Закон о гражданстве Науру
Закон о гражданстве Наоэро | |
---|---|
![]() | |
Парламент Науру | |
| |
Принят | Правительство Науру |
Статус: Действующее законодательство |
Науру Закон о гражданстве регулируется Конституцией Науру 1968 года с поправками; Закон о гражданстве Наоэро 2017 года и его поправки; обычай; и международные соглашения, заключенные правительством Науру. [1] [2] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Науру. Юридические средства приобретения гражданства , формального членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . [3] [4] Гражданство Науру обычно приобретается либо по принципу jus soli , т.е. по рождению в Науру, либо по правилам jus sanguinis , т.е. по рождению от родителей, имеющих науруанское гражданство. [5] Натурализация доступна только тем, кто имеет некоторую связь со страной, например супругу гражданина; Никакое время проживания на Науру само по себе не дает права на натурализацию. [6]
Гражданство Науру и Содружества
[ редактировать ]Науруанцы также являются гражданами Содружества по умолчанию .
Приобретение науруанского гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Науру приобретается при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [7]
По рождению
[ редактировать ]Гражданство по рождению распространяется на:
- Лица, родившиеся где-либо, если один из родителей является науруанцем; или [5]
- Лица, родившиеся в Науру, которые в противном случае были бы лицами без гражданства . [8]
Путем натурализации
[ редактировать ]Натурализация в Науру достигается только при наличии отношений с гражданином Науру. Заявления подаются члену Кабинета министров или министру, отвечающему за управление иммиграцией. [6] Кандидаты должны предоставить доказательства того, что они имеют хороший характер и знакомы с языком и обычаями Науру. В случае супруга они должны состоять в браке не менее семи лет и проживать на территории не менее семи лет. [9] Почетное гражданство и гражданство могут быть предоставлены любому лицу по усмотрению Президента Науру после консультации с Кабинетом министров и выполнения любых требований. [10] К лицам, имеющим право на натурализацию, относятся:
- Законный супруг (не домашний партнер ) гражданина Науру; [9]
- Несовершеннолетний ребенок, законно усыновленный хотя бы одним родителем из Науру, вступает в силу с момента вынесения судом постановления об усыновлении; или [11]
- Лица, которые могут доказать права на владение землей по биологическому происхождению от гражданина Науру. [12]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Граждане Науру, достигшие совершеннолетия и дееспособности, могут отказаться от своего гражданства при условии, что они получили другое гражданство. Денатурализация может произойти, если человек получил гражданство путем мошенничества, ложного представления или сокрытия; если они финансировали терроризм или были осуждены за него; если они были осуждены за сексуальные преступления против ребенка; или если они были натурализованы, но непрерывно в течение 3 лет проживали за пределами территории Науру. [13] [14]
Двойное гражданство
[ редактировать ]Двойное гражданство разрешено для женщин, получивших иностранное гражданство в результате брака с момента обретения независимости. [15] С 2005 года все науруанцы имеют право на множественное гражданство. [16]
Попытка запретить двойное гражданство для депутатов, 2008 г.
[ редактировать ]22 марта 2008 года спикер парламента Науру созвал Дэвид Адеанг парламентскую сессию, предположительно не проинформировав министров правительства, которые поэтому не присутствовали. Депутаты от оппозиции, в том числе Адеанг, составили большинство присутствующих законодателей и приняли постановление, запрещающее двойное гражданство для членов парламента.
Если бы это решение было принято, оно затронуло бы старших министров кабинета министров доктора Кирена Кеке и Фредерика Питчера . Если бы они были вынуждены уйти из парламента, оппозиция контролировала бы большинство мест в парламенте.
Правительство отвергло легитимность решения, заявив, что оно неконституционно из-за отсутствия парламентского кворума . [17] Президент Маркус Стивен обвинил Адеанга и оппозицию в принятии решения «после наступления темноты в пасхальную субботу», «при свечах». [18]
В апреле главный судья Верховного суда Науру постановил, что поправка к закону о гражданстве является неконституционной, подтвердив тем самым, что лица с двойным гражданством сохраняют право заседать в парламенте. [19]
История
[ редактировать ]Доколониальный (предыстория-1888 г.)
