Бисау-Гвинейский закон о гражданстве
Положение о гражданстве Бисау-Гвинеи | |
---|---|
Национальное собрание Гвинеи-Бисау | |
| |
Принят | Правительство Гвинеи-Бисау |
Статус: Действующее законодательство |
Бисау-Гвинеи Закон о гражданстве регулируется Конституцией Гвинеи-Бисау с поправками; Постановление о гражданстве Бисау-Гвинеи и его изменения; и различные международные соглашения, стороной которых является страна. [1] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Гвинеи-Бисау. [2] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к государству в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри нации. [3] [4] Гражданство Бисау-Гвинеи обычно приобретается в соответствии с принципом jus soli , т.е. по рождению в Гвинее-Бисау, или jus sanguinis , т.е. по рождению в Гвинее-Бисау или за границей от родителей, имеющих гражданство Бисау-Гвинеи. [5] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [2]
Приобретение гражданства
[ редактировать ]Гражданство Гвинеи-Бисау можно получить при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [2]
По рождению
[ редактировать ]сочетание jus sanguinis и jus soli . Обычно в Гвинее-Бисау для определения гражданства при рождении используется [6] [7] К числу тех, кто имеет право, относятся:
- Лица, родившиеся в Гвинее-Бисау, у которых один из родителей является гражданином; [8]
- Лица, родившиеся за границей у жителя Бисау-Гвинеи, должны зарегистрировать рождение в органах власти и пройти административную процедуру для получения гражданства; [8]
- Подкидыши или сироты , не имеющие видимых доказательств национальности или личности своих родителей; или [9]
- Лица, родившиеся в Гвинее-Бисау, которые в противном случае были бы лицами без гражданства . [10]
Путем натурализации
[ редактировать ]Натурализация может быть предоставлена лицам, которые проживали на территории в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают обычаи и традиции Гвинеи-Бисау. [11] Гражданство Бисау-Гвинеи может быть получено путем подачи заявления лицами, достигшими совершеннолетия и дееспособными, в Министерство, ответственное за иммиграцию. Они должны предоставить документацию, подтверждающую отсутствие серьезной судимости, отсутствие политической службы правительству или иностранным вооруженным силам, а также отсутствие действий, которые могли бы поставить под угрозу государственную безопасность. [12] Кандидаты должны подтвердить факт проживания в течение как минимум шести лет, от которого можно отказаться в случае существенного вклада в развитие страны. Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [11] Другие лица, которые могут подать заявление на натурализацию, включают:
- Супруга гражданина Бисау-Гвинеи после трех лет брака и одного года проживания; [13]
- Дети могут быть включены в заявление родителей на натурализацию в Гвинее-Бисау; [14]
- Усыновленные граждане Бисау и Гвинеи автоматически приобретают гражданство после завершения законного усыновления; или [15]
- Лица, внесшие существенный вклад в развитие страны или ее независимость, не обязаны соответствовать требованию о проживании. [16]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Граждане Бисау и Гвинеи могут отказаться от своего гражданства до получения одобрения государства. [17] Жители Бисау-Гвинейского происхождения не могут быть лишены гражданства . Натурализованные лица могут потерять гражданство Гвинеи-Бисау из-за нелояльности государству; совершение преступлений против государства или государственной безопасности; или за мошенничество, введение в заблуждение или сокрытие в ходатайстве о натурализации. [18] Лица, которые ранее имели гражданство и желают репатриироваться, если они добровольно потеряли свой статус, должны установить вид на жительство и подать заявку на восстановление. [17]
Двойное гражданство
[ редактировать ]Двойное гражданство разрешено в некоторых случаях в Гвинее-Бисау с 1975 года. Хотя обычно в период независимости лицам не разрешалось приобретать второе гражданство, лица, рожденные с двойным гражданством, и лица, натурализовавшиеся, не были обязаны отказываться от другого гражданства. [19] Согласно закону 1992 года условное двойное гражданство было разрешено, например, для лиц, эмигрировавших по экономическим причинам, но в 2010 году двойное гражданство было одобрено без ограничений. [20] Чтобы претендовать на пост президента Гвинеи-Бисау, кандидат не может иметь двойного гражданства, должен быть гвинейцем Бисау по происхождению и иметь родителей, которые также были гвинейцами Бисау по происхождению. [21]
