Восстание Чилембе
Восстание Чилембе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть африканского театра Первой мировой войны. | |||||||
![]() Предполагаемых сторонников Чилембве ведут к местам казней | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Повстанцы | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | Джон Чилембве † Дэвид Кадуя ![]() |
представляло Восстание Чилембве собой восстание против британского колониального правления в Ньясаленде (современная Малави ), которое произошло в январе 1915 года. Его возглавил Джон Чилембве священник , получивший американское образование , баптистский . Лидеры восстания, базирующиеся вокруг его церкви в деревне Мбомбве на юго-востоке колонии, были в основном представителями формирующегося черного среднего класса . Они были мотивированы недовольством британской колониальной системой, которая включала принудительный труд , расовую дискриминацию и новые требования, предъявляемые к африканскому населению после начала Первой мировой войны .
Восстание вспыхнуло вечером 23 января 1915 года, когда повстанцы, подстрекаемые Чилембве, напали на штаб-квартиру AL Bruce Estates в Магомеро и убили трех белых поселенцев. практически безуспешное нападение на оружейный магазин в Блантайре Ночью последовало . К утру 24 января колониальные власти мобилизовали Добровольческий резерв Ньясаленда (NVR) и призвали регулярные войска Королевских африканских стрелков (KAR). После неудавшейся атаки войск КАР на Мбомбве 25 января повстанцы атаковали христианскую миссию в Нгулуди и сожгли ее. 26 января KAR и NVR захватили Мбомбве, не встретив никакого сопротивления. Многие повстанцы, включая самого Чилембве, бежали в сторону португальского Мозамбика , надеясь там спастись, но многие попали в плен. Около 40 повстанцев были казнены после восстания, а 300 были заключены в тюрьму; Чилембве был застрелен полицейским патрулем недалеко от границы 3 февраля.
Хотя восстание само по себе не увенчалось успехом, его обычно называют переломным моментом в истории Малави . Восстание оказало долгосрочное воздействие на британскую систему управления в Ньясаленде, и после него были проведены некоторые реформы. После Второй мировой войны растущее малавийское националистическое движение вновь разожгло интерес к восстанию Чилембве, а после обретения Малави независимости в 1964 году оно стало отмечаться как ключевой момент в истории страны. Память о Чилембве, которая по-прежнему занимает видное место в коллективном национальном сознании, малавийские политики часто использовали в символике и риторике. Сегодня восстание отмечается ежегодно, а сам Чилембве считается национальным героем.
Фон
[ редактировать ]
Британское колониальное правление в регионе современной Малави , где произошло восстание, началось между 1899 и 1900 годами, когда британцы стремились усилить свой формальный контроль над территорией, чтобы предотвратить вторжение со стороны португальской или немецкой колониальных империй . [1] Этот регион стал британским протекторатом в 1891 году как Британский протекторат Центральной Африки , а в 1907 году был назван Ньясалендом . [2] В отличие от многих других частей Африки, где британское правление зависело от поддержки местных фракций, в Ньясаленде британский контроль основывался на военном превосходстве. В 1890-х годах колониальные власти подавляли многочисленные восстания местных народов яо , нгони и чева . [2]
Британское правление в Ньясаленде радикально изменило местные властные структуры. [3] В ранний колониальный период наблюдалась некоторая иммиграция и поселение белых колонистов, которые покупали большие участки территории у местных вождей, часто за символические платежи в виде бус или оружия. [3] Большая часть земель, приобретенных белыми поселенцами, особенно в Шир-Хайлендс , была превращена в плантации , где чай , кофе , хлопок и табак . выращивались [3] Применение колониальных институтов, таких как налог на хижины , вынудило многих коренных жителей искать оплачиваемую работу, а спрос на рабочую силу, созданный плантациями, привел к тому, что они стали крупными работодателями. [4] Когда-то чернокожие рабочие, трудоустроенные на плантациях, обнаружили, что их часто избивают и подвергают расовой дискриминации . [3] Плантации все чаще были вынуждены полагаться на систему, известную на местном уровне как тангата , которая в лучшем случае предполагала взимание значительного труда в виде натуральной ренты и часто перерождалась в принудительный труд . [5]
Чилембве и его церковь
[ редактировать ]
Джон Чилембве , родившийся здесь примерно в 1871 году, получил раннее образование в миссии Церкви Шотландии , а затем познакомился с Джозефом Бутом , радикальным баптистским миссионером , руководившим Промышленной миссией Замбези . Бут проповедовал форму эгалитаризма, и его прогрессивное отношение к расе привлекло внимание Чилембве. [6] Под патронажем Бута Чилембве отправился в Соединенные Штаты в 1897 году с целью получения высшего образования и сбора средств для Бута, начав обучение в Теологической семинарии Вирджинии в Линчберге в 1898 году. [7] Там он смешался с афроамериканскими кругами и находился под влиянием историй аболициониста Джона Брауна и эгалитариста Букера Т. Вашингтона . [8]
