Закон о польском гражданстве
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2012 г. ) |
Закон о польском гражданстве | |
---|---|
Парламент Польши | |
| |
Принят | Правительство Польши |
Статус: Действующее законодательство |
Закон о польском гражданстве основан прежде всего на принципе права крови . Дети, рожденные хотя бы от одного родителя- поляка, получают польское гражданство независимо от места рождения. Помимо прочего, польское гражданство дает право на получение польского паспорта .
Закон о польском гражданстве и гражданстве изложен в Законе о польском гражданстве 2009 года, который был опубликован 14 февраля 2012 года и полностью стал законом 15 августа 2012 года. [1] [2]
Его положения охватывают ряд вопросов польского гражданства, включая двойное гражданство; приобретение по закону (включая рождение, дарение, признание и восстановление); потеря; статус несовершеннолетних по отношению к родителям; а также различные процессы и правила. [1]
Гражданство по рождению [ править ]
Подкидыш [ править ]
Подкидыш , родившийся в Польше, приобретает польское гражданство, если оба родителя неизвестны, или когда их гражданство не может быть установлено, или если установлено, что он является лицом без гражданства . Польское гражданство предоставляется детям без гражданства старше шестнадцати лет только с их согласия. [3]
Принятие [ править ]
Польское гражданство также может быть получено путем окончательного усыновления несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет польским гражданином и считается ретроактивным с момента его рождения. [4]
Гражданство по происхождению [ править ]
Ребенок, рожденный от родителя-поляка, автоматически становится гражданином Польши при рождении. Не имеет значения, где родился ребенок. На гражданство обычно могут претендовать только потомки польских граждан.
Однако исторически, поскольку новая независимая Польша включала в себя земли Германии, России и Австро-Венгрии, было неясно, кто стал польским гражданином. Статья 2 Закона о польском гражданстве 1920 года отсылает к законам о проживании в этих бывших государствах, а также к «международным договорам». [5] Считалось, что те, кто не имел права на польское гражданство, имели только «польское происхождение», но не гражданство. [5] Таким образом, не все этнические поляки могли претендовать на польское гражданство, если они покинули Польшу до того, как страна стала независимым государством в 1918 году. Кроме того, не может быть разрыва в польском гражданстве между предком-эмигрантом и потомком. Если предок заявителя потерял польское гражданство, например, став гражданином другой страны до 1951 года, потомок не унаследовал польское гражданство через этого предка. Заявление о «Подтверждении владения или утраты польского гражданства» можно подать через посольства или консульства Польши за рубежом.
Гражданство по натурализации/отличное от рождения [ править ]
Согласно закону 2009 года, иностранец может быть натурализован в качестве гражданина Польши следующими способами:
- Предоставляя. Эта категория позволяет президенту Польши предоставить польское гражданство любому иностранцу, который об этом попросит.
- По признанию. Иностранец признается поляком, если он об этом просит, знает польский язык, не представляет угрозы безопасности и соответствует одному из следующих критериев:
- Проживать в Польше последние 3 года в качестве постоянного жителя , иметь стабильный и регулярный источник дохода, а также иметь или арендовать квартиру или дом.
- Проживали в Польше легально в течение последних 10 лет, в настоящее время имеете статус постоянного жителя , имеете стабильный и регулярный источник дохода, а также владеете или арендуете квартиру или дом.
- Проживал в Польше последние 2 года в качестве постоянного жителя и последние 3 года состоял в браке с гражданином Польши.
- Проживали в Польше последние 2 года в качестве постоянного жителя , являемся лицом без гражданства.
- Проживал в Польше последние 2 года как беженец.
- Последние 2 года проживал в Польше как репатриант.
- Путем восстановления. Применяется к людям, которые потеряли польское гражданство до 1 января 1999 года.
Натурализация по браку [ править ]
Брак с гражданином Польши не является достаточным основанием для получения польского гражданства. Для получения польского гражданства иностранец должен оставаться в браке с гражданином Польши в течение не менее 3 лет и находиться в Польше легально и непрерывно не менее 2 лет на основании постоянного вида на жительство, а также его знание польского языка должно быть документально подтверждено. . Однако для получения постоянного вида на жительство иностранцу необходимо сначала получить временный вид на жительство на основании брака с гражданином Польши.
