Греческая подводная лодка Дельфин (1912 г.)
Масштабная модель Дельфина в Афинском военном музее.
| |
История | |
---|---|
Греция | |
Имя | дельфин |
Тезка | Дельфин |
Заказал | сентябрь 1910 г. |
Строитель | Верфи Schneider , Шалон-сюр-Сон , Франция |
Заложен | 1911 |
Запущен | 1912 |
Введен в эксплуатацию | 9 августа 1912 г. |
Выведен из эксплуатации | 1920 |
Судьба | Списано |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 47,10 метра (154 футов 6 дюймов) |
Луч | 4,7 м (15 футов) |
Черновик | 2,85 метра (9 футов 4 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × пропеллера |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 36 м (118 футов) |
Дополнить | 19 |
Вооружение |
|
Дельфин ( греч . Δελφίν , «дельфин») — подводная лодка , построенная для ВМС Греции в 1911 году. Она служила во время Балканских войн , заслужив звание первой подводной лодки в мире, проводившей наступательное патрулирование и осуществлявшей подводную торпедную атаку ( хоть и безуспешно) против военного корабля.
В 1916 году она была захвачена Антантой во время греческого национального раскола . Отсутствие надлежащего технического обслуживания в период ее конфискации привело к серьезным структурным повреждениям. Ее плохое состояние означало, что она мало эксплуатировалась до вывода из эксплуатации и последующей сдачи на слом в начале 1920 года.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Водоизмещение подводной лодки 310 метрических тонн (310 длинных тонн ) в надводном положении и 460 метрических тонн (450 длинных тонн) в подводном положении. Ее размеры между перпендикулярами составляли 47,10 метра (154 фута 6 дюймов) , ширина составляла 4,7 метра (15 футов 5 дюймов), а осадка - 2,85 метра (9 футов 4 дюйма). Дельфин имел рабочую глубину погружения 18 м (59 футов) и максимальную глубину погружения 36 м (118 футов). В ее состав входило 19 человек. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ее корпус был разделен на семь отсеков и имел семь внешних балластных цистерн . Небольшая глубина заливного отверстия в кормовой балластной цистерне означала, что его заполнение занимало больше времени; поэтому он всегда заполнялся первым. Погружение производилось с большой осторожностью, чтобы не допустить чрезмерного отрицательного наклона от притока воды в балластные цистерны. Ее руль направления управлялся вручную из центрального отсека и боевой рубки . У нее было два электрических перископа , кормовой перископ управлялся из центрального отсека, а носовой перископ - из боевой рубки. Ни один из них не мог изменить увеличение или провести наблюдения над линией горизонта. У «Дельфина» было три комплекта пикирующих самолетов , носовой и кормовой находились ниже ватерлинии , а средний — выше ватерлинии. Подводные лодки типа Шнейдер-Лаубеф имели высокий уровень плавучести (30-35%) и цельный внешний корпус, защищавший прочный корпус . [ 4 ]
Для надводного хода лодка была оснащена двумя дизельными двигателями Schneider-Carels , которые перед запуском прогревались сжатым воздухом в течение 10-15 минут с помощью соответствующих двух электродвигателей . В электродвигателях использовались 94-ячеечные аккумуляторы . В качестве топлива использовался бензин , граничащий с парафином . В подводном положении два гребных винта приводились в движение двумя электродвигателями Schneider, использующими электричество от двух 192-элементных батарей. Дельфин мог развивать скорость 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) на поверхности и 8,5 узлов (15,7 км/ч; 9,8 миль в час) под водой. На поверхности лодка имела дальность полета 1800 миль (3300 км; 2100 миль), в подводном состоянии - 48,8 миль (90,4 км; 56,2 миль) при скорости 4,5 узлов (8,3 км/ч; 5,2 миль в час). [ 2 ] [ 5 ]
Он был вооружен одним внутренним торпедным аппаратом диаметром 450 мм (17,7 дюйма) в носовой части и четырьмя воротниками Джевецкого (два в носовой части и два в корме). Он нес шесть 450-мм (17,7 дюйма) торпед типа Шварцкопф : одну в торпедном аппарате, по одной в каждом воротнике и одну в носовом отсеке. [ 1 ] [ 2 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Строительство и доставка
