Вторжение на остров де Франс
Вторжение на остров де Франс | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть наполеоновских войн | |||||||||
Взятие острова Франция, 2 декабря 1810 г. | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Великобритания | Франция | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Альбемарль Берти Джон Аберкромби | Шарль Декаен Эдме-Мартин Вандермаесен Жан Дорналь де Ги | ||||||||
Сила | |||||||||
6848 солдат, матросов и королевской морской пехоты 1 линейный корабль 12 фрегатов 5 бригов 50 малых судов/военных транспортов | 1300 постоянных клиентов 10 000 ополченцев 6 фрегатов 3 брига 1 судно меньшего размера | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
28 убитых 94 раненых 45 пропали без вести | Остров де Франс и все военные склады захвачены. | ||||||||
Вторжение на остров-де-Франс — сложная, но успешная британская десантная операция в Индийском океане , начатая в ноябре 1810 года во время наполеоновских войн . В ходе операции значительные военные силы были высажены Королевским флотом в Гранд-Бэ , на французской колонии Остров де Франс (ныне Маврикий ). Продвигаясь вглубь страны против слабой французской оппозиции, британские войска смогли сокрушить защитников в серии мелких сражений, кульминацией которых стал захват столицы острова Порт-Наполеон и капитуляция Шарля Декана , французского губернатора. В результате капитуляции была уничтожена последняя французская территория в Индийском океане , а среди захваченной военной техники было пять ВМС Франции фрегатов и 209 тяжелых орудий . Остров-де-Франс остался за Великобританией в конце войны под названием Маврикий и оставался частью Британской империи до 1968 года.
Фон
[ редактировать ]Операция стала кульминацией двухлетнего конфликта за остров и соседний Иль-Бурбон между эскадрами фрегатов под командованием Джозиаса Роули и Жака Амлена . к тому времени, когда Роули послал большую часть своих сил для нападения на порт Гранд-Порт на острове де Франс в августе 1810 года. Гамельн неоднократно совершал набеги на британские торговые конвои, а Роули отвечал десантными нападениями на французские гавани, но ни один из них не добился господства В Гранд-Порте британская эскадра была уничтожена, и Гамлен начал блокаду Роули на острове Бурбон. Поскольку британское подкрепление было срочно отправлено, между недавно прибывшими британскими кораблями и более многочисленными французскими войсками произошло несколько боев. В последнем из них 18 сентября 1810 года Гамельн потерпел поражение и был взят в плен Роули. Это позволило Роули наращивать свои силы в течение следующих двух месяцев, пока они не стали достаточными для успешного вторжения, которое возглавил недавно прибывший адмирал Альбемарл Берти .
Индийский океан был важным стратегическим регионом для британской торговли с тех пор, как в Индии были созданы первые британские торговые посты . Во время наполеоновских войн товары на миллионы фунтов ежегодно пересекали океанские торговые пути, в основном в хорошо охраняемых конвоях жителей Ост-Индии . [1] Французы признали экономическую важность этих конвоев, но до 1808 года не смогли предоставить достаточные силы, чтобы подорвать индийскую торговлю. В конце 1808 года было решено послать в Океан сильную эскадру фрегатов под командованием Жака Амлена, чтобы пополнить силы, имеющиеся на островных базах Иль-Бонапарт и Остров-де-Франс , и совершить набег на британские корабли в этом регионе. Хамельн был способным командиром, и в период с мая 1809 года по июль 1810 года его корабли захватили семь жителей Восточной Индии и большое количество небольших торговых и военных кораблей. [2]
