HMAS Коллинз
![]() HMAS Коллинз в море
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Коллинз |
Тезка | Вице-адмирал сэр Джон Огастин Коллинз |
Строитель | Австралийская подводная корпорация , Осборн |
Заложен | февраль 1990 г. |
Запущен | 28 августа 1993 г. |
Завершенный | июнь 1994 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 июля 1996 г. |
Порт приписки | База флота Запад , Перт |
Девиз | «Авангард» |
Статус | Активный |
Значок | ![]() |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Коллинз класса Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 77,42 м (254,0 футов) |
Луч | 7,8 м (26 футов) |
Черновик | 7 м (23 фута) по ватерлинии |
Установленная мощность | 3 18-цилиндровых дизельных двигателя Garden Island-Hedemora HV V18b/15Ub (VB210), 3 генератора Jeumont-Schneider (1400 кВт, 440 В постоянного тока) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | 70 дней |
Глубина испытания | Более 180 м (590 футов) (фактическая глубина засекречена) |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Примечания | Гидролокаторы и боевая система находятся в процессе обновления по всему классу, которое должно быть завершено к 2010 году. Эти характеристики отражают обновленное оборудование. |
HMAS Collins (SSG 73) с шестью подводными лодками Collins, — головное судно класса эксплуатируемого Королевским военно-морским флотом Австралии (RAN).
Названная в честь вице-адмирала сэра Джона Августина Коллинза , «Коллинз» была заложена в феврале 1990 года и была единственной подводной лодкой этого класса, частично построенной на верфи Kockums в Мальмё. Лодка была спущена на воду в августе 1993 года, но была завершена только десять месяцев спустя. Многочисленные проблемы с этим классом выявились в результате длительного периода ходовых испытаний , проведенных лодкой; «Коллинз» не был введен в эксплуатацию до середины 1996 года, что на восемнадцать месяцев отставало от графика, а подводная лодка не была допущена к оперативному развертыванию до 2000 года.
После вывода из эксплуатации HMAS Anzac 18 мая 2024 года Коллинз стала первой леди флота как судно RAN, находившееся в эксплуатации дольше всех. [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]Коллинз был заложен в феврале 1990 года. [ 2 ] Две наиболее сложные секции первой подводной лодки были построены на верфи Kockums в Мальмё , Швеция. [ 3 ] в то время как остальные четыре секции и полная сборка подводной лодки происходили на Австралийской подводной корпорации предприятии в Порт-Аделаиде, Южная Австралия . [ нужна ссылка ] Первоначально планировалось построить первую подводную лодку полностью за границей, но к моменту выигрыша тендера было решено строить все шесть подводных лодок в Австралии; Считалось, что увеличение стоимости из-за того, что головной корабль не строился на верфи победившего дизайнера, было компенсировано дополнительным опытом, предоставленным австралийским предприятиям. [ 4 ]
Пока в Швеции собирали носовую часть первой лодки, были обнаружены многочисленные дефекты сварки корпуса. [ 5 ] Разные стороны приводили разные причины проблем: стальной сплав, использованный для корпуса, требовал других методов сварки, чем те, которые обычно используются Kockums; шведский военно-морской флот всегда требовал сварки с частичным проваром для своих подводных лодок, в то время как RAN хотело сварку с полным проплавлением, но не разъяснило это; задержки в доставке стальных листов в Kockums привели к ускорению работ и, как следствие, к падению качества. [ 5 ] Было предложено оставить эту секцию компании Kockums для ремонта сварных швов, но было решено принять секцию как есть и отремонтировать сварные швы в ASC, чтобы свести к минимуму задержки в проекте. [ 5 ]