История
[ редактировать ]Африканские империи и европейские контакты (1250–1879)
[ редактировать ]Около 1250 года Королевство Каабу , было основано Тирамаханом Траоре , генералом, находившимся на службе Малийской империи . Он доминировал над вождествами в северо-восточной части современной Гвинеи-Бисау и простирался до Сенегала . Королевство поставляло золото, соль и рабов Мали, а затем и португальцам. [22] Народы Баланта и Биджаго сопротивлялись господству Королевства Каабу. [23] Casa da Guiné была основана в 1443 году в Лиссабоне как частное предприятие, получившее лицензию принца Генриха Мореплавателя на исследование потенциала христианизации и торговли в Западной Африке. [24] Их целью было установить постоянные отношения с африканскими королевствами, чтобы работать вместе в торговых предприятиях. [25] Форт, который они основали в том же году на острове Арген, позволил получить доступ к побережью от залива Арген до Гвинейского залива . [26] В 1446 году Нуньо Тристан , португальский исследователь, проплыл через острова Биссагос и водные пути региона. В 1456 году за ним последовал Диого Гомес, который также исследовал реки в этом районе. Португальские торговцы сначала поселились в прибрежных регионах, платя дань местным вождям в обмен на возможность поселиться на их землях. Их присутствие ознаменовало начало перехода от арабской транссахарской торговли к европейским купцам. [23]
Каабу воспользовался конфликтом между империями Мали и Сонгай, начавшимся в период с 1461 года, и получил независимость в 1537 году. [22] [27] Впервые поселившись на побережье в шестнадцатом веке, португальцы построили торговые фактории вдоль рек и в конечном итоге двинулись вглубь страны. [27] С приходом к власти имамата Фута Джаллон , основанного в 1727 году, народ фула , обложенный высокими налогами со стороны Каабу, начал серию войн, подпитываемых религией и торговлей. [22] [28] Фула получили оружие от португальцев, которые использовали конфликты, чтобы получить влияние, разделить африканцев и построить союзы с различными вождями. [23] Отмена работорговли в середине девятнадцатого века усилила конкуренцию за контроль над торговлей. [22] В 1867 году войска Фута-Джаллона разгромили королевство Каабу и вынудили его лидера сдаться, но им не удалось укрепить свою власть в этом районе. В 1870-х годах началась серия восстаний рабов, вызванная тем, что лидеры Имамата не компенсировали свое участие в покорении Королевства Каабу. Португальцы предоставили убежище повстанцам и использовали их, чтобы помочь португальцам получить контроль над коренным населением. [23]
Португальская колония (1879–1975)
[ редактировать ]В 1879 году Португальская Гвинея была официально признана португальской колонией. [27] В соответствии с Постановлениями Мануэля I ( португальский : Ordenações Manuelinas ), составленными Португалией в 1521 году, судам была предоставлена свобода толкования общего права и местных обычаев на территориях, где не было создано Высоких судов. [29] Гражданами считались те, кто родился на территории Португалии, и выезд с территории без разрешения суверена был основанием для денатурализации. [30] В 1603 году указы Филиппа I ( португальский : Ordenações Filipinas ) установили, что португальскими гражданами являются дети, рожденные на Пиренейском полуострове или прилегающих островах, в Бразилии или у чиновника, находящегося на службе у короны в португальских владениях в Африке или Азия, чей отец был уроженцем Португалии или чья мать была уроженкой Португалии, а отец был иностранцем, проживавшим в Португалии не менее десяти лет. Португальцами не считались те, кто не состоял на службе короне в колониях (кроме Бразилии). [31] Ребенок не мог получить гражданство непосредственно от своей матери, если только он не был незаконнорожденным . [32]
