Jump to content

Закон о польском гражданстве

Закон о польском гражданстве
Парламент Польши
  • Закон о польском гражданстве
Принят Правительство Польши
Статус: Действующее законодательство

Закон о польском гражданстве основан прежде всего на принципе права крови . Дети, рожденные хотя бы от одного родителя- поляка, получают польское гражданство независимо от места рождения. Помимо прочего, польское гражданство дает право на получение польского паспорта .

Закон о польском гражданстве и гражданстве изложен в Законе о польском гражданстве 2009 года, который был опубликован 14 февраля 2012 года и полностью стал законом 15 августа 2012 года. [1] [2]

Его положения охватывают ряд вопросов польского гражданства, включая двойное гражданство; приобретение по закону (включая рождение, дарение, признание и восстановление); потеря; статус несовершеннолетних по отношению к родителям; а также различные процессы и правила. [1]

Гражданство по рождению [ править ]

Подкидыш [ править ]

Подкидыш , родившийся в Польше, приобретает польское гражданство, если оба родителя неизвестны, или когда их гражданство не может быть установлено, или если установлено, что он является лицом без гражданства . Польское гражданство предоставляется детям без гражданства старше шестнадцати лет только с их согласия. [3]

Принятие [ править ]

Польское гражданство также может быть получено путем окончательного усыновления несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет польским гражданином и считается ретроактивным с момента его рождения. [4]

Гражданство по происхождению [ править ]

Ребенок, рожденный от родителя-поляка, автоматически становится гражданином Польши при рождении. Не имеет значения, где родился ребенок. На гражданство обычно могут претендовать только потомки польских граждан.

Однако исторически, поскольку новая независимая Польша включала в себя земли Германии, России и Австро-Венгрии, было неясно, кто стал польским гражданином. Статья 2 Закона о польском гражданстве 1920 года отсылает к законам о проживании в этих бывших государствах, а также к «международным договорам». [5] Считалось, что те, кто не имел права на польское гражданство, имели только «польское происхождение», но не гражданство. [5] Таким образом, не все этнические поляки могли претендовать на польское гражданство, если они покинули Польшу до того, как страна стала независимым государством в 1918 году. Кроме того, не может быть разрыва в польском гражданстве между предком-эмигрантом и потомком. Если предок заявителя потерял польское гражданство, например, став гражданином другой страны до 1951 года, потомок не унаследовал польское гражданство через этого предка. Заявление о «Подтверждении владения или утраты польского гражданства» можно подать через посольства или консульства Польши за рубежом.

Гражданство по натурализации/отличное от рождения [ править ]

Согласно закону 2009 года, иностранец может быть натурализован в качестве гражданина Польши следующими способами:

  1. Предоставляя. Эта категория позволяет президенту Польши предоставить польское гражданство любому иностранцу, который об этом попросит.
  2. По признанию. Иностранец признается поляком, если он об этом просит, знает польский язык, не представляет угрозы безопасности и соответствует одному из следующих критериев:
    • Проживать в Польше последние 3 года в качестве постоянного жителя , иметь стабильный и регулярный источник дохода, а также иметь или арендовать квартиру или дом.
    • Проживали в Польше легально в течение последних 10 лет, в настоящее время имеете статус постоянного жителя , имеете стабильный и регулярный источник дохода, а также владеете или арендуете квартиру или дом.
    • Проживал в Польше последние 2 года в качестве постоянного жителя и последние 3 года состоял в браке с гражданином Польши.
    • Проживали в Польше последние 2 года в качестве постоянного жителя , являемся лицом без гражданства.
    • Проживал в Польше последние 2 года как беженец.
    • Последние 2 года проживал в Польше как репатриант.
  3. Путем восстановления. Применяется к людям, которые потеряли польское гражданство до 1 января 1999 года.

Натурализация по браку [ править ]

Брак с гражданином Польши не является достаточным основанием для получения польского гражданства. Для получения польского гражданства иностранец должен оставаться в браке с гражданином Польши в течение не менее 3 лет и находиться в Польше легально и непрерывно не менее 2 лет на основании постоянного вида на жительство, а также его знание польского языка должно быть документально подтверждено. . Однако для получения постоянного вида на жительство иностранцу необходимо сначала получить временный вид на жительство на основании брака с гражданином Польши.

