Закон о гражданстве Самоа
Закон о гражданстве 2004 года | |
---|---|
![]() | |
Парламент Самоа | |
| |
Цитирование | № 3/2004 |
Принят | Правительство Самоа |
Началось | 21 января 2004 г. |
Под управлением | Министерство премьер-министра |
Отмены | |
Закон о гражданстве 1972 года | |
Соответствующее законодательство | |
Закон об инвестициях в гражданство 2015 г. | |
Статус: Действующее законодательство |
Самоа Закон о гражданстве регулируется Конституцией Самоа 1962 года с поправками; Закон о гражданстве 2004 года и его поправки; Закон об инвестициях в гражданство 2015 года; и международные соглашения, заключенные правительством Самоа. [1] [2] [3] Эти законы определяют, кто является или имеет право быть гражданином Самоа. Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином и нацией, известных как гражданство . [4] [5] Гражданство Самоа обычно приобретается либо по принципу jus soli (по рождению в Самоа), либо по правилам jus sanguinis (по рождению за границей от родителей, имеющих самоанское гражданство). [6] Его могут получить лица, прожившие в стране определенный период времени, внесшие вклад в развитие страны или присоединившиеся к стране посредством натурализации. [7]
Приобретение самоанского гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Самоа приобретается при рождении или в более позднем возрасте путем натурализации. [8]
По рождению
[ редактировать ]Гражданство по рождению распространяется на:
- Лица, рожденные в Самоа, хотя бы один из родителей которых является гражданином Самоа; [6]
- Лица, рожденные за границей, по крайней мере, от одного из родителей или бабушек и дедушек, который был коренным гражданином Самоа; или [2] [6]
- Лица, рожденные за границей, по крайней мере, от одного родителя или бабушки и дедушки, который был гражданином Самоа и родился за границей, но проживал на национальной территории в течение трех лет на момент рождения ребенка. [2] [6]
Путем натурализации
[ редактировать ]Обычная натурализация в Самоа достигается путем подачи заявления министру, отвечающему за иммиграционную администрацию. [9] Кандидаты должны предоставить доказательства того, что они имеют хорошую репутацию, знакомы с гражданскими правилами Самоа , намерены жить в Самоа и прожили на территории в течение пяти лет. [9] Специальный процесс натурализации для лиц, оказавших выдающиеся услуги обществу или стране, разрешен в целях экономического развития или спортивных достижений. [10] Для участия в программе требуется минимальный собственный капитал в размере 2,5 млн долларов США (что эквивалентно 1 000 000 долларов США в 2020 году) и инвестиции в размере 4 млн долларов США (что эквивалентно 1 400 000 долларов США в 2020 году). [11] [12] Для этого также требуется трехлетнее постоянное проживание, а затем ежегодное физическое присутствие на Самоа в течение пятнадцати дней. [11] [13] Натурализация также доступна:
- Лицам, родившимся на Самоа (или на самоанском корабле) и считающимся лицами без гражданства, может быть предоставлено гражданство членом Кабинета министров или министром; [14] [15]
- усыновители; [15]
- Супруги самоанцев, состоящие в браке и проживающие на территории в течение пяти лет; или [16]
- Лица (в том числе члены их семей), внесшие значительные финансовые вложения в развитие страны. [17]
Потеря гражданства
[ редактировать ]Граждане Самоа могут отказаться от своего гражданства при условии, что они достигли совершеннолетия и дееспособности и получили другое гражданство. [18] Денатурализация может произойти, если лицо получило гражданство путем мошенничества, ложного представления или сокрытия; если они совершили нелояльные или предательские действия; или если натурализованный самоанец получил место жительства за границей. [19] В случае лица, получившего гражданство посредством инвестиций, денатурализация может произойти, если оно не осуществило необходимые инвестиции или не сохранило требуемый собственный капитал. [20]
Двойное гражданство
[ редактировать ]С 2004 года в Самоа разрешено двойное гражданство . [21]
История
[ редактировать ]До колонизации (1722-1899)