Натурализация по месту жительства [ править ]
Получить разрешение на постоянное или временное проживание в Польше можно при условии, что заявитель намерен проживать в Польше, а не в другой стране. Польское законодательство не разрешает получение временного или постоянного вида на жительство в Польше для заявителя, намеревающегося жить в другой стране.
по гранту Натурализация
Президент Польши может предоставить польское гражданство на любых условиях. Процедура предоставления польского гражданства Президентом может занять достаточно длительное время, поскольку положения Административно-процессуального кодекса на подобные случаи не распространяются. Это означает, что даже если возможно рассмотрение дела на основании представленных заявителем доказательств, его не обязательно рассматривать сразу, как в случае с признанием иностранца гражданином Польши. Лица, подающие заявление на получение гражданства, обязаны обосновать свое заявление и указать важные причины, по которым им следует предоставить польское гражданство.
Польские мигранты 1962 до г.
Существуют специальные правила относительно приобретения и утраты польского гражданства до 1962 года:
- Между 1918 и 1951 годами приобретение другого гражданства привело к потере польского гражданства. Польское гражданство также было потеряно в результате службы в вооруженных силах другой страны или принятия «государственной должности» в другой стране. Однако в соответствии с правилом «военного парадокса» мужчины, не прошедшие обязательную военную службу в Польше, если только они каким-либо образом не освобождены от этой обязанности, не могли потерять польское гражданство, как указано выше. (См. статью 11 Закона о польском гражданстве 1920 года.) [6]
- В 1951 году [7] Польша лишила гражданства всех жителей (включая этнических поляков) бывших польских территорий к востоку от линии Керзона , которые были аннексированы Советским Союзом в 1945 году. Эти лица были натурализованы как советские граждане, а позже, после распада Советского Союза, Союз в 1991 году приобрел гражданство одной из образовавшихся стран: Белоруссии , Украины , Литвы , Латвии , Эстонии или России . Польское гражданство было также аннулировано для граждан Германии , проживавших за пределами Польши, за исключением случаев, когда у них был польский супруг, проживавший в Польше.
- Польские граждане, эмигрировавшие в Израиль в период с 1958 по 1984 год и обычно становившиеся гражданами Израиля по прибытии (на основании израильского «Закона о возвращении» для лиц еврейского происхождения), автоматически теряли польское гражданство. Они и их потомки могут иметь право на получение польского гражданства путем заявления.
Утрата польского гражданства [ править ]
С 1962 года польское законодательство (включая Конституцию) не позволяет правительству лишать кого-либо гражданства. Для отказа от польского гражданства требуется подать заявление с обширной подтверждающей документацией и получить одобрение Президента Польши. [8] Административное рассмотрение петиции может занять до нескольких лет, а решение президента является окончательным и не может быть обжаловано в суде.
Начиная с 1968 года бывший коммунистический режим инициировал антисемитскую кампанию, в результате которой из Польши было изгнано от 15 000 до 20 000 польских евреев, лишенных польского гражданства. [9]
Их польские паспорта были конфискованы и заменены «проездным документом», который не позволял им вернуться, а их имущество конфисковано государством. Большинство людей, переживших Холокост, и их дети эмигрировали в Израиль, США, Данию, Швецию и другие страны.
Высокий суд Варшавы принял ходатайство, поданное Барухом-Натаном Ягилем, который был вынужден покинуть Польшу в 1968 году, и постановил, что польское правительство допустило ошибку, лишив истца гражданства, и должно восстановить его и выдать ему польский паспорт.
Во время визита в Израиль в 2006 году президент Лех Качиньский пообещал восстановить польское гражданство. Никакого общего законодательства, регулирующего этот вопрос, не существует, но при подаче заявления о подтверждении своего польского гражданства эти евреи и их потомки обычно получают положительный результат в первой или второй инстанции при обращении в Министерство внутренних дел.
