установках . Основное наступательное вооружение корабля состояло из трех торпедных аппаратов диаметром 45 см (17,7 дюйма), установленных на палубе индивидуально. [ 3 ] [ 4 ]
Модификации
[ редактировать ]После прибытия в Османскую империю корабль получил новое артиллерийское вооружение, состоявшее из пары 75-мм (3 дюйма) орудий и двух 57-мм (2,2 дюйма) орудий. Плохое обслуживание экипажем снизило эффективность ее двигательной установки, и к 1912 году корабль был способен развивать скорость не более 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). Во время Первой мировой войны состав корабля увеличился до 112 человек, из которых 23 были немцами. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Киль Schichau нового судна был заложен в 1908 году, первоначально под названием S168 , на верфи -Werke в Эльбинге , Германия. Корабль был спущен на воду 30 сентября 1909 года и во время достройки был продан ВМС Османской империи и переименован в Гайрет-и Ватание . [ 5 ] что означает «национальное стремление». [ 6 ] Покупка судна вместе с тремя его однотипными кораблями — «Муавенет-и Миллие» , «Ядигар-и Миллет» и «Нюмуне-и Хамиет» — произошла в марте 1910 года, в то же время, когда османское правительство приобрело пару дредноутов. линкоры . Это были Kurfürst Friedrich Wilhelm и Weissenburg , которые были переименованы в Barbaros Hayreddin и Turgut Reis при передаче 1 сентября 1910 года соответственно. Эсминцы уже были введены в состав Османского флота 17 августа. Шесть кораблей вместе отправились из Германии в Османскую империю . [ 2 ] [ 7 ]
В начале итало-турецкой войны в сентябре 1911 года он был приписан к основной флотилии эсминцев вместе со своими тремя сестрами и четырьмя «Самсун» эсминцами типа . [ 8 ] В начале войны османский учебный флот, состоявший из дивизии линкоров, дивизии крейсеров и флотилии эсминцев, находился в море, не подозревая о начале боевых действий. 1 октября османский пароход сообщил флоту, что война началась двумя днями ранее, поэтому флот на большой скорости направился к Дарданеллам , где искал убежища за береговыми укреплениями, охранявшими проливы. 4 октября флот ненадолго вышел в море, но вернулся в порт, не вступив в бой с итальянскими судами. [ 9 ] До конца войны флот не проявлял особой активности и не предпринимал попыток атаковать значительно более крупный итальянский флот. [ 10 ] Военно-морское командование ожидало войны между Османской империей и Балканским союзом и рассматривало этот конфликт как большую угрозу для страны. Флот решили сохранить и подготовить его к войне, хотя никакого ремонта фактически не проводилось. [ 11 ]
Первая Балканская война
[ редактировать ]
Ко времени Первой Балканской войны в конце 1912 - начале 1913 годов Османский флот был реорганизован географически, и Гайрет-и Ватание был включен в состав Босфорского флота вместе с большинством других современных подразделений Османского флота. [ 12 ] В первые два месяца войны османский флот сосредоточил свои усилия против болгарских войск на побережье Черного моря , но Гайрет-и Ватание не принимал активного участия в боевых действиях. [ 13 ]
К декабрю флот был реорганизован; Гайрет-и Ватание был приписан ко II дивизии вместе с Меджидие , Нюмуне-и Хамиет и Ярхисар . [ 12 ] К тому времени внимание флота было обращено на греческий флот, действовавший против османского побережья в Эгейском море . Корабли II дивизии приняли участие в битве при Элли 16 декабря; им была поставлена задача прикрыть дивизию линкоров на левом фланге. В ходе последовавшего боя Георгиос Авероф переправился перед османским флотом и вступил в бой с одной стороны, в то время как три «Гидра» броненосца класса атаковали с другой. Это побудило османов отступить к Дарданеллам. Гайрет-и Ватание и остальная часть II дивизии были заменены броненосцами Месудие и Асар-и Тевфик , когда они приблизились к проливу. Шесть дней спустя Меджидие совершил вылазку с I и II дивизиями, пытаясь поймать и потопить группу греческих эсминцев, патрулирующих у берегов Анатолии ; Меджидие и I дивизия должны были обойти их с фланга и отбросить эсминцы к Гайрет-и Ватание и остальной части II дивизии, но греки быстро бежали после короткого боя с Меджидие . Затем османские эсминцы были отправлены для патрулирования у побережья Тенедос , но греческих судов там не встретили. [ 14 ]
