Закон о гражданстве Нигерии
Конституция Нигерии, Глава III: Гражданство | |
---|---|
Парламент Нигерии | |
Принят | Президент Нигерии |
Статус: Действующее законодательство |
Нигерии Закон о гражданстве регулируется Конституцией Нигерии с поправками и различными международными соглашениями, подписанными страной. [1] [2] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Нигерии. [3] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к государству в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри нации. [4] [5] Страны Содружества часто используют термины «национальность» и «гражданство» как синонимы, несмотря на их юридическое различие и тот факт, что они регулируются разными государственными административными органами. [4] Нигерийское гражданство обычно приобретается в соответствии с принципами права крови , т.е. по рождению от родителей, имеющих нигерийское гражданство. [6] Он может быть предоставлен лицам, связанным со страной, или постоянному жителю, прожившему в стране определенный период времени путем натурализации. [7]
Как граждане Содружества , нигерийцы имеют право голосовать на выборах в Великобритании и занимать там государственные должности.
Получение нигерийского гражданства [ править ]
Гражданство в Нигерии можно получить при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [3] [8]
По рождению [ править ]
Как правило, в Нигерии не существует положений о приобретении гражданства на основании принципа jus soli , т.е. по рождению на территории, что означает, что подкидыши или сироты , родители которых неизвестны, являются лицами без гражданства . [9] К лицам, имеющим право на гражданство по рождению, относятся:
- Лица, родившиеся где-либо, родители которых являются гражданами Нигерии; или [10]
- Лица, родившиеся в Нигерии, у которых хотя бы один дедушка и бабушка были нигерийцами или принадлежали к коренной общине Нигерии до обретения независимости. [11]
Путем натурализации [ править ]
Натурализация может быть предоставлена лицам, которые проживали в Нигерии в течение достаточного периода времени, чтобы подтвердить, что они понимают обычаи и традиции страны, а также обязанности гражданства. [12] Заявления подаются в Министерство внутренних дел, которое, в свою очередь, передает документы различным государственным ведомствам, таким как Иммиграционная служба, Служба государственной безопасности, а также губернатору штата, председателю местного органа власти и полиции. Если оно будет принято, заявка затем отправляется в Федеральный исполнительный совет для получения рекомендации. Окончательное решение по заявке принимает президент Нигерии . [13] Общие требования заключаются в том, что кандидаты должны иметь хороший характер и быть в состоянии внести свой вклад в прогресс нации. [7] В законодательстве Нигерии нет положений, позволяющих усыновленным детям приобретать гражданство. [14] Кандидаты должны подтвердить законное проживание в течение как минимум пятнадцати лет. [13] Помимо иностранцев, соответствующих критериям, [12] жена гражданина Нигерии, отвечающая другим критериям натурализации, может зарегистрироваться без периода проживания. [15]
Утрата гражданства [ править ]
Нигерийцам разрешено отказаться от своего гражданства при условии соблюдения регистрационных процедур. Правительство может выступать против во время войны. [16] Граждане происхождения не могут быть лишены своего гражданства. [17] Натурализованные лица могут быть лишены гражданства за работу на другую страну без согласия правительства или за совершение тяжких преступлений, нелояльных действий или преступлений против государства или государственной безопасности. [18]
Двойное гражданство [ править ]
Нигерия допускает двойное гражданство для большинства людей, но не позволяет лицам, которые были натурализованы в другой стране, натурализоваться в качестве нигерийца. Гражданам Нигерии или другой страны разрешено натурализоваться без отказа от другого гражданства. [19] Члены правительства, такие как президент, губернатор или законодатели штата и национального уровня, не могут иметь двойного гражданства. [20]
История [ править ]
Африканцы и контакты с европейцами (1000–1861 гг . )
