HMAS Отама
![]() Отама в Западном порту в июне 2011 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Строитель | Скоттс Судостроительная и Инжиниринговая Компания |
Заложен | 25 мая 1973 г. |
Запущен | 3 декабря 1975 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 апреля 1978 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 декабря 2000 г. |
Девиз | «Невидимое, которое мы ищем» |
Псевдоним(а) |
|
Статус | Проходит слом |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Оберон» класса Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 295,2 футов (90,0 м) |
Луч | 26,5 футов (8,1 м) |
Черновик | 18 футов (5,5 м) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 9000 морских миль (17000 км; 10000 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Глубина испытания | 200 метров (660 футов) |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
HMAS Otama (SS 62/SSG 62) — «Оберон» класса подводная лодка , ранее входившая в состав Королевского военно-морского флота Австралии (RAN). Построенная в Шотландии, подводная лодка была последней из этого класса, поступившей на вооружение после ввода в эксплуатацию в РАН в 1978 году. Отама был специалистом, одной из двух «загадочных лодок», оснащенных дополнительным оборудованием для наблюдения и сбора разведывательной информации. Отама регулярно участвовал в секретных операциях по сбору разведывательной информации о кораблях советского Тихоокеанского флота и кораблях ВМС Китая , а также вел соответствующее наблюдение за прибрежными районами по всей Азии.
РАН Подводная лодка участвовала в крупнейшем круизе с поднятием флага в Индийском океане в 1980 году. С 1983 по 1985 год она прошла масштабную модернизацию. В августе 1987 года два подводника погибли, когда «Отама» погрузился под воду, когда они еще работали в плавнике . Отама оставался на вооружении до конца 2000 года; отсрочка от первоначально запланированной даты вывода из эксплуатации, чтобы помочь смягчить проблемы с заменой «Коллинз» подводных лодок класса .
«Отама» была продана Ассоциации Западного порта Оберон в 2001 году, которая планировала сохранить ее как судно-музей как часть предлагаемого Викторианского морского центра . Заявки на строительство морского музея в различных местах полуострова Морнингтон неоднократно отклонялись. В конце 2008 года подводная лодка была выставлена на продажу на eBay , но, несмотря на несколько проявлений интереса, «Отама» не была продана. Принципиальное разрешение на строительство Викторианского морского центра на мелиорированных землях, прилегающих к пристани Западного порта в Гастингсе, было получено в 2013 году, но разрешения на строительство не были выданы.
В сентябре 2022 года Отама прибыла в Западную Австралию на слом после того, как все попытки сохранить ее в качестве музея потерпели неудачу.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Класс «Оберон» во многом был основан на предшествующем подводных лодок « Морская свинья классе » с изменениями, внесенными для улучшения целостности корпуса корабля, сенсорных систем и возможностей скрытности. [ 1 ] РАН заказало восемь подводных лодок двумя партиями по четыре штуки. [ 2 ] Первая партия была одобрена в 1963 году, а вторая партия (включая Otama ) была одобрена в конце 1960-х годов, хотя две из них были отменены до начала строительства в 1969 году, а финансирование было перенаправлено в авиацию флота . [ 3 ] [ 4 ] Это была четвертая попытка РАН создать филиал по подводным лодкам . [ 5 ]
Подводная лодка имела длину 295,2 футов (90,0 м), ширину 26,5 футов (8,1 м) и осадку в надводном положении 18 футов (5,5 м). [ 6 ] При полном водоизмещении водоизмещение 2030 тонн в надводном положении и 2410 тонн в подводном положении. [ 6 ] Каждый из двух карданных валов приводился в движение английским электродвигателем, обеспечивающим тормозную мощность 3500 лошадиных сил (2610 кВт) и мощность на валу 4500 лошадиных сил (3356 кВт); Электроэнергия для них вырабатывалась двумя дизельными генераторами V16 с наддувом Admiralty Standard Range. [ 7 ] Подводная лодка могла двигаться со скоростью до 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) на поверхности и до 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) в подводном положении, имела максимальную дальность полета 9000 морских миль (16 668 км). 10 357 миль) на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) и испытательной глубине 200 метров. (656 футов) ниже уровня моря. [ 6 ] [ 7 ] При спуске на воду лодка имела роту из восьми офицеров и 56 матросов, но к моменту списания число матросов увеличилось до 60. [ 6 ] [ 7 ] Кроме того, можно было перевозить до 16 стажеров. [ 7 ]