Османская армия пришла к убеждению, что она может занять Тенедос и что флот может поддержать десантный десант на остров, несмотря на неоднократные возражения со стороны военно-морского командования. Тем не менее османское правительство приказало провести операцию, и 4 января 1913 года военно-морской флот решил совершить крупный прорыв к острову, несмотря на то, что полк, назначенный для высадки, еще не прибыл. «Гайрет-и Ватание» и другие корабли II дивизии были одними из первых кораблей, покинувших Дарданеллы, и примерно к 07:15 они заняли оборонительную позицию возле проливов, пока остальные элементы флота собирались. В ходе этого процесса возле Имброса появилась греческая эскадра, что побудило османские эсминцы обратиться за защитой к Меджидие примерно в 07:30 . Обе стороны завязали короткую перестрелку, но ни одна из них не попыталась сократить расстояние. К 10:00 османские линкоры присоединились к флоту у Дарданелл, и 2-я дивизия заняла прикрытую позицию по правому борту. Через полтора часа флот отплыл достаточно далеко, чтобы греки смогли заблокировать им путь к Дарданеллам, поэтому османы отменили операцию. В 11:50 они ненадолго вступили в бой с греческим флотом, который также отступал, и после сорока минут стрельбы ни одна из сторон не добилась ни одного попадания. После этого османы вернулись в Дарданеллы. [ 15 ]
После серии безрезультатных боев между османскими крейсерами и греческими эсминцами в начале января османское военно-морское командование решило нанести крупный удар по Имбросу, пытаясь выманить греческие военные корабли. Основная часть флота вышла в бой утром 10 января; II дивизия, за вычетом «Нюмуне-и Хамиет» , снова прикрывала флот во время его подхода. Крейсеры «Мецидие» и «Хамидие» попытались преследовать пару греческих эсминцев, которые развернулись и обратились в бегство; 2-я дивизия была отправлена вперед на поддержку крейсеров, но дальнейших действий не последовало. Сообщения о присутствии греческого флота в этом районе побудили османского командующего приказать крейсерам и эсминцам присоединиться к линкорам, а затем вернуться в Дарданеллы. После того, как около полудня флот возобновил крейсерское построение, линкоры ненадолго вступили в бой с тремя греческими эсминцами с большого расстояния, которые быстро отступили. После этого османы вошли в Дарданеллы. [ 16 ]
В середине февраля османы узнали, что Болгария собирает в Италии конвой торговых судов для доставки припасов в страну. Крейсеру «Хамидие» , находившемуся в море во время торгового рейда , было приказано перехватить корабли до того, как они достигнут Болгарии. Для поддержки крейсера в Эгейское море была отправлена оперативная группа эсминцев, включая Гайрет-и Ватание» и крейсер « Мецидие», чтобы атаковать любые греческие суда, которые могли попытаться помешать операциям Хамидие « . Корабли вышли в море 22 февраля и направились к Имбросу, где в легком тумане они столкнулись с парой греческих эсминцев, но ни одна из сторон не решила продолжать атаку, и османы повернули обратно к Дарданеллам. 3 марта «Гайрет-и Ватание» , «Муавенет-и Миллие» и «Ярхисар» вышли на поддержку атаки эсминцев «Султанхисар» и «Демирхисар» ; последняя пара надеялась поймать греческую подводную лодку «Дельфин» , которая предположительно находилась в этом районе. Приближение греческой эскадры из Имброса побудило османов прекратить операцию. [ 17 ]
В начале апреля сообщения о греческом крейсере и четырех эсминцах, блокирующих побудили Измирский залив, направить Меджидие , Гайрет-и Ватание , Нюмуне-и Хамиет и Муавенет-и Миллие ВМС Османской империи 8 апреля для расследования. Гайрет-и Ватание была отправлена на разведку Саросского залива и заметила на расстоянии три греческих эсминца, но расстояние было слишком велико, чтобы атаковать их, и вместо этого она присоединилась к остальной части флотилии. Затем османы вернулись в порт. Три дня спустя «Гайрет-и Ватание» и «Ядигар-и Миллет» совершили вылет и столкнулись с парой греческих эсминцев у Тенедоса. Османское военно-морское командование приказало им следить за греками, пока остальной флот движется. К этому времени еще одна пара эсминцев усилила греческие корабли и после прибытия османского флота атаковала османские корабли с большого расстояния. Ни одна из сторон не преодолела дистанцию до того, как османы повернули обратно к Дарданеллам, а греки направились к Имбросу. [ 18 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Османская империя официально сохраняла нейтралитет, но правительство подписало секретный договор с Германией о вступлении в конечном итоге в войну против Тройственной Антанты . В середине августа Гайрет-и Ватание и Нюмуне-и Хамиет были отправлены в Измит , чтобы присоединиться к находившейся там флотилии, поскольку османы приступили к усилению обороны Босфора и Дарданелл. [ 19 ] Когда в конце октября 1914 года Османская империя вступила в Первую мировую войну, Гайрет-и Ватание вместе со своими тремя сестрами была направлена в I эскадрилью эсминцев. [ 20 ]
