Смс там
![]() SMS ROON в канале Кайзера Вильгельм , c. 1910
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Там |
Тезка | Альбрехт Рун |
Строитель | Имперская верфи , Киль |
Заложено | 1 августа 1902 |
Запущен | 27 июня 1903 года |
Введено в эксплуатацию | 5 апреля 1906 года |
Выведено из эксплуатации | 22 сентября 1911 года |
Введено в эксплуатацию | 2 августа 1914 года |
Выведено из эксплуатации | 4 февраля 1916 года |
Поражен | 25 ноября 1920 года |
Судьба | Сброшен в 1921 году |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Рун -класс бронированный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 127,8 м (419 футов 3 дюйма) |
Луч | 20,2 м (66 футов 3 дюйма) |
Черновик | 7,76 м (25 футов 6 дюймов) |
Установленная питание |
|
Движитель |
|
Скорость | 21,1 узла (39,1 км/ч; 24,3 мили в час) |
Диапазон | 4200 млн. (7800 км; 4800 миль) со скоростью 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
Доспехи |
Смс там [ А ] Была главным кораблем ее класса построенных бронированных крейсеров, для немецкого морского морского пехотинца Кайзерличе (Имперский флот) в начале 1900 -х годов в рамках крупной программы военно -морского расширения, направленной на укрепление флота. Корабль был назван в честь полевого маршала Альбрехта фон Рон . Она была построена в Kaiserliche Werft в Киеле , которая была заложена в августе 1902 года, запущена в июне 1903 года и поручено в апреле 1906 года. Корабль был вооружен основной батареей из четырех 21 см (8,3 дюйма) и имел максимальную скорость из 20,4 узлов (37,8 км/ч; 23,5 миль в час). Как и многие из поздних бронированных крейсеров, Рон быстро устарел от появления Battlecruiser ; В результате ее карьера была ограничена.
Рон служила в «Скаутирующей группе» , «Разведчиках» флота в открытом море , в течение ее карьеры в мирное время, в том числе несколько поездок в качестве флагмана заместителя командира группы. В течение этого периода корабль был занят учебными упражнениями и совершал несколько круизов в Атлантическом океане. В 1907 году она посетила Соединенные Штаты, чтобы представлять Германию во время выставки Джеймстауна . В сентябре 1911 года она была выведена из эксплуатации и помещена в резерв.
Три года спустя корабль был мобилизован в августе 1914 года после вспышки Первой мировой войны и назначен III Scouting Group , изначально обслуживая флот в открытом море в Северном море . Там она сопровождала главный немецкий флот во время рейда на Ярмут в ноябре и набег на Скарборо, Хартлпул и Уитби в декабре, хотя во время операции не видела никаких действий. Она была переведена в Балтийское море в апреле 1915 года и приняла участие в нескольких операциях против российских сил, включая успешное нападение на Либау в мае и неудавшуюся атаку на Ригу в августе. Угроза британских подводных лодок убедила немецкую команду снять старые суда, такие как Рон, к началу 1916 года, и она снова была выведена из эксплуатации и в конечном итоге использовалась в качестве учебного корабля . Планы превратить ее в тендер на гидросамолете в 1918 году не дошли до конца войны, и она была разбита в 1921 году.
