Jump to content

Закон о гражданстве Батсваны

Закон о гражданстве Батсваны
Парламент Ботсваны
Принят Правительство Ботсваны
Статус: Действующее законодательство

Батсваны Закон о гражданстве регулируется Конституцией Ботсваны 1966 года с поправками; Закон о гражданстве 1998 года и его поправки; и международные соглашения, заключенные правительством Ботсваны. [1] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Ботсваны. [2] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . [3] [4] Гражданство Ботсваны обычно приобретается по принципу права крови , т.е. по рождению от родителей, имеющих гражданство Ботсваны. [5] Оно может быть предоставлено лицам, которые прожили в стране определенный период времени, оказали выдающуюся услугу нации или присоединились к стране посредством натурализации. [6]

Получение гражданства Ботсваны

[ редактировать ]

Гражданство в Ботсване приобретается при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [7]

По рождению

[ редактировать ]
  • Лица, рожденные где-либо, по крайней мере, один из родителей которых является гражданином Ботсваны. [5]

Путем натурализации

[ редактировать ]

Обычная натурализация в Ботсване осуществляется путем подачи заявления министру, отвечающему за иммиграционную администрацию. Кандидаты должны предоставить доказательства того, что они имеют хорошую репутацию; иметь знание языка сетсвана или другого племенного языка страны; намерены жить в Ботсване; и проживали на территории в общей сложности десять лет без перерыва в течение года, непосредственно предшествующего подаче заявления на натурализацию. Кроме иностранцев, [6] К лицам, которые могут получить гражданство путем натурализации, относятся:

  • Супруга гражданина Мотсваны (гражданина Ботсваны) при условии, что он прожил в стране пять лет; [6]
  • Ангольские беженцы по трехстороннему соглашению между двумя странами и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев , которые не желают репатриироваться в Анголу; [8]
  • Несовершеннолетние дети лиц, натурализовавшихся в Батсване; [9]
  • Усыновленные – после оформления приказа об усыновлении; или [9] [Примечания 1]
  • Лица, оказавшие выдающиеся заслуги перед страной, по усмотрению Президента без требований. [6] [10]

Потеря гражданства

[ редактировать ]

Граждане Батсваны могут отказаться от своего гражданства при условии, что они достигли совершеннолетия и дееспособности и получили другое гражданство. [11] Статья 5 Африканской хартии прав человека и народов запрещает лишение гражданства без справедливого судебного разбирательства и надлежащей правовой процедуры. [12] В деле «Модисе против Ботсваны» (2000 г.) Африканская комиссия по правам человека вынесла решение против Ботсваны и предупредила, что отказ признать правовой статус человека и попытки денационализировать людей нарушают Хартию, причиняя личный вред. [13] [Примечания 2] Денатурализация может произойти, если лицо имеет двойное гражданство , не отвечающее указанным исключениям; если лицо получило гражданство путем мошенничества, ложного представления или сокрытия; если они совершили преступления против государства; если они совершили определенные действия, которые считаются нелояльными; или если они больше не проживают в стране. [16]

Двойное гражданство

[ редактировать ]

Ботсвана не допускает двойного гражданства, за исключением случаев, когда несовершеннолетний должен заявить о своем выборе по достижении совершеннолетия, или в случае, когда иностранное гражданство автоматически приобретается при заключении брака. [17] Лица, лишенные двойного гражданства, могут восстановить свое гражданство Ботсваны в судебном порядке. Однако всегда требуется отказ от прежнего гражданства. [18]

Вождества тсвана (1700–1884)

[ редактировать ]

Вождество Нгвакетсе было основано около 1700 года мигрантами из кланов Хурутше и Квена , которые поселились среди народов Халагари и Ролонг в юго-восточной части того, что впоследствии стало Ботсваной. [19] Рост населения и конкуренция за контроль над торговыми путями вызвали войны и раскол в вождестве Пхофу, их традиционном доме в западном регионе Трансвааля , что привело к их миграции. [20] К 1750 году вождество Нгвакетсе было мощным и милитаристским государством, контролировавшим производство меди, набеги скота и охоту недалеко от современного Канье . [19] Другая группа мигрантов Квена поселилась недалеко от Молепололе , как и группа, которая основала вождества Нгвато на севере территории вокруг Шошонга , которая расширялась на запад через пустыню Калахари . [19] [20] К 1770 году группа откололась от нгвато и основала вождество Тавана возле озера Нгами . [19] Эти группы установили торговые пути из Анголы в Капскую колонию в Мозамбик, что привело к набегам с целью приобретения крупного рогатого скота, мехов, слоновой кости, рабов и других товаров. На рубеже девятнадцатого века период вынужденной миграции, конфликтов и засухи, известный как Дифакане , создал нестабильность для жителей юга Африки. [19] [20]