«Гайрет-и Ватание» принимал участие в черноморском рейде бывшего немецкого линейного крейсера «Явуз Султан Селим» . 29 октября «Гайрет-и Ватание» и «Муавенет-и Миллет» были отправлены в Одессу , где столкнулись с российским конвоем в сопровождении канонерских лодок «Донец» и «Куранец» . Гайрет-и Ватание торпедировал и потопил «Донец», а Муавенет-и Миллет открыл огонь по Куранцу , протаранил и потопил моторную лодку, а затем обстрелял торговое судно в гавани и нефтеналивной терминал. Русская береговая артиллерия побудила османов отступить, после чего они воссоединились с Явузом Султаном Селимом и остальной частью османской эскадры. Две недели спустя, 14 ноября, Явуз Султан Селим был отправлен атаковать российский флот у Крыма , а Гайрет-и Ватание , Муавенет-и Миллет , эсминец «Самсун» , торпедный крейсер «Пейк-и Шевкет » и «Хамидие» совершили следующий вылет. день для поддержки линейного крейсера. Ни один из крейсеров или эсминцев не принимает участия в безрезультатном сражении у мыса Сарыч 18 ноября, и османы возвращаются в порт. [ 21 ]
К июлю 1915 года османское военно-морское командование возобновило операции по конвоированию угольщиков , перевозивших уголь из Зонгулдака . 3 июля «Гайрет-и Ватание» и «Нюмуне-и Хамиет» сопровождали пару кораблей, SS Seyhun и SS Eresos , везущих уголь из Константинополя . На следующее утро группа русских эсминцев атаковала, но османы отогнали их и успешно довели корабли до Зонгулдака. Более поздние конвои несут значительные потери, а несколько успехов русских против угольных конвоев в значительной степени свели на нет крупномасштабную транспортировку угля к концу 1915 года, что серьезно ограничивает операции Османского флота из-за нехватки топлива. 1 апреля 1916 года «Гайрет-и Ватание» встретила угольщик СС «Дубровник» у Шиле , а вскоре после этого русская подводная лодка «Тюлен» торпедировала «Дубровник» , сильно повредив его. «Гайрет-и Ватание» подобрала свой экипаж, и корабль дрейфовал к берегу, где позже был уничтожен российской подводной лодкой « Морж» . [ 22 ]
6 августа «Пейк-и Шевкет» был торпедирован и потоплен британской подводной лодкой HMS E11 . Поскольку крейсер затонул на мелководье, османы решили снять судно с мели, а «Гайрет-и Ватание» и эсминцы «Ярхисар» и «Мусул» были отправлены охранять затонувшее судно, пока проводились спасательные операции. 8 августа Пейк-и Шевкет был поднят и доставлен в Константинополь для ремонта. [ 23 ] Французская подводная лодка «Бирюза» , завершившая патрулирование в Мраморном море , была захвачена османскими войсками при попытке пройти через Дарданеллы 30 октября. После столкновения судна, буксирующего «Бирюзу» , с другим кораблем «Гайрет-и Ватание» отправили взять буксир обратно в Константинополь, куда они прибыли на следующий день. [ 24 ]
30 октября 1916 года адмирал Вильгельм Сушон отплыл на борту «Муавенет-и Милле» в компании с «Нюмуне-и Хамиет» в Варну, чтобы встретиться с фельдмаршалом Августом фон Макензеном , который руководил операциями немецкой армии в Румынии. Гайрет-и Ватание также был отправлен в качестве диспетчерского судна для передачи сообщений между Варной, Болгария , и Констанцей , Румыния. По пути из Константинополя в тот день «Гайрет-и Ватание» сел на мель на неизведанный риф у Варны и не смог быть освобожден. Ее команда сняла полезное оборудование, а затем взорвала обломки. [ 25 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ВМС Германии классифицировали корабли этого типа как торпедные катера . [ 1 ] но Османский флот использовал классификацию « мухрип » (эсминец). [ 2 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Лангензипен и Гюлерюз , с. 159.
- ^ Грёнер , с. 173.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 140.
- ^ Грёнер , стр. 174–176.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 199.
- ^ Додсон , с. 87.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 194.
- ^ Билер , стр. 11, 23.
- ^ Билер , с. 97.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , с. 195.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 20–21.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 22.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 22–23.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 23.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 24.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 23–25.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 28–29.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 196.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 44–45.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 49–50.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 39.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 42.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 52, 159.
Ссылки
[ редактировать ]- Билер, Уильям Генри (1913). История итало-турецкой войны: 29 сентября 1911 г. — 18 октября 1912 г. Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 1408563 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-610-1 .