ХМАС АЕ2
![]() HMAS AE2 , на доке в Сиднее, ок. 1914 год
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Строитель | Викерс Армстронг |
Заложен | 10 февраля 1912 г. |
Запущен | 18 июня 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 февраля 1914 г. |
Почести и награды |
|
Судьба | Затоплен , 30 апреля 1915 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка Е-класса |
Смещение | 750 длинных тонн (762 т) на поверхности |
Длина | 181 фут (55 м) |
Луч | 22 фута 6 дюймов (6,86 м) |
Черновик | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × карданные валы |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 200 футов (61,0 м) |
Дополнить | 34 |
Вооружение | 4 × 18-дюймовых торпедных аппарата |
HMAS AE2 (первоначально известная как AE2 ) — E-класса подводная лодка Королевского военно-морского флота Австралии (RAN). Одна из двух подводных лодок, заказанных для молодого военно-морского флота, AE2 была построена компанией Vickers Armstrong Англии и принята в состав RAN в 1914 году. Вместе со своей родственной подводной лодкой AE1 HMAS в лодка затем отправилась в Австралию на судне, которое в то время было самое длинное плавание, когда-либо предпринятое подводной лодкой.
После начала Первой мировой войны AE2 был отправлен в Германскую Новую Гвинею вместе с австралийским военно-морским экспедиционным корпусом , а затем провел время в патрулировании вокруг Фиджи. Поскольку не было необходимости в подводных лодках на Тихоокеанском или индийском театрах военных действий, AE2 была отбуксирована в Средиземное море и прибыла в Египет в начале 1915 года. Лодка была назначена для участия в Дарданелльской кампании и стала первой подводной лодкой, успешно проникшей через водный путь и вошедшей в море. из Мармары . Получив приказ «выйти из-под контроля» на турецкой территории, AE2 проработала пять дней, прежде чем механические неисправности вынудили ее всплыть на поверхность, где она была повреждена торпедным катером « Султанхисар» . Подводная лодка была затоплена ее командой, все члены которой попали в плен.
AE2 был единственным судном RAN, потерянным в результате боевых действий противника во время Первой мировой войны. Музей Рахми М. Коча начал поиски затонувшего корабля в 1995 году и нашел его в 1998 году. После очередной экспедиции в 2008 году правительства Австралии и Турции решили покинуть место крушения. лодка на месте.
Описание
[ редактировать ]Класс E представлял собой версию предыдущей подводной лодки класса D, увеличенную для размещения дополнительной пары бортовых торпедных аппаратов . [ 1 ] AE2 длину 181 фут (55,2 м) имел общую , ширину 22 фута 6 дюймов (6,9 м) и осадку 12 футов 6 дюймов (3,8 м). [ 2 ] Водоизмещение . 750 длинных тонн (762 т) на поверхности [ 3 ] и 810 длинных тонн (823 т) под водой. Лодки Е-класса имели расчетную глубину погружения 100 футов (30,5 м), но добавление водонепроницаемых переборок усилило корпус и увеличило фактическую глубину погружения до 200 футов (61,0 м). [ 1 ] Экипаж состоял из 34 офицеров и рядовых . [ 2 ]
Лодка имела два гребных винта, каждый из которых приводился в движение восьмицилиндровым двигателем. [ 3 ] мощностью 800 л.с. (600 кВт), Дизельный двигатель мощностью 420 л.с. (313 кВт) а также электродвигатель . Такое расположение давало подводным лодкам E-класса максимальную скорость 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) в надводном положении и 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) под водой. [ 2 ] Они перевезли около 40 длинных тонн (41 т). [ 1 ] мазута , что дало им дальность полета 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) на поверхности. [ 2 ] и 65 миль (120 км; 75 миль) на скорости 5 узлов (9,3 км / ч; 5,8 миль в час) под водой. [ 1 ]