Британский ответ на развертывание Гамлена был предоставлен адмиралом Берти, который собрал эскадру кораблей из имеющихся на мысе Доброй Надежды и передал ее под командование коммодора Роули. [3] Берти дал Роули инструкции заблокировать острова и подготовиться к попыткам вторжения, как только будут выделены необходимые силы. В течение 1809 и весны 1810 года Роули поддерживал блокаду и предпринял серию небольших рейдов, самый крупный из которых состоялся в Сен-Поле на острове Бонапарт в сентябре 1809 года. К июлю 1810 года Роули собрал на своей островной базе на Родригесе достаточные силы , чтобы успешно вторгнуться и захватить остров Бонапарт, которому он вернул прежнее название «Иль Бурбон». [4] В августе Роули попытался расширить блокаду острова де Франс, захватив небольшие острова у основных портов, которые могли контролировать проход судов через коралловые рифы, окружающие остров. Первой операцией был захват Иль-де-ла-Пасс у Гран-Порта , который был успешно захвачен 13 августа. Вскоре после этого французская эскадра ворвалась в гавань, и капитан Сэмюэл Пим приказал четырем фрегатам блокадной эскадры атаковать корабли, стоящие на якоре в бухте. Последовавшая битва при Гранд-Порте стала катастрофой для британцев, поскольку два фрегата потерпели крушение на рифах, а два других были захвачены в плен со всеми своими экипажами: только очень серьезно раненые, включая капитана Несбит Уиллоуби , были репатриированы на Иль-Бурбон. [5]
Когда его эскадра сократилась до одного фрегата, Роули отправил срочные сообщения на британские базы в Мадрасе и Кейптауне с просьбой о подкреплении. В ответ военно-морские власти отправили имеющиеся у них силы присоединиться к Роули в Родригесе. Первые два прибывших фрегата, HMS Africaine и HMS Ceylon, были атакованы во время одиночного плавания и захвачены эскадрой Хамельна, которая теперь блокировала остров Бурбон. Роули смог отбить оба корабля в течение нескольких часов после их потери, а также смог захватить Гамельна и его флагманский корабль «Венера» в бою 18 сентября 1810 года . [6] Потеря французского командующего флотом стала серьезным ударом для эскадры на острове Франс, которая также страдала от проблем со снабжением, вызванных нехваткой военно-морских запасов и продовольствия. Не имея возможности совершать длительные круизы, необходимые для нарушения торговых путей в Индийском океане, они были вынуждены оставаться в гавани, поскольку в сентябре и октябре 1810 года Роули получил сильное подкрепление. [7] и в конце концов старший военно-морской офицер, капитан Жан Дорнал де Ги , приказал пришвартовать свои четыре фрегата, «Манш» , «Астре» , «Беллон» и «Минерв» , в Порт-Луи , а их команду высадить для усиления гарнизона города. [8]
Планирование
[ редактировать ]Вторжение на остров Франс, хотя и было вызвано поражением при Гранд-Порте, было конечной целью эскадры Роули с момента ее создания в 1809 году и было тщательно спланировано как на стратегическом уровне Берти в Кейптауне и лордом Минто в Мадрасе, так и на стратегическом уровне. на тактическом уровне Роули и его коллега из британской армии подполковник Генри Китинг на Родригесе. [9] Транспортные корабли и солдаты прибудут из индийских гарнизонов в Мадрасе , Бомбее и Калькутте . [10] их возглавил генерал Джон Аберкромби (хотя их также сопровождал контр-адмирал Уильям О'Брайен Друри , которому Берти приказал вернуться в Мадрас перед вторжением), в то время как военно-морские силы для защиты и поддержки сил вторжения должны были быть предоставлены Берти с мыса Доброй Надежды. Эти силы должны были собраться в Родригесе для подготовки к вторжению. [7] Сами высадки были спланированы Роули и Китингом, которые полагались на глубокие знания Уиллоуби береговой линии острова де Франс и серию тщательных исследований рифов, окружающих остров, чтобы выбрать место для высадки. [11]