В северной части территории, ныне известной как Нигерия, проживало множество этнических групп , некоторые из которых создали централизованное правительство. Среди них были народы хауса , идома , игала , игбира , джукун , канури , нупе и тив . В южной части территории нынешней Нигерии доминировали народы Эдо , Игбо и Йоруба . Империя Канем-Борну Канури возникла в восьмом веке и на пике своего развития контролировала территорию, простирающуюся через современные страны Чада , Нигерии и Ливии . [21] семь неприсоединившихся королевств хауса . К одиннадцатому веку на севере также были основаны [22] Правители хауса жили в городах-крепостях и требовали от жителей уплаты налогов в обмен на защиту от захватчиков. [21] На юге Бенинская империя Эдо и Империя Ойо йоруба развивались примерно в то же время, что и королевства хауса . [23] [24] Различные общины были вовлечены в транссахарскую торговую систему, которая была связана с мусульманским миром через арабских и берберских торговцев. [22] [25]
В 1472 году португальские торговцы посетили Бенинскую империю и Лагос и в течение десятилетия наладили торговлю. Миссионеры были отправлены в Империю в 1515 году, а с 1482 года португальские купцы начали открывать торговые посты вокруг Лагоса и на берегах реки Бенин . [26] За португальцами последовали другие европейцы, заинтересованные в коммерческих предприятиях, например, британцы, испанцы, голландцы и французы. [22] [26] Все стали заниматься трансатлантической работорговлей , покупая рабов у коренного населения. Большая часть торговли сосредоточилась на побережьях. [22] Участие европейцев в прибрежной Африке привело к увеличению интереса во второй половине восемнадцатого века к исследованию внутренних районов Африки. [27] В 1807 году Великобритания отменила работорговлю и заинтересовалась разработкой других товаров, которыми можно было бы торговать, а также предотвращением продолжения торговли рабами в других странах. [22] В 1822 году шотландский исследователь Хью Клэппертон отправился в четырехлетнюю миссию по исследованию этой местности. [24] Он встретил людей хауса и сообщил об их торговых сетях. [28]
течение Нижнего Нигера . В 1830 году было прослежено [29] Англиканские миссионеры прибыли в этот район в 1841 году, методистские миссионеры начали создавать миссии вокруг Бадагри в 1842 году, а вскоре за ними последовали баптистские миссии. [30] В 1849 году Генрих Барт , немецкий исследователь из Гамбурга , в составе официальной британской экспедиции под руководством Джеймса Ричардсона был отправлен в регион для изучения возможностей торговли. [27] Барт путешествовал по Империи Канем-Борну и сообщил, что войны между империями Борну и Сокото привели эту территорию к анархии. [31] Он исследовал Средний Нигер до 1855 года, сообщая о неповрежденных торговых сетях, но отмечал, что внутренние раздоры и внешние нападения сделали политические структуры уязвимыми. [32] Направляясь по Верхнему Нигеру в Тимбукту , Барт отметил, что торговые сети остались нетронутыми, но существовали политические волнения и неопределенность, в основном из-за последствий джихада Фула . [33] Великобритания приобрела датские торговые форты в Западной Африке в 1850 году, а в следующем году основала дипломатический пост в Лагосе. [24] [34]
На протяжении 1850-х годов обострялась конкуренция между британскими, французскими и немецкими странами за контроль над Западной Африкой. [28] К 1857 году Великобритания заявила, что контролирует всю реку Гамбия, что подразумевало ответственность правительства по защите жителей региона. В 1859 году британское правительство разъяснило свою позицию, согласно которой иностранным торговцам, проживающим в их колониях, предоставлялась такая же защита, как и британским подданным, даже при торговле за пределами его территории территориального контроля. [35] Вдоль Нигера британская политика также менялась: от идеи неформальной империи к колониальной администрации. [36] Пытаясь создать основу для развития и защиты британской торговли, британцы оказались вовлечены в спор о преемственности королевской семьи Лагоса. [37] Точно так же, чтобы сдержать французское влияние и экспансию из Дагомеи , начались дискуссии об установлении протектората над Лагосом. [38] С 1860 года война между штатами йоруба начала влиять на рост торговли из Лагоса, что побудило более глубоко задуматься об установлении колониального контроля. [39]
период ( 1861–1960 Британский )