В 1824 году вождество Нгвакетсе подверглось нападению большой группы беженцев Кололо , которых вытеснили на север из залива Мапуту . [19] Двигаясь на север, кололо продолжили путь на территорию Нгвато, прежде чем окончательно поселиться на территории, ныне известной как Замбия, в 1835 году. В 1828 году люди ндебеле из королевства зулусов напали на вождей нгвакетсе и тавана, вынудив их перейти в вассальную зависимость . на территорию современного Зимбабве Позже ндебеле были изгнаны бурами , но продолжали представлять угрозу для вождеств на этой территории. Вождества Тсвана восстановили контроль над своими торговыми путями и территорией в 1840-х годах. [20] Государства Тсвана Нгвакетсе, Квена, Нгвато и Тавана организовали своих подданных в подопечные под руководством местных вождей, которые платили дань уважения главному вождю. [19] Ожидалось, что главный вождь будет поддерживать стабильность посредством законодательства, принятия решений и распределения ресурсов. Он также имел право требовать рабочую силу для завершения проектов, представляющих ценность для общества. [20] В каждом округе был Кготла , общественный совет, который управлял политикой, а также судебными вопросами деревни. Женщинам было запрещено участвовать в совете, и они не могли обращаться к нему за помощью. Деревни были связаны племенной принадлежностью и родственными сетями домохозяйств. [21] Домохозяйства в обществе Тсвана были патриархальными и находились в центре социальных, экономических и политических структур. [22] Родство по отцовской линии служило основой для определения наследования богатства, обычно земли и скота. [22] и богатство определяло социально-политическое влияние и власть внутри сообщества. [23] Женщины занимали подчиненное положение в обществе и по закону, а жены и дети юридически зависели от главы клана или семьи. [24]

Четыре штата Тсвана построили торговые связи и дороги, что позволило миссионерам Лондонского миссионерского общества открывать станции на своих территориях в период с 1844 по 1877 год. [20] С 1852 года буры начали совершать набеги на территории Квена и Нгвато, а в 1870 году попытались основать фермы на территории Нгвакетсе. Буры получили отпор и в конце концов отказались от своей экспансионистской политики, формально признав территориальный суверенитет вождей на десятилетие. Затем, в 1880-х годах, они возобновили свои цели по приобретению территории Тсваны. Встревоженные бурской экспансией и ростом немецкого влияния в Юго-Западной Африке , британские миссионеры и коммерческие предприятия присоединились к вождествам тсвана. [20] Когда буры вторглись на британскую территорию и основали Стеллаланд и государство Гошен , объявив протекторат над этой территорией в 1882 году, сопротивляющиеся британцы решили действовать. [25]

Британский протекторат (1884–1966)

[ редактировать ]

В 1884 году в ответ на просьбу жителей на территории народа тсвана о помощи и для защиты собственных интересов от бурского , немецкого и португальского вторжения британская корона учредила протекторат Бечуаналенд для территории к северу от реки Молопо. . [26] [27] Территория к югу от реки стала колонией коронной Британский Бечуаналенд , которая была объединена с Капской колонией в 1895 году. [27] Когда в 1815 году были установлены британские протектораты, между правами британских подданных и покровительствуемых лиц не было большой разницы. [28] К 1914 году британские протектораты считались иностранными территориями, не имеющими внутреннего правительства. [29] [30] Когда Великобритания распространила этот статус на территорию, она взяла на себя ответственность как за внутреннее, так и за внешнее управление, включая оборону и внешние отношения. Коренные жители, родившиеся в протекторате, были известны как лица, находящиеся под защитой Великобритании (BPP), и не имели права быть гражданами Великобритании. [29] BPP не имели права на возвращение в Соединенное Королевство и не могли осуществлять права гражданства; однако им могут быть выданы паспорта и они могут получить доступ к дипломатическим услугам во время поездок за границу. [31] [32] [33] Лица, родившиеся в британском протекторате от отца, который был гражданином Великобритании, получили свое гражданство от своего родителя. [29]

Британские подданные, проживающие в протекторате Бечуаналенд (1884–1966).

