Конституция Королевства Бурунди
Королевства Окончательная конституция Ishimikiro ry'Ingoma y'i BurundiБурунди | |
---|---|
![]() Герб Королевства Бурунди | |
Обзор | |
Юрисдикция | Королевство Бурунди |
Дата вступления в силу | 16 октября 1962 г. |
Система | Конституционная монархия |
Чемберс | Двухпалатный |
Исполнительный | Господин |
Отменен | 8 июля 1966 г. |
Подписавшиеся | Мвамбутса IV , Андре Мухирва , Клавер Нувинквэр |
![]() |
---|
![]() |
Окончательная «Constitution Définitive du Royaume du Burundi ( французский язык : конституция Королевства Бурунди »; Кирунди : «Ишимикиро ри'Ингома Бурунди »), иногда называемая «конституцией независимости», [1] была конституцией независимого Королевства Бурунди с момента ее обнародования в 1962 году до приостановления ее действия в 1966 году.
Фон
[ редактировать ]С 1919 по 1962 год Бурунди управлялась как мандатная территория Бельгии в составе Руанды-Урунди . Бельгийская администрация осуществляла власть на основе декретов, постановлений и подзаконных актов, но так и не разработала официальную конституцию. [2] Временная конституция была обнародована в ноябре 1961 года. [3] Оно было отменено 30 июня 1962 года, за день до обретения независимости. [4]
После принятия Национальным собранием , [5] конституция была обнародована 16 октября 1962 года с обратной силой до 2 июля. [6] Приказ об обнародовании подписали Мвами Мвамбутса IV , премьер-министр Андре Мухирва и министр юстиции Клавер Нувинкваре . [5]
Рамки и положения
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Конституция была в значительной степени основана на правовых системах Бельгии и Франции, которые произошли от Кодекса Наполеона . [7] Некоторые положения были дословно взяты из конституции Бельгии 1832 года . [8] Он был написан на французском языке , а официальный перевод был предложен на кирунди . [3] Он состоял из 123 статей. Он установил Бурунди как конституционную монархию с восемью провинциями: [9] Бубанза, Букирасази, Бурури, Гитега, Мурамвья, Муйинга, Нгози и Руйиги. [10] страны Статья 21 объявила французский и кирунди официальными языками . [11] Статья 23 провозгласила, что вся правительственная власть исходит от «Нации». [5] Статья 113 провозгласила «Бог, король и Бурунди» национальным девизом, а статья 114 назначила Бужумбуру столицей. Статья 18 предусматривала, что действие конституции не может быть приостановлено. [9]
Билль о правах
[ редактировать ]Статьи 4–22 служили биллем о правах , перечисляющим основные гражданские, политические и экономические права бурундийцев. Статья 6 провозглашала, что правовая система не проводит расовых различий и предоставляет бурундийцам равенство перед законом . [9] Статья 13 гарантирует свободу религии . [12] Статья 17 гарантировала свободу прессы . [13] Статья 19 предоставила бурундийцам право подавать петиции правительству. [14] Статья 20 гарантировала «тайну» писем. [13] Также были признаны свободы ассоциаций и собраний. [4] Свобода печати, тайной переписки и объединений подлежат исключениям, определяемым законом. [13]
Законодательная власть
[ редактировать ]Статьи 23–50 учредили Парламент Бурунди как двухпалатное образование с Национальным собранием и Сенатом и изложили его полномочия. [9] В статье 24 говорилось, что законодательная власть разделена между мвами и парламентом. [15] а статья 5 гарантировала, что «авторитетное толкование законов» остается за ними. [13] Статья 44 предусматривала, что депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием гражданами мужского и женского пола. [5] Статья 50 предусматривала создание Сената, но не требовала его существования, глася: «Сенат может быть создан по инициативе законодательной власти [Мвами и Национального собрания]». [15] На парламент была возложена ответственность за формирование национального бюджета. [16] Статья 105 требовала, чтобы Национальное собрание назначило Счетную палату для надзора за национальными расходами. Статья 122 перечисляла дополнительные парламентские полномочия и требовала, чтобы законодательный орган создал правила, касающиеся 11 предметов, включая прессу, финансы, организацию судебной власти , административную организацию провинций и коммун, организацию вооруженных сил и обязанности министров. [9] Парламент получил право требовать присутствия министров правительства на своих заседаниях [17] и может инициировать общественное расследование. [18] Члены парламента пользовались парламентской неприкосновенностью и могли быть привлечены к ответственности только в том случае, если палата, членом которой они состояли, лишила иммунитета или в случаях, когда они совершили явное правонарушение. [19]
Полномочия монархии и правительства