Выбранная точка находилась в Гранд-Бэй , на северо-западном побережье, примерно в 12 милях (19 км) к северу от столицы острова Порт-Наполеон . [12] Намерение состояло в том, чтобы подготовить элитные силы численностью 1555 человек, сформированные из гренадерских и легких рот полков, приданных к вторжению. Этот авангард высадится на берег и быстро продвинется к столице при тесной поддержке военно-морской бригады и подразделений Королевской морской пехоты , за которыми последует основная часть армии из 5293 солдат. [13] Все силы будут иметь логистическую помощь и артиллерийскую поддержку со стороны кораблей Королевского флота, которые будут следить за продвижением вдоль побережья. Армии было приказано захватить Порт-Наполеон и захватить губернатора Шарля Декана , действий, которых, как надеялись, будет достаточно, чтобы заставить сдаться весь остров. [9] Последующие высадки будут произведены к западу от столицы, если сопротивление французов окажется сильнее, чем ожидалось. [14]
15 октября Берти прибыл в Родригес со своей эскадрильей из Кейптауна. 3 ноября прибыли войска из бомбейского гарнизона, а 6 ноября — мадрасский контингент. На Родригесе планы вторжения были окончательно согласованы, HMS Staunch был отправлен на разведку северного побережья острова де Франс в поисках подходящего пляжа. [11] Командование высадкой и роль военно-морской поддержки была отдана капитану Филиппу Биверу , имевшему репутацию эксперта в десантных операциях . Китинг был назначен командующим авангардом сухопутных войск, капитан Уильям Огастес Монтегю командовал военно-морской бригадой, а Аберкромби - общим руководителем. Роули останется в море на HMS Boadicea , как и Берти, который взял «Африкан» в качестве своего флагмана. [15]
Ответом Франции на надвигающееся британское вторжение была мобилизация 10-тысячной милиции острова. Несмотря на свою большую численность, эти силы были необученными, плохо вооруженными и слабо мотивированными. Сам Декаен признавал, что они будут ненадежны перед лицом нападения британских регулярных солдат. [16] Он также пополнил свои силы, пытаясь набрать добровольцев из сотен военнопленных, содержащихся в тюрьмах острова (основная причина нехватки продовольствия на острове де Франс). Более 500 добровольцев согласились присоединиться к его армии, большинство из них были ирландцами , и пообещали Франции помощь в получении независимости Ирландии от Великобритании. [17] В общей сложности Декаен смог собрать 1300 регулярных солдат для защиты столицы, которую он передал под командование генерала Эдме-Мартина Вандермаэсена . [13]
Вторжение
[ редактировать ]22 ноября 1810 года все британские войска и корабли были собраны, и Берти приказал эскадре встретиться у Гранд-Бэ, чего удалось достичь рано утром 29 ноября, несмотря на встречный ветер. [15] Авангард высадился, не встретив сопротивления, их десантные корабли поддерживались корабельными шлюпками с пушками , дополненными огневой мощью более крупных кораблей в море. Хотя на ранних этапах атаки из-за неблагоприятных погодных условий произошли некоторые сбои, к 21:00 весь авангард и бригады ВМФ оказались на берегу. Приземление произошло с двумя жертвами, оба мужчины умерли естественной смертью. [18] Китинг взял на себя командование авангардом и двинулся к форту Малартик, гарнизон отступил перед его войсками и взорвал форт, когда они уходили. [13]
Утром 30 ноября Китинг двинулся на юг к реке Томбо , которая возвышалась над Порт-Наполеоном, его передние части вступили в перестрелку с французскими защитниками через реку, во время которой сам Декан был легко ранен мушкетным ядром. Мост через реку удерживался отрядами ополченцев, но они отступили перед наступлением британцев и не смогли должным образом снести мост, что позволило Китингу быстро переправиться и угрожать Порт-Наполеону. [14] В Гранд-Бэй оставшиеся силы вторжения высадились на берег, так что вся армия высадилась к полудню, хотя сам Аберкромби предпочел остаться с Бивером на HMS Nisus и следить за наступлением с берега. [6]