[ редактировать ]

В 1911 году на Имперской конференции было принято решение разработать общий кодекс гражданства для использования на всей территории Британской империи. [34] Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года позволил местным юрисдикциям в самоуправляющихся доминионах продолжать регулировать гражданство на своих территориях, но также установил схему имперского гражданства для использования на всей территории королевства. [35] Единый закон, вступивший в силу 1 января 1915 года, требовал, чтобы замужняя женщина получала гражданство от своего супруга, то есть, если он был британцем, она тоже была британцем, а если он был иностранцем, то и она тоже. [36] [37] Он предусматривал, что после утраты гражданства мужа жена может заявить, что желает остаться британкой. Он также предусматривал, что в случае расторжения брака в результате смерти или развода гражданка британского происхождения, потерявшая свой статус в результате брака, может вновь получить британское гражданство путем натурализации без соблюдения требований о проживании. [38] В статуте повторяются положения общего права для лиц, родившихся на территории королевства на дату вступления в силу или после нее. Используя слово «человек» , статут аннулировал требования легитимности для граждан jus soli , а это означало, что незаконнорожденный ребенок мог получить гражданство от своей матери. [39] Для тех, кто родился за границей на дату вступления в силу или после нее, легитимность по-прежнему требовалась и могла быть получена только ребенком от британского отца (одно поколение), который был естественным или натурализованным. [40] Для натурализации требовалось пять лет проживания или службы короне. [41]

Поправки к Закону о британском гражданстве были приняты в 1918, 1922, 1933 и 1943 годах, изменяя производное гражданство по происхождению и слегка изменяя положения, позволяющие женщинам терять свое гражданство при вступлении в брак. [42] Из-за роста числа лиц без гражданства женщина, которая не приобрела автоматически гражданство своего мужа при вступлении в брак или при его натурализации в другой стране, не потеряла свой британский статус после 1933 года. [43] Поправка 1943 года позволяла ребенку, родившемуся за границей, в любое время быть гражданином Великобритании по происхождению, если государственный секретарь согласился зарегистрировать рождение. [43] В соответствии с Законом о британском гражданстве 1948 года британские граждане в протекторате Бечуаналенд были реклассифицированы в то время как «граждане Великобритании и колоний» (CUKC). [44] Базовая схема британского гражданства не сильно изменилась, и обычно те, кого ранее считали британцами, оставались прежними. Изменения включали то, что жены и дети больше не получали автоматически статус мужа или отца, детям, получившим гражданство по происхождению, больше не требовалось подавать декларацию об удержании, а регистрация детей, рожденных за границей, была продлена. [45]

Лица, находящиеся под защитой Великобритании, проживающие в протекторате Бечуаналенд (1885–1966 гг.)

[ редактировать ]

В 1914 году Закон об ограничении присутствия иностранцев разъяснил, что, хотя BPP не являются гражданами, они также не являются и иностранцами. [46] [30] Когда в 1919 году в закон были внесены поправки, это положение осталось прежним, а это означало, что BPP не могли натурализоваться. [47] [48] До 1934 года, когда был разработан Британский Приказ о лицах, находящихся под защитой, статус BPP не был установлен законом, а скорее предоставлялся по прерогативе монарха. [29] В соответствии с Приказом 1934 года статус жителя охраняемых территорий определялся как лицо, родившееся до или после Приказа в протекторате, не имевшее гражданства и не являвшееся британским подданным, или лицо, родившееся за границей от уроженца протектората, не имевшее гражданства. а не британские подданные. [49] Статут распространял статус BPP на детей и жен BPP, если они не имели гражданства, и конкретно предусматривал, что, если женщина вышла замуж за человека, который был гражданином другой страны, она потеряла свой статус BPP. [50] короны, В 1943 году Закон о британском гражданстве разъяснил, что BPP, родившиеся за границей на территориях, находившихся в пределах владений были британскими подданными в силу jus soli , но те, кто родился в пределах протектората, не были подданными. [32]

В соответствии с положениями Закона о британском гражданстве 1948 года статус BPP протектората Бечуаналенд не изменился. [51] Однако Закон, сохраняя положения о том, что BPP не являются иностранцами и не могут натурализоваться, разрешает BPP регистрироваться в качестве BPP защищенного места или в качестве британского подданного при определенных условиях. [47] [52] В 1949 году Указ Совета Британских протекторатов, охраняемых государств и покровительствуемых лиц отменил прежние приказы о BPP и подробные положения о предоставлении защищенного статуса. [53] Он предусматривал, что покровительствуемые лица являются BPP протектората, если они там родились; если они родились за границей от отца, который был уроженцем протектората; или если на момент их рождения их отец был БПП. Он также разрешил женщинам, состоящим в браке с BPP, регистрироваться в качестве BPP, а также разрешил некоторым гражданам иностранных государств регистрироваться в качестве BPP. [54] Незначительные изменения в статусе покровительствуемых лиц были внесены постановлениями Совета в 1952, 1953, 1958, 1960, 1961 и 1962 годах, но серьезных изменений не произошло до 1965 года. [55]

