S138 Торпедный катер класса
![]() SMS V150 в процессе работы c. 1908 год
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Schichau (S), AG Vulcan (V), Germaniawerft (G) |
Операторы | |
Предшественник | S90 класс |
Построен | 1906–1911 |
В комиссии | 1907–1945 |
Завершенный | 65 |
Общие характеристики | |
Тип | Торпедный катер |
Смещение |
|
Длина | От 70,7 до 74,2 м (от 231 футов 11 дюймов до 243 футов 5 дюймов) в сутки |
Луч | От 7,8 до 7,9 м (от 26 до 26 футов) |
Черновик | От 2,75 до 3,06 м (от 9 футов 0 дюймов до 10 футов 0 дюймов) (вперед) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | От 30 до 32 узлов (от 56 до 59 км / ч; от 35 до 37 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Класс S138 построенных представлял собой группу из шестидесяти пяти торпедных катеров, для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) и Османского флота в начале 1900-х годов. Почти все лодки служили в составе немецкого флота, и только четыре были проданы Османской империи в 1910 году. Немецкие и османские лодки участвовали в боевых действиях в Первой мировой войне , а некоторые были потеряны. Одна османская лодка успешно торпедировала и потопила британский линкор в 1915 году. В 1917 и 1918 годах все немецкие члены этого класса были переименованы, чтобы заменить префикс строителя на стандартизированный префикс «Т». После поражения Германии многие самолеты класса S138 были списаны либо после того, как были захвачены в качестве военных призов победившими союзными державами , либо Германией в соответствии с положениями Версальского договора о военно-морском разоружении . Некоторые лодки продолжали служить Германии во время Второй мировой войны , после чего все уцелевшие суда были конфискованы в качестве военных призов.
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики и оборудование
[ редактировать ]Лодки класса S138 различались по размерам и постепенно увеличивались в размерах по мере постройки новых судов. Лодки имели длину от 70,2 до 74 метров (от 230 футов 4 дюйма до 242 футов 9 дюймов) по ватерлинии от 70,7 до 74,2 м (от 231 футов 11 дюймов до 243 футов 5 дюймов) и общую длину . Они имели ширину (морскую) от 7,8 до 7,9 м (от 25 футов 7 дюймов до 25 футов 11 дюймов) и осадку от 2,75 до 3,06 м (от 9 футов 0 дюймов до 10 футов 0 дюймов) вперед. [ 2 ] Корпус водонепроницаемых каждой лодки был разделен на тринадцать отсеков , однако после V150 их сократили до двенадцати отсеков. У них был экипаж из трех офицеров и семидесяти семи рядовых, хотя, начиная с V150 , у них были более крупные экипажи: на борту находился восемьдесят один рядовой. полуфлотилии В качестве флагманов лодки в дополнение к стандартному экипажу должны были иметь штаб командира флотилии, состоящий из четырех офицеров и девяти рядовых. Суда несли по одному ялу и шлюпке , хотя позже в своей карьере они несли до трех ялов и шлюпку. [ 1 ]

Лодки класса S138 имели множество различных двигательных установок. Первая группа лодок, от S138 до V160 , приводилась в движение парой вертикальных 3-цилиндровых паровых машин тройного расширения , которые приводили в движение пару трехлопастных винтовых движителей . Пар вырабатывали три угольных водотрубных котла . Остальные представители класса получили паровые турбины прямого действия различных производителей, включая AEG , Schichau-Werke , Zoelly , Germaniawerft и Parsons . Все лодки использовали ту же двухвальную схему, что и другие представители этого класса, за исключением лодок с G169 по G172 , которые были оснащены шестью турбинами Парсонса, приводящими в движение три вала. Пар для поршневого и турбинного двигателей обеспечивался четырьмя водотрубными котлами ; Лодки от S138 до V161 имели четыре модели, работающие на угле, а остальная часть класса имела три таких котла и одну версию, работающую на жидком топливе . [ 1 ]