Дизайн
[ редактировать ]
Два класса Класса были заказаны в 1902 году в рамках программы расширения флота, указанной Вторым военно -морским законом 1900 года. Два суда были постепенными разработками предыдущих Prinz Adalbert крейсеров , наиболее значимым отличием было более длинное корпус ; Дополнительное пространство использовалось для добавления пары котлов, которые увеличивали мощность на 2028 метрических лошадиных сил (2000 IHP ) и скорости на 0,5 узла (0,93 км/ч; 0,58 миль в час). [ 1 ] Запуск британского Battlecruiser HMS Invincible в 1907 году быстро сделал все бронированные крейсеры , которые были построены мировыми военно -морскими флотами. [ 2 ]
Рун составлял 127,8 м (419 футов 3 дюйма) в целом и имел луч 20,2 м (66 футов 3 дюйма) и черновик 7,76 м (25 футов 6 дюймов) вперед. Она вытеснила 9 533 метрических тонн (9 382 тонн ) в соответствии с построенными и 10 266 т (10 104 тонны) полностью загружена . Она была продвинута тремя вертикальными двигателями с тройным расширением , каждая из которых управляла винтовым винтом , с паром, предоставленным шестнадцатью угольными котлами для воды . Система движения корабля разработала в общей сложности 19 000 метрических лошадиных сил (19 000 IHP) и дала максимальную скорость 21,1 узла (39,1 км/ч; 24,3 миль в час) на испытаниях, снижая ее предполагаемую скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). Она несла до 1570 т (1550 тонн) угля, что позволило максимально до 4200 морских миль (7800 км; 4800 миль) при круизной скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). У Рона была команда из 35 офицеров и 598 зачисленных мужчин. [ 3 ] [ 4 ]
Она была вооружена четырьмя см (8,3 дюйма . 21 ) [ B ] один на любом конце надстройки . Ее вторичное вооружение состояло из десяти 15 см (5,9 дюйма) SK L/40 оружия; Четыре были в турелях с одним пулеметом на верхней палубе, а оставшиеся шесть были в казематах в батареи основной палочки. Для защиты от ближнего расстояния от торпедных лодок она несла четырнадцать 8,8 см (3,5 дюйма) SK L/35 , все в отдельных креплениях в надстройке и в корпусе, либо в казематах, либо в открытых шарнирах с оружием . 45 см (17,7 дюйма) У нее также было четыре подводных торпедных трубок , одна в носе, одна в корме и по одному на каждой широкой стороне . [ 3 ]
Корабль был защищен с цементированной броней Krupp ; Поясная доспеха составляла 10 см (3,9 дюйма) в кожи и была уменьшена до 8 см (3,1 дюйма) на любом конце. Основные батареи батареи имели лиц толщиной 15 см (5,9 дюйма). Ее палуба составляла 4–6 см (1,6–2,4 дюйма) толщиной, подключенной к нижнему краю ремня толщиной 4–5 см (1,6–2,0 дюйма) толщиной. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Рон был приказан под предварительным названием Ersatz Kaiser в качестве замены Ironclad Kaiser . Корабль был построен на имперской верфи в Киле в рамках строительства № 28. [ 3 ] Ее киль была заложена 1 августа 1902 года, и она была запущена 27 июня 1903 года. На своей церемонии запуска полевой маршал Альфред фон Уолдерси окрестил корабль Roon после того, как полевый маршал Альбрехт фон Рон . Затем начались работы, которые включали в себя положения для использования крейсера в качестве флагмана , и Рон был заказан в немецкий флот 5 апреля 1906 года. Ее первым командиром был Капитан Зур См. ( KZS -Капитан в море) Фриц Хоффманн . Затем корабль начал морские испытания , которые продолжались до 9 июля; Она присоединилась к I Scouting Group 15 августа, где она заменила бронированного крейсера Фридриха Карла в качестве флагмана заместителя командира, KZS и Comdorore (Commodore) Раймунда Винклера . Затем Рон принял участие в ежегодных маневрах флота, состоявшихся в конце августа и начале сентября. Позже в том же месяце Хоффманн был заменен Фрегаттенкапитаном ( FK -капитан-фрагментами) Оскар фон Платен-Халлумундом , который командовал судом всего за месяц до того, как он, в свою очередь, был освобожден К.З. Карлом Циммерманом . В то же время, когда уход Хоффмана, Винклер также покинул свой пост, его заменили KZS и Comdore Eugen Kalau Vom Hofe , который в октябре передал свой флаг Фридриху Карлу . [ 6 ]
