Традиционные суды в Малави
В Малави система традиционных судов (также известных как местные суды или местные суды в соответствии с колониальным законодательством) использовалась на протяжении большей части двадцатого века для урегулирования гражданских споров и преследования преступлений, хотя на протяжении большей части колониального периода их уголовная юрисдикция была ограничено. С 1970 года были созданы региональные традиционные суды, которым была предоставлена юрисдикция практически над всеми уголовными делами с участием африканцев малавийского происхождения, и любые апелляции направлялись в Национальный традиционный апелляционный суд, а не в Высокий суд Малави, а оттуда в Верховный апелляционный суд. как это было с местными судами до 1970 года.
Традиционные суды должны были действовать в соответствии с африканским законодательством и обычаями, хотя они применяли авторитарную, ограничительную и карательную версию обычного права, что соответствовало взглядам Гастингса Банды , первого президента Малави. В 1970-х и 1980-х годах эти суды приобрели репутацию коррумпированных и используемых для преследования политических оппонентов Банды. После восстановления многопартийной политики в 1993 году деятельность региональных традиционных судов и Национального традиционного апелляционного суда была приостановлена.
Многие из бывших традиционных судов более низкого уровня стали мировыми судами , способными применять обычное право, но подлежащими апелляции в Высокий суд. Конституция Малави 1994 года признала обычное право неотъемлемой частью правовой системы и предусмотрела традиционные суды с ограниченной юрисдикцией в отношении гражданских и мелких уголовных дел, но до 2011 года не было принято никакого закона о создании таких судов. Парламент одобрил закон, вновь вводящий в действие местные традиционные суды, рассматривающие большинство гражданских дел и некоторые мелкие уголовные дела, как средство сделать правосудие более доступным для сельских жителей Малави. [1] По состоянию на май 2017 года этот закон не был введен в действие из-за финансовых ограничений.
История обычного права
[ редактировать ]В доколониальные времена обычное африканское право включало гибкий набор правил поведения и социальных обязательств, который принимался сообществом. Обычное африканское право обычно больше заботится о разрешении споров, чем о наказании за преступления. Многие системы обычного африканского права мало признают преступления в смысле конкретного преступления, совершенного против общества и преследуемого им по суду, в отличие от правонарушений или гражданских правонарушений, которые должны преследоваться лицом, пострадавшим в качестве истца . Однако некоторые преступления, например отцеубийство , инцест или колдовство, были настолько серьезными, что их можно было рассматривать как преступления против общества, влекущие за собой смерть виновных. [2] Хотя иногда утверждалось, что из-за своей гибкости и обычаев на самом деле это не было законом, эксперты по африканским правовым системам, такие как Юджин Котран, доказали, что это так. Котран также показал, что, несмотря на некоторую неформальность, собрания людей, собирающиеся для применения обычного права, явно являются судами. Однако в колониальный период были введены английское право и юридические процедуры, которым был отдан приоритет над обычным правом, которое обычно называли «местным правом», «местным правом» или «традиционным правом». Европейцы также стремились кодифицировать эти законы, которые в результате становились все более жесткими. [3]
С 1902 года английское право стало общепризнанным правовым кодексом в протекторате Ньясаленд, и по английской модели был создан Высокий суд. Обычное право допускалось (но не было обязательным) в делах, касающихся африканцев, если этот «туземный» закон или обычай не противоречил английским правовым принципам. Обычно это считалось отвратительным в трех областях; колдовство , использование ядов, испытания и существование рабства. Запрет обычного права в этих областях ослабил авторитет традиционных лидеров, которые применяли этот закон. [4] С конца 19 века протекторат был разделен на округа со сборщиком доходов (позже названным окружным комиссаром, отвечающим за каждый из них), отвечающим за сбор налогов, а также с судебными обязанностями, которые были окончательно отменены только в 1962 году. [5] Поначалу полномочия существующих вождей были сведены к минимуму в пользу прямого правления Коллекционеров. Потомственные вожди и назначенные старосты с весьма ограниченными полномочиями выступали местными посредниками между администрацией протектората и местным