Универсальный периодический обзор
Универсальный периодический обзор ( УПО ) — это механизм (СПЧ) Организации Объединенных Наций (ООН) Совета по правам человека , возникший в результате процесса реформы ООН в 2005 году. [1] Обычно называемый УПО, он был учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251 от 3 апреля 2006 года. УПО периодически изучает ситуацию с правами человека во всех 193 государствах-членах ООН. [2] Он призван дополнять, а не дублировать работу других правозащитных механизмов, включая договорные органы ООН по правам человека . Это первый международный правозащитный механизм, охватывающий все страны и все права человека. Рабочая группа по УПО, состоящая из 47 государств-членов СПЧ и возглавляемая Президентом СПЧ, проводит страновые обзоры.
Принципы и цели
[ редактировать ]В резолюции СПЧ 5/1 от 18 июня 2007 г. и решении СПЧ 6/102 от 27 сентября 2007 г. подробно описаны функции УПО в его первом цикле с 2008 по 2012 гг. Для второго и последующих циклов СПЧ внес в УПО несколько поправок. Резолюция 16/21 от 12 апреля 2011 г. и решение СПЧ 17/119 от 19 июля 2011 г. после рассмотрения СПЧ (подробнее см. Процесс рассмотрения СПЧ ниже). Резолюция СПЧ 5/1 предусматривает, что УПО должен: [3]
- Содействовать универсальности, взаимозависимости, неделимости и взаимосвязи всех прав человека.
- Быть механизмом сотрудничества, основанным на объективной и достоверной информации и интерактивном диалоге.
- Обеспечить всеобщий охват и равное обращение со всеми государствами
- Быть межправительственным процессом, управляемым членами ООН и ориентированным на действия.
- Полное вовлечение рассматриваемой страны
- Дополнять, а не дублировать другие механизмы по правам человека, тем самым создавая добавленную стоимость.
- Проводиться объективным, прозрачным, неизбирательным, конструктивным, неконфронтационным и неполитизированным образом.
- Не быть слишком обременительным для соответствующего государства или для повестки дня СПЧ.
- Не быть слишком длинным; оно должно быть реалистичным и не отнимать непропорционально много времени, человеческих и финансовых ресурсов.
- Не умалять возможности СПЧ реагировать на неотложные ситуации с правами человека.
- Полная интеграция гендерной проблематики
- Учитывать уровень развития и специфику стран
- Обеспечить участие всех соответствующих заинтересованных сторон, включая неправительственные организации (НПО) и национальные правозащитные учреждения (НПЗУ).
Целями УПО ООН являются: [4]
- Улучшение ситуации с правами человека на местах
- Выполнение обязательств и обязательств государства в области прав человека, а также оценка позитивных событий и проблем, с которыми сталкивается государство.
- Расширение потенциала государства и оказание технической помощи по согласованию и с согласия соответствующего государства.
- Обмен передовым опытом между государствами и другими заинтересованными сторонами
- Поддержка сотрудничества в области продвижения и защиты прав человека
- Поощрение полного сотрудничества и взаимодействия с СПЧ, другими правозащитными органами и Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ).
Резолюция СПЧ 16/21 далее предусматривает, что второй и последующие циклы должны быть сосредоточены на выполнении принятых рекомендаций и развитии ситуации с правами человека в рассматриваемом государстве.
Процедура
[ редактировать ]цикл УПО
[ редактировать ]В то время как первый УПО проводился по четырехлетнему циклу, второй был продлен до четырех с половиной лет, а третий длится пять лет. В настоящее время анализ 42 государств проводится ежегодно в ходе трех сессий Рабочей группы СПЧ по УПО, при этом на каждой сессии анализируется 14 государств. СПЧ определил порядок рассмотрения первого цикла УПО (2008-2012 гг.) 21 сентября 2007 г. путем жеребьевки. [5] и тот же порядок будет сохраняться во время второго и последующих циклов. Первый порядок рассмотрения был обусловлен требованиями резолюции 5/1. [6] что все 47 государств-членов СПЧ будут проверены в течение срока их членства, в дополнение к нескольким другим критериям.