Великобритания аннексировала Лагос как колонию Лагос в 1861 году. [40] [41] и в течение следующих нескольких лет договорились о передаче земель Бадагри, Лекки и Пальме в регионе Борно, чтобы расширить свой контроль над большей частью лагун в окрестностях. [42] Эти действия усилили напряженность в отношениях с французами, особенно в северном регионе. [21] [43] В 1864 году британцы основали поселение в Локодже с намерением наладить торговлю, но в 1869 году оно потерпело неудачу. [44] Потеря торгового центра не уменьшила интереса к этому региону, и к 1878 году вдоль Нигера действовали четыре торговые фирмы — Западноафриканская компания, Центральноафриканская компания, братья Уильямс и Джеймс Пиннок. [45] В следующем году они были объединены в Объединенную африканскую компанию , которая позже стала Национальной африканской компанией. [46] Продолжающееся расширение и подписание договоров о защите с местными лидерами установили британское господство к 1882 году в Нигерии. [21] В 1884 году был основан Протекторат Нефтяной реки . [40] Продолжающиеся конфликты во время « борьбы за Африку » завершились Берлинской конференцией 1884–1885 годов , на которой колониальные державы определили части Африки в европейские сферы влияния. [47] На конференции заявления Великобритании о фактической монополии на торговлю вдоль Нигера фактически позволили ей получить контроль над северной Нигерией. [21] [48]
Не желая нести расходы по управлению территорией, в 1886 году правительство повторно разрешило Национальной африканской компании, которая теперь называется Королевской компанией Нигера, управлять территорией в обмен на торговую монополию. [21] В 1893 году протекторат Ойл-Ривер был переименован в Протекторат побережья Нигера. Устав Королевской Нигерской компании был отменен в 1900 году, а территории, которыми она управляла, были объединены в Протекторат Северной Нигерии . [40] Территории к югу от этого протектората, включая протекторат побережья Нигера, были объединены в то же время и названы протекторатом Южной Нигерии . [49] В 1906 году Колония Лагоса и Южный протекторат были объединены в единую административную единицу, а в 1914 году был включен и Северный протекторат. Новым названием Колониальной Нигерии в то время стало Колония и Протекторат Нигерии. [49]
В Британии преданность, при которой подданные клялись поддерживать монарха, была предшественником современной концепции гражданства. [50] Корона с 1350 года признала, что все лица, родившиеся на территориях Британской империи, были подданными. [51] Те, кто родился за пределами королевства, - за исключением детей тех, кто занимал официальный пост за границей, детей монарха и детей, рожденных на британском корабле - по общему праву считались иностранцами. [52] Брак не влиял на статус подданного королевства, [53] но согласно общему праву одиноким женщинам, включая разведенных, не разрешалось быть родителями, поэтому их дети не могли получить гражданство по материнской линии и были лицами без гражданства, если они не были узаконены их отцом. [54] [53] Законы о британском гражданстве не выходили за пределы Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии , а это означает, что в соответствии с британскими правилами завоевания законы, действовавшие на момент приобретения, оставались в силе до тех пор, пока не были изменены. [55] [51] Помимо общего права, не существовало стандартного статутного права, которое применялось бы к подданным по всему королевству, а это означало, что разные юрисдикции создавали свои собственные законы для местных условий, которые часто противоречили законам других юрисдикций империи. Таким образом, человек, натурализованный, например, в Канаде, будет считаться иностранцем, а не гражданином Великобритании в Австралии или Южной Африке. [56] В Нигерии жители Лагоса считались британскими подданными, а тем, кто проживал в протекторатах, был предоставлен статус лиц, находящихся под защитой Великобритании (BPP). [57]
подданные британского происхождения, проживающие в протекторате Нигерия ( 1914–1960 Лица в колонии Нигерия и )