Запуск Collins первоначально планировался на 1994 год, но позже был перенесен на август 1993 года. [ 6 ] Подводная лодка была спущена на воду судоподъемником 28 августа 1993 года. [ 7 ] Хотя спущена она была по графику, она не была завершена: проект подводной лодки не был доработан, важные внутренние трубы и арматура не установлены, компоненты боевой системы не были доставлены, а некоторые секции «корпуса» представляли собой листы. деревянного бруса, выкрашенного в черный цвет, чтобы подводная лодка выглядела целой на фотографиях церемонии спуска на воду. [ 8 ] Через несколько недель после спуска лодку вытащили из воды, и только в июне 1994 года она была завершена. [ 9 ] Работа над другими подводными лодками этого класса была отложена из-за дополнительных усилий, приложенных Коллинз к дате спуска на воду, а также из-за последующих работ по ее завершению. [ 10 ] Подводные лодки покрыты обшивкой из безэховой плитки, чтобы свести к минимуму обнаружение гидролокатором: Коллинз был модернизирован плиткой после того, как была установлена стандартная гидролокационная сигнатура подводной лодки, в то время как остальные пять лодок были закрыты во время строительства. [ 7 ]
Коллинз был назван в честь вице-адмирала сэра Джона Августина Коллинза ; прославился тем, что командовал HMAS Sydney во время своего развертывания в Средиземноморье в 1940–41 годах и стал первым австралийцем, командовавшим военно-морской эскадрой в 1944 году. [ 11 ]
Характеристики
[ редактировать ]Класс «Коллинз» — это увеличенная версия «Вестергётланд», подводной лодки класса разработанная компанией Kockums . [ 12 ] Имея длину 77,42 метра (254,0 фута), ширину 7,8 метра (26 футов) и глубину по ватерлинии 7 метров (23 фута), водоизмещение 3051 тонну в надводном положении и 3353 тонны в подводном положении, они являются крупнейшими двигателями с традиционным двигателем. подводные лодки в мире. [ 13 ] [ 14 ] Корпус изготовлен из высокопрочной микролегированной стали и покрыт обшивкой из безэховых плиток , чтобы свести к минимуму обнаружение гидролокатором. [ 7 ] [ 15 ] Глубина, на которую они могут нырять, засекречена: большинство источников утверждают, что она превышает 180 метров (590 футов). [ 16 ] [ 17 ]
Подводная лодка вооружена шестью 21-дюймовыми (530-мм) торпедными аппаратами и несет стандартную полезную нагрузку в 22 торпеды: первоначально смесь торпед Gould Mark 48 Mod 4 и подводного гарпуна UGM-84C , позже Mark 48 были модернизированы до версия Mod 7 Common Broadband Advanced Sonar System (CBASS). [ 14 ] [ 18 ] [ 19 ]
Каждая подводная лодка оснащена тремя 18-цилиндровыми дизельными двигателями Garden Island- Hedemora HV V18b/15Ub (VB210), каждый из которых подключен к постоянного тока Jeumont-Schneider мощностью 1400 кВт и напряжением 440 В. генератору [ 14 ] [ 18 ] Произведенная электроэнергия сохраняется в батареях, а затем подается на единственный двигатель постоянного тока Jeumont-Schneider, который обеспечивает мощность 7200 лошадиных сил на валу одного семилопастного наклонного винта диаметром 4,22 метра (13,8 футов) . [ 14 ] [ 20 ] Класс Collins развивает скорость 10,5 узлов (19,4 км/ч; 12,1 миль в час) на поверхности и на глубине для подводного плавания и может достигать 21 узла (39 км/ч; 24 миль в час) под водой. [ 14 ] Подводные лодки имеют дальность действия 11 000 морских миль (20 000 км; 13 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) в надводном положении, 9 000 морских миль (17 000 км; 10 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) на глубине трубки. [ 14 ] При полном погружении подводная лодка класса «Коллинз» может пройти 32,6 морских миль (60,4 км; 37,5 миль) на максимальной скорости или 480 морских миль (890 км; 550 миль) на скорости 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час). [ 14 ] Срок службы каждой лодки составляет 70 дней. [ 14 ]
Ходовые испытания