[ редактировать ]Люди, населявшие остров, который позже стал Науру, имели меланезийское , микронезийское и полинезийское происхождение и оставались изолированными в течение нескольких тысяч лет. [20] Первые жители, вероятно, потерпели кораблекрушение на острове и застряли там. [21] Общество было организовано из одиннадцати матрилинейных кланов и одного клана, предназначенного для иностранцев. Кланы были разделены по социальному классу: элиты, известные как темонибе ; землевладельцы среднего класса, известные как ameneñame ; и крепостные, известные как ицио . [22] Хотя членство в клане устанавливалось по материнству, отцы обычно были родителями-опекунами детей. Имущество обычно наследовалось от родителей их дочерьми, за исключением лодок, рыболовных принадлежностей или оружия, передававшихся от отца к сыну. [23] Богатство измерялось правами на деревья, которые могли быть унаследованы отдельно от других прав на землю. [24]
В 1798 году европейцы впервые сообщили о том, что видели остров. Джон Фирн , британский китобойный промысел , обнаружил остров на 0°20' южной широты и 167°10' восточной долготы и назвал его Приятным островом. [25] [26] Два десятилетия спустя, в 1830 году, двое каторжников, сбежавших из исправительной колонии на острове Норфолк в Австралии, Патрик Берк и Джон Джеймс, были среди первых европейцев, поселившихся на острове. [27] Венецианец Франсиско Микелена-и-Рохас посетил остров в 1830-х годах, а к 1840-м годам несколько европейцев, сбежавших каторжников или военно-морских дезертиров . на острове проживало [28] [29] Европейцы продолжали прибывать на остров Плезант, и большинство из них действовали как бродяги или торговцы. [30] С начала XIX века происходили конфликты между европейскими державами, которые устанавливали сферы влияния в Тихом океане в гонке за получением ресурсов для стимулирования экономической промышленности. [31] [32] В 1886 году Германия и Великобритания подписали англо-германские декларации о западной части Тихого океана , чтобы определить условия их взаимодействия и разграничить территории, с которыми каждая из них была связана. [33]
Немецкий колониальный период (1888–1920)
[ редактировать ]Немецкая торговая фирма Jaluit-Gesellschaft занималась торговлей копрой на острове и в 1888 году объявила остров Плезант своим протекторатом, аннексировав его. [31] Они называли остров Навода , Наводо или Онаверо . [34] По условиям Колониального акта 1888 года немецкие колонии не входили в состав федерального союза , но и не считались иностранными. Таким образом, законы, распространявшиеся на колонии, иногда рассматривали жителей как граждан, а иногда как иностранцев. Коренные жители колоний не считались немцами, но им разрешалось натурализоваться. [35] Для натурализации требовалось десять лет проживания на территории и подтверждение самостоятельной занятости. Оно автоматически предоставлялось всем членам семьи, а это означало, что дети и жены получали гражданство мужа. [36] Закон о гражданстве 1913 года изменил основу приобретения немецкого гражданства с места жительства на отцовство , но не изменил производное гражданство. [37] [38]
В 1899 году найденная на острове скала была проверена и обнаружила, что она содержит высокий уровень фосфатов . [39] [40] Альберт Эллис , офицер компании Pacific Islands, дислоцированной в Сиднее, отправился на остров Оушен и Науру, чтобы подтвердить наличие месторождений минерала. [41] Между 1900 и 1906 годами на остров совершались многочисленные поездки для подготовки к организации горнодобывающих работ. [42] В 1906 году между правительствами Великобритании и Германии и компанией Jaluit-Gesellschaft and Pacific Islands Company (недавно переименованной в Pacific Phosphate Company) было заключено соглашение, санкционирующее добычу полезных ископаемых. [43] Когда Германия потерпела поражение в Первой мировой войне , потеряв свои тихоокеанские колонии, для Науру был учрежден мандат Лиги Наций . [44]
Под опекой (1920–1968).
