Закон о гражданстве Танзании
Закон о гражданстве Танзании | |
---|---|
Парламент Танзании | |
| |
Принят | Правительство Танзании |
Статус: Действующее законодательство |
Танзании Закон о гражданстве регулируется Конституцией Танзании с поправками; Закон о гражданстве Танзании и поправки к нему; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] [2] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Танзании. [3] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к государству в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри нации. [4] [5] Страны Содружества , включая Танзанию, часто используют термины «национальность» и «гражданство» как синонимы, несмотря на признание их юридического различия и того факта, что они регулируются различными государственными административными органами. [4] На протяжении большей части истории Танзании расистская политика ограничивала внутренние права и гражданство. [6] Танзанийское гражданство обычно приобретается в соответствии с принципом jus soli , т.е. по рождению на территории, или jus sanguinis , т.е. по рождению в Танзании или за границей от родителей, имеющих танзанийское гражданство. [7] [8] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [9] [10]
Приобретение гражданства [ править ]
Лица могут получить гражданство Танзании по рождению или в более позднем возрасте путем натурализации. [3] [11]
По рождению [ править ]
Любому ребенку, родившемуся в пределах границ Объединенной Республики Танзания в День Союза, 26 апреля 1964 года, или после этой даты, предоставляется танзанийское гражданство, за исключением детей, отец которых имеет дипломатический иммунитет , или родителей, которые были вражескими иностранцами и территория находилась под вражеская оккупация. [12] [8] На практике для получения гражданства при рождении родители также должны быть танзанийцами или родители должны быть неизвестны, как в случае с брошенным ребенком . [8] [13] Лицо, родившееся за пределами Танзании, пользуется правом на танзанийское гражданство с рождения при условии, что хотя бы один из родителей является танзанийцем по рождению или натурализации. [14] Однако некоторые танзанийцы, родившиеся за границей, не могут передать свое гражданство своим детям, а это означает, что если отец ребенка получил гражданство по рождению за границей, ребенок может получить гражданство только путем натурализации. Это же правило не распространяется на детей, рожденных за границей от матери, получившей гражданство по рождению за границей. [8]
Путем натурализации [ править ]
Любой иностранный гражданин, не имеющий родословной или родственных связей с Танзанией, может подать заявку на натурализацию . Чтобы иностранный гражданин стал танзанийцем, он должен прожить на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что он понимает суахили или английский язык , а также обычаи и традиции общества. [15] Общие положения заключаются в том, что заявители должны быть совершеннолетними и обладать дееспособностью ; иметь хороший характер; иметь возможность способствовать росту социального и культурного развития страны; и намерены постоянно проживать на данной территории. [15] [10] Требуется вид на жительство в течение всего года, предшествующего подаче заявления, а также доказательства того, что за предшествующий десятилетний период заявитель в общей сложности проживал в Танзании не менее семи лет. [10] После подачи заявления и оплаты сборов исполнительному секретарю округа или занзибарской шехе, местным деревенским администраторам, заявление отправляется в окружной иммиграционный офис. [10] [16] Заявитель должен опубликовать уведомление о намерении натурализоваться в двух последовательных выпусках зарегистрированных газет. После того как заявление будет рассмотрено различными должностными лицами, министру внутренних дел будет дана окончательная рекомендация . [10] Если заявка будет успешной, заявители должны отказаться от иностранного гражданства и принести присягу на верность . [15] [10] Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [15] К другим лицам, которые могут быть натурализованы, относятся:
- Дети, рожденные за границей от отца, который приобрел гражданство по происхождению в связи с его рождением за границей, могут натурализоваться без соблюдения других требований; [15]
- Несовершеннолетние дети могут быть натурализованы одновременно со своими родителями; [15]
- Усыновленные могут подать заявление на натурализацию после завершения законного усыновления; [17]
- Любой несовершеннолетний может быть натурализован по усмотрению министра внутренних дел при наличии особых обстоятельств; [18]
- Жена мужа-танзанийца может по запросу натурализоваться, если она желает отказаться от другого гражданства и принести присягу на верность, если только она ранее не была денатурализована или не отказалась от танзанийского гражданства; или [19]
- Жены, ранее потерявшие танзанийское гражданство, должны получить разрешение министра внутренних дел. [18]
Утрата гражданства [ править ]
Граждане Танзании могут добровольно отказаться от него, зарегистрировав запрос, предоставив подтверждение другого гражданства, сдав свой танзанийский паспорт и получив одобрение министра внутренних дел. [20] [21] Граждане по рождению или натурализации могут быть лишены гражданства в Танзании для получения другого гражданства. [22] [23] Те, кто получил статус Танзании путем натурализации, могут быть лишены гражданства за действия в иностранном государстве таким образом, как голосование или занятие выборной должности, что является исключительным правом гражданина; за мошенничество при подаче заявления на натурализацию; за уголовные судимости, предусматривающие наказание в виде наказания на срок не менее двенадцати месяцев в течение пяти лет после натурализации; за нелояльное поведение или преступления против государства; или в течение пяти лет проживания за границей без регистрации в органах власти своего намерения сохранить танзанийское гражданство. [22] [24] Восстановление гражданства, утраченного в результате отказа женщины, вышедшей замуж за иностранца, может быть предоставлено по усмотрению министра внутренних дел. [21]
Двойное гражданство [ править ]
Танзания не позволяет своим гражданам иметь двойное гражданство , за исключением лиц в возрасте до восемнадцати лет, которые имели множественное гражданство с рождения. Лица, имеющие несколько граждан, автоматически теряют свое танзанийское гражданство по достижении совершеннолетия, если только они не отказываются от всего другого гражданства. [18]
Гражданство Содружества [ править ]