Основа страновых обзоров
[ редактировать ]Основой страновых обзоров являются: (а) Устав ООН ; (б) Всеобщая декларация прав человека ; (c) договоры по правам человека , стороной которых является государство; и (d) добровольные обещания и обязательства, взятые на себя государством, в том числе взятые на себя при выдвижении своей кандидатуры на избрание в СПЧ. Страновые обзоры также учитывают применимое международное гуманитарное право . [7]
Документация, на которой основаны страновые обзоры
[ редактировать ]Страновые обзоры основаны на трех документах: [3]
- 20-страничный национальный доклад, подготовленный государством, являющимся объектом обзора.
- Десятистраничная подборка информации ООН (включая отчеты специальных процедур, отчеты договорных органов по правам человека и другую соответствующую документацию ООН), подготовленная УВКПЧ.
- Десятистраничное резюме информации, полученной от заинтересованных сторон (включая национальные правозащитные учреждения, НПО и других субъектов гражданского общества), также подготовленное УВКПЧ.
В решении 6/102 СПЧ предоставил руководящие принципы подготовки информации в рамках УПО. В нем указывается, что государства при подготовке национальных докладов должны учитывать/предоставлять:
- Описание методологии и процесса широких консультаций, проводившихся при подготовке информации, предоставляемой в рамках УПО.
- Предыстория рассматриваемой страны и структура (в частности, нормативная и институциональная основа) для поощрения и защиты прав человека: конституция, законодательство, политические меры, национальная судебная практика, инфраструктура прав человека, включая национальные правозащитные учреждения, и объем международных обязательств, определенных в «основе». пересмотра» в резолюции 5/1
- Поощрение и защита прав человека на местах: выполнение международных обязательств в области прав человека, определенных в «основе обзора» в резолюции 5/1, национальное законодательство и добровольные обязательства, деятельность национальных правозащитных учреждений, осведомленность общественности о правах человека, сотрудничество с правозащитными механизмами.
- Выявление достижений, передового опыта, проблем и ограничений
- Ключевые национальные приоритеты, инициативы и обязательства, которые заинтересованное государство намерено предпринять для преодоления этих проблем и ограничений и улучшения ситуации с правами человека
- Ожидания соответствующего государства в отношении наращивания потенциала и запросы, если таковые имеются, на техническую помощь; и
- Во втором и последующих циклах УПО он также должен содержать презентацию соответствующего государства о своей работе по итогам предыдущего обзора.
Рабочая группа по УПО
[ редактировать ]Рабочая группа по УПО состоит из 47 государств-членов СПЧ под председательством президента СПЧ и проводит страновые обзоры. Рабочая группа провела свой первый обзор в 2008 году. На каждый обзор она отводит три с половиной часа, из которых 70 минут отводится государству, в отношении которого проводится обзор, для обсуждения его внутренней системы прав человека, мер, принятых для поощрения и защиты прав человека в стране. вопросы прав человека, имеющие особое национальное значение, а также шаги, предпринятые для устранения и устранения нарушений. Это также возможность для государства представить добровольные обещания и обязательства в области прав человека. За презентацией государства следует интерактивный диалог продолжительностью 140 минут, в ходе которого государства-члены ООН задают вопросы государству и дают рекомендации по улучшению ситуации с правами человека и эффективности его деятельности. Стоит отметить, что слово могут взять все 193 государства-члена ООН (как члены СПЧ, так и нечлены).