Первая Конституция Португалии , разработанная в 1822 году, определяла подданных португальской короны как детей мужского пола, уроженцев любой из территорий королевства. [33] Схема гражданства, разработанная в 1603 году, осталась в основном неизменной, за исключением некоторых уточнений, например, законные дети португальского отца или незаконнорожденные дети португальской матери, рожденные за границей, могли быть гражданами, если они проживали в Португалии, а дети, рожденные от португальской матери и иностранного отца могли получить португальское гражданство только после достижения совершеннолетия и подачи запроса об этом. Два новых положения включали то, что найденыши, обнаруженные на португальской земле, считались гражданами Португалии, как и вольноотпущенники . Натурализация была доступна только мужчинам-иностранцам, женившимся на португальских женщинах, и только в том случае, если они имели инвестиции в стране или оказывали услуги короне. Денатурализация произошла в результате службы иностранному правительству или получения льгот от него или получения другого гражданства. В 1826 году была принята новая конституция (действовавшая с 1826 по 1828 год, с 1834 по 1836 год и с 1842 по 1910 год), которая предоставила гражданство каждому, кто родился на португальской земле. Рождение по происхождению считалось определяющим гражданство, пока отец жил в Португалии или находился за границей на службе у монарха. Положения предусматривали, что только незаконнорожденные дети могут получить гражданство от своей матери, и устанавливали, что закон о гражданстве должен определять положения для натурализации. [34]
Новый кодекс гражданства был обнародован в виде Указа от 22 октября 1836 года, который установил, что основания для натурализации включают достижение совершеннолетия, демонстрацию адекватных средств самообеспечения и наличие как минимум двухлетнего проживания, от которого можно было отказаться, если человек имел португальское гражданство. родословная. [34] Гражданский кодекс 1867 года повторил требования к гражданству, аналогичные тем, которые действовали ранее, за исключением того, что иностранка при вступлении в брак с мужем-португальцем автоматически приобретала португальское гражданство. [35] Он также предусматривал, что португальские женщины, вышедшие замуж за иностранцев, теряли свое гражданство, если только они не стали лицами без гражданства, и не могли вновь получить португальский статус, если брак не был расторгнут и она не стала жить в Португалии. [36] Он сохранил положения Указа 1836 года о натурализации, но увеличил срок проживания до трех лет и добавил положения о том, что заявители должны выполнить свои военные обязанности в стране своего происхождения и не иметь судимостей. [37] Кодекс коренных народов ( португальский : código indígenato ) 1899 года, который применялся ко всем другим португальским колониям, был неприменим в Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи . [38] Кодекс разделил население Португальской Гвинеи на коренных жителей и иностранцев, а также на тех, кто жил традиционно, и тех, кто жил в условиях верховенства закона. Уроженцы Португальской Гвинеи, следовавшие обычаям, были гражданами без гражданских и политических прав португальского гражданства, в то время как те, кто ассимилировался с португальской культурой, могли стать гражданами с льготами по гражданству. [39] Политика ассимиляции была неэффективной в Португальской Гвинее, и португальские администраторы нанимали элиту Кабо-Верде, чтобы повысить уровень грамотности в Гвинее. [40]
Требования к гражданству оставались стабильными и существенно не менялись до 1959 года, когда новый Закон о гражданстве (Lei n.º 2098) предоставил португальское гражданство любому, кто родился в Португальской Гвинее, за исключением случаев, когда родители были иностранными дипломатами. [36] Замужние женщины продолжают получать гражданство от своего мужа, за исключением того, что женщина может сохранить свое гражданство происхождения, если она конкретно заявит, что не хочет быть португальцем, и сможет доказать, что ее страна происхождения позволяет сохранить ее гражданство после замужества. [41] В 1961 году в ответ на требования независимости всей Африки португальское правительство отменило Кодекс коренных народов. [42] Вооруженная освободительная борьба началась в 1963 году под руководством Африканской партии за независимость Гвинеи и Кабо-Верде (Африканская партия за независимость Гвинеи и Кабо-Верде), которой оружие поставляли советские союзники. [23] [43] К 1968 году повстанцы контролировали почти две трети страны, а независимость была провозглашена 24 сентября 1973 года. [23] [44] В течение нескольких месяцев более семидесяти других стран признали страну, Португалия признала их независимость 26 августа 1974 года, а Гвинея-Бисау была принята в Организацию Объединенных Наций 17 сентября 1974 года. [44] [45]