Следующие годы она провела в тренировках и круизах с кораблями I Scouting Group, а также со всем флотом в открытом море . Эта рутина была прервана в начале 1907 года, когда корабль был отправлен в Соединенные Штаты для участия в экспозиции Джеймстауна , которая ознаменовала 300 -летие прибытия колонистов в залив Чесапик . Калау фон Хофе вернулся в Рон , чтобы возглавить немецкую делегацию, которая также включала в себя легкий крейсер Бремен ; Два крейсера покинули Киль 8 апреля и пересекли Атлантику в Хэмптон -Роудс , штат Вирджиния , прибыв 24 апреля. Два дня спустя, Международный флот, который также включал контингенты из Великобритании, Японии , Австрии-Венгрии , Франции, Италии и нескольких других стран, провел военно-морской обзор в рамках экспозиции. После церемоний Бремен был отстранен, чтобы остаться на станции в Америке, в то время как Рон вернулся в Германию, вернувшись в Киль 17 мая. По возвращении Калау фон Хофе переехала обратно в Фридрих Карл . [ 7 ] [ 8 ]
С 11 сентября по 28 октября Рон кратко возобновила свою роль заместителя флагмана; то время Фридрих Карл служил в качестве флагмана группы, в то время как Йорка была Рона сестра В пересмотрена. Также в октябре Ф. К. Фридрих Шрейдер взял командование кораблем. [ 6 ] Корабль отправился в крупный круиз в Атлантический океан с 7 до 28 февраля 1908 года с другими кораблями скаутской группы. Во время круиза корабли проводили тактические упражнения и экспериментировали с использованием их беспроводного телеграфического оборудования на больших расстояниях. Они остановились в Виго , Испания, чтобы пополнить свой уголь для дома путешествия. [ 9 ] 5 марта Рон вернулся на флагманскую службу, а теперь Konteradmiral ( Kadm - Rear Admiral) Kalau von Hofe вернулся на корабль. [ 7 ]
Еще один атлантический круиз последовал в июле и августе; На этот раз круиз был сделан в компании с эскадрильами линкора флота открытых морей. Принц Генрих , командир флота, настаивал на таком круизе в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот для зарубежных операций и разорвет монотонность обучения в немецких водах, хотя напряженность с Британией по поводу развивающегося англо-германского военно-морского флота Гонка вооружений была высокой. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзер Вильгельм в Северное море и продолжил в Атлантике. Флот вернулся в Германию 13 августа. Осенние маневры следовали с 27 августа по 12 сентября. [ 10 ] [ 11 ] 23 сентября Кадм Якобсен заменил Калау фон Хофе, а в следующем месяце Ф. К. Георг Шейдт взял командование Роном . [ 6 ]
В 1909 году в Атлантике было еще два круиза, первые в феврале с только кораблями I Scouting Group и вторым в июле и августе с остальной частью флота. На обратном пути в Германию флот остановился в Спитхеде , Великобритания, где он был получен Королевским флотом . [ 11 ] [ 12 ] KZS Рейнхард Кох освободил Якобсена заместителем группы группы после ежегодных маневров флота в сентябре 1909 года, но 1 октября он передал свой флаг в Йорк . Следующие два года прошли без осложнений для Руна ; Помимо типичной процедуры обучения, она приняла участие в военно -морском обзоре для Кайзера Вильгельма II в сентябре 1911 года, после чего она была выведена из эксплуатации 22 сентября. [ 7 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Рон был мобилизован на военную службу 2 августа и первоначально был назначен II Scouting Group в качестве флагмана Кадма Гисберта Джаспера . Первым командиром корабля был KZS Johannes von Karpf . В серии реорганизации корабль был переведен в IV Scouting Group для замены бронированного крейсера Blücher , и 25 августа IV Scouting Group была переименована в группу Scouting III, Рон, оставшаяся в качестве флагмана. Кадм Хьюберт фон Ребар-Пашвиц заменил Джаспера в качестве командира группы. На следующий день Рон и остальная часть группы приняли участие в вылете в Восточном Балтийском море в неудачной попытке спасти легкий крейсер Магдебург, который бежал на мель на Российской территории. Операция была отменена 27 августа, когда Reafure-Paschwitz получил известие, что Магдебург был приглушен, чтобы избежать захвата российскими войсками. [ 6 ]
