Османский эсминец Самсун
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Самсун |
Тезка | Самсун |
Заказал | 22 января 1906 г. |
Строитель | SA Chantiers et Ateliers de la Gironde , Бордо |
Заложен | 1906 |
Запущен | 1907 |
Введен в эксплуатацию | 3 сентября 1907 г. |
Выведен из эксплуатации | 1932 |
Судьба | Списан, 1949 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Самсун» типа Эсминец |
Смещение | 311 т (306 длинных тонн ) |
Длина | 56,3 м (184 футов 9 дюймов) ( п/п ) |
Луч | 6,3 м (20 футов 8 дюймов) |
Черновик | 3,17 м (10 футов 5 дюймов) |
Глубина | 4,1 м (13 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Диапазон | 2300 миль (4300 км; 2600 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 64 офицера и рядового состава |
Вооружение |
|
«Самсун» был одним из четырех «Дюрандаль», класса эсминцев приобретенных Османской империей у Франции в 1907 году. Корабль служил в составе Османского флота во время Итало-турецкой войны , Балканских войн и Первой мировой войны .
Во время итало-турецкой войны он не принимал активного участия в боевых действиях с итальянцами, как остальная часть Османского флота. В октябре 1914 года она участвовала в Черноморском рейде , который привел к вступлению Османской империи в Первую мировую войну . На протяжении всей войны он принимал участие во многих миссиях, включая патрулирование, сопровождение конвоев против подводных лодок союзников в Мраморном море , сопровождение линкоров флота и траление мин у входа в Босфор . В 1918 году она инспектировала интернированный Императорский Российский флот . Эсминец, служивший в составе ВМФ в республиканский период , был выведен из эксплуатации в 1932 году и отправлен на слом в 1949 году.
Дизайн
[ редактировать ]Построен в Бордо компанией SA Chantiers et Ateliers de la Gironde . [ 1 ] Самсун имел длину 56,3 метра (184 фута 9 дюймов) между перпендикулярами и 58,2 метра (190 футов 11 дюймов) в длину в целом , ширину 58,2 метра (190 футов 11 дюймов) и осадку 3,17 м (10 футов 5 дюймов). ). Водоизмещение т корабля составляло 284 ( 280 длинных тонн ). На момент постройки в 1907 году ее экипаж состоял из 7 офицеров и 60 матросов. [ 2 ]
Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения , питавшимися паром от двух нормандских котлов, построенных SA Chantiers et Ateliers de la Gironde. Двигатели производили 5950 лошадиных сил (4440 кВт) и могли разогнать корабль до 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) в 1907 году. Из-за проблем с техническим обслуживанием, которые были широко распространены по всему ВМФ, [ 3 ] Скорость корабля упала до 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) в 1912 году и до 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) в 1915 году. Корабль мог перевозить 60 тонн угля. [ 2 ] [ 4 ]
В постройке корабль нес одну 65-мм военно-морскую пушку Canon de Modele 1891 перед мостиком, шесть 3-фунтовых орудий Гочкиса QF (по три на каждом борту корабля) и два одиночных 450-мм торпедных аппарата, расположенных в миделе и корме. [ 2 ]
Строительство и покупка
[ редактировать ]Во время программы по усилению Османского военно-морского флота в 1904 году у Круппа было заказано большое количество пушек, боеприпасов и припасов . Чтобы поддерживать дипломатический и финансовый баланс, османское правительство решило разместить последующие заказы во Франции . Для этой цели у компании Schneider-Creusot были заказаны четыре «Султанхисар» торпедных катера типа для удовлетворения нужд военно-морского флота. Поскольку этого небольшого заказа французам оказалось недостаточно, были также заказаны 200-тонные Refahiye класса канонерские лодки и 420-тонная канонерская лодка Marmaris . В ходе переговоров в 1906 году французы убедили османское правительство закупить еще четыре эсминца, которые были заказаны 22 января 1906 года. На базе французских Дюрандаль эсминцев класса «Самсун» , «Ярхисар» и «Басра» Ateliers de la Gironde. были построены Ateliers de la Gironde, а «Ташоз» был построен построенный Schneider et Cie . [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Вступив в состав Османского флота в 1907 году, Самсун принял