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]Сборка экипажа «Коллинза» началась в 1992 году. [ 21 ] Проблемы с испытаниями «Коллинзов» начались в середине 1992 года, когда было обнаружено, что соответствующие учебные материалы и курсы по эксплуатации подводной лодки новой конструкции были плохо подготовлены, неадекватны и зачастую не отражали реальности эксплуатации лодок. [ 22 ]
Было выявлено несколько причин: [ 22 ] позднее завершение проектирования затрудняло подготовку учебных материалов, субподрядчики не всегда предоставляли подробную информацию о работе своей техники, обучение боевой системы шло на основе готовой версии программного обеспечения, а не частичной системы, установленной в Коллинзе , и обучение предполагало, что ни одна из систем не выйдет из строя. [ 22 ] Последняя проблема была частью общего представления о том, что первая лодка после производственной линии будет идеальной и что никаких поломок не произойдет, и в результате ранние руководства по оборудованию имели тенденцию быть скудными по содержанию, и Коллинза отправляли в море с мало запчастей. [ 23 ]
Во время ходовых испытаний подводную лодку часто возвращали в порт из-за проблем с оборудованием, где персонал ВМФ обнаружил, что инженеры ASC диагностируют и ремонтируют системы, используя комбинацию данных поставщиков и диагностических инструментов, недоступных морякам. [ 24 ] Проблемы с обучением усугублялись мнением ASC, что проблемы всегда возникают по вине операторов ВМФ. [ 25 ] Однако большинство из них были результатом отказа оборудования, а проблемы, вызванные ошибками оператора, могли быть связаны с плохой подготовкой или отсутствием обучения, за которые отвечала ASC. [ 25 ]
В дополнение к этому обучению несколько офицеров и матросов, назначенных Коллинзу, были отправлены в Швецию для обучения в составе ВМС Швеции на борту «Вестергётланд» подводных лодок класса ; класс, на котором был основан дизайн класса Коллинза . [ 26 ]
Испытания
[ редактировать ]Оценка подводной лодки основывалась на получении ряда лицензий, постепенном тестировании возможностей Коллинза и тех, кто ею управлял, от надводного плавания до глубоких погружений без сопровождения. [ 27 ] Главный двигатель был впервые запущен 8 августа 1994 года в рамках серии «бассейновых испытаний». [ 28 ] Коллинз официально начала ходовые испытания, когда она покинула пристань ASC в 10:00 31 октября 1994 года. [ 28 ] К моменту выхода подводной лодки из порта Аделаиды два из трех дизель-генераторов вышли из строя. [ 28 ] Подводная лодка впервые погрузилась под воду 9 ноября, оставаясь под водой двенадцать часов. [ 28 ]
Подводную лодку вытащили из воды в конце 1994 года, чтобы дать возможность АСК продолжить достройку лодки и выполнить ремонт корпуса. [ 28 ] Хотя ходовые испытания возобновились в начале 1995 года, Коллинз снова погружался только 9 июня, когда было решено, что состояние сброса боевой системы достаточно для проведения дальнейших подводных испытаний подводной лодки. [ 29 ] Испытания проходили без затруднений до следующего дня, когда в плохую погоду якорный трос оборвался, что вынудило Коллинза вернуться в порт. [ 29 ] При подходе к причалу ASC из-за проблемы с программированием распределительного щита двигательной установки отключился главный двигатель. [ 29 ] Коллинз влетел в пристань и врезался в судоподъемник строительного объекта на скорости 2–3 узла (от 3,7 до 5,6 км/ч; от 2,3 до 3,5 миль в час). [ 29 ] Затем с опозданием включился резервный двигатель, в результате чего подводная лодка столкнулась с HMAS Protector , кораблем, которому было поручено оказывать помощь в ходовых испытаниях подводной лодки. [ 29 ] Ремонт купола гидролокатора обошелся в 250 000 австралийских долларов. [ 25 ]