АЕ2 имел четыре 18-дюймовых торпедных аппарата , по одному в носовой и кормовой части, а также два на бортовом борту: один стрелял по левому борту, другой по правому борту. Лодка несла по одной запасной торпеде на каждый аппарат. Никаких орудий не было. [ 2 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]AE2 был заложен 10 февраля 1912 года авиастроителем «Виккерс Армстронг» в Барроу-ин-Фернесс , Англия, и спущен на воду 18 июня 1913 года. Он был принят в состав РАН в Портсмуте , Англия, 28 февраля 1914 года под командованием лейтенанта Генри Х.Г.Д. Стокера. , РН. [ 4 ] В сопровождении своей родственной лодки AE1 , другой из первых двух подводных лодок RAN, AE2 достигла Сиднея из Англии 24 мая 1914 года, укомплектованная офицерами Королевского флота (RN) со смешанным экипажем моряков, набранных из RN и RAN. [ 4 ] Путешествие длиной 13 000 морских миль (24 000 км; 15 000 миль) было в то время «самым длинным подводным переходом в истории», и 60 из 83 дней путешествия были проведены в море. [ 3 ] [ 4 ]
Начало Первой мировой войны
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в сентябре 1914 года эти две подводные лодки были переданы в состав австралийского военно-морского экспедиционного корпуса для захвата немецкой Новой Гвинеи . [ 5 ] Во время захвата Новой Гвинеи AE1 бесследно исчез. [ 5 ] После капитуляции Германии AE2 провел три недели в патрулировании вокруг Фиджи с линейным крейсером «Австралия» , а затем 16 ноября вернулся в Сидней для обслуживания и ремонта. [ 6 ] [ 4 ]
Поскольку AE2 была единственной подводной лодкой в регионе и немецкая угроза Австралии исчезла, Стокер предложил перебросить лодку в Европу. [ 6 ] И РАН, и Британское Адмиралтейство согласились, и 31 декабря она покинула Олбани с Конвоем 2 AIF (под буксиром SS Berrima ). [ 6 ] Подводная лодка была единственным военным кораблем, входящим в состав конвоя из шестнадцати кораблей, поскольку после того, как битва при Кокосе привела к уничтожению последнего действующего немецкого корабля в Индийском или Тихом океане, Адмиралтейство не чувствовало необходимости защищать судоходство в Индийском океане. [ 7 ] AE2 прибыл в Порт-Саид , Египет, 28 января 1915 года, получил приказ присоединиться ко 2-й британской флотилии подводных лодок и приступил к участию в патрулировании в поддержку Дарданелльской кампании . [ 6 ] [ 8 ]
Дарданелльская кампания
[ редактировать ]10 марта подводная лодка села на мель у Мудроса были выключены портовые огни, используемые для облегчения навигации AE2 при возвращении из патруля, поскольку в отсутствие , к чему Стокер не был готов. Подлодку отбуксировали на Мальту для ремонта и в апреле вернули в строй. [ 9 ]
Целью Дарданелльской кампании было вывести союзника Германии, Османскую империю из войны , и открыть пути снабжения Российской империи через Черное море . [ 6 ] Попытки открыть Дарданеллы с помощью военно-морских сил не увенчались успехом: три линкора союзников были потоплены, а еще три повреждены во время надводной атаки; хотя британская подводная лодка HMS B11 смогла войти в пролив и потопить модернизированный броненосец Mesudiye , две неудачные попытки пересечь водный путь и войти в Мраморное море привели к гибели HMS E15 и французской подводной лодки Saphir из-за мин и сильного течения. [ 10 ] [ 11 ] Планировалось захватить турецкую оборону путем наземной атаки с высадкой на мысе Хеллес и в бухте Анзак. [ 6 ] [ 11 ] Несмотря на неудачи E15 и Saphir , Стокер спланировал собственную попытку, которая была одобрена командующим союзным флотом вице-адмиралом Джоном де Робеком . [ 12 ]