Государство Танганьика стало членом Содружества Наций 9 декабря 1961 года, а Занзибар присоединился к Содружеству 10 декабря 1963 года. С 26 апреля 1964 года, после слияния Танганьики и Занзибара, возникла Объединенная Республика Танганьика и Занзибар (известная как Объединенная Республика Танзания с 29 октября 1964 года) была страной Содружества. [25] Поскольку Танзания является членом Содружества Наций в Соединенном Королевстве, граждане Танзании также являются гражданами Содружества , и этот статус дает им определенные права и льготы в этой стране. Помимо некоторых преимуществ, в некоторых странах, где нет консульского представительства Танзании, граждане Объединенной Республики могут обращаться за помощью в Высшую комиссию Соединенного Королевства. [26] Танзанийцы не могут занимать должности, голосовать, въезжать или работать в других странах Содружества без виз или разрешений. [27]
Восточноафриканского сообщества Гражданство
В 1967 году Кения , Танзания и Уганда подписали Договор о восточноафриканском сотрудничестве, создав Восточноафриканское сообщество . [28] Она распалась в 1977 году, но переговоры об окончательном роспуске продолжались до 1984 года из-за невозможности достичь соглашения о распределении активов и обязательств организации. [29] В ноябре 1999 года три страны подписали новый договор о восстановлении организации, вступивший в силу 7 июля 2000 года. [30] Сообщество расширилось и включило в себя Бурунди , Руанду , а с 2016 года — Южный Судан . Организация имеет общее Законодательное собрание Восточной Африки, Восточноафриканский суд и выдает восточноафриканские паспорта, чтобы способствовать свободному передвижению граждан ВАС в странах-членах. [31] Национальные удостоверения личности также могут использоваться для подтверждения того, что человек является гражданином страны-члена. [32] Он также разработал политику оказания помощи местному бизнесу в содействии торговле и привлечении иностранных инвестиций через систему общего рынка , запущенную в 2010 году. [33] [34] По условиям договора об общем рынке капитала, товаров, рабочей силы и услуг должно было быть разрешено свободное перемещение внутри стран-членов, а это означало, что тарифные барьеры и препятствия для торговли были устранены; работники и члены их семей не будут подвергаться дискриминационному трудовому законодательству или разрешениям; а бизнес, связь, распределение, образование, финансовые, туристические и транспортные услуги будут свободно действовать среди членов. [35] [36]
История [ править ]
Люди начали селиться в этом регионе примерно десять тысяч лет назад, основав небольшие деревни по всей восточной части Рифтовой долины . Первыми известными людьми были носители койсанского языка , к которым присоединились кушитские мигранты из Эфиопии около 1000 г. до н.э., а позже народы банту, прибывшие в западный регион около 1000 г. н.э. Эти различные группы мало взаимодействовали. К десятому веку полукочевые нилотские народы начали селиться на севере и северо-западе региона. Большинство этих нилотов поселились в постоянных деревнях и вступили в брак с народом банту, но некоторые группы, такие как народ масаи, сохранили свои кочевнические традиции. В XVIII веке большинство поселений в регионе были разбросаны и управлялись независимо. [37] Между 1000 и 1300 годами нашей эры персидские и арабские купцы начали селиться вдоль побережья Суахили и прибрежных островов, создавая деревни и афро-арабские торговые сети. К пятнадцатому веку эти торговые сети доминировали в прибрежной зоне. [38]
Контакт с африканцами и посторонними (1498–1884 гг . )
В 1498 году португальский мореплаватель Васко да Гама достиг побережья Великих африканских озер и высадился в Келимане , а затем двинулся на север, чтобы столкнуться с враждебными арабскими султанатами, которые были союзниками султаната Килва . [39] В 1500 году Педро Альвареш Кабрал высадился на острове Килва , а два года спустя да Гама вернулся на остров и заявил права на него Португалии. [38] В 1503 или 1504 году Руй Лоуренсу Маркес Раваско (также известный как Руй Лоуренсу Раваско) высадился на Унгудже и вступил в битву с местными жителями. Победив местного правителя, Португалия предъявила права на Занзибар . [40] [41] В 1505 году Франсиско де Алмейда захватил остров и начал строительство торгового форта в Сан-Тьяго. [38] [41] В 1652 году оманские племена из Маската напали на португальские поселения на острове Пемба и Занзибаре. Они продолжали нападения вдоль побережья до реки Рувума в 1660-х годах и к 1698 году захватили форт Хесус на острове Момбаса . [38] К концу восемнадцатого века Оманская империя установила контроль над Килвой и прибрежным регионом. [42]
Лишь немногие иностранные исследователи или купцы пытались путешествовать во внутренние районы страны до восемнадцатого века. К 1800 году жители Ньямвези начали участвовать в торговле с побережьем. [37] Между 1811 и 1820 годами султан Занзибара отправлял караваны вглубь страны в поисках слоновой кости и рабов. [37] [42] К 1830 году арабско-суахилиские купцы имели сети, простирающиеся от прибрежных городов до торговых постов в Таборе и на западе до Уджиджи, а также от озера Танганьика на юге до Королевства Буганда на севере. [37] Повышенная активность европейцев и американцев началась в начале девятнадцатого века. Великобритания подписала договор Морсби с султаном Занзибара, запрещающий продажу рабов христианским купцам. Дальнейшие договоры были заключены в 1833 году с Соединенными Штатами, в 1844 году с Францией и в 1858 году с Германией, разрешая торговлю в регионе. [43] К концу девятнадцатого века Германия и Великобритания боролись за контроль над этой территорией. [44]
Танганьика [ править ]
правление ( Немецкое 1884–1922 )
В ноябре 1884 года Карл Петерс был отправлен в этот район Обществом немецкой колонизации и заключил с местными правителями двенадцать договоров, предоставляющих Германии территориальные права на территорию площадью около 2500 квадратных миль, простирающуюся от Усагары на юг до гор Нгуру , а затем на восток до Узигуа. Лес в нынешнем регионе Пвани , перед встречей с побережьем в Уками, недалеко от Дар-эс-Салама . В феврале 1885 года кайзер Вильгельм I издал указ о признании аннексий и дал Петерсу хартию на колонизацию и управление этой территорией. [37] [45] Дар-эс-Салам был передан немцам 19 августа 1885 года, и Великобритания согласилась на установление Германией протектората над территорией между рекой Рувума и границей с Кенией. [45] В 1886 году англо-германское соглашение разделило территории, контролируемые султаном Занзибара, между Великобританией и Германией, оставив султану под контролем архипелаг Ламу , острова Мафия и Пемба, а также Занзибар, а также полосу земли на материковом побережье от Кипини до залива Тунги возле Микиндани , простирающегося на десять миль вглубь страны. [46] [47] В 1888 году султан Занзибара предоставил Германии в аренду на пятьдесят лет прибрежную полосу, что дало ей фактический контроль над материковой территорией современной Танзании. [44]