Лодки с поршневым двигателем имели мощность 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час) и мощность от 10 800 до 10 800 лошадиных сил (от 10 900 до 11 000 л.с. ). Двухвальные турбинные лодки имели мощность на валу от 14 600 до 17 300 лошадиных сил (от 14 800 до 17 500 л.с.) и 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час), а трехвальные суда были рассчитаны на мощность 15 000 л.с. (15 000 л.с.) и 32 узла соответственно. Лодки имели вместимость от 116 до 194 т (от 114 до 191 длинных тонн; от 128 до 214 коротких тонн) угля, а для лодок с мазутными котлами - от 60 до 181 т (от 59 до 178 длинных тонн; от 66 до 200). короткие тонны) мазута. В результате радиус плавания значительно варьировался: от 920 до 3500 морских миль (от 1700 до 6480 км; от 1060 до 4030 миль) при скорости 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час). Каждое судно было оборудовано двумя 17 киловатт (23 л.с.) и напряжением генераторами электроэнергии мощностью 110 В. Рулевое управление осуществлялось парой рулей , один на корме, другой в носовой части, причем последний был убирающимся. [ 3 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Вооружение членов класса S138 менялось по мере постройки новых судов. Первые одиннадцать кораблей, от S138 до S149, были оснащены одной 8,8-см (3,5 дюйма) пушкой SK L/35 и тремя 5,2-см (2 дюйма) пушками SK L/55 в одиночных артиллерийских установках. Они несли сто снарядов калибра 8,8 см и четыреста пятьдесят выстрелов калибра 5,2 см. Лодки с V150 по V155 несли всего две пушки 8,8 cm SK L/35 с боезапасом двести снарядов. Остальная часть класса несла две пушки 8,8 cm SK L/30 , также с двумястами снарядами. Обе версии 8,8-см орудия стреляли снарядом массой 7 кг (15,4 фунта); орудие с коротким стволом L/30 имело начальную скорость 670 метров в секунду (2198 футов/с), а версия L/35 имела скорость 770 м/с (2526 футов/с). Пушку L/30 можно было поднять на 20 градусов для максимальной дальности 7300 м (8000 ярдов), а пушку L/35 можно было поднять на 25 градусов для максимальной дальности 9090 м (9940 ярдов). Орудия калибра 5,2 см выпустили снаряд массой 2 кг (3,86 фунта) с начальной скоростью 850 м/с (2789 футов/с). Орудия могли подниматься на угол до 20 градусов при максимальной дальности 7100 м (7770 ярдов). [ 1 ] [ 4 ]
На протяжении всей карьеры лодки меняли вооружение. На всех первых одиннадцати кораблях две 5,2-см пушки были заменены на вторую 8,8-см пушку SK L/35, за исключением S142 и S144, с которых были сняты все три 5,2-см пушки. У S146 , S153 , S155 , S165 , S168 , G170 , G172 – G175 , S178 , S179 , V180 – V186 , V189 , V190 и G192 – G197 были заменены 8,8-см пушки на более новые 8,8-см SK L/45. пистолеты ; эти орудия стреляли снарядами массой 10,0 кг (22 фунта) с начальной скоростью 650 м/с (2133 фута/с). На высоте 25 градусов они могли поражать цели на расстоянии до 9600 м (10 500 ярдов). После Первой мировой войны многие из уцелевших кораблей, которые все еще несли свои старые 8,8-см орудия, были заменены на версии SK L/45, а T185 , T190 и T196 получили две 10,5-см (4,1 дюйма) пушки SK L/45 . [ 1 ] [ 4 ]
Все представители этого класса имели три торпедных аппарата в качестве основного наступательного вооружения; Первая половина аппаратов этого класса имела диаметр 45 см (18 дюймов) и несла четыре торпеды . Начиная с G174 , они были оснащены трубами диаметром 50 см (20 дюймов) с пятью торпедами. Все эти трубы находились в одиночных палубных пусковых установках. В ходе послевоенного ремонта на Т185 , Т190 и Т196 оригинальные стволы были заменены на четыре 50-см ствола в сдвоенных палубных пусковых установках. [ 1 ]
Корабли
[ редактировать ]

Лодка | Программа [ 5 ] | Запущен [ 6 ] | Введен в эксплуатацию [ 6 ] | Судьба [ 6 ] |
---|---|---|---|---|
S138 | 1906 | 22 сентября 1906 г. | 7 мая 1907 г. | Заминирован и затоплен, 7 июля 1918 г. |