Евреям и израильтянам, приглашенным в Варшаву на празднование 40-летия чистки евреев в Польше 8 марта 1968 года, будет возвращено польское гражданство.
Критерии потерь [ править ]
Вопрос потери гражданства до 1962 года сложен, и различные принципы закона, регулирующие его, заключаются в следующем:
- Лицо, родившееся до вступления в силу закона 1951 года, может унаследовать польское гражданство только своего отца, если его родители состояли в браке, или матери – в противном случае.
- Человек, вступивший в иностранную армию (даже если он никогда не служил, а был призван лишь на бумаге), работал на государственной должности в чужой стране (очень широкое и изменчивое определение, но сюда входят: учитель, религиозный лидер, почтальон и даже в территория, не определенная как такая страна, как Британская Палестина) или получившая какое-либо иностранное гражданство до вступления в силу закона 1951 года – теряет гражданство немедленно, а если женатый мужчина, то также его жена и несовершеннолетние дети (младше 18 лет) потерять гражданство.
- Тем не менее , если они не были освобождены от службы в польской армии, то только получение иностранного гражданства не лишит их польского гражданства. Общественная работа и военный учет всегда будут означать потерю гражданства. Таким образом, взрослая незамужняя женщина потеряла гражданство при получении иностранного гражданства до 1951 года, поскольку не имела военной службы в Польше. Замужние женщины оставались под «защитой» гражданства мужа и сохраняли его до тех пор, пока муж его не утратил.
- С другой стороны, в случае мужчин существуют два условия, которые должны преобладать: мужчины, которые получили иностранное гражданство и достигли возраста польской военной службы (50 лет с момента изменения закона 29 мая 1950 года), потеряли свое гражданство.
- Лицо, получившее иностранное гражданство (непольское) в связи с изменением границ после Второй мировой войны или имевшее в 1951 году российское, украинское, белорусское, литовское, латвийское или эстонское гражданство, утратило польское гражданство (см. ст. 4 второго закона). ). Тем не менее, если бывшие поляки впоследствии вернулись в Польшу в связи с различными соглашениями о репатриации, подписанными между СССР и Польшей (например, в 1945 и 1956 годах), то они восстановили свое польское гражданство. Фактически каждый поляк, ставший советским гражданином и не воспользовавшийся возможностью вернуться в Польшу благодаря этим соглашениям, терял польское гражданство.
- Чтобы подтвердить гражданство человека, выехавшего до 1951 года, будет проще доказать, что он покинул Польшу после вступления в силу первого закона 1920 года. В противном случае будет сложно доказать свое польское гражданство. Если бы родители остались в Польше после 1920 года, это могло бы помочь.
- Закон 1920 года разрешает переход гражданства от отца к внебрачному ребенку только в том случае, если отец заявил о своем отцовстве до того, как ребенку исполнилось 18 лет, и только перед польскими властями. Следовательно, без оригинала свидетельства о рождении с именем отца доказать это может быть сложно.
- Закон 1962 года разрешает переход гражданства от отца к внебрачному ребенку только в том случае, если отец заявил о своем отцовстве в течение одного года с момента рождения. Следовательно, такие дети, рожденные только от отца-поляка (мать не полька), родившиеся во время действия этого закона, должны предъявить оригинал свидетельства о рождении или заявление об отцовстве, подписанное до того, как им исполнился один год (в Израиле это заявление обычно делается в больнице, при постановке на учет отцом новорожденного и сохраняется в архиве МВД и ее копия может быть выдана по требованию).