участие в учебной миссии в рамках программы реформирования адмирала Дугласа Гэмбла , командующего британской военно-морской миссией в Стамбуле в мае 1909 года. Во время этой тренировки броненосцы Месудие и Асар-и Тевфик рядом с крейсером «Меджидие» располагались между Бююкада и Малтепе , а торпедные крейсера «Пейк-и» Шевкет и Берк-и Сатвет , Самсун и ее сестра Ярхисар охраняли проходы между Принцевыми островами . Торпедные катера «Драч» , «Мосул» , «Кютахья » , «Алпагот» , «Хамидие» , «Демирхисар» и «Сиврихисар» вышли из Сивриады и присоединились к флоту, отрабатывая торпедные атаки на более крупные корабли. Представители Соединенного Королевства наблюдали за учениями с эсминца-тендера « Тиримужган » . Хотя учения проходили в нереальных боевых условиях, это были первые военно-морские учения Османского флота за двадцать лет. По окончании учений все корабли прошли перед королевской яхтой «Эртугрул» , ожидавшей у Сарайбурну . [ 6 ]
Итало-турецкая война и Балканские войны
[ редактировать ]В начале итало-турецкой войны, 1 октября 1911 года, «Самсун» стоял на якоре у мыса Нара вместе с остальным османским флотом . Флот, который маневрировал и тренировался с июля, завершил свой ежегодный визит в Бейрут, несмотря на растущую политическую напряженность. 2 октября флот вернулся в Стамбул для ремонта и обслуживания. На протяжении всей войны он не вступал в прямой бой ни с одним итальянским кораблем. [ 7 ]
Самсун принял участие в сражении при Элли 16 декабря 1912 года. В составе 2-й дивизии эсминцев он вместе с миноносцем «Ахисар » выполнял функции прикрытия, разведчика и разведчика перед линкорами, но из-за отсутствия радиооборудование, она связывалась с основным флотом через «Тиримуджган» с помощью семафора . Еще одной задачей двух кораблей было удержать греческую подводную лодку «Дельфин» на расстоянии от линкоров. Самсун не участвовал в главном сражении. Позже кораблю была поручена защита десантных кораблей 2-й дивизии эсминцев в запланированной на январь 1913 года высадке на Бозджааде, однако впоследствии эта операция была отменена. 10 января 2-я дивизия эсминцев вместе с основным флотом заметила патрулирующие греческие корабли и преследовала их; после обстрела с линкоров флот вернулся в Чанаккале . [ 8 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Самсун служила в различных миссиях во время Первой мировой войны. Она также принимала участие в Черноморском рейде , который заставил Османскую империю вступить в войну. Самсун , ее сестра Ташоз и линейный крейсер «Явуз Султан Селим» должны были отправиться в Севастополь . [ 10 ] Явуз Султан Селим , Самсун и Ташоз сначала пошли в Амасру , где эсминцы забрали уголь у Явуза Султана Селима . В 05:00 29 октября в семи милях от Севастополя эсминцы начали траление, а Явуз шел за эсминцами. Незадолго до 06:30 Явуз обстреливал гавань Севастополя в течение 15 минут . Однако русские были готовы из-за радиосообщения из Одессы в 04:00, в котором сообщалось о набеге турецких кораблей. В это время Явуз вел перестрелку с преддредноутом «Георгий Победоносец» и береговыми батареями. [ 11 ] Явуз подошла к береговым батареям на расстояние восьми километров и во время маневров уклонения обстреляла их. [ 12 ] Через пятнадцать минут после начала боя, в 06:45, она прекратила стрельбу и уплыла. [ 12 ] Когда Явуз Султан Селим повернулась в этот район, увидев дым в юго-восточном направлении, она столкнулась с тремя российскими эсминцами и открыла огонь с расстояния 12 км; эсминцы продолжали преследовать турецкие корабли, но атака русских закончилась после того, как головной эсминец был тяжело поврежден вторичными батареями Явуза Султана Селима . Тем временем российский минный заградитель «Прут» , груженный 700 минами и шедший в Севастополь, был встречен «Явузом» , который потопил корабль своими 15-см орудиями. 75 человек (72 рядовых и три офицера) экипажа « Прута» были спасены «Самсуном» и «Ташозом» . [ 12 ] Поскольку приход «Прута » был ожидаемым, оборонительное минное поле вокруг гавани было деактивировано. Когда через 20 минут он был активирован, османские корабли уже ушли. [ 13 ] По словам одного из пленных русских офицеров с Прута , задачей русских кораблей была постановка мин перед устьем Босфора ночью , чтобы уничтожить выходивший из Босфора османский флот. После боя корабли вернулись в Стамбул. [ 14 ]