Испытания по глубокому погружению были отложены до приобретения в декабре 1995 года судна-спасателя подводных лодок «Ремора» . [ 17 ] Коллинз без проблем совершила свое первое глубокое погружение 19 января 1996 года. [ 30 ] Однако во время более позднего глубокого погружения уплотнение гребного вала начало сильно протекать. [ 31 ] Несмотря на то, что уплотнение рассчитано на утечку со скоростью 10 литров (2,2 имп галлона; 2,6 галлона США) в час, ранее оно показало себя неисправным: часовая скорость утечки исчислялась сотнями литров. [ 31 ] В этом случае давление воды означало, что скорость потока была значительно выше, до такой степени, что кормовая трюмная помпа едва успевала за ней. [ 31 ] Когда старший инженер вошел в отсек, он обнаружил, что персонал пытается остановить поток, в том числе один матрос, который находился под шахтой и пытался вручную затянуть уплотнение. [ 31 ] Инженер поручил командиру как можно быстрее поднять подводную лодку на поверхность, но держать лодку горизонтально — если бы вместо этого инженер сообщил командиру, что подводная лодка затоплена, Коллинз сдул бы весь балласт и по крутому склону понесся бы к поверхности. угол, вероятно, утопив моряка под древком. [ 31 ] Коллинз достиг поверхности без дальнейших происшествий. [ 31 ] На все подводные лодки были установлены модифицированные уплотнения, чтобы вернуть утечку к допустимому уровню. [ 31 ] Позже было подсчитано, что подводная лодка набирала воду со скоростью более 1000 литров (220 имп галлонов; 260 галлонов США) в минуту. [ 31 ]
Во время ходовых испытаний возникли многочисленные механические проблемы. Многие проблемы, возникшие на «Коллинзе» , были быстро устранены и больше не повторялись ни на пяти других подводных лодках. [ 32 ] Повторяющиеся проблемы обычно были связаны с дизельными двигателями, уплотнениями карданного вала , перископами и мачтами , гидромуфтами и боевой системой . [ 30 ] В то же время многие системы работали практически без проблем, при этом подводная лодка соответствовала или превосходила проектные характеристики по максимальной скорости, маневренности и выносливости в подводном положении, особенно на малых скоростях. [ 33 ] Система управления кораблем, которая вызывала серьезную озабоченность во время разработки этого класса, функционировала сверх всяких ожиданий. [ 33 ] Автопилот подводной лодки (которого на борту «Коллинза » прозвали « Свен ») оказался лучше удерживающим глубину во время фыркания, чем многие операторы. [ 34 ]
Коллинз должен был быть сдан в эксплуатацию в ноябре 1995 года. [ 28 ] Подводная лодка вошла в состав РАН только 27 июля 1996 года; отставание от графика на восемнадцать месяцев из-за ряда задержек и проблем, большинство из которых связаны с поставкой и установкой программного обеспечения системы боевых данных. [ 2 ] [ 35 ] Коллинз не был одобрен для оперативного развертывания до 2000 года. [ 16 ]
Операционная история
[ редактировать ]В мае 1997 года две группы по шесть женщин-моряков были отправлены в Коллинз и Фарнкомб для проверки возможности создания смешанных экипажей на борту подводных лодок. [ 36 ] После успеха испытания одиннадцать женщин-моряков и одна женщина-офицер в 1998 году начали подготовку к службе на подводных лодках. [ 37 ] [ 38 ]
В середине 2000 года Коллинза отправили в Кетчикан, Аляска, для проведения испытаний на шум совместно с ВМС США. [ 39 ] Хотя считалось, что на шумовые испытания в Австралии повлиял естественный фоновый шум, испытания на Аляске подтвердили австралийские результаты. [ 39 ] Испытания на малой скорости показали, что класс «Коллинз» практически необнаружим на скорости патрулирования. [ 39 ]
В августе 2000 года Коллинз первой в своем классе выпустила ракету «Гарпун» . [ 40 ]
Когда Коллинз вернулся на объект ASC в апреле 2001 года для годового технического обслуживания в доке, множественные дефекты сварки были обнаружены как в носовой части, так и в секции аварийной башни подводной лодки — двух секциях, построенных Kockums, в то время как в носовой части подводной лодки почти не было проблем. сварка четырех секций австралийского производства. [ 41 ] Ремонт этих сварных швов увеличил время, проведенное Коллинзом в доке, в четыре раза. [ 42 ]