Натурализация по месту жительства [ править ]

Получить разрешение на постоянное или временное проживание в Польше можно при условии, что заявитель намерен проживать в Польше, а не в другой стране. Польское законодательство не разрешает получение временного или постоянного вида на жительство в Польше для заявителя, намеревающегося жить в другой стране.

по гранту Натурализация

Президент Польши может предоставить польское гражданство на любых условиях. Процедура предоставления польского гражданства Президентом может занять достаточно длительное время, поскольку положения Административно-процессуального кодекса на подобные случаи не распространяются. Это означает, что даже если возможно рассмотрение дела на основании представленных заявителем доказательств, его не обязательно рассматривать сразу, как в случае с признанием иностранца гражданином Польши. Лица, подающие заявление на получение гражданства, обязаны обосновать свое заявление и указать важные причины, по которым им следует предоставить польское гражданство.

Польские мигранты 1962 до г.

Существуют специальные правила относительно приобретения и утраты польского гражданства до 1962 года:

  • Между 1918 и 1951 годами приобретение другого гражданства привело к потере польского гражданства. Польское гражданство также было потеряно в результате службы в вооруженных силах другой страны или принятия «государственной должности» в другой стране. Однако в соответствии с правилом «военного парадокса» мужчины, не прошедшие обязательную военную службу в Польше, если только они каким-либо образом не освобождены от этой обязанности, не могли потерять польское гражданство, как указано выше. (См. статью 11 Закона о польском гражданстве 1920 года.) [6]
  • В 1951 году [7] Польша лишила гражданства всех жителей (включая этнических поляков) бывших польских территорий к востоку от линии Керзона , которые были аннексированы Советским Союзом в 1945 году. Эти лица были натурализованы как советские граждане, а позже, после распада Советского Союза, Союз в 1991 году приобрел гражданство одной из образовавшихся стран: Белоруссии , Украины , Литвы , Латвии , Эстонии или России . Польское гражданство было также аннулировано для граждан Германии , проживавших за пределами Польши, за исключением случаев, когда у них был польский супруг, проживавший в Польше.
  • Польские граждане, эмигрировавшие в Израиль в период с 1958 по 1984 год и обычно становившиеся гражданами Израиля по прибытии (на основании израильского «Закона о возвращении» для лиц еврейского происхождения), автоматически теряли польское гражданство. Они и их потомки могут иметь право на получение польского гражданства путем заявления.

Утрата польского гражданства [ править ]

С 1962 года польское законодательство (включая Конституцию) не позволяет правительству лишать кого-либо гражданства. Для отказа от польского гражданства требуется подать заявление с обширной подтверждающей документацией и получить одобрение Президента Польши. [8] Административное рассмотрение петиции может занять до нескольких лет, а решение президента является окончательным и не может быть обжаловано в суде.

Начиная с 1968 года бывший коммунистический режим инициировал антисемитскую кампанию, в результате которой из Польши было изгнано от 15 000 до 20 000 польских евреев, лишенных польского гражданства. [9]

Их польские паспорта были конфискованы и заменены «проездным документом», который не позволял им вернуться, а их имущество конфисковано государством. Большинство людей, переживших Холокост, и их дети эмигрировали в Израиль, США, Данию, Швецию и другие страны.

Высокий суд Варшавы принял ходатайство, поданное Барухом-Натаном Ягилем, который был вынужден покинуть Польшу в 1968 году, и постановил, что польское правительство допустило ошибку, лишив истца гражданства, и должно восстановить его и выдать ему польский паспорт.

Во время визита в Израиль в 2006 году президент Лех Качиньский пообещал восстановить польское гражданство. Никакого общего законодательства, регулирующего этот вопрос, не существует, но при подаче заявления о подтверждении своего польского гражданства эти евреи и их потомки обычно получают положительный результат в первой или второй инстанции при обращении в Министерство внутренних дел.

Евреям и израильтянам, приглашенным в Варшаву на празднование 40-летия чистки евреев в Польше 8 марта 1968 года, будет возвращено польское гражданство.

