СМС С138 (1906 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СМС С138 |
Строитель | Завод Шихау , Эльбинг |
Запущен | 22 сентября 1906 г. |
Завершенный | 7 мая 1907 г. |
Переименован | Т138 : 24 сентября 1917 г. |
Судьба | Заминирован и потоплен 7 июля 1918 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | S138 класса Торпедный катер |
Смещение | Конструкция 533 т (525 длинных тонн) |
Длина | 70,7 м (231 футов 11 дюймов) в год |
Луч | 7,8 м (25 футов 7 дюймов) |
Черновик | 2,75 м (9 футов 0 дюймов) |
Установленная мощность | 11000 л.с. (11000 л.с., 8100 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 30 узлов (35 миль в час; 56 км / ч) |
Дополнить | 80 |
Вооружение |
|
СМС С138 [ а ] [ б ] — S138 типа большой торпедный катер Императорского флота Германии . Он был построен на верфи Schichau-Werke в Эльбинге в 1906 году, спущен на воду в сентябре того же года и завершен в мае 1907 года.
Во время Первой мировой войны S138 служил в Северном и Балтийском морях в начале войны, прежде чем возглавить отряд патрульных катеров и выполнять функции сопровождения. корабль был переименован в Т138 В сентябре 1917 года . Т138 вместе с торпедным катером Т172 был потоплен на мине 7 июля 1918 года при сопровождении немецкой подводной лодки.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Императорский флот Германии заказал 12 больших торпедных катеров ( Große Torpedoboote ) у компании Schichau-Werke в рамках программы судостроения 1906 финансового года . Этот заказ на 12 кораблей, достаточный для оснащения целой флотилии миноносцев, стал результатом запланированного увеличения численности немецких торпедных сил с 96 до 144 торпедных катеров в соответствии с поправкой 1906 года к Морскому закону 1900 года. [ 2 ] [ 1 ] Торпедные катера 1906 года имели такой же размер и вооружение, что и G137 , торпедный катер с газотурбинным двигателем, который был последним из программы 1905 года, и должны были развивать скорость 30 узлов (35 миль в час; 56 км/ч). [ 3 ]
S138 70,7 м (231 фут 11 дюймов) имел общую длину и 70,2 м (230 футов 4 дюйма) между перпендикулярами , ширину 7,8 м (25 футов 7 дюймов) и осадку 2,75 м (9 футов 0 дюймов). Корабль имел проектное водоизмещение 533 т (525 длинных тонн), которое при глубокой загрузке увеличивалось до 684 т (673 длинных тонны). [ 3 ] Четыре угольных подавали пар под давлением 19,5 атм (287 фунтов на квадратный водотрубных котла дюйм) в 2 трехцилиндровых двигателя тройного расширения общей мощностью 11 000 л.с. (8 200 кВт). Это позволило достичь скорости 30,3 узлов (34,9 миль в час; 56,1 км / ч) во время ходовых испытаний . [ 4 ] Корабельные бункеры имели емкость 194 т, а еще 20 т можно было перевозить на палубе. [ 5 ] Это дало дальность полета 1830 миль (2110 миль; 3390 км) при скорости 17 узлов (20 миль в час; 31 км/ч) и 390 миль в час (450 миль; 720 км) при скорости 24 узла (28 миль в час; 44 км/ч). [ 3 ] [ 4 ]
S138 Вооружение в заводском состоянии представляло собой одну пушку SL L/35 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) (со 100 снарядами) и три пушки L/55 калибра 5,2 см (2,0 дюйма) (со 150 снарядами на ствол). Были установлены три одиночных торпедных аппарата диаметром 45 см (17,7 дюйма) и одна запасная торпеда. [ 5 ] [ 6 ] Позже она была перевооружена: вторая пушка калибра 8,8 см L/35 заменила две пушки калибра 5,2 см. [ 7 ] Корабль имел экипаж из 3 офицеров и 77 других чинов. [ 5 ] которое увеличилось до 93 при использовании в качестве лидера флотилии. [ 3 ]
S138 был заложен на верфи Шихау в Эльбинге, Пруссия (ныне Эльблонг , Польша), под номером 777. [ 4 ] был спущен на воду 22 сентября 1906 года и завершен 7 мая 1907 года. [ 8 ]
Услуга
[ редактировать ]В 1908 году S138 числился лидером 3-й полуфлотилии миноносцев, входящей в состав Учебной флотилии ( Schul-Flottille ). [ 9 ] В 1910 году С138 вошел в состав 1-й полуфлотилии миноносцев 1-й флотилии миноносцев. [ 10 ] В 1911 году он оставался в составе 1-й полуфлотилии, находившейся сейчас в резерве. [ 11 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, S138 числился в составе 3-й полуфлотилии 2-й флотилии торпедных катеров, входящей в состав Флота открытого моря . [ 12 ] [ 13 ] С 3 по 9 сентября 1914 года немецкий Балтийский флот при поддержке частей Флота открытого моря совершил вылазку на Балтику с целью выманить российский Балтийский флот в бой . В этой операции принимала участие 2-я флотилия миноносцев, в том числе S138 . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] а 6 сентября S138 вместе с S139 , S140 , S141 , S142 и 149 обстреляли маяк и радиостанцию на острове Богшер (у берегов Финляндии), разрушив маяк и захватив экипаж станции из пяти человек. . [ 15 ] [ 17 ] 21 ноября 1914 года S138 заметил надводную подводную лодку к югу от банки Амрун. [ 18 ]