[ редактировать ]В 1920 году опека над островом была передана Австралии, Новой Зеландии и Соединенному Королевству и управлялась Австралией в соответствии с Законом о Соглашении об острове Науру. Попечители приобрели активы и права Pacific Phosphate Company и управляли коммерческими операциями через Британскую комиссию по фосфатам . [45] [46] Островное соглашение предусматривало, что австралийское правительство было уполномочено издавать постановления для обеспечения безопасности, порядка и надлежащего управления, при условии, что они не мешали добыче полезных ископаемых Британской фосфатной комиссии. В течение первого года были обнародованы законы об опеке, обеспечивающие переход от немецкого протектората к британскому мандатному правлению. Они по сути заменили немецкие законы законами Квинсленда , но сохранили законы о частной собственности. [47]
Эта договоренность технически нарушала условия британского мандата, поскольку союзные державы прямо передали мандат на Науру Великобритании. Лига Наций контролировала мандаты и поставила под сомнение роль Австралии в контроле над администрацией, почему три страны разделили опеку и как монополизация добычи фосфатов для финансирования управления опекой не нарушила принципы самоопределения. и свободная торговля. [48] [49] Эти вопросы оставались нерешенными на протяжении всего мандатного периода. [50] Согласно британскому законодательству, подмандатные территории находились за пределами владений Короны, а это означало, что законы о британском гражданстве не распространялись на коренных жителей, а только на британских подданных, рожденных от британских отцов, которые могли проживать в подмандатном месте. [51] [Примечания 1] В 1921 году был принят Постановление о землях Науру, запрещающее науруанцам заключать контракты, сдавать в аренду или продавать свою землю. [54] В том же году Постановление о статусе коренных жителей 1921 года определило коренных жителей как аборигенов любого острова Восточной Индии, Малайзии или Тихоокеанского региона и установило правила в отношении уголовных и гражданских преступлений, брака, собственности и дел, затрагивающих коренных жителей. [55] Чтобы гарантировать, что коренные жители останутся в своих общинах, глава округа должен был дать согласие на любые браки в своем районе. Дети, рожденные от туземцев, получили статус туземцев своих родителей. [56]
Патерналистское видение администраторов рассматривало туземцев как подопечных , чья идентичность определялась внутри их семей и кланов. [57] наследственные вожди, утверждавшиеся путем выборов, имели ограниченные полномочия по самоуправлению и управлению своими округами и науруанскими общинами внутри них. [58] Поскольку науруанцы не работали на фосфатных рудниках, наемные рабочие , в основном китайцы, были привлечены для работы на рудниках Британской комиссии по фосфатам. [59] Австралийские администраторы запретили китайским рабочим получать постоянное место жительства на острове, хотя их договоры могли быть продлены. [60] Этнические разногласия на острове были навязаны ограничительными законами, которые удерживали членов общины внутри своих собственных групп. [61] В соответствии с Постановлением о передвижениях туземцев любому лицу, не являющемуся европейцем, был запрещен въезд в европейские поселения после захода солнца до 5 часов утра, если только он не ассимилировался с европейскими обычаями и не имел свидетельства об освобождении от уплаты налогов. [58]
С середины 1930-х годов геополитическая напряженность начала нарастать, но добыча полезных ископаемых на Науру продолжалась до декабря 1940 года, когда немецкие войска совершили набег и попытались захватить остров. [62] В 1942 году японские войска захватили остров и эвакуировали большую часть населения Науру на атолл Чуук . [63] Армия США к 1944 году захватила острова Тихого океана, которые входили в состав мандата в Южных морях , но оставила Науру в руках Японии. [64] Спустя почти месяц после капитуляции Японии Тихоокеанского региона Соединенным Штатам, 13 сентября 1945 года, австралийский конвой обеспечил капитуляцию японских войск, оставшихся на Науру. [65] [66] Австралийцы депортировали оставшихся на острове японцев, репатриировали других жителей островов Тихого океана, выселенных на Науру, а в 1946 году вернули науруанцев, эвакуированных на Чуук, на их родной остров. [67]
В 1945 году Организация Объединенных Наций заменила Лигу Наций и пересмотрела программу опеки. [68] Мандаты были заменены подопечными территориями, контролируемыми Советом по опеке. [69] В 1947 году Австралия представила проект Соглашения об опеке Науру, подтверждая предыдущую схему трехстороннего управления совместно с Британской комиссией по фосфатам. [70] одобрила условия сорока шестью голосами против шести против Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций . [71] Согласно положениям Закона о британском гражданстве и гражданстве 1948 года , науруанцы не были ни британскими подданными, ни лицами, находящимися под защитой Великобритании . [46] [53] [72] Вместо этого они считались лицами, находящимися под защитой Австралии, и могли получить австралийский паспорт или натурализацию и привилегии на поездки, равные тем, которые имеют другие граждане Содружества . [53] [72]