Группа была размещена в Северном море с 6 сентября, чтобы охранять побережье Германии, прервавшее краткое развертывание в датских проливах с 25 по 26 сентября после ложных сообщений о британских военных кораблях, пытающих патруль там. Во время их периода в Северном море крейсеры были отправлены для сопровождения Minelaying крейсеров Nautilus и Albatross и вспомогательного Minelayer Kaiser , когда они укладывали оборонительное поле «альфа» в Северном море. Затем корабли сопровождали основное тело флота открытых морей во время рейда на Ярмут 2–3 ноября. [ 13 ]
Месяц спустя, 15–16 декабря, она участвовала в бомбардировке Скарборо, Хартлпула и Уитби . Наряду с бронированным крейсером Принцем Генрич , Рон был назначен в фургон флота открытых морей, который обеспечивал отдаленное прикрытие для загадки бомбардировщиков адмирала Франца фон Хиппера, когда они проводили бомбардировку. [ 14 ] Во время операции Рон и ее прикрепленные эсминцы столкнулись с британскими силами показ; Рон вступил в контакт с эсминцами HMS Lynx и Unity , но не обменивались стрельбы, и корабли отвернулись. После сообщений о британских эсминцах из Рона , а также из Гамбурга адмирал Фридрих фон Ингеноль приказал флоту открытых морей отключиться и отправиться в Германию. В этот момент Рон и ее эсминщики стали арьергардом для флота в открытом море. Рун к этому времени присоединился к Light Cruisers Stuttgart и Hamburg , столкнувшись с эсминцами Commander Loftus Jones . Джонс затенял Руна в течение около 45 минут, после чего Штутгарт и Гамбург были отделены, чтобы погрузить своих преследователей. Двадцать минут спустя Рон сигнализировал два легких крейсера и приказал им отказаться от преследования и отступления вместе с остальной частью флота в открытом море. Тем временем вице -адмирал Дэвид Битти получил известие о Рона местонахождении и в попытке перехватить немецкие крейсеры, отделил Battlecruiser HMS Новая Зеландия , чтобы охотиться на немецкие корабли, в то время как его другие три боевых сайте следовали на расстоянии. По -прежнему преследуя отступающих немцев, Битти осознал, что немецкие битвы -битвы обстреляют Хартлпул, поэтому он решил отломать стремление к Руну и повернуться к немецким битвайзерам. [ 15 ]
Операции в Балтии
[ редактировать ]
Немецкое военно -морское командование решило, что, поскольку Roon и другие бронированные крейсеры III Scouting Group были медленными и не хватали достаточно толстых броней, они были неподходящими для службы в Северном море, где они рискуют контактами с мощным британским великим флотом . [ 16 ] Поэтому 15 апреля 1915 года Рон и остальная часть разведчической группы III были переведены в Балтику, где они столкнулись с значительно более слабым российским балтийским флотом . Подразделение было распущено, а Рун , а другие сосуды были назначены в разведывательные силы Балтии под командованием Кадма Альберта Хопмана . В то же время Ф.К. Ганс Гигас заменил Карпфа, который, в свою очередь, стал заместителем командира подразделения и сделал Рон своим флагманом. 30 апреля корабль отправился в Drydock в Киле на капитальный ремонт, вернувшись на службу для нападения на Либау 7 мая. 11 мая британская подводная лодка E9 заметила Рон и несколько других кораблей по пути в Либау, который недавно был захвачен немецкой армией. E9 выстрелил пять торпед на немецкой флотилии, все из которых пропустили; Двое прошли близко к нему . [ 17 ] 13–16 мая, 23–26 мая, 2–6 Впоследствии принял участие в серии вылетов в центральной Балтии с севера, как Готска Сандён июня, 11–13 июня и 20–22 июня. [ 18 ]