[ редактировать ]Греческий флот претерпел серьезную реорганизацию и перевооружение после переворота Гуди 1909 года . Путчисты заставили греческое правительство заказать подводные лодки (так подводные лодки в то время назывались ). Таким образом, подводный корабль «Дельфин» и его однотипный корабль «Ксифиас» были заказаны на верфях Шнайдера в Шалон-сюр-Сон , Франция, в сентябре 1910 года. «Дельфин» был назван в честь греческого слова, обозначающего «дельфин» . Строительство « Дельфина» началось в начале 1909 года, еще до размещения греческого заказа, по проекту военно-морского архитектора Максима Лабефа . [ 6 ] [ 7 ]
Строительство было завершено 11 ноября 1911 года; В порту проводились ограниченные испытания по мере продолжения монтажа судового оборудования. Первые судебные процессы контролировались лейтенантом-коммандером Стефаносом Папарригопулосом и семью другими греческими офицерами. Основные испытания и установка оборудования были завершены 11 января 1912 года, затем Дельфин был перевезен на баржах на испытательную станцию Шнайдера в Сен-Мандрье, недалеко от Тулона . Значительные задержки с проведением ходовых испытаний и проверок оборудования привели к переносу ввода в строй до 9 августа 1912 года. Через несколько дней были проведены испытания на максимальную глубину с погружением корабля на 36 м (118 футов). В течение августа и сентября экипаж корабля прошел интенсивную подготовку под руководством французских офицеров, специализирующихся на подводных лодках. Большинство учебных погружений проходило на французской подводной лодке, а не на самом Дельфине . Поскольку напряженность в отношениях между Грецией и Османской империей обострилась, было принято решение, что Дельфин отправится в Грецию до завершения обучения ее команды. [ 8 ] [ 9 ] «Дельфин» отплыла 29 сентября, путешествуя по поверхности без сопровождения, и прибыла на Корфу 4 октября, чтобы устранить повреждение левого двигателя. На следующий день она достигла пункта назначения в порту Пирей , где ее встретили командующий британской военно-морской миссией контр-адмирал Лайонел Грант Тафнелл , министр военно-морских дел Николаос Стратос и министр финансов Александрос Диомидис . В тот же день Греция объявила войну османам, присоединившись к остальной части Балканского союза в Первой Балканской войне . [ 10 ] [ 11 ] Это безостановочное путешествие без сопровождения протяженностью 1100 миль (1800 км) (1100 миль) установило мировой рекорд и подтвердило способности ее команды, несмотря на их ограниченную подготовку. Однако это также означало, что резервный экипаж не мог быть обучен, что ограничивало ее боевую эффективность из-за усталости экипажа. [ 12 ] Более того, военно-морская база Саламис не имела необходимых технических средств для обслуживания кораблей нового типа. [ 10 ] Он не имел ни специализированных мастерских, ни отдельных электрогенераторов и компрессоров для нужд кораблей. [ 13 ] «Дельфин» стала первой подводной лодкой, поступившей на вооружение греческого флота. [ 14 ] Nordenfelt I, заказанный в 1884 году, разочаровал греческие власти во время испытаний в начале 1886 года, и его покупка была впоследствии отменена. Его корпус был брошен в Пирее. [ 15 ]
Балканские войны
[ редактировать ]19 октября «Дельфин» вышел из Саламина и направился параллельно Эвбее к острову Скиатос . На Скиатосе к нему присоединилось торговое судно «Канарис» , которое должно было служить судном-заправщиком подводной лодки, но на самом деле у него не было таких возможностей. Таким образом, команда Дельфина просто спала на Канарисе . После взятия Лемноса греческий флот переместился в Мудрос залив . В Мудросе экипаж « Дельфина » проходил интенсивные тренировочные погружения и проводил регулярные проверки оборудования, однако боевая подготовка была невозможна из-за материально-технических ограничений. 20 ноября Дельфин был переведен в Тенедос . Через день она начала ежедневно проводить дневное наступательное патрулирование (как под водой, так и на поверхности) на расстоянии 4000–6000 метров (13000–20000 футов) от османских фортов, охранявших вход в Дарданеллы . Это были первые наступательные патрули в истории подводной войны. [ 16 ] Ночью «Дельфин» бросила якорь в Тенедосе, где ее команда отдыхала и проводила ремонтные работы. [ 17 ]