В 1956 году администрация приняла Постановление о науруанском сообществе, которое определяло членов науруанского сообщества как коренное население Науру, жителей островов Тихого океана, состоящих в браке с науруанцами, или лиц, которых местные вожди приняли в сообщество по традиционным обычаям. [72] [7] Постановление предусматривало, что гражданство предоставляется детям, родившимся на территории от лиц, принятых в науруанское сообщество; супруги науруанцев, если они не решили сохранить другое гражданство; и дети от смешанных браков между науруанцами и жителями островов Тихого океана, если только они не решат сохранить другое гражданство или если суд не определит, что статус Науруа необходим для защиты интересов ребенка. Утрата гражданства обычно происходила в результате приобретения другого гражданства, за исключением брака, отказа от проживания на острове натурализованным лицам, измены или нелояльности по отношению к государству или ложного получения натурализации. [73]
Недовольство островитян попечительской администрацией в 1950-х годах и усиление давления со стороны Опекунского совета с целью продвижения политической свободы и самоуправления или независимости росло по мере приближения 1960-х годов. [74] [75] Науруанцы и Попечительский совет признали, что права коренных жителей подчинены добыче фосфатов, когда в 1960 году было предложено переселить науруанцев на другой остров. [76] [77] Науруанцы отвергли эту идею, поскольку считали, что не смогут сохранить свою национальную идентичность, если будут поглощены существующим населением в другом месте. [78] В 1962 году науруанцы предложили принять собственную конституцию, законодательные, судебные и административные органы, чтобы позволить суверенной науруанской нации управляться собственным народом. [79] По мере приближения 1967 года переговоры активизировались в связи с признанием истечения срока опеки 1947 года. [79] Начиная с 1965 года начались переговоры по решению вопросов независимости Науру и восстановления окружающей среды из-за добычи полезных ископаемых. [80] Закон о Науру 1965 года учредил Законодательный совет и Исполнительный совет Науру , которые были созданы 31 января 1966 года и назначили комитеты для планирования независимости 31 января 1968 года. [81] [82]
После обретения независимости (1968 – настоящее время)
[ редактировать ]В соответствии с Законом о независимости Науру 1967 года администрация Австралии прекратилась, Акт Науру 1965 года был отменен, как и все законы, которые ранее распространялись на страну. [51] Закон о независимости был одобрен Советом по опеке, а конституционное собрание разработало новые руководящие документы. [83] Конституция 1968 года включила определения, содержащиеся в Постановлении о сообществе Науру 1956 года, предоставляющем членам сообщества гражданство после обретения независимости. [7] [84] В Постановление о сообществе неоднократно вносились поправки, и в 1997 году была установлена схема получения гражданства посредством инвестиций . [85] [86] Программа действовала с 1998 года и была приостановлена в 2003 году. [87] [88] В 2005 году Постановление о сообществе было отменено и заменено Законом о гражданстве Наэро 2005 года . Положения закона допускали двойное гражданство и предоставляли любому из супругов право получить гражданство посредством брака, хотя конституционное положение, позволяющее только женщинам получать гражданство от супруга, оставалось по состоянию на 2020 год. [89] [90] В 2017 году Закон о гражданстве был отменен и заменен действующим законодательством. [8]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1946 году была создана комиссия для проверки национальности жителей бывших немецких колоний. Он пришел к выводу, что жители мандатов типа «С» не получили британского гражданства и, если они были гражданами Германии в соответствии с положениями Закона о гражданстве 1913 года, они стали апатридами, когда Германия покинула свои территории. [52] По словам Д.П. О'Коннелла , они считались «не имеющими гражданства, но обладающими административным статусом, аналогичным статусу жителей британских протекторатов». [53]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дзеджич 2020 , стр. 6, 10.
- ^ МакСпорран 1993 , с. 20.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дзеджич 2020 , стр. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 13.
- ^ Закон о гражданстве Наоэро 2017 г. , с. 7.
- ^ Закон о гражданстве Наоэро 2017 г. , с. 6.
- ^ Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2017 г. , с. 11.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 17–18, 21.
- ^ Закон о гражданстве Наоэро 2017 г. , стр. 8–9.
- ^ Управление персонала США, 2001 , с. 142.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 23.