S139 | 1906 | 12 ноября 1906 г. | 6 июля 1907 г. | Неизвестный |
С140 | 1906 | 22 декабря 1906 г. | 3 августа 1907 г. | |
S141 | 1906 | 7 февраля 1907 г. | 9 сентября 1907 г. | Списано, 1933 г. |
S142 | 1906 | 6 марта 1907 г. | 20 сентября 1907 г. | |
S143 | 1906 | 6 апреля 1907 г. | 12 октября 1907 г. | Списано, 1930 г. |
S144 | 1906 | 27 апреля 1907 г. | 3 декабря 1907 г. | Списано, 1929 г. |
С145 | 1906 | 8 июня 1907 г. | 17 декабря 1907 г. | |
S146 | 1906 | 27 июня 1907 г. | 20 ноября 1907 г. | Списано, 1929 г. |
S147 | 1906 | 3 августа 1907 г. | 10 апреля 1908 г. | Списан, 1921 г. |
S148 | 1906 | 11 сентября 1907 г. | 8 марта 1908 г. | Списано, 1935 г. |
S149 | 1906 | 19 октября 1907 г. | 27 июля 1908 г. | Списано, 1927 г. |
В150 | 1907 | 1 августа 1907 г. | 20 ноября 1907 г. | Затонул, 18 мая 1915 г. |
В151 | 1907 | 14 сентября 1907 г. | 29 февраля 1908 г. | Списан, 1948 г. |
В152 | 1907 | 11 октября 1907 г. | 10 апреля 1908 г. | Списано, 1935 г. |
В153 | 1907 | 13 ноября 1907 г. | 9 мая 1908 г. | Списан, 1949 г. |
В154 | 1907 | 19 декабря 1907 г. | 5 июня 1908 г. | Списано, 1935 г. |
В155 | 1907 | 28 января 1908 г. | 25 июня 1908 г. | Затоплен 22 апреля 1945 г. |
В156 | 1907 | 29 февраля 1908 г. | 21 июля 1908 г. | Затоплен 3 мая 1945 г. |
В157 | 1907 | 29 мая 1908 г. | 27 августа 1908 г. | Заминирован и потоплен, 22 октября 1943 г. |
В158 | 1907 | 23 июня 1908 г. | 8 октября 1908 г. | Списано, 1950 год. |
В159 | 1907 | 18 июля 1908 г. | 2 ноября 1908 г. | Списано, 1922 г. |
В160 | 1907 | 12 сентября 1908 г. | 15 декабря 1908 г. | Списано, 1922 г. |
В161 | 1907 | 21 апреля 1908 г. | 17 сентября 1908 г. | Списано, 1922 г. |
В162 | 1908 | 9 мая 1909 г. | 28 мая 1909 г. | Заминирован и затоплен 15 августа 1916 г. |
В163 | 1908 | 2 мая 1909 г. | 22 июля 1909 г. | Списан, 1921 г. |
В164 | 1908 | 27 мая 1909 г. | 20 августа 1909 г. | Списано, 1922 г. |
СМС S165 (я) | 1908 | 20 марта 1909 г. | Продан Османской империи во время строительства, введен в эксплуатацию как Муавенет-и Миллие. | Списан, 1921 г. |
СМС S166 (я) | 1908 | 24 апреля 1909 г. | Продан Османской империи во время строительства, введен в эксплуатацию как Ядигар-и Миллет. | Затоплен, 10 июля 1917 г. |
СМС S167 (и) | 1908 | 3 июля 1909 г. | Продан Османской империи во время строительства, введен в эксплуатацию как Nümune-i Hamiyet. | Списан, 1921 г. |
СМС S168 (я) | 1908 | 30 сентября 1909 г. | Продан Османской империи во время строительства, введен в эксплуатацию как Гайрет-и Ватание. | Разбит, 30 октября 1916 г. |
S165 (ii) | Запасной корабль 1908 года | 26 ноября 1910 г. | 27 апреля 1911 г. | Списано, 1922 г. |
S166 (ii) | Запасной корабль 1908 года | 27 декабря 1910 г. | 7 июля 1911 г. | Списано, 1922 г. |
S167 (ii) | Запасной корабль 1908 года | 15 февраля 1911 г. | 26 августа 1911 г. | Списан, 1921 г. |
S168 (ii) | Запасной корабль 1908 года | 16 марта 1911 г. | 1 сентября 1911 г. | Списано, 1927 г. |
G169 | 1908 | 29 декабря 1908 г. | 29 апреля 1909 г. | Списано, 1922 г. |
G170 | 1908 | 3 марта 1909 г. | 14 сентября 1909 г. | Списан, 1921 г. |
G171 | 1908 | 28 мая 1909 г. | 4 января 1910 г. | Затонул, 14 сентября 1912 г. |
G172 | 1908 | 10 июля 1909 г. | 4 января 1910 г. | Заминирован и затоплен, 7 июля 1918 г. |
G173 | 1908 | 28 июля 1909 г. | 24 января 1910 г. | Списано, 1922 г. |
G174 | 1909 | 8 января 1910 г. | 6 июля 1910 г. | Списано, 1922 г. |
G175 | 1909 | 24 февраля 1910 г. | 4 декабря 1910 г. | Списан, 1926 г. |
S176 | 1909 | 12 апреля 1910 г. | 23 сентября 1910 г. | Списано, 1922 г. |
S177 | 1909 | 21 мая 1910 г. | 16 февраля 1911 г. | Заминирован и затоплен, 23 декабря 1915 г. |
S178 | 1909 | 14 июля 1910 г. | 9 декабря 1910 г. | Списано, 1922 г. |
S179 | 1909 | 27 августа 1910 г. | 8 марта 1911 г. | Списан, 1921 г. |
В180 | 1909 | 15 октября 1909 г. | 4 января 1910 г. | Списан, 1921 г. |