населением. Косвенное правление было установлено в 1933 году; вожди и их советы стали местными властями с ограниченными судебными полномочиями, обычно ограничивающимися гражданскими делами в соответствии с обычным правом и небольшими деньгами для их обеспечения. Однако местные суды, созданные в соответствии с законодательством в 1933 году, стали признанным форумом, в котором применялось обычное право, главным образом в таких областях, как супружеские споры, наследование и споры о праве на использование определенной земли. [6] Процедуры в этих судах должны были быть простыми и быстрыми, а Постановление о местных судах 1933 года запрещало юридическое представительство обвиняемых в интересах достижения реального правосудия без использования юридических формальностей. [7]
Мартин Чанок утверждал, что в качестве реакции на быстрые социальные и экономические изменения, произошедшие в поздний доколониальный и ранний колониальный периоды, пожилые мужчины во многих африканских общинах стремились навязать свою авторитарную и ограничительную интерпретацию обычного права. которые они использовали для контроля над молодыми мужчинами и особенно женщинами. Именно этот взгляд на традиционное право как на карательный инструмент, а не на средство разрешения споров был представлен европейцам, кодифицировав эти законы. Именно взгляд на традиционное право Малави вдохновил тогдашнего премьер-министра Банду и министра юстиции Ортона Чирва на критику таких принципов английского права, как презумпция невиновности , необходимость установления вины, выходящей за рамки разумного. сомнения и требование подтверждающих доказательств . К 1969 году Алек Банда , министр финансов, открыто подверг критике использование адвокатов, а также гарантии или ограничения, налагаемые Правилами доказывания английского права. . Доктор Банда конкретно связал традиционное право с наказанием и заявил, что отсутствие доказательств не является доказательством невиновности. [8]
Традиционные суды
[ редактировать ]Незадолго до обретения независимости, которая произошла в 1964 году, Постановление о местных судах 1962 года внесло поправки в законодательство о местных судах 1933 года и признало несколько уровней судов с различными полномочиями рассматривать споры, основанные на обычном праве, и некоторые уголовные дела. После обретения независимости это постановление было переименовано в Закон о традиционных судах 1962 года. Создаваемые местные суды больше не были исключительно судами традиционных вождей, как это было в соответствии с законодательством 1933 года, хотя многие такие вожди были назначены в них. Этот закон обеспечивал гарантии справедливого судебного разбирательства, включая возможность юридического представительства и право на апелляцию в Высокий суд. [9] Закон 1962 года предусматривал, что обычное право должно применяться только в том случае, если оно не противоречит какому-либо действующему писаному закону, а его суды могли рассматривать только те дела, которые им были конкретно разрешены рассматривать, обычно исключая более серьезные уголовные дела. В законодательстве четко указано, что в уголовных делах эти суды должны применять существующий уголовный кодекс , а не обычные уголовные нормы. Постановление о местных судах 1963 года разрешало юридическое представительство обвиняемых по усмотрению суда. Также в 1962 году судебные полномочия окружных комиссаров были прекращены, и их заменили магистраты с юридическим образованием. [10] [11]
С 1970 года Закон о местных судах (поправка) 1969 года изменил традиционную судебную систему. Он учредил три региональных традиционных суда и национальный традиционный апелляционный суд над существующей сетью традиционных судов более низкого уровня, созданных в соответствии с Законом 1962 года, и предоставил им расширенную уголовную юрисдикцию (включая все дела об убийствах и государственной измене с участием африканцев), используя « обычные» правила доказывания и процедуры. Эти суды низшей инстанции состояли из двух уровней местных традиционных судов: традиционных апелляционных судов, которые рассматривали апелляции этих судов, и районных традиционных судов. В каждом случае гражданская и уголовная юрисдикция суда определялась устанавливающим ее ордером и менялась в зависимости от последующих министерских приказов. Хотя уголовное право, закрепленное в Уголовном кодексе Малави, основанном на колониальном кодексе 1930 года, осталось неизменным и применялось как к Высокому суду, так и к традиционным судам, дела в двух судах рассматривались по-разному. Традиционные суды применяют только те разделы уголовного кодекса, которые были определены министром юстиции и имеют свои собственные правила процедуры. Они не были связаны теми же правилами доказывания, что и Высокий суд, но применяли обычное право своей территории, дополненное министерскими указаниями. У обвиняемых обычно не было выбора, какой суд их будет судить; если бы они были африканцами, это был бы Традиционный Суд. [12]