В 1911 году на Императорской конференции было принято решение разработать единый национальный кодекс для использования по всей империи. [58] Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года позволил местным юрисдикциям на британских самоуправляющихся территориях продолжать регулировать гражданство в своих юрисдикциях, но также установил схему имперского гражданства для использования на всей территории королевства. [59] В соответствии с его условиями положения общего права были повторены для лиц, родившихся по рождению на территории королевства на дату вступления в силу или после нее. Используя слово «человек» , статут аннулировал требования легитимности для граждан jus soli , а это означало, что незаконнорожденный ребенок мог получить гражданство от своей матери. [60] Для тех, кто родился за границей на дату вступления в силу или после нее, по-прежнему требовалась легитимность, и гражданство могло быть получено только ребенком от отца-британца (одно поколение), который был естественным или натурализованным. [61] Он также предусматривал, что замужняя женщина получала свое гражданство от своего супруга, то есть, если он был британцем, то и она тоже, а если он был иностранцем, то и она тоже. [59] [62] [63] Он предусматривал, что после утраты гражданства мужа жена может заявить, что желает остаться британкой. Он допускал, что в случае расторжения брака в результате смерти или развода гражданка британского происхождения, потерявшая свой статус в результате брака, могла вновь получить британское гражданство путем натурализации без соблюдения требований о проживании. [64] В статуте указывалось, что для натурализации требуется пятилетнее проживание или служба короне. [65]
Поправки к Закону о британском гражданстве были приняты в 1918, 1922, 1933 и 1943 годах, изменяя производное гражданство по происхождению и слегка изменяя положения, позволяющие женщинам терять свое гражданство при вступлении в брак. [66] Из-за роста числа лиц без гражданства женщина, которая не приобрела автоматически гражданство своего мужа при вступлении в брак или при его натурализации в другой стране, не потеряла свой британский статус после 1933 года. [67] Поправка 1943 года позволяла ребенку, родившемуся за границей, в любое время быть гражданином Великобритании по происхождению, если государственный секретарь согласился зарегистрировать рождение. [67] В соответствии с Законом о британском гражданстве 1948 года британские граждане в колонии Нигерия были реклассифицированы в то время как «граждане Великобритании и колоний» (CUKC). [68] Базовая схема британского гражданства не сильно изменилась, и обычно те, кого ранее считали британцами, оставались прежними. Изменения включали то, что жены и дети больше не получали автоматически статус мужа или отца, детям, получившим гражданство по происхождению, больше не требовалось подавать декларацию об удержании, а регистрация детей, рожденных за границей, была продлена. [69]
защитой Великобритании) в протекторате Нигерии ( 1914–1960 Коренные жители (лица, находящиеся под )
Британские протектораты в 1914 году считались иностранными территориями, не имеющими внутреннего правительства. [70] [71] Когда Великобритания распространила этот статус на территорию, она взяла на себя ответственность как за внутреннее, так и за внешнее управление, включая оборону и внешние отношения. Коренные жители, родившиеся в протекторате, были известны как лица, находящиеся под защитой Великобритании, и не имели права быть британскими гражданами. [70] BPP не имели права на возвращение в Соединенное Королевство и не могли осуществлять права гражданства; однако им могут быть выданы паспорта и они могут получить доступ к дипломатическим услугам во время поездок за границу. [72] В 1914 году Закон об ограничении присутствия иностранцев разъяснил, что, хотя BPP не являются гражданами, они также не являются и иностранцами. [73] [71] Когда в 1919 году в закон были внесены поправки, это положение осталось прежним, а это означало, что BPP не могли натурализоваться. [74] [75] До 1934 года, когда был разработан Британский Приказ о лицах, находящихся под защитой, статус BPP не был установлен законом, а скорее предоставлялся по прерогативе монарха. [70] В соответствии с Приказом 1934 года статус жителя охраняемых территорий определялся как лицо, родившееся до или после Приказа в протекторате, не имевшее гражданства и не являвшееся британским подданным, или лицо, родившееся за границей от уроженца протектората, не имевшее гражданства. а не британские подданные. [76] Статут распространял статус BPP на детей и жен BPP, если они не имели гражданства, и конкретно предусматривал, что, если женщина вышла замуж за человека, который был гражданином другой страны, она потеряла свой статус BPP. [77]