В ходе страновых обзоров был рассмотрен широкий спектр вопросов, и потенциально все вопросы прав человека могут быть рассмотрены в ходе этой сессии. Хотя подсчет фактического количества рекомендаций осложняется тем фактом, что они сгруппированы вместе в отчете Рабочей группы, НПО UPR Info подсчитала, что первый цикл УПО предоставил в общей сложности 21 356 рекомендаций и 599 добровольных обязательств. [8]
Роль Тройки и подготовка отчета Рабочей группы
[ редактировать ]Каждый обзор проводится группой из трех государств, известной как «тройка», которые выступают в качестве докладчиков. Тройка отвечает за получение предварительных вопросов от государств-членов ООН к рассматриваемой стране. Вторая роль «тройки» заключается в подготовке итогового документа по обзору, который включает краткое изложение процедуры обзора, рекомендации, предложенные государствами, выводы и добровольные обязательства, представленные государством, в отношении которого проводится обзор. Итоговый документ готовится при содействии секретариата УПО, и рекомендации, содержащиеся в результатах обзора, желательно сгруппировать по темам при полном участии и согласии государства, в отношении которого проводится обзор, и государств, вынесших рекомендации. [9]
Принятие
[ редактировать ]На принятие итогового документа на более позднем этапе того же заседания Рабочей группы отводится тридцать минут, в ходе которых государству, в отношении которого проводится обзор, предоставляется предварительная возможность указать, поддерживает ли оно рекомендации, предложенные ему государствами, а также выводы. отражено в итоговом документе. После принятия итоговый документ передается в СПЧ для обсуждения и принятия на пленарном заседании. Ожидается, что в промежуточный период между Рабочей группой и пленарными заседаниями государство, в отношении которого проводится обзор, подтвердит, какие рекомендации УПО оно принимает, а какие нет.
Пленарное заседание СПЧ
[ редактировать ]УПО является постоянным пунктом повестки дня СПЧ (пункт 6). На каждой сессии СПЧ выделяется время для рассмотрения и принятия итоговых документов, переданных от Рабочей группы по УПО. На принятие каждого документа отводится час, в течение которого рассматриваемому государству предоставляется возможность представить ответы на вопросы или проблемы, недостаточно освещенные в ходе интерактивного диалога в Рабочей группе. [10] Государствам-членам СПЧ и государствам-наблюдателям также предоставляется возможность выразить свое мнение по результатам обзора до того, как СПЧ примет по нему решение. [11] НПЗУ со статусом «А» [12] ООН и НПО, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС), имеют возможность сделать «общие комментарии» до принятия итогового отчета. [13] Это единственная возможность для гражданского общества выступить во время УПО.
Последующие меры по итогам УПО
[ редактировать ]Хотя результаты обзора, как механизма сотрудничества, должны реализовываться в первую очередь заинтересованным государством, государствам рекомендуется проводить широкие консультации со всеми соответствующими заинтересованными сторонами в этом отношении.
Государствам рекомендуется предоставлять Совету на добровольной основе среднесрочную обновленную информацию о выполнении принятых рекомендаций. По состоянию на 20 февраля 2013 года 28 стран предоставили СПЧ отчет о реализации. [14]
Согласно Резолюции 16/21, другим соответствующим заинтересованным сторонам рекомендуется включать в свои вклады информацию о последующих мерах по итогам предыдущего обзора. Резюме информации, предоставленной другими соответствующими заинтересованными сторонами, должно содержать, где это уместно, отдельный раздел для вкладов национального правозащитного учреждения государства, в отношении которого проводится обзор, которое аккредитовано в полном соответствии с Парижскими принципами.
Добровольный фонд финансовой и технической помощи, учрежденный Советом в его резолюции 6/17, следует укрепить и ввести в действие, чтобы он стал источником финансовой и технической помощи, помогающей странам выполнить рекомендации, вытекающие из их обзора.