[ редактировать ]Статьи 51–82 установили полномочия мвами и его министров. Мвами был объявлен конституционным королем. [9] Статья 27 наделяла его исполнительной властью. [20] Чтобы иметь законный характер, монархические приказы должны были быть скреплены подписью министра, компетентного в соответствующем вопросе. [9] Мвами не нес ответственности перед парламентом, в то время как ответственность несли его министры. [21] Министрам, назначенным из числа членов парламента, было разрешено сохранять свои места и участвовать в дебатах. [22] Мвами был уполномочен назначать и отзывать своих министров. [23] [9] и имел более общие полномочия по назначению в отношении государственной администрации, дипломатов и некоторых судебных должностей с учетом ограничений, установленных законами. [24] Он также мог выбрать форматировщика . Он также имел право наложить вето на парламентское законодательство и распустить парламент. [9] Он пользовался суверенным иммунитетом от уголовного преследования. [21] Статья 77 учредила Королевский совет из шести членов для консультирования мвами, трое из которых должны были быть назначены Национальным собранием. [9] Положение мвами должно было быть передано по наследству мужчине в возрасте 17 лет, хотя в случаях, когда не было явного наследника, мвами должен был назначаться парламентом и Советом Короны. [25] В случаях, когда наследник не достиг совершеннолетия, парламент и Королевский совет выбирали регента. Любой новый мвами или регент должен был принести присягу конституции, прежде чем приступить к своим полномочиям. [26] Регент также будет выбран на случай, если мвами окажется недееспособным. [21] Ни один регент не мог принять поправки к конституции во время своего пребывания в должности. Во время кратковременных вакансий короны полномочия монархии должен был осуществлять совет министров. [26]
судебная власть
[ редактировать ]Статьи 83–97 установили судебную власть. [9] и во многом смоделировал ее по образцу бельгийской системы . [27] Статья 94 предусматривала существование трибуналов/судов по месту жительства, провинциальных судов, судов первой инстанции, апелляционного суда и Верховного суда . [7] Судьи должны были назначаться мвами по предложению его министра юстиции и занимать свои должности пожизненно, если только они не были уволены мвами по рекомендации министра юстиции. [28] Уголовное разбирательство коллегией присяжных предусматривалось в случаях, когда обвиняемому грозила смертная казнь или пожизненное заключение. Верховный суд имел исключительную компетенцию рассматривать дела, связанные с нарушениями закона министрами, депутатами и сенаторами. Он также обладал исключительными полномочиями рассматривать дела, связанные со спорами между различными ветвями власти и конституционностью законов. [7] Министры, признанные виновными в преступлениях, совершенных при исполнении своих служебных обязанностей, не могли быть помилованы мвами. [21]
Провинции и местные учреждения
[ редактировать ]В статьях 98–106 подробно описана роль органов власти провинций и общин. [9]
Вооруженные силы
[ редактировать ]Статьи 107–112 касались создания вооруженных сил. Оно должно было включать три рода войск: армию, жандармерию и гражданскую гвардию. Иностранцам было запрещено служить в войсках. [9] Мвами был объявлен главнокомандующим и наделен полномочиями присваивать звания военнослужащим. [29]
Процесс внесения поправок
[ редактировать ]В статье 119 подробно описан процесс внесения поправок в конституцию. Мвами и парламент должны были объявить, что рассматривается конкретная поправка. После этого парламент должен был быть распущен и в течение 40 дней проведены внеочередные выборы. В течение двух месяцев после этого парламент должен был вновь собраться для обсуждения поправки. Для ратификации поправка должна была получить одобрение двух третей голосующих в каждой палате парламента, а также согласие мвами и Королевского совета. [30]
Историческое применение и приостановка
[ редактировать ]Положения конституции о свободе собраний и ассоциаций позволили продолжить развитие многопартийной системы . [4] В соответствии с конституцией многие правительственные распоряжения, особенно те, которые были напечатаны в «Bulletin Officiel du Burundi» с 1962 по 1963 год, были написаны как на французском языке, так и на кирунди. [11]