В 1943 году Закон о британском гражданстве разъяснил, что BPP, родившиеся за границей на территориях, находившихся в пределах владений Короны, были британскими подданными в силу jus soli , но те, кто родился в пределах протектората, не были подданными. [78] В соответствии с Законом о британском гражданстве 1948 года статус BPP протектората Нигерии не изменился. [68] Однако Закон, сохраняя положения о том, что BPP не являются иностранцами и не могут натурализоваться, разрешает BPP регистрироваться в качестве BPP защищенного места или в качестве британского подданного при определенных условиях. [74] [79] В 1949 году Указ Совета Британских протекторатов, охраняемых государств и покровительствуемых лиц отменил прежние приказы о BPP и подробные положения о предоставлении защищенного статуса. [80] Он предусматривал, что покровительствуемые лица являются BPP протектората, если они там родились; если они родились за границей от отца, который был уроженцем протектората; или если на момент их рождения их отец был БПП. Он также разрешил женщинам, состоящим в браке с BPP, регистрироваться в качестве BPP, а также разрешил некоторым гражданам иностранных государств регистрироваться в качестве BPP. [81] Незначительные изменения в статусе покровительствуемых лиц были внесены постановлениями Совета в 1952, 1953, 1958, 1960, 1961 и 1962 годах, но серьезных изменений не произошло до 1965 года. [82]
обретения независимости (1960 – настоящее После время )
Нигерия получила независимость 1 октября 1960 года, а это означает, что те, кто получил нигерийское гражданство в этот день, перестали быть британцами. В этот день в соответствии с положениями Конституции независимости лицам, родившимся в колонии или протекторате от родителей или дедушек и бабушек, которые также родились в колонии или протекторате, было предоставлено нигерийское гражданство. Его также предоставляли лицам, родившимся за пределами Нигерии, если их отец родился в колонии или протекторате и на момент обретения независимости имел CUKC или BPP, или на момент его смерти, если он умер до обретения независимости. [68] [83] Лица, которые были натурализованы, лица, рожденные на территории от родителей, которые там не родились, и женщины, получившие гражданство в результате брака с нигерийцем до обретения независимости, не потеряли свой статус CUKC или BPP. [84] Хотя им не было предоставлено нигерийское гражданство, им была предоставлена возможность зарегистрироваться в качестве нигерийцев до 1 октября 1962 года. [83] [85] После обретения независимости те, кто родился после обретения независимости, могли получить гражданство по рождению в стране, при условии, что их родитель(и) не имели дипломатического иммунитета и их отец не был вражеским иностранцем , или если они родились за границей, при условии, что их отец(и) был нигерийцем и родился на этой территории. [83] [86] Те, кто не имел права на приобретение по рождению, могли подать заявление о натурализации. [83] Двойное гражданство запрещено, за исключением случаев, когда ребенок имеет двойной статус с рождения. По достижении законного совершеннолетия и до достижения двадцати двух лет такой ребенок должен был отказаться от другого гражданства или перестать быть нигерийцем. [87]
Впоследствии был принят Закон о гражданстве 1960 года, определяющий критерии и процедуры приобретения гражданства путем натурализации и регистрации. [88] В ходе плебисцита, состоявшегося 11 февраля 1961 года, жители южного Британского Камеруна проголосовали за присоединение к независимому Французскому Камеруну с перевесом 7 против 3. [89] [90] Жители северной части Британского Камеруна проголосовали за присоединение к Нигерии 1 июня 1961 года. Постановлением Совета 1961/988 года о внесении поправок администрацией Северного Камеруна и Законом о поправках (Закон 24) к Конституции Нигерии Северный Камерун был включен в состав Нигерии. Федеративная Республика Нигерия. [91] Согласно поправкам к конституции, лица, которые были CUKC или BPP, родившимися в Северном Камеруне или женой человека, отвечающего этим критериям, фактически стали гражданами Нигерии. [92] [Примечания 1] В 1963 году в конституцию были внесены изменения, создавшие Нигерийскую республику, но никаких существенных изменений в правила гражданства внесено не было. [94]