28 марта 1915 года шесть гидросамолетов русского флота, подошедшие на расстояние 25 миль к Босфору, бомбили Анадолуфенери и Румелифенери , а также прибрежные укрепления и батареи в этом районе. На следующий день еще один российский отряд нанес удар по транспортным судам в Зонгулдаке и Эрегли . В ответ османские корабли 1 апреля вышли в море. 3 апреля в 06.30 в 15 милях от Одессы « Мецидие » подорвался на мине и затонул. После этой потери флот повернул назад; Самсун и Ташоз направлялись на перехват на случай, если русские придут в этот район, но по техническим причинам они не смогли сохранить скорость и повернули обратно в Стамбул. [ 15 ]
Самсун также выполнял функции сопровождения конвоев и противолодочной обороны на протяжении всей войны. 2 июня 1915 года, сопровождая два парохода «Теджилли» и «Башлангич» , конвой был атакован подводной лодкой HMS E11 у берегов Текирдага. Ожидая, пока «Самсун» отойдет примерно на 10 миль от транспортов, подводная лодка выпустила торпеду, которая поразила Течилли ; Корабль затонул с 18 членами экипажа. E11 также атаковала Башлангыч , но ее торпеда промахнулась. Несмотря на это, экипаж «Башлангыча » покинул его. После артиллерийского огня с берега Е11 отошла от этого района. [ 16 ] 17 июня «Самсун» и «Ярхисар» заметили и атаковали подводную лодку HMS E14 недалеко от Босфора, но ей удалось уйти, нырнув. [ 17 ] 4 августа E14 вновь столкнулась с Самсуном возле Текирдага , сопровождая корабли «Тенедос» и «Бандырма» . [ Примечание 1 ] Торпеда, выпущенная подлодкой, прошла под « Тенедосом» и промахнулась. [ 18 ]
Французская подводная лодка «Бирюза» вошла в Мраморное море, скрытно пройдя Дарданеллы 20 октября. Из-за неисправностей подводная лодка была обнаружена при попытке выхода 30 октября и была повреждена береговыми батареями; его бросил экипаж, и он сел на мель на глубине 4 м (13 футов). 2 ноября подводную лодку удалось легко снять с мели, а 3 ноября ее было решено отбуксировать в Стамбул минным заградителем « Нусрет» . Айдын Рейс из Чанаккале, Нусрет и подводная лодка встретились с Самсуном у острова Мраморное в 18:00. Под руководством Самсуна корабли, находившиеся в затемнении против подводных лодок союзников, столкнулись в пути. «Самсун» был отбуксирован буксиром «Париж» , носовая часть которого была повреждена, на последней части пути и вернулся на остров Мраморное. Нусрет , который был слегка поврежден, достиг острова на собственном двигателе, а французская подводная лодка, пережившая буксирный трос, была доставлена на остров, запустив двигатели. Затем подводная лодка была отбуксирована эсминцем в Стамбул. Gayret-i Vataniye , а 11 ноября он был включен в состав ВМС Османской империи и переименован в Müstecip Onbaşı , в честь морского артиллериста, повредившего подводную лодку. [ 19 ] В июле 1916 года ей было поручено разминировать русские мины, заложенные у входа в Босфор. [ 20 ] Оснащенный тральщиками, привезенными из Германии, кораблю вместе с кораблями классов «Анталия» и «Демирхисар» после нескольких недель усилий удалось расчистить канал для входа в Босфор. [ 21 ] Самсун вместе со своей сестрой Басрой приняла участие в сражении при Имбросе , которое состоялось 20 января 1918 года. Кораблями, участвовавшими в сражении, были линейный крейсер «Явуз Султан Селим» , крейсер «Мидилли» , эсминцы «Муавенет-и Миллие» , «Нумуне». -и Хамиет , Самсун и ее сестра Басра . Эсминцы тайно направились в Чанаккале после пополнения запасов угля в Зонгулдаке. [ 22 ] собрало Командование укрепленных позиций Чанаккале разведывательные данные посредством разведывательных полетов над Имбросом и Лимни, а истребителям, запрошенным с немецкой базы в Ксанти, была поручена задача защиты Явуза Султана Селима и Мидилли , а также наблюдения за болгарским побережьем. 19 января 1918 года был отдан оперативный приказ Явузу Султану Селиму атаковать крупные корабли противника, Мидилли — атаковать легкие корабли и авиабазу в Имбросе, а эсминцам, включая Самсун , — обеспечивать безопасность от подводных лодок перед Босфором. [ 23 ] [ 24 ] Мидилли и Явуз Султан Селим подорвали мины во время операции; «Мидилли» затонул, а поврежденный «Явуз Султан Селим» сел на мель у мыса Нара. В ходе недельных спасательных операций «Самсун» вместе с несколькими канонерскими лодками обеспечивал защиту от подводных лодок. [ 25 ] [ 26 ]
