Шарнхорст Крейсер типа
![]() СМС Шарнхорст
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Шарнхорст Крейсер типа |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Там класс |
Преемник | СМС Блюхер |
Построен | 1905–1908 |
В эксплуатации | 1907–1914 |
Потерянный | 2 |
Общие характеристики | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 12 985 т (12 780 длинных тонн) при полной загрузке |
Длина | 144,60 м (474 футов 5 дюймов) |
Луч | 21,60 м (70 футов 10 дюймов) |
Черновик | 8,37 м (27 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 22,7 узла (42 км/ч) |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
Броня |
Класс Шарнхорст» « был последним классом традиционных броненосных крейсеров, построенных немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот). В состав класса входили два корабля: «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . Они были крупнее «Роон» класса предшествующих им крейсеров ; дополнительный размер использовался в первую очередь для увеличения основного вооружения 21-см (8,2-дюймовых) орудий с четырех до восьми. Корабли были первыми немецкими крейсерами, достигшими равенства со своими британскими аналогами. [ 1 ] Корабли были названы в честь реформаторов прусской армии XIX века Герхарда фон Шарнхорста и Августа фон Гнейзенау .
Построенные для службы за рубежом, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были приписаны к Восточно-Азиатской эскадре в 1909 и 1910 годах соответственно. Шарнхорст сменил старый броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк» в качестве флагмана эскадры, который находился на стоянке с 1900 года. У обоих кораблей была короткая карьера; незадолго до начала Первой мировой войны корабли покинули немецкую колонию Циндао . 1 ноября 1914 года корабли уничтожили британские войска в битве при Коронеле и нанесли Королевскому флоту первое поражение после битвы при Платтсбурге в 1814 году. [ 2 ] Восточноазиатская эскадра, включавшая оба корабля класса «Шарнхорст» , впоследствии была уничтожена в битве за Фолклендские острова 8 декабря.
Дизайн
[ редактировать ]
Второй военно-морской закон Германии, принятый в 1900 году, предусматривал наличие четырнадцати броненосных крейсеров как для службы за границей в колониальной империи Германии , так и для разведки основного боевого флота в водах Германии. Программа расширения военно-морского флота была в первую очередь направлена против Британского Королевского флота , который в то время был ведущей военно-морской силой в мире. Немецкие броненосные крейсеры последовали серии итеративных разработок на базе крейсера «Принц Генрих» , и класс «Шарнхорст» представлял собой кульминацию этого эволюционного развития. [ 3 ]
В процессе проектирования этого класса Главное управление выдало запрос о том, чтобы новые крейсеры были способны сражаться на линии боя в случае, если немецкие линкоры будут повреждены и не смогут продолжать боевые действия. До этого момента это не рассматривалось при строительстве немецких броненосных крейсеров, и поэтому для его реализации потребовалось бы значительное увеличение как огневой мощи, так и броневой защиты. Это, в свою очередь, требовало гораздо более крупных кораблей, и « Шарнхорсты », соответственно, были примерно на 2000 т (1970 длинных тонн ; 2200 коротких тонн ) тяжелее предыдущих «Роонов » . Увеличение веса обеспечило удвоение основной батареи , увеличение брони пояса на 50% и увеличение максимальной скорости более чем на узел по сравнению с классом Roon . Увеличение скорости было достигнуто за счет добавления двух котлов на 7100 лошадиных сил (7000 л.с. , которые обеспечивали двигательную установку ) большей мощности. В результате этих усовершенствований класс «Шарнхорст» стал первым немецким броненосным крейсером, выгодно отличавшимся от своих зарубежных аналогов. [ 4 ]
Было внесено несколько других незначительных изменений, в том числе усиление третичной батареи из орудий калибра 8,8 см (3,5 дюйма) до уровня, используемого в современных линкорах, таких как Deutschland класс . Конструкторский состав рассматривал возможность установки пары этих орудий на крышу боевой рубки рядом с мостиком , но опыт применения такой же конструкции на «Брауншвейг» линкорах класса показал, что чрезмерная фугасная сила мешала управлению кораблями, и поэтому эти орудия были подавлены. в конструкции Шарнхорста . [ 5 ]