В 1974 году военное правительство, правившее Нигерией после государственного переворота 1966 года, отменило Закон о гражданстве и конституционные положения, касающиеся автоматического получения гражданства. Приобретение при рождении было изменено на автоматическое предоставление гражданства только в том случае, если ребенок родился в стране, и хотя бы один из родителей родился или натурализовался/зарегистрировался в Нигерии, или если ребенок родился за границей, и оба родителя были гражданами Нигерии. [94] [Примечания 2] Военное правление закончилось, и в 1979 году был избран новый гражданский режим. Согласно Конституции 1979 года, которая создала президентское правительство на основе модели Соединенных Штатов, гражданство приобреталось по происхождению от человека, который был частью коренной общины Нигерии; [96] однако в нем не было четко определено, какие общины считаются коренными и как определяется коренная принадлежность. [97] Он предусматривал, что лица, родившиеся на территории до обретения независимости, были нигерийцами, если один из их родителей, бабушек и дедушек также родился в Нигерии. Те, кто родился в Нигерии после обретения независимости, автоматически получили гражданство по происхождению от родителей или дедушек и бабушек, которые были гражданами Нигерии, а те, кто родился за границей, автоматически получили гражданство по происхождению от родителя-нигерийца. В Конституции 1979 года также уточнялось, что те, кто ранее получил гражданство в соответствии с предыдущим законодательством, остаются нигерийцами. [96]
была принята новая конституция В 1999 году после падения второго военного режима . Схема гражданства не изменилась, за исключением разрешения двойного гражданства только для нигерийцев по происхождению. [98] Организации по мониторингу прав человека в международных соглашениях, таких как Африканская хартия прав и благосостояния ребенка 1999 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о сокращении безгражданства 1961 года, отметили, что Конституция 1999 года не содержит положений об основателях или сиротах неизвестного происхождения, обнаруженных в Нигерии. или усыновленные лица для приобретения гражданства. Хотя в 2003 году Нигерия приняла Закон о правах ребенка, который гарантирует усыновленным детям те же законные права, что и биологическим детям, в законе не упоминается гражданство. [99] В Универсальных периодических обзорах также отмечается, что Конституция 1999 года сохраняет гендерную дискриминацию, которая запрещена Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин , поскольку жены-иностранки могут получить нигерийское гражданство путем регистрации при вступлении в брак, а мужья-иностранцы могут получить гражданство только через натурализация. [99] [100]
Примечания [ править ]
- ^ Коренные жители южного Британского Камеруна оставались BPP в соответствии с трастовым соглашением Организации Объединенных Наций до 1 октября 1961 года. [93] Поскольку британская опека представляла собой единую территорию, жители северного Британского Камеруна стали нигерийцами в июне, но не перестали быть BPP до 1 октября, когда опека прекратила свое существование. [93]
- ↑ Конституция 1974 года, по словам Бронвена Мэнби , исследователя законов о африканском гражданстве, не содержала формулировок, сохраняющих статус тех, кто ранее получил нигерийское гражданство, и было неясно, должно ли новое положение иметь обратную силу. [94] Мэнби также отмечает, что после отмены Закона о гражданстве в 1974 году он так и не был заменен. [95]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 32–34, 36, 135.
- ^ Мэнби и Момо 2020 , стр. 6, 22.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби, 2016 , стр. 6–7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 51, 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 92.
- ^ Мэнби и Момо, 2020 , с. 1.
- ^ Мэнби 2016 , стр. 5, 50.
- ^ Мэнби 2016 , с. 55.
- ^ Мэнби, 2016 , стр. 55, 61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби 2016 , с. 85.
- ^ Мэнби 2016 , с. 57.
- ^ Мэнби 2016 , с. 67.
- ^ Мэнби 2016 , с. 114.
- ^ Мэнби 2016 , с. 104.
- ^ Мэнби 2016 , с. 110.
- ^ Мэнби 2016 , с. 74.
- ^ Мэнби 2016 , с. 79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Это был 2010 год .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джадд 2008 .
- ^ Страйер 2011 , с. 696.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фалола, Генуя и Хитон, 2018 г. , с. XXIII.
- ^ Харгривз 1963 , с. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фафунва 2018 , с. 74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харгривз 1963 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фалола, Генуя и Хитон, 2018 г. , с. 6.
- ^ Харгривз 1963 , с. 34.
- ^ Фалола, Генуя и Хитон 2018 , стр. XXIII, 6.
- ^ Харгривз 1963 , стр. 4, 7.
- ^ Харгривз 1963 , с. 35.
- ^ Харгривз 1963 , стр. 8–9.
- ^ Харгривз 1963 , с. 62.