По условиям Германского колониального закона 1888 года немецкие колонии не входили в состав федерального союза , но и не считались иностранными. Таким образом, законы, распространявшиеся на колонии, иногда рассматривали жителей как граждан, а иногда как иностранцев. Немецкое право распространялось на тех подданных, которые родились в Германии. Коренные жители колоний не считались немцами, но им разрешалось натурализоваться. [48] Для натурализации требовалось десять лет проживания на территории и подтверждение самостоятельной занятости. Оно автоматически предоставлялось всем членам семьи, а это означало, что дети и жены получали гражданство мужа. [49] В 1894 году правительство Германии провозгласило Германскую Восточную Африку , включая части современной Бурунди , Руанды и Танзании, официальной колонией под своей защитой. [50] Под властью Германии британские индейцы , которые сначала мигрировали в этот регион в качестве торговцев в 1832 году, а затем служили наемными рабочими при строительстве железной дороги, не считались британцами и имели статус, аналогичный коренным жителям Германской Восточной Африки. [6] [51] Закон о гражданстве 1913 года изменил основу приобретения немецкого гражданства с места жительства на отцовство , но не изменил производное гражданство. [52] [53] В 1914 году во время Первой мировой войны немецкие и британские войска столкнулись в северном приграничном районе Германской Восточной Африки. К концу 1916 года бельгийские и британские войска установили военную оккупацию территории к северу от Танганьикской железной дороги . К марту 1918 года немцы были отброшены на юг, в португальский Мозамбик , и британский военный администратор взял на себя управление Германской Восточной Африкой. [54] Через три года после Версальского договора подписания в 1919 году территория Танганьика стала подмандатной территорией Лиги Наций под властью Великобритании. [55] [56]
территория Танганьика ( 1922–1961 Британская мандатная/ подопечная )
Великобритания официально начала свой мандат над Танганьикой 20 июля 1922 года, получив экстерриториальную юрисдикцию над британскими подданными на этой территории. [56] Согласно британскому законодательству, подмандатные территории находились за пределами владений Короны, а это означает, что законы о британском гражданстве не распространялись на коренных жителей, а только на британских подданных, рожденных от британских отцов, которые могли проживать в подмандатном месте. [57] [Примечания 1] Будучи защищенной территорией, Великобритания взяла на себя ответственность как за внутреннее, так и за внешнее управление, включая оборону и внешние отношения. [60] Коренные жители, рожденные в мандате, рассматривались как лица, находящиеся под защитой Великобритании, и не имели права быть гражданами Великобритании. [59] [60] 13 декабря 1946 года территория официально стала подопечной территорией ООН . [56] В соответствии с Британским приказом в Совете 1949 года лица, коренные жители Танганьики, были определены как лица, находящиеся под защитой, за пределами схем гражданства для британских подданных, и получение защищенного статуса зависело от рождения на территории или за границей отца, который был уроженцем Танганьики. [61]
Занзибар ( Протекторат 1890–1963 )
Британцы установили протекторат над островами Занзибар и Пемба 4 ноября 1890 года, получив экстерриториальную юрисдикцию над британскими подданными. Чтобы добиться согласия Германии на создание протектората, Великобритания Гельголанд . в том же году уступила Германии [62] Законы о британском гражданстве не выходили за пределы Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии , а это означает, что в соответствии с британскими правилами завоевания законы, действовавшие на момент приобретения, оставались в силе до тех пор, пока не были изменены. [63] [64] Поскольку у султана Занзибара было существующее правительство, Занзибар рассматривался как защищенное государство в соответствии с британскими законами, а не как протекторат, для которого Великобритания выполняла внутренние и внешние правительственные функции. [65]
Занзибарские подданные в протекторате 1911–1963 ( )
В 1911 году султан Занзибара издал Указ о гражданстве и натурализации (№ 12), который определял занзибарских подданных как лиц, родившихся или натурализованных на Занзибаре, лиц, рожденных за границей от отца-занзибарца, и жен мужей-занзибарцев. [62] В 1952 году Указ 1911 года был отменен, но лица, получившие занзибарское гражданство в соответствии с его положениями, были подтверждены как продолжающие оставаться подданными Занзибара. Новый Указ о гражданстве (№ 30–52) предусматривал, что любой, родившийся на Занзибаре, был занзибарцем, если только он не был подданным Бельгии, Франции или Португалии, а также любой, кто родился где-либо от отца-занзибарца. [66] [67] Дети тех, кто родился за границей, не могли получить гражданство, не родившись на Занзибаре, а это означает, что только одно поколение могло получить гражданство за границей по происхождению. [66] Несовершеннолетние дети и жены любого подданного Занзибара могли быть зарегистрированы в качестве граждан по запросу и принесению присяги на верность. [68] Требования для натурализации включали законное совершеннолетие и дееспособность; непрерывное проживание во владениях султана в течение трех или пяти лет, если не непрерывно; знание арабского, английского или суахили; и свидетельство хорошего характера. [69] [70] Незначительная поправка была внесена в эти положения Указом № 16 в 1958 году, который требовал непрерывного проживания во владениях султана в течение года, предшествующего подаче заявления, и совокупного проживания в течение четырех лет за предыдущий семилетний период. [71]
защитой Великобритании, проживающие в протекторате Занзибар ( 1914–1963 Индийцы и другие лица, находящиеся под )
Когда в 1815 году были установлены британские протектораты, между правами британских подданных и покровительствуемых лиц не было большой разницы. [72] Помимо общего права, не существовало стандартного статутного права, которое применялось бы к подданным по всему королевству, а это означало, что разные юрисдикции создавали свои собственные законы для местных условий, которые часто противоречили законам других юрисдикций империи. Таким образом, человек, натурализованный, например, в Канаде, будет считаться иностранцем, а не гражданином Великобритании в Австралии или Южной Африке. [73] Точно так же индийцы, родившиеся в Британском владычестве, считались британскими подданными с полными правами на всей территории королевства, но индийцы, родившиеся в княжеских штатах или на территориях, находящихся под управлением Великобритании в Восточной Африке, считались лицами, находящимися под защитой Великобритании (BPP). [74]