Общие характеристики и оборудование
[ редактировать ]
Корабли этого класса имели общую длину 144,60 метра (474 фута 5 дюймов) и длину по ватерлинии 143,80 м (471 фут 9 дюймов) . Они имели ширину 21,60 м (70 футов 10 дюймов), осадку 8,37 м (27 футов 6 дюймов), стандартное водоизмещение 11 616 т (11 433 длинных тонны; 12 804 коротких тонны) и 12 985 т (12 780 длинных тонн; 14 314 короткие тонны) при полной загрузке. Корпуса кораблей были построены из поперечных и продольных стальных шпангоутов, к которым приклепана наружная обшивка корпуса . Суда имели 15 водонепроницаемых отсеков и двойное дно , занимавшее 50% длины корпуса. [ 6 ]
Корабли имели стандартный экипаж из 38 офицеров и 726 рядовых. «Шарнхорст» , как флагман эскадры, имел более крупный экипаж, включавший дополнительно 14 офицеров и 62 солдата. Гнейзенау , служивший флагманом второго командования эскадрильи, имел дополнительный штат из 3 офицеров и 25 солдат. На кораблях было несколько небольших судов, в том числе два пикетных катера, два катера , один катер , два катера , три яла и одна шлюпка . [ 6 ]
Корабли класса «Шарнхорст» использовали ту же силовую установку, что и предыдущий класс «Роон» : три 3-цилиндровых двигателя тройного расширения. [ 7 ] Каждый двигатель приводил в движение один гребной винт; Центральная шахта на Шарнхорсте имела диаметр 4,7 м (15 футов 5 дюймов), а ширина двух внешних - 5 м (16 футов 5 дюймов). Винты Гнейзенау были немного меньше: ширина 4,60 м (15 футов 1 дюйм) на центральном валу и 4,80 м (15 футов 9 дюймов) на внешней паре. Двигатели тройного расширения снабжались паром от 18 угольных котлов судового типа с 36 топками. Двигатели были рассчитаны на мощность 26 000 л.с. (19 000 кВт; 26 000 л.с.), хотя на испытаниях они показали более высокие показатели - 28 782 л.с. у Шарнхорста и 30 396 л.с. у Гнейзенау . Корабли имели максимальную скорость 22,5 узла (41,7 км/ч; 25,9 миль в час), хотя на испытаниях «Шарнхорст» развивал максимальную скорость 23,5 узла (43,5 км/ч; 27,0 миль в час), а «Гнейзенау» развивал скорость 23,6 узла (43,7 мили в час). км/ч; 27,2 миль в час). [ 6 ] Суда обычно перевозили 800 т (790 длинных тонн; 880 коротких тонн) угля, хотя могли хранить до 2000 т (2000 длинных тонн; 2200 коротких тонн) угля. Это обеспечивало максимальную дальность полета 4800 морских миль (8900 км ; 5500 миль ) при крейсерской скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 8 ] Корабли имели один руль. Электроустановка судна состояла из четырех турбогенераторов мощностью 260 киловатт при напряжении 110 вольт . [ 6 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Вооружение главной батареи кораблей состояло из восьми 21-см (8,3 дюйма) орудий SK L/40 . [ а ] четыре в двухорудийных башнях , одна в носовой части и одна в кормовой части главной надстройки по средней линии, а остальные четыре монтировались в одиночных казематах , расположенных на миделе корабля. Башни были типа DrL C/01 с гидравлическим приводом, а крепления обеспечивали диапазон возвышения от -5 до +30 градусов. В казематах для тренировки орудий использовались электродвигатели, но подъем осуществлялся вручную. Эти орудия выпустили 108-килограммовый (238 фунтов) бронебойный снаряд с начальной скоростью 780 метров в секунду (2600 футов/с). Турели имели максимальную дальность стрельбы 16 200 м (53 100 футов), в то время как казематы могли поражать цели только на расстоянии до 12 300 м (13 500 ярдов). Всего в пушки было поставлено 700 патронов. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]
Вспомогательное вооружение включало шесть 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/40 в отдельных казематах. Эти орудия выпустили снаряд массой 40 кг (88 фунтов) с начальной скоростью 800 м/с (2600 футов/с). Их можно было поднимать на угол до 30 градусов, что обеспечивало максимальную дальность действия 13 900 м (15 200 ярдов). Для ближней защиты от торпедных катеров корабли имели третью батарею из восемнадцати орудий 8,8 cm SK L/35 , которые устанавливались в отдельных казематах и шкворневых установках в надстройке. Орудия калибра 8,8 см выпустили снаряд массой 7 кг (15 фунтов) с начальной скоростью 770 м/с (2500 футов/с). Эти орудия имели максимальный угол возвышения 25 градусов и дальность стрельбы 9 100 м (10 000 ярдов). [ 10 ] [ 6 ]