1 декабря Вандермаесен выступил перед Порт-Наполеоном, защищая вход в город имеющимися у него регулярными войсками и небольшими пушками. Китинг атаковал его, вступив в бой с французским фронтом, в то время как вторая атака мадрасских сипаев обошла французскую линию с фланга и разрушила ее, позволив провести успешную лобовую атаку. Прорвав оборону, французы отступили, и 2 декабря Декан предложил перемирие, которое было принято. [19] На следующий день Декаен сдался, хотя и с гарантиями, что он и гарнизон будут репатриированы и им будет разрешено сохранить свое личное оружие и штандарты. [6] Хотя некоторые в британских войсках были недовольны условиями капитуляции, британское командование с облегчением завершило вторжение до того, как ураганов в конце месяца начался сезон . Опасность такого шторма для 70 кораблей британского флота была серьезной, и было жизненно важно, чтобы они оказались в безопасной гавани, когда начнется сезон ураганов. [17]
Последствия
[ редактировать ]Капитуляция острова де Франс ознаменовала последнюю британскую операцию кампании и захват последней французской территории к востоку от Африки. Острову было возвращено его название Маврикий , существовавшее до 1715 года , а городам, переименованным под Деканом (таким как Порт-Наполеон), были возвращены их дореволюционные названия . [6] Губернатор острова Бурбон Роберт Таунсенд Фаркуар получил административный контроль над островом, а остров Бурбон перешел к Китингу. Хотя французский гарнизон был репатриирован, захватчики захватили шесть французских фрегатов ( «Манш» , «Астре» , «Беллон» и «Минерв» , «Ифигения» и «Нереида» ) и несколько меньших военных кораблей (корвет «Виктор» , бриг «Антрепренан» , «авизо Лютен» и шхуна-авизо « Муш № 23»). ) в различных гаванях острова Франс, а также 24 торговых судна. [8] [20] 15 февраля 1811 года в «Списке Ллойда» был опубликован список всех захваченных судов, военных и гражданских. [21] Британцы также захватили 209 тяжелых пушек. [ нужна ссылка ]
Британцы отбили ост-индийцы Цейлон , Чарльтон и Великобританию , которые французы использовали в качестве тюремных кораблей. [21] Среди сотен освобожденных пленных были выжившие в битве при Гранд-Порте , а также экипажи и пассажиры индейцев, захваченные в плен в прошлом году. [22] Среди французских пленных были обнаружены 12 дезертиров из британской армии или королевского флота (не менее 40 успешно выдали себя за французов и были репатриированы во Францию). Эти 12 человек предстали перед судом по возвращении в Великобританию: двое позже были повешены, а пятеро вывезены . [23] Награды были предстоящими, особенно для Берти, который стал баронетом . Это вызвало скандал, когда адмирал Друри обвинил Берти в том, что он приписывает себе работу других (в основном самого Друри). [24] Маврикий, в отличие от острова Бурбон, оставался в руках Великобритании после окончания войны в 1814 году и оставался частью Британской империи до предоставления независимости в 1968 году. [ нужна ссылка ]
Хотя дальнейших британских операций в регионе не проводилось, кампания на Маврикии еще не завершилась. Когда известие о победе в Гранд-Порте достигло Франции, возникла необходимость пополнить запасы и усилить победившую эскадру под командованием Хамелена, а небольшой эскадре под командованием коммодора Франсуа Рокбера было приказано отплыть на остров Франс. В состав этой эскадры входили три фрегата: «Реномме» , «Клоринда» и «Нереида» и имелись обширные запасы для ремонта и перевооружения фрегатов Хамелена. [25] Лишь в феврале 1811 года эскадра Рокбера отправилась из Бреста на Маврикий, и путь из Франции в Индийский океан был долгим. Обнаружив, что остров находится в руках британцев, Рокбер попытался вернуться во Францию, но был преследован фрегатами, стоявшими на Маврикии, и захвачен в бою 20 мая 1811 года . Только Клоринда избежала британского преследования. [26]
Боевые порядки
[ редактировать ]Эскадра адмирала Берти | |||||
---|---|---|---|---|---|