После краха диктатуры Estado Novo в Португалии в 1974 году и после длительной борьбы за независимость колоний Португалия согласилась начать процесс деколонизации. [46] Указом от 25 апреля 1974 года парламент Португалии создал африканские страны Анголу, Кабо-Верде, Гвинею-Бисау, Мозамбик и Сан-Томе и Принсипи. [47] Пытаясь урегулировать вопрос о гражданстве жителей новых стран, Португалия 24 июня 1975 года издала Указ-Закон 308/75. [48] По его условиям законодательство предполагало, что жители Бисау-Гвинеи и другие лица, родившиеся в колониях, станут гражданами новых стран, если они не заявят о своем желании сохранить свое португальское гражданство. [48] [49] В нем провозглашалось, что в число тех, кто не потеряет португальское гражданство после обретения независимости, входят только лица, родившиеся в Португалии, но проживающие за границей, и лица, родившиеся за границей на этой территории, но установившие долгосрочные связи с португальской культурой, проживая в Португалии. [48] Другим гражданам Португалии не было предложено никакой возможности сохранить свой статус, а автоматическая потеря гражданства привела к тому, что многие бывшие колониальные граждане остались без гражданства. [47]
После обретения независимости (1975 – настоящее время)
[ редактировать ]Первоначальные планы Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде заключались в создании единого государства для Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде. [50] и было создано временное правительство. 5 июля 1975 года была провозглашена независимость Кабо-Верде и принят Закон о политической организации государства в качестве предварительной конституции. [51] Первый закон о гражданстве, принятый в Гвинее-Бисау (№ 1 от 4 мая 1976 года), предусматривал равенство родителей в передаче своего гражданства своим детям, а также право супругов на получение гражданства Бисау-Гвинеи при вступлении в брак. [52] В нем также были положения, позволяющие жителям Кабо-Верде, как и закон о гражданстве Кабо-Верде, разрешать жителям Бисау и Гвинеи взаимный доступ к гражданству. [53] Хотя обычно добровольное приобретение двойного гражданства запрещалось, закон 1976 года разрешал лицам, рожденным с множественным статусом, или натурализованным лицам сохранять свое другое гражданство. [19] После государственного переворота в Гвинее-Бисау в 1980 году союз двух государств был расторгнут. [54] В 1984 году была принята новая конституция, а 15 февраля была принята поправка к закону о гражданстве (№ 1/84), отменяющая право жителей Кабо-Верде на гражданство Бисау и Гвинеи. [55] [56] [Примечания 1] В соответствии с пересмотренным в 1992 году Законом о гражданстве (№ 2 от 6 апреля 1992 года) было разрешено условное двойное гражданство, например, для лиц, эмигрировавших по экономическим причинам. [20] В 2010 г. (№ 6 от 21 июня 2010 г.) двойное гражданство было одобрено без ограничений. [20] [55] В 2011 году Положение о гражданстве Гвинеи-Бисау было изменено, чтобы исправить проблему, заключающуюся в том, что закон 1992 года никогда не был официально опубликован. [58]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В Официальном бюллетене говорится, что пятая и одиннадцатая статьи закона 1976 года отменены. («Revoga a Base V. ea Base XI da Lei № 1/76 de 4 de Maio») [56] Статья 5 закона 1976 года предоставляла гражданство Кабо-Верде («О приобретении гражданства гражданином Кабо-Верде»), а статья 11 уточняла, что жители Кабо-Верде должны считаться гвинейцами по происхождению («Гвинейское гражданство, приобретаемое в соответствии с Главой 5 имеет те же последствия, что и гражданство происхождения"). [57]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэнби, 2016 , стр. 32–34, 137.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэнби, 2016 , стр. 6–7.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Мэнби 2016 , с. 48.