Критерии потерь [ править ]

Вопрос потери гражданства до 1962 года сложен, и различные принципы закона, регулирующие его, заключаются в следующем:

  1. Лицо, родившееся до вступления в силу закона 1951 года, может унаследовать польское гражданство только своего отца, если его родители состояли в браке, или матери – в противном случае.
  2. Человек, вступивший в иностранную армию (даже если он никогда не служил, а был призван лишь на бумаге), работал на государственной должности в чужой стране (очень широкое и изменчивое определение, но сюда входят: учитель, религиозный лидер, почтальон и даже в территория, не определенная как такая страна, как Британская Палестина) или получившая какое-либо иностранное гражданство до вступления в силу закона 1951 года – теряет гражданство немедленно, а если женатый мужчина, то также его жена и несовершеннолетние дети (младше 18 лет) потерять гражданство.
    1. Тем не менее , если они не были освобождены от службы в польской армии, то только получение иностранного гражданства не лишит их польского гражданства. Общественная работа и военный учет всегда будут означать потерю гражданства. Таким образом, взрослая незамужняя женщина потеряла гражданство при получении иностранного гражданства до 1951 года, поскольку не имела военной службы в Польше. Замужние женщины оставались под «защитой» гражданства мужа и сохраняли его до тех пор, пока муж его не утратил.
    2. С другой стороны, в случае мужчин существуют два условия, которые должны преобладать: мужчины, которые получили иностранное гражданство и достигли возраста польской военной службы (50 лет с момента изменения закона 29 мая 1950 года), потеряли свое гражданство.
  3. Лицо, получившее иностранное гражданство (непольское) в связи с изменением границ после Второй мировой войны или имевшее в 1951 году российское, украинское, белорусское, литовское, латвийское или эстонское гражданство, утратило польское гражданство (см. ст. 4 второго закона). ). Тем не менее, если бывшие поляки впоследствии вернулись в Польшу в связи с различными соглашениями о репатриации, подписанными между СССР и Польшей (например, в 1945 и 1956 годах), то они восстановили свое польское гражданство. Фактически каждый поляк, ставший советским гражданином и не воспользовавшийся возможностью вернуться в Польшу благодаря этим соглашениям, терял польское гражданство.
  4. Чтобы подтвердить гражданство человека, выехавшего до 1951 года, будет проще доказать, что он покинул Польшу после вступления в силу первого закона 1920 года. В противном случае будет сложно доказать свое польское гражданство. Если бы родители остались в Польше после 1920 года, это могло бы помочь.
  5. Закон 1920 года разрешает переход гражданства от отца к внебрачному ребенку только в том случае, если отец заявил о своем отцовстве до того, как ребенку исполнилось 18 лет, и только перед польскими властями. Следовательно, без оригинала свидетельства о рождении с именем отца доказать это может быть сложно.
  6. Закон 1962 года разрешает переход гражданства от отца к внебрачному ребенку только в том случае, если отец заявил о своем отцовстве в течение одного года с момента рождения. Следовательно, такие дети, рожденные только от отца-поляка (мать не полька), родившиеся во время действия этого закона, должны предъявить оригинал свидетельства о рождении или заявление об отцовстве, подписанное до того, как им исполнился один год (в Израиле это заявление обычно делается в больнице, при постановке на учет отцом новорожденного и сохраняется в архиве МВД и ее копия может быть выдана по требованию).
  7. Вопрос гражданства детей, родители которых имели разное гражданство, регулировался не только положениями Закона о польском гражданстве, но и международными договорами, ратифицированными Польшей в области гражданства. Это означает, что в таком случае положения Закона о польском гражданстве не были применены. В 60-е и 70-е годы Польша подписала с некоторыми странами Центральной и Восточной Европы конвенции об избежании множественного гражданства, из которых вышла в 90-е и 2000-е годы. [10]

Двойное гражданство [ править ]

Польское законодательство прямо не допускает двойного гражданства , но наличие другого гражданства допускается, поскольку только за его обладание не предусмотрено никаких наказаний. [11] Однако существуют штрафы за использование иностранного гражданства, например, за удостоверение личности польским властям с использованием иностранного документа, удостоверяющего личность. Служба в иностранной армии не требует разрешения польских военных властей, если лицо проживает в этой иностранной стране и имеет ее гражданство. [12]