Первая попытка AE2 была предпринята рано утром 24 апреля, но лодка преодолела всего 6 морских миль (11 км; 6,9 миль) в пролив, прежде чем переднее соединение гидроплана вышло из строя, что сделало подводную лодку невозможной для управления под водой и вынудило Стокера отступить. . [ 13 ] [ 12 ] На следующий день в 02:30 Стокер предпринял вторую попытку. [ 12 ] Подводная лодка была замечена береговой артиллерией и обстреляна примерно с 04:30; Стокер приказал лодке нырнуть, чтобы избежать снарядов и пересечь первое минное поле. [ 12 ] Следующий час AE2 провела, пробираясь сквозь швартовые тросы мин: защитные тросы, приваренные к подводной лодке на Мальте, предотвращали зацепление швартовных тросов. [ 13 ] [ 12 ] К 06:00 AE2 достиг Чанака и приступил к торпедированию турецкой канонерской лодки, предположительно «Пейк-и Шевкет» крейсера класса , одновременно предпринимая действия по уклонению, чтобы избежать вражеского эсминца. [ 12 ] [ 14 ] Подводная лодка села на мель под турецким фортом, но орудия форта не удалось опустить настолько, чтобы вести огонь, и AE2 смогла освободиться в течение четырех минут. [ 12 ] Вскоре после этого перископ подводной лодки был замечен турецким линкором, ведущим огонь над полуостровом по посадочным площадкам союзников; это побудило корабль прекратить огонь и отступить. [ 12 ] AE2 двинулся к Мраморному морю, и в 08:30 Стокер решил поставить лодку на дно океана и подождать до наступления темноты, прежде чем продолжить путь. [ 12 ]
Около 21:00 AE2 всплыла, чтобы перезарядить батареи, и Стокер сообщил флоту о своем успехе по рации; первое судно союзников, прошедшее транзитом через Дарданеллы. [ 12 ] [ 15 ] [ 11 ] Стокеру было приказано «в целом выйти из-под контроля», и, не видя врагов, он приказал лодке войти в Мраморное море. [ 12 ] Хотя на момент доклада Стокера высадка на мысе Хеллес проходила хорошо, высадка в бухте Анзак оказалась не столь успешной, и командующий австралийско-новозеландским армейским корпусом генерал-лейтенант сэр Уильям Бердвуд настаивал на повторной высадке своего корабля на берег. войска. [ 12 ] Некоторые источники называют AE2 одним из факторов, приведших к решению Бердвуда совершить атаку, хотя Австралийский военный мемориал утверждает, что «нет реальных доказательств», подтверждающих это. [ 16 ] [ 17 ]
Подводная лодка появлялась в Мраморном море в течение следующих пяти дней, создавая впечатление нескольких лодок, и было совершено несколько атак на турецкие корабли, хотя все они потерпели неудачу из-за растущих механических проблем. [ 16 ] Новости об успехах подводной лодки были переданы солдатам на берегу для поднятия боевого духа. [ 16 ] 29 апреля AE2 встретила E14 , одну из нескольких подводных лодок, вошедших в Дарданеллы после успешной попытки австралийской лодки. [ 17 ] Подводные лодки договорились о встрече на следующее утро. [ 4 ] [ 17 ] Когда 30 апреля AE2 достигла места встречи, был замечен дым от миноносца «Султанхисар» , поэтому подводная лодка нырнула и двинулась на разведку. [ 17 ] В 10:30 примерно в миле от торпедного катера АЕ2 необъяснимым образом поднялся и всплыл на поверхность. [ 4 ] Ныряя, чтобы уклониться, лодка прошла ниже безопасной глубины погружения ; отчаянные попытки исправить это привели к тому, что корма подводной лодки вырвалась на поверхность. [ 16 ] Султанхисар немедленно обстрелял подлодку, пробив прочный корпус в трёх местах возле машинных отделений. [ 4 ] [ 13 ] [ 16 ] Стокер приказал компании лодки эвакуироваться и затопил AE2 в 10:45. [ 16 ] [ 4 ] Весь личный состав пережил нападение и был взят в плен Султанхисаром , хотя четверо умерли от болезней в плену. [ 4 ] [ 17 ] AE2 Достижения показали другим, что задача выполнима, и через несколько месяцев турецкое судоходство и коммуникации были серьезно нарушены, а снабжение и подкрепления для турецкой защиты Галлиполи были вынуждены использовать слаборазвитые сухопутные маршруты. [ 16 ] [ 17 ] [ 11 ] AE2 был единственным судном RAN, потерянным в результате действий противника во время Первой мировой войны, и вместе с родственным судном AE1 составил общие оперативные потери RAN за войну. [ 18 ]
Поиск и открытие
[ редактировать ]