Основное вооружение « Оберонов » состояло из шести 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов . [ 1 ] британская торпеда Mark 8 Первоначально на подводной лодке находилась ; Позже он был заменен на с проводным наведением Mark 23 . [ 8 ] После завершения многолетнего ремонта в 1985 году компанией Cockatoo Docks & Engineering Company , Отама был модернизирован для перевозки ВМС США торпед Mark 48 и UGM-84 Sub Harpoon противокорабельных ракет ; последний австралийский Оберон , прошедший программу обновления подводного вооружения. [ 5 ] [ 9 ] [ 10 ] По состоянию на 1996 год стандартная полезная нагрузка австралийского Оберона представляла собой смесь из 20 торпед Mark 48 Mod 4 и ракет Sub Harpoon. [ 6 ] Часть или вся полезная нагрузка торпед могла быть заменена Mark 5 Stonefish морскими минами , которые развертывались через торпедные аппараты. [ 8 ] При поступлении на вооружение два установленных на корме коротких торпедных аппарата длиной 21 дюйм (53 см) для противолодочных торпед Mark 20. [ 11 ] Однако разработка управляемых торпед с проводным наведением сделала ненужными менее мощные кормовые торпеды; они были закрыты, а затем удалены во время ремонта. [ 11 ]
«Отама» был заложен компанией Scotts Shipbuilding & Engineering Company в Гриноке, Шотландия , 25 мая 1973 года, спущен на воду 3 декабря 1975 года и введен в эксплуатацию РАН 27 апреля 1978 года. [ 9 ] были проложены неисправные электрические кабели высокой мощности Подводная лодка должна была войти в строй в 1976 году, но на «Отаме» и родственной лодке «Орион» ; демонтаж и замена кабелей задержали строительство каждой подводной лодки на два года. [ 12 ] Задержка означала, что обе лодки могли быть оснащены Micropuffs дальномерным гидролокатором во время строительства, который ранее построенные лодки должны были получить в качестве модернизации. [ 13 ]
«Отама» была шестой и последней подводной лодкой класса «Оберон», поступившей на вооружение РАН. [ 14 ] Название лодки происходит от Северного Квинсленда слова аборигенов , означающего «дельфин» ; это был разрыв традиции РАН, которая использовала имена исследователей и первопроходцев для предыдущих подводных лодок. [ 15 ] [ 16 ] Отаме был присвоен вымпел номер 62. [ 17 ] Высокий стандарт внутреннего оснащения по сравнению с остальными моделями класса привел к прозвищу « Лодка Gucci ». [ 18 ]
Отама получил специальную систему электронного наблюдения после того, как Орион был оснащен ею во время строительства. [ 13 ] [ 19 ]
Операционная история
[ редактировать ]После доставки через порты Дании, Флориды и Мексики «Отама» прибыл на борт HMAS Platypus в Сиднее 15 декабря 1978 года. [ 20 ]
Во время Холодной войны регулярно участвовали в операциях по наблюдению и шпионажу , Отама и Орион используя свое специальное оборудование для сбора разведывательной информации, за что получили прозвище «Таинственные лодки». [ 19 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Эта деятельность, начавшаяся в 1978 году, была частью более широкого аппарата сбора разведывательной информации западных стран и включала наблюдение у берегов Вьетнама, Китая, Индии и Индонезии. Получение разведывательной информации о судах советского и китайского производства, выполняющих операции в Индийском океане и Южно-Китайском море. [ 19 ] [ 21 ] [ 22 ] Наблюдение с советской базы во Владивостоке . [ 23 ] Эта деятельность продолжалась до 1992 года после инцидента с Орионом» , и большая часть деятельности и развертываний Отамы « в этот период остается засекреченной. [ 23 ] [ 19 ] [ 21 ] [ 22 ]
В апреле 1980 года «Отама» и эсминец «Хобарт» были отправлены на Фиджи в рамках реагирования Австралии на тропический циклон «Уолли» . [ 24 ] 8 сентября 1980 года Отама присоединился к пяти другим судам РАН и сформировал Австралийскую эскадру. [ 25 ] Эскадра, в которую входили корабли HMA Melbourne , Perth , Derwent , Stalwart и Supply , провела два месяца в Индийском океане в рамках круиза с поднятием флага; крупнейшее развертывание RAN со времен Второй мировой войны . [ 18 ] [ 25 ]