[ редактировать ]Самоанская администрация была организована по традиционной системе фааматай (кланов) вокруг деревень. Политическая власть была предоставлена верховному вождю через правящие деревни и обладателей титулов, которые представляли определенные территории и сети родства. Политическая и церемониальная система контролировала советы, браки, войны и дела жителей. [22] Голландский мореплаватель Якоб Роггевен впервые увидел Самоанские острова в 1722 году, а позже, в 1768 году, их отметили французы, дав им название «Острова Навигатора». [23] [24] Никаких постоянных европейских поселений не возникало до тех пор, пока Джон Уильямс из Лондонского миссионерского общества не основал миссию на островах в 1830 году. [23] Чарльз Уилкс возглавил исследовательскую экспедицию США, которая обследовала острова и разработала коммерческие правила в 1839 году, а в 1845 году Джордж Притчард прибыл в качестве британского консула. Немецкая торговая фирма JC Godeffroy & Sohn начала коммерческую деятельность на Самоанском архипелаге в 1857 году. [25] Немецкая экспансия на острове включала добычу нефти и основание первых кокосовых плантаций. [26] Борьба за контроль над территорией со стороны западных держав [27] в конечном итоге привело к Трехсторонней конвенции 1899 года, в которой Соединенные Штаты, Великобритания и Германия согласились разделить острова на Немецкое Самоа и Американское Самоа . [28] [29]
Немецкий протекторат (1899-1920)
[ редактировать ]В 1900 году Германия создала администрацию под руководством губернатора Вильгельма Зольфа , которая использовала традиционных лидеров для реализации политики. Он назначил Матаафу Иосефо верховным вождем и создал двухпартийный совет советников, состоящий из вождей как королевских родов, так и глав округов, чтобы давать указания по политике. [30] По условиям Германского колониального закона 1888 года немецкие колонии не входили в состав федерального союза , но и не считались иностранными. Таким образом, законы, распространявшиеся на колонии, иногда рассматривали жителей как граждан, а иногда как иностранцев. Коренные жители колоний не считались немцами, но им разрешалось натурализоваться. [31] Для натурализации требовалось десять лет проживания на территории и подтверждение самостоятельной занятости. Оно автоматически предоставлялось всем членам семьи, а это означало, что дети и жены получали гражданство мужа. [32] Закон о гражданстве 1913 года изменил основу приобретения немецкого гражданства с места жительства на отцовство , но не изменил производное гражданство. [33] [34] С началом Первой мировой войны , в 1914 году, экспедиционный корпус Самоа высадился и оккупировал Немецкое Самоа . [35] Немецкий губернатор сдался, и в Новой Зеландии была создана военная администрация. [36]
Подмандатная или подопечная территория Новой Зеландии (1920-1962)
[ редактировать ]В конце войны в 1919 году Лига Наций учредила четыре мандата класса C в Тихом океане для бывших немецких колоний. Новой Зеландии были переданы острова Западного Самоа. [37] Положения Лиги Наций в резолюции 1923 года относительно мандатов включали, что коренные жители не обладали гражданством управляющей страны. [38] Согласно британскому законодательству, подмандатные территории находились за пределами владений Короны, а это означало, что законы о британском гражданстве не распространялись на коренных жителей, а только на британских подданных, рожденных от британских отцов, которые могли проживать в подмандатном месте. [39] [Примечания 1] Однако в 1923 году Новая Зеландия внесла поправки в Закон о Самоа 1921 года с конкретным намерением обеспечить натурализацию самоанцев в качестве британских подданных. [43] В том же году Новая Зеландия приняла Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года , за исключением положений, согласно которым натурализованные люди со всей империи автоматически становились британскими подданными в Новой Зеландии. [44]