К 1914 году британские протектораты считались иностранными территориями, не имеющими внутреннего правительства. [60] [75] Когда Великобритания распространила этот статус на территорию, она взяла на себя ответственность как за внутреннее, так и за внешнее управление, включая оборону и внешние отношения. Коренные жители, родившиеся в протекторате, были известны как лица, находящиеся под защитой Великобритании, и не имели права быть британскими гражданами. [60] BPP не имели права на возвращение в Соединенное Королевство и не могли осуществлять права гражданства; однако им могут быть выданы паспорта и они могут получить доступ к дипломатическим услугам во время поездок за границу. [76] В 1914 году Закон об ограничении присутствия иностранцев разъяснил, что, хотя BPP не являются гражданами, они также не являются и иностранцами. [77] [75] Когда в 1919 году в закон были внесены поправки, это положение осталось прежним, а это означало, что BPP не могли натурализоваться. [78] [79] До 1934 года, когда был разработан Британский Приказ о лицах, находящихся под защитой, статус BPP не был установлен законом, а скорее предоставлялся по прерогативе монарха. [60] В соответствии с Приказом 1934 года статус принадлежности охраняемых территорий был определен как лиц, родившихся до или после Приказа в протекторате, которые не имели гражданства и не были британскими подданными, или лиц, рожденных за границей от выходцев из протектората, которые не имели гражданства. а не британские подданные. [80] Статут распространял статус BPP на детей и жен BPP, если они не имели гражданства, и конкретно предусматривал, что, если женщина вышла замуж за человека, который был гражданином другой страны, она потеряла свой статус BPP. [81]
В 1943 году Закон о британском гражданстве разъяснил, что BPP, родившиеся за границей на территориях, находившихся в пределах владений Короны, были британскими подданными в силу jus soli , но те, кто родился в пределах протектората, не были подданными. [82] Положения Закона о британском гражданстве 1948 года сохранили положения, согласно которым BPP не были иностранцами и не могли натурализоваться, но позволяли BPP регистрироваться в качестве BPP защищенного места или в качестве британского подданного при определенных условиях. [78] [83] В 1949 году Указ Совета Британских протекторатов, охраняемых государств и покровительствуемых лиц отменил прежние приказы о BPP и подробные положения о предоставлении защищенного статуса. [84] Он предусматривал, что покровительствуемые лица являются BPP протектората, если они там родились; если они родились за границей от отца, который был уроженцем протектората; или если на момент их рождения их отец был БПП. Он также разрешил женщинам, состоящим в браке с BPP, регистрироваться в качестве BPP, а также разрешил некоторым гражданам иностранных государств регистрироваться в качестве BPP. [85] По его условиям, BPP протектората Занзибара было разрешено натурализоваться в качестве британских подданных. [66] Незначительные изменения в статусе покровительствуемых лиц были внесены постановлениями Совета в 1952, 1953, 1958, 1960, 1961 и 1962 годах, но серьезных изменений не произошло до 1965 года. [86]
Британские и британско-индийские подданные, проживающие на территории Танганьика и протекторате Занзибар 1890–1963 ( )
В Британии преданность, при которой подданные клялись поддерживать монарха, была предшественником современной концепции гражданства. [87] Корона с 1350 года признала, что все лица, родившиеся на территориях Британской империи, были подданными. [64] Те, кто родился за пределами королевства, - за исключением детей тех, кто занимал официальный пост за границей, детей монарха и детей, рожденных на британском корабле - по общему праву считались иностранцами. [88] Брак не влиял на статус подданного королевства, [89] но согласно общему праву одиноким женщинам, включая разведенных, не разрешалось быть родителями, поэтому их дети не могли получить гражданство по материнской линии и были лицами без гражданства, если они не были узаконены их отцом. [90] [89] Для британских подданных и их потомков на всей территории Британской империи в 1911 году на Имперской конференции было принято решение разработать общий кодекс гражданства. [91]
Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года позволил местным юрисдикциям на британских самоуправляющихся территориях продолжать регулировать гражданство в своих юрисдикциях, но также установил схему имперского гражданства для использования в королевстве. [92] В соответствии с положениями Закона положения общего права были повторены для лиц, родившихся по рождению на территории королевства на дату вступления в силу или после этой даты. Используя слово «человек» , статут аннулировал требования легитимности для граждан jus soli , а это означало, что незаконнорожденный ребенок мог получить гражданство от своей матери. [93] Для тех, кто родился за границей на дату вступления в силу или после нее, легитимность по-прежнему требовалась и могла быть получена только ребенком от отца-британца (одно поколение), который был естественным или натурализованным. [94] Он также предусматривал, что замужняя женщина получала свое гражданство от своего супруга, то есть, если он был британцем, то и она тоже, а если он был иностранцем, то и она тоже. [92] [95] [96] Он предусматривал, что после утраты гражданства мужа жена может заявить, что желает остаться британкой. Он допускал, что в случае расторжения брака в результате смерти или развода гражданка британского происхождения, потерявшая свой статус в результате брака, могла вновь получить британское гражданство путем натурализации без соблюдения требований о проживании. [97] Для натурализации требовалось пять лет проживания или службы короне. [98]
Поправки к Закону о британском гражданстве были приняты в 1918, 1922, 1933 и 1943 годах, изменяя производное гражданство по происхождению и слегка изменяя положения, позволяющие женщинам терять свое гражданство при вступлении в брак. [99] Из-за роста числа лиц без гражданства женщина, которая не получила автоматически гражданство своего мужа при вступлении в брак или при его натурализации в другой стране, не потеряла свой британский статус после 1933 года. [100] Поправка 1943 года позволяла ребенку, родившемуся за границей, в любое время быть гражданином Великобритании по происхождению, если государственный секретарь согласился зарегистрировать рождение. [100] В соответствии с Законом о британском гражданстве 1948 года британские граждане на территории Танганьика и в протекторате Занзибар были реклассифицированы в то время как «граждане Великобритании и колоний» (CUKC). [101] Базовая схема британского гражданства не сильно изменилась, и обычно те, кого ранее считали британцами, оставались прежними. Изменения включали то, что жены и дети больше не получали автоматически статус мужа или отца, детям, получившим гражданство по происхождению, больше не требовалось подавать декларацию об удержании, а регистрация детей, рожденных за границей, была продлена. [102]