Коллинз завершил стыковку полного цикла в ASC 29 июля 2005 года. За этот период он был модифицирован, чтобы улучшить его возможности по высадке личного состава спецназа. [ 43 ] [ 44 ]
В июле 2009 года во время учений в Большом Австралийском заливе два из трех дизельных генераторов на борту «Коллинза» вышли из строя, что вынудило подводную лодку хромать обратно на базу. [ 45 ] Предполагается, что причиной стали ошибки во время последнего ремонта подводной лодки, поскольку по состоянию на декабрь 2009 года лодка проходила капитальный ремонт. [ 45 ] Несмотря на то, что лодка вернулась в строй к февралю 2010 года, ее обязанности были ограничены, но предполагалось, что она будет полностью готова к работе к маю 2010 года. [ 46 ] [ нужны разъяснения ] Правительство Австралии требует от ASC компенсации в размере 5 миллионов австралийских долларов за ошибку. [ 46 ]
В первой половине 2012 года «Коллинз» принял участие в многочисленных военно-морских учениях, прежде чем приступить к докованию полного цикла технического обслуживания. [ 47 ]
По прогнозам, срок эксплуатации подводных лодок составит около 30 лет, а «Коллинз» будет выведен из эксплуатации примерно в 2025 году. [ 48 ] [ 49 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «HMAS Anzac прощается после 30 лет службы» . Министерство обороны. 20 мая 2024 г. Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, в Королевском военно-морском флоте Австралии , opp. п. 240
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 142–4.
- ^ Вулнер, Обеспечение перемен , стр. 4, 9
- ^ Перейти обратно: а б с Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 144–6.
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 187–8.
- ^ Перейти обратно: а б с «Построено в Австралии» Коллинза , Jane's Defense Weekly
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 188-9, 193
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 193
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 188
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 340
- ^ Вулнер, Обеспечение перемен , с. 7
- ^ Джонс, Королевский военно-морской флот Австралии , стр. 244
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вертхайм (ред.), Боевые флоты мира , с. 18
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 165–74.
- ^ Перейти обратно: а б Вертхайм (ред.), Боевые флоты мира , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б Грейзбрук, РАН готовится к уроку Коллинза
- ^ Перейти обратно: а б Ударная подводная лодка SSK Collins Class (Type 471) , naval-technology.com
- ^ Тяжелая торпеда - Mark 48 , Подборка фактов ВМС США.
- ↑ Грейзбрук, класс Коллинза поднимается в Нижнем Подземелье.
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 206
- ^ Перейти обратно: а б с Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 206–7.
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 214–5.
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 215
- ^ Перейти обратно: а б с Юл и Вулнер, История подводной лодки класса «Коллинз» , стр. 214
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 208
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 211
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Юл и Вулнер, История подводной лодки класса «Коллинз» , стр. 212
- ^ Перейти обратно: а б с д и Юл и Вулнер, История подводной лодки класса «Коллинз» , стр. 213
- ^ Перейти обратно: а б Юл и Вулнер, История подводной лодки класса «Коллинз» , стр. 216
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Юл и Вулнер, История подводной лодки класса «Коллинз» , стр. 233
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 217–8.
- ^ Перейти обратно: а б Юл и Вулнер, История подводной лодки класса «Коллинз» , стр. 217
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 217, 220.
- ^ Лок, Австралия переосмысливает AIP для лодок класса Collins.