Как это было принято для военных кораблей того периода, корабли класса «Шарнхорст» были оснащены четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 45 см (18 дюймов) . Один устанавливался в носовой части, по одному на каждом борте , а четвертый размещался в корме. Всего на корабли было поставлено 11 торпед . [ 6 ] Торпеда C/03 несла боеголовку массой 147,5 кг (325 фунтов) и имела дальность действия 1500 м (4900 футов) при скорости 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час) и 3000 м (9800 футов). на скорости 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). [ 12 ]
Броня
[ редактировать ]Как это было стандартно для немецких военных кораблей, корабли класса «Шарнхорст» были защищены крупповской броней . У них был броневой пояс толщиной 150 мм (5,9 дюйма) в центральной части корабля, простирающийся от передней боевой рубки до кормовой части задней башни, где располагались помещения двигательной установки. Это было значительное увеличение толщины по сравнению с более ранними немецкими броненосными крейсерами. Испытания на военно-морском полигоне в Меппене показали, что пояс шириной 100 мм (3,9 дюйма), использованный во всех предыдущих конструкциях, был слишком тонким, чтобы остановить снаряды среднего калибра, с которыми крейсеры, вероятно, столкнутся в бою. [ 13 ] Пояс уменьшился до 80 мм (3,1 дюйма) на обоих концах центральной цитадели ; это простиралось до носовой части и почти полностью до кормы, крайний конец которой не был бронирован. Весь пояс был обшит тиковой обшивкой. Толщина основной бронепалубы варьировалась от 60 мм (2,4 дюйма) в критических зонах до 35 мм (1,4 дюйма) в других местах. Палуба имела наклон вниз и соединялась с поясом по нижнему краю; эта часть имела толщину 40–55 мм (1,6–2,2 дюйма). [ 6 ] [ 14 ]
Передняя боевая рубка имела борта толщиной 200 мм (7,9 дюйма) и крышу толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Задняя боевая рубка была менее хорошо бронирована: толщина бортов составляла всего 50 мм (2,0 дюйма), а толщина крыши — 20 мм (0,79 дюйма). Орудийные башни главного калибра имели борта толщиной 170 мм (6,7 дюйма) и крышу толщиной 30 мм (1,2 дюйма), а орудия на миделе были защищены орудийными щитами толщиной 150 мм (5,9 дюйма) и крышами толщиной 40 мм (1,6 дюйма). Барбеты , поддерживавшие башни, имели толщину 140 мм (5,5 дюйма). Батарея диаметром 15 см была защищена броневой полосой толщиной 130 мм (5,1 дюйма), а сами орудия были защищены щитами толщиной 80 мм (3,1 дюйма). [ 6 ] [ 14 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Строитель | Тезка | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию |
---|---|---|---|---|---|
Шарнхорст | Блом и Восс , Гамбург | Герхард фон Шарнхорст | 22 марта 1905 г. | 23 марта 1906 г. | 24 октября 1907 г. |
Гнейзенау | AG Weser , Бремен | Август Нейдхардт фон Гнейзенау | 28 декабря 1904 г. | 14 июня 1906 г. | 6 марта 1908 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]После ввода в строй оба корабля этого класса были переданы в состав Восточноазиатской эскадры , а «Шарнхорст» служил флагманом адмирала Максимилиана фон Шпее . «Шарнхорст» и «Гнейзенау» считались хорошо обученными судами; оба корабля получили награды за выдающиеся достижения в артиллерийском искусстве. [ 15 ] В начале Первой мировой войны два корабля находились на Каролинских островах в обычном круизе; остальная часть эскадры Шпее была рассредоточена по Тихому океану. Объявление Японией войны Германии убедило Шпее объединить свои силы с крейсерами «Лейпциг» и «Дрезден» с американской базы и направиться в Чили для дозаправки. Затем флотилия попытается вернуться в Германию через Атлантический океан . Спи также намеревался атаковать три британских крейсера под командованием адмирала Кристофера Крэдока и любые встреченные британские корабли. [ 16 ] 22 сентября «Шарнхорст» и «Гнейзенау» подошли к острову Папеэте во Французской Полинезии с намерением захватить уголь, складированный в гавани. Корабли провели короткую бомбардировку , в результате которой затонула старая канонерская лодка Zélée . Однако Спи опасался, что гавань заминирована , и решил избежать риска. Французы также подожгли запасы угля, чтобы помешать немцам использовать уголь. [ 17 ]