Предсоюзный (1961–1963) [ править ]
9 декабря 1961 года Танганьика получила независимость. В соответствии с Конституцией независимости в этот день гражданство Танганьики было предоставлено любому лицу, ранее родившемуся в Танганьике, или любому лицу, которое ранее было CUKC или BPP Танганьики, если один из его родителей также родился в Танганьике. Лицам, родившимся за пределами территории, предоставлялось гражданство, если их отец стал или стал бы, если бы не его смерть, Танганьиканом по рождению. [103] [104] Те, кто получил статус Танганьикана, перестали быть британцами; однако были предусмотрены положения, позволяющие лицам, например, многочисленному индийскому населению, которое могло родиться на территории, но чей отец не был им, или женам лиц, не получивших гражданства Танганьики, сохранить свой статус CUKC или BPP, если они родились. , зарегистрированный или натурализованный в месте, которое оставалось частью Британского королевства или государства, находящегося под защитой Великобритании. [105] Те, кто родился после обретения независимости, получили гражданство по рождению в Танганьике, при условии, что ни один из родителей не был вражеским иностранцем или не имел дипломатического иммунитета , или по рождению за границей от отца, родившегося в Танганьике, при условии, что отец не был CUKC или BPP. . [106] В течение двухлетнего периода после обретения независимости лица или их опекуны несовершеннолетних детей, родившиеся в Танганьике у иностранцев до обретения независимости; жены жителей Танганьики, чьи мужья стали Танганьиканом после обретения независимости или стали бы гражданами Танганьики, если бы не их смерть, жены, чьи мужья зарегистрировались в переходный период, или разведенные с таким лицом; а лицам, которые ранее были натурализованы или зарегистрированы в качестве CUKC в Танганьике, было разрешено зарегистрироваться в качестве граждан. [107] [Примечания 2] После обретения независимости жены могли быть натурализованы при вступлении в брак с жителем Танганьики, но правила натурализации должны были быть предусмотрены в законе о гражданстве. Двойное гражданство допускается только для несовершеннолетних, родившихся с несколькими гражданствами. По достижении совершеннолетия требовалось отказаться от одного гражданства. [107]
В годовщину независимости Танганьика стала республикой в составе Содружества и дословно приняла правила, содержащиеся в Конституции независимости, в виде Закона о гражданстве 1961 года. [109] В 1962 году Танганьика внесла поправки в свой Закон о гражданстве (Закон № 69), позволяющие «лицам африканского происхождения из Анголы, островов Зеленого Мыса, Коморских островов, Французского Сомалиленда, Мозамбика, Португальской Гвинеи, островов Сан-Томе и Принсипи, западной части Испании». Африка и Южно-Африканская Республика» получить гражданство Танганьики после пятилетнего проживания, если они свободно владеют английским языком или суахили. В 1963 году в него также были внесены поправки (Закон № 19), позволяющие любой женщине, вышедшей замуж после обретения независимости, регистрироваться в качестве гражданки после замужества с жителем Танганьики. [108] 10 декабря 1963 года Занзибар обрел независимость, и лица, которые были БПП в протекторате, перестали иметь этот статус. Всем, кто был подданным до обретения независимости, после обретения независимости было предоставлено занзибарское гражданство, поэтому даже CUKC, родившиеся на Занзибаре, больше не были британскими гражданами. Единственным исключением были лица (и их жены), родившиеся, зарегистрированные или натурализованные в месте, которое осталось в составе Британского королевства после обретения независимости. [66] После обретения независимости гражданство приобретали лица, родившиеся во владениях султана от родителей-занзибарцев, при условии, что отец не имел дипломатического иммунитета или классифицировался как вражеский иностранец. Лица, родившиеся за пределами территорий султана, могли получить гражданство через отца-занзибарца. Жены мужей-занзибарцев и родители или опекуны несовершеннолетних детей, которые не были занзибарцами, могли подать заявление от имени ребенка на получение гражданства путем регистрации. Положения о гражданстве не изменились по сравнению с Указом 1958 года. [110]
12 января 1964 года вспыхнула Занзибарская революция , и султан был свергнут. [66] Партия афро-ширази взяла на себя управление правительством, создала однопартийное государство и отменила конституцию независимости. В соответствии с Указом о действующих законах (№ 1-1964) законы о гражданстве 1911 года с поправками, внесенными в 1958 году, снова стали законом, а это означает, что некоторые азиатские граждане, ставшие гражданами после обретения независимости, были лишены своего гражданства и стали апатридами примерно на четыре месяца. [111] [112]
Пост-союз (1964 – время настоящее )
26 апреля 1964 года была образована Объединенная Республика Танганьика и Занзибар, которая 29 октября 1964 года была переименована в Объединенную Республику Танзания. [111] [113] С момента объединения в Закон о гражданстве Танганьики 1961 года были внесены изменения (Указ о продлении и поправках Танганьики, Закон № 5, 1964 г.), согласно которым граждане Объединенной Республики признавались гражданами Объединенной Республики, родившимися до объединения в любом из штатов, гражданами новой республики. и те, кто родился после союза как граждане, если они родились в любой части территории. [113] В 1980 году беженцам, спасающимся от насилия в Бурунди и Руанде, было предоставлено право подать заявление на получение танзанийского гражданства как группа. Типичные процессы подачи заявок и сборы были отменены, и по завершении процесса бывшие лагеря беженцев были преобразованы в танзанийские деревни. Процесс получения документов и свидетельств о гражданстве был медленным, и многие бывшие беженцы до сих пор не получили их спустя десятилетия. [114] Беженцы из Бурунди и Руанды снова мигрировали в больших количествах с середины 1990-х годов, что усложнило способность Танзании интегрировать население и вызвало проблемы безопасности. В ответ правительство выслало беженцев, а армия насильно выселила беженцев и закрыла границу с Руандой в 1996 году. [115] Хотя политические события в стране привели к переписыванию и внесению поправок в конституцию, до 1995 года никаких изменений в требованиях к гражданству или законах не вносилось. [116]
