Битва при Сували
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Битва при Сували | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть португальских сражений в Индийском океане | |||||||
Слава Англии , офорт Уильяма Рейнера (1699–1761) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Ост-Индская компания | Португалия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Томас Бест | Неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
4 галеона | 4 галеона 26 лает | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестные убиты и ранены | Неизвестные убиты и ранены 3 галеона выброшены на берег 1 кора уничтожена |
Морская битва при Сували , также известная как битва при Сували , произошла 29–30 ноября 1612 года у берегов Сували (англ. Swally ), деревни недалеко от города Сурат (ныне в Гуджарате , Индия) и стала победой четырёх Английской Ост-Индской компании Галеоны — более четырех португальских галеонов и 26 барков (гребных судов без вооружения).
Важность
[ редактировать ]Это относительно небольшое морское сражение имеет историческое значение, поскольку оно положило начало усилению присутствия английской Ост-Индской компании в Индии (хотя оно будет иметь значение только спустя столетия).
Эта битва также убедила английскую Ост-Индскую компанию создать небольшой флот для защиты своих коммерческих интересов от других европейских держав, а также от пиратов. Это маленькое начало считается основой современного ВМС Индии .
Предыстория этой битвы также указывает на главную причину голландской Vereenigde Oostindische Compagnie создания в 1602 году .
Фон
[ редактировать ]Эта битва стала результатом монополии Португалии на торговлю с Индией в конце 15-16 веков. Два английских предприятия, «Компания купцов-авантюристов» (основана в 1551 году), ставшая в 1555 году Московской компанией , и английская Ост-Индская компания, также известная как «Компания Джона» (основана в 1600 году), отчаянно пытались найти пути в Ост-Индию и торговля пряностями . Следующие три человека сыграли ключевую роль в событиях, приведших к этой битве:
Ральф Фитч
[ редактировать ]Португальцы очень хорошо охраняли свои новые пути в Азию. В июле 1583 года английский купец Ральф Фитч был арестован за шпионаж в Ормусе (недалеко от современного иранского порта Бандар-Аббас ). Он путешествовал из Сирии в Индийский океан на своем корабле «Тайгер » через территорию нынешнего Ирака по реке Евфрат . Ральфа представили португальскому вице-королю в Гоа , где он был арестован. Он был освобожден под поручительство священников - иезуитов , но сбежал из Гоа и несколько лет скитался по Индии. Он вернулся в Англию в 1591 году и стал ценным советником компании.
Ян Гюйгенс ван Линшотен
[ редактировать ]Ян Гюйгенс ван Линшотен (1563–1611) был голландским протестантским путешественником и историком, который также служил секретарем португальского вице-короля в Гоа между 1583 и 1588 годами. Он вернулся в Голландию в 1592 году. В 1596 году он опубликовал книгу «Итинерарио» (позже опубликованную как английское издание под названием «Рассуждения о путешествиях в Ост-Индию и Вест-Индию »), в котором впервые в Европе графически отображены подробные карты путешествий в Ост-Индию, особенно в Индию. Во время своего пребывания в Гоа, злоупотребляя доверием, оказанным ему вице-королем, Ян Гюйгенс тщательно переписывал страницу за страницей сверхсекретные карты. Что еще более важно, Ян Гюйгенс предоставил морские данные, такие как течения, глубины, острова и песчаные отмели, которые были абсолютно необходимы для безопасного судоходства, а также изображения берегов, которые указывали путь.
Его публикации также способствовали созданию Голландской Ост-Индской компании ( Vereenigde Oostindische Compagnie ) в 1602 году для объединения усилий Голландии в торговле с Азией.
Сэр Уильям Хокинс, первый посланник
[ редактировать ]Сэр Уильям Хокинс возглавил первое путешествие английской Ост-Индской компании в Индию и прибыл в Гуджарата порт Сурат 24 августа 1608 года на борту «Гектора» . У него было с собой 25 000 золотых и личное письмо императору Моголов Великих Джехангиру (иногда также переводимому как Чехангир или Ичан Гуайре ) от короля Якова I с просьбой о торговых уступках. Он упорствовал более двух лет, однако пираты украли его золото и несколько раз пытались убить его на берегу. Он вернулся в Англию с пустыми руками. Следующий посланник, Пол Каннинг, продержался всего несколько месяцев.
Десятое путешествие
[ редактировать ]Первые рейсы английской Ост-Индской компании не обязательно совершались в Индию. Каждое путешествие само по себе было предприятием, отдельно финансируемым за счет выпуска акций по подписке. Восьмое путешествие совершил в 1611 году капитан Джон Сарис в Японию . Девятое путешествие (февраль 1612 г. — август 1615 г.) было в Индию и Суматру .
Десятое плавание (1612–1614) по поручению английской Ост-Индской компании возглавил капитан Томас Бест . Он отправился из Грейвсенда 1 февраля 1612 года, пройдя через современный Тринидад. [ нужна ссылка ] Моголов и был главным портом для Великих Сурат тогда располагался в устье реки Тапти .
Боевой
[ редактировать ]По совпадению, 13 сентября 1612 года в Сурат вошла эскадра из 16 португальских барков. 22 сентября 1612 года капитан Бест решил послать к императору эмиссара с просьбой разрешить торговлю и основать фабрику в Сурате. В случае отказа он планировал покинуть страну. [1] Возможно, отчасти это произошло потому, что король Яков I продлил срок действия устава компании в 1609 году на том основании, что он будет аннулирован, если в течение трех лет не будет заключено ни одного прибыльного предприятия.