В июле 1983 года «Отама» был поставлен в док для модернизации компанией Cockatoo Docks & Engineering Company . [ 26 ] Программа обновления вооружения подводных лодок продолжалась до 1985 года. [ 26 ]

погибли два моряка 3 августа 1987 года на борту «Отамы» . В 09:00 подводная лодка покинула HMAS Platypus для испытания новой буксируемой группы гидрофонов . [ 27 ] Экстремальные погодные условия вынудили отменить испытания, и около 10:20 в плавник были отправлены два моряка, чтобы забрать и уложить установку. [ 27 ] В 10:35 подводную лодку подготовили к погружению, и через четыре минуты она погрузилась под воду, причем двое мужчин все еще находились в плавнике. [ 27 ] Подводники, заметив, что их судно ныряет под них, поднялись по плавнику на мостик и открыли голосовую трубку в безуспешной попытке связаться с диспетчерской, прежде чем их смыло за борт. [ 28 ] Их отсутствие не было замечено примерно до 11:00, несмотря на проверки после погружения и смену мест службы в промежуточный период, и не подтверждалось по крайней мере еще в течение получаса. [ 27 ] Были проведены поиски подводников, одно из тел было обнаружено, но найти его не удалось. [ 28 ] Расчетное время выживания в сложившихся условиях составляло всего пять минут, при этом подводникам не требовалось носить спасательные пояса . [ 28 ] Следственная комиссия ВМФ рекомендовала принять меры против двух офицеров, хотя военно-морское ведомство не предприняло никаких действий, поскольку к инциденту привело множество факторов, а военный трибунал двух офицеров мог признать, что один или оба несут полную ответственность за смерть. . [ 29 ] Помимо отклонения выводов комиссии, несколько офицеров, причастных к инциденту (в том числе двое, выявленные в ходе расследования), были повышены в должности. [ 30 ] Последовало коронарное расследование (одно из первых, заслушанных новым офисом коронера штата Новый Южный Уэльс ), которому РАН встретило некоторую оппозицию, включая рекомендации персоналу не сотрудничать с оперативной группой по сбору доказательств для расследования. и попытка отклонить просьбу коронера о поездке на подводной лодке, повторяющей события дня. [ 29 ] После двух недель слушаний в октябре и ноябре 1988 года коронер штата пришел к выводу, что инцидент представлял собой совокупность множественных нарушений порядка работы от умеренной до незначительной и небрежной халатности (в том числе не были вывешены уведомления о том, что персонал находился за пределами подводной лодки). и ключевой персонал не были проинформированы) на борту подводной лодки, работающей в нестандартных условиях (таких как испытания нового оборудования вместе с наблюдателями и стажерами на борту, высокая ротация персонала между станциями в течение короткого периода времени). [ 31 ] Коронер выделил Отамы командира за то, что он позволил игнорировать так много правил и процедур под своим командованием, но не нашел достаточных оснований для выдвижения обвинений против какого-либо человека. [ 32 ] В рабочие процедуры на море было внесено несколько изменений, в том числе введение обязательного использования спасательных поясов и требование от старшего дежурного старшины выписываться и снова входить в систему персонала, работающего на открытом воздухе. [ 33 ] Погибшие на борту «Отамы» стали двумя из трёх погибших на борту австралийского «Оберона ». [ 34 ]
С 1996 года Отама получила разрешение на проведение операций по наблюдению за побережьем с использованием своего специального оборудования для сбора разведывательной информации об Индонезии, в частности, для получения информации о Восточном Тиморе. [ 22 ]
В конце марта 1999 года «Отама» был переведен в HMAS «Стерлинг» в Западной Австралии, где «Коллинз» . класса действовали подводные лодки [ 35 ] [ 36 ] Через несколько дней после отбытия из Сиднея родственная лодка «Онслоу» была выплачена , в результате чего «Отама» осталась единственной в эксплуатации, а база подводных лодок HMAS Platypus была разрешена к закрытию. [ 35 ] [ 36 ]
Вывод из эксплуатации и судьба