В 1995 году Закон о гражданстве 1961 года был отменен, хотя гражданство, полученное в соответствии с предыдущим Законом, продолжает признаваться. [117] В соответствии с Законом о гражданстве Танзании 1995 года любой, кто был гражданином Танзании на 26 апреля 1964 года или ранее и родился либо в Танганьике, либо на Занзибаре, либо родился за границей от родителей, которые были гражданами Танзании до союза, или были ранее натурализованы или зарегистрирован, ему было предоставлено гражданство. [118] Те, кто родился после союза, приобретают гражданство по рождению на территории от родителей-танзанийцев, если только отец не имел дипломатического иммунитета или один из родителей не был вражеским иностранцем, или по происхождению от родителя, который является гражданином Танзании. [119] Закон отменил гражданство путем регистрации, объединив прежние категории с натурализацией. [117] Лица, желающие натурализоваться, должны отказаться от другого гражданства, говорить на одном из языков страны, иметь хороший характер и быть способными внести свой вклад в развитие страны, а также прожить в стране не менее восьми лет. [10] Жены танзанийцев могут натурализоваться после того, как докажут, что они состоят в законном браке, что их муж - танзанийец, имеет действующий паспорт и иммигрировал. Ни вдовы, ни разведенные не имеют права на натурализацию. Двойное гражданство запрещено, за исключением несовершеннолетних детей, получивших множественное гражданство от рождения. По большинству разрешено только одно гражданство. [18]
В 1997 году армии снова было приказано изгнать беженцев, проживающих за пределами специально отведенных лагерей. В 1998 году был принят Закон о беженцах, требующий, чтобы беженцы жили в специально отведенных местах. Эта политика была обновлена как Национальная политика в отношении беженцев в 2003 году с планами по распространению гражданства на определенных беженцев. В июне 2003 года правительство Танзании предложило сомалийским беженцам, бежавшим от гражданской войны в своей стране, возможность получить танзанийское гражданство. В 2007 году оно распространило аналогичное предложение на граждан Бурунди и их потомков, покинувших свою родину после 1972 года. [120] В 2011 году была сформирована Комиссия по пересмотру конституции, которая провела общественные консультации перед подготовкой проекта конституции в 2013 году. Проект предложений будет признавать гражданство на основании рождения танзанийца и заменять схему натурализации повторным введением регистрации. В соответствии с его положениями любой из супругов сможет зарегистрироваться как танзанийец при заключении брака, и на него не повлияет прекращение брака в случае его регистрации. Будет предусмотрено, что найденыши в возрасте до семи лет смогут получить гражданство. [121] и не касается двойного гражданства или лишения гражданства, но содержит положение о том, что законы, касающиеся приобретения, будут приниматься национальным парламентом. [122] Референдум по принятию предложенного проекта в 2015 году был отложен, и процесс застопорился. [123] В сентябре 2013 года программа приема беженцев была приостановлена, поскольку процессы натурализации были незавершенными. Около 35 000 беженцев были насильственно изгнаны, прежде чем в 2014 году политика возобновила обработку петиций о натурализации для бурундийских беженцев. [120]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ В 1946 году была создана комиссия для проверки национальности жителей бывших немецких колоний. Он пришел к выводу, что жители мандатов не получили британского гражданства и, если они были гражданами Германии в соответствии с Законом о гражданстве 1913 года, они стали лицами без гражданства, когда Германия покинула свои территории. [58] По словам Д.П. О'Коннелла , они считались «не имеющими гражданства, но обладающими административным статусом, аналогичным статусу жителей британских протекторатов». [59]
- ^ В отчете о гражданстве за 2020 год, подготовленном Кэролайн Налуле и Анной Намбуз, говорится, что задержки в обработке переходных заявлений привели к регистрации только 21 557 из примерно 60 000 азиатов, имевших право на регистрацию, к крайнему сроку 1963 года. [108]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 32–34, 37, 136.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби, 2016 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Налуле и Намбуз 2020 , с. 1.
- ^ Мэнби 2016 , стр. 47, 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Налуле и Намбуз 2020 , с. 12.
- ^ Мэнби 2016 , с. 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Налуле и Намбуз 2020 , с. 13.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 107-1. 12–13.
- ^ Мэнби 2016 , стр. 4, 56.
- ^ Мэнби 2016 , с. 47.
- ^ Мэнби 2016 , с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мэнби 2016 , с. 95.
- ^ Кроуфорд 2008 , стр. 152–153.
- ^ Мэнби 2016 , с. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Налуле и Намбуз 2020 , с. 14.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 101-1. 14–15.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 115.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Налуле и Намбуз 2020 , с. 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 111.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 16.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 107-1. 15–16.
- ^ Франсман 2011 , с. 1300.
- ^ Министерство иностранных дел и по делам Содружества, 2014 г. , стр. 3, 6.
- ^ Блум 2011 , с. 654.
- ^ Мшомба 2017 , стр. 56–57.
- ^ Мшомба 2017 , стр. 66–67, 74.
- ^ Мшомба 2017 , с. 75.
- ^ Труй 2021 , с. 19.
- ^ Мэнби 2018b , с. 3.
- ^ Труй 2021 , с. 20.
- ^ Гасторн и Масинде, 2017 , с. 285.
- ^ Гасторн и Масинде, 2017 , с. 289-290.
- ^ Мирири 2010 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хит 2010 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Офкански и Йегер 1997 , с. XVIII.
- ^ Prestage 1936 , стр. 85–86.
- ^ Синдима 2018 , с. 129.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баррос Гомес 1888 , с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Офкански и Йегер 1997 , с. XVIII.
- ^ Офкански и Йегер 1997 , стр. xviii, 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Офкански и Йегер 1997 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Офкански и Йегер 1997 , с. XIX.
- ^ Ofcansky & Yeager 1997 , стр. xix, 2.
- ^ Окот 2006 , с. 128.
- ^ Ридинг 1900 , с. 47.