С 1995 года Сельчук Колай, директор Музея Рахми М. Коча в Стамбуле , занимался поисками останков AE2 . [ 19 ] В 1996 году он обнаружил то, что, по его мнению, было затонувшим кораблем, лежащим на глубине 86 метров (282 фута). [ 4 ] При содействии австралийской команды водолазов в октябре 1997 года было установлено, что затонувший корабль принадлежал старому пароходу. [ 4 ] После дальнейшего тщательного гидролокатора бокового обзора и магнитометрического исследования места затопления AE2 , Колай в июне 1998 года обнаружил подводную лодку, лежащую на глубине 72 метров (236 футов). [ 4 ] Впервые погружение на затонувший корабль было совершено в июле, а последующие погружения австралийской команды в октябре смогли подтвердить, что затонувший корабль относится к классу AE2 . [ 4 ] Правительство Австралии не предъявляет претензий по поводу кораблекрушения, а подводная лодка не является военной могилой . [ 20 ] [ 21 ]
9 сентября 2007 года военно-морские власти Австралии и Турции начали подводное расследование, чтобы определить, AE2 . можно ли поднять и восстановить [ 22 ] По такому плану подводная лодка будет переведена в смотровой резервуар в Чанаккале . В рамках проверки через открытый люк подводной лодки в рубку управления была вставлена сбрасываемая камера. [ 20 ] Исследовательская группа обнаружила, что затонувший AE2 получил дополнительные повреждения после инспекционных погружений 1998 года. Носовая часть внешнего обшивки корпуса была разрушена, а задняя часть боевой рубки теперь имела значительные повреждения. [ 23 ] После семинара, проведенного в апреле 2008 года Турецким институтом морской археологии и Австралийским институтом подводных лодок , было вынесено предложение не поднимать затонувший корабль. [ 21 ] [ 24 ] Перемещать подводную лодку в смотровой резервуар или поочередно перемещать затонувший корабль на мелководье не рекомендовалось из-за стоимости таких проектов в 80–100 миллионов австралийских долларов. [ 21 ] Перемещение AE2 также представляло бы высокий риск как для подводной лодки, так и для любых судов, участвующих в перемещении; Помимо потенциального повреждения обломков, на борту все еще находится неразорвавшаяся торпеда. [ 21 ] Вместо этого мастерская рекомендовала сохранить подводную лодку за счет использования жертвенных анодов для уменьшения коррозии, а также буев и системы наблюдения для обозначения места крушения и обнаружения несанкционированного доступа и потенциального ущерба. [ 24 ]
В марте 2010 года, после пересмотра системы боевых наград РАН , AE2 задним числом была удостоена наград «Рабаул 1914» и «Дарданеллы 1915». [ 25 ] [ 26 ]
провела исследование места крушения ROV. В июне 2014 года Организация оборонной науки и технологий Было сделано несколько важных открытий, в том числе подтверждение существования портативного беспроводного телеграфного столба и антенного провода. Во время исследования на затонувший корабль были установлены жертвенные аноды , а место было отмечено буем, чтобы минимизировать ущерб от проходящих кораблей. [ 27 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2009 году Университету Эдит Коуэн поручил Национальный архив Австралии провести исследование и создать компьютерную игру/симулятор под названием AE2 Commander , финансируемую в рамках премии Яна Маклина в размере 15 000 долларов США. Это не только реалистичный симулятор подводной лодки Первой мировой войны, но и исследование того, как оригинальные архивные источники могут быть использованы в компьютерном моделировании и серьезных играх. Первоначальная версия игры и веб-сайта AE2 Commander была запущена 17 апреля 2011 года. Игра представляет собой сочетание оцифрованных документов из коллекций Национального архива Австралии и Австралийского военного мемориала, а также воплощение различных архивных источников в сеттинге и повествование об игре. [ 28 ] [ 29 ]