- ^ Мэнби 2016 , с. 36.
- ^ Мэнби 2016 , с. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 55.
- ^ Мэнби 2016 , с. 51.
- ^ Мэнби 2016 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 90.
- ^ Мэнби 2019 , с. 26.
- ^ Мэнби 2016 , с. 67.
- ^ Мэнби 2019 , с. 90.
- ^ Мэнби 2019 , с. 24.
- ^ Мэнби 2019 , с. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 114.
- ^ Мэнби 2019 , с. 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2019 , с. 27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэнби, 2016 , стр. 76–77.
- ^ Мэнби, 2019 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Янг 2010b , с. Ну давай же.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Янг 2010а , с. Гвинея-Бисау.
- ^ Беннетт 2019 , с. 164-165.
- ^ Беннетт 2019 , с. 166-167.
- ^ Беннетт 2019 , с. 164.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Морфорд 2019 , с. 1052.
- ^ Кейн 2003 , с. 32.
- ^ Пассиньяс 2019 , с. 43.
- ^ Коутс 2001 , с. 23.
- ^ Херонимо 2017 , с. 4.
- ^ Гил и Писарра 2020 , с. 2.
- ^ Джером 2017 , стр. 107-1. 4–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиль и Писарра 2020 , с. 3.
- ^ Гил и Писарра 2020 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиль и Писарра 2020 , с. 5.
- ^ Гил и Писарра 2020 , стр. 4–5.
- ^ Мэнби 2016 , с. 41.
- ^ Менди 2003 , с. 42.
- ^ Менди 2003 , стр. 52–53.
- ^ Гил и Писарра 2020 , с. 6.
- ^ Менди 2003 , с. 46.
- ^ Менди 2003 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоббан 1974 , с. 19.
- ^ Лахс, Мбайе и Беджауи 1986 , стр. 268.
- ^ Мэнби 2019 , с. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джером 2019 , с. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хиль и Писарра 2020 , с. 8.
- ^ Битва 2004 , с. 194.
- ^ Богдан 2000 , стр. 87.
- ^ Лима 2004 , с. 954.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 55, 67.
- ^ Мэнби 2019 , с. 17.
- ^ Государственный департамент США, 1981 , с. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэнби 2019 , с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Официальный бюллетень 1984 г. , с. 1.
- ^ Кодекс гражданства 1976 года .
- ^ Официальный бюллетень 2011 , с. 1.
Библиография
[ редактировать ]- Баталья, Луис (2004). Диаспора Кабо-Верде в Португалии: колониальные субъекты в постколониальном мире . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books . ISBN 978-0-7391-0797-3 .
- Беннетт, Герман Л. (2019). Африканские короли и черные рабы: суверенитет и лишение собственности в Атлантике раннего Нового времени . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-8122-5063-3 .
- Богдан, Михаил (2000). «Закон Республики Кабо-Верде после 25 лет независимости» . Журнал африканского права . 44 (1). Лондон: Школа восточных и африканских исследований : 86–95. дои : 10.1017/S0021855300012067 . ISSN 0021-8553 . OCLC 5544572308 . S2CID 145107931 . Проверено 14 сентября 2021 г. - через HeinOnline .
- Коутс, Тимоти Дж. (2001). Осужденные и сироты: насильственные и финансируемые государством колонизаторы в Португальской империи, 1550–1755 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-3359-5 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гил, Ана Рита; Писарра, Нуно (февраль 2020 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Португалия» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года . Проверено 4 июля 2021 г.
- Херонимо, Патрисия (апрель 2019 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Ангола» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Херонимо, Патрисия (март 2017 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Восточный Тимор (Тимор-Лешти)» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 4 апреля 2018 г. Проверено 26 апреля 2021 г.