- ^ Фармейр 1997 , с. 734.
- ^ Хаманн и Бергер 2019 , с. 125.
- ^ Месаки и Бапумия 2015 .
- ^ Фармейр 1997 , с. 751.
- ^ Комиссия по положению женщин 1954 г. , с. 42.
- ^ Скотт 1925 , с. 5.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 101-1. 2–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 1294.
- ^ Франсман 2011 , с. 1131.
- ^ О'Коннелл 1954 , с. 460.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Коннелл 1954 , с. 461.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Франсман 2011 , с. 69.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 101-1. 3–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 1297.
- ^ Гленн 2008 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 130.
- ^ Франсман 2011 , стр. 69–71, 1297.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Франсман 2011 , с. 1298.
- ^ Мэнби 2018b , с. 7.
- ^ Франсман 2011 , с. 1310.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1310, 1312.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 5.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1298, 1312.
- ^ Даммит 2006 , с. 560.
- ^ Болдуин 2001 , с. 526.
- ^ Оонк 2015 , с. 73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поляк 1963 , с.
- ^ Бирбах 2015 , с. 264.
- ^ Сойер и Рэй 2014 , с. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мвалиму 2005 , с. 252.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 34.
- ^ Франсман 2011 , с. 1778.
- ^ Франсман 2011 , с. 1779.
- ^ Даммит 2006 , с. 561.
- ^ Франсман 2011 , с. 174.
- ^ Франсман 2011 , стр. 174, 1781.
- ^ Франсман 2011 , с. 1781.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1783–1785.
- ^ Франсман 2011 , с. 129.
- ^ Франсман 2011 , с. 131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болдуин 2001 , с. 525.
- ^ Франсман 2011 , с. 138.
- ^ Франсман 2011 , с. 145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болдуин 2001 , с. 527.
- ^ Франсман 2011 , с. 148.
- ^ Франсман 2011 , стр. 150–151.
- ^ Ллевеллин-Джонс 1929 , с. 123.
- ^ Франсман 2011 , с. 151.
- ^ Болдуин 2001 , с. 528.
- ^ Франсман 2011 , с. 155.
- ^ Франсман 2011 , с. 149.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 163.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1295, 1297.
- ^ Франсман 2011 , стр. 175–176.
- ^ Франсман 2011 , с. 1295.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 6.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1295–1296.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 101-1. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Налуле и Намбуз 2020 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Налуле и Намбуз 2020 , с. 8.
- ^ Франсман 2011 , с. 1296.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Налуле и Намбуз 2020 , с. 10.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1298–1299.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 1299.
- ^ Мэнби 2018a , с. 299.
- ^ Мэнби 2018a , с. 300.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 101-1. 10–11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Налуле и Намбуз 2020 , с. 11.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 101-1. 11–13.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , стр. 101-1. 11–12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2018a , с. 301.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 23.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 24.
- ^ Налуле и Намбуз 2020 , с. 25.
Библиография [ править ]
- Болдуин, М. Пейдж (октябрь 2001 г.). «Подчинение империи: замужние женщины и Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев» . Журнал британских исследований . 40 (4). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета : 522–556. дои : 10.1086/386266 . ISSN 0021-9371 . JSTOR 3070746 . OCLC 4637986477 . ПМИД 18161209 . S2CID 5762190 . Проверено 25 марта 2021 г.
- Баррос Гомес, Энрике де (1888). «Вложение [так в оригинале] 1 в № 101, 15 апреля 1887 г.». Дальнейшая переписка, касающаяся Занзибара . Африка. Том. 1. Лондон: Канцелярский офис Ее Величества . стр. 52–56. OCLC 70314211 .
- Бирбах, Джереми Б. (2 сентября 2015 г.). Границы равенства в развитии гражданства ЕС и США (PDF) (доктор философии). Амстердам: Амстердамский университет . OCLC 1030964358 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- Блум, Тендайи (декабрь 2011 г.). «Противоречия в формальных правах гражданства Содружества в странах Содружества» . Круглый стол . 100 (417). Лондон: Рутледж : 639–654. дои : 10.1080/00358533.2011.633381 . ISSN 0035-8533 . OCLC 774590933 . S2CID 154726067 . Проверено 10 января 2022 г.
- Комиссия по положению женщин (ноябрь 1954 г.). Гражданство замужних женщин (PDF) (Отчет). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Экономический и Социальный Совет ООН . E/CN.6/254.
- Кроуфорд, Гордон (2008). «5. Влияние децентрализации на бедность в Танзании» . В Кроуфорде, Гордон; Хартманн, Кристоф (ред.). Децентрализация в Африке: путь выхода из бедности и конфликтов? . Амстердам, Нидерланды: Издательство Амстердамского университета . стр. 145–168. ISBN 978-90-5356-934-4 .
- Даммет, Энн (2006). «15. Великобритания» . В Баубёке, Райнер; Эрсбёлль, Ева; Гроенендейк, Кес; Вальдраух, Харальд (ред.). Приобретение и потеря гражданства: политика и тенденции в 15 европейских государствах . Том. 2. Страновой анализ. Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 551–586. ISBN 978-90-5356-921-4 . JSTOR j.ctt46n00f.19 .
- Фармейр, Андреас К. (сентябрь 1997 г.). «Немецкое гражданство девятнадцатого века: пересмотр» . Исторический журнал . 40 (3). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета : 721–752. дои : 10.1017/S0018246X97007383 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2639885 . OCLC 5548980323 . S2CID 159855207 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гасторн, Кеннеди; Масинде, Ваньяма (2017). «9. Общий рынок ВАС» . В Угирашебудже, Эммануэль; Рухангиса, Джон Юдес; Оттервангер, Том; Кайверс, Армин (ред.). Право Восточноафриканского сообщества: институциональные, материальные и сравнительные аспекты ЕС . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . стр. 285–292. ISBN 978-90-04-32206-6 . JSTOR 10.1163/j.ctt1w76vj2.21 .