[ редактировать ]«Отама» окупилась 15 декабря 2000 года: из-за проблем с вводом в эксплуатацию «Коллинз» подводных лодок класса «Отама» и родственная лодка HMAS Onslow оставались в эксплуатации на несколько лет после запланированной даты вывода из эксплуатации. [ 37 ] [ 38 ] В год, предшествовавший ее выплате, предстоящий вывод из эксплуатации в сочетании с выводами отчета Макинтоша-Прескотта привели к запуску программы «Ускоренного пути» и модификаций на 1 миллиард австралийских долларов, чтобы сделать Дешане и Шин пригодными к эксплуатации к концу год. [ 38 ] Отама был последним австралийским Обероном , покинувшим службу. [ 39 ]
Подводная лодка была продана в 2001 году Ассоциации Западного порта Оберон, общественной группе, намеревавшейся сохранить ее в качестве судна-музея и построить Викторианский морской центр в Гастингсе, штат Виктория . [ 40 ] [ 41 ] Ассоциация выиграла 32 других тендера на продажу Отамы и получила от федерального правительства грант в размере 500 000 долларов США для финансирования покупки и переезда. [ 16 ] [ 42 ] Грант включал в себя покупную цену подводной лодки в размере 50 000 долларов плюс 300 000 долларов на буксировку Отамы из Фримантла в бухту Вестерн-Порт , а оставшаяся сумма будет использована для доставки лодки на берег, как только будет построено подходящее место. [ 16 ] [ 42 ] [ 43 ] Отама прибыла в Западный порт в 2002 году, где стояла на якоре в ожидании одобрения и развития музея. [ 41 ]
К концу 2008 года планы строительства трех отдельных мест для Викторианского морского центра — Гастингс, Криб-Пойнт и Стоуни-Пойнт — были отклонены Департаментом устойчивого развития и окружающей среды . [ 40 ] [ 41 ] [ 44 ] Поскольку Ассоциация Западного порта Оберон больше не могла себе позволить содержать подводную лодку в ожидании положительного решения, «Отама» была выставлена на продажу на eBay в ноябре 2008 года. [ 41 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Хотя к моменту закрытия онлайн-аукциона в конце декабря заявок не было, ассоциация получила несколько выражений заинтересованности: в том числе от пристани Сент-Килда, городского совета Франкстона , а также от одного, якобы являющегося туристическим оператором, но которому поверили в Западном порту Оберон. Ассоциация хотела восстановить подводную лодку для контрабанды наркотиков (о чем было передано в Австралийскую федеральную полицию и Австралийскую разведывательную организацию ). [ 40 ] [ 44 ] [ 48 ] Продажи не было, и подводная лодка осталась в собственности ассоциации.
В начале 2010 года интерьер Отамы Глубже был использован для изображения российской подводной лодки в короткометражном фильме « , чем вчера» . [ 49 ] 20-минутный фильм получил награды на церемонии вручения наград Австралийского института кино в 2010 году , на Международном кинофестивале в Лидсе в 2010 году и на кинофестивале «Сандэнс» в 2011 году . [ 49 ] [ 50 ]
Принципиальное одобрение на строительство Викторианского морского центра было дано министром окружающей среды штата Виктория Райаном Смитом в марте 2013 года. [ 43 ] В июне ассоциация представила планы строительства участка площадью 2,5 гектара (6,2 акра) на дамбе гавани Западного порта в Гастингсе, который будет построен на мелиорированных землях. [ 43 ] Предлагаемый участок находится на внешнем краю существующей дамбы, а Отама заключен в полууглубленную бетонную яму, предназначенную для поддержки главной внутренней палубы на уровне земли, расположенной между дамбой и запланированным участком морского центра. [ 43 ] По состоянию на февраль 2015 года проектные работы были завершены, но ассоциация ожидала одобрения разрешения на строительство. [ 51 ]

В январе 2016 года было объявлено, что потребуются новые швартовые тросы стоимостью 50 000 долларов, чтобы судно могло выдержать зимние штормы. [ 52 ] К маю 2016 года трудности со сбором средств привели к тому, что Ассоциация Западного порта Оберон рассмотрела возможность продажи подводной лодки на металлолом в случае необходимости. [ 53 ] К концу мая были получены объявленные взносы на сумму более 10 000 долл. США. [ 54 ] В следующем месяце причалы были отремонтированы Патриком Портсом Гастингсом после заключения контракта с Parks Victoria . [ 55 ] В июне 2021 года корабль накренился и оказался под угрозой опрокидывания. [ 56 ] [ 57 ]
В сентябре 2022 года было принято решение сдать «Отаму» на слом, и Паркс Виктория решила убрать судно и сдать его на слом, несмотря на предыдущие усилия по сохранению судна и его исторической ценности.