Президент Малави и главный комиссар традиционных судов получили широкие полномочия по надзору за этими судами и рассмотрению дел, а адвокатам не разрешалось защищать обвиняемых. [13] Не только не было права на апелляцию в Высокий суд, но и апелляции в Национальный традиционный апелляционный суд находились на усмотрении министра юстиции, должность которого занимал сам Банда. Обвиняемые не имели права вызывать свидетелей; это было на усмотрение судей (а в случае с Чирвас было отказано), и им не предоставляется краткое изложение предъявленных им обвинений до суда, поэтому они не могут подготовить защиту. Эти положения устранили некоторые гарантии справедливого судебного разбирательства, которые давал Закон 1962 года, и (в некоторых отношениях) вернулись к правилам, которые применялись в соответствии с Постановлением 1933 года. [14] С ноября 1971 года Закон о традиционных судах позволил министру юстиции дать указание о том, что некоторые традиционные суды могут рассматривать дела, в которых какая-либо или все стороны не являются африканцами. Закон также предусматривал, что ни одно традиционное судебное дело не может быть объявлено недействительным в апелляционном порядке из-за каких-либо процедурных нарушений и что главный комиссар традиционных судов должен решать любые спорные вопросы на основе «существенной справедливости» без чрезмерного учета юридических формальностей. Хотя традиционные суды должны были применять Уголовный кодекс Малави, они имели право делать это в соответствии с обычными процедурами, что позволяло им игнорировать прецеденты из предыдущих дел Высокого суда Малави и определять, что такое «обычные процедуры». [15] Каждый традиционный суд состоял из председателя, который часто был традиционным главой, трех других мирян (также часто вождей), известных как заседатели, и одного юриста. Председатели и заседатели, которые должны были быть людьми, пользующимися уважением и хорошо знающими обычное право района, обслуживаемого судом, назначались министром юстиции Бандой и могли быть им уволены. Назначения были рекомендованы главным комиссаром традиционных судов и региональными комиссарами традиционных судов после консультации с региональным председателем Партии Конгресса Малави в этом районе. Эта система гарантировала, что назначенцы будут поддерживать политику правительства. [16]
Хотя предполагалось, что принятие закона 1969 года было вызвано широкой общественной критикой судебной системы после того, как государственным прокурорам не удалось добиться обвинительного приговора на первом судебном заседании по делу об убийствах в Чилобве , существующая система уже подвергалась нападкам. [15] [17] Банда широко использовал суды в рамках своих усилий по созданию традиционных систем в Малави. Традиционные суды в конечном итоге стали основным средством обеспечения правопорядка в Малави. В этих судах прокуроры имели гораздо большую власть, чем в параллельной системе Высокого суда. [18]
Ведение дел в традиционном суде
[ редактировать ]Два громких дела показывают, как системой традиционных судов манипулировали, чтобы заставить замолчать противников правительства Банды. Возможно, наиболее вопиющее злоупотребление системой традиционного суда произошло в 1976 году в суде над Альбертом Мувало (также известным как Альберт Мувало Нкумайо), генеральным секретарем Партии Конгресса Малави, и Фокусом Гведе , главой специального отдела полиции, по обвинению в попытка убийства президента Банды. Оба этих человека были тесно связаны с крайне репрессивной политикой правительства в 1970-х годах, но преступление, в котором их обвиняли, заключалось в подготовке заговора с целью свержения этого правительства. Банда определил заговор с целью свержения правительства как простое высказывание об этом вслух, но было мало доказательств того, что обвиняемые вообще это сделали. Единственным конкретным доказательством против этих мужчин было незаконное хранение огнестрельного оружия. Однако Традиционный суд принял в качестве доказательства три анонимных и необоснованных письма, в которых обвинялись эти люди на том основании, что «…нет дыма без огня», а также записи двух телефонных разговоров об оружии, в которых не обсуждались какие-либо планы его применения. . Чтобы установить мотив предполагаемой государственной измены, суд рассмотрел наличие у Мувало фотографий бывших министров, бежавших из Малави после Кабинетский кризис 1964 года и копии книг, которые суд счел подрывными, хотя фактически была запрещена только одна. Суд постановил, что простое обладание фотографиями людей, которые «...восстали против правительства Малави», сделало владельца бунтовщиком, а владения книгами было достаточно, чтобы заклеймить их владельца как сторонника коммунистов. Против Гведе было еще меньше «доказательств», но оба мужчины были приговорены к смертной казни за государственную измену. Мувало повесили, но Гведе в последнюю минуту получил отсрочку и оставался в тюрьме до 1993 года. [19]