Корабль | Ставка | Оружие | Военно-морской | Командир | Примечания |
HMS Illustrious | Третий курс | 74 | Капитан Уильям Роберт Бротон | ||
HMS Корнуоллис | Пятый курс | 44 | Капитан Джеймс Колфилд | ||
HMS Африкаин | Пятый курс | 38 | Вице-адмирал Альбемарль Берти Капитан Чарльз Гордон | ||
HMS Боадицеа | Пятый курс | 38 | Капитан Джозайя Роули | ||
HMS Индевор | Пятый курс | 38 | Капитан Филип Бивер | ||
HMS Клоринда | Пятый курс | 38 | Капитан Томас Бриггс | ||
HMS Менелай | Пятый курс | 38 | капитан Питер Паркер | ||
HMS Нереида | Пятый курс | 38 | Капитан Роберт Хендерсон | ||
HMS Фиби | Пятый курс | 36 | Капитан Джеймс Хилляр | ||
HMS Дорис | Пятый курс | 36 | Капитан Уильям Джонс Лай | ||
HMS Корнелия | Пятый курс | 32 | Капитан Генри Фолкс Эджелл | ||
HMS Психея | Пятый курс | 32 | Капитан Джон Эджкамб | ||
HMS Цейлон | Пятый курс | 32 | Командир Джеймс Томпкинсон | ||
HMS Хеспер | Бриг | 18 | Командир Дэвид Патерсон | ||
HMS Eclipse | Бриг | 18 | Лейтенант Генри Линн | ||
HMS Геката | Бриг | 18 | Лейтенант Джордж Лукас Ренни | ||
HMS Актеон | Бриг | 16 | Лейтенант Ральф, виконт Невилл | ||
HMS Стойнч | Бриг | 14 | Лейтенант Гектор Крейг (исполняющий обязанности) | ||
Эмма | Правительственный вооруженный корабль | Лейтенант Бенджамин Стрит (исполняющий обязанности) | |||
Эгремонт | Правительственный шлюп | Лейтенант Роберт Фордер | |||
Фаркуар | Гардемарин Харви | ||||
Летать | Шхуна - обратите внимание | 1 | Хеспер захватил Муш № 28 15 ноября 1810 года недалеко от Иль-Бонапарта (Реюньон). Британцы повторно использовали ее для нападения на Иль-де-Франс. [а] | ||
В состав военно-морских сил адмирала Берти также входили пять кораблей Бомбейской морской пехоты военно-морского подразделения Британской Ост-Индской компании . | |||||
Корабль | Ставка | Оружие | Военно-морской | Командир | Примечания |
Малабар | Корабль | 20 | |||
ХКС Бенарес | Бриг | 14–16 | |||
ХКС Фетида | Бриг | 10 | |||
ХКС Ариэль | Бриг | 10 | |||
ХКС Вестал | Бриг | 10 | |||
Помимо вышеперечисленных боевых кораблей, флот вторжения включал примерно 50 малых транспортных кораблей первоначально под командованием контр-адмирала Уильяма О'Брайена Друри , который перед вторжением был отправлен обратно в Мадрас. сипаи и В состав присоединенных к отряду войск британской армии входили гарнизонная артиллерия из Мадраса , а также солдаты 12-го , 14- го , 19 -го , 22-го , 33-го , 56-го , 59-го 87 го и - , 69-го, 84-го, 89 - го пехотных полков. Пехота и один отряд 25-го лёгкого драгунского полка под командованием генерала Джона Аберкромби и подполковника Генри Китинга . [29] Также к нему была прикреплена военно-морская бригада моряков-добровольцев и королевской морской пехоты под командованием капитана Уильяма Огастеса Монтегю . | |||||
Источники: Джеймс Том. 5, с. 325, Клоуз, с. 294, Вудман, с. 291–292, Список Ллойда , 15 февраля 1811 г. [1] - по состоянию на 23 ноября 2013 г. |
Французская эскадра | |||||
---|---|---|---|---|---|
Корабль | Ставка | Оружие | Военно-морской | Командир | Примечания |
Беллоне | Пятый курс | 40 | Захвачен. Введен в состав Королевского флота как HMS Junon. | ||
Астрея | Пятый курс | 40 | Капитан Пьер Буве | Захвачен. Введен в состав Королевского флота как HMS Pomone. | |
Минерва | Пятый курс | 48 | Захвачен. Разобран как непригодный к службе. | ||
Некоторый | Пятый курс | 40 | Захвачен. Разобран как непригодный к службе. | ||
Ифигения | Пятый курс | 36 | Захвачен. Вернулся в строй как HMS Iphigenia . | ||
Нереида | Пятый курс | 36 | Захвачен. Заложен как непригодный к эксплуатации и продан на слом в 1816 году. | ||
Ревенант | Бриг | 18 | Захвачен. Разобран как непригодный к службе. | ||
предприимчивый | Бриг | 18 | Захвачен. Разобран как непригодный к службе. | ||
Рассвет | Бриг | 14 | HCS Aurora , захваченная в сентябре 1810 года Ифигенией и Астре ; вернулся на службу в Бомбейскую морскую пехоту | ||