В апреле 1915 года Балтийские торпедные войска были реорганизованы и усилены: старые торпедные катера 2-й флотилии были переданы по мере их замены новыми кораблями. S138 вошел в состав 20-й полуфлотилии, входящей в состав вновь созданной 10-й флотилии торпедных катеров, действовавшей на Балтике. [ 19 ] [ 20 ] С 13 по 15 апреля 1915 года S138 вместе с торпедными катерами G132 и S141 , а также крейсерами «Принц Адальберт» , «Любек» и «Тетис » сопровождали минный заградитель «Дойчланд» на постановке мин в Финском заливе. [ 19 ] [ 21 ] 27 апреля 1915 года немецкая армия начала наступление в Прибалтике, чтобы связать русские войска перед началом наступления Горлице-Тарнув . 7 мая немецкие крейсеры обстреляли русские позиции в районе Либавы (ныне Лиепая ). S138 и миноносец S141 провели разведку входов в гавань Либавы при поддержке остальной части 10-й флотилии миноносцев, а торпедный катер S128 был заминирован и поврежден в ходе операции. Русские покинули Либаву в ночь с 7 на 8 мая. [ 22 ] [ 19 ] [ 23 ] 25 мая S138 и S142 , которые только что сопровождали крейсер «Аугсбург» в Либаву после минной постановки, были отправлены на поиски пропавшего самолета, который позже был найден патрульным катером. [ 24 ]
С 3 июня 1915 года немцы начали крупную минную операцию, в ходе которой их корабли должны были пройти через Ирбенский пролив и заминировать южный вход в Лунный залив . Немецкие силы были разделены на несколько групп: S138 , S141 , S142 и S149 сопровождали крейсеры Prinz Adalbert , Prinz Heinrich и Roon . Операция встретила сильное сопротивление со стороны России и была прекращена: угольщик Дора Хьюго Стиннес затонул, торпедный катер S148 был поврежден торпедами британской подводной лодки E9 , а гидросамолет-носец Glyndwr поврежден миной. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] В ночь с 18 на 19 июня S138 повела пять торпедных катеров 19-й полуфлотилии ( S126 , S130 , S131 , S147 и S149 ) в Мун-Саунд для установки мин. [ 28 ] [ 27 ] 2 июля 1915 года немецкая минная постановка была перехвачена русскими крейсерами в битве за Аландские острова . Броненосные крейсеры «Принц Адальберт» и «Принц Генрих» в сопровождении S139 и S138 выступили в ответ, но Е9 встретила два крейсера и торпедировала «Принц Адальберт» . Крейсер был поврежден, но остался на плаву и был выведен в безопасное место , в то время как S138 пытался атаковать подводную лодку, стреляя по перископу E9 S139 и пытаясь таранить. [ 27 ] [ 29 ] [ 30 ] В августе 1915 года немецкий Балтийский флот при поддержке значительной части Флота открытого моря начал крупную операцию против русских военно-морских сил в Рижском заливе в поддержку наступления немецких войск. Планировалось войти в залив через Ирбенский пролив , разгромив все российские военно-морские силы и заминировав вход в Мун-Саунд . [ 31 ] 8 августа российская летающая лодка, только что атаковавшая силы Роона , приземлилась неподалеку, и S138 захватил экипаж самолета, не дав им уничтожить летающую лодку. [ 27 ] [ 32 ]
К маю 1916 года S138 был переведен в состав флотилии Форпстенбут (форпост или патрульный катер), защищающей устье реки Эмс , и стал лидером 1-й полуфлотилии подразделения из девяти патрульных катеров. [ 33 ] 24 сентября 1917 года S138 был переименован в T138 . [ 8 ] освободить свое старое имя для нового S138 , торпедного катера мобилизационного типа 1916 года. [ 34 ] [ 35 ] В начале 1918 года в связи с необходимостью сопровождения немецких подводных лодок через минные поля в Немецкой бухте береговые патрульные и тральщики немецких войск были реорганизованы в крупные эскортные флотилии. [ 36 ] Т136 присоединился к одной из таких эскортных флотилий, [ 8 ] в составе 3-й эскортной полуфлотилии 1-й эскортной флотилии в апреле 1918 года. [ 37 ]
6 июля 1918 года 2-я эскортная полуфлотилия, включавшая Т138 , вышла на сопровождение подводной лодки Ю-55 через минные поля. Ранним утром 7 июля 1918 года эскорт уже собирался повернуть назад, когда вслед за Т-148 взорвалась мина . Вскоре после этого T138 подорвался на мине, разломился на две части и затонул через несколько минут, в результате чего погибли 32 члена экипажа. [ 38 ] [ 8 ] Торпедный катер Т172 , следовавший за Т138 , также подорвался на мине и после спасения оставшихся в живых членов ее экипажа был затоплен. [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » ( перевод « Корабль Его Величества»).