- Вопрос гражданства детей, родители которых имели разное гражданство, регулировался не только положениями Закона о польском гражданстве, но и международными договорами, ратифицированными Польшей в области гражданства. Это означает, что в таком случае положения Закона о польском гражданстве не были применены. В 60-е и 70-е годы Польша подписала с некоторыми странами Центральной и Восточной Европы конвенции об избежании множественного гражданства, из которых вышла в 90-е и 2000-е годы. [10]
Двойное гражданство [ править ]
Польское законодательство прямо не допускает двойного гражданства , но наличие другого гражданства допускается, поскольку только за его обладание не предусмотрено никаких наказаний. [11] Однако существуют штрафы за использование иностранного гражданства, например, за удостоверение личности польским властям с использованием иностранного документа, удостоверяющего личность. Служба в иностранной армии не требует разрешения польских военных властей, если лицо проживает в этой иностранной стране и имеет ее гражданство. [12]
Польша относится к гражданам других стран, которых она считает польскими гражданами, как если бы они были исключительно поляками. Поскольку польское гражданство определяется гражданством польского родителя без какого-либо явного ограничения количества поколений, проживших за границей для потомков польских эмигрантов, что может создать проблемы для лиц польского происхождения, родившихся за границей, которые, несмотря на отсутствие связей с Польшей , тем не менее, подлежат всем обязательствам польского гражданства, ранее включая военную службу (Польша приостановила обязательную военную службу 5 декабря 2008 года по приказу министра обороны, а обязательная военная служба была официально отменена, когда польский парламент внес поправки в закон о воинской повинности в январе 9 февраля 2009 г.; закон вступил в силу 11 февраля). Кроме того, такие лица не имеют права на консульскую защиту своей страны согласно статье 36 Венской конвенции о консульских сношениях . Единственным исключением являются случаи, когда двустороннее консульское соглашение требует признания гражданства иностранца, независимо от обвинений в польском гражданстве, выдвинутых Польшей. Такое соглашение было заключено в Консульской конвенции 1972 года между Соединенными Штатами и Польшей. [13] при условии, что:
- « Лица, въезжающие в Республику Польша с временным визитом на основании паспортов Соединенных Штатов, содержащих польские въездные визы, в период, на который предоставлен статус временного посетителя (в соответствии со сроком действия визы), будут считаться гражданами Соединенных Штатов по соответствующими польскими властями с целью обеспечения консульской защиты, предусмотренной статьей 29 Конвенции, и права выезда без дальнейшего оформления документов, независимо от того, могут ли они обладать гражданством Республики Польша » .
Однако, поскольку Польша отменила визовые требования для граждан США в 1991 году, это положение больше не применяется .
Проблемы, возникающие для членов польской диаспоры «Полония» из-за того, что Польша обращается с ними исключительно как с польскими гражданами, усугубляются трудностями при отказе от польского гражданства ( см. выше ).
Польша с разной строгостью добивается соблюдения своих требований о гражданстве со стороны потомков польских эмигрантов и недавних беженцев из польского коммунизма , которые натурализовались в других странах. В соответствии с особенно строгой политикой правоприменения, которую польское сообщество экспатриантов назвало «паспортной ловушкой», гражданам США , Канады и Австралии не разрешалось покидать Польшу до тех пор, пока они не получат польский паспорт . [ нужна ссылка ] Правительства США и Канады выпустили предупреждения о поездках в Польшу, действующие до февраля 2007 года, для тех, «кто является или может считаться польским гражданином». [14] что они обязаны «въезжать и выезжать из Польши по польскому паспорту» и им «не будет разрешено покинуть Польшу до тех пор, пока не будет получен новый польский паспорт». [11]
Путешественникам, посещающим Польшу и имеющим польских предков, рекомендуется получить в польском консульстве письменное заявление о том, будут ли они сталкиваться с какими-либо обязательствами в Польше, такими как военная служба , налогообложение или требование получения польского паспорта. [ нужна ссылка ]
В декабре 2007 года Польша приняла Польскую хартию , которая может предоставлять некоторые права польского гражданства лицам польского происхождения, не имеющим польского гражданства и проживающим на территории бывшего СССР. [15]
Гражданство Европейского Союза [ править ]
Поскольку Польша является частью Европейского Союза , польские граждане также являются гражданами Европейского Союза в соответствии с законодательством Европейского Союза и, таким образом, пользуются правом свободного передвижения и имеют право голосовать на выборах в Европейский Парламент . [16] Находясь в стране, не входящей в ЕС, где нет посольства Польши, польские граждане имеют право на получение консульской защиты в посольстве любой другой страны ЕС, присутствующей в этой стране. [17] [18] Польские граждане могут жить и работать в любой стране ЕС в результате права на свободное передвижение и проживание, предоставленного статьей 21 Договора о ЕС . [19]
польских Свобода граждан передвижения
Визовые требования для граждан Польши представляют собой административные ограничения на въезд, установленные властями других государств для граждан Польши . В 2024 году польские граждане имели безвизовый доступ или визу по прибытии в 189 стран и территорий, что позволило польскому паспорту занять 6-е место в мире согласно индексу паспортов Henley . [20]
В 2017 году польское гражданство заняло двадцатое место в Индексе национальности (QNI). Этот индекс отличается от Индекса визовых ограничений , который фокусируется на внешних факторах, включая свободу передвижения. Кроме того, QNI учитывает свободу передвижения благодаря внутренним факторам, таким как мир и стабильность, экономическая мощь и человеческое развитие. [21]
Примечания и ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Закон о польском гражданстве» . LexLege.pl. 14 июня 2019 г. Проверено 13 июня 2019 г.