- ^ Джонс, Королевский военно-морской флот Австралии , стр. 283
- ^ Брауэр, Враг [Внизу]... Медь наверху , с. 33
- ^ Женщины в армии – международный , CBS News
- ^ Перейти обратно: а б с Юл и Вулнер, История подводной лодки класса «Коллинз» , стр. 297
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 299
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 316–7.
- ^ Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 317
- ^ «Хронология» . АСК . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ «Годовой отчет 2004-05» . Министерство обороны . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фиш, Австралия стремится воплотить военно-морские амбиции в реальность
- ^ Перейти обратно: а б Оукс, две замены выбыли из строя на 9 лет
- ^ Берри, Пол (6 декабря 2012 г.). «Подведение итогов этого года». Новости ВМФ . Управление новостей обороны. стр. 6–7.
- ^ Коулман, Еще проблемы с подводными лодками класса Коллинз.
- ^ Стюарт, Защита достигнет новых глубин
Ссылки
[ редактировать ]- Книги
- Джонс, Питер (2001). «Период перемен и неопределенности». Стивенс, Дэвид (ред.). Королевский флот Австралии . Столетняя история обороны Австралии. Том. III. Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-555542-2 . OCLC 50418095 .
- Юл, Питер; Вулнер, Дерек (2008). История подводной лодки класса «Коллинз: сталь, шпионы и вращение» (Google Книги) . Порт Мельбурн, Виктория: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86894-5 . OCLC 213111359 . Проверено 1 мая 2009 г.
- Вертхайм, Эрик, изд. (2007). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира: их корабли, самолеты и системы (Google Книги) (15-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-955-2 . OCLC 140283156 . Проверено 1 мая 2009 г.
- Журнальные и новостные статьи
- Брауэр, Дж. Майкл. «Враг [внизу]... Медь наверху». Труды Военно-морского института США . 126 (6). Военно-морской институт США: 33. ISSN 0041-798X .
- Коулман, Мэтт (10 мая 2000 г.). «Больше проблем с подводными лодками класса Коллинз» (Стенограмма) . ПМ . Радио АВС.
- Фиш, Тим (21 декабря 2009 г.). «Австралия стремится воплотить военно-морские амбиции в реальность». Джейн ВМС Интернэшнл . Информационная группа Джейн.
- Грейзбрук, AW (1 декабря 1995 г.). «РАН готовится к уроку Коллинза». Джейн ВМС Интернэшнл . 100 (6). Информационная группа Джейн.
- « Коллинз «Построен в Австралии» выкатывается» . Еженедельник защиты Джейн . 20 (6). Информационная группа Джейн. 7 августа 1993 г.
- Лок, Йорис Янссен (17 июля 1996 г.). «Австралия переосмысливает AIP для лодок класса Collins» . Еженедельник защиты Джейн . 026 (3). Информационная группа Джейн.
- Оукс, Дэн (11 февраля 2010 г.). «Две субмарины выбыли из строя на 9 лет» . Возраст . Проверено 12 февраля 2010 г.
- Стюарт, Кэмерон (29 декабря 2007 г.). «Оборона достигнет новых глубин» . Австралиец . Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года . Проверено 25 апреля 2009 г.
- Вулнер, Дерек (18 сентября 2001 г.). «Обеспечение перемен: как Кокумс был выбран для подводной лодки класса Коллинз» (PDF) . Исследовательский документ . 2001–02 (4). Канберра: Отдел Парламентской библиотеки. ISSN 1328-7478 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2010 года . Проверено 24 апреля 2009 г.
- Веб-сайты и другие средства массовой информации
- «Женщины в армии – интернационал» . Глубокий . Новости CBS. 30 мая 2006 г. Проверено 19 апреля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «HMAS Коллинз» . Королевский флот Австралии . Проверено 1 января 2013 г.
- «Тур по HMAS Collins от IGN Australia» . ИГН. Архивировано из оригинала 6 мая 2007 года . Проверено 11 мая 2007 г.