бронзовые доски установлены вдоль мест, связанных с путешествием AE2 Памятные из Австралии в Дарданеллы. [ 30 ] Эрмингтоне , Строящийся жилой комплекс Министерства обороны в Новый Южный Уэльс , на месте бывшего склада военно-морских боеприпасов будет называться AE2. [ 31 ] В последние годы AE2 стали называть Silent ANZAC . [ 30 ] [ 32 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Харрисон, Глава 4: Типы седельных танков до 1914 года, классы D и E
- ^ Jump up to: а б с д и Джилетт, Военные корабли Австралии и Новой Зеландии, 1914–1945 гг. , с. 47
- ^ Jump up to: а б с Кадр, Круиз без удовольствий , с. 97
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «ХМАС АЕ2» . Центр морской энергетики – Австралия . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 36
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стивенс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 44
- ^ Кадр, Круиз без удовольствий , с. 115
- ^ Уайт, в Олдхэме, 100 лет Королевскому военно-морскому флоту Австралии , с. 129
- ^ Уайт, в Олдхэме, 100 лет Королевскому военно-морскому флоту Австралии , стр. 129–30.
- ^ Стивенс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с д Престон, «Подводная война» , с. 34
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Стивенс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 45
- ^ Jump up to: а б с Уайт, в Олдеме, 100 лет Королевскому военно-морскому флоту Австралии , с. 130
- ^ Хосе, Королевский флот Австралии, 1914–1918 , с. 242
- ^ Кадр, Круиз без удовольствий , с. 119
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стивенс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 46
- ^ Jump up to: а б с д и ж «АЕ2 (1914–1915)» . Австралийцы на войне . Австралийский военный мемориал . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Кадр, Круиз без удовольствий , с. 128
- ^ «Обнаружение австралийской подводной лодки времен Первой мировой войны» . Совет по наследию Нового Южного Уэльса. Архивировано из оригинала 30 августа 2007 года.
- ^ Jump up to: а б Бренчли, Фред (15 сентября 2007 г.). «Вес воды и беспокойство по поводу напоминания о Галлиполи» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бренчли, Фред (6 мая 2008 г.). «Подводную лодку Галлиполи придется оставить на морском дне» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Бренчли, Фред (10 сентября 2007 г.). «Отважная подводная лодка Галлиполи готова всплыть из глубин истории» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ Смит, Тим (10 июня 2008 г.). «Отчет правительству Австралии о этапе оценки HMAS AE2» (PDF) . Мемориальный фонд AE2. стр. 15–16. Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2014 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Австралийское агентство Associated Press (28 апреля 2008 г.). «Подводную лодку Галлиполи придется оставить на морском дне» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ «Военно-морской флот отмечает 109-й день рождения историческими изменениями в боевых почестях» . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ «Боевые почести корабля/подразделения Королевского военно-морского флота Австралии» (PDF) . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2011 г. . Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ Раго, Лорен (3 июля 2014 г.). «Обломки AE2 времен Первой мировой войны, зафиксированные и сохранившиеся в Мраморном море» . Военно-Морской Дейли . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ «Премия Яна Маклина 2009» . Национальный архив Австралии. Архивировано из оригинала 27 марта 2011 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ «Сайт командира AE2» . Университет Эдит Коуэн. Архивировано из оригинала 3 июня 2011 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «HMAS AE2 – Краткое описание проекта «Бесшумный Анзак», март 2010 г.» (PDF) . Мемориальный фонд AE2. 19 марта 2010 г., стр. 4, 6. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2014 г. . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Таунсенд, Люк (14 октября 2012 г.). «Запад получает золотое дно». «Санди телеграф» . п. 26.
