Османский крейсер Берк-и Сатвет
Один из двух Пейк-и Шевкет. крейсеров класса
| |
История | |
---|---|
Османская империя | |
Заказал | 18 января 1903 г. |
Строитель | Германияверфт , Киль |
Заложен | февраль 1906 г. |
Запущен | 1 декабря 1906 г. |
Приобретенный | 13 ноября 1907 г. |
Введен в эксплуатацию | ноябрь 1907 г. |
пораженный | 1944 |
Судьба | Разобран на металлолом, 1953–1955 гг. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Пейк-и Шевкет Крейсер класса |
Смещение | 775 длинных тонн (787 т ) |
Длина | 80 м (262 фута 6 дюймов) |
Луч | 8,4 м (27 футов 7 дюймов) |
Черновик | 2,5 м (8 футов 2 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 21 узел (39 км/ч ; 24 мили в час ) |
Диапазон | 3240 миль (6000 км; 3730 миль) |
Дополнить | 105 |
Вооружение |
|
Берк-и Сатвет — торпедный крейсер Османского флота , второй и последний представитель класса -и Шевкет Пейк . Он был построен на верфи Germaniawerft в Германии в 1906–1907 годах и передан ВМС Османской империи в ноябре 1907 года. Основное вооружение корабля состояло из трех 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппаратов и пары 105-мм (4,1 дюйма) торпедных аппаратов. орудия и развивала максимальную скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час). Ранняя карьера корабля прошла без происшествий; Итало -турецкая война 1911–1912 годов прошла без каких-либо действий со стороны османского флота. Берк-и Сатвет участвовал в боевых действиях во время Балканских войн 1912–1913 годов в Эгейском и Черном морях против греческих и болгарских противников соответственно.
После вступления Османской империи в мировую войну Первую Берк-и Сатвет служил в патрулировании на Черном море. В их число входили нападения на российские порты бывших немецких военных кораблей «Явуз Султан Селим» и «Мидилли» . В январе 1915 года Берк-и Сатвет подорвался на морской мине при сопровождении конвоя в Зонгулдак ; взрыв серьезно повредил корабль и вывел его из строя до апреля 1918 года. До конца войны он патрулировал Черное море. Корабль был переименован в Берк в 1923 году и дважды модернизировался: в середине 1920-х и в конце 1930-х годов. Оставался на вооружении до 1944 года, когда был исключен из военно-морского учета . В 1953–1955 годах Берк был окончательно разобран на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]Берк-и Сатвет , классифицированный торпедный крейсер как ВМС Османской империи ( торпидо-крувазор ), [ 1 ] [ 2 ] также иногда назывался торпедной канонерской лодкой . Она имела длину 80 м (262 фута 6 дюймов), ширину 8,4 м (27 футов 7 дюймов) и осадку 2,5 м (8 футов 2 дюйма). Водоизмещение ( 775 длинных тонн 787 т ) во время ходовых испытаний . Корабль приводился в движение парой вертикальных паровых машин тройного расширения, каждая из которых приводила в движение винтовой винт . Четыре угольных водотрубных котла обеспечивали паром двигатели, а его вентиляция осуществлялась через пару воронок . Двигатели имели номинальную мощность 5100 лошадиных сил (3800 кВт) при максимальной скорости 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час); Берк-и Сатвет имел радиус плавания 3240 морских миль (6000 км; 3730 миль). Ее экипаж насчитывал 105 офицеров и рядовых. [ 3 ]
Основным наступательным вооружением «Берк-и Сатвет » были три 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппарата . Одна была установлена в носовой части над водой, а две другие — в поворотных пусковых установках, установленных на палубе в миделе корабля . Он был вооружен парой 105-мм (4,1 дюйма) орудий, которые размещались в одиночных экранированных установках на полубаке и юте . Для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров он также нес шесть 57-мм (2,2 дюйма) орудий, четыре из которых были установлены в спонсонах , и пару 37-мм (1,5 дюйма) орудий. Броневой защиты у нее не было. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Берк-и Сатвет был заказан 18 января 1903 года и заложен в феврале 1906 года на верфи Germaniawerft в Киле , Германия. Он был спущен на воду 1 декабря того же года и завершен в 1907 году. После завершения ходовых испытаний он был передан ВМС Османской империи и прибыл в Константинополь 13 ноября, где был официально принят в состав османского флота. Имя означало « Освещение Всевышнего» . В 1909 году она и ее сестра участвовали в первом за двадцать лет маневре флота Османской империи. [ 4 ] Во время итало-турецкой войны 1911–1912 годов «Берк-и Сатвет» был приписан к резервной дивизии, в состав которой входили старые броненосцы «Месудие» и «Асар-и Тевфик» . Она не участвовала в боевых действиях во время конфликта, поскольку основная часть османского флота провела войну в порту. [ 5 ]
