Действия от 18 ноября 1809 г.
Действия от 18 ноября 1809 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Маврикийской кампании Наполеоновских войн. | |||||||
Место действия 18 ноября 1809 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
Два фрегата Один бриг [ противоречивый ] | Трое жителей Восточной Индии | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
4 убитых 2 раненых Трое жителей Восточной Индии взяты в плен (один впоследствии восстановлен) |
Действия 18 ноября 1809 года были главным сражением шестимесячного круиза эскадры французских фрегатов в Индийском океане во время наполеоновских войн . Французский командующий коммодор Жак Амлен занимался торговыми рейдами через Бенгальский залив . Его эскадра добилась местного превосходства, захватив многочисленные торговые суда и мелкие военные корабли. 18 ноября 1809 года у Никобарских островов . [ не проверено в теле ] три военных корабля (два фрегата и корвет) под командованием Хамелена столкнулись с конвоем из трех Ост-Индии, торговых судов направлявшихся в Британскую Индию , в основном перевозивших новобранцев для армии Ост -Индской компании (EIC).
Крупнейший британский торговый корабль « Виндхэм» под командованием Джона Стюарта воспользовался расстроенным французским строем для атаки на фрегат « Манш» . Два корабля сражались в течение часа, прежде чем Манш вышел из боя, а Виндхэм сбежал. Два других индийца отказались присоединиться к действию и перед тем, как сдаться, оказали лишь символическое сопротивление более мощным французским военным кораблям. Виндхем уклонялся от французского преследования в течение пяти дней, прежде чем был захвачен французским флагманом « Венус» .
Войска Гамельна начали переправлять захваченные трофеи обратно на далекую французскую базу на Иль-де-Франс . Через месяц после боя эскадра столкнулась с зимним ураганом , сильно повредившим несколько кораблей. Венера выжила только благодаря содействию британских пленных, которых она несла, включая Стюарта, который помог благополучно доставить корабль в порт. Когда корабли были рассеяны после шторма, Виндхэм был отбит патрулирующим британским фрегатом в нескольких милях от французского острова. Остальные французские корабли и два жителя Восточной Индии успешно достигли Иль-де-Франс. Впоследствии Стюарт и его команда были освобождены в знак признания их помощи во время урагана.
Это действие стало одной из трех потерь конвоев жителей Восточной Индии в 1809 году, что побудило британцев существенно увеличить свое военно-морское присутствие в Индийском океане в 1810 году.
Фон
[ редактировать ]После решающей битвы при Трафальгаре в 1805 году британский королевский флот удерживал военно-морское превосходство в морях вокруг Европы. Несколько оставшихся французских линейных кораблей были заблокированы в своих портах. Более быстрые французские фрегаты иногда могли обойти блокаду; их сочетание скорости и огневой мощи делало их идеальными для коммерческих набегов . Британская экономика опиралась на морскую торговлю с ее далекой империей , которую Королевский флот не мог защитить повсюду. Особенно прибыльными были перевозки EIC в Британскую Индию и обратно . Чтобы защитить эту торговлю, EIC перевозил ее на East Indiamen , крупном вооруженном торговом судне. Жители Восточной Индии обладали достаточной стойкостью, огневой мощью и экипажем, чтобы отбиваться от пиратов или небольших военно-морских судов , но не были военными кораблями и не могли сравниться с фрегатом в бою. [ 1 ]
