Jump to content

Османский эсминец Ярхисар

История
Османская империя
Имя Ярхисар
Заказал 1906
Строитель SA Chantiers et Ateliers de la Gironde , Бордо
Заложен 1906
Запущен 1907
Введен в эксплуатацию 1907
Судьба Торпедирован и потоплен кораблем HMS E11 3 декабря 1915 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Самсун» типа Эсминец
Смещение 311 т (306 длинных тонн )
Длина 56,3 м (184 футов 9 дюймов) ( п/п )
Луч 6,3 м (20 футов 8 дюймов)
Черновик 3,17 м (10 футов 5 дюймов)
Глубина 4,1 м (13 футов 5 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час)
Диапазон 2300 миль (4300 км; 2600 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час)
Дополнить 64 офицера и рядового состава
Вооружение

Yarhisar был одним из четырех Samsun класса эсминцев , основанных на Durandal классе , купленных у Франции в 1907 году Османским военно-морским обществом. Она присоединилась к османскому флоту в 1907 году, но, как и остальная часть османского флота, не принимала участия в каких-либо активных действиях с итальянцами во время итало-турецкой войны . Во время Балканских войн 1912–1913 годов она принимала участие во всех крупных сражениях, таких как сражения при Калиакре , Элли и Лемносе , а также в патрульных миссиях. Во время Первой мировой войны она принимала участие в миссиях по сопровождению и перехвату, особенно в Мраморном море . Она участвовала во многих боях с подводными лодками союзников, входившими в Мраморное море. 3 декабря 1915 года он был торпедирован и потоплен британской подводной лодкой HMS E11 у берегов Яловы . В результате затопления погибли 7 офицеров и 33 рядовых. Подлодка подобрала оставшийся экипаж с моря и доставила их на ближайший парусник.

Построен в Бордо компанией SA Chantiers et Ateliers de la Gironde . [ 1 ] Ярхисар имел длину 56,3 метра (184 фута 9 дюймов) между перпендикулярами и общую длину 58,2 метра (190 футов 11 дюймов) с шириной 58,2 метра (190 футов 11 дюймов) и осадкой 3,17 м (10 футов 5 дюймов). . Водоизмещение корабля составляло 284 т (280 длинных тонн ). На момент постройки в 1907 году ее экипаж состоял из 7 офицеров и 60 матросов. [ 2 ]

Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми двигателями тройного расширения, питавшимися паром от двух котлов Normand, построенных SA Chantiers et Ateliers de la Gironde. Двигатели имели заявленную мощность 5950 лошадиных сил (4440 кВт) и могли разогнать корабль до 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час) в 1907 году. Из-за проблем с техническим обслуживанием, которые были широко распространены по всему ВМФ, [ 3 ] Скорость корабля упала до 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) в 1912 году и до 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) в 1915 году. Корабль мог перевозить 60 тонн угля. [ 2 ] [ 4 ]

В постройке корабль нес одну 65-мм военно-морскую пушку Canon de Modele 1891 перед мостиком, шесть 3-фунтовых орудий Гочкиса QF (по три на каждом борту корабля) и два одиночных 450-мм торпедных аппарата, расположенных в миделе и корме. [ 2 ]

Строительство и покупка

[ редактировать ]

Во время программы по усилению Османского военно-морского флота в 1904 году у Круппа было заказано большое количество пушек, боеприпасов и припасов . Чтобы поддерживать дипломатический и финансовый баланс, османское правительство решило разместить последующие заказы во Франции . Для этой цели у компании Schneider-Creusot были заказаны четыре «Султанхисар» торпедных катера типа для удовлетворения нужд военно-морского флота. Поскольку этого небольшого заказа французам оказалось недостаточно, были также заказаны 200-тонные Refahiye класса канонерские лодки и 420-тонная канонерская лодка Marmaris . В ходе переговоров в 1906 году французы убедили османское правительство закупить еще четыре эсминца, которые были заказаны 22 января 1906 года. На базе французских Дюрандаль эсминцев класса «Ярхисар» , « Самсун» и «Басра» мастерскими Ateliers de la Gironde. были построены Ateliers de la Gironde, а «Тасоз» был построен построенный Schneider et Cie . [ 5 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Вступив в Османский флот в 1907 году, Ярхисар принял участие в учебной миссии в рамках программы реформирования адмирала Дугласа Гэмбла , командующего британской военно-морской миссией в Стамбуле в мае 1909 года. Во время этой тренировки броненосцы Месудие и Асар-и Тевфик рядом с крейсером «Меджидие» располагались между Бююкада и Малтепе , а торпедные крейсера «Пейк-и» Шевкет и Берк-и Сатвет , Ярхисар и ее сестра Самсун охраняли проходы между Принцевыми островами . Торпедные катера «Драч» , «Мосул» , «Кютахья » , «Алпагот» , «Хамидие» , «Демирхисар» и «Сиврихисар» вышли из Сивриады и присоединились к флоту, отрабатывая торпедные атаки на более крупные корабли. Представители Соединенного Королевства наблюдали за учениями с Тиримужгана . Хотя учения проходили в нереальных боевых условиях, это были первые военно-морские учения Османского флота за двадцать лет. По окончании учений все корабли прошли перед королевской яхтой «Эртугрул» , ожидавшей у Сарайбурну . [ 6 ]