Балканские войны
[ редактировать ]Берк-и Сатвет был переброшен на Черное море 9 декабря 1912 года для усиления тамошней эскадры во время Первой Балканской войны . Позже в том же месяце она отправилась в Эгейское море, чтобы принять участие в операциях против греков. 20 декабря он, защищенный крейсер Mecidiye и дивизия торпедных катеров вышли из Дарданелл и направились в Имброс, пытаясь поймать в ловушку группу греческих эсминцев , действовавших недалеко от проливов. В 09:55 два османских крейсера столкнулись с группой из шести греческих эсминцев, но после нескольких минут стрельбы греки вышли из боя и обратились в бегство. Во время плавания у Бозджаады в 10:40 они обнаружили греческий эсминец Aspis . Аспис развернулся и побежал, а во время преследования Меджидие был безуспешно атакован подводной лодкой «Дельфин» . В 11:00 Берк-и Сатвет и Меджидие прервали погоню и вернулись в проливы. [ 6 ]
После боевых действий вокруг Бозджаады Османская армия убедилась, что сможет отбить остров у греков с помощью небольшого контингента войск, и поэтому началось планирование высадки десанта на остров. Берк-и Сатвет , Меджидие и защищенный крейсер Хамидие должны были обеспечить огневую поддержку при высадке. Три крейсера покинули Чанаккале в 06:00 4 января 1913 года и прошли мыс Хеллес около 7:15 в сопровождении эскадры эсминцев. Пятнадцать минут спустя они столкнулись с греческой эскадрой, и в 7:40 обе стороны начали короткую перестрелку с большого расстояния, но ни одна из сторон не попыталась продолжить атаку. Берк-и Сатвет и Меджидие развернулись, чтобы прикрыть силы от возможной атаки со стороны Бозджаады. К 10:00 османская дивизия линкоров присоединилась к остальному флоту, и Берк-и Сатвет занял позицию за кормой линкоров. Поскольку греческая эскадра угрожала отрезать османам от Дарданелл к 11:30, османы повернули назад, чтобы вернуться в безопасное место в проливах. Короткий бой вынудил греков отступить, не понеся ущерба ни одной из сторон, и к 15:30 Берк-и Сатвет и остальная часть флота вернулись в Чанаккале. Впоследствии армия отказалась от идеи вернуть Бозджааду. [ 7 ]
4 февраля 1913 года Берк-и Сатвет обстрелял болгарские позиции в Шаркёе на северном побережье Мраморного моря , готовясь к высадке морского десанта. [ 8 ] Четыре дня спустя османский флот вернулся, чтобы поддержать высадку в Шаркёе. Тургут Рейс и Барбарос Хайреддин вместе с двумя небольшими крейсерами обеспечивали артиллерийскую поддержку правому флангу сил вторжения, когда они сошли на берег. Корабли были расположены примерно в одном километре от берега, во Берк-и Сатвет главе линии стоял , в которую также входили Меджидие и линкоры до дредноута Барбарос Хайреддин и Тургут Рейс . Болгарская армия ожесточенно сопротивлялась, что в конечном итоге вынудило османскую армию отступить, хотя отход был успешным во многом благодаря артиллерийской поддержке флота. Берк-и Сатвет и Меджидие прикрывали левый фланг, а два линкора поддерживали левый фланг во время эвакуации. В ходе операции Берк-и Сатвет выпустила восемьдесят четыре 105-мм снаряда. [ 9 ]
9 марта Берк-и Сатвет присоединился к зачистке к Имбросу, острову в Эгейском море у входа в Саросский залив ; она ненадолго вступила в бой с парой греческих эсминцев и остановила пароход, летавший под французским флагом. Судно, которое, судя по всему, снабжало болгарские силы, было захвачено в качестве приза эсминцем « Ярхисар» . [ 10 ] Позже в марте он снова сопровождал Барбароса Хайреддина и Тургута Рейса в Черном море, в то время как два линкора бомбардировали болгарские войска, которые пытались прорвать линию обороны в Чаталдже . [ 11 ] 13 апреля Берк-и Сатвет присоединился к флоту, состоящему из Барбароса Хайреддина , Тургута Рейса , Асыр-Тевфика и нескольких меньших военных кораблей. Корабли вышли из Дарданелл и столкнулись с греческим флотом. После непродолжительного боя на крайнем расстоянии османы и греки отошли к Дарданеллам и Имбросу соответственно. [ 10 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В конце июля 1914 года Первая мировая война в Европе разразилась , хотя османы поначалу оставались нейтральными. 