Случай Ортона Чирва и его жены Веры также продемонстрировал недостатки системы. По окончании апелляции в 1983 году меньшинство судей апелляционной инстанции, имевших юридическое образование, поставило под сомнение обвинительный приговор, но его решение было отклонено большинством, состоящим из традиционных вождей. [20] Само дело касалось Чирва, адвоката и бывшего министра юстиции до кризиса в кабинете министров 1964 года. Он бежал из Малави в Танзанию, где сформировал политическую партию среди малавийских изгнанников. На суде Чирвас заявили, что они были похищены из Замбии в декабре 1981 года. Это, а также обвинение в сговоре о сговоре с целью свержения правительства за пределами Малави, должно было означать, что традиционные суды не обладают юрисдикцией. Дело все еще могло быть рассмотрено в Высоком суде Малави, но этому суду требовались доказательства вины вне разумных сомнений. Дело о государственной измене, рассмотренное против Чирва Традиционным судом Южного региона в 1983 году, было основано на рукописных документах, которые, как утверждается, были обнаружены у них при аресте, а также на «экспертных» показаниях офицера полиции о том, что они действительно были написаны рукой Ортона Чирва. Неподписанное заявление, которое, как утверждается, было сделано Ортоном Чирва, но отвергнуто им, а также стенограмма записанного на пленку интервью, которое он дал, также были приняты в качестве доказательств. Чирвам не разрешили вызывать свидетелей из-за пределов Малави, и оба были приговорены к смертной казни. При рассмотрении апелляции в Национальный традиционный апелляционный суд отказ суда низшей инстанции допустить свидетелей защиты, признание им неподписанного заявления и признание сотрудника полиции в качестве свидетеля-эксперта подверглись критике, и меньшинство судей не согласилось с этим. что создание неопубликованных рукописных документов равносильно государственной измене. однако большинство рассматривало документы, которые они считали подлинными, как свидетельство намерения свергнуть государство силой, что они приравнивали к государственной измене. Апелляционный суд также пришел к поразительному выводу, что, даже если традиционные суды не обладали юрисдикцией по закону, они имели традиционное право судить чирва, и что (несмотря на недостатки в рассмотрении дела судом низшей инстанции), их решение было правильным и должно стоять. Смертные приговоры были смягчены, но Ортон Чирва умер в тюрьме в 1992 году. Вера Чирва была освобождена из тюрьмы в 1993 году после более чем 11 лет заключения, в основном в одиночной камере. [21]
Изменения 1994 года
[ редактировать ]В ходе перехода к демократии в октябре 1993 года Генеральный прокурор приостановил деятельность трех региональных традиционных судов и Национального традиционного апелляционного суда. Их бессрочное приостановление на практике равносильно их отмене. Когда новая Конституция вступила в силу 18 мая 1994 года, она установила судебную структуру, в которой мировые суды будут рассматривать дела, связанные с обычным правом, с апелляциями, подаваемыми в Высокий суд и Верховный апелляционный суд, и передала все дела, находящиеся на рассмотрении. Традиционные суды и апелляционные суды перед мировыми судами или Высоким судом. Председатели многих традиционных судов нижнего уровня были назначены магистратами, а их суды стали мировыми судами. Многие из тех традиционных судов нижнего уровня, которые не были преобразованы в мировые суды, продолжали работать неформально. Конституция 1994 года признала обычное право неотъемлемой частью правовой системы и предусмотрела суды, использующие обычное право, с ограниченной юрисдикцией в отношении гражданских дел и мелких уголовных дел, но до 2011 года не было принято никакого законодательства о создании таких судов, возможно, из-за ограниченной юрисдикции. спрос на формальные традиционные суды, поскольку большинство сообществ имели неформальные традиционные механизмы разрешения споров. [22] [23]
Законопроект о местных судах 2011 г.