Несмотря на свой христианский пацифистский и дальновидный темперамент, Бут также резко критиковал существующие институты, такие как колониальное правительство и протестантские церкви в Ньясаленде. Он был особенно враждебно настроен по отношению к миссионерам Шотландской церкви в Блантайре , критикуя их богатый образ жизни по сравнению с бедностью местных крестьян. И колониальное правительство, и пресвитерианские миссионеры были обеспокоены «опасным эгалитарным духом» Бута и тем, что он «решительный сторонник расового равенства, а также фундаментально выступает против колониального государства». [9] Бут также был убежденным сторонником создания собственной промышленной миссии в дополнение к религиозной и с помощью Гарри Джонстона приобрел 26 537 акров земли в Мициди . Несмотря на то, что Бут был ярым антиколониалистом, а Джонстон — защитником колониализма, обоих объединяло презрение к Шотландской церкви, и Джонстон стремился помочь Буту, чтобы подорвать усилия шотландских миссионеров. [9] Промышленные миссии Бута должны были «самоуправляться образованными африканцами и быть в основном сосредоточены на сельскохозяйственном и промышленном производстве». Миссии должны были быть самоокупаемыми и управляться самими африканцами, а европейские поселенцы выступали только в качестве гидов и советников. Бут оказал глубокое влияние на Чилембве, а его эгалитарные и протонационалистические идеалы сформировали собственные взгляды Чилембве, а также его баптистскую веру. [9]
Сумев составить конкуренцию другим протестантским миссионерам, Бут отвлек от пресвитерианцев многих африканцев с миссионерским образованием, предложив им непомерную заработную плату - Бут платил африканскому рабочему 18 шиллингов в месяц, тогда как нормальная ставка в 1890-х годах составляла всего лишь около три шиллинга. Однако он платил своим африканским работникам ситцем на сумму всего около двух шиллингов, что на самом деле было меньше, чем зарплата, предлагаемая остальными европейскими поселенцами. Он основал Африканский христианский союз , в котором подчеркнул необходимость того, чтобы африканцы сами управляли своей экономикой, а не заставляли европейских колонистов «истощать богатства Африки». [9] Его организация преследовала три цели, а именно: «распространить христианское Евангелие по всему африканскому континенту; создать то, что он назвал «промышленными миссиями»; и, наконец, вернуть Африку африканцам». [9] Он выступал за африканское самоуправление и представлял себе самостоятельную африканскую экономику, управляемую образованными африканцами, уделяя особое внимание производству чая, кофе, какао и сахара, а также добыче полезных ископаемых и обрабатывающей промышленности. Антрополог Брайан Моррис отмечает существенное противоречие во взглядах Бута, которые в конечном итоге унаследовал Чилембве, будучи стойким эгалитаристом, одновременно призывая к иерархической плантационной экономике и высококапиталистическому обществу. С этой целью и Чилембве, и Бут были «воплощением протестантской этики и духа капитализма». [9]

Чилембве вернулся в Ньясаленд в 1900 году и при содействии Афро-американской национальной баптистской конвенции основал свою независимую церковь «Промышленная миссия Провиденса » в деревне Мбомбве. В первые годы работы миссии колониальные власти считали его «образцом ненасильственного развития Африки». [10] Он основал сеть независимых школ для чернокожих африканцев, в которых обучалось в общей сложности более 900 учеников, и основал Индустриальный союз туземцев, форму кооперативного союза , который был описан как «эмбриональная торговая палата ». [11] [6] Тем не менее, деятельность Чилембве привела к трениям с менеджерами AL Bruce Estates , которые опасались влияния Чилембве на своих работников. В ноябре 1913 года сотрудники AL Bruce Estates сожгли церкви, которые Чилембве или его последователи построили на земле поместья. [11]
Информация о церкви Чилембве до восстания скудна, но его идеология оказалась популярной, и у него появилось много местных последователей. [6] По крайней мере, в течение первых 12 лет своего служения он проповедовал идеи африканского самоуважения и развития посредством образования, упорного труда и личной ответственности, отстаиваемые Букером Т. Вашингтоном. [12] и он призвал своих последователей перенять одежду и привычки европейского стиля. [13] Первоначально его деятельность поддерживали белые протестантские миссионеры. [14] Тем временем в школах Миссии начали преподавать расовое равенство, основанное на христианском учении и антиколониализме. [15] Многие из его ведущих последователей, некоторые из которых участвовали в восстании, происходили из местного среднего класса, который также перенял европейские обычаи. Принятие Чилембве европейской культуры создало неортодоксальную антиколониальную идеологию, основанную на форме национализма, а не на желании восстановить доколониальный общественный порядок. [16]
Следуя примеру Бута, Чилембве занялся не только просветительской работой и евангелизацией, но и попытался основать собственное сельскохозяйственное поместье. Он нанимал местных рабочих из Ломве на свои участки по выращиванию кофе, каучука, перца и хлопка. Он завоевал уважение как со стороны африканцев, так и европейских землевладельцев, и до 1914 года «как правительственные чиновники, так и европейские миссионеры относились к Чилембве с некоторой благосклонностью». [17] Он стал местным лидером новых африканских плантаторов и предпринимателей, которых особенно привлекала его собственная протестантская церковная община. Именно в это время Чилембве начал чувствовать недовольство обоих африканских классов - иммигрантов из Ломве, которых он нанимал, а также новых африканских предпринимателей. [17] Оба африканских класса были сильно отчуждены системой тангата , которая требовала от каждого арендатора работать на владельца поместья, чтобы платить арендную плату и «налог на хижину». Арендная плата за рабочую силу вводилась во время короткого сезона дождей, что вынуждало африканцев работать на земле своих землевладельцев, не имея времени присматривать за своей землей в критическое время года. Африканские арендаторы также должны были соблюдать строгие правила, им было запрещено приобретать древесину или охотничьих животных. Кроме того, европейские землевладельцы часто заставляли своих арендаторов работать гораздо больше, чем позволяла система, избивали своих рабочих кнутом и заставляли африканских вдов тоже работать на земле. Чилембве выступал в качестве представителя местного населения Ломве. [18]