- ^ Харгривз 1963 , стр. 50–51.
- ^ Харгривз 1963 , с. 53.
- ^ Харгривз 1963 , с. 54.
- ^ Харгривз 1963 , с. 56.
- ^ Харгривз 1963 , стр. 57–58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 1147.
- ^ Фалола, Генуя и Хитон 2018 , стр. XXIV.
- ^ Харгривз 1963 , стр. 59–61.
- ^ Харгривз 1963 , с. 61.
- ^ Гири 1965 , стр. 35, 37.
- ^ Гири 1965 , стр. 170, 174.
- ^ Гири 1965 , с. 175.
- ^ Анен 1959 , с. 254.
- ^ Харгривз 1963 , с. 336.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 1148.
- ^ Франсман 2011 , с. 129.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 130.
- ^ Франсман 2011 , с. 131.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Болдуин 2001 , с. 525.
- ^ Франсман 2011 , с. 138.
- ^ Гленн 2008 , с. 4.
- ^ Болдуин 2001 , с. 526.
- ^ Мэнби и Момо, 2020 , с. 2.
- ^ Франсман 2011 , с. 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Болдуин 2001 , с. 527.
- ^ Франсман 2011 , с. 148.
- ^ Франсман 2011 , стр. 150–151.
- ^ Ллевеллин-Джонс 1929 , с. 123.
- ^ Франсман 2011 , с. 151.
- ^ Болдуин 2001 , с. 528.
- ^ Франсман 2011 , с. 155.
- ^ Франсман 2011 , с. 149.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 1149.
- ^ Франсман 2011 , стр. 175–176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поляк 1963 , с.
- ^ Бирбах 2015 , с. 264.
- ^ Сойер и Рэй 2014 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мвалиму 2005 , с. 252.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 34.
- ^ Франсман 2011 , с. 1778.
- ^ Франсман 2011 , с. 1779.
- ^ Даммит 2006 , с. 561.
- ^ Франсман 2011 , с. 174.
- ^ Франсман 2011 , стр. 174, 1781.
- ^ Франсман 2011 , с. 1781.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1783–1785.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мэнби и Момо 2020 , с. 3.
- ^ Франсман 2011 , с. 1150.
- ^ Франсман 2011 , с. 1156.
- ^ Франсман 2011 , с. 1157.
- ^ Франсман 2011 , с. 1158.
- ^ Мэнби и Момо 2020 , стр. 3–4.
- ^ Энончонг 2021 , с. 17.
- ^ ДеЛэнси 1989 , с. 43.
- ^ Франсман 2011 , стр. 1150–1151.
- ^ Франсман 2011 , с. 1160.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 1151.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэнби и Момо 2020 , с. 4.
- ^ Мэнби и Момо, 2020 , с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби и Момо 2020 , с. 5.
- ^ Мэнби и Момо 2020 , стр. 7–8.
- ^ Мэнби и Момо 2020 , стр. 5, 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэнби и Момо 2020 , с. 7.
- ^ Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, 2018 г. , стр. 6.
Библиография [ править ]
- Анене, JC (декабрь 1959 г.). «Основы британского правления в «Южной Нигерии» (1885–1891)». Журнал Исторического общества Нигерии . 1 (4). Ибадан, Нигерия: Историческое общество Нигерии: 253–262. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41970637 . OCLC 5545120186 .
- Болдуин, М. Пейдж (октябрь 2001 г.). «Подчинение империи: замужние женщины и Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев» . Журнал британских исследований . 40 (4). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета : 522–556. дои : 10.1086/386266 . ISSN 0021-9371 . JSTOR 3070746 . OCLC 4637986477 . ПМИД 18161209 . S2CID 5762190 . Проверено 25 марта 2021 г.
- Бирбах, Джереми Б. (2 сентября 2015 г.). Границы равенства в развитии гражданства ЕС и США (PDF) (доктор философии). Амстердам: Амстердамский университет . OCLC 1030964358 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ДеЛэнси, Марк В. (1989). Камерун: зависимость и независимость . Боулдер, Колорадо: Westview Press . ISBN 1-85521-053-3 .