- ^ Глендей, Джеймс (25 апреля 2015 г.). «День Анзака 2015: новаторскую австралийскую подводную лодку AE2 вспоминают на церемонии в Дарданеллах» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 9 мая 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Басарин, Вейчи; Басарин, Хатидже (2008). Под Дарданеллами: австралийская подводная лодка в Галлиполи . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 978-1-74175-595-4 .
- Фрейм, Том (2004). Круиз без удовольствий: история Королевского военно-морского флота Австралии . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-233-4 . OCLC 55980812 .
- Джиллетт, Росс (1983). Военные корабли Австралии и Новой Зеландии, 1914–1945 гг . Сидни: Даблдэй. ISBN 0-868-24095-8 .
- Харрисон, AN «BR 3043 Развитие подводных лодок HM от Голландии № 1 (1901 г.) до Морской свиньи (1930 г.)» . Ассоциация подводников: филиал в Барроу-ин-Фернесс . Адмиралтейство. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- Хосе, Артур (1941) [1928]. Королевский флот Австралии, 1914–1918 гг . Официальная история Австралии в войне 1914–1918 гг. Том. IX (9-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 271462423 .
- Престон, Энтони (1998). Подводная война: иллюстрированная история . Книги Херрона. ISBN 1571451722 . OCLC 40602917 .
- Стивенс, Дэвид (2001). «Первая мировая война». Стивенс, Дэвид (ред.). Королевский флот Австралии . Столетняя история обороны Австралии. Том. III. Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-555542-2 . OCLC 50418095 .
- Уайт, Майкл (2011). «Австралийские подводные лодки: прошлое и настоящее». В Олдхэме, Чарльз (ред.). 100 лет Королевскому военно-морскому флоту Австралии . Бонди-Джанкшен, Новый Южный Уэльс: Faircount Media Group. OCLC 741711418 . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 20 июня 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авчи, Дженк (2001). Эпическая история HMAS AE2 . Стамбул: Издательство Нарт. ISBN 9789759400835 .
- Авчи, Дженк (2002). Тринадцать лье под Дарданеллами . Стамбул: Издательство Нарт. ISBN 9789759400842 .
- Бренчли, Фред; Бренчли, Элизабет (2001). Подводная лодка Стокера . Пимбл, Новый Южный Уэльс: Харпер Коллинз. ISBN 9780732267032 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-страница РАН для HMAS AE2
- Мемориальный фонд AE2
- Экспедиции, история и фотографии AE2 1997 и 1998 годов. Архивировано 9 апреля 2013 года в Wayback Machine. История AE2 и заметки экспедиции об обнаружении и проверке затонувшего корабля.
- Британские и австралийские подводные лодки в Дарданеллах, 1915 г. Архивировано 23 апреля 2015 г. в Wayback Machine. Включает полную анимацию прохождения AE2 Дарданелл 24–29 апреля 1915 г., основанную на отчете Стокера о путешествии.
- Дневник опытного моряка 7893 Альберт Эдвард Нэггс РАН Дневник одного из подводников, служивших на АЕ2.
- «Потери подводных лодок с 1904 года по настоящее время» - Музей подводных лодок Королевского флота. Архивировано 25 сентября 2015 года в Wayback Machine.
40 ° 40'21 ″ с.ш. 28 ° 04'31 ″ в.д. / 40,672371 ° с.ш. 28,075218 ° в.д.
- Британские подводные лодки класса E Королевского флота Австралии
- Корабли, построенные в Барроу-ин-Фернесс
- корабли 1913 года
- Подводные лодки Великобритании Первой мировой войны
- Кампания в Галлиполи
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Дарданеллах
- Затерянные подводные лодки Австралии
- Подводные лодки Австралии Первой мировой войны
- Морские происшествия 1915 года
- Морские инциденты в Турции
- Кораблекрушения в Мраморном море