- ^ «Правительство Науру отклоняет решение о предоставлении гражданства» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 26 марта 2008 года . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ «Президент Науру разочарован событиями в парламенте» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 25 марта 2008 года . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ «Судья Науру блокирует изменение закона о гражданстве» , ABC Radio Australia, 8 апреля 2008 г.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , стр. 13, 21.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 19.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 21.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 23.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 24.
- ^ Шарп 1962 , с. 181.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , стр. 29–30.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , стр. 30–31.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 31.
- ^ Эллис 1936 , стр. 29–31.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакДэниел и Гауди 2000 , с. 34.
- ^ Макдональд 2001 , с. 64.
- ^ Макдональд 2001 , стр. 66–67.
- ^ Мейер 1910 , с. 326.
- ^ Ридинг 1900 , с. 47.
- ^ Фармейр 1997 , с. 734.
- ^ Фармейр 1997 , с. 751.
- ^ Комиссия по положению женщин 1954 г. , с. 42.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , стр. 39–40.
- ^ Эллис 1936 , стр. 52–53.
- ^ Эллис 1936 , с. 55.
- ^ Эллис 1936 , стр. 124–125.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 41.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 43.
- ^ МакДэниел и Гауди 2000 , с. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 1130.
- ^ Сторр 2020 , с. 164.
- ^ Сторр 2020 , стр. 166–167.
- ^ Вивиани 1970 , стр. 47–48.
- ^ Сторр 2020 , с. 167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 1131.
- ^ О'Коннелл 1954 , с. 460.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с О'Коннелл 1954 , с. 461.
- ^ Сторр 2020 , с. 165.
- ^ Сторр 2020 , с. 166.
- ^ Отчет за предмандатный период 1922 г. , с. 9.
- ^ Вивиани 1970 , с. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вивиани 1970 , с. 54.
- ^ Вивиани 1970 , стр. 51, 56–57.
- ^ Вивиани 1970 , с. 58.
- ^ Вивиани 1970 , стр. 55, 58.
- ^ Сторр 2020 , стр. 185, 187.
- ^ Сторр 2020 , с. 188.
- ^ Сторр 2020 , с. 189.
- ^ Сторр 2020 , стр. 190–191.
- ^ Вивиани 1970 , с. 82.
- ^ Вивиани 1970 , стр. 82–85.
- ^ Сторр 2020 , стр. 192–193.
- ^ Сторр 2020 , с. 194.
- ^ Сторр 2020 , с. 199.
- ^ Сторр 2020 , с. 201.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Австралийский парламент 1970 , с. 4.
- ^ Постановление о сообществе Науру 1962 года .
- ^ Сторр 2020 , с. 213.
- ^ Вивиани 1970 , стр. 94–95, 115–116.
- ^ Сторр 2020 , с. 226.
- ^ Вивиани 1970 , стр. 141–142.
- ^ Вивиани 1970 , с. 142.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вивиани 1970 , с. 138.
- ^ Сторр 2020 , с. 228.
- ^ Сторр 2020 , стр. 231–232.
- ^ Вивиани 1970 , с. 156.
- ^ Сторр 2020 , с. 238.
- ^ Конституция 1968 года , с. Часть VIII.
- ^ Парламент Науру 1997 , с. 2.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 26.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 26–27.
- ^ Таджик 2019 .
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 23, 28.
- ^ Закон о гражданстве Наоэро 2005 г. , с. 2.
Библиография
[ редактировать ]- Комиссия по положению женщин (ноябрь 1954 г.). Гражданство замужних женщин (PDF) (Отчет). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Экономический и Социальный Совет ООН . E/CN.6/254.
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (10 июля 2017 г.). Список проблем и вопросов, касающихся объединенного первоначального и второго периодических докладов Науру (PDF) (Отчет). Женева, Швейцария: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . Отчет: CEDAW/C/NRU/Q/1-2/Add.1 . Проверено 31 мая 2021 г.
- Дзеджич, Анна (февраль 2020 г.). «Сравнительный региональный отчет о законодательстве о гражданстве: Океания» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
- Эллис, Альберт Фуллер (1936). Оушен-Айленд и Науру: их история . Сидней, Новый Южный Уэльс: Ангус и Робертсон . ISBN 978-0-598-44166-9 .