13 сентября 2022 года полупогружное судно Rolldock Sun , нанятое Министерством обороны, прибыло в бухту Вестерн-Порт-Бей, чтобы поднять Отаму для перевозки в Хендерсон, штат Вашингтон, и разобрать. Переход в Вашингтон начался 19 сентября 2022 года.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чант, Сборник вооружений и военной техники , стр. 167–8.
- ^ Купер, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 188
- ^ Купер, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 194
- ^ Басток, Военные корабли Австралии , стр. 394–5.
- ^ Jump up to: а б Деннис и др., Оксфордский справочник по военной истории Австралии , стр. 399
- ^ Jump up to: а б с д и Шарп (ред.), Боевые корабли Джейн , 1996–1997 , стр. 23
- ^ Jump up to: а б с д Шоу, HMAS Онслоу , с. 15
- ^ Jump up to: а б Шоу, HMAS Онслоу , с. 21
- ^ Jump up to: а б Шарпед (редактор), Боевые корабли Джейн, 1992–93 , с. 22
- ^ Оуэн, Митчелл, Морские проблемы Австралии, 2010 г. , стр. 32
- ^ Jump up to: а б Шоу, HMAS Онслоу , с. 19
- ^ Оуэн, Митчелл, Морские проблемы Австралии, 2010 г. , стр. 31
- ^ Jump up to: а б Оуэн, Митчелл, Морские проблемы Австралии, 2010 г. , стр. 32–3.
- ^ Стивенс, в Стивенс, Королевский флот Австралии , opp. п. 32
- ^ Басток, Военные корабли Австралии , с. 394
- ^ Jump up to: а б с Нельсон, австралийская история подводных лодок приземлилась в Гастингсе с грантом в размере 500 000 долларов США (пресс-релиз)
- ^ Джиллетт, Военные корабли Австралии и Новой Зеландии с 1946 года , с. 77
- ^ Jump up to: а б Сил и Блейк, «Век бесшумного служения» , с. 83
- ^ Jump up to: а б с д Баркер, Таинственные лодки
- ^ ' HMAS Отама возвращается домой Canberra Times, 18 декабря 1978 г., стр. 3
- ^ Jump up to: а б с Кошки и мыши , Reveille – Голос Нового Южного Уэльса, служащие и бывшие военнослужащие, мужчины и женщины
- ^ Jump up to: а б с д Баркер, Подвиги секретных подводных лодок Австралии в годы холодной войны
- ^ Jump up to: а б с Оуэнс, «Столетие австралийских подводных лодок» , стр. 103–5.
- ^ Ущерб от циклона: премьер-министр Фиджи обращается к нации за помощью Canberra Times, 9 апреля 1980 г., стр. 4
- ^ Jump up to: а б Линд, Королевский флот Австралии , с. 297
- ^ Jump up to: а б Джиллетт, Военные корабли Австралии и Новой Зеландии с 1946 года , с. 76
- ^ Jump up to: а б с д Уоллер, «Внезапно мертвый» , с. 6
- ^ Jump up to: а б с Уоллер, «Внезапно мертвый» , с. 7
- ^ Jump up to: а б Уоллер, «Внезапно мертвый» , стр. 3–4.
- ^ Уоллер, Внезапно мертвый , с. 10
- ^ Уоллер, Внезапно мертвый , стр. 5-10.
- ^ Уоллер, Внезапно мертвый , стр. 8-9.
- ^ Уоллер, Внезапно мертвый , стр. 7, 10.
- ^ Оуэн, в книге «Столетие австралийских подводных лодок» , с. 105
- ^ Jump up to: а б Оуэнс, «Столетие австралийских подводных лодок» , стр. 103–4.
- ^ Jump up to: а б Подводные лодки покидают гавань , Daily Telegraph , стр. 4
- ^ Джонс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 276–7.
- ^ Jump up to: а б Юл и Вулнер, История подводной лодки класса Коллинз , стр. 288–9.
- ^ Оуэн, в книге «Столетие австралийских подводных лодок» , с. 93
- ^ Jump up to: а б с Стюарт и ASIO следят за загадочной группой после попытки купить сабвуфер
- ^ Jump up to: а б с д Cogdon, Подводная лодка выставлена на продажу на интернет-аукционе eBay
- ^ Jump up to: а б Силкстоун, подгруппа участвует в битве при Гастингсе
- ^ Jump up to: а б с д Хаст, подводная лодка через 18 месяцев
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Продается подводная лодка, поскольку мечта группы тонет в море бюрократии
- ^ Сил и Блейк, Век бесшумного служения , с. 84
- ^ Клифтон-Эванс, eBay - ответ?
- ^ Колледж и Уорлоу, Корабли Королевского флота , с. 291
- ^ Подводную лодку не удалось продать на Ebay , The Shipping Times.
- ^ Jump up to: а б Боди, красная дорожка разворачивается, но Канны быстро расправляются с местными кинематографистами
- ^ Туртеллотт, необъявленный короткометражный фильм Сандэнса и лауреаты гранта
- ↑ Тейлор, Вьюна направляется в Доклендс.
- ^ Морская история в море Новости полуострова Морнингтон 12 января 2016 г.
- ↑ Сигналы бедствия от владельцев субмарины Новости полуострова Морнингтон, 3 мая 2016 г.
- ↑ Обещания поступили после причаливания подводной лодки, грозовой день , новости полуострова Морнингтон, 31 мая 2016 г.
- ^ Подводная лодка безопасна, поскольку причалы закрепились Новости полуострова Морнингтон, 21 июня 2016 г.
- ↑ Указание в чрезвычайной ситуации: держитесь подальше от внесенной в список подводной лодки, бывшего HMAS Otama Maritime Safety Victoria, 23 июня 2021 г.
- ↑ Список в Отаме: существует «неизбежный» риск опрокидывания или затопления. Новости полуострова Морнингтон, 24 июня 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Басток, Джон (1975). Военные корабли Австралии . Креморн, Новый Южный Уэльс: Ангус и Робертсон . ISBN 0-207-12927-4 . ОСЛК 2525523 .
- Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники . Рутледж. ISBN 0-7102-0720-4 . Проверено 30 июля 2008 г.
- Колледж, Джей-Джей; Варлоу, Бен (2010). Корабли Королевского флота (Пересмотренная ред.). Ньюбери: Издательство Casemate . ISBN 9781612000275 . OCLC 784981062 . Проверено 24 апреля 2015 г.
- Джиллетт, Росс (1988). Военные корабли Австралии и Новой Зеландии с 1946 года . Бруквейл, Новый Южный Уэльс: Child & Associates. ISBN 0867772190 . ОСЛК 23470364 .
- Линд, Лью (1986). Королевский военно-морской флот Австралии: исторические военно-морские события год за годом (2-е изд.). Френчс Форест, Новый Южный Уэльс: Reed Books. ISBN 0-7301-0071-5 . OCLC 16922225 .
- Оуэн, Билл (2011). «Подводные лодки в Австралии, 1949–1979». В Митчелле, Ретте (ред.). Морские проблемы Австралии, 2010 г. (PDF) . Документы по морским делам Австралии. Том. 35. Центр морской энергетики – Австралия. стр. 25–33. ISBN 978-0-642-29757-0 . ISSN 1327-5658 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2012 года . Проверено 6 марта 2012 г.
- Сил, Грэм; Блейк, Ллойд (2014). Век молчаливого служения Мурука, Квинсленд: Boolarong Press. ISBN 9781922109897 . OCLC 848305716 . Проверено 24 апреля 2015 г.
- Шарп, Ричард, изд. (1992). Боевые корабли Джейн 1992–93 (95-е изд.). Суррей, Англия: Информационная группа Джейн . ISBN 0-7106-0983-3 . ОСЛК 25930144 .
- Шарп, Ричард, изд. (март 1996 г.). Боевые корабли Джейн 1996–97 (99-е изд.). Суррей: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-1355-5 . OCLC 34998928 .
- Шоу, Линдси (2005). HMAS Onslow: воин холодной войны . Сидней: Австралийский национальный морской музей. ISBN 0-9751428-4-4 . ОСЛК 225390609 .