- Гленн, Джейн Мэтьюз (май 2008 г.). «Смешанные юрисдикции в Карибском Содружестве: смешивание, разделение, ремикс» (PDF) . Электронный журнал сравнительного правоведения . 12 (1). Тилбург, Нидерланды: Тилбургский университет, Институт Шордейк: 1–23. ISSN 1387-3091 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2020 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- Хаманн, Хартмут; Бергер, Антье К. (2019). «Бурунди» . В Миннеропе, Петра; Вольфрум, Рюдигер; Лахенманн, Фрауке (ред.). Право международного развития: Энциклопедия международного публичного права Макса Планка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 124–134. ISBN 978-0-19-883509-7 .
- Хит, Элизабет (2010). «Танзания» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195337709.001.0001 . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Ллевелин-Джонс, Фредерик (1929). «Национальность замужней женщины» . Труды Общества Гроция . 15 . Лондон: Общество Гроция : 121–138. ISSN 1479-1234 . JSTOR 742756 . OCLC 5544683551 . Проверено 25 марта 2021 г.
- Леб, Исидор (август 1900 г.). «Немецкая колониальная финансовая система» . Публикации Американской экономической ассоциации . 1 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Американская экономическая ассоциация : 40–72. ISSN 1049-7498 . JSTOR 2485790 . OCLC 5791225492 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Мэнби, Бронвен (2018a). Гражданство в Африке: Закон принадлежности . Оксфорд: Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-5099-2078-5 .
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Мэнби, Бронвен (сентябрь 2018b). Безгражданство и гражданство в Восточноафриканском сообществе (PDF) (Отчет). Женева, Швейцария: Верховный комиссар ООН по делам беженцев . Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
- Месаки, Симеон; Бапумия, Фатима Г. (2015). «Меньшинства индийского происхождения в Танзании» . Мишель, Адам (ред.). Индийская Африка: меньшинства индийско-пакистанского происхождения в Восточной Африке . Дар-эс-Салам, Танзания: Издательство Mkuki Na Nyota . стр. 349–358. ISBN 978-9987-08-297-1 .
- Мирири, Дункан (1 июля 2010 г.). Элгуд, Джайлз (ред.). «Информационный блок: Начало Восточноафриканского общего рынка» . Рейтер Африка . Лондон. Рейтер . Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 10 января 2022 г.
- Мшомба, Ричард Э. (2017). Экономическая интеграция в Африке: Восточноафриканское сообщество в сравнительной перспективе . Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-18626-2 .
- Мвалиму, Чарльз (2005). Нигерийская правовая система . Том. 1. Публичное право. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Питер Лэнг . ISBN 978-0-8204-7125-9 .
- Налуле, Кэролайн; Намбуз, Анна (апрель 2020 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Танзания» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 8 октября 2021 года . Проверено 10 января 2022 г.
- О'Коннелл, ДП (1954). «Гражданство в мандатах класса C» . Британский ежегодник международного права . 31 . Лондон: Издательство Оксфордского университета : 458–461. ISSN 0068-2691 . Проверено 31 мая 2021 г. - через HeinOnline .
- Офкански, Томас П.; Йегер, Роджер (1997). Исторический словарь Танзании . Африканские исторические словари. Том. 72 (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . ISBN 0-8108-3244-5 .
- Окот, Асса (2006). История Африки: африканские общества и установление колониального правления, 1800–1915 гг . Том. 1. Найроби, Кения: Восточноафриканские образовательные издательства. ISBN 978-9966-25-357-6 .
- Унк, Гейсберт (октябрь 2015 г.). «Азиаты Гуджарата в Восточной Африке, 1880–2000: колонизация, деколонизация и сложные проблемы гражданства» . Исследования диаспоры . 8 (1). Лондон: Тейлор и Фрэнсис для Организации инициатив диаспоры: 66–79. дои : 10.1080/09739572.2014.959257 . hdl : 1765/76015 . ISSN 0973-9572 . OCLC 5707417207 . S2CID 55328015 . ПроКвест 1649638268 . Проверено 10 января 2022 г.
- Полак, Кеннет (март 1963 г.). «Защита государственного акта в отношении протекторатов» . Обзор современного права . 26 (2). Лондон: Издательство Blackwell : 138–155. дои : 10.1111/j.1468-2230.1963.tb00704.x . ISSN 0026-7961 . OCLC 4794706569 .
- Престейдж, Эдгар (1936). «4. Португальцы в Южной Африке» . В Ньютоне, AP; Бенианс, Е.А.; Уокер, Эрик Андерсон (ред.). Кембриджская история Британской империи . Том. 8: Южная Африка, Родезия и протектораты. Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета . стр. 79–111. OCLC 809634212 .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Сойер, Кэролайн; Рэй, Хелена (декабрь 2014 г.). «Страновой отчет: Великобритания» (PDF) . cadmus.eui.eu (переработанная ред.). Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- Скотт, Джон (3 сентября 1925 г.). Отчеты о мандатных полномочиях: VII Отчет правительства Его Британского Величества об управлении подмандатной территорией Танганьика за 1924 год (PDF) (Отчет). Женева, Швейцария: Лига Наций . Отчет C. 452 (d). М. 166(д). 1925. VI. Архивировано (PDF) из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 11 января 2022 г.
- Синдима, Харви Дж. (2018). Основные проблемы ислама: проблемы внутри и снаружи . Лэнхэм, Мэриленд : Hamilton Books . ISBN 978-0-7618-7017-3 .
- Тагупа, Уильям (июнь 1994 г.). «Закон, статус и гражданство: конфликт и преемственность в Новой Зеландии и Западном Самоа (1922–1982)» . Журнал тихоокеанской истории . 29 (1). Канберра, столичная территория Австралии: Австралийский национальный университет : 19–35. дои : 10.1080/00223349408572756 . ISSN 0022-3344 . JSTOR 25169200 . OCLC 6015501156 . Проверено 14 июня 2021 г.
- Труй, Жан-Марк (2021). «Введение — путь к региональной интеграции» . В Труйе, Жан-Марк; Труй, Хелен; Увимбабази, Пенин (ред.). Восточноафриканское сообщество: внутрирегиональная интеграция и отношения с ЕС . Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN 978-1-00-038977-7 .
- Поддержка британских граждан за рубежом: Руководство (PDF) . Лондон: Министерство иностранных дел и по делам Содружества. 2014. OCLC 1030667403 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2019 года.