- Фармейр, Андреас К. (сентябрь 1997 г.). «Немецкое гражданство девятнадцатого века: пересмотр» . Исторический журнал . 40 (3). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета : 721–752. дои : 10.1017/S0018246X97007383 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2639885 . OCLC 5548980323 . S2CID 159855207 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Леб, Исидор (август 1900 г.). «Немецкая колониальная финансовая система» . Публикации Американской экономической ассоциации . 1 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Американская экономическая ассоциация : 40–72. ISSN 1049-7498 . JSTOR 2485790 . OCLC 5791225492 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Макдональд, Барри (2001). Золушки Империи: К истории Кирибати и Тувалу (Переиздание). Сува, Фиджи: Южно-Тихоокеанский университет . ISBN 978-982-02-0335-8 .
- МакСпорран, Питер Х. (февраль 1993 г.). «Правовые источники Науру» . Австралийский юридический библиотекарь . 1 (1). Брисбен, Квинсленд: Австралийская ассоциация юридических библиотекарей : 18–22. ISSN 1039-6616 . OCLC 7128238896 . Проверено 31 мая 2021 г. - через HeinOnline .
- МакДэниел, Карл Н.; Гауди, Джон М. (2000). Рай на продажу: притча о природе . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-92445-1 .
- Мейер, Ганс (1910). Немецкая колониальная империя: география ( охраняемых территорий Германии на немецком языке). Том 2: Того, Юго-Западная Африка, охраняемые территории в Южных морях и район Киаучжоу. Лейпциг: Издательство Библиографического института . ОСЛК 2547429 .
- О'Коннелл, ДП (1954). «Гражданство в мандатах класса C» . Британский ежегодник международного права . 31 . Лондон: Издательство Оксфордского университета : 458–461. ISSN 0068-2691 . Проверено 31 мая 2021 г. - через HeinOnline .
- Парламент Австралийского Союза (21 мая 1970 г.). Отчет Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций об управлении территорией Науру за период с 1 июля 1966 года по 30 января 1968 года (Отчет). Канберра, столичная территория Австралии: Типография правительства Содружества. Парламентский документ № 83 . Проверено 30 мая 2021 г.
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Шарп, Эндрю (1962). Открытие островов Тихого океана . Лондон: Издательство Оксфордского университета . OCLC 1057949923 .
- Сторр, Кейт (2020). Международный статус в тени империи: Науру и истории международного права . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781108682602 . ISBN 978-1-108-68260-2 . S2CID 225252547 . – через Cambridge Core (требуется подписка)
- Тачик, Стефан (16 января 2019 г.). «Вспоминая мертвых. Часть 2 – Гражданство за инвестиции прошлых лет» . Инсайдер инвестиционной миграции . Кармсунд, Норвегия. Архивировано из оригинала 6 апреля 2021 года . Проверено 31 мая 2021 г.
- Управление персонала США (2001 г.). «Науру». Законы о гражданстве мира (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация иммиграционных юристов. п. 142. ИСБН 978-1-57370-110-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 ноября 2020 года.
- Вивиани, Нэнси (1970). Науру: фосфаты и политический прогресс (PDF) . Канберра, столичная территория Австралии: Издательство Австралийского национального университета . ISBN 0-7081-0765-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2020 года.
- «Конституция Науру» . Институт правовой информации тихоокеанских островов . Ярен, Науру: Парламент Науру . 17 мая 1968 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 31 мая 2021 г.
- «Закон о гражданстве Наоэро 2005 г.» (PDF) . Республика Науру . Ярен, Науру: Парламент Науру . 30 декабря 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2019 г. . Проверено 31 мая 2021 г.
- «Закон о гражданстве Наоэро 2017 г.» (PDF) . Республика Науру . Ярен, Науру: Парламент Науру . 21 декабря 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2019 г. . Проверено 31 мая 2021 г.
- Науру: Отчет за предмандатный период, закончившийся 17 декабря 1920 г. Прошлые статьи (Отчет). Торндон, Веллингтон: Национальная библиотека Новой Зеландии . 1922 год . Проверено 31 мая 2021 г.
- «Закон о внесении поправок в постановления сообщества Науру 1997 года» (PDF) . Глобальная гражданская обсерватория . Ярен, Науру: Парламент Науру . 13 июня 1997 г. Архивировано (PDF) из оригинала 31 мая 2021 г. . Проверено 31 мая 2021 г.
- «Постановление сообщества Науру 1956–1962» . РефМир . Женева, Швейцария: Верховный комиссар ООН по делам беженцев . 31 декабря 1962 года. Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 30 мая 2021 г.