Итало-турецкая война

[ редактировать ]

Перед итало-турецкой войной « Ярхисар» находился в демонстрационном и учебном круизе по Средиземному морю со значительной частью флота. Эскадрилья, которая маневрировала и тренировалась с июля, приступила к своей ежегодной миссии с посещением Бейрута, несмотря на растущую политическую напряженность. [ 7 ] Под командованием полковника Тахира (Бурака) флот в составе двух линкоров, двух крейсеров, восьми эсминцев и одного ремонтного корабля, [ 8 ] покинул Стамбул 6 июля 1911 года и доплыл до Бейрута, заходя в важные порты, такие как Мидилли , Айвалык , Измир , Анталия , Искендерун и Латакия . Когда флот прибыл на остров Хиос 2 октября во время своего возвращения, он узнал, что началась война (новость принесла яхта «Иззеттин» , отправленная из Стамбула) и флоту было приказано вернуться в Мраморное море. [ 9 ] 5 октября «Ярхисар» и другие корабли прибыли в Стамбул и завершили ремонт, обслуживание и подготовку. 16 октября 1911 года «Ярхисар» бросил якорь в Нара-Бурну . вместе с остальным османским флотом [ 10 ] [ 7 ] На протяжении всей войны он не вступал в прямой бой ни с одним итальянским кораблем. [ 7 ]

Балканские войны

[ редактировать ]

29 октября «Ярхисар» отплыла в Варну вместе с «Мецидие» , но во время плавания ей было поручено охранять отправку войск в Мидье. Ярхисар передала свой долг Нумуне-и Хамиету На следующий день и отплыла в Варну с Меджидие . [ 11 ]

В начале ноября перед ВМФ была поставлена ​​задача поддержать Оттоманскую армию, отступавшую после битвы при Луле-Бургасе . 3 ноября Ярхисар отплыл в Силиври вместе с Барбаросом Хайреддином и Нюмуне-и Хамиетом . На следующий день она в одиночку отплыла в Текирдаг для оказания огневой поддержки отступающей армии и 7 ноября вернулась в Силиври. Вывод армии завершился 8 ноября. [ 12 ]

21 ноября 1912 года Ярхисар принял участие в битве при Калиакре . Османские силы в составе Хамидие , Басры и Ярхисара были отправлены в Варну с миссией предотвратить нападения Болгарии на османские торговые суда, загруженные боеприпасами, и, если возможно, уничтожить болгарские торпедные катера; «Басра» вышла из строя и была заменена миноносцем «Беркефшан» . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Корабли вошли в Черное море в 09:00 утра 20 ноября. Вскоре после этого у Беркефшана возникли проблемы с двигателем, но он был отремонтирован и в 13:00 присоединился к Ярхисару и Хамидие . [ 16 ] [ 17 ] На совещании, состоявшемся в 16:50 на борту «Хамидие» , «Ярхисару» было приказано занять позиции в 8 милях (13 км) к югу от Варны и Беркефшану в 8 милях к северу от Варны, чтобы наблюдать за входящими и выходящими из гавани болгарскими торпедными катерами и атаковать их. если возможно. После встречи корабли в 17:50 отправились в Варну и в 20:00 разошлись, направившись в районы своего дежурства. [ 18 ] Ярхисар был на позиции в 21:30, за ним последовал Беркефшан в 00:00, когда Хамидие плыл в сторону Варны. [ 19 ] Тем временем четыре болгарских торпедных катера массово патрулировали порт Варны с 22:20. [ 19 ] В 00:40 начался бой между болгарскими миноносцами и «Хамидие» ; она была повреждена. Тем временем Ярхисар , видя бой к северу от себя, оставался в своем районе дежурства до 05:30, затем отправился на помощь Хамидие . [ 20 ] [ 21 ] повреждения Несмотря на полученные «Хамидие» , она не затонула благодаря успешной работе своего экипажа. [ 16 ] но она не смогла продолжать наблюдение за Варной и решила вернуться в Константинополь. Полагая, что «Ярхисара» и «Беркефшана» будет недостаточно для выполнения миссии, Хамидие вызвал торпедный крейсер «Берк-и Сатвет» в этот район . После этого сообщения Берк-и Сатвет отказался от своей миссии в Констанце и немедленно отправился в путь. [ 16 ] [ 22 ] Беркефшан и Берк-и Сатвет до утра патрулировали перед мысом. [ 23 ] В 08:00 21 ноября, когда «Ярхисар» прибыл на место встречи и не смог обнаружить Хамидие и Беркефшана , командир корабля решил разведать Варну. Она совершила четыре прохода в пределах 4 миль (6,4 км) от города и не подверглась обстрелу с берега или болгарских торпедных катеров. Из-за шторма она отплыла в Стамбул в 17:00. [ 24 ] [ 23 ] Тем временем командир Берк-и Сатвет , думая, что его миссия по наблюдению за Варной окончена, отплыл в Констанцу и отправил Беркефшана в Стамбул. [ 23 ]