30 сентября 1612 года капитан Бест получил известие, что двое его людей, Каннинг ( казначей ) и Уильям Чемберс, были арестованы на берегу. Опасаясь худшего, капитан Бест задержал корабль, принадлежавший губернатору Гуджарата , и предложил освободить его в обмен на своих людей.
10 октября капитан Бест и его корабли отплыли в Сували, небольшой городок примерно в 12 милях (19 км) к северу от Сурата. Возможно, это произошло потому, что губернатор (Сардар Хан?) боролся с восстанием раджпутов в форте, расположенном в городе. С 17 по 21 октября в ходе переговоров ему удалось заключить с губернатором договор, разрешающий торговые привилегии, подлежащий ратификации императором.
29-го числа произошла стычка между двумя флотами, без особого ущерба для обеих сторон.
Днем 30 октября капитан Бест на «Красном драконе» к нему присоединился Хозиандер проплыл через четыре португальских галеона, три из которых сели на мель, и на другой стороне . Португальцам удалось снять с мели три галеона. [2]
В 21:00 того же дня в попытке поджечь английские корабли в их сторону был послан барк, изображавший брандер . Но английская стража была начеку, и барк был потоплен артиллерийским огнем, в результате чего погибло восемь человек.
Противостояние продолжалось до 5 декабря, когда капитан Бест отплыл в порт Диу .
Десятое путешествие продолжается
[ редактировать ]6 января 1613 года капитан Бест получил письмо от императора о ратификации договора, которое представил губернатор. Затем капитан Бест приказал одному из своих людей, Энтони Старки, 16 января отправиться в Англию по суше, неся письма об их успехе. Позже Старки умер; Англичане утверждали, что он был отравлен двумя священниками -иезуитами . [ нужна ссылка ]
продолжил свой путь на Цейлон Затем капитан Бест 18 января , а затем на Суматру , прежде чем вернуться в Англию примерно в апреле 1614 года, не вернувшись в Индию.
Влияние на Великих Моголов
[ редактировать ]Это событие произвело достаточное впечатление на Субахдара (губернатора) Гуджарата, который сообщил об этом императору Джахангиру. После этого император стал более благосклонно относиться к англичанам, чем к португальцам.
Задействованные корабли
[ редактировать ]Английская Ост-Индская компания
[ редактировать ](В большинстве упоминаний об этом сражении упоминаются только два первых корабля. Иаков и Соломон также участвовали в восьмом путешествии)
- Красный Дракон (1595)
- Хозиандер
- Джеймс
- Соломон
Португалия
[ редактировать ]- 4 галеона
- 26 весельных барков
Свалли
[ редактировать ]Сували — это англизация Сували . Порт Сували находится недалеко от современной деревни Сували, расположенной в Сурате , Индия.
Порт был построен англичанами, поскольку они сочли его защищенным как от внезапных шквалов, так и от военных атак. Кроме того, англичане сочли удобным использовать это место для своей ранней торговли с Суратом, поскольку Сулли был судоходен во время отлива. Было несколько сложностей с использованием портов Сурата, поскольку оттуда также действовали французы и португальцы. [3]
Р. Сенгупта, главный координатор проекта (прибрежная и морская экология) GES, сообщил, что «порт также был лучше, чем те, которые расположены в устье реки Тапти . Англичане не позволяли никому использовать порт в Сували и раньше взимал пошлину за разрешение сделать это». [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Проект Гутенберг - Всеобщая история и сборник путешествий и путешествий, том IX, Роберта Керра» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2015 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ Лоу, Чарльз Рэтбоун (1877). История ВМС Индии: (1613-1863) Том 1 . п. 13 . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б The Times of India – Найдите порт въезда в Великобританию
- Керр, Роберт (FRS и FAS (Edin.)). Всеобщая история и сборник путешествий и путешествий , MDCCCXXIV, Vol. IX., Пт. II, Книга III, Гл. Х, Раздел XVIII.
- Роу, сэр Томас. Журнал сэра Томаса Роу, посла Его Величества короля Англии Джеймса Первого при Ичане Гуайре, могущественном императоре Индии, обычно называемом Великим Моголом; Содержит отчет о его путешествии в эту страну и его наблюдениях там , Лондон: Оуншем и Джон Черчилль, 1704 г., первое издание. Кварто. 404 (757–812) стр.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фостер, Уильям. Путешествие Томаса Беста в Ост-Индию (1612–1614 гг.) , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО, 1997 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта Ван Линшотена на одном изображении - изображен ранний португальский пункт снабжения острова Святой Елены в южной части Атлантического океана: на латыни Insula D. Helena Sacra Coeli.......... Скульптура Baptista a Doetichum.
- Книга Роберта Керра в Project Gutenberg
- Керр, Роберт (1824). Всеобщая история и сборник путешествий и путешествий, расположенных в систематическом порядке . Эдинбург: Уильям Блэквуд. (Ссылка на 9 том.)
- Роу, Томас; Фостер, Уильям (1899). Посольство сэра Томаса Роу при дворе Великого Могола, 1615–1619: как описано в его дневнике и переписке . Лондон: Общество Хаклюта.