В конце 1808 года французский флот направил из Франции военно-морскую эскадру из четырех больших фрегатов для нападения на британские торговые пути в Ост-Индии , особенно с Индией. Целью было нанести ущерб британской экономике и заставить Королевский флот направить больше кораблей в Индийский океан , тем самым ослабив свои силы в других местах. Командование эскадрой было передано коммодору Жаку Амлену , опытному офицеру, имеющему значительный опыт действий на фрегатах и торговых рейдов. [ 1 ] Корабли должны были обслуживаться и снабжаться с двух французских островов в западной части Индийского океана : Иль-де-Франс (современный Маврикий) и Иль-Бонапарт (Реюньон). [ 2 ] Эти базы находились в тысячах миль от Индии и были окружены открытым океаном, поэтому Хамелену приходилось преодолевать значительные расстояния, чтобы найти свои цели. [ нужна ссылка ]
После прибытия в Индийский океан Гамелен рассредоточил свои фрегаты в Бенгальском заливе , приказав им охотиться на торговые суда. Весной 1809 года самым успешным из французских фрегатов была «Каролина» , которая перехватила конвой жителей Ост-Индии в бою 31 мая 1809 года . После непродолжительного сопротивления со стороны более крупных судов один из жителей Ост-Индии сбежал, но двое других были схвачены и доставлены на остров Бонапарт. [ 3 ] Силы Королевского флота в регионе находились под командованием адмирала Альбемарла Берти и базировались на станции «Мыс Доброй Надежды» (расположенной в Саймонс-Тауне , ныне в Южной Африке). Берти собрал эскадру фрегатов под командованием коммодора Джозиаса Роули на HMS Raisonnable , примерно в эквиваленте [ нечеткий ] численность отряда Гамелена. [ 3 ] Берти приказал Роули заблокировать два французских острова и разведать их на предмет слабостей, которыми можно было бы воспользоваться при будущем вторжении. Первой значительной операцией Роули стал рейд на Сен-Поль (порт на острове Бонапарт) 21 сентября 1809 года, в ходе которого была захвачена Кэролайн , возвращены ее два приза ост-индийцам и сожжены их грузы на французских складах. [ 1 ]
Круиз Гамелена и конвой Стюарта
[ редактировать ]В июле 1809 года Гамельн покинул Иль-де-Франс на фрегате « Венус» в сопровождении фрегата « Манш» (под командованием капитана Жана Дорналя де Ги ) и корвета «Креоль» . Оба фрегата имели не менее 40 пушек , а корвет - 14. Все три корабля были укомплектованы полным составом опытных моряков, усиленных из числа безработных, оказавшихся на острове Иль-де-Франс из-за британской блокады. [ 4 ] Фрегат « Беллоне» ушел через месяц и действовал отдельно. [ нужна ссылка ]
Хамельн повел свою небольшую эскадру к Бенгальскому заливу. По пути туда Венера захватила вооруженный корабль EIC «Ориент» 26 июля . Затем Хамельн повернул на восток в поисках новых британских кораблей для атаки, захватив несколько небольших торговых судов у Никобарских островов . [ 5 ] Затем он повернул на юг, в сторону небольшого торгового порта Таппаноли (современная Сиболга ) на Суматре . 10 октября эскадрилья совершила набег на Таппанули, захватив небольшое британское население и разрушив город. [ 1 ] Затем Хамельн повернул на север, обратно к Бенгальскому заливу. [ нужна ссылка ]
Несколькими месяцами ранее конвой из трех жителей Ост-Индии - Виндхема под командованием капитана Джона Стюарта, Чарльтона под командованием капитана Чарльза Мортлока и Соединенного Королевства под командованием капитана Уильяма Д'Эстерра - покинул Великобританию и направился в Калькутту под общим командованием Стюарта. [ 6 ] Они должны были забрать ценный груз торговых товаров в Индии, прежде чем вернуться в Великобританию. На обратном пути их основным грузом было более 200 пассажиров, в основном солдаты армии EIC . [ нужна ссылка ]
Три судна Стюарта имели грузоподъемность около 800 тонн . Каждый из них имел от 20 до 30 небольших пушек, но не был военными кораблями: их экипажи не были обучены по военным стандартам, а орудия не были такими мощными, как у военных кораблей. Большую часть экипажей составляли ласкары , считавшиеся ненадежными в бою. [ 7 ] 11 ноября эти корабли столкнулись с HMS Rattlesnake британским шлюпом , который предупредил их о том, что в этом районе действуют французские военные корабли. Стюарт начал репетировать стрельбу Уиндхема артиллерийскую на случай, если он встретит их. [ 8 ]