Патрули проходили без происшествий до декабря, когда османы решили активизировать свои военно-морские операции ввиду провала мирных переговоров с Грецией. Утром 1 декабря османский эсминец вышел из пролива и вступил в бой с двумя греческими кораблями. Однако командир эсминцев капитан Иоаннис Врацанос сначала приказал «Дельфину» оставаться в порту. В 13:26 капитан « Дельфина » Стефанос Папарригопулос был проинформирован о том, что османский легкий крейсер «Мецидие» перед проливами появился . Подводная лодка покинула Тенедос в 13:26 и нырнула через 12 минут, но прибыла слишком поздно, чтобы перехватить Меджидие . 3 декабря подводная лодка осуществляла раннее утреннее патрулирование, в 8:10 получила информацию о том, что османы начали собираться перед Дарданеллами. К 8:50 весь османский флот появился перед проливами. снова Делфину было приказано стоять наготове; в 9:22 османы открыли огонь, положив начало наступлению. Битва при Элли . Двумя минутами ранее затопленный «Дельфин» начал приближаться к противнику, но сильное встречное течение не позволило «Дельфину» вступить в бой с противником, прежде чем османы на полной скорости отступили после непродолжительного боя. Папарригопулос направил вторую резкую жалобу командующему флотом Павлосу Кунтуриотису , объяснив, что приказ о готовности сделал успешную работу подводной лодки невозможной. 5 декабря Кунтуриотис предоставил ему полную свободу действий. [ 18 ]
Утром 9 декабря «Дельфин» приближалась к порту Тенедос, чтобы зарядить свои батареи, когда получила информацию о том, что «Мецидие» и пять османских эсминцев были замечены за пределами проливов. Несмотря на то, что батареи были разряжены наполовину, «Дельфин» на полном ходу поплыл к острову Маврия и остановился там. В 9:05 она была уведомлена о том, что османские корабли были замечены у западной оконечности Имброса . подводной лодки Она погрузилась в воду в 9:52 утра, но во время погружения нос принял опасный угол наклона не менее 20 градусов, и взрыв всех ее балластных цистерн вернул ее на поверхность. Затем Папарригопулос приказал совершить погружение на глубину перископа, что было успешно выполнено. Дельфин заметил «Мецидие» , крейсер «Берк-и Сатвет» и четыре эсминца, курсировавших между подводной лодкой и Тенедосом. Дельфин маневрировала, готовясь к атаке, и смогла незамеченной приблизиться к османским кораблям. В любое время в 10:30. [ 19 ] или в 10:40 Дельфин выпустила носовую торпеду по Меджидие на расстоянии 800 метров (2600 футов). [ 20 ] [ 21 ] или 500 метров (1600 футов). Торпеда совершила несколько прыжков по поверхности и исчезла из поля зрения, предположительно затонув, не поразив цель. Это была первая подводная торпедная атака в истории военно-морского флота. Всплеск выброса и саму торпеду заметили османы, которые на полном ходу направили свои корабли в сторону Дельфина . Она нырнула на высоту 18 метров (59 футов) и отвернулась от врага. В 10:55 она вернулась на глубину перископа, уклонившись от преследователей. [ 22 ]
В 11:40 подводная лодка села на мель на рифе Шимал к северу от Тенедоса. Не сумев опорожнить балластные цистерны оставшимся небольшим объемом воздуха, Папарригопулос решил сбросить балластные грузы, что позволило ей всплыть на поверхность. Дельфин вернулся в залив Мудрос и через два дня отплыл на военно-морскую базу Саламис. Во время войны она больше не принимала участия в наступательных военных действиях, так как не могла погрузиться под воду без свинцового балласта. [ 23 ] [ 24 ] Там его поместили в сухой док и переоборудовали новыми свинцовыми балластными грузами. В январе 1913 года «Дельфин» начал патрулирование Саронического залива с целью защиты военно-транспортных кораблей от возможного нападения османского крейсера « Хамидие» . Это продолжалось до весны, когда Хамидие отправился в Красное море . [ 25 ]
Позднее обслуживание
[ редактировать ]В ходе Первой мировой войны Греция пострадала от политического кризиса национального раскола . Суть спора заключалась в том, должна ли страна оставаться нейтральной или вступить в войну на стороне Антанты . Антанта неоднократно вмешивалась в дела Греции, пытаясь поддержать провоенное Временное правительство национальной обороны , включая блокаду Пирея и военно-морской базы Саламина. [ 26 ]