14 августа Берк-и Сатвет присоединился к патрулям Дарданелл, оборона которых была усилена несколькими новыми минными полями. Напряженность между османами и британским флотом, патрулирующим вход в Дарданеллы, нарастала до 5 ноября, когда Великобритания и Франция объявили войну Османской империи. Тем временем Берк-и Сатвет был переброшен на Черное море. Она присоединилась к крейсеру «Мидилли» , ранее немецкому «Бреслау» , для атаки на российский порт Новороссийск 29 октября. «Берк-и Сатвет» предпринял еще одну атаку, на этот раз с линейным крейсером «Явуз Султан Селим» , бывший немецкий « Гебен» . Линейный крейсер обстреливал Севастополь, а Берк-и Сатвет наблюдал; ее послали с Явузом Султаном Селимом в первую очередь для обучения своей команды. [ 12 ]
Берк-и Сатвет вместе со своей сестрой и Явузом Султаном Селимом 5 декабря совершила вылет, чтобы оказать дистанционную поддержку конвою войск, направлявшемуся в Ризе . 2 января 1915 года в 15:00 он, Мидилли и Хамидие вышли из Босфора для сопровождения транспорта в Зонгулдак , после чего три крейсера должны провести патрулирование у порта. В 18:00 начала рейса взорвалась российская мина, что вынудило командира Берк-и Сатвет принять меры по уклонению. Корабль в темноте подорвался на мине, что причинило значительный ущерб. Мина разрушила оба гребных винта и вызвала серьезное затопление кормы. Прибыли два буксира и отбуксировали Берк-и Сатвет в Истинье в сопровождении Хамидие . [ 13 ] Повреждения были настолько серьезными, что корабль был выведен из строя большую часть войны. [ 14 ] После длительного ремонта корабль был вновь введен в строй 1 апреля 1918 года и осуществлял патрулирование между Константинополем и Батуми . Она оставалась в Черном море до конца войны. 30 ноября Османская империя подписала Мудросское перемирие с державами Антанты , которое завершило конфликт. [ 15 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Корабль был переименован в Берк в 1923 году после окончания турецкой войны за независимость , в результате которой пришла Турецкая Республика на смену старой Османской империи . [ 3 ] На тот момент корабль был выведен из эксплуатации. С 1924 по 1925 год он модернизировался на военно-морской верфи Гёльджюк и был вновь введен в строй в 1925 году. В 1927 году корабль посетил Измир . [ 16 ] Она была перестроена в 1937–1939 годах и внесла существенные улучшения. Ее форштевень был заменен, а надстройка перестроена. Старое артиллерийское вооружение было заменено парой 88-мм (3,5 дюйма) орудий 45 калибра и четырьмя 37-мм пушками 40 калибра, оборудование для борьбы с 25 минами установлено . Корабль продолжал служить до 1944 года, когда его исключили из военно-морского реестра . Ее затонуло на верфи Гёльджюк в 1950 году. [ 3 ] и разобран на металлолом в период с 1953 по 1955 год. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Флоты мира , с. 140.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д Лион , с. 392.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 14, 149, 197.
- ^ Билер , с. 12.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 22, 25.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 22–23.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 25.
- ^ Эриксон , стр. 266–270.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , с. 24.
- ^ Эриксон , с. 288.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 27–30, 45.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 46.
- ^ Халперн , с. 228.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 54.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 59, 90, 149.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 149.
Ссылки
[ редактировать ]- Билер, Уильям Генри (1913). История итало-турецкой войны: 29 сентября 1911 г. — 18 октября 1912 г. Аннаполис: Военно-морской институт США.
- Эриксон, Эдвард Дж. (2003). Поражение в деталях: Османская армия на Балканах, 1912–1913 гг . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-97888-4 .
- Флоты мира: 1915 год . Филадельфия: Компания JB Lippincott. 1915. OCLC 8418713 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-610-1 .
- Лион, Хью (1979). "Турция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 388–394. ISBN 978-0-85177-133-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]