1 июня 1963 года премьер-министр Мухирва объявил о назначении нового министра общественных работ. Это побудило мвами отказаться от выбора, утверждая, что корона имеет право выбирать своих министров. [23] Столкнувшись с растущей парламентской оппозицией и вмешательством монархии, Мухирва 7 июня подал Мвамбутсе заявление об отставке. 18 июня Мвами назначил Пьера Нгендандумве новым премьер-министром. [23] С этого момента правительство стало все более подчиняться маневрам монархии и де-факто потеряло свою ответственность перед парламентом. Парламент сохранил свои законодательные обязанности, но инициатива по созданию законов все чаще принадлежала мвами. [31] Некоторые депутаты Национальной ассамблеи защищали участие мвами в политике, ссылаясь на то, что статья 57 наделяет монарха полномочиями выбирать своих министров. [23] 15 февраля 1964 года бюро Ассамблеи направило мвами письмо протеста, обвинив его в нарушении статьи 61 конституции. [23] За этим последовало еще одно письмо от 12 марта, в котором он обвинялся в нарушении разделения властей . [32]
К середине 1965 года мвами осуществил все свои конституционные полномочия. [9] 2 сентября мвами издал указ , который сократил количество коммун в стране со 181 до 78 и заставил всех бургомистров назначать функционеров, ответственных перед короной и правительством, а не должностных лиц, избираемых на местном уровне. Политики хуту были возмущены тем, что мвами обошли парламентское правительство при издании указа и лишили их возможности консолидировать свои силы на общинных выборах. 28 сентября группа членов парламента хуту, включая должностных лиц Ассамблеи и Сената , подписала письмо, в котором осуждала этот шаг как неконституционный и заявила, что они «абсолютно отказываются принять положения arrêté -loi ». [33] Мвами также назначил свое собственное правительство, и его продолжающиеся нарушения конституции привели в ярость парламентариев хуту. 18 октября группа солдат хуту в армии и жандармерии предприняла попытку государственного переворота . Переворот провалился, но Мвамбутса бежал в Европу. [34]
Столкнувшись с трудностями, связанными с попытками управлять из-за границы и будучи все более привлеченным к комфортной жизни в Европе, 24 марта 1966 года Мвамбутса издал указ, наделяющий наследного принца Чарльза Ндизее «особыми полномочиями по координации и контролю деятельности правительства и секретариатов». государства». [35] Мвами не уточнил, отрекается ли он де-факто от престола. [36] Тем временем молодые армейские офицеры, младшие государственные служащие и сотрудники радикальных молодежных организаций – все в основном тутси – все больше осознавали влияние, которое они приобрели в правительстве. [37] группа армий во главе с капитаном Мишелем Микомберо . В этой неформальной коалиции преобладала [38] Интеллектуалы и радикалы тутси, особенно Жиль Бимазубуте , начали призывать к свержению правительства Биха и роспуску монархии. [39]
8 июля 1966 года Ндизее при поддержке радикалов возглавил государственный переворот . Он объявил себя новым главой государства и приостановил действие конституции. [40] Он распустил правительство Бихи и назначил премьер-министром новое правительство во главе с Микомберо. [41] Несмотря на приостановку действия конституции, новое правительство оставило существующие конституционные рамки государства практически нетронутыми. [42] 1 сентября Ндизее был официально коронован как Мвами Нтаре IV. [41] Вскоре после этого возник конфликт между Нтаре, желавшим активно править, и новым правительством и его сторонниками, стремившимися провести прогрессивные реформы без вмешательства короны. [43] 28 ноября, когда Нтаре находился за границей, армия совершила переворот . [44] Армия провозгласила преобразование Бурунди в республику под руководством Национального революционного совета и Микомберо в качестве нового президента Бурунди. [45]
Последствия
[ редактировать ]После приостановки действия конституции в 1966 году Бурунди столкнулась с многолетней правовой неопределенностью. [6] В отсутствие формальной правовой базы Микомберо правил исполнительным указом: [46] хотя он по-прежнему придерживался конституционных принципов составления бюджета и финансов. [47] Счетный суд, уполномоченный конституцией, не был основан до 1967 года для сдерживания коррупции. [48] Французский и кирунди остались де-факто официальными языками, хотя использование кирунди в правительственных документах сократилось. [11] Судебная система также оставалась в значительной степени основанной на конституционных основах 1962 года. [49] Комиссия по разработке новой конституции была создана в 1967 году. В последующие годы этот вопрос практически не оставался без внимания, хотя Микомберо иногда ссылался на конституционные проекты. В мае 1974 года он назначил еще одну комиссию по созданию конституции. Комиссия подготовила новый документ, который был обнародован в июле того же года. [50] Он подтвердил республиканский стиль правления, действовавший после переворота 1966 года, и передал всю управляющую власть кабинету президента. [51]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бигиримана 2009 , с. 201.