Карпф перешел на Light Cruiser Lübeck, в то время как Хопман переехал в Roon с тех пор, как флагман последнего, бронированного крейсера Prinz Adalbert , находился под ремонтом удара по торпедным ударам. Рон и Любек закрыли операцию Minelaying с Альбатросом 30 июня, которая продолжалась до 2 июля и привела к битве при Аландских островах . [ 19 ] Легкий крейсер Аугсбург и три эсминца сопровождали альбатроса , когда на них напал бронированные крейсеры Баян , адмирал Макаров и защищенные крейсеры Богатир и Олег . Аугсбург сбежал, в то время как эсминцы покрывали отступление Альбатроса , которое было серьезно повреждено и вынуждено искать убежище в нейтральных шведских водах. [ 20 ] Рон присоединился к Любеку, чтобы освободить осажденных немецких эсминцев. Приехав на место происшествия, Рон заинтересовал Баян , и Любек открыл огонь по Олегу . [ 20 ] Вскоре после этого российский крейсер Рурик вместе с эсминцем прибыл, чтобы укрепить русскую флотилу. В следующем артиллерийском дуэли Рон несколько раз ударил, а немецкие корабли были вынуждены отступить. [ 21 ]
Позже, в июле, когда немецкая армия начала толкать дальше на север от Либау, военно -морское командование укрепило военно -морские силы в Балтике, чтобы поддержать аванс. Лин с предварительным делтом -корабли в битвах была передана в восточную Балтику, и ее командир, Визидмирал (вице-адмирал) Эрхард Шмидт , был расположен под командованием военно-морских сил в этом районе. В августе немецкий флот попытался очистить залив Риги Российских военно -морских сил, чтобы помочь немецкой армии, продвигающейся по городу. Элементы флота открытого моря были отправлены, чтобы укрепить силы, пытающиеся прорваться в залив. Немцы предприняли несколько попыток пробиться в Персидский залив во время битвы за Персидский залив , пока сообщения о британских подводных лодках в этом районе не побудили немцев отменить операцию 20 августа. [ 22 ] Во время этих атак Рон оставался за пределами залива, а 10 августа Рон и Принц Генрих занимали российские позиции в Зереле на полуострове Сворб . Было несколько российских эсминцев, закрепленных на якоре от Зереля; Немецкие крейсеры застали их врасплох и повредили одного из них. [ 19 ] [ 23 ]

9 сентября Хопман вернулся в Принц Адальберт , позволив Рона вернуться в Киль на капитальный ремонт. Работы были завершены к середине октября, и корабль вернулся в Либау 18 октября. Два дня спустя Хопман снова сделал ее своим флагманом. Потеря Принца Адальберта три дня спустя британской подводной лодке убедила немецкую команду в том, что угроза подводного оружия была слишком серьезной, чтобы продолжать управлять пожилыми судами с недостаточной защитой, включая Рон . Соответственно, 15 января 1916 года Хопман вытащил свой флаг, и через два дня корабль покинул Либау, чтобы вернуться в Киль, где она была выведена из эксплуатации 4 февраля. [ 19 ]
Судьба
[ редактировать ]В ноябре 1916 года Рон был разоружен и преобразован в подготовку и проживание . Расположенный в Киле, она служила в этом качестве до 1918 года. [ 24 ] Немецкий военно -морской флот ранее экспериментировал с носителями на гидросамолете , включая преобразование старого Light Cruiser Stuttgart в начале 1918 года для обслуживания флота. Штутгарт мог нести только два самолета, которые считались недостаточными для поддержки флота. В результате были составлены планы, чтобы преобразовать ROON в несущую машину, [ 25 ] с емкостью для четырех самолетов. Основная батарея корабля была бы удалена и заменена шестью 15-см орудиями и шестью 8,8 см зенитные орудия; Большой ангар для гидросамолетов должен был быть установлен в кормовой части основной надстройки. План не осуществился, в первую очередь потому, что Германский флот полагался на Zeppelins для воздушной разведки, а не на гидросамолеты. Рон был поражен военно-морским реестром 25 ноября 1920 года и сброшен в следующем году в Кил-Нордмоле. [ 24 ] [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ "SMS" означает " Сейнер Маджестат Шифф " (немецкий: корабль его величества ).