Государства могут обратиться к представителям Организации Объединенных Наций на национальном или региональном уровне с просьбой помочь им в осуществлении последующих мер по итогам их обзора. Финансовая и техническая помощь для проведения обзора должна соответствовать национальным потребностям и приоритетам, что может быть отражено в национальных планах реализации. [9]
НПО « Информация УПО» с 2011 по 2014 год провела 165 оценок с интервалом в два года после обзора, чтобы увидеть, как выполняются рекомендации (основной результат УПО). [15] и каков реальный эффект УПО на местах. В 2012 году оно опубликовало свое первое исследование по оценке этих мер в 66 странах. В 2014 году последовала вторая публикация под названием Beyond Promises , в которой были оценены 165 стран и представлены лучшие практики, наблюдаемые в государствах, национальных правозащитных учреждениях и НПО. Третья публикация, выпущенная в 2016 году и получившая название «Эффект бабочки» , была направлена на распространение передового опыта УПО и вдохновение всех участников.
Отказ государства от сотрудничества с УНР
[ редактировать ]После исчерпания всех усилий по поощрению государства к сотрудничеству с механизмом УПО, СПЧ при необходимости рассмотрит случаи постоянного отказа от сотрудничества с этим механизмом. [16]
Первым случаем, когда обсуждалось упорное отсутствие сотрудничества, стал УПО Израиля. Обзор Израиля не был рассмотрен, как было запланировано 29 января 2013 года. [17] Как следствие, СПЧ обсудил в марте [18] и июнь [19] 2013 г. проблема «постоянного отказа от сотрудничества». В конце концов, Израиль возобновил сотрудничество с СПЧ, и 29 октября 2013 г. [20] но СПЧ упустил возможность определить, что такое «постоянное отсутствие сотрудничества». [21]
Возможности вклада заинтересованных сторон в УПО
[ редактировать ]Правила, регулирующие участие НПУ и НПО в СПЧ и, следовательно, в механизме УПО, предписаны резолюцией 5/1, в которой говорится, что их участие должно основываться на «практике, наблюдаемой [бывшей] Комиссией по правам человека». , обеспечивая при этом наиболее эффективный вклад этих субъектов». [22]
Хотя УПО является межправительственным процессом, неправительственным заинтересованным сторонам доступен ряд возможностей для внесения вклада. К ним относятся:
- Участие в национальных консультациях по подготовке национального доклада государства. Государствам рекомендуется проводить широкие национальные консультации по подготовке своих национальных докладов.
- Предоставление информации на государственные экспертизы. Представленные материалы могут быть включены в подготовленное УВКПЧ резюме информации заинтересованных сторон, о котором говорилось выше.
- Участие в обзоре состояния в Рабочей группе по УПО. Заинтересованные стороны могут присутствовать на заседаниях Рабочей группы, но не могут участвовать в интерактивном диалоге.
- Участие в сессии СПЧ, на которой принимается итоговый отчет по государству. со статусом «А» НПУ и НПО, аккредитованные при ЭКОСОС, могут делать «комментарии общего характера» до принятия итогового отчета.
- Подача письменных заявлений по пункту 6 повестки дня СПЧ (УПО). НПЗУ и НПО, аккредитованные ЭКОСОС, могут подавать письменные заявления.
- При необходимости работа над выполнением рекомендаций УПО.
Процесс проверки HRC
[ редактировать ]В резолюции 60/251 Генеральная Ассамблея потребовала от СПЧ провести обзор и представить отчет о своей работе и функционировании после первых пяти лет его существования. [23] В октябре 2009 года СПЧ учредил межправительственную рабочую группу открытого состава по обзору работы и функционирования СПЧ (состоящую из 47 государств-членов СПЧ), чтобы возглавить процесс проверки. [24] Рабочая группа под председательством тогдашнего президента СПЧ (посла Таиланда Сихасака Фуангкеткеоу) провела два основных заседания. Первое заседание Рабочей группы состоялось 25–29 октября 2010 г.; вторая сессия прошла 7, 17–18 и 23–24 февраля 2011 г.
25 марта 2011 года СПЧ принял резолюцию 16/21 по результатам проверки работы и функционирования СПЧ, за которой позднее последовало решение СПЧ 17/119 от 19 июля 2011 года со следующими изменениями в УПО: [25]
- Продолжительность следующих циклов: второй и последующие циклы продлятся 4,5 года по 14 сеансов в каждом цикле.