Польша относится к гражданам других стран, которых она считает польскими гражданами, как если бы они были исключительно поляками. Поскольку польское гражданство определяется гражданством польского родителя без какого-либо явного ограничения количества поколений, проживших за границей для потомков польских эмигрантов, что может создать проблемы для лиц польского происхождения, родившихся за границей, которые, несмотря на отсутствие связей с Польшей , тем не менее, подлежат всем обязательствам польского гражданства, ранее включая военную службу (Польша приостановила обязательную военную службу 5 декабря 2008 года по приказу министра обороны, а обязательная военная служба была официально отменена, когда польский парламент внес поправки в закон о воинской повинности в январе 9 февраля 2009 г.; закон вступил в силу 11 февраля). Кроме того, такие лица не имеют права на консульскую защиту своей страны согласно статье 36 Венской конвенции о консульских сношениях . Единственным исключением являются случаи, когда двустороннее консульское соглашение требует признания гражданства иностранца, независимо от обвинений в польском гражданстве, выдвинутых Польшей. Такое соглашение было заключено в Консульской конвенции 1972 года между Соединенными Штатами и Польшей. [13] при условии, что:

« Лица, въезжающие в Республику Польша с временным визитом на основании паспортов Соединенных Штатов, содержащих польские въездные визы, в период, на который предоставлен статус временного посетителя (в соответствии со сроком действия визы), будут считаться гражданами Соединенных Штатов по соответствующими польскими властями с целью обеспечения консульской защиты, предусмотренной статьей 29 Конвенции, и права выезда без дальнейшего оформления документов, независимо от того, могут ли они обладать гражданством Республики Польша » .

Однако, поскольку Польша отменила визовые требования для граждан США в 1991 году, это положение больше не применяется .

Проблемы, возникающие для членов польской диаспоры «Полония» из-за того, что Польша обращается с ними исключительно как с польскими гражданами, усугубляются трудностями при отказе от польского гражданства ( см. выше ).

Польша с разной строгостью добивается соблюдения своих требований о гражданстве со стороны потомков польских эмигрантов и недавних беженцев из польского коммунизма , которые натурализовались в других странах. В соответствии с особенно строгой политикой правоприменения, которую польское сообщество экспатриантов назвало «паспортной ловушкой», гражданам США , Канады и Австралии не разрешалось покидать Польшу до тех пор, пока они не получат польский паспорт . [ нужна ссылка ] Правительства США и Канады выпустили предупреждения о поездках в Польшу, действующие до февраля 2007 года, для тех, «кто является или может считаться польским гражданином». [14] что они обязаны «въезжать и выезжать из Польши по польскому паспорту» и им «не будет разрешено покинуть Польшу до тех пор, пока не будет получен новый польский паспорт». [11]

Путешественникам, посещающим Польшу и имеющим польских предков, рекомендуется получить в польском консульстве письменное заявление о том, будут ли они сталкиваться с какими-либо обязательствами в Польше, такими как военная служба , налогообложение или требование получения польского паспорта. [ нужна ссылка ]

В декабре 2007 года Польша приняла Польскую хартию , которая может предоставлять некоторые права польского гражданства лицам польского происхождения, не имеющим польского гражданства и проживающим на территории бывшего СССР. [15]

Гражданство Европейского Союза [ править ]

Поскольку Польша является частью Европейского Союза , польские граждане также являются гражданами Европейского Союза в соответствии с законодательством Европейского Союза и, таким образом, пользуются правом свободного передвижения и имеют право голосовать на выборах в Европейский Парламент . [16] Находясь в стране, не входящей в ЕС, где нет посольства Польши, польские граждане имеют право на получение консульской защиты в посольстве любой другой страны ЕС, присутствующей в этой стране. [17] [18] Польские граждане могут жить и работать в любой стране ЕС в результате права на свободное передвижение и проживание, предоставленного статьей 21 Договора о ЕС . [19]