- Кейн, Ибрагима (2003). «4. Гвинея: обеспечение верховенства закона в целях социального развития» . В Ан-Наиме Абдуллахи Ахмед (ред.). Права человека в соответствии с африканскими конституциями: реализация обещаний для себя . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . стр. 97–151. ISBN 0-8122-3677-7 .
- Лахс, М.; Мбайе, К.; Беджауи, М. (март 1986 г.). «Решение специального арбитражного суда» . Международно-правовые материалы . 25 (2). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 252–305. OCLC 22218316 . Проверено 14 сентября 2021 г. - через HeinOnline .
- Лима, Аристид Р. (январь 2004 г.). «Кабо-Верде» . Закон о правах человека в Африке . 2 (1). Лейден, Нидерланды: Издательство Brill : 954–980. дои : 10.1163/221160604X01133 . ISSN 1385-3716 . OCLC 4934758379 . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- Лоббан, Ричард (зима 1974 г.). «Гвинея-Бисау: 24 сентября 1973 года и далее» . Африка сегодня . 21 (1). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы : 15–24. ISSN 0001-9887 . JSTOR 4185367 . OCLC 5547346872 . Проверено 14 сентября 2021 г.
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Мэнби, Бронвен (2019). «Законы о гражданстве португалоязычных государств Африки» (PDF) . Электронный журнал Британской библиотеки . 2 (3). Лондон: Британская библиотека : 14–34. ISSN 2616-9649 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 февраля 2021 года . Проверено 23 июля 2021 г.
- Менди, Питер Карибе (2003). «Цивилизаторская миссия Португалии в колониальной Гвинее-Бисау: риторика и реальность» . Международный журнал африканских исторических исследований . 36 (1 – Специальный). Бостон, Массачусетс: Центр африканских исследований Бостонского университета : 35–58. дои : 10.2307/3559318 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 3559318 . OCLC 5548759185 . Проверено 14 сентября 2021 г.
- Морфорд, Джеймс Б. (2019). «Гвинея-Бисау: история, культура и география музыки» . В Стурмане, Джанет (ред.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния: Издательство SAGE . стр. 1052–1055. ISBN 978-1-4833-1775-5 .
- Пассиньяш, Сандра (2019). Право собственности и трастов в Португалии (2-е изд.). Альфен-ан-ден-Рейн, Нидерланды: Wolters Kluwer . ISBN 978-94-035-1791-9 .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Государственный департамент США (1981). «Кабо-Верде» . Ежегодные отчеты по правам человека (6). Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США : 44–48 . Проверено 14 сентября 2021 г. - через HeinOnline .
- Янг, Эрик (2010a). «Гвинея-Бисау» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Янг, Эрик (2010b). «Каабу, Раннее королевство» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- «Совет министров: Указ-закон № 6/2011» [Совет министров: Закон №. 6/2011] (PDF) . Официальный бюллетень (на португальском языке). Том 8, нет. 2 доп. Бисау, Гвинея-Бисау: Правительство Гвинеи-Бисау . 23 февраля 2011 г. с. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
Закон № 2/92 от 6 апреля, устанавливающий условия предоставления, приобретения, утраты и повторного приобретения гвинейского гражданства, в своей статье 25 обязывает правительство регулировать этот вопрос в течение 180 дней с даты его публикация, чего по разным причинам не произошло почти два десятилетия.
- «Conselhe de Revolução: Lei no. 1/84» [Революционный совет: Закон №. 1/84] (PDF) . Boletim Oficial (на португальском языке). Том. 6, нет. 2 доп. Бисау, Гвинея-Бисау: Правительство Гвинеи-Бисау . 15 февраля 1984 г. с. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- «Гвинея-Бисау: Кодекс гражданства» [Гвинея-Бисау: Кодекс гражданства]. RefWorld (на португальском языке). Бисау, Гвинея-Бисау: Правительство Гвинеи-Бисау . 22 мая 1976 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 14 сентября 2021 г.