Обручение
[ редактировать ]В 06:00 18 ноября 1809 года, когда сезон парусного спорта почти подходил к концу, Гамелен заметил конвой Стюарта. [ где? ] двинулся на север и бросился в погоню. Корабль за кораблем жители Ост-Индии уступали французским фрегатам, которые были быстрее, сильнее, мощнее, лучше вооружены и лучше подготовлены к военным действиям. Однако в конвое британцы по-прежнему оставались сложной мишенью, которая могла повредить французские корабли, находившиеся за тысячи миль от любого дружественного порта. Четырьмя годами ранее, в битве при Пуло-Ауре , конвой из 29 жителей Ост-Индии отогнал мощную французскую эскадру, притворившись линейными кораблями. Однако об этой уловке широко сообщалось с обеих сторон, поэтому вряд ли она снова сработает. [ 9 ]
Французская эскадра была дезорганизована в первоначальном преследовании британцев, при этом Манш оказался существенно подветренной стороны от Венеры и Креола . [ 6 ] Увидев это, Стюарт решил сосредоточить огонь трех своих кораблей на атаке на Манш , надеясь нанести достаточный ущерб, чтобы отогнать фрегат. Тогда Венера , возможно, не захочет атаковать в одиночку. Сообщив о своих намерениях капитанам «Чарльтона» и «Соединенного Королевства» , Стюарт повернулся к Венере и напал на нее. Гамелен, осознавая угрозу своей рассеянной эскадре, подал сигнал своим кораблям присоединиться. Учитывая направление ветра, было очевидно, что Виндхэм достигнет Манша раньше, чем французские корабли смогут объединиться. [ 6 ]
К 08:00 стало ясно, что план Стюарта провалится: Чарльтон и Соединенное Королевство не присоединились к его атаке, отставая далеко от Виндхэма, поскольку их капитаны намеренно сдерживали продвижение к французам. [ 10 ] Хотя теперь Стюарт в одиночку столкнулся с превосходящим противником, у него не было другого выбора, кроме как продолжить атаку: его корабль был теперь слишком близко, чтобы попытаться убежать от французского фрегата. [ 6 ] Командир « Манша » , капитан Дорнал де Ги, открыл огонь в 09:30, неоднократно попав в «Виндхэм» , когда она приближалась. Стюарт, зная о плохой точности своих артиллеристов, сдерживал огонь до тех пор, пока его корабль не приблизился как можно ближе к более маневренному французскому кораблю. Когда Виндхэм наконец открыл огонь, результаты оказались неутешительными: весь бортовой залп далеко не дотянулся до французского корабля. [ 10 ] Более маневренный «Манш» теперь приблизился к Виндхэму на близком расстоянии, и два корабля стреляли друг в друга более часа. Двое других жителей Восточной Индии не двинулись, чтобы поддержать Виндхэма , вместо этого время от времени стреляя с большой дистанции, но безрезультатно. [ 6 ]
Амлен приказал Маншу покинуть потрепанный «Виндхэм» и присоединиться к остальной части французской эскадры. Дорнал де Ги отвел свой корабль в 12:00; Стюарт использовал перерыв в бою, чтобы провести элементарный ремонт. Гамельн послал Манша и Креола вслед за медленным Чарльтоном и Соединенным Королевством , в то время как его собственный корабль «Венус» приблизился к Виндхэму . Теперь Стюарт решил, что битва безнадежна; с согласия своих офицеров он решил покинуть другие корабли и попытаться сбежать в одиночку. [ 11 ] Манш и Креоль быстро отремонтировали и захватили Чарльтон и Соединенное Королевство , капитаны которых не предприняли попыток бежать и сдались после лишь символического сопротивления. Однако Венера изо всех сил пыталась поймать Виндхэма , поскольку Стюарт выбросил за борт все ненужные запасы, стремясь сделать свой корабль легче и быстрее. Два корабля отделились от других судов и продолжали преследование в течение пяти дней. В 10:30 22 ноября Хамельн наконец поймал британский корабль, который сдался. [ 12 ]
Возвращение в Иль-де-Франс.