Россия вышла из войны в декабре 1917 года, и было объявлено перемирие. Самсун выполнял конвойные обязанности на Черном море в 1918 году. 1 марта корабли «Самсун» и «Хамидие» , «Нумуне-и Хамиет» и «Муавенет-и Миллие» сопровождали « Акдениз», перевозивший 300 пехотинцев, в Трабзон, который вернулись русские. 30 марта «Самсун» , «Басра» и «Тасоз» и корабль «Патмос» отправились в Одессу для наблюдения за перемирием с ВМФ России. [ 27 ] 28 июня Явуз Султан Селим , Самсун , Нумуне-и Хамиет и Муавенет-и Миллие , шедшие для проверки перехваченного в Новороссийске ВМФ России , прибыли в порт и увидели, что русские затопили собственные корабли. Пока «Самсун» и другие эсминцы оставались в этом районе, Явуз Султан Селим вернулся в Стамбул. После подписания Мудросского перемирия 30 октября 1918 года она была интернирована. [ 28 ]
республиканский период
[ редактировать ]Самсун выбыл из строя во время провозглашения республики. [ 29 ] Он был повторно принят в состав ВМС Турции в 1924 году и выведен из состава ВМФ в 1932 году. В 1949 году он был сдан на слом в Гёльджюке . [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ У Langensiepen & Guleryuz есть Bandirma, построенная в 1879 году и массой 474 брутто (стр. 39); «Бандырма » , на которой путешествовал Ататюрк , была построена в 1878 году и весила 279 тонн (стр. 57), поэтому на первый взгляд это разные корабли.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Ноппен 2015 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 158.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 28.
- ^ Гардинер 1985 , с. 391.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , стр. 12–13.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 14.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , стр. 15–16.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , стр. 22–23.
- ^ Севенгюль 1976 , с. 65.
- ^ Севенгюль 1976 , с. 58.
- ^ Сондхаус 2014 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Севенгюль 1976 , стр. 58–59.
- ^ Халперн 2012 , Глава 3: Средиземноморье 1914-1915 гг.
- ^ Севенгюль 1976 , с. 476.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 47.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 37.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 38.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 39.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 42.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 51.
- ^ Ноппен 2015 , с. 24.
- ^ Севенгюль 1976 , стр. 393–394.
- ^ Севенгюль 1976 , с. 395.
- ^ Джеймсон 2004 , с. 89.
- ^ Севенгюль 1976 , с. 398.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 32.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 53.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 54.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 59.
Ссылки
[ редактировать ]- Халперн, Пол Г. (11 октября 2012 г.). Военно-морская история Первой мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-172-6 .
- Джеймсон, Уильям (2004). ВК подводника . Пензанс, Корнуолл: Издательство Periscope. ISBN 978-1-904381-24-2 .
- Лангензипен, Бернд; Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-610-1 .
- Мах, Андрей В. (1985). "Турция". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 387–394. ISBN 0-87021-907-3 .
- Ноппен, Райан К. (2015). Военные корабли Османского флота 1914–18 . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-4728-0620-8 .
- Севенгюль, Хюсаметтин (1976). Турецкая война в Первой мировой войне — Военно-морские операции (PDF) . Управление военной истории Генерального штаба.
- Сондхаус, Лоуренс (27 августа 2014 г.). Великая война на море: военно-морская история Первой мировой войны . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03690-1 .