В соответствии с Приказом 1965 года положения Приказа 1949 года были сохранены, но новые положения для BPP при рождении включали в качестве BPPS лиц, которые, если бы не смерть их отца, стали бы BPP; лица, родившиеся на борту корабля или самолета, зарегистрированного в протекторате или незарегистрированного, но принадлежащего правительству протектората; и найденыши, обнаруженные в протекторате. Кроме того, лицам без гражданства, родившимся до 28 января 1949 года, было разрешено регистрироваться в качестве BPP, если любой из их родителей был или был бы, за исключением смерти, BPP на эту дату. [56] Лица без гражданства, родившиеся после этой даты, могли зарегистрироваться, если их родители были BPP на момент рождения ребенка. [57] Протекторат Бечуаналенд прекратил свое существование 30 сентября 1966 года, когда Республика Ботсвана стала независимым государством. [58]

После обретения независимости (1966 – настоящее время)

[ редактировать ]

Когда Ботсвана получила независимость, она ограничила конференцию по гражданству теми лицами, которые были BPP или CUKC и либо родились в протекторате Бечуаналенд, либо чей отец родился там. [58] Лицам, которые находились под покровительством, но не родились на ее территории, Ботсвана не предоставляла гражданство, но им разрешалось подавать заявление о натурализации, если они прожили на территории не менее пяти лет. [59] Если они родились в месте или натурализовались в месте, которое оставалось частью Соединенного Королевства и его колоний, лица, не родившиеся в Ботсване, могли сохранить свой статус CUKC. [14] Статус жен зависел от статуса их мужа, поэтому, если ее муж потерял статус CUKC, она тоже потеряла. Если муж становился гражданином Мотсваны или стал бы таковым, если бы не смерть, его жене разрешалось зарегистрироваться в качестве гражданина Мотсваны. [60] Лица, родившиеся после 30 сентября 1966 года, автоматически получили гражданство, если их отец был жителем Мотсваны. [15] Впоследствии в 1966 году Ботсвана приняла Закон о дополнительных положениях о гражданстве Ботсваны, который был полностью переписан в 1982 году. [15]

Закон о гражданстве 1982 года предусматривал, что любой ребенок, родившийся в Ботсване, становится гражданином, если только на момент рождения он не приобрел гражданство в другом месте по происхождению от своего отца. Он разрешал только незаконнорожденным детям получать гражданство от матери, если она была уроженкой Мотсваны, но для получения гражданства от отца требовалось только, чтобы он был гражданином. [61] В нем не было никаких положений, позволяющих жене облегчить натурализацию своего супруга-иностранца; однако женам-иностранкам было разрешено натурализоваться после периода проживания в два с половиной года. [62] В целях соблюдения международных соглашений, таких как Конвенция о гражданстве замужних женщин и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин , не требуется, чтобы женщины приобретали гражданство мужа при вступлении в брак. [63]

