Кололо люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2009 г. ) |

Кололо проживающего или макололо — подгруппа народа сото-тсвана, в Южной Африке . В начале 19 века их вытеснили зулусы , мигрировавшие на север, в Баротселэнд , Замбия . Они завоевали территорию народа Луяна и навязали свой язык. Комбинация языков луяна и кололо дала начало нынешнему языку лози, на котором говорят люди лози , потомки луяна и близлежащих племен. В 1864 году королевство Кололо было свергнуто, и некоторые вожди переехали в округ Чиквава в Малави вместе с Дэвидом Ливингстоном .
Имя
[ редактировать ]Кололо также известны как макололо. Когда речь идет о народе кололо во множественном числе, их эндонимом является бакололо , который включает в себя банту клитическую ба- . Кололо, по-видимому, названы в честь Кололо, жены их первого вождя Себитване . Другая теория состоит в том, что это слово на языке Луяна, означающее «лысый», относится к прическам их завоевателей. [1] [2]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Говорят, что кололо произошли из региона Северного Оранжевого Свободного государства (нынешняя провинция Свободного государства Южной Африки). [ нужна ссылка ] Говорят, что кололо были вытеснены зулусской экспансией под руководством Шаки в начале 19 века во время цепочки событий, известных как Мфекане . [3] В 1823 году кололо начали миграцию на север через Ботсвану в Баротселэнд . [4] На территории нынешней южной Ботсваны они победили ряд обществ, прежде чем потерпели катастрофическое поражение от бангвакетс при Дитхубарубе в 1826 году. [5] Потеряв весь свой скот, они двинулись на северо-восток и снова совершили набег, но последующие поражения привели их на север, к дельте Окаванго, где они снова понесли большие потери, но смогли победить народ батавана в 1835 году. Эта победа позволила им пополнить свое население и поголовье скота. , хотя через несколько лет они двинулись на север. [6]
Династия Себетване в Баротселанде
[ редактировать ]В какой-то момент в конце 1820-х или в 1830-х годах группа макололо во главе с Себетване , которая мигрировала в несколько шагов из своей родной области недалеко от Басутоленда , переправилась через реку Замбези в Казунгуле . [7] После разграбления плато Батока группа Себетване была отброшена на запад матабеле с юга и народом машукулумбе или ила с севера. [8] В пойме Булози они столкнулись с народом лози из Королевства Баротселанд , который в то время был серьезно ослаблен войной за престол после смерти короля Муламбвы Сантулу между его сыновьями Силумелуме и Мубуквану . [9] К 1845 году Себетване завоевал Баротселэнд и стал королем. Он умер в 1851 году вскоре после встречи с Дэвидом Ливингстоном , и ему наследовала сначала его дочь Мамочисане , которая вскоре отреклась от престола в пользу своего младшего сводного брата Секелету . [10]
Примерно через 20 лет династия Макололо Себетване в Баротселанде прекратила свое существование в 1864 году. [11] Это стало результатом войны за престол Макололо (1863–1864), которая вспыхнула после смерти Морены Секелету из Баротселанда, между Мамили/Мамиле (доверенным лицом и близким соратником Секелету). [11] ) и Себетване дядя Секелету, брат . [12] Война закончилась, когда северная фракция Лукваква во главе с Нджеквой захватила опорные пункты фракции Макололо на юге. [13] якобы казнив всех потенциальных претендентов на трон «чистых макололо», [13] и приглашение Сипопы Лутангу ( Мубуквану сына Муламбвы) , внука [11] ), чтобы стать новым королем. [13] Традиционная историография рассматривает воцарение Сипопы Лутангу в 1864 году как «Восстановление» монархии Лози и начало «Второго царства»». [14] но Флинт (2005) утверждал, что народы лози и макололо были этнолингвистически близки и «фактически слились» в течение десятилетий после присоединения Себетване, о чем свидетельствует тот факт, что к 1864 году обе группы говорили на языке «сикололо» или «силози» . [15] Сипопа был «в хороших отношениях с иерархией Макололо» и после своего вступления на престол женился на дочери Себетване Мамочисане . [16] Есть утверждения, что все мужчины макололо были убиты и выжили только женщины и дети макололо. [16] [17] но есть свидетельства того, что мужчины макололо жили в Баротселанде после 1864 года, поэтому Флинт (2005) пришел к выводу, что это утверждение является «ложью». [16] Более того, после десятилетий смешанных браков и культурного смешения между двумя группами, которые уже были очень тесно связаны, было бы практически невозможно «отсеять, кто был макололо, а кто нет». [13]