- Количество государств на сессии: 14 штатов будут рассматриваться на сессии, всего 42 штата в год.
- Продолжительность обзора: Обзор каждой страны будет длиться 3,5 часа. Государству, в отношении которого проводится проверка (SuR), будет предоставлено 70 минут, а другим государствам — 140 минут.
- Порядок рассмотрения: Порядок рассмотрения будет точно таким же. Поскольку за сеанс будет рассмотрено только 14 государств, два последних государства сеанса 1 будут перенесены в начало сеанса 2, последние четыре государства сеанса 2 будут перенесены в начало сеанса 3 и т. д.
- Направленность следующих циклов: Второй и последующие циклы обзора должны быть сосредоточены, среди прочего, на реализации принятых рекомендаций и развитии ситуации с правами человека в СуР.
- Список докладчиков: для каждого обзора штаты будут расположены в английском алфавитном порядке, а первый штат в списке будет выбран по жребию. Государства смогут поменяться местами, и всем государствам будет предоставлено слово. При необходимости время выступления каждого выступающего будет сокращено до двух минут на каждого или 140 минут будут разделены на количество выступающих.
- Общие руководящие принципы: Решение об общих руководящих принципах A/HRC/DEC/6/102 по составлению трех отчетов, составляющих основу обзора, было немного изменено, чтобы сделать больший акцент на необходимости предоставления государствами отчетов о выполнении рекомендаций.
- Группировка рекомендаций. Рекомендации, содержащиеся в итоговом документе УПО, предпочтительно следует группировать по темам при полном участии и согласии государства, в отношении которого проводится обзор, и государств, вынесших рекомендации.
- Ответы на рекомендации: Государства должны четко сообщить Совету, в письменной форме, желательно до пленарного заседания Совета, свою позицию по всем полученным рекомендациям.
- Среднесрочные отчеты: государствам рекомендуется предоставлять Совету на добровольной основе среднесрочную обновленную информацию о выполнении принятых рекомендаций.
- Роль национальных правозащитных учреждений : Национальные правозащитные учреждения (НПЗУ) со статусом А будут иметь специальный раздел в сводке информации других заинтересованных сторон, и им будет предоставлено слово непосредственно после SuR во время принятия решения на пленарном заседании СПЧ.
- Роль НПО: Государствам рекомендуется проводить широкие консультации со всеми соответствующими заинтересованными сторонами по поводу последующих действий. Другим соответствующим заинтересованным сторонам рекомендуется включать в свои материалы информацию о последующих мерах по итогам предыдущего обзора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» , Отчет Генерального секретаря (A/59/2005), 21 марта 2005 г.; Итоги Всемирного саммита , резолюция 60/1 Генеральной Ассамблеи, 24 октября 2005 г.
- ^ Коуэлл, Фредерик (2022), Каммерхофер, Йорг; Араярви, Нура; Меркурис, Панос (ред.), «Идентификация обычаев в рекомендациях по универсальному периодическому обзору», Теория, практика и интерпретация международного обычного права , Cambridge University Press, стр. 320–344, doi : 10.1017/9781009025416.016 , ISBN 978-1-316-51689-8
- ^ Jump up to: а б Приложение к резолюции 5/1 , п. 3.
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , пункт. 4.
- ^ «Основные факты об УПО» , УВКПЧ.
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , пп. 8-11.
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , пп. 1-2.
- ^ «Информационная база данных УПО по рекомендациям УПО» . Информация УПО . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзор работы и функционирования Совета по правам человека» на 4.
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , пункт. 29.
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , пункт. 30.
- ^ НПИ, аккредитованные Международным координационным комитетом национальных учреждений (МКК) как соответствующие Принципам, касающимся статуса национальных учреждений по поощрению и защите прав человека. Архивировано 26 марта 2011 г. в Wayback Machine (Парижские принципы).