В181 | 1909 | 6 ноября 1909 г. | 11 марта 1910 г. | Списано, 1922 г. |
В182 | 1909 | 1 декабря 1909 г. | 4 мая 1910 г. | Списано, 1922 г. |
В183 | 1909 | 23 декабря 1909 г. | 12 мая 1910 г. | Списано, 1922 г. |
В184 | 1909 | 26 февраля 1910 г. | 29 июня 1910 г. | Списано, 1922 г. |
В185 | 1909 | 9 апреля 1910 г. | 20 сентября 1910 г. | Советская премия, 1945 г., судьба неизвестна. |
В186 | 1910 | 28 ноября 1910 г. | 21 апреля 1911 г. | Списано, 1922 г. |
В187 | 1910 | 11 января 1911 г. | 4 мая 1911 г. | Затонул 26 августа 1914 г. |
В188 | 1910 | 8 февраля 1911 г. | 20 мая 1911 г. | Затонул, 26 июля 1915 г. |
В189 | 1910 | 14 марта 1911 г. | 20 июня 1911 г. | Разбит, декабрь 1920 г. |
В190 | 1910 | 12 апреля 1911 г. | 5 августа 1911 г. | Затоплен, 1946 г. |
В191 | 1910 | 2 июня 1911 г. | 28 сентября 1911 г. | Заминирован и затоплен 17 декабря 1915 г. |
G192 | 1910 | 5 ноября 1910 г. | 8 мая 1911 г. | Списано, 1922 г. |
G193 | 1910 | 10 декабря 1910 г. | 25 июня 1911 г. | Списано, 1922 г. |
G194 | 1910 | 12 января 1911 г. | 2 августа 1911 г. | Затонул, 26 марта 1916 г. |
G195 | 1910 | 8 апреля 1911 г. | 8 сентября 1911 г. | Списано, 1922 г. |
G196 | 1910 | 24 мая 1911 г. | 2 октября 1911 г. | Советская премия, 1945 г., впоследствии списана. |
G197 | 1910 | 23 июня 1911 г. | 10 ноября 1911 г. | Списан, 1921 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]
Несколько самолетов класса S138 погибли во время Первой мировой войны в Северном и Балтийском морях . V187 был потоплен во время битвы в Гельголандской бухте 26 августа 1914 года, одного из первых крупных морских сражений войны. [ 7 ] V150 случайно столкнулся со своим однотипным кораблем V157 , когда пара курсировала в Нефритовой бухте вскоре после полуночи 18 мая 1915 года. V150 затонул, и 60 членов ее экипажа погибли в результате аварии. [ 8 ] 26 июля 1915 года V188 был торпедирован и потоплен британской подводной лодкой E16 в Северном море. [ 7 ] 17 декабря 1915 года V191 и легкий крейсер «Бремен» наткнулись на русское минное поле у Виндау ; оба судна подорвались на минах и затонули, что привело к большим человеческим жертвам. Почти треть V191 экипажа погибла, 25 человек, а также 250 человек из Бремена экипажа , насчитывавшего около 300 человек. [ 9 ] [ 10 ] Неделю спустя, 23 декабря, британская мина подорвала S176 , хотя в результате затопления погибло только семь человек. [ 11 ] Во время патрулирования в Северном море 26 марта 1916 года G194 столкнулся с британскими военно-морскими силами, а британский легкий крейсер «Клеопатра» протаранил и потопил G194 , в результате чего погибли 93 члена ее экипажа. [ 7 ] V162 затонул после подрыва на русской мине на Балтике 15 августа 1916 года; 15 членов ее экипажа погибли. [ 8 ] Две лодки подорвались на минах и затонули в Северном море 7 июля 1918 года. T138 погиб вскоре после 01:00, 32 члена ее экипажа погибли, а G172 была заминирована и затонула чуть более трех часов спустя, в результате чего погибли 16 членов ее экипажа. [ 12 ] «Муавенет -и Миллие» на вооружении Османской империи успешно торпедировал и потопил британский предшествовавший дредноуту линкор HMS Goliath, , 13 мая 1915 года во время Дарданелльской кампании , в результате чего погибло 570 членов ее экипажа. [ 13 ]
В 1917 и 1918 годах все члены класса были переименованы, чтобы заменить префикс строителя стандартизированным префиксом «Т». После поражения Германии многие самолеты класса S138 были списаны либо после того, как были захвачены в качестве военных призов победившими союзными державами , либо Германией в соответствии с положениями Версальского договора о военно-морском разоружении , которые позволяли Германии сохранить только небольшой флот, включавший всего двенадцать эсминцев и двенадцать торпедных катеров. [ 6 ] [ 14 ] Старые лодки класса S138 составляли основную часть судов, которые Германии было разрешено