Тем временем африканские плантаторы были разочарованы экономическими ограничениями и социальной дискриминацией, которые им приходилось терпеть, несмотря на принятие европейского образа жизни. Они не могли получить землю в собственность или кредит и не имели права подписывать сертификаты об уплате трудового налога своих сотрудников, что подрывало их шансы на привлечение рабочей силы. Кроме того, колониальное правительство открыто отдавало предпочтение белым землевладельцам, которые действовали самостоятельно как «феодалы». Каждый африканский плантатор был «обязан снять шляпу перед любым европейцем, будь то правительственный чиновник или нет», и невыполнение этого требования часто означало физическое и словесное насилие. [19] Белые поселенцы и даже протестантские священники, несмотря на проповедь равенства, возмущались африканскими плантаторами, поскольку тот факт, что образованные африканцы приняли европейскую моду и ожидали, что с ними будут обращаться одинаково, считался «выше их положения». Уильям Джервис Ливингстон был особенно известен тем, что использовал уничижительные фразы по отношению к образованным и землевладельцам африканцам, спрашивая, «чьи они рабы». Моррис называет эту дискриминацию одной из главных причин восстания. [19]
После 1912 года Чилембве стал более радикальным и стал предсказывать освобождение африканцев и конец колониального правления. [20] [14] и начал укреплять более тесные связи с рядом других независимых африканских церквей. [21] С 1914 года он читал более воинственные проповеди, часто обращаясь к темам Ветхого Завета , концентрируясь на таких аспектах, как побег израильтян из египетского рабства , [22] [20] Сам Чилембве не был частью апокалиптического движения Сторожевой Башни, которое было популярно в то время в Центральной Африке и позже стало известно как Китавала в Демократической Республике Конго, но некоторые из его последователей, возможно, находились под его влиянием. [23] Лидер Сторожевой Башни Чарльз Тейз Рассел предсказал, что Армагеддон начнется в октябре 1914 года, что некоторые последователи Чилембве приравняли к концу колониального правления. [24]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Первая мировая война разразилась в июле 1914 года. К сентябрю 1914 года война распространилась на Африку, когда британские и бельгийские войска начали восточноафриканскую кампанию против немецкой колониальной империи. В Ньясаленде главным последствием войны стала массовая вербовка африканцев в качестве носильщиков для поддержки войск союзников . [25] Носильщики жили в крайне плохих условиях, из-за чего они были подвержены болезням, а уровень смертности среди них во время кампаний был высоким. В то же время наем носильщиков создал нехватку рабочей силы, что усилило экономическое давление на африканцев в Ньясаленде. [25] Милленарии в то время считали, что Первая мировая война станет формой Армагеддона , который, по их мнению, уничтожит колониальные державы и проложит путь к появлению независимых африканских государств. [25]
Чилембве выступал против вербовки жителей Ньясана для ведения войны, которая, по его мнению, совершенно с ними не связана. [25] Он пропагандировал форму христианского пацифизма и утверждал, что отсутствие гражданских прав у африканцев в колониальной системе должно освободить их от обязанностей военной службы. [25] В ноябре 1914 года, после сообщений о больших человеческих жертвах во время боев при Каронге , Чилембве написал письмо в газету «Ньясаленд Таймс» в Блантайре, в котором открыто призывал колониальные власти не набирать в армию чернокожих:
Когда я услышал об этом, разразилась война между вами и другими народами, только белыми, поэтому я прошу не вербовать больше моих соотечественников, моих братьев, которые не знают причины вашей борьбы, которым действительно нечего делать. с ней... Лучше вербовать в стране белых плантаторов, торговцев, миссионеров и других белых поселенцев, которые, действительно, представляют большую ценность и которые тоже знают причину этой войны и имеют к ней какое-то отношение.. . (исходный синтаксис и грамматика) [26]
Препараты
[ редактировать ]Подготовка к восстанию началась к концу 1914 года. Каковы были именно цели Чилембве, остается неясным, но некоторые современники считали, что он планировал сделать себя «королем Ньясаленда». [27] Вскоре он приобрел военный учебник и начал организовывать своих последователей и более широкую поддержку. [28] В частности, он установил тесные связи с Филиппо Чиньямой в Нчеу , в 110 милях (180 км) к северо-западу, и получил от него заверения, что он также мобилизует своих последователей, чтобы они присоединились к восстанию, когда оно вспыхнет. [29]
Колониальные власти получили два предупреждения о неизбежности восстания. Разочарованный последователь Чилембве сообщил о «тревожных намерениях» проповедника Филиппу Митчеллу , колониальному государственному служащему (и будущему губернатору Уганды и Кении ), в августе 1914 года. Католическая миссия также была предупреждена, но не предприняла никаких действий. [14] Моррис отмечает, что никаких действий предпринято не было, поскольку у колониальных властей не было возможности подтвердить слухи, учитывая секретный характер восстания. [30]
Восстание
[ редактировать ]Вспышка
[ редактировать ]«Это единственный способ показать белым людям [ sic ], что обращение, с которым они обращаются с нашими мужчинами и женщинами, было самым плохим, и мы решили нанести первый и последний удар, а затем мы все умрем от сильного шторма армия белых людей. Белые люди тогда, после нашей смерти, подумают, что обращение, с которым они обращаются [ sic ] с нашим народом, плохое, и они могут измениться к лучшему для нашего народа».