- Стивенс, Дэвид, изд. (2001). Королевский флот Австралии . Столетняя история обороны Австралии (том III). Южный Мельбурн : Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-555542-2 . OCLC 50418095 .
- Купер, Аластер. «Эра передовой обороны». Королевский флот Австралии .
- Джонс, Питер. «Период перемен и неопределенности». Королевский флот Австралии .
- Стивенс, Дэвид. «Первая мировая война». Королевский флот Австралии .
- Уоллер, Кевин (1994). Внезапно мертвый: Десять известных случаев глазами коронера . Чиппендейл, Новый Южный Уэльс: Айронбарк. стр. 3–10. ISBN 0-330-27258-6 .
- Юл, Питер; Вулнер, Дерек (2008). История подводной лодки класса «Коллинз»: сталь, шпионы и пропаганда . Порт Мельбурн : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-86894-5 . OCLC 213111359 .
- 100-летие австралийских подводных лодок . Мартинборо, Новая Зеландия: RnR Publishing (от имени Австралийского института подводных лодок и Австралийской ассоциации подводных лодок). 2014. ISBN 9780473298142 .
- Оуэн, Уильям. «Обероны в Австралии; Таинственные лодки». 100-летие австралийских подводных лодок .
Новостные статьи
- Филиал Лиги вернувшихся и оказанных услуг Австралии в Новом Южном Уэльсе. «Кошка и мышь» . Reveille – голос служащих и бывших военнослужащих Нового Южного Уэльса . 79 № 5 (сентябрь – октябрь 2006 г.). Издательство Acumen: 28–31 . Проверено 17 декабря 2016 г.
- Баркер, Джеффри (19 октября 2013 г.). «Подвиги секретных подводных лодок Австралии в годы холодной войны» . Австралийские выходные . Проверено 17 декабря 2016 г.
- Баркер, Джеффри (28 ноября 2003 г.). «Таинственные лодки» . Financial Review Австралийский журнал . ISSN 1328-3774 . Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
- Боди, Майкл (26 апреля 2010 г.). «Красная дорожка разворачивается, но Канны не обращают внимания на местных кинематографистов» . Австралиец . Проверено 29 сентября 2013 г.
- Клифтон-Эванс, Луиза (1 декабря 2008 г.). «Является ли eBay ответом?» . Франкстон Стандарт Лидер . Лидерские общественные газеты . п. 8 . Проверено 24 апреля 2015 г.
- Когдон, Камал (21 ноября 2008 г.). «Подводная лодка продается на интернет-аукционе eBay» . Вестник Солнца . Проверено 24 апреля 2015 г.
- Хаст, Майк (7 июня 2013 г.). «Подводная лодка за 18 месяцев» . Новости . Группа новостей полуострова Морнингтон . Проверено 24 апреля 2015 г.
- Силкстоун, Дэн (22 апреля 2004 г.). «Подгруппа сражается в битве при Гастингсе» . Возраст . Проверено 8 октября 2013 г.
- Стюарт, Кэмерон (19 декабря 2008 г.). «Подводная лодка выставлена на продажу, поскольку мечта группы тонет в море бюрократической волокиты» . Австралиец . Проверено 24 апреля 2015 г.
- Стюарт, Кэмерон (28 декабря 2009 г.). «ASIO присматривается к загадочной группе после попытки купить сабвуфер» . Австралиец . Проверено 28 декабря 2009 г.
- Тейлор, Стивен (5 февраля 2015 г.). «Вьюна направляется в Доклендс» . Новости . Группа новостей полуострова Морнингтон . Проверено 24 апреля 2015 г.
- Туртеллотт, Боб (26 января 2011 г.). «Необъявленный короткометражный фильм «Сандэнс» и лауреаты гранта» . Рейтерблоги. Архивировано из оригинала 1 февраля 2011 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
Пресс-релизы
- Нельсон, Брендан (3 октября 2001 г.). «История австралийских подводных лодок приземлилась в Гастингсе с грантом в размере 500 000 долларов США» (пресс-релиз). Министерство обороны Австралии . Проверено 8 октября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]38 ° 20'30 "ю.ш., 145 ° 13'27" в.д. / 38,341776 ° ю.ш., 145,224100 ° в.д.