Хотя Закон 1982 года предусматривал, что любой ребенок, родившийся в Ботсване, мог стать гражданином, в 1984 году Ботсвана прекратила действие своего положения о праве почвы . [64] Другие положения остались прежними, подтверждая, что законные дети, родившиеся где угодно, могут получить гражданство своего отца-мотсванца; только внебрачные дети могли получить статус своей матери; и хотя жена-иностранка могла быть натурализована на льготных условиях, если вышла замуж за мужа-мотсванца, это не относится к мужу-иностранцу жены-мотсванца. [65] В 1992 году Unity Dow успешно оспорила закон, побудив женщин добиваться внесения изменений в законы о гражданстве по всей Африке. [66] В 1995 году был принят новый Закон о гражданстве, устранивший гендерные различия в предыдущем законодательстве. [67] В 2021 году Ситабиле Полин Мате подала судебный иск против запрета Ботсваны на двойное гражданство. Мате утверждала, что Закон о гражданстве 1998 года был дискриминационным, поскольку он требовал от ее детей выбирать между наследием отца и матери и приносить присягу на верность, которая не требовалась от других граждан, считающихся Батсваной по рождению. [68] [69]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Закон о гражданстве 2004 года делает различия в зависимости от того, старше или младше трех лет усыновленный ребенок. Лицам до трех лет гражданство приобретается автоматически. Для детей старше трех лет ребенок должен соответствовать положениям законов об усыновлении страны. [9]
  2. ^ Модисе родился в Кейптауне , Южно-Африканский Союз , но ему не было предоставлено южноафриканское гражданство, поскольку его отец был BPP протектората Бечуаналенд . Его отец умер до обретения Ботсваной независимости. [14] и в соответствии со статьей 20 (2) Конституции независимости Ботсваны гражданство на момент обретения независимости предоставлялось тем, кто не имел другого гражданства и родился за пределами страны, если их отец был или стал бы, за исключением смерти, гражданином Ботсваны. [15] Модисе подпадал под это положение, но его неоднократно депортировали из Ботсваны и ему отказывали в гражданстве. [14]
  1. ^ Мэнби 2010 , стр. 92, 96.
  2. ^ Мэнби 2010 , с. 96.
  3. ^ Франсман 2011 , с. 4.
  4. ^ Росас 1994 , с. 34.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2010 , с. 40.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэнби 2010 , с. 68.
  7. ^ Мэнби 2010 , с. ix–x.
  8. ^ Мэнби 2010 , стр. 92–93.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Закон о гражданстве 2004 года , с. 3.
  10. ^ Закон о гражданстве 2004 г. , с. 4.
  11. ^ Мэнби 2010 , с. 8.
  12. ^ Мэнби 2010 , с. 25.
  13. ^ Мэнби 2010 , с. 26.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 864.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 865.
  16. ^ Мэнби 2010 , стр. 79, 81, 84.
  17. ^ Закон о гражданстве 2004 г. , с. 6.
  18. ^ «Двойное гражданство Ботсваны» . Проверено 1 декабря 2023 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Парсонс 1999 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г ЕИСА 2009 .
  21. ^ Мафела 2007 , стр. 107-1. 526–527.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филдс 2007 , с. 526.
  23. ^ Мафела 2007 , с. 529.
  24. ^ Мафела 2007 , с. 525.
  25. ^ Стюарт 1999 , стр. 29, 208.
  26. ^ Мафела 2007 , с. 524.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 861.
  28. ^ Даммит 2006 , с. 560.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Франсман 2011 , с. 69.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поляк 1963 , с.
  31. ^ Бирбах 2015 , с. 264.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Даммит 2006 , с. 561.
  33. ^ Поляк 1963 , стр. 142.
  34. ^ Франсман 2011 , с. 145.
  35. ^ Болдуин 2001 , с. 527.
  36. ^ Ллевеллин-Джонс 1929 , с. 123.
  37. ^ Франсман 2011 , с. 151.
  38. ^ Болдуин 2001 , с. 528.
  39. ^ Франсман 2011 , с. 148.
  40. ^ Франсман 2011 , стр. 150–151.
  41. ^ Франсман 2011 , с. 155.
  42. ^ Франсман 2011 , с. 149.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 163.
  44. ^ Франсман 2011 , с. 814.
  45. ^ Франсман 2011 , стр. 175–176.
  46. ^ Сойер и Рэй 2014 , с. 12.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мвалиму 2005 , с. 252.
  48. ^ Тагупа 1994 , стр. 34.
  49. ^ Франсман 2011 , с. 1778.
  50. ^ Франсман 2011 , с. 1779.
  51. ^ Даммит 2006 , с. 563.
  52. ^ Франсман 2011 , с. 174.
  53. ^ Франсман 2011 , стр. 174, 1781.
  54. ^ Франсман 2011 , с. 1781.
  55. ^ Франсман 2011 , стр. 1783–1785.
  56. ^ Франсман 2011 , стр. 1786–1788.
  57. ^ Франсман 2011 , с. 1788.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 862.
  59. ^ Франсман 2011 , стр. 863, 866.
  60. ^ Франсман 2011 , стр. 864–865.
  61. ^ Такирамбадде 1983 , с. 77.
  62. ^ Такирамбадде 1983 , с. 78.
  63. ^ Непосещаемый 1983 , стр. 78–79.
  64. ^ Мэнби 2010 , стр. 36, 48.
  65. ^ Мэнби 2010 , с. 48.
  66. ^ Пейли 2020 , с. 1839.
  67. ^ Мэнби 2010 , с. 50.
  68. ^ Газета Ботсваны, 2021 год .
  69. ^ Несъеденный 2021 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c5aa3bc0b7461279526f4a244084b28__1716499260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/28/9c5aa3bc0b7461279526f4a244084b28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Batswana nationality law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)