польских Свобода граждан передвижения

Визовые требования для граждан Польши

Визовые требования для граждан Польши представляют собой административные ограничения на въезд, установленные властями других государств для граждан Польши . В 2024 году польские граждане имели безвизовый доступ или визу по прибытии в 189 стран и территорий, что позволило польскому паспорту занять 6-е место в мире согласно индексу паспортов Henley . [20]

В 2017 году польское гражданство заняло двадцатое место в Индексе национальности (QNI). Этот индекс отличается от Индекса визовых ограничений , который фокусируется на внешних факторах, включая свободу передвижения. Кроме того, QNI учитывает свободу передвижения благодаря внутренним факторам, таким как мир и стабильность, экономическая мощь и человеческое развитие. [21]

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Закон о польском гражданстве» . LexLege.pl. 14 июня 2019 г. Проверено 13 июня 2019 г.
  2. Закон о польском гражданстве от 2 апреля 2009 г.
  3. ^ «ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПОЛЬСКОГО ГРАЖДАНСТВА» . сайт Polishcitizenship.net. Архивировано из оригинала 23 мая 2009 г.
  4. ^ «Закон о польском гражданстве» . LexLege.pl. 14 июня 2019 г. статья 16 . Проверено 13 июня 2019 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Гражданство Польского государства» . Журнал законов . Право.пл. 20 января 1920 года . Проверено 13 июня 2019 г.
  6. Закон от 20 января 1920 г. о гражданстве Польского государства , Закон о польском гражданстве 1920 г. Архивировано 4 июля 2011 г. в Wayback Machine (переведено на английский язык).
  7. Закон от 8 января 1951 г. о польском гражданстве , Закон о польском гражданстве 1951 г. Архивировано 9 сентября 2015 г. в Wayback Machine (переведено на английский язык).
  8. Журнал законов: 20 марта 2000 г. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine .
  9. ^ «Польша вернет гражданство подвергшимся чистке евреям» . Новости АВС . 5 марта 2008 г.
  10. ^ Список государств-участников конвенций о предотвращении случаев множественного гражданства. [ постоянная мертвая ссылка ] доступ 3 июня 2017 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Министерство иностранных дел и международной торговли Канады: Отчет о поездке, Польша, по состоянию на 17 февраля 2007 г.
  12. ^ «Страница не существует [404]» .
  13. ^ «Госдепартамент США: Двусторонние переговоры с Польшей, 24 UST 1231, 31 мая 1972 г.» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 24 июня 2017 г.
  14. Государственный департамент США: Информационный бюллетень консульства, Польша. Архивировано 10 декабря 2013 г. на Wayback Machine, доступ 17 февраля 2007 г.
  15. ^ Поляки, живущие на Востоке, могут подать заявку на получение Польской Хартии.
  16. ^ «Польша» . Евросоюз . Проверено 4 мая 2015 г.
  17. ^ Статья 20(2)(c) Договора о функционировании Европейского Союза .
  18. ^ Права за рубежом: Право на консульскую защиту : право на защиту со стороны дипломатических или консульских органов других государств-членов, когда он находится в государстве-члене ЕС, если нет дипломатических или консульских органов в собственном государстве гражданина (статья 23): это связано с тем, что не все государства-члены имеют посольства в каждой стране мира (14 стран имеют только одно посольство от государства ЕС). Антигуа и Барбуда (Великобритания), Барбадос (Великобритания), Белиз (Великобритания), Центральноафриканская Республика (Франция), Коморские Острова (Франция), Гамбия (Великобритания), Гайана (Великобритания), Либерия (Германия), Сент-Винсент и Гренадины ( Великобритания), Сан-Марино (Италия), Сан-Томе и Принсипи (Португалия), Соломоновы Острова (Великобритания), Тимор-Лешти (Португалия), Вануату (Франция)
  19. ^ «Договор о функциях Европейского Союза (консолидированная версия)» (PDF) . Eur-lex.europa.eu . Проверено 10 июля 2015 г.
  20. ^ «Глобальный рейтинг паспортов» .
  21. ^ «41 национальность с лучшим качеством жизни» . www.businessinsider.de . 06 февраля 2016 г. Проверено 10 сентября 2018 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4043b2247b018d2dbbe44281f37059d5__1716258000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/d5/4043b2247b018d2dbbe44281f37059d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish nationality law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)