Общий код гражданства для использования на всей территории Британской империи был предложен в 1911 году на Имперской конференции . [45] Он был принят как Закон о британском гражданстве 1914 года и позволил местным юрисдикциям в самоуправляющихся доминионах продолжать регулировать гражданство на своих территориях, но также установил схему имперского гражданства по всему королевству. [46] Единый закон, вступивший в силу 1 января 1915 года, требовал, чтобы замужняя женщина получала гражданство от своего супруга, то есть, если он был британцем, она тоже была британцем, а если он был иностранцем, то и она тоже. [47] [48] Он предусматривал, что после утраты гражданства мужа жена может заявить, что желает остаться британкой. Он также предусматривал, что в случае расторжения брака в результате смерти или развода гражданка британского происхождения, потерявшая свой статус в результате брака, может вновь получить британское гражданство путем натурализации без соблюдения требований о проживании. [44] В статуте повторяются положения общего права для лиц, родившихся на территории королевства на дату вступления в силу или после нее. Используя слово «человек» , статут аннулировал требования легитимности для граждан jus soli , а это означало, что незаконнорожденные дети могли получить свое гражданство по материнской линии. [49] Для тех, кто родился за границей на дату вступления в силу или после нее, легитимность по-прежнему требовалась и могла быть получена только ребенком от британского отца (одно поколение), который был естественным или натурализованным. [50]
С 1923 года эти положения вступили в силу в Новой Зеландии. [44] Хотя Закон 1923 года был отменен в 1928 году, Закон того же года о британском гражданстве и статусе иностранцев (в Новой Зеландии) содержал положения, согласно которым жители островов Кука, новозеландцы и самоанцы определялись как находящиеся в пределах британских владений и верности, и что они либо родились как британские подданные, либо имели право на натурализацию при соблюдении требований натурализации и проживания. [51] Закон 1928 года также включал положения, согласно которым люди, натурализовавшиеся в любой точке империи, автоматически становились британскими подданными в Новой Зеландии. [44] После Всемирной конференции по кодификации международного права, состоявшейся в Гааге в 1930 году, по всей империи началась дискуссия о том, следует ли изменить законы, чтобы они соответствовали положениям Конвенции о некоторых вопросах, касающихся коллизии законов о гражданстве, о предотвращении безгражданства. . [52] [53] В 1933 году Великобритания изменила свои законы, чтобы не допустить, чтобы женщины становились апатридами, разрешив замужней женщине сохранять свое гражданство, если родная страна ее мужа не предоставила ей автоматически свое гражданство. [54] В 1935 году Новая Зеландия приняла закон, позволяющий замужним женщинам, которые могли стать иностранцами в результате брака, сохранять свое британское гражданство, проживая на ее территории. [55] В 1946 году парламент Новой Зеландии принял поправки к Закону о британском гражданстве и статусе иностранцев в Новой Зеландии, предоставляющие женщинам индивидуальное гражданство. [56]
Два года спустя Закон о британском гражданстве и гражданстве Новой Зеландии 1948 года положил конец практике предоставления самоанцам статуса британского подданного с рождения. [57] Новый закон выделил новозеландское гражданство отдельно от британского гражданства . [58] В разделах, касающихся Западного Самоа (16 (3) и 7 (1)), Закон предусматривал, что британские подданные, ранее родившиеся в Самоа, автоматически становились гражданами Новой Зеландии, а дети, рожденные после этого от этих подданных, могли получить новозеландское гражданство. гражданство по отцу. [59] Он предусматривал, что жены лиц, которым было предоставлено гражданство или которые могли бы получить гражданство, но не получили его из-за смерти, 1 января 1949 года могли подать заявление о регистрации в качестве граждан Новой Зеландии. [60] Самоанцы, родившиеся после 1949 года, которые не были британскими подданными или не имели другого гражданства, в соответствии с положениями Приказа 1950 года о лицах, находящихся под защитой Новой Зеландии, Западное Самоа, имели дипломатическую защиту как лица, находящиеся под защитой Новой Зеландии, - статус, аналогичный статусу лиц, находящихся под защитой Великобритании . [61] [62] В соответствии с этим статусом самоанец мог претендовать на гражданство Новой Зеландии только в том случае, если его отец был гражданином Новой Зеландии, родившимся в Новой Зеландии. Лица, находящиеся под защитой Новой Зеландии, поскольку они не были иностранцами, не могли натурализоваться. [61]