28 сентября 1916 года два парохода британского линкора HMS Duncan отбуксировали Дельфин в Адамантас на острове Милос , где подводная лодка была передана под наблюдение французского флота . Подводный аппарат оставался в Адамантасе до сентября 1917 года, когда его отбуксировали обратно на военно-морскую базу Саламис и официально вернули обратно в состав ВМС Греции 14 октября. В период своего пленения она оставалась незащищенной от стихии и не получала никакого ухода. В результате состояние ее оборудования ухудшилось, а пластины аккумуляторной батареи были непоправимо повреждены. Новые тарелки были заказаны во Франции, но они прибыли только в конце года, и на многих из них были следы загрязнения морской воды. Планомерный ремонт пластин привел к сборке единственной батареи, которая была размещена на Ксифиасе . В апреле 1919 года батарею сняли с «Ксифиаса» и поместили в «Дельфин» после того, как стальные пластины корпуса первого начали отсоединяться. Дельфин возобновил работу 20 мая и оставался в строю до 23 июля 1919 года, когда маневры были остановлены из-за коррозии балластных цистерн. [ 27 ]
Плохое состояние корпусов и балластных цистерн подводных аппаратов наряду с отсутствием радиостанций и гирокомпасов привело к их списанию в начале 1920 года. Один из перископов и часть электродвигателей использовались в учебных целях в Военно-морской академии Греции , при этом прочные корпуса были проданы администрации порта Пирей. [ 28 ]
Командиры
[ редактировать ]Подводной лодкой командовали следующие офицеры: [ 29 ]
- Лейтенант-коммандер Стефанос Папарригопулос (21 августа 1912 г. - 18 июня 1913 г.)
- Лейтенант Хараламбос Делаграмматикас (18 июня 1913 - 1 июля 1913)
- Лейтенант Джон Янникостас (1 июля 1913 г. - 3 апреля 1914 г.)
- Лейтенант Дедес Дедес (июнь 1914 г. - март 1915 г.)
- Лейтенант Григориос Мезевирис (март 1915 - июль 1915)
- Лейтенант Дедес Дедес (июль 1915 - 28 сентября 1916)
- Захвачен французами (28 сентября 1916 г. - 14 октября 1917 г.)
- Лейтенант Панайотис Вандорос (апрель 1919 - 23 июля 1919)
- Лейтенант-коммандер Григориос Мезевирис (23 июля 1919-1920 гг.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пайзис-Параделис 1979 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с Фонтенуа 2007 , с. 84.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 124, 126, 130.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 126, 128.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 124, 126, 128.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 96, 98.
- ^ Димитракопулос 2015 , с. 98.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 98, 102.
- ^ Димитракопулос 2015 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Массурас и Катоподис 2010 , с. 102.
- ^ Димитракопулос 2015 , с. 100.
- ^ Фотакис 2005 , с. 46.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 74.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 96.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 94.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 104.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 106.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 106–108.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 108–110.
- ^ Сондхаус 2001 , с. 220.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 22.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 112.
- ^ Пайзис-Параделис 1979 , с. 51.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 114.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 116.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 120.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , стр. 118–120.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 122.
- ^ Массурас и Катоподис 2010 , с. 130.
Библиография
[ редактировать ]- Димитракопулос, Анастасиос (2015). военно-морского флота, 1874-1912 (на греческом языке История греческого ). Том. II. Греческий морской музей . ISBN 9786188218109 .
- Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки . Оружие и война: иллюстрированная история их влияния. АВС-КЛИО. ISBN 9781851095681 .
- Фотакис, Зисис (2005). Греческая военно-морская стратегия и политика, 1910–1919 гг . Рутледж. ISBN 9780415350143 .
- Лангензипен, Бернд; Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот, 1828–1923 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0851776108 .
- Массурас, Тимотеос Г.; Катоподис, Томас П. (2010). Греческие подводные лодки . Том. I. Греческий морской музей. ISBN 9789608853584 .
- Пайзис-Параделис, Константинос (1979). Корабли ВМС Греции 1830-1979 гг. на ( греческом языке). Генеральный штаб ВМС Греции.
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815-1914 гг . Рутледж. ISBN 0415214785 .