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , пункт. 31.
- ^ "Реализация УПО"
- ^ Программа последующих действий по рекомендациям УПО.
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , пункт. 38.
- ^ «Израиль отсутствует в собственном УНР» . Информация УПО . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ «Совет по правам человека обсуждает случаи отказа от сотрудничества» . Информация УПО . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ "Председатель СПЧ представил доклад о диалоге с Израилем" . Информация УПО . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ «Универсальность сохранена: ожидается, что обзор Израиля будет проведен во вторник, 29 октября 2013 года» . Информация УПО . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ «Отказ от сотрудничества с УНР: прокладывая путь» . Информация УПО . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ Приложение к резолюции 5/1 , правило 7. Резолюция 5/1 также предусматривает, что участие НПО должно определяться резолюцией 1996/31 Экономического и Социального Совета от 25 июля 1996 года, а участие национальных правозащитных учреждений - резолюцией 2005/74 ЦПЧ от 20. Апрель 2005 года.
- ↑ Резолюция Генеральной Ассамблеи 60/251 , постановляющая часть. 16.
- ↑ Резолюция СПЧ 12/1 от 12 октября 2009 г. «Межправительственная рабочая группа открытого состава по обзору работы и функционирования Совета по правам человека» .
- ^ «Новые условия УПО для второго цикла»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Генеральная Ассамблея ООН . По состоянию на 2 июня 2011 г.
- Договорные органы ООН по правам человека . По состоянию на 2 июня 2011 г.
- Совет ООН по правам человека . По состоянию на 2 июня 2011 г.
- Экономический и Социальный Совет ООН . По состоянию на 2 июня 2011 г.
- Комиссия ООН по правам человека . По состоянию на 5 июня 2011 г.
- Универсальный периодический обзор . По состоянию на 5 июня 2011 г.
- «Основные факты об УПО» , УВКПЧ. По состоянию на 2 июня 2011 г.
- «Работа с Программой ООН по правам человека: Руководство для гражданского общества» , УВКПЧ (Нью-Йорк и Женева, 2008 г.). По состоянию на 3 июня 2011 г.
- Учебные пособия по УПО, созданные UPR Info . По состоянию на 3 июня 2011 г.
- База данных всех рекомендаций УПО, созданная UPR Info . По состоянию на 29 декабря 2016 г.
- Устав ООН . По состоянию на 7 июня 2011 г.
- Всеобщая декларация прав человека . По состоянию на 7 июня 2011 г.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи 60/251 о создании Совета по правам человека. По состоянию на 6 июня 2011 г.
- Резолюция 5/1 Совета по правам человека , институциональное строительство Совета по правам человека. По состоянию на 6 июня 2011 г.
- Решение 6/102 Совета по правам человека во исполнение резолюции 5/1 Совета по правам человека. По состоянию на 6 июня 2011 г.
- Резолюция 12/1 Совета по правам человека , Межправительственная рабочая группа открытого состава по обзору работы и функционирования Совета по правам человека. По состоянию на 6 июня 2011 г.
- Резолюция Совета по правам человека 16/21 , итоги обзора работы и функционирования Совета по правам человека. По состоянию на 6 июня 2011 г.
- Решение 17/119 Совета по правам человека , дополняющее резолюцию 16/21 Совета по правам человека в отношении универсального периодического обзора. По состоянию на 20 февраля 2013 г.
- Резолюция 1996/31 Экономического и Социального Совета , консультативные отношения между Организацией Объединенных Наций и неправительственными организациями. По состоянию на 6 июня 2011 г.
- Резолюция 2005/74 Комиссии по правам человека , национальные учреждения по поощрению и защите прав человека. По состоянию на 8 июня 2011 г.
- Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений по поощрению и защите прав человека (Парижские принципы). По состоянию на 8 июня 2011 г.
- Международный координационный комитет национальных учреждений (ICC). По состоянию на 8 июня 2011 г.