Поскольку планы Западного Самоа по обретению независимости и прекращению опеки продолжались, в 1959 году был принят Постановление о гражданстве Западного Самоа . [63] Он предусматривал, что дети, рожденные на территории от отцов-уроженцев Самоа, автоматически получат самоанское гражданство. Дети, ранее родившиеся за границей от самоанских отцов, могли заявить о своем желании стать самоанцами и принести присягу на верность в течение десяти месяцев с даты вступления в силу Постановления. Лицам, рожденным на территории от несамоанцев, прожившим в совокупности не менее трех лет из четырех лет установленного проживания, предоставлялось гражданство до достижения возраста двадцати одного года. Достигнув совершеннолетия, эти граждане должны были принести присягу на верность и отказаться от любого иностранного гражданства. Жители Западного Самоа, родившиеся за рубежом и проживавшие на этой территории в течение пяти лет, могли выбрать самоанское гражданство после даты вступления в силу, заявив о своем намерении и принеся присягу на верность. После даты вступления в силу Постановления дети, рожденные за границей от коренных или натурализованных граждан Самоа, получали гражданство своего отца в течение одного поколения, если только они не вернулись в Самоа в качестве резидента. Иностранные жены граждан Самоа автоматически получили гражданство от своих мужей. [64] Постановление не допускает двойного гражданства, за исключением случаев несовершеннолетних детей. [57]
После обретения независимости (1962-настоящее время)
[ редактировать ]После обретения независимости 1 января 1962 года в качестве независимого государства Западное Самоа все лица, которые были гражданами, как описано в Постановлении о гражданстве Западного Самоа 1959 года, автоматически стали гражданами Самоа. [8] [65] не было положений, В Законе о Западном Самоа 1961 года позволяющих самоанцам перестать быть гражданами Новой Зеландии после обретения независимости. [57] [65] Закон о гражданстве 1972 года повторил положения Постановления 1959 года, но предусмотрел, что если человек имеет двойное гражданство и пользуется какими-либо правами гражданства Новой Зеландии, гражданство Западного Самоа может быть утрачено. [66] В 1982 году Фалемаи Леса оспорила приказ о депортации из Новой Зеландии на том основании, что она получила новозеландское гражданство через своего самоанского отца, когда страна находилась под мандатом ООН. [67] Судебный комитет Тайного совета Новой Зеландии постановил, что лица, родившиеся в Самоа в период мандата, были британскими подданными по рождению в соответствии с поправкой 1923 года к Закону Самоа и Закону о гражданстве Новой Зеландии 1928 года, которые действовали до 1948 года. . [57] [67] [68]
Чтобы предотвратить приобретение гражданства для всех этих лиц, парламент Новой Зеландии принял Закон о гражданстве (Западное Самоа) 1982 года в качестве протокола, добавленного к Договору о дружбе 1962 года между Новой Зеландией и Западным Самоа. [67] [69] За исключением Лесы, Закон отрицал, что самоанцы когда-либо были гражданами Новой Зеландии, но предоставлял любому гражданину Самоа, находящемуся в настоящее время в Новой Зеландии 14 сентября 1982 года или впоследствии иммигрировавшему и получившему постоянное место жительства в Новой Зеландии, подать заявление на получение гражданства Новой Зеландии. [62] [70] Это действие вызвало споры, и правозащитные группы утверждали, что новый закон был расистским , поскольку требовал от самоанцев отказаться от своего первородства на гражданство Новой Зеландии. [70] В течение многих лет продолжались дискуссии об отмене законодательства и введении ограничительных квот для самоанцев, желающих иммигрировать в Новую Зеландию. [71]
В 1997 году поправка к конституции изменила название страны с Западного Самоа на Самоа. [72] В 2004 году в Закон о гражданстве были внесены поправки, направленные на устранение гендерного неравенства. В то время женщинам было предоставлено индивидуальное гражданство, детям было разрешено получать гражданство от своих матерей, а супругам было предоставлено равенство при передаче своего гражданства супругу. [73] [74] Поправка также сняла ограничения на двойное гражданство. [21] В 2015 году Самоа запустило инвестиционную программу для иммигрантов , позволяющую отдельным лицам и их семьям получить гражданство, внося свой вклад в развитие нации. [75] [76]
Самоанцы и гражданство Содружества
[ редактировать ]Граждане Самоа не входили в состав Содружества Наций на момент обретения независимости. Они присоединились в 1970 году, но граждане Западного Самоа не имели права на гражданство Содружества до 1980 года, с принятием Закона о различных положениях Папуа-Новой Гвинеи, Западного Самоа и Науру 1980 года. [65] Членство в Содружестве давало самоанцам определенные права в Соединенном Королевстве , в частности право голосовать и баллотироваться на выборах, если они законно проживают в Соединенном Королевстве. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1946 году была создана комиссия для проверки национальности жителей бывших немецких колоний. Он пришел к выводу, что жители мандатов типа «С» не получили британского гражданства и, если они были гражданами Германии в соответствии с положениями Закона о гражданстве 1913 года, они стали апатридами, когда Германия покинула свои территории. [40] [41] По словам Д.П. О'Коннелла , они считались «не имеющими гражданства, но обладающими административным статусом, аналогичным статусу жителей британских протекторатов». [42]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дзеджич 2020 , стр. 6, 16, 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бьюкенен 2016 .
- ^ Дживан и Форстер 2007 , с. 299.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дзеджич 2020 , стр. 7.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 12, 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 12.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кнобель и Хайтмюллер 2018 , с. 12.
- ^ Журнал «Гражданство за инвестиции», 2020 год .
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 27.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болл 2007 , стр. 499.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 14.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 17.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 17–18.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 18–19.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дзеджич 2020 , стр. 19, 23.
- ^ Бойд 1968 , с. 149.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди 2013 , с. 1865.
- ^ Хемпенстолл 2016 , с. 25.
- ^ Кеннеди 2013 , с. 1866.
- ^ Кеннеди 2013 , с. 1867.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 1885–1886.
- ^ Кеннеди 2013 , с. «2 декабря».
- ^ Уайтман 1967 , с. 116.
- ^ Хемпенстолл 2016 , с. 34.
- ^ Ридинг 1900 , с. 47.
- ^ Фармейр 1997 , с. 734.
- ^ Фармейр 1997 , с. 751.
- ^ Комиссия по положению женщин 1954 г. , с. 42.
- ^ Бойд 1968 , с. 150.
- ^ Бойд 1968 , стр. 150–151.
- ^ Блейксли 1922 , с. 98.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 21.
- ^ Франсман 2011 , с. 1131.
- ^ О'Коннелл 1954 , с. 460.
- ^ Брукфилд 1983 , стр. 369–370.
- ^ О'Коннелл 1954 , с. 461.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Болдуин 2001 , с. 528.
- ^ Франсман 2011 , с. 145.
- ^ Болдуин 2001 , с. 527.
- ^ Ллевеллин-Джонс 1929 , с. 123.
- ^ Франсман 2011 , с. 151.
- ^ Франсман 2011 , с. 148.
- ^ Франсман 2011 , стр. 150–151.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 22–23, 27–29.
- ^ Самор 1951 , стр. 479–491.
- ^ Болдуин 2001 , с. 548.
- ^ Франсман 2011 , с. 163.
- ^ Болдуин 2001 , с. 552.
- ^ Болдуин 2001 , с. 554.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Квентин-Бакстер 1987 , с. 364.
- ^ Франсман 2011 , с. 1135.
- ^ Брукфилд 1983 , с. 367.
- ^ Франсман 2011 , с. 1139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тагупа 1994 , стр. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брукфилд 1983 , с. 368.
- ^ Дэвидсон 1959 , с. 146.
- ^ Дэвидсон 1959 , с. 147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 1355.
- ^ Брукфилд 1983 , с. 381.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дзеджич 2020 , стр. 4.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 22–23.
- ^ Тагупа 1994 , стр. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Квентин-Бакстер 1987 , с. 366.
- ^ Новозеландский Вестник 2004 .
- ^ RefWorld 2018 .
- ^ Дживан и Форстер 2007 , с. 315.
- ^ Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2005 г. , с. 3.
- ^ Дзеджич 2020 , стр. 17, 27.
- ^ Аззопарди 2018 , с. 539.
Библиография
[ редактировать ]- Аззопарди, Роуз Мари (2018). «Паспортный дождь идет! Экономика инвестиционных программ гражданства» (PDF) . Международный журнал искусств и науки . 11 (1). Камберленд, Род-Айленд: Университетские публикации: 537–549. ISSN 1944-6934 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2021 года . Проверено 16 июня 2021 г.
- Болдуин, М. Пейдж (октябрь 2001 г.). «Подчинение империи: замужние женщины и Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев» . Журнал британских исследований . 40 (4). Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета : 522–556. дои : 10.1086/386266 . ISSN 0021-9371 . JSTOR 3070746 . OCLC 4637986477 . ПМИД 18161209 . S2CID 5762190 . Проверено 25 марта 2021 г.
- Блейксли, Джордж Х. (15 сентября 1922 г.). «Тихоокеанские мандаты» . Иностранные дела . 1 (1). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Совет по международным отношениям : 98–115. дои : 10.2307/20028201 . ISSN 0015-7120 . JSTOR 20028201 . OCLC 7547280252 . Проверено 13 июня 2021 г.
- Болл, Альфред Майкл (2007). Множественное гражданство и международное право . Лейден: Издательство Мартинуса Нийхоффа . ISBN 978-90-04-14838-3 .
- Бойд, Мэри (октябрь 1968 г.). «Военная администрация Западного Самоа, 1914–1919» . Новозеландский исторический журнал . 2 (2). Окленд, Новая Зеландия: Оклендский университет : 148–164. ISSN 0028-8322 . Проверено 15 июня 2021 г.
- Брукфилд, Фредерик Моррис (Джок) (1983). «Гражданство Новой Зеландии и Западное Самоа: наследие мандата» . Обзор закона Отаго . 5 (3). Данидин, Отаго: Университет Отаго : 367–396. ISSN 0078-6918 . OCLC 7128217317 . Проверено 15 июня 2021 г. - через HeinOnline .
- Бьюкенен, Келли (24 августа 2016 г.). «Самоа: в Закон о гражданстве внесены поправки, позволяющие самоанцам второго поколения, находящимся за границей, претендовать на гражданство» . Глобальный правовой монитор . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 23 марта 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- Комиссия по положению женщин (ноябрь 1954 г.). Гражданство замужних женщин (PDF) (Отчет). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Экономический и Социальный Совет ООН . E/CN.6/254.
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (28 января 2005 г.). Заключительные комментарии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Самоа (PDF) (Отчет). Женева, Швейцария: Организация Объединенных Наций . Тридцать вторая сессия: 10–28 января 2005 года, Дополнение № 38 (А/60/38). Архивировано (PDF) из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 16 июня 2021 г.
- Дэвидсон, JW (июнь 1959 г.). «Постановление о гражданстве Западного Самоа» . Журнал Полинезийского общества . 68 (2). Окленд, Новая Зеландия: Полинезийское общество : 146–148. ISSN 0032-4000 . JSTOR 20703731 . OCLC 6015247336 . Проверено 15 июня 2021 г.
- Дзеджич, Анна (февраль 2020 г.). «Сравнительный региональный отчет о законодательстве о гражданстве: Океания» (PDF) . cadmus.eui.eu . Бадиа Фьесолана : Европейский университетский институт . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
- Фармейр, Андреас К. (сентябрь 1997 г.). «Немецкое гражданство девятнадцатого века: пересмотр» . Исторический журнал . 40 (3). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета : 721–752. дои : 10.1017/S0018246X97007383 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2639885 . OCLC 5548980323 . S2CID 159855207 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Хемпенстолл, Питер Дж. (2016). «1 Немецкое Самоа: раннее беспокойство» . Жители островов Тихого океана под властью Германии: исследование значения колониального сопротивления . Актон, АСТ: ANU Press . стр. 25–50. ISBN 978-1-921934-32-2 . JSTOR j.ctt1dgn5vg.7 .
- Дживан, Ведна; Форстер, Кристина (2007). «7. Соблюдение законодательства Самоа» (PDF) . Перевод CEDAW в закон: соблюдение законодательства CEDAW в девяти тихоокеанских островных странах (изд. за май 2007 г.). Сува, Фиджи: Фонд развития женщин Организации Объединенных Наций , Тихоокеанский центр. стр. 299–324. ISBN 978-982-304-022-6 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года.
- Кеннеди, Пол (2013). Самоанский клубок: исследование англо-германо-американских отношений 1878–1900 гг . Тихоокеанские исследования. Сент-Люсия, Квинсленд: Издательство Квинслендского университета . ISBN 978-1-921902-07-9 .
- Кнобель, Андрес; Хайтмюллер, Фредерик (12 марта 2018 г.). «Гражданство и вид на жительство через инвестиционные схемы: возможность избежать единого стандарта отчетности для автоматического обмена информацией» (PDF) . Лондон: Сеть налогового правосудия . Архивировано (PDF) из оригинала 31 августа 2020 г. Проверено 16 июня 2021 г.
- Ллевелин-Джонс, Фредерик (1929). «Национальность замужней женщины» . Труды Общества Гроция . 15 . Лондон: Общество Гроция : 121–138. ISSN 1479-1234 . JSTOR 742756 . OCLC 5544683551 . Проверено 25 марта 2021 г.
- Леб, Исидор (август 1900 г.). «Немецкая колониальная финансовая система» . Публикации Американской экономической ассоциации . 1 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Американская экономическая ассоциация : 40–72. ISSN 1049-7498 . JSTOR 2485790 . OCLC 5791225492 . Проверено 20 мая 2021 г.
- О'Коннелл, ДП (1954). «Гражданство в мандатах класса C» . Британский ежегодник международного права . 31 . Лондон: Издательство Оксфордского университета : 458–461. ISSN 0068-2691 . Проверено 31 мая 2021 г. - через HeinOnline .
- Квентин-Бакстер, Элисон (сентябрь 1987 г.). «Независимость Западного Самоа – некоторые концептуальные вопросы» . Обзор права Университета Виктории в Веллингтоне . 17 (4). Веллингтон, Новая Зеландия: Веллингтонский университет Виктории : 345–372. ISSN 1171-042X . OCLC 7128221535 . Проверено 14 июня 2021 г. - через HeinOnline .
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Самор, Уильям (июль 1951 г.). «Безгражданство как результат коллизии законов о гражданстве» . Американский журнал международного права . 45 (3). Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество международного права : 476–494. дои : 10.2307/2194545 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2194545 . OCLC 7376579759 . S2CID 147312560 . Проверено 25 марта 2021 г. – через Cambridge Core (требуется подписка)
- Тагупа, Уильям (июнь 1994 г.). «Закон, статус и гражданство: конфликт и преемственность в Новой Зеландии и Западном Самоа (1922–1982)» . Журнал тихоокеанской истории . 29 (1). Канберра, столичная территория Австралии: Австралийский национальный университет : 19–35. дои : 10.1080/00223349408572756 . ISSN 0022-3344 . JSTOR 25169200 . OCLC 6015501156 . Проверено 14 июня 2021 г.
- Уайтман, Марджори М. (1967). Дайджест международного права . Том. 8. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США . OCLC 635025053 . Публикация Государственного департамента 8290.
- «Конституция Независимого Государства Самоа: Закон о внесении поправок в Конституцию (№ 2) 1997 года» . РефМир . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Верховный комиссар ООН по делам беженцев . 2018. Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 16 июня 2021 г.
- «Правительство определит квоту для Самоа» . Новозеландский Вестник . Окленд, Новая Зеландия. 25 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 г. Проверено 16 июня 2021 г.
- «Что случилось с гражданством Самоа за инвестиции?» . Журнал «Гражданство за инвестиции» . Будапешт, Венгрия: Журнал CIP. 25 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 года . Проверено 16 июня 2021 г.