[ редактировать ]В 2007 году правительство Малави учредило комиссию для рассмотрения возможности восстановления формальных местных традиционных судов. После завершения проверки правительство представило законопроект, который предоставит местным судам возможность возбуждать уголовное дело по некоторым уголовным делам. Законодательство о местных судах 2011 года создало местные суды, которые будут в первую очередь рассматривать неприятные преступления, а также такие преступления, как клевета . Некоторые малавийские политики и правозащитники высмеяли законопроект, охарактеризовав его как план создания судов-кенгуру , который можно использовать для политических репрессий. [24] Ибрагим Матола из Объединенного демократического фронта утверждает, что суды предоставят слишком много власти местным вождям и могут превратиться в «драконовскую систему». Лидер оппозиции Джон Тембо осудил этот план как несовместимый с многопартийной демократией. [24] Партия Конгресса Малави также раскритиковала этот план, заявив, что он неконституционно отнимет власть у судебной ветви власти. Генеральный солиситор Малави Энтони Каманга оспорил это утверждение, утверждая, что Конституция Малави допускает ограниченное использование местных судов. [1] Министр юстиции Малави Джордж Чапонда также выступил в защиту законопроекта, сославшись на тот факт, что серьезные преступления не будут рассматриваться местными судами, как на доказательство отсутствия опасности нарушений прав человека. Чапонда утверждает, что эти планы нравятся большинству малавийцев, а его критики «не знакомы с историческим развитием этой страны». [24]
Законодательство предусматривает существование судов двух уровней: несколько местных судов, которые будут созданы в каждом из 27 округов Малави, главным образом в сельских районах, и окружные апелляционные местные суды, по одному в каждом округе, для рассмотрения апелляций местных судов. Дальнейшие апелляции могут быть поданы в Высокий суд, которому подчиняются оба типа местных судов. Каждый местный суд и окружной апелляционный местный суд будет возглавляться председателем, который не обязательно должен быть юристом, но иметь достаточное образование, знание английского языка и адекватное знание обычного права и языка региона, в котором обслуживается суд. В местных судах также есть эксперты, которые дают рекомендации по местному обычному праву. Возраст оценщика должен быть не менее 50 лет. Местные суды не будут иметь юрисдикции в отношении гражданских дел, связанных с правом собственности на обычную землю, наследованием собственности, включая опеку над младенцами, вопросами колдовства или титулом вождя. Это должно помочь ограничить возможную коррупцию. [25] Подавались жалобы на то, что местные суды, обычно называемые традиционными судами, взимают чрезмерные судебные сборы за урегулирование споров. [26]
Ситуация с 2012 года
[ редактировать ]Хотя парламент принял законопроект, как и Закон о местных судах, в феврале 2011 года, в результате сильной оппозиции президент Бингу ва Мутарика согласился передать этот закон в Юридическую комиссию Малави, которая не завершила его рассмотрение, когда президент умер в апреле. 2012. Новый президент Джойс Банда подтвердил, что пересмотр следует продолжить, но избрание президентом в мае 2014 года Питера Мутарики , брата Бингу ва Мутарики, и заявление Юридической комиссии о том, что в Законе 2011 года нет ничего принципиально неправильного, привели к пересмотру. до конца. Однако, хотя нынешнее правительство Малави признает необходимость обеспечить сельскую бедноту, в частности, доступной системой правосудия, ему не хватает средств для реализации предлагаемой реформы. [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сонани, Брайт (20 января 2011 г.). «Правительство создаст местные суды» . Нация . Блантайр, Малави . Проверено 5 февраля 2011 г.
- ^ К. Элиасу, (1972). Природа африканского обычного права, Manchester University Press, стр. 110–12, 116. ISBN 978-0-7190-0221-2 .
- ^ Э Котран, (1966). Место и будущее обычного права в Восточной Африке в книге «Восточноафриканское право сегодня», Лондон, Британский институт международного и сравнительного права, стр. 72, 82-3.
- ^ З. Кадзимира (1971), Конституционные изменения в Малави, 1891–1965, Зомба, Историческая конференция Университета Малави, 1967, стр. 82.
- ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, Вудбридж, Джеймс Карри, стр. 70, 222–5. ISBN 978-1-84701-050-6 .
- ^ Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке: создание Малави и Замбии, 1873–1964 гг., Кембридж (Массачусетс), издательство Гарвардского университета, стр. 48–50.
- ^ С. Робертс, 1963. Заметка о последних изменениях в законодательстве в Ньясаленде, Журнал африканского права, Vol. 7, № 3, с. 179.
- ^ М. Чанок (1976) Неотрадиционализм и обычное право в Малави, стр. 80-4. http://www.jlp.bham.ac.uk/volumes/16/chanock-art.pdf
- ^ FE Kanyongolo, (2006). Малави: Сектор правосудия и верховенство закона, Инициатива «Открытое общество» для Южной Африки, стр. 44. ISBN 978-1-920051-32-7 .
- ^ С. Робертс, 1963. Заметка о последних изменениях в законодательстве в Ньясаленде, Журнал африканского права, Vol. Т. 7, № 3, стр. 178-9, 183.
- ^ М. Нзунда, (1985). Уголовное право во внутренних коллизиях законов в Малаи, Журнал африканского права, Vol. 29, № 2, стр. 129-30.
- ^ М. Нзунда, (1985). Уголовное право во внутренней коллизии законов в Малаи, стр. 138, 140.
- ^ П. Брицке, (1974). Судебный процесс по делу об убийствах в Чилобве, Обзор африканских исследований, Vol. 17, № 2. с. 363.
- ^ Р. Карвер, (1990). Где правит молчание: Подавление инакомыслия в Малави, Хьюман Райтс Вотч, с. 32. ISBN 978-0-929692-73-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Брицке, Пол (весна 1974 г.). «Убийство и непредумышленное убийство в традиционных судах Малави». Журнал африканского права . 18 (1). Издательство Кембриджского университета: 37–39. дои : 10.1017/S0021855300012687 . JSTOR 744872 .
- ^ JB В. Ньимба, (1979). Назначение председателей и заседателей традиционных судов в Малави, Journal of African Law, Vol. 23, № 2, стр. 114-15.
- ^ М. Чанок (1976) Неотрадиционализм и обычное право в Малави, стр. 84. http://www.jlp.bham.ac.uk/volumes/16/chanock-art.pdf
- ^ Форстер, Питер (1 августа 2001 г.). «Закон и общество при демократической диктатуре: доктор Банда и Малави». Журнал азиатских и африканских исследований . 36 (3). Брилл: 275–293. дои : 10.1163/156852101753289610 .
- ^ Р. Карвер, (1990). Там, где правит молчание: подавление инакомыслия в Малави, стр. 33–6.
- ^ Р. Карвер, (1990). Там, где правит молчание: Подавление инакомыслия в Малави, с. 32.
- ^ Р. Карвер, (1990). Там, где правит молчание: подавление инакомыслия в Малави, стр. 37–41.
- ^ FE Kanyongolo, (2006). Малави: Сектор правосудия и верховенство закона, Инициатива открытого общества для Южной Африки, стр. 43–6. ISBN 978-1-920051-32-7 .
- ^ Сири Глоппен ; Фиделис Эдж Каньонголо (2007). «Суды и бедные в Малави: экономическая маргинализация, уязвимость и закон» . Международный журнал конституционного права . 5 (2). Издательство Оксфордского университета: 258–293. дои : 10.1093/icon/mom002 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чиумия, Том (4 февраля 2011 г.). «Чапонда говорит, что с малавийцами консультировались по поводу местных судов» . Ньяса Таймс . Проверено 5 февраля 2011 г.
- ^ М. Крауч, (2011). Улучшение юридического доступа для сельских жителей Малави, юрист, http://jurist.org/dateline/2011/08/megan-crouch-local-courts-malawi.php
- ^ МАНА Онлайн, (2013). http://www.manaonline.gov.mw/index.php/national/general/item/1927-trad-courts
- ^ Дж. М. Убинк, (2016). Доступ против правосудия: суды обычного права и политические злоупотребления – уроки из Закона о местных судах Малави, Серия исследовательских статей по юридическим исследованиям юридического факультета Калифорнийского университета № 2016-57, стр. 748-9, 780-1.