Ярхисар принял участие в битве при Элли 16 декабря в составе 2-й дивизии эсминцев под командованием подполковника Хакки Эшрефа. Отправившись в 07:05, дивизия не последовала за основным флотом, осталась у входа в Дарданеллы и таким образом не вступала в прямой бой. [ 25 ]

Утром 18 января османский флот возобновил действия. Три линкора, два крейсера и шесть эсминцев, включая «Ярхисар» , а также корабли поддержки османского флота вышли в плавание в 07:15 утра перед этой битвой, которая впоследствии будет известна как битва при Лемносе . Греческие войска также отплыли с Лемноса в 09:10. В 11:35 начался бой между войсками. Из-за попаданий османских линкоров в 12:15 флот повернул обратно в сторону Чанаккале. Бой продолжался до 14:30, поддержку выполняли эсминцы. В 14:55 османский флот вернулся в пролив и в 17:40 бросил якорь в Наре. В результате боя на кораблях «Барбарос Хайреддин» и «Тургут Рейс» 4 офицера и 37 матросов были убиты, 7 офицеров и 97 матросов ранены. Ярхисар в бою не пострадал. [ 26 ]

8 февраля, перед битвой при Шаркее , Ярхисар взял там лейтенанта Хамди-бея на передовую. [ 27 ] На следующий день ей было поручено отправить прибывающие караваны в порт Карабига . [ 28 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Ярхисар продолжал свою действительную службу во время Первой мировой войны . 29 октября 1914 года во время Черноморского рейда , приведшего к вступлению Османской империи в войну, патрулировала пролив Босфор вместе с Басрой . [ 29 ]

По состоянию на середину февраля 1915 года Ярхисар был передан под командование командования укрепленного района Чанаккале , которым командовал подполковник Ариф-бей, заместитель командующего ВМФ. [ 30 ] 27 апреля 1915 года подводная лодка HMAS AE2 под командованием подполковника Х.Г. Стокера атаковала «Ярхисар» в Галлиполи , но когда ей не удалось поразить цель, подводная лодка скрылась к архипелагу Мраморного моря . [ 31 ] [ 32 ] 28 мая подводная лодка HMS E11 обнаружила Драч и Ярхисар с помощью перископа около 02:00, но не атаковала из-за риска обнаружения из-за безоблачной ночи и яркого лунного света. [ 33 ] 17 июня Самсун и Ярхисар заметили и преследовали британскую подводную лодку HMS E14 возле Босфора, но субмарине удалось уйти. [ 34 ] 7 августа «Ярхисар» , «Гайрет-и Ватание» и «Мусул» вышли из Стамбула и охраняли спасательный корабль «Пейк-и Шевкет» был торпедирован и затоплен на мелководье в Гюверджинлике между Селимпашой и Джелалие , который накануне подводными лодками Е11 и Е14 . Через два дня «Пейк-и Шевкет» сняли с мели и доставили в Стамбул для ремонта. [ 35 ] Утром 22 августа «Ярхисар» в сопровождении буксира «Дофен» и четырёх парусных барж столкнулся с Е11 возле острова Мраморный . После перестрелки с подводной лодкой Ярхисар развернулся и уплыл, а подводная лодка потопила « Дофен» и баржу, взяв в плен 20 членов экипажа. Позже пленников перевели на османское парусное судно. [ 35 ] 5 октября «Ярхисар» атаковал подводную лодку HMS H1 в Муданье , которая потопила три небольших парусника и повредила корабль «Эдремит» ; H1 удалось уйти под огнем эсминца и близлежащих береговых батарей . [ 36 ]