- ↑ Закон о польском гражданстве от 2 апреля 2009 г.
- ^ «ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПОЛЬСКОГО ГРАЖДАНСТВА» . сайт Polishcitizenship.net. Архивировано из оригинала 23 мая 2009 г.
- ^ «Закон о польском гражданстве» . LexLege.pl. 14 июня 2019 г. статья 16 . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Гражданство Польского государства» . Журнал законов . Право.пл. 20 января 1920 года . Проверено 13 июня 2019 г.
- ↑ Закон от 20 января 1920 г. о гражданстве Польского государства , Закон о польском гражданстве 1920 г. Архивировано 4 июля 2011 г. в Wayback Machine (переведено на английский язык).
- ↑ Закон от 8 января 1951 г. о польском гражданстве , Закон о польском гражданстве 1951 г. Архивировано 9 сентября 2015 г. в Wayback Machine (переведено на английский язык).
- ↑ Журнал законов: 20 марта 2000 г. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ «Польша вернет гражданство подвергшимся чистке евреям» . Новости АВС . 5 марта 2008 г.
- ^ Список государств-участников конвенций о предотвращении случаев множественного гражданства. [ постоянная мертвая ссылка ] доступ 3 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Министерство иностранных дел и международной торговли Канады: Отчет о поездке, Польша, по состоянию на 17 февраля 2007 г.
- ^ «Страница не существует [404]» .
- ^ «Госдепартамент США: Двусторонние переговоры с Польшей, 24 UST 1231, 31 мая 1972 г.» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ↑ Государственный департамент США: Информационный бюллетень консульства, Польша. Архивировано 10 декабря 2013 г. на Wayback Machine, доступ 17 февраля 2007 г.
- ^ Поляки, живущие на Востоке, могут подать заявку на получение Польской Хартии.
- ^ «Польша» . Евросоюз . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Статья 20(2)(c) Договора о функционировании Европейского Союза .
- ^ Права за рубежом: Право на консульскую защиту : право на защиту со стороны дипломатических или консульских органов других государств-членов, когда он находится в государстве-члене ЕС, если нет дипломатических или консульских органов в собственном государстве гражданина (статья 23): это связано с тем, что не все государства-члены имеют посольства в каждой стране мира (14 стран имеют только одно посольство от государства ЕС). Антигуа и Барбуда (Великобритания), Барбадос (Великобритания), Белиз (Великобритания), Центральноафриканская Республика (Франция), Коморские Острова (Франция), Гамбия (Великобритания), Гайана (Великобритания), Либерия (Германия), Сент-Винсент и Гренадины ( Великобритания), Сан-Марино (Италия), Сан-Томе и Принсипи (Португалия), Соломоновы Острова (Великобритания), Тимор-Лешти (Португалия), Вануату (Франция)
- ^ «Договор о функциях Европейского Союза (консолидированная версия)» (PDF) . Eur-lex.europa.eu . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ «Глобальный рейтинг паспортов» .
- ^ «41 национальность с лучшим качеством жизни» . www.businessinsider.de . 06 февраля 2016 г. Проверено 10 сентября 2018 г.