Генрих Зелли

Генрих Зелли (1862–1937) был мексиканско-швейцарским инженером. Он разработал паровые турбины с турбинным приводом и локомотивы и запатентовал геотермальный тепловой насос в 1912 году. [ 1 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Генрих Зелли был пятым ребенком Франца Ксавера Зелли. Его отец, родом из Германии недалеко от Клетгау , [ 2 ] эмигрировал в Мексику в поисках лучшей доли. Генрих родился в Мексике и получил мексиканское гражданство. Его отец вместе со своим братом Джоном управлял фабрикой по производству шляп в Мехико . Когда Генри был еще ребенком, его отец покинул Мексику из-за политических волнений, вернулся в Европу и поселился в Швейцарии. Там Генри посещал начальную школу, пропустив два класса, прежде чем поступить в Федеральный политехнический институт (который позже стал ETH Zurich ). Ему было всего 20 лет, когда он получил степень в области машиностроения. После учебных поездок в Мексику и Париж Генрих Золли вернулся в Швейцарию в 1886 году. Два года спустя Золли подал во Флантерне заявление о натурализации и стал гражданином Швейцарии. Генрих Зелли был женат и имел пятерых детей. [ 3 ]
В 1886 году Зоелли поступил на службу в цюрихскую машиностроительную фабрику Escher Wyss & Cie . Он быстро стал ее техническим директором в молодом возрасте 26 лет. Благодаря ему процветала компания, которая в это время производила различные паровые машины, водяные турбины, локомотивы, тяговые двигатели и суда.
Его наиболее значительным достижением стало создание многоступенчатой паровой турбины, первоначально использовавшейся в водяных турбинах. разработал многоступенчатую импульсную турбину с осевым потоком В 1903 году Зоелли в сотрудничестве с профессором Стодолой . Несмотря на низкое давление пара (11 бар) и низкую температуру (185 °C), была достигнута значительная мощность 370 кВт и термодинамический КПД 62%. [ 4 ] [ 5 ] Оригинал первой машины такого типа сейчас находится в Немецком музее . Эта турбина конкурировала с другими паровыми турбинами, разработанными примерно в то же время в мире (Парсонс, Рейк, Пластина, Кертис, Лаваль и др.) и распространялась по всему миру посредством лицензирования. [ 6 ]
В 1912 году Зоелли был удостоен почетной степени ETH Zurich , отчасти благодаря своей работе в области разработки турбин.
Поскольку Зоелли был убежден в превосходстве паровой турбины над паровым поршневым двигателем, в 1913 году компания Escher Wyss & Cie. отказалась от производства паровых двигателей и полностью сосредоточилась на турбинах. Видение Зоелли также распространилось на паровозы (которые традиционно использовали поршневые двигатели), использующие паровые турбины в качестве привода. До своего ухода из Escher-Wyss Зоелли посвятил себя разработке паротурбинного локомотива, который он довел до эксплуатационной готовности (1926 Zoelly-SLM), а позже, в 1930 году, Krupp Zoelly [ 7 ] ). Поскольку мощность дизеля и электроэнергии увеличивалась, паровоз потерял свое значение.
Зоелли умер в 1937 году в своем приемном родном городе Цюрихе .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Швейцарские пионеры бизнеса и технологий, Том 19: Три пионера Цюриха: Пауль Устери (1853–1927) / Генрих Зелли (1862–1937) / Карл Бретшер (1885–1966), Цюрих. Ассоциация исследований экономической истории. 1968.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зогг, М. (20–22 мая 2008 г.), « История тепловых насосов, вклад Швейцарии и международные вехи» (PDF) , 9-я Международная конференция МЭА по тепловым насосам, Цюрих, Швейцария.
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Генрих Зелли» . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Ханнес Шнайдер. «Генрих Зелли» (на немецком языке). Музей Deutsche Eisenbahn. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Генрих Зелли» . Веб-сайт Electrosuisse (на немецком языке). Архивировано из оригинала 28 марта 2008 г. Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Турбина модели B841, тип Zoelly, четырехступенчатая, одноступенчатая, высокой мощности, с импульсом со смешанным давлением малой мощности» . powerhousemuseum.com . Музей электростанции (Сидней) . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Как работает паровая турбина (Фото Зоелли-Турбины 1912 года)» (на голландском языке) . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Немецкие паротурбинные локомотивы — турбина Круппа-Золли 1928-1928 годов» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 г. Проверено 20 ноября 2010 г.