6 ноября 1915 года E11 , начавшая свой третий и последний вылет в Мраморном море, торпедировала «Ярхисар», когда она шла между Тузлой ​​и Яловой, в 12:30 3 декабря 1915 года. [ 37 ] [ 38 ] Торпеда попала в кормовое котельное отделение эсминца и впоследствии взорвалась, расколов корабль на две части и потопив его. [ 39 ] Семь офицеров и 33 рядовых из экипажа «Ярхисара» погибли. [ 40 ] E11 всплыла на поверхность и взяла на борт выживший османский экипаж. [ 39 ] Подводная лодка спасла 3 офицеров, 42 рядовых и 3 немецких рядовых, после чего экипаж был пересажен на проходящий парусник и доставлен в Хейбелиаду . [ 39 ] [ 40 ]

  1. ^ Ноппен 2015 , с. 10.
  2. ^ Jump up to: а б с Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 158.
  3. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 28.
  4. ^ Гардинер 1985 , с. 391.
  5. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , стр. 12–13.
  6. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 14.
  7. ^ Jump up to: а б с Лангензипен и Гюлерюз 1995 , стр. 15–16.
  8. ^ Бююктугрул 1974 , стр. 26–27.
  9. ^ Хергюнер 2008 , с. 3.
  10. ^ Хергюнер 2008 , с. 4.
  11. ^ Бююктугрул 1974 , стр. 185–187.
  12. ^ Бююктугрул 1974 , стр. 197–199.
  13. ^ Бююктугрул 1974 , с. 211.
  14. ^ Эмир 1932 , стр. 109–112.
  15. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 195.
  16. ^ Jump up to: а б с Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 21.
  17. ^ Эмир 1932 , с. 112.
  18. ^ Эмир 1932 , с. 113.
  19. ^ Jump up to: а б Бююктугрул 1974 , с. 214.
  20. ^ Эмир 1932 , с. 116.
  21. ^ Бююктугрул 1974 , с. 215.
  22. ^ Бююктугрул 1974 , стр. 216–217.
  23. ^ Jump up to: а б с Бююктугрул 1974 , с. 217.
  24. ^ Эмир 1932 , с. 120.
  25. ^ Бююктугрул 1974 , стр. 238.
  26. ^ Эмир 1932 , стр. 297–311.
  27. ^ Эриксон и Буш 2003 , с. 264.
  28. ^ Демирсой 1942 , с. 15.
  29. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 45.
  30. ^ Атабей , с. 90–91.
  31. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 35.
  32. ^ Атабей , с. 242.
  33. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 37.
  34. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 38.
  35. ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 39.
  36. ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 41.
  37. ^ Ноппен 2015 , с. 38.
  38. ^ Атабей , с. 235–236.
  39. ^ Jump up to: а б с Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 43.
  40. ^ Jump up to: а б Атабей , с. 236.
  • Атабей, Фиген. Военно-морской фронт Галлиполийских войн (доктор философии). Анкара: Институт социальных наук Университета Анкары, исторический факультет.
  • Бююктугрул, Афиф (1974). История османской морской войны (PDF) . Генеральный штаб, Командование ВМФ. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2020 года . Проверено 23 августа 2022 г.
  • Демирсой, Ильяс (1942). Высадка на берегу в различных войнах . Стамбул: Стамбульская военная типография.
  • Эмир Али Хайдар (1932). Турецкий флот в Балканской войне (PDF) . Военно-морская типография. Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2020 года . Проверено 23 августа 2022 г.
  • Эриксон, Эдвард Дж.; Буш, Брайтон К. (2003). Поражение в деталях: Османская армия на Балканах, 1912–1913 гг . Издательская группа Гринвуд. ISBN  0275978885 .
  • Гардинер, Роберт (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  9780870219078 .
  • Хергюнер, Мустафа (2008). Наши морские мученики и героические корабли в войне за независимость (2-е изд.). Стамбул: Дирекция военно-морской типографии. ISBN  978-975-409-488-6 .
  • Лангензипен, Бернд; Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-610-1 .
  • Ноппен, Райан К. (2015). Военные корабли Османского флота 1914–18 . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-4728-0620-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc441a84593f5bc724e3040deaa17ddd__1713898080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/dd/dc441a84593f5bc724e3040deaa17ddd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman destroyer Yarhisar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)