- Даммет, Энн (2006). «15. Великобритания» . В Баубёке, Райнер; Эрсбёлль, Ева; Гроенендейк, Кес; Вальдраух, Харальд (ред.). Приобретение и потеря гражданства: политика и тенденции в 15 европейских государствах . Том. 2. Страновой анализ. Амстердам: Издательство Амстердамского университета . стр. 551–586. ISBN 978-90-5356-921-4 . JSTOR j.ctt46n00f.19 .
- Энончонг, Лаура-Стелла Э. (2021). Конституция и управление Камеруна (PDF) . Исследования Рутледжа по праву в Африке. Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN 978-1-138-49310-0 . Мутуа, Макау В. (ред. серии). Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2021 года.
- Фафунва, А. Бэбс (2018). История образования в Нигерии . Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN 978-0-429-84712-7 .
- Фалола, Тойин ; Генуя, Энн; Хитон, Мэтью М. (2018). Исторический словарь Нигерии (второе изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-5381-1313-4 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Гири, Уильям Невилл Монтгомери (1965). Нигерия под британским правлением (переиздание 1927 г.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Barnes & Noble .
- Гленн, Джейн Мэтьюз (май 2008 г.). «Смешанные юрисдикции в Карибском Содружестве: смешивание, разделение, ремикс» (PDF) . Электронный журнал сравнительного правоведения . 12 (1). Тилбург, Нидерланды: Тилбургский университет, Институт Шордейк: 1–23. ISSN 1387-3091 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2020 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- Харгривз, Джон Д. (1963). Прелюдия к разделу Западной Африки . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина . ISBN 9780333051627 . OCLC 1088136898 .
- Джадд, Денис (2008). «Нигерия» . В Стернсе, Питер Н. (ред.). Оксфордская энциклопедия современного мира . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195176322.001.0001 . ISBN 978-0-19-517632-2 .
- Ллевелин-Джонс, Фредерик (1929). «Национальность замужней женщины» . Труды Общества Гроция . 15 . Лондон: Общество Гроция : 121–138. ISSN 1479-1234 . JSTOR 742756 . OCLC 5544683551 . Проверено 25 марта 2021 г.
- Мэнби, Бронвен (2016). Закон о гражданстве в Африке (PDF) (3-е изд.). Кейптаун, Южная Африка: африканские умы. ISBN 978-1-928331-08-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года.
- Мэнби, Бронуэн ; Момох, Соломон (июль 2020 г.). «Отчет о законе о гражданстве: Нигерия» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года . Проверено 8 декабря 2021 г.
- Мвалиму, Чарльз (2005). Нигерийская правовая система . Том. 1. Публичное право. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Питер Лэнг . ISBN 978-0-8204-7125-9 .
- Ндибе, Окей (2010). «Нигерия» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195337709.001.0001 . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Полак, Кеннет (март 1963 г.). «Защита государственного акта в отношении протекторатов» . Обзор современного права . 26 (2). Лондон: Издательство Blackwell : 138–155. дои : 10.1111/j.1468-2230.1963.tb00704.x . ISSN 0026-7961 . OCLC 4794706569 .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Сойер, Кэролайн; Рэй, Хелена (декабрь 2014 г.). «Страновой отчет: Великобритания» (PDF) . cadmus.eui.eu (переработанная ред.). Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- Страйер, Роберт В. (2011). Пути мира: Краткая глобальная история с источниками . Бостон, Массачусетс: Пресса Св. Мартина . ISBN 978-0-312-48916-8 .
- Тагупа, Уильям (июнь 1994 г.). «Закон, статус и гражданство: конфликт и преемственность в Новой Зеландии и Западном Самоа (1922–1982)» . Журнал тихоокеанской истории . 29 (1). Канберра, столичная территория Австралии: Австралийский национальный университет : 19–35. дои : 10.1080/00223349408572756 . ISSN 0022-3344 . JSTOR 25169200 . OCLC 6015501156 . Проверено 14 июня 2021 г.
- Рабочая группа по универсальному периодическому обзору (27 августа 2018 г.). Сборник по Нигерии (Отчет). Женева, Швейцария: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . Отчет № A/HRC/WG.6/31/NGA/2. Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.