Муха №23 | Уведомление о шхуне | 1 | HMS Nereide захватил ее 2 июня 1810 года, а Астре отбила ее 30 августа. | ||
Примечание. На момент вторжения только два из вышеперечисленных кораблей находились в исправном состоянии, и в результате многими кораблями командовали временные офицеры или вообще некомандовали. Записи о том, какими кораблями командовали французские офицеры, являются неполными, поэтому в приведенную выше таблицу вставлены только те, которые известны. Помимо военных кораблей, ни один из которых не участвовал в кампании, губернатор Шарль Декан смог собрать 1300 военнослужащих французской армии , в том числе 500 добровольцев из числа британских военнопленных , и 10 000 ненадежных местных ополченцев. | |||||
Источники: Джеймс Том. 5, с. 325, Клоуз, с. 294, 560, Список Ллойда , 15 февраля 1811 г. [2] - по состоянию на 23 ноября 2013 г. |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Mouche No. 28 был спущен на воду в Байонне в ноябре 1809 года. [27] Хеспер схватил ее, когда она везла депеши на Иль-де-Франс. Абордажная группа на Хеспера катере получила ранения трех человек при посадке на Муш ; Потери французов составили двое убитых и пятеро раненых, один из которых был Муша №28 . командиром [28]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гардинер, с. 92
- ^ Гардинер, с. 93
- ^ Джеймс, Том. 5, с. 192–195
- ^ Джеймс, Том. 5, с. 272
- ^ Джеймс, Том. 5, с. 295
- ^ Jump up to: а б с д Вудман, с. 293
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 5, с. 324
- ^ Jump up to: а б Женат, соч. цит. , том. 4, с. 115
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 96
- ^ Тейлор, с. 325
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том. 5, с. 325
- ^ Тейлор, с. 328
- ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 292
- ^ Jump up to: а б Макмиллан, с. 39
- ^ Jump up to: а б Клоуз, с. 294
- ^ Клоуз, с. 295
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 97
- ^ Тейлор, с. 330
- ^ Джеймс, Том. 5, с. 326
- ^ Макмиллан, с. 40
- ^ Jump up to: а б Список Ллойда 15 февраля 1811 г., №4537.
- ^ Вудман, с. 284
- ^ Тейлор, с. 331
- ↑ Берти, сэр Олбемарл , Оксфордский национальный биографический словарь , Стивен Ховарт (требуется подписка), дата обращения 20 декабря 2008 г.
- ^ Клоуз, с. 486
- ^ Джеймс, Том. 6, с. 15
- ^ Уинфилд и Робертс (2015) , с. 253.
- ^ «№16455» . Лондонская газета . 12 февраля 1811 г. с. 297.
- ^ Полковые боевые награды: https://www.gutenberg.org/files/51165/51165-h/51165-h.htm
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN 1-86176-014-0 .
- Гардинер, Роберт (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-359-1 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-909-3 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 6, 1811–1827 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-910-7 .
- Макмиллан, Аллистер (1914). Иллюстрированный Маврикий . WH& Л. Коллингридж. ISBN 9788120615083 .
- Тейлор, Стивен (2008). Шторм и завоевание: Битва за Индийский океан, 1809 год . Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-22467-8 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .
- Труд, Онесим-Иоахим (1867). Морские сражения Франции . Полет. 4. Старец Халламель. стр. 160–162.
- Уинфилд, Риф; Робертс, Стивен С. (2015). Французские военные корабли в эпоху парусного спорта 1786–1861: конструкция, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-204-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с восемью видами Маврикия, включая позиции британской армии, 1810 г., на Викискладе?
- Морские сражения Наполеоновских войн с участием Франции
- Морские сражения наполеоновских войн с участием Соединенного Королевства
- Конфликты 1810 года
- Военная история Маврикия
- Остров де Франс (Маврикий)
- 1810 г. на Маврикии.
- Вторжения Соединенного Королевства
- События ноября 1810 г.
- События декабря 1810 г.