Битва при Коронеле
[ редактировать ]
Примерно в 17:00 1 ноября 1914 года Восточноазиатская эскадра столкнулась с кораблями Крэдока у Коронеля . Поскольку немецкие корабли имели преимущество в скорости, Шпее смог сохранить дистанцию до 18 километров, а затем приблизиться к 12 км (6,5 морских миль), чтобы вступить в бой с британской флотилией в 19:00. «Шарнхорст» поразил «Гуд Хоуп» около 34 раз; по крайней мере один из снарядов пробил магазины с боеприпасами « Гуд Хоуп » , что привело к мощному взрыву, уничтожившему корабль. Легкий крейсер «Нюрнберг» приблизился в упор, чтобы атаковать Монмут ; после сильного удара Монмут затонул и . Британский легкий крейсер «Глазго» и вспомогательный крейсер «Отранто» скрылись под покровом темноты. Первый морской лорд Джеки Фишер отметил, что это была «самая печальная военно-морская операция войны». [ 18 ] Поражение было первым, нанесенным Королевскому флоту после битвы при Платтсбурге в 1814 году . После того, как известие о битве дошло до кайзера Вильгельма II в Берлине, он приказал 300 Железными крестами наградить бойцов эскадрильи Шпее . После дозаправки в Вальпараисо Восточноазиатская эскадра направилась к Фолклендским островам , чтобы уничтожить расположенный там британский радиопередатчик. [ 18 ]
Битва за Фолклендские острова
[ редактировать ]
Примерно через шесть часов после того, как новости о битве достигли Англии, Фишер приказал адмиралу Джону Джеллико , командующему Великим флотом , выделить линейные крейсеры «Инвинсибл» и «Инфлексибл» для выслеживания немецких кораблей. , был поставлен вице-адмирал Даветон Стерди . Командовать флотилией, в которую входили также броненосные крейсеры «Карнарвон» , «Корнуолл» , «Дефенс » и «Кент» легкие крейсеры «Бристоль» и «Глазго» , а также уцелевшие Коронель [ 18 ] Корабли Стерди достигли Фолклендских островов к утру 8 декабря, незадолго до прибытия эскадры Спи. Британцы заметили Восточноазиатскую эскадрилью в 09:40; Спи не знал, что британцы послали два линейных крейсера, и когда он заметил их, он приказал своим кораблям отойти. Несмотря на фору , быстроходные линейные крейсеры быстро догнали изношенные немецкие корабли, только что совершившие без ремонта 16-тысячное плавание. [ 19 ]
Примерно в 13:20 линейные крейсеры открыли огонь на дальности 14 километров (8,7 миль). После двухчасового боя «Шарнхорст» упал мертвым в воду и сильно накренился. Вскоре после этого корабль затонул. В Гнейзенау было нанесено более 50 ударов с близкого расстояния; Экипаж трижды приветствовал «Кайзера», прежде чем судно затонуло. «Нюрнберг» и «Лейпциг» также были потоплены, хотя «Дрездену» удалось временно уйти, прежде чем он тоже был уничтожен у острова Хуан Фернандес . Около 2200 человек были убиты, в том числе Шпее. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии буква «SK» (Schnelladekanone) означает, что орудие быстро заряжается, а L/40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет диаметр 40 калибров , а это означает, что длина ствола пушки в 40 раз превышает ее диаметр ствола . [ 9 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хервиг , с. 28.
- ^ Гилберт , с. 102.
- ^ Додсон , стр. 58–59, 67.
- ^ Додсон , стр. 67–68.
- ^ Додсон , стр. 65, 68.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гренер , с. 52.
- ^ Грёнер , с. 50.
- ^ Хервиг , с. 268.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл и Сич , с. 140.
- ^ Фридман , стр. 141–142.
- ^ Фридман , с. 336.
- ^ Додсон , стр. 68, 206.
- ^ Перейти обратно: а б Додсон , с. 206.
- ^ Халперн , с. 66.
- ^ Хервиг , стр. 155–156.
- ^ Халперн , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с Хервиг , с. 157.
- ^ Хервиг , стр. 157–158.
- ^ Хервиг , с. 158.
Ссылки
[ редактировать ]
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гилберт, Мартин (2004). Первая мировая война: Полная история . Макмиллан. ISBN 978-0-8050-7617-2 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0211-2 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: Биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: Биографии - Отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ]. Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. OCLC 310653560 .