- ^ В имперской номенклатуре Германии, «SK» ( Sknelladekanone ), обозначает, что пистолет быстро загружается, в то время как L/40 обозначает длину пистолета. В этом случае пистолет L/40 составляет 40 калибров , что означает, что пистолет в 40 раз длиннее его диаметра . [ 5 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Додсон , с. 59, 65–66.
- ^ Herwig , p. 57
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Грёнер , с. 51
- ^ Додсон , с. 66
- ^ Grießmer , p. 177.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol .
- ^ Jump up to: а беременный в Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol . 81.
- ^ Шредер , с. 302–303.
- ^ Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol . 122
- ^ Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol .
- ^ Jump up to: а беременный Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol . 238.
- ^ Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol . 123.
- ^ Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol .
- ^ Шеер , с. 69
- ^ Масси , с. 340–343.
- ^ Шеер , с. 135.
- ^ Polmar & noot , p. 40
- ^ Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol .
- ^ Jump up to: а беременный в Hildebrand, Röhr, & Steinmetz Vol . 82
- ^ Jump up to: а беременный Pavlovich , p. 145.
- ^ Харт , с.
- ^ Halpern , pp. 197–198.
- ^ Такер , с. 293–294.
- ^ Jump up to: а беременный Грёнер , с. 52
- ^ Грегер , с. 88
- ^ Campbell & Sieche , p. 142
Ссылки
[ редактировать ]- Campbell, NJM & Sieche, Erwin (1986). "Германия". В Гардинере, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея - все мировые боевые корабли 1906–1921 . Лондон: Conway Maritime Press. С. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2016). Кайзер Battlefleet: немецкие столичные корабли 1871–1918 . Барнсли: Seaforth Publishing. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Грегер, Рене (1964). «Немецкие гидросамолеты и авианосцы в обеих мировых войнах». Warship International . Я (1–12). Толедо: Naval Records Club, Inc.: 87–91. OCLC 29828398 .
- Grießmer, Axel (1999). Линии кораблей Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между конкуренцией вооружений и законом флота [ Линколики Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между конкуренцией вооружений и законами о флоте ] (на немецком языке). Бонн: Бернард и Грэф Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 . Тол. I: Основные поверхностные сосуды. АННАПОЛИС: Пресс -военно -морской институт. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Halpern, Paul G. (1995). Военно -морская история мировой войны . АННАПОЛИС: Пресс -военно -морской институт. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Харт, Альберт Бушнелл (1920). Харпер изобразительная библиотека мировой войны . Нью -Йорк: Харпер. OCLC 1180489 .
- Herwig, Holger (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Имперский Германский флот 1888–1918 . Амхерст: Человеческие книги. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto (1993). Немецкие военные корабли: биографии - зеркало военно -морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно -морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том. ISBN 978-3-7822-0210-7 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto (1993). Немецкие военные корабли: биографии - зеркало военно -морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно -морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том. 7. Рейтинг: Мундус Верлаг. ISBN 978-3-7822-0267-1 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto (1993). Немецкие военные корабли: биографии - зеркало военно -морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно -морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том. 8. Рейтинг: Мундус Верлаг. ASIN B003VHSRKE .
- Масси, Роберт К. (2003). Замок из стали . Нью -Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-40878-5 .
- Павлович, Никола -Брониславович (1979). Флот в Первой мировой войне: операции русского флота . Нью -Дели: Amerind Pub. Co. OCLC 500109775 .
- Polmar, Norman & Noot, Jurrien (1991). Подводные лодки русского и советского военно -морского флота, 1718–1990: 1718–1990 . АННАПОЛИС: Пресс -военно -морской институт. ISBN 978-0-87021-570-4 .
- Шеер, Рейнхард (1920). Флот в открытом море Германии в мировой войне . Лондон: Cassell and Company, Ltd. OCLC 503878430 .
- Шредер, Ситон (1922). Полвека военно -морской службы . Нью -Йорк: Д. Эпплтон и Компания. OCLC 1056139473 .
- Такер, Спенсер Э. (2005). Энциклопедия Первой мировой войны . ABC-Clio. ISBN 978-1-85109-420-2 .