- ^ Бигиримана 2009 , стр. 200–201.
- ^ Jump up to: а б Бигиримана 2009 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с Баншимиюбуса 2018 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б с д Вебстер 1964 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б «Закон, власть и мир в Бурунди: конституционный исторический обзор» . Великие озера Центральной Африки (на французском языке). Университет Антверпена . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Макдональд 1969 , с. 175.
- ^ Вандерлинден 1975 , стр. 130–131.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Вайнштейн 1976 , с. 123.
- ^ Вайнштейн 1976 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б с Вердодт 2011 , с. 515.
- ^ Макдональд 1969 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д Вебстер 1964 , с. 4.
- ^ Рассел 2019 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б «Сенат по монархической конституции» (на французском языке). Сенат Бурунди . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Вебстер 1964 , с. 17.
- ^ Вебстер 1964 , с. 18.
- ^ Вебстер 1964 , с. 19.
- ^ Вебстер 1964 , с. 15.
- ^ Вебстер 1964 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Вебстер 1964 , с. 8.
- ^ Вебстер 1964 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д и Лемаршан 1970 , с. 364.
- ^ Вебстер 1964 , с. 9.
- ^ Вебстер 1964 , стр. 5, 7.
- ^ Jump up to: а б Вебстер 1964 , с. 7.
- ^ Макдональд 1969 , с. 85.
- ^ Вебстер 1964 , стр. 9, 20.
- ^ Вебстер 1964 , стр. 9, 14.
- ^ Вебстер 1964 , с. 24.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 364–365.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 365, 367.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 414.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 414–415.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 419–421.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 422.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 423.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 445.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 424–425.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 426–428.
- ^ Jump up to: а б Лемаршан 1970 , с. 428.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 439.
- ^ Лемаршан 1970 , с. 429.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 433, 438.
- ^ Лемаршан 1970 , стр. 445, 447.
- ^ Макдональд 1969 , с. 83.
- ^ Макдональд 1969 , с. 115.
- ^ Вайнштейн 1976 , с. 125.
- ^ Макдональд 1969 , стр. 85, 175.
- ^ Вандерлинден 1975 , стр. 113–114.
- ^ Вайнштейн 1976 , стр. 123–124.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Баншимиюбуса, Денис (2018). Проблемы и вызовы демократизации в Бурунди. Эссе по анализу и интерпретации на основе политических партий (PDF) (кандидатская диссертация) (на французском языке). Университет По и Пэи-де-л’Адур. OCLC 1085890695 .
- Бигиримана, Жан-Батист (2009). «Перевод как динамическая модель в разработке конституции (конституций) Бурунди». Проблемы перевода в языке и праве . Спрингер. ISBN 9780230233744 .
- Лемаршан, Рене (1970). Руанда и Бурунди . Нью-Йорк: Издательство Praeger. OCLC 254366212 .
- Макдональд, Гордон С., изд. (1969). Региональный справочник по Бурунди (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 953395348 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 июля 2021 г.
- Рассел, Эйдан (2019). Политика и насилие в Бурунди: язык правды в развивающемся государстве . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-49934-7 .
- Вандерлинден, Жак (1975). «Две недавние и новаторские конституции Африки: конституции Бурунди и Заира» (PDF) . Бюллетени совещаний (на французском языке). 21 (2): 113–134.
- Вердудт, А. (2011). «Социальные и лингвистические структуры Бурунди, типичной «унимодальной» страны». Язык и общество: антропологические проблемы (переиздание). Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110806489 .
- Вебстер, Джон. Б. (1964), Конституции Бурунди, Малагасийского и Руанды. Сравнение и объяснение конституций французского языка Восточной Африки , Специальный документ №. 3, Сиракузы: Сиракузский университет, OCLC 846680671.
- Вайнштейн, Уоррен (1976). Исторический словарь Бурунди . Метучен: Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-0962-8 .