Речь Чилембве перед повстанцами, 23 января [31]
В ночь с субботы 23 на 24 января повстанцы встретились в церкви Мбомбве, где Чилембве произнес речь, подчеркнув, что никто из них не должен рассчитывать на то, что он переживет репрессии, которые последуют за восстанием, но что восстание привлечет больше внимания к их условия и дестабилизировать колониальную систему. Чилембве считал, что это единственный способ, которым могут произойти перемены. [31]
Контингент повстанцев был отправлен в Блантайр и Лимбе , примерно в 15 милях (24 км) к югу, где проживало большинство белых поселенцев и где повстанцы надеялись захватить африканских озер (ALC). склад оружия Корпорации [29] Другая группа направилась к штаб-квартире плантации Александра Ливингстона Брюса в Магомеро . Чилембве отправил гонца в Нчеу, чтобы предупредить Чиньяму о начале восстания. [29]
Чилембве также искал поддержки своего восстания у колониальных властей Германской Восточной Африки , на далекой северной границе Ньясаленда. [28] надеясь, что наступление под руководством Германии с севера в сочетании с африканским восстанием на юге может навсегда вынудить британцев покинуть Ньясаленд. [32] 24 января он отправил письмо губернатору Германской Восточной Африки Генриху Шнее через курьера через португальский Мозамбик . Курьера перехватили, и Шни так и не получил письмо. На последних этапах восточноафриканской кампании, после вторжения в португальский Мозамбик, немецкие колониальные войска помогли подавить антипортугальские восстания Макомбе и Баруэ , опасаясь, что африканские восстания дестабилизируют колониальный порядок. [33]
Нападение на плантацию Ливингстона Брюса
[ редактировать ]Основным действием восстания Чилембве было нападение на плантацию Брюса в Магомеро. Плантация занимала площадь около 5000 акров (20 км²). 2 ) и выращивали хлопок и табак . [34] Около 5000 местных жителей работали над ним в рамках своих обязательств по тангате . [35] Плантация имела на местном уровне репутацию из-за плохого обращения с рабочими и жестокости менеджеров. [36] которые закрыли местные школы, избили их работников и заплатили им меньше, чем было обещано. [36] Сожжение церкви Чилембве в ноябре 1913 года вызвало личную неприязнь к руководству повстанцев. [11] Повстанцы совершили две примерно одновременные атаки: одна группа напала на Магомеро, штаб-квартиру плантации и дом главного менеджера Уильяма Джервиса Ливингстона и нескольких других белых сотрудников, а вторая напала на принадлежащую плантации деревню Мванже, где проживало два белых дома. . [29] [37]
Повстанцы двинулись в Магомеро ранним вечером, пока Ливингстон и его жена развлекали гостей за ужином. Чиновник поместья, Дункан МакКормик, находился в другом доме неподалеку. [29] В третьем здании, где жили Эмили Стэнтон, Элис Роуч и пятеро детей, находился небольшой тайник с оружием и боеприпасами, принадлежащими местному стрелковому клубу. [29] Повстанцы незаметно ворвались в дом Ливингстона и ранили его во время рукопашной схватки, что побудило его укрыться в спальне, где его жена пыталась обработать его раны. Повстанцы ворвались в спальню и, захватив его жену, обезглавили Ливингстона. [38] [39] Маккормик, которого предупредили, был убит копьем повстанцев. [40] Нападавшие взяли женщин и детей деревенского пленника, но вскоре отпустили их целыми и невредимыми, как сообщается, обращаясь с ними хорошо. [38] [41] Было высказано предположение, что Чилембве, возможно, надеялся использовать женщин и детей в качестве заложников, но это остается неясным. [40] Нападение на Магомеро и, в частности, убийство Ливингстона имело большое символическое значение для людей Чилембве. [42] Две винтовки Маузера , захваченные на плантации, составили основу арсенала повстанцев до конца восстания. [42]
Мвандже не имел большого военного значения, но предполагалось, что повстанцы, возможно, надеялись найти там оружие и боеприпасы. [38] Повстанцы во главе с Джонатаном Чигвинья штурмовали один из домов и убили копьем управляющего запасами плантации Роберта Фергюсона, когда он лежал в постели и читал газету. [38] [37] Двое колонистов, Джон Робертсон и его жена Шарлотта, сбежали на хлопковые поля и прошли 6 миль (9,7 км) до соседней плантации, чтобы поднять тревогу. [43] Один из африканских слуг Робертсонов, оставшийся верным, был убит нападавшими. [43]
Дальнейшие действия
[ редактировать ]Повстанцы перерезали телефонные линии Зомба- Тете и Блантайр- Микалонгве , задержав распространение новостей. [38] Около 02:00 24 января оружейный магазин ALC в Блантайре подвергся нападению отряда численностью около 100 повстанцев, прежде чем была поднята общая тревога из-за новостей о нападениях на Магомеро и Мванже. [44] Местные поселенцы мобилизовались после того, как повстанцы застрелили африканского сторожа. Повстанцы были отброшены, но не раньше, чем они захватили пять винтовок и немного боеприпасов, которые были доставлены обратно в Мбомбве. [45] Несколько повстанцев попали в плен при отступлении из Магомеро. [46]
После первых атак на плантацию Брюса повстанцы вернулись домой. Голова Ливингстона была забрана и выставлена в Промышленной миссии Провиденса на второй день восстания, когда Чилембве читал проповедь. [47] На протяжении большей части восстания Чилембве оставался в Мбомбве, молясь, а руководство повстанцами взял на себя Дэвид Кадуя, бывший солдат Королевских африканских стрелков (КАР). Под командованием Кадуи 24 января повстанцы успешно устроили засаду на небольшой отряд войск КАР возле Мбомбве, что описано как «единственное поражение, которое потерпело правительство» во время восстания. [45]
К утру 24 января колониальное правительство сформировало Добровольческий резерв Ньясаленда (NVR), подразделение, состоящее из поселенцев -резервистов , и передислоцировало 1-й батальон КАР с севера колонии. [48] Повстанцы не предпринимали дальнейших атак ни на одну из многих других изолированных плантаций в регионе. Они также не заняли бому (форт) в Чирадзулу, всего в 5 милях (8,0 км) от Мбомбве, хотя в то время там не было гарнизона. [38] Слухи о нападениях повстанцев распространились, но, несмотря на более ранние предложения поддержки, параллельных восстаний в других местах Ньясаленда не было, и обещанное подкрепление из Нчеу не материализовалось. Регионы Мланже и Зомба также отказались присоединиться к восстанию. [38] [49]
Осада Мбомбве и попытка побега
[ редактировать ]
Войска КАР предприняли предварительную атаку на Мбомбве 25 января, но бой оказался безрезультатным. [50] Силы Чилембве заняли сильную оборонительную позицию вдоль реки Мбомбве, и их не удалось отбросить. Двое солдат КАР были убиты и трое ранены; [51] Потери Чилембве оцениваются примерно в 20 человек. [51]
26 января группа повстанцев напала на католическую миссию в Нгулуди, принадлежащую отцу Свелсену. Миссию защищали четыре африканских вооруженных охранника, один из которых был убит, отец Свелсен также был ранен в бою, а церковь была сожжена, в результате чего погибла молодая девушка, находившаяся в то время внутри. [38] В тот же день войска КАР и НВР снова атаковали Мбомбве, но не встретили сопротивления. [52] Многие повстанцы, в том числе Чилембве, покинули деревню, переодевшись мирными жителями. [52] Падение Мбомбве и последующий снос церкви Чилембве динамитом правительственными солдатами положили конец восстанию. [52] Кадуя был схвачен и доставлен обратно в Магомеро, где был публично казнен. [53] Это была последняя атака восстания, и Моррис объяснил решение напасть на католическую миссию «повсеместными антикатолическими настроениями, выраженными независимыми баптистами». [54]
После атак Чилембве медитировал на вершине холма Чилиманхандже вместо того, чтобы пытаться перегруппировать теперь рассредоточенные повстанческие войска. В конце концов его убедили покинуть холм и бежать в Мозамбик, страну, где он уже много раз бывал во время своих охотничьих поездок. Чилемве также написал письмо немецким колониальным властям в Тундуру с просьбой о помощи. Он так и не получил ответа, и письмо было сочтено позором для его сторонников, учитывая репутацию Германии как особенно репрессивной колониальной державы. [54]
После поражения восстания большинство оставшихся повстанцев попытались бежать на восток через Ширское нагорье, в сторону Португальской Восточной Африки , откуда они надеялись направиться на север, на территорию, контролируемую Германией. [52] Чилембве был замечен патрулем полиции Ньясаленда и застрелен 3 февраля недалеко от Мланже . [52] Многие другие повстанцы были схвачены; После восстания 300 человек были заключены в тюрьму и 40 казнены. [52] Около 30 повстанцев избежали плена и обосновались на территории Португалии недалеко от границы с Ньясалендом. [55]
Последствия
[ редактировать ]Колониальные власти быстро отреагировали на восстание, применив столько сил и столько войск, полицейских и добровольцев-поселенцев, сколько они могли собрать для выслеживания и убийства подозреваемых повстанцев. Официального числа погибших не было, но, возможно, 50 последователей Чилембве были убиты в боях при попытке к бегству после или казнены без суда и следствия. [56] Опасаясь, что восстание может быстро возобновиться и распространиться, власти спровоцировали произвольные репрессии против местного африканского населения, включая массовые поджоги хижин. Все оружие было конфисковано, а в районах, затронутых восстанием, были введены штрафы в размере 4 шиллингов на человека, независимо от того, участвовали ли в нем упомянутые люди. [55] В рамках репрессий была спешно созвана серия судов, которые вынесли смертные приговоры 46 мужчинам за убийства и государственную измену, а еще 300 были приговорены к тюремному заключению. Тридцать шесть человек были казнены, а для усиления сдерживающего эффекта некоторые из главарей были публично повешены на главной дороге недалеко от поместья Магомеро, где были убиты европейцы. [56] [57]
Колониальное правительство также начало ограничивать права христианских миссионеров в Ньясаленде, и, хотя англиканские миссии, миссии шотландских церквей и католические миссии не были затронуты, оно запретило многие небольшие церкви, часто основанные в Америке, включая Церкви Христа и Общество Сторожевой Башни. , из Ньясаленда, и наложил ограничения на другие церкви, управляемые африканцами. Публичные собрания, особенно связанные с религиозными группами, инициированными африканцами, были запрещены до 1919 года. [58] Страх перед подобными восстаниями в других британских колониях, особенно в Северной Родезии , также привел к аналогичным репрессиям в отношении независимых церквей и иностранных миссий за пределами Ньясаленда. [59]
Хотя восстание провалилось, угроза британскому правлению, исходящая от восстания, вынудила колониальное правительство провести некоторые реформы. Власти предлагали подорвать власть независимых церквей, таких как церковь Чилембве, путем продвижения светского образования, но отсутствие финансирования сделало это невозможным. Колониальные власти в Ньясаленде начали поощрять племенную лояльность через систему непрямого правления , которая была расширена после восстания. В частности, мусульманам Яо, которые пытались дистанцироваться от Чилембве, было предоставлено больше власти и автономии. [60] Несмотря на задержку из-за войны, полиция Ньясаленда, которая в основном состояла из африканцев, призванных на службу колониальными чиновниками, была реструктурирована в профессиональные силы белых поселенцев. [58] Принудительный труд сохранялся и оставался источником негодования среди африканцев в течение десятилетий после этого. [61]
Хотя восстание вызвало определенную симпатию среди простолюдинов Яо, ни один из вождей Яо в Ширском нагорье его не поддержал. Большинство из них приняли ислам вместо христианства и считали африканских плантаторов угрозой своей политической гегемонии. Комиссия по расследованию отклонила восстание как локальное дело, вызванное жестоким обращением с африканцами со стороны поместья Магомеро . [62] Однако недовольство, выраженное Чилембве, было характерно не только для его региона, и африканцы по всему Ньясаленду разделяли его борьбу. Африканцы не имели прав арендаторов в рамках системы тангата , должны были платить арендную плату за труд, им было запрещено собирать древесину или охотиться на диких животных в лесах, окружающих европейские поместья, хотя они считали лесные ресурсы общей собственностью. Историки отмечают, что, хотя колониальные власти действительно подавляли работорговлю в Ньясаленде, система тангата рассматривалась многими африканцами как новая форма рабства. [63]
Повстанцы имели различное социальное и экономическое происхождение, включая людей Яо, иммигрантов из Ломве, сельскохозяйственных фермеров и африканской мелкой буржуазии. Колониальные власти игнорировали петиции африканских стран и не смогли перевести свои законы на местные языки, в результате чего многие местные жители их вообще не понимали. Моррис отметил, что африканцы Ньясаленда становятся все более враждебными к колониальному правлению из-за жестокого обращения, которому они подвергались на плантациях, принадлежащих белым, и если повстанцам удалось заручиться поддержкой Германии и заполучить тайники с оружием во время нападения на оружейный магазин ALC в Блантайре, это могла перерасти в «более широкую и продолжительную борьбу». [63] Моррис заключает, что восстание было ответом на колониальное угнетение, особенно на расовую несправедливость. Это была «борьба за свободу» с элементами христианского утопизма, в которой Чилембве выражал две противоположные политические традиции — радикальный эгалитаризм Бута и «мелкокапиталистическую ориентацию» протестантских церквей, которые подчеркивали право на частную собственность, наёмный труд и коммерческое сельское хозяйство. . [64]
Комиссия по расследованию
[ редактировать ]После восстания колониальная администрация сформировала комиссию по расследованию для изучения причин и борьбы с восстанием. Комиссия, представившая свои выводы в начале 1916 года, пришла к выводу, что восстание было главным образом вызвано неправильным управлением плантацией Брюса. Комиссия также обвинила самого Ливингстона в «обращении с туземцами, [которое] часто было неоправданно суровым» и в плохом управлении поместьем. [65] Комиссия установила, что систематическая дискриминация, отсутствие свобод и уважения являются основными причинами недовольства местного населения. [65] Он также подчеркнул влияние идеологии Бута на Чилембве. [66]
Реформы Комиссии не имели далеко идущих последствий: хотя она критиковала систему тангата , она внесла лишь незначительные изменения, направленные на прекращение «случайной жестокости». [67] [60] Хотя в 1917 году правительство приняло законы, запрещающие владельцам плантаций использовать услуги своих арендаторов в качестве оплаты арендной платы, фактически отменив тхангату , это «повсеместно игнорировалось». [67] Следующая комиссия в 1920 году пришла к выводу, что тангата не может быть эффективно отменена, и она оставалась постоянным источником разногласий до 1950-х годов. [67]
В более поздней культуре
[ редактировать ]
Несмотря на провал, восстание Чилембве с тех пор заняло важное место в современной культурной памяти Малави, а сам Чилембве приобрел «культовый статус». [68] Восстание имело «местную известность» в первые годы после него, и бывшие повстанцы находились под наблюдением полиции. [69] В течение следующих трех десятилетий местные антиколониальные активисты идеализировали Чилембве и начали видеть в нем полумифическую фигуру. [68] Африканский конгресс Ньясаленда (NAC) в 1940-х и 1950-х годах использовал его в качестве символического номинального руководителя, отчасти потому, что его президент Джеймс Чиньяма имел семейные связи с Филиппо Чиньямой, который считался союзником Чилембве. [68] Когда NAC объявил, что намерен ежегодно отмечать 15 февраля как День Чилембве, колониальные власти были шокированы. Один из них написал, что «почтение памяти фанатика и кровожадного Чилембве кажется нам не чем иным, как признанием в насильственных намерениях». [68]
Историк Десмонд Дудва Фири охарактеризовал восстание Чилембве как раннее выражение малавийского национализма, как это сделали Джордж Шепперсон и Томас Прайс в своей книге 1958 года « Независимый африканец» , исчерпывающем исследовании Чилембве и его восстания, которое было запрещено в колониальную эпоху, но все еще широко читаемо в Ньясаленде. образованный класс. [68] Многие жители страны считали Чилембве «беспроблемным» героем. [41] Партия Конгресса Малави , которая в конечном итоге привела страну к независимости в 1964 году, предприняла сознательную попытку отождествить своего лидера Гастингса Банду с Чилембве посредством речей и радиопередач. [70] Бакили Мулузи , сменивший Банду в 1994 году, аналогичным образом призвал память Чилембве, чтобы завоевать поддержку народа, открыв 16 января 1995 года новый ежегодный национальный праздник - День Чилембве. [70] Вскоре портрет Чилембве был добавлен к национальной валюте — кваче . [70] и воспроизведено на марках Малави . [41] Утверждалось, что для малавийских политиков Чилембве стал «символом, узаконивающим миф, инструмент и пропаганду». [70]
Исторический анализ
[ редактировать ]Восстание было предметом множества исследований и по-разному интерпретировалось историками. В то время восстание обычно считалось поворотным моментом в британском колониальном правлении. Губернатор Ньясаленда Джордж Смит заявил, что восстание ознаменовало «новый этап в существовании Ньясаленда». [41] По словам историка Хью Страчана , восстание в Чилембве запятнало британский престиж в Восточной Африке, что способствовало, после назначения будущего премьер-министра Бонара Лоу государственным секретарем по делам колоний , возобновлению давления с целью англо-бельгийского наступления на Германскую Восточную Африку. [25]
Цели Чилембве также оказались под пристальным вниманием. По словам Роберта Ротберга , в речи Чилембве от 23 января подчеркивалась важность и неизбежность мученичества как основного мотива. В той же речи восстание было изображено как проявление отчаяния, но из-за своего желания «нанести удар и умереть» он не имел никакого представления о том, чем он заменит колониализм, если восстание увенчается успехом. [71] Ротберг заключает, что Чилембве планировал захватить власть в Шир-Хайленде или, возможно, во всем Ньясаленде. [27] Джон Маккракен критикует идею о том, что восстание можно считать националистическим, утверждая, что идеология Чилембве вместо этого была фундаментально утопической и создана в противовес локальным злоупотреблениям колониальной системы, особенно тхангате . [72] По словам Маккракена, восстание провалилось, потому что Чилембве слишком полагался на небольшую европеизированную мелкую буржуазию и не получил достаточной массовой поддержки. [45] Исследование Ротберга восстания Чилембве с психоаналитической точки зрения приходит к выводу, что личная ситуация Чилембве, его психосоматическая астма и финансовый долг, возможно, были факторами, способствовавшими его решению организовать восстание. [73]
См. также
[ редактировать ]- Восстание Буссы — восстание 1915 года против непрямого британского правления на севере Нигерии.
- Чимуренга — восстание против Британской Южно-Африканской компании администрации в соседней Южной Родезии в 1896–1897 годах.
- Восстание Маджи-Маджи — война против немецкого колониального правления в Восточной Африке, 1905–08 гг.
- История Малави
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ротберг 1967 , стр. x – xi.
- ^ Jump up to: а б Ротберг 1967 , с. xi.
- ^ Jump up to: а б с д Ротберг 1967 , с. xiv.
- ^ Ротберг 1967 , с. xv–xvii.
- ^ Маккракен 2012 , стр. 128–9.
- ^ Jump up to: а б с Ротберг 1967 , с. XXI.
- ^ Акерс, Лиза Э. (19 августа 2022 г.). «Джон Чилембве, студент из Линчбурга, ставший отцом независимости африканской страны Малави» . Музейная система Линчберга . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Ротберг 1967 , с. XXIV–XXV.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 152–155. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Маккракен 2012 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с Маккракен 2012 , с. 133.
- ^ Г. Шепперсон и Т. Прайс (1958). Независимый африканец. Джон Чилембве и истоки, условия и значение восстания коренных жителей Ньясаленда в 1915 году. Издательство Эдинбургского университета, стр. 166, 417.
- ^ Маккракен 2012 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с Ротберг 1971 , с. 140.
- ^ Маккракен 2012 , стр. 133–4.
- ^ Маккракен 2012 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 156–157. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 158–159. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Jump up to: а б Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 160–161. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Т. Джек (март 2017 г.). «Религия и мифология во время восстания Чилембве 1915 года в Ньясаленде и Пасхального восстания 1916 года в Ирландии: подготовка к концу света?» . Исследования мирового христианства . 23 (1): 51–66. дои : 10.3366/swc.2017.0169 .
- ^ Р. Тангри (1971) Некоторые новые аспекты восстания коренных жителей Ньясаленда в 1915 году, Африканские исторические исследования, Том. 4, № 2 с. 307
- ^ Дж Линден и я Линден (1971). Джон Чилембве и Новый Иерусалим. Журнал африканской истории. Том. 12, стр. 638–40.
- ^ Линден и Линден 1971 , с. 632.
- ^ Маккракен 2012 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Страчан 2004 , с. 132.
- ^ Ротберг 1967 , стр. 33–4.
- ^ Jump up to: а б Ротберг 1971 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Ротберг 1971 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ротберг 1971 , с. 135.
- ^ Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 170–171. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Jump up to: а б Ротберг 1967 , с. 48-9.
- ^ Ротберг 1971 , с. 163.
- ^ Страчан 2004 , с. 177.
- ^ Маккракен 2012 , стр. 130–1.
- ^ Маккракен 2012 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Маккракен 2012 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Shepperson & Price 1958 , p. 274.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ротберг 1971 , с. 136.
- ^ Shepperson & Price 1958 , p. 270.
- ^ Jump up to: а б Shepperson & Price 1958 , p. 272.
- ^ Jump up to: а б с д Маккракен 2012 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Shepperson & Price 1958 , p. 273.
- ^ Jump up to: а б Shepperson & Price 1958 , p. 277.
- ^ Shepperson & Price 1958 , pp. 279–280.
- ^ Jump up to: а б с Маккракен 2012 , с. 141.
- ^ Shepperson & Price 1958 , pp. 281–282.
- ^ Власть 2010 , с. 19.
- ^ Shepperson & Price 1958 , pp. 283, 286.
- ^ Shepperson & Price 1958 , p. 289.
- ^ Shepperson & Price 1958 , p. 296.
- ^ Jump up to: а б Shepperson & Price 1958 , p. 297.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ротберг 1971 , с. 137.
- ^ Маккракен 2012 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. п. 173. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Jump up to: а б Маккракен 2012 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б С. Хайнд, (2010). «Высшее наказание закона»: милосердие и смертная казнь как аспекты государственной власти в колониальном Ньясаленде, ок. 1903 г. 47. Журнал восточноафриканских исследований, том. 4, № 3, с. 547.
- ^ Д.Д. Фири, (1999). Давайте умрем за Африку: африканский взгляд на жизнь и смерть Джона Чилембве из Ньясаленда. Central Africana, Блантайр, стр. 86–7. ISBN 978-9-99081-417-0 .
- ^ Jump up to: а б Маккракен 2012 , с. 144.
- ^ Йорк 1990 , стр. 373–4.
- ^ Jump up to: а б Власть 2010 , с. 20.
- ^ Власть 2010 , с. 21.
- ^ Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. п. 174. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Jump up to: а б Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. п. 178. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Моррис, Брайан (ноябрь 2016 г.). Экологическая история юга Малави: земля и жители Ширского нагорья (PDF) . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 181–182. дои : 10.1007/978-3-319-45258-6 . ISBN 978-3-319-45257-9 .
- ^ Jump up to: а б Ротберг 1971 , стр. 137–8.
- ^ Маккракен 2012 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с Маккракен 2012 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д и Власть 2010 , с. 27.
- ^ Ротберг 1971 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с д Власть 2010 , с. 28.
- ^ Ротберг 1971 , с. 133.
- ^ Маккракен 2012 , с. 140.
- ^ Ротберг 1971 , стр. 158–60.
Библиография
[ редактировать ]- Линден, Джейн; Линден, Ян (1971). «Джон Чилембве и Новый Иерусалим». Журнал африканской истории . 12 (4): 631–51. JSTOR 181018 .
- Маккракен, Джон (2012). История Малави, 1859–1966 гг . Вудбридж: Джеймс Карри. ISBN 978-1-84701-064-3 .
- Пауэр, Джоуи (2010). Политическая культура и национализм в Малави: строительство квачи . Рочестерские исследования по истории Африки и диаспоры. Нью-Йорк: Рочестерский университет Press. ISBN 978-1-58046-310-2 .
- Ротберг, Род-Айленд (1967). Нанеси удар и умри: рассказ о расовых отношениях в колониальной Африке Джорджа Симеона Мвасе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. OCLC 184725 .
- Ротберг, Род-Айленд (1971). «Психологический стресс и вопрос идентичности: пересмотр восстания Чилембве». в Ротберге, Род-Айленд ; Мазруи, А.А. (ред.). Протест и власть в Черной Африке . Нью-Йорк. стр. 133–64. OCLC 139250 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шепперсон, Джордж; Прайс, Томас (1958). Независимый африканец: Джон Чилембве и истоки, условия и значение восстания коренных жителей Ньясаленда в 1915 году . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. OCLC 421086 .
- Страчан, Хью (2004). Первая мировая война в Африке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-925728-0 .
- Йорк, Эдмунд (1990). «Призрак второго Чилембве: правительство, миссии и социальный контроль в Северной Родезии во время войны, 1914–18». Журнал африканской истории . 31 (3): 373–91. дои : 10.1017/S0021853700031145 . JSTOR 182876 . S2CID 161760025 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с восстанием в Чилембве, на Викискладе?
15 ° 44'20 "ю.ш. 35 ° 11'31" в.д. / 15,739 ° ю.ш. 35,192 ° в.д.
- Восстание Чилембе
- Африканское сопротивление колониализму
- Африканский театр Первой мировой войны
- 1910-е годы в Ньясаленде
- 1915 год в Африке
- 1915 год в Британской империи
- Конфликты 1915 года
- Восстания против Британской империи
- Восстания в Африке
- Войны с участием Малави
- Милленаризм
- Ньясаленд в Первой мировой войне
- Оппозиция Первой мировой войне
- События января 1915 года
- 20 век в Малави
- Восстания 20-го века