Визит Дэвида Ливингстона
[ редактировать ]Секелету предоставил британскому исследователю Дэвиду Ливингстону множество носильщиков для его трансконтинентального путешествия из Луанды на Атлантическом океане в Келимане в Индийском океане, совершенного между 1854 и 1856 годами. Около 100 из этих людей остались в Тете в 1856 году, когда Ливингстон направлялся в Келимане и затем в Британию. [18] Ливингстон вернулся в Африку, чтобы начать свою вторую экспедицию на Замбези в 1858 году. Достигнув Тете, он воссоединился с носильщиками, которых оставил там в 1856 году, и попытался репатриировать их всех в Баротселанд. Однако к этому времени Секелету столкнулся с растущим сопротивлением со стороны большинства лози, и около 16 из них решили остаться в средней части Замбези. [19]
Оставшиеся макололо с 1859 года использовались Ливингстоном и миссионерами Университетской миссии в Центральной Африке (UMCA) в качестве носильщиков и вооруженной охраны для поддержки их деятельности в долине Шира и Хайленде Шира , включая освобождение рабов, и были платили оружием, боеприпасами и одеждой. Макололо решили остаться в долине Шир, когда миссионеры уехали в январе 1864 года. [20]
После ухода миссии UMCA в 1864 году, оставившей после себя запасы оружия и боеприпасов, макололо поддерживали себя охотой на слонов ради слоновой кости и привлекали ищущих защиты иждивенцев, многие из которых были освобожденными рабами. Они и их вооруженные иждивенцы основали вожди в современном районе Чиквава . Первоначально десять вождей макололо стали вождями или главами, а пять вождей макололо существуют до сих пор. [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Эдвин В. (1 января 1956 г.). «Себетване и МаКололо» . Африканские исследования . 15 (2): 49–74. дои : 10.1080/00020185608706984 . ISSN 0002-0184 .
- ^ Билоа, Эдмонд (1993), «Клитическое восхождение в BAntu» , Темы африканской лингвистики , Текущие проблемы лингвистической теории, том. 100, Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Company, с. 67, номер домена : 10.1075/cilt.100.06bil , ISBN 978-90-272-3610-4 , получено 26 мая 2022 г.
- ^ Флинт 2005 , с. 11–12.
- ^ Фири, Бизек Дж. (2005). «Королевство Лози и Кололо». В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия истории Африки, том II, HO . Нью-Йорк: Фицрой Дирборн (Рутледж). стр. 851–852 . ISBN 978-1-57958-454-2 .
- ^ Дж. Рамзи, Б. Мортон и Т. Мгадла, Построение нации: история Ботсваны с 1800 по 1910 год . Габороне: Лонгманс, 1996, 66–8.
- ^ , "The_Lion_Cultures_by_Moanaphuti_Segolodi_1" Моанафути Сеголоди
- ^ Флинт 2005 , с. 11–12, 42, 106.
- ^ Флинт 2005 , с. 12.
- ^ Флинт 2005 , с. 12, 42, 106.
- ^ Н. Р. Беннетт, (1970). Дэвид Ливингстон: Исследование христианства в Р.И. Ротберге (редактор), Африка и ее исследователи. Издательство Гарвардского университета, стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с Флинт 2005 , с. 53, 68.
- ^ Флинт 2005 , с. 12, 53, 68.
- ^ Jump up to: а б с д Флинт 2005 , с. 75.
- ^ Флинт 2005 , с. 68.
- ^ Флинт 2005 , с. 75–76.
- ^ Jump up to: а б с Флинт 2005 , с. 76.
- ^ Ганн, Льюис Х.; Дуиньян, Питер (1999). Африка и мир: введение в историю стран Африки к югу от Сахары от древности до 1840 года . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. п. 413–414 . ISBN 0-7618-1520-1 .
- ^ Т. Джил, (2013). Ливингстон: исправленное и расширенное издание, издательство Йельского университета, стр. 93, 103–105.
- ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, Вудбридж, Джеймс Карри, стр. 39–41.
- ^ Л. Уайт, (1987). Магомеро : Портрет африканской деревни, издательство Кембриджского университета, стр. 17, 39, 64–7.
- ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966 гг., Вудбридж, Джеймс Карри, стр. 41–2.
Библиография
[ редактировать ]- Флинт, Лоуренс С. (2005). Исторические конструкции постколониального гражданства и субъективности: случай народов лози на юге Центральной Африки (PDF) . Бирмингем: Университет Бирмингема. п. 311 . Проверено 23 июля 2022 г.