оставить, в то время как более современные лодки с турбинными двигателями были конфискованы. Британия получила основную часть представителей класса, взяв под свой контроль Т159 , Т160 , Т161 , Т163 , Т164 , Т165 , Т166 , Т169 , Т173 , Т174 , Т176 , Т178 , Т179 , Т182 , Т183 , Т184 , Т186 , Т189 , Т192 , Т193 , Т195 и Т197 . T180 стал военным призом Бразилии в 1920 году, а Япония получила T181 . Все лодки были сданы на слом в начале 1920-х годов, за исключением Т189 , севшего на мель у английского побережья в декабре 1920 года. Среди лодок, сбитых послевоенной рейхсмариной для выполнения Версальского договора, были Т142 , Т147 , Т167 , Т168 , Т170 ; эти лодки также были списаны в начале 1920-х годов. [ 6 ]
Лодки, продолжавшие служить на вооружении немецкого флота: Т139 , Т141 , Т143 , Т144 , Т146 , Т148 , Т149 , Т151 , Т152 , Т153 , Т154 , Т155 , Т156 , Т157 , Т158 , Т168 , Т175 , Т185 , Т190 и Т196 . Эти лодки выполняли самые разные функции в 1920-х и 1930-х годах. Некоторые из них были переименованы и переоборудованы для учебных задач: Т139 стал «Пфейлем» , Т141 стал радиоуправляемым кораблём «Блиц» , Т153 стал дальномерным учебным кораблем «Эдуард Юнгманн» . V151 была переоборудована в быстроходный буксир и она получила название Comet . Т144 , Т149 , Т168 и Т175 остались на вооружении и были списаны в 1926–1927 годах. Blitz , T143 , T148 , T152 , T154 присоединились к ним на разборных верфях между 1930 и 1935 годами. Другие, в том числе T156 и T158 , продолжали служить на флоте до 1930-х годов, а T196 стал флагманом Командования тральщиков в 1938 году. 1932 г. Т185 переименован. Blitz и переоборудован в корабль радиоуправления, чтобы заменить в этой роли свой систершип. Т190 был переименован в Клауса фон Беверна в 1938 году и использовался в экспериментах. [ 6 ]
К началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года на вооружении осталась лишь небольшая часть этого класса. T157 был заминирован и потоплен в Нойфарвассере 22 октября 1943 года, а T156 , который был переименован в Bremse в 1944 году, и T155 были затоплены в последние дни войны. В185 и В196 были взяты в качестве советских военных призов и переименованы в «Выстрел» и «Пронзительный» соответственно; их окончательная судьба неизвестна. Клаус фон Беверн был захвачен Соединенными Штатами и затоплен в Скагерраке в 1946 году. T151 и T153 также стали призами США; они были списаны в 1948–1949 годах. T155 , Bremse и T157 были подняты после войны и также сданы на слом. T139 все еще находился на вооружении 24-й флотилии подводных лодок по состоянию на 1944 год, но записи о ее дальнейшей судьбе не сохранились. [ 6 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ С G174 по G197 корабли несли четыре торпедных аппарата диаметром 50 см (20 дюймов). [ 1 ]
- ^ Турбины V161 имели значительно более высокую мощность - 14 600 лошадиных сил на валу (14 800 л.с. ). [ 2 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 172.
- ^ Грёнер , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей , с. 140.
- ^ Гардинер и Грей , стр. 165–167.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гренер , стр. 174–176.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 174.
- ^ Халперн , с. 205.
- ^ Грёнер , стр. 103, 176.
- ^ Грёнер , с. 175.
- ^ Грёнер , стр. 174–175.
- ^ «Шесть человек из Уэксфорда погибли с затонувшим линкором». Wexford People (третье изд.). 31 декабря 2014 г. с. 44. ПроКвест 1471943810
- ^ Версальский договор, раздел II: Морские положения, статья 181.
Ссылки
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (2019). «За пределами кайзера: эсминцы и торпедные катера IGN после 1918 года». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019 года . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. стр. 129–144. ISBN 978-1-4728-3595-6 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1557503527 .