- ↑ Буква S в S138 обозначала судостроителя, построившего ее, в данном случае Шихау-Верке. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 164
- ^ Фок 1981 , с. 147
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер и Грей, 1985 , с. 165
- ^ Jump up to: а б с Грёнер, Юнг и Маасс, 1983 , с. 45
- ^ Jump up to: а б с Фок 1981 , с. 148
- ^ Грёнер, Юнг и Маасс 1983 , с. 46
- ^ Фок 1981 , с. 153
- ^ Jump up to: а б с д Грёнер, Юнг и Маасс, 1983 , с. 47
- ^ Ранговый список Императорского германского флота за 1908 год . Берлин: Эрнст Зигфрид Миттлер и сын. 1908. с. 26 . Получено 25 августа 2023 г. - через Университет Генриха Гейна, Дюссельдорф.
- ^ Ранговый список Императорского германского флота за 1910 год . Берлин: Эрнст Зигфрид Миттлер и сын. 1910. с. 54 . Получено 25 августа 2023 г. - через Университет Генриха Гейна, Дюссельдорф.
- ^ Ранговый список Императорского германского флота за 1911 год . Берлин: Эрнст Зигфрид Миттлер и сын. 1911. с. 54 . Получено 25 августа 2023 г. - через Университет Генриха Гейна, Дюссельдорф.
- ^ Фок 1989 , с. 347
- ^ Стельзель 1930 , с. 14
- ^ Халперн 1994 , с. 185
- ^ Jump up to: а б Фок 1989 , с. 350
- ^ Фирле 1921 , с. 109
- ^ Фирле 1921 , с. 115
- ^ Гроос 1923 , с. 48
- ^ Jump up to: а б с Фок 1989 , с. 351
- ^ Роллманн 1929 , стр. 41, 44.
- ^ Роллманн 1929 , стр. 37–39.
- ^ Халперн 1994 , стр. 191–192.
- ^ Роллманн 1929 , стр. 67–68.
- ^ Роллманн 1929 , с. 123
- ^ Халперн 1994 , стр. 193–194.
- ^ Роллманн 1929 , стр. 140, 148–149.
- ^ Jump up to: а б с д Фок 1989 , с. 352
- ^ Роллманн 1929 , с. 160
- ^ Халперн 1994 , с. 195
- ^ Роллманн 1929 , с. 185
- ^ Халперн 1994 , стр. 196–198.
- ^ Роллманн 1929 , стр. 244–145.
- ^ Стельзель 1930 , с. 49
- ^ Шено и Колесник 1979 , с. 263
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 171
- ^ Гладиш 1965 , с. 179
- ^ Гладиш 1965 , стр. 175–178.
- ^ Jump up to: а б Гладиш 1965 , стр. 292–293.
Библиография
[ редактировать ]- Шено, Роджер; Колесник, Евгений М., ред. (1979). Конвея «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-133-5 .
- Фирле, Рудольф (1921). Война на Балтийском море: Том первый: От начала войны до середины марта 1915 года . Война на море: 1914–1918 (на немецком языке). Берлин: Издательство Э. С. Миттлер и сын.
- Фок, Харальд (1981). Черные подмастерья: Том 2: Эсминцы до 1914 года (на немецком языке). Херфорд, Германия: Koelers Verlagsgesellschaft mBH. ISBN 3-7822-0206-6 .
- Фок, Харальд (1989). Z-вперед! Международное развитие и боевая эксплуатация эсминцев и торпедных катеров с 1914 по 1939 год (на немецком языке). Херфорд, Германия: Koehlers Verlagsgesellschaft mBH. ISBN 3-7822-0207-4 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвей «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Гладиш, Уолтер, изд. Война в Северном море: Том 7: От лета 1917 года до конца войны в 1918 году . Франкфурт: Verlag ES Mittler & Sohn.
- Гренер, Эрих; Янг, Дитер; Маасс, Мартин (1983). Немецкие военные корабли 1815–1945: Том 2: Торпедные катера, эсминцы, быстроходные катера, тральщики, тральщики (на немецком языке). Кобленц: Бернард и Граф Верлаг. ISBN 3-7637-4801-6 .
- Гроос, О. (1923). Война в Северном море: Третий том: С конца ноября 1914 года по начало февраля 1915 года . Война на море: 1914–1918. Берлин: Издательство Э. С. Миттлера и Зона – через Национальную библиотеку Эстонии.
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Лондон: UCL Press. ISBN 1-85728-498-4 .
- Роллманн, Генрих (1929). Война на Балтийском море: Том второй: Военный 1915 год . Война на море: 1914–1918 (на немецком языке). Берлин: Издательство ES Mittler & Sohn.
- Стельзель, Альберт (1930). Почетное звание Императорского флота Германии 1914–1918 гг. (на немецком языке). Берлин: Торманн и Гетч . Проверено 12 августа 2023 г.