[ редактировать ]Беллоне под командованием капитана Ги-Виктора Дюперре плавал независимо от эскадры Хамельна, а также совершил успешный поход, захватив небольшой британский военный корабль HMS Victor 2 ноября и 48-пушечный португальский фрегат Minerve 22 ноября в северной бухте Бенгалия, прежде чем отправиться обратно в Иль-де-Франс. [ 2 ] На юге Амлен и Дорналь де Ги воссоединились со своими призами 6 декабря и также решили вернуться на Иль-де-Франс в сезон циклонов, когда любое судно в Индийском океане подвергнется серьезному риску уничтожения внезапным тропическим циклоном. , быстро приближался. Это было опасное время для пребывания в море: годом ранее семь крупных жителей Ост-Индии затонули, унеся тысячи жизней в результате двух сильных ураганов флагман сэра Томаса Трубриджа , HMS Blenheim , а за год до этого бесследно исчез . обстоятельства, [ 13 ]
19 декабря на французскую эскадру обрушился первый зимний шторм. Из-за сильных волн и сильного ветра сначала Виндхэм , а затем Венера были отделены от конвоя, Манш собрал оставшиеся корабли и продолжил путь на юг. Французский призовой экипаж Виндхэма смог восстановить контроль над своим кораблем и в одиночку продолжил путь к Иль-де-Франс, но 27 декабря на Венеру обрушился еще более сильный ураган, и во время шторма она потеряла все три стеньги. [ 12 ] Французский экипаж запаниковал, когда начался шторм, отказался обслуживать паруса и даже закрывать люки: в результате судно чуть не затонуло, поскольку в корабль хлынуло огромное количество воды. В отчаянии Хамелин позвал капитана Стюарта в свою каюту и попросил его людей спасти корабль, но потребовал, чтобы Стюарт дал слово, что его люди не будут пытаться сбежать или захватить фрегат. [ 14 ] Стюарт отказался дать такую гарантию, но согласился помочь устранить повреждения и привести корабль в безопасное место. Обезопасив шкафчики с оружием на борту, Хамелен согласился, и Стюарт и его люди срезали разбитые мачты и откачали воду из трюма, отремонтировав корабль, чтобы он мог продолжить свое путешествие, не опасаясь затонуть. [ 12 ]
31 декабря потрепанная Венера пришвартовалась в Ривьер-Нуар , а Стюарт и его люди, у которых никогда не было возможности захватить свою свободу, были отправлены в Порт-Луи , где они стали свидетелями прибытия Манша в сопровождении Креоля , Чарльтона и Соединенного Королевства. 1 января 1810 г. [ 15 ] За свои услуги Стюарт и его сокамерники позже были освобождены и им разрешили плыть к мысу Доброй Надежды. Там они обнаружили «Виндхэм» , который не смог добраться до Иль-де-Франс. Хотя ее призовая команда сохранила контроль над кораблем после шторма, 29 декабря их заметил, преследовал и схватил в пределах видимости Иль-де-Франс недавно прибывший британский фрегат HMS Magicienne под командованием капитана Люциуса Кертиса . Беллоне и ее призы прибыли в Порт-Луи 2 января, проскользнув через блокаду Роули в период безветренной погоды. [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]Потери в бою были минимальными: британцы потеряли четырех человек убитыми и двоих ранеными, а французы вообще не зафиксировали потерь. [ 6 ] Значение этой акции заключается в той легкости, с которой французские фрегаты, действовавшие с острова Иль-де-Франс, смогли атаковать и захватить жизненно важные торговые конвои, не встречая серьезного сопротивления. Действия 18 ноября были вторым случаем в 1809 году, когда британский конвой в Ост-Индии был уничтожен, а другой был потерян в бою 3 июля 1810 года следующего года. Эти потери были исключительно тяжелыми, особенно в сочетании с 12 кораблями Ост-Индии, потерпевшими крушение в 1809 году, и в конечном итоге спровоцировали массовое наращивание британских сил в конце 1810 года. [ 16 ] Несмотря на успех французов, Венера больше никогда не могла действовать таким образом независимо. Гамелен был необходим в 1810 году для действий против сильных эскадрилий британских фрегатов, которые вернулись весной, чтобы преследовать его крейсеры и подготовиться к запланированным вторжениям на остров Бонапарт и Иль-де-Франс, используя солдат, дислоцированных на Родригесе . Французский коммодор в конечном итоге не смог предотвратить эти операции и в конце концов был захвачен в бою 18 сентября 1810 года , в личном бою с Роули на HMS Boadicea . [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гардинер, с. 93
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 92
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 283
- ^ Джеймс, с. 262
- ^ Джеймс, с. 200
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс, с. 201
- ^ Брентон, с. 398
- ^ Тейлор, с. 251
- ^ Адкинс, с. 185
- ^ Jump up to: а б Тейлор, с. 252
- ^ Тейлор, с. 253
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 202
- ↑ Трубридж, Томас , Оксфордский национальный биографический словарь , П.К. Криммин, (требуется подписка), дата обращения 30 октября 2008 г.
- ^ Тейлор, с. 254
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 284
- ^ Тейлор, с. 267
- ^ Гардинер, стр. 96.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкинс, Рой и Лесли (2006). Война за все океаны . Счеты. ISBN 0-349-11916-3 .
- Брентон, Эдвард Пелхэм (1825). Военно-морская история Великобритании, Том. IV . К. Райс.
- Гардинер, Роберт (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-359-1 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-909-3 .
- Тейлор, Стивен (2008). Шторм и завоевание: Битва за Индийский океан, 1809 год . Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-22467-8 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .