Начинать


Фааматаи — коренная политическая («главная») система Самоа , занимающая центральное место в организации самоанского общества. [ 1 ] Это традиционная форма правления коренных народов обоих Самоа , включая Американское Самоа и Независимое Государство Самоа . Этот термин состоит из префикса фаа ( самоанское слово означает «на пути») и слова матай (фамилия или титул).
Центральное значение в системе имеют матаи , [ 2 ] обладатели титулов глав семьи и их роль в заботе о своей семье. Фааматаи — ключевая социально-политическая система управления и образа жизни ( фаа Самоа ) в самоанской культуре. присущи Системе фааматаи благосостояние и благополучие большой семьи ( айга ), а также защита семейной собственности, состоящей, прежде всего, из традиционной земли . Около 81% (567 000 акров) находится в обычной собственности, а остальная часть находится в собственности национального правительства ( мало ) как государственные земли, а еще 4% находятся в собственности . [ 1 ]
На вершине этой системы находятся четыре основных обладателя титула – Тупуа Тамасесе , [ 3 ] Малиетоа , Матаафа и Туималеалиифано , известные как Тама-а-Айга («сыновья семей»), которые дают им лидерство над королевскими семьями Самоа. Все главы государства Самоа были выбраны из Тама-а-Айга . Кроме того, этим четырем верховным вождям часто присваиваются титулы папы - титулы, которые указывают на суверенитет или лидерство над определенной территорией или сетью родства. Эти титулы — Туи Атуа , Туи Аана , Гатоайтеле и Ваэтамасоалии. Туи Атуа в настоящее время принадлежит Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи , бывшему премьер-министру и главе государства Самоа. Звание Гатоайтеле в настоящее время принадлежит Савеа Сано Малифа , уважаемому журналисту и владельцу газеты Samoa Observer . Официальных обладателей двух других титулов папы нет. [ 4 ] [ 5 ]
, состоящем из 49 мест В Законодательном собрании Самоа , все 47 самоанских членов также являются матаи , выполняющими двойную роль вождей и современных политиков, за исключением двух мест, зарезервированных для несамоанцев. [ 6 ]
2006 года Перепись в Самоа выявила 15 783 матаи из общей численности населения в 180 741 человек (8,7%); 12 589 (79,8%) мужчин и 3194 (20,2%) женщин. [ 7 ]
Бывшая система правления
[ редактировать ]Две великие семьи составляют то, что можно назвать аристократией Самоа: Са Малиетоа и Са Тупуа . В течение длительного времени титул Тупу (Суверен) принадлежал членам последнего, начиная с правления королевы Саламасины .
После смерти Сафе-о-фафине, последнего короля в линии Са Тупуа, титул оставался в неопределенности в течение длительного времени, поскольку линия преемственности была прервана после поражения Атуа в войне, и место власти ненадолго переместилось из Луфилуфи — Маноно. [ 3 ]
Новое мало возглавил верховный вождь Маноно Лейатауа Лелолога. Его сын Тамафайга стал его преемником и принял на себя атрибуты бога, а также короля. Ему фактически поклонялись как богу, и он превратился в тирана. В надежде спастись от его тирании жители Ааны присвоили ему титул Туи Аана , но только для того, чтобы еще больше ухудшиться под его репрессивным правлением. В то время как клан Тонумайпеа ранее принял все королевские титулы и предоставил округам вести свои собственные дела, в случае Маноно произошло обратное. Партия Маноно/Тонумайпеа проигнорировала королевские титулы, но взяла на себя мало (исполнительную власть). Это был политический шаг, поскольку утверждение Тафаифа не имело отношения к сути власти и лишь подтверждало традиционную власть его побежденных врагов по распределению покровительства. [ 3 ]
И так впервые за многие поколения сан перешел из рода Фоноти и, таким образом, из линии древней царицы Саламасины. Аана не только потеряла престиж, который она так долго имела в связи с этим, но и королевская резиденция больше не располагалась в провинции, а новый король продолжал проживать на Маноно. По мере того как его тирания возрастала, в такой же пропорции возрастала и ненависть жителей Ааны, и в конце концов они восстали против него, и он был убит в 1829 году. Это было незадолго до Джона Уильямса, чье имя является ярким светом в анналах миссионерской деятельности. (нужна справка), впервые посетил Самоа. Последовала кровавая война, власть Ааны была сломлена, а район опустошён. [ 8 ]
Управление
[ редактировать ]Система вождя Самоа вращается вокруг семьи и расширенных родственных кланов ( айга ), основанных на культурных общинных и расширенных семейных отношениях. Термин аига включает в себя не только ближайших родственников (отца, мать и детей), но и весь союз семей рода и даже тех, кто хоть и не является родственником, но подлежит семейному контролю. [ 9 ]
На местном уровне большая часть гражданских и уголовных дел страны рассматривается примерно 360 сельскими старостами, Фоно о Матай , в соответствии с традиционным законодательством, и эта практика получила дальнейшее развитие в Законе о деревенских фоно 1990 года. [ 10 ]
Большинство самоанцев живут в деревнях, состоящих из групп семей, имеющих тесные связи и историю. Влияние матаи ощущается не только в селе, но и в районе и даже за его пределами. Активным фактором жизни деревни является сельский совет или фоно о матаи , а его членами являются матаи . Фоно матаи — исполнительная и судебная власть. [ 11 ] каждой деревни Самоа. Если дело имеет важное значение, собрание проводится на малаэ , открытом пространстве перед деревней.
Выступающие обращаются к собравшимся и готовы это сделать. Слушатели удобно располагаются на ковриках. Тех, кто не принимает участия в этих собраниях, называют тагатануу (жителями деревни), в их число входят безымянные мужчины, женщины и дети. Демократические идеи не преобладают в этих фоно , и решения не зависят от правления большинства или меньшинства. Решение одного или нескольких матаи сили (старшего матаи ) является решающим. Остальные, которые просто пришли на фоно , чтобы послушать, согласны с принятыми решениями. разрешено Младшему матаи обсуждать этот вопрос и пытаться повлиять на матаи сили до начала фоно .
Перед началом фоно различные группы проводят предварительные советы ( таупулега ), и на этих советах главы отдельных семей обмениваются мнениями и стараются убедить друг друга и создать гармонию, чтобы к моменту фактического фоно все прошло гладко. Некоторым матаи разрешено выступать на этих фоно без права принимать решение. [ 9 ]
Перепись 2006 года в Самоа страны также показала, что 96% матаи активно участвовали в деревенской деятельности в рамках своих обязанностей матаи . 4% «неактивных» объяснялись тем, что, возможно, матаи владеют более чем одним титулом или живут вдали от деревни, к которой принадлежал их титул. [ 7 ]
Власть
[ редактировать ]Авторитет матаи имеет некоторые пределы. Они призваны обсуждать все важные дела со всеми значимыми членами семейного союза. Если вопрос имеет второстепенное значение и представляет интерес только для ближайших деревенских родственников, более дальние родственники могут быть исключены из обсуждения. Матаи, подчиняющиеся старшему матаи ( матай сили ), независимы в семейных делах, касающихся их собственной семьи, если только у них нет только общего титульного имени туайгоа , и в этом случае на них вообще не ссылаются в семейных делах, и они могут быть лишены своих имен. по желанию своего начальника в любое время.
Современная политика
[ редактировать ]Система фааматаи укоренилась в политике Самоа. После обретения страной независимости в 1962 году только матаи могли голосовать и баллотироваться в качестве кандидатов на выборах в парламент. В 1990 году система голосования была изменена Законом о поправках к выборам, который ввел всеобщее избирательное право и право голоса для взрослых в возрасте 21 года и старше. Однако право баллотироваться на выборах остается за матаи , которые сами избираются консенсусом членов своих семей, включая членов семей, не являющихся матаи. Таким образом, каждый член парламента Самоа также является матаи , выполняющим двойную роль «главы», а также обязанности в парламенте Самоа . [ 6 ] Это относится к большинству самоанцев, занимающих ответственные должности перед обществом, от премьер-министра Самоа до главы государства, которого называют О ле Ао о ле Мало (вождь правительства).
Колониальные влияния
[ редактировать ]Поскольку матаи возглавляют свои семьи и представляют свои деревни, общины и районы, важные высокопоставленные обладатели титулов стали играть значительную роль в колониальной политике с приходом западных держав и соперничеством в 19 веке.
В колониальную эпоху Великобритания , Германия и Соединенные Штаты поддерживали различных матаи (таких как Матаафа Иосефо и юный Малиетоа Танумафили I ), чтобы получить политическое влияние в Самоа. Это привело к тому, что в неспокойные годы конца 19 века колониальные державы даровали европейский титул короля своему собственному кандидату, что привело к войне между конкурирующими высокопоставленными матаи в разных округах.
Самоанский термин «тупу» , обозначающий высший статус над определенным регионом или всей группой островов, иногда неправильно переводится на английский язык как «король» в европейском смысле. [ 12 ] Относительно краткое использование термина «король» прекратилось с окончанием колониализма.
В начале 20 века руководство матаи за независимость сыграло ключевую роль в движении Мау , которое в конечном итоге привело к независимости Западного Самоа в 1962 году.
Мастер титул
[ редактировать ]
У каждого матаи есть имя ( суафа ), посредством которого они осуществляют свои права в семье, которой они руководят. Имена матаи по большей части очень старые и передаются из поколения в поколение. Титулы матаи могут присваиваться одному человеку или многочисленным членам семьи, отличающимся друг от друга христианским именем .
Обычно каждая ига имеет несколько титулов матай , но один конкретный титул будет самым важным и будет служить основным титулом матай . Титул семейного матаи , который является особенным и особенным для этой семьи, является предметом традиции, добросовестно регистрируется семьей и передается из поколения в поколение.
Иногда случается, что по каким-то причинам берутся новые имена, а старые отбрасываются или передаются младшим или младшим вождям.
В самоанской культуре концепция служения и принятия на себя ответственности за благополучие семьи является неотъемлемой частью системы фааматаи . Различные члены семьи по очереди призваны поддерживать своих матаи в выполнении их роли и обязанностей в соответствии с самоанскими традициями, культурными обязательствами и долгом. [ 9 ] Это часто предполагает, что семья вносит деньги и важные культурные предметы, такие как тога (тонкие циновки), а также еду, которую матаи преподносит от имени аига , чтобы обеспечить выполнение обязательств семьи в своей деревне или более широком сообществе.
Мужчины и женщины имеют равные права на титулы матаи в Самоа, хотя роль женщин в самоанском обществе означает, что женщины- матаи составляют относительно небольшой процент.
До появления европейских контактов и влияния власть ( пуле ) матаи распространялась на жизнь и конечности, но эта власть была изменена и поглощена современным правительством западного типа (называемым мало ), где матаи власть является ограниченным и сбалансированным по отношению к национальному управлению.
Мужские, женские и мужские женские
[ редактировать ]
В системе вождей Самоа есть два разных ранга. Есть «высокий» или «священный» вождь, известный как Али, и вождь-оратор, известный как Тулафале. Эта система имеется во всех районах Самоа. В некоторых местах есть также Тулафале-алии, вожди высокого ранга, которые в силу своего статуса и древности выполняют двойные функции оратора и вождя. Их также называют «матуа» (старшие), наиболее известными из которых являются Фуатага и Тафуа из Алейпаты, Моено и Юли из Фалефы, Тофуаиофоия и Тало из Фалеалили, Тео и Маугатай из Сафаты. [ 4 ] Раньше термин матай применялся только к тулафале , но со временем этот термин стал применяться и к али в целом. [ 9 ]
Жену алии называют фетуа . Жену тулафале ( статус оратора матай ) называют тауси . [ 13 ]
Центральное место в культуре Самоа занимает запись истории и генеалогии, которая осуществлялась посредством устной истории до появления письменности. Вожди ораторов ( тулафале ) и ораторы ( файлауга - «говорящий») - это термины, используемые для самоанцев, занимающих должности ораторов или рупор вождей, и они встречаются во всех деревнях. Их также называют «путеводителями, которые согласовывают отношения между различными сторонами». [ 14 ] Важные титулы матай также привязаны к определенным титулам оратора матай . Ораторы служат средством передачи желаний вождей народу или выступления от имени семьи, деревни или района в важных случаях. Оратор является регистратором семейных историй и родословных ( фаалупега ), генеалогий ( гафа ) и событий и незаменим на публичных церемониях.
С Тулафале связан ряд церемониальных предметов. Фуэ сделанное из плодолистиков (венчик), особое ожерелье улафала, плодов пандануса, и тоотоо (длинные деревянные посохи). [ 14 ]
Баланс сил, который несет эта система, часто отражается в культурных и социальных условиях. Известно, что Али мало что говорит во время этих встреч, поскольку Тулафале являются традиционным рупором, которому поручено интерпретировать волю Али. При этом тулафале на протяжении столетий превратились в мощную группу, способную использовать свою речевую платформу для оказания значительного влияния на айгу, деревню и на свои отношения с другими айгой и районами. Это привело к возникновению института Тумуа ма Пуле, влиятельной группы ораторов как из Савайи, так и из Уполу. Ораторы Леулумоэги и Луфилуфи на протяжении веков обладали значительной властью, поскольку только с их согласия мог быть присвоен королевский титул алии Туи Аана и титулы Туи Атуа.
Мужчины и женщины имеют равные права на титул матай. Вожди несут ответственность за свою деревню/семью, и в случае необходимости они должны быть рядом, чтобы поддержать их. (Фаалавелаве). [ 12 ] Самоанская гафа (родословная, предки, происхождение) занимает центральное место в семейном родстве и обычно начинается с человека, который первым сделал имя известным и вызвал к нему уважение. Это не обязательно означает, что семья возникла с момента учреждения имени или что лицо, обладающее этим титулом, было основателем семьи. Бывшие матаи семьи по сравнению с этим стали неважными, а их имена вышли из употребления или стали невлиятельными.
Тонкие коврики: Ие Тога
[ редактировать ]В Самоа проводится множество публичных мероприятий, на которых будет происходить раздача циновок. Многие из этих циновок, особенно прекрасные циновки ( ie tōga ), ценятся очень высоко как с денежной точки зрения, так и с исторической и сентиментальной точки зрения. Наиболее важные циновки носят уважаемые имена. Наиболее примечательными случаями вручения циновок являются браки, рождения и смерти, а также присвоение титула вождя. [ 9 ]
Обычная земля
[ редактировать ]
Матаи обычную семьи является распорядителем и представителем семейной собственности, включая землю . Большая часть населения Самоа , 65% в целом, живет со своими семьями в деревнях на традиционных землях. Однако перепись Самоа 2006 года показала, что в 34 из 48 политических округов более 80% домохозяйств проживают на традиционных землях, причем самые низкие показатели (25%) наблюдаются в более густонаселенной урбанизированной зоне вокруг столицы Апиа . На острове Савайи , где меньше людей и меньше признаков западной материальной культуры, 93% из 43 142 населения живут на традиционных землях. [ 7 ]
Забота о коллективной семейной земле является одной из важнейших обязанностей самоанских семей и их матаи .
Матаи могут заявить о своих желаниях и завещать определенную собственность другим , например, замужней дочери, но они не могут передавать права на землю помимо своих собственных. [ 9 ] Под управлением одного или нескольких матаи земли делятся между различными семьями для их собственного использования и рассматриваются этими членами семьи как их неоспоримые права.
Самоанская пословица , подчеркивающая важность земли в Самоа, гласит: E le soifua umi le tagata fa'atau fanua (Человек, который продает семейную землю, не доживет до старости - дьяволы приведут к его ранней смерти).
Поскольку большая часть земель страны находится в традиционной собственности, положение матаи играет важную роль в современной политике Самоа с точки зрения экономического развития страны, сохранения природы, устойчивости, туризма, национальной инфраструктуры и доступа к природным ресурсам, таким как вода, лесное хозяйство. , доступ к дорогам, сельское хозяйство и фермерство.
Примером последних лет являются матаи из деревни Сили на острове Савайи, отклонившие предложение правительства о строительстве гидроэлектростанции на деревенской земле из-за экологических проблем. [ 15 ] Напротив, матаи в Сасине согласились при поддержке правительства на беспрецедентную 120-летнюю аренду первоклассной земли на берегу океана американской компании для строительства туристического курорта, стоимость которого оценивается в 450–500 миллионов долларов США. [ 16 ] Сохраняющиеся деревни Уафато в районе Вао-Фоноти в восточной части Уполу. [ 17 ] Остров и Фалеалупо в западной части Савайи подписали соглашения о сохранении своих родных лесов.
Большая часть земли, находящейся сегодня под контролем правительства, была отчуждена или продана во время колониализма. [ 18 ] а позже перешел под власть правительства Самоа , когда колониальная эпоха закончилась. Сюда входят большие участки плантационных земель XIX века, а также более поздние периоды колониального управления, включая Немецкое Самоа (1900–1914 гг.), За которым следовала администрация Новой Зеландии.
Это привело к продолжающимся судебным разбирательствам по земельным претензиям между матаи и правительством, например, к спору деревни Сатапуала по поводу земли возле международного аэропорта Фалеоло , споры, которые напрямую влияют на национальную инфраструктуру страны.
Мастер подбор
[ редактировать ]
По сути, каждый самоанец, мужчина и женщина, является наследником титула матаи, относящегося к их родству и происхождению. Однако титулы матаи не передаются автоматически от матаи их детям или прямым потомкам, а присваиваются тем, кто, по мнению расширенной семьи, лучше всего будет отвечать их потребностям, а также обеспечивать представительство различных ветвей семьи. Недавним примером этого самоанского обычая и закона является лишение важного титула Малиетоа сына предыдущего обладателя титула, покойного главы государства Малиетоа Танумафили II (1913–2007). После смерти Малиетоа Танумафили II в 2007 году одна ветвь семьи передала титул его сыну Папалии Фаамаусили Моли в деревне Малие . Другие ветви семьи подали петиции в Земельный и титульный суд Самоа, заявив, что дарение недействительно и является нарушением законодательства Самоа. В июне 2008 года суд согласился и постановил присвоение сыну титула Малиетоа незаконным. [ 19 ] подчеркивая уникальную природу отбора матаи , основанного на консенсусе, заслугах, обычаях и надлежащей правовой процедуре, а не на автоматическом наследственном отборе. Аналогичная ситуация возникла при присвоении титула Тупуа Тамасесе его нынешнему обладателю. Не заручившись согласием правящей семьи титула, Са Фенунуйвао из Фалефы и Салани, только с их молчаливого согласия в 1986 году в конечном итоге было достигнуто соглашение о Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи присвоении титула . Другие культурные факторы также могут играть роль в сложном процессе принятия решений, включая старшинство по возрасту (важный фактор в самоанском обществе), лидерские качества, ораторское искусство и способность человека внести свой вклад в общие обстоятельства и благополучие семьи.
Присвоение титула
[ редактировать ]матаи Титулы ( суафа , буквально «официальное имя») присваиваются членам семьи во время культурной церемонии, называемой саофаи , которая происходит только после обсуждения и согласия внутри семьи. Саофаи — это торжественная церемония , отмечающая официальное принятие нового матаи его семьей и деревней в круг вождей и ораторов. Он включает в себя собрание вождей и ораторов в доме собраний фале , обмен ораторскими речами, чтение генеалогий и церемонию кава , за которой следует пир, устроенный семьей нового матаи . [ 20 ] Архитектура Самоа диктует места для сидения внутри молитвенного дома во время вручения титула, включая положение тех, кто готовит каву, в задней части. После завершения церемонии новые матаи впредь будут называться своим новым именем.
В Новой Зеландии больше людей, родившихся в Самоа, чем в любой другой зарубежной стране, официально меняют свои имена в Министерстве внутренних дел, и считается, что многие из них добавляют матаи . титулы [ 21 ]
Несамоанцы
[ редактировать ]Титулы матаи иногда присуждаются несамоанцам в качестве чести самоанскими семьями и их деревнями. Примером может служить титул Сейули , присвоенный в 1993 году главой государства Самоа Малиетоа Танумафили II Барри Кертису , в то время мэру Манукау , новозеландского города с большим самоанским населением. Среди других новозеландцев, не являющихся самоанцами, удостоенных титулов матаи , - премьер-министры Роберт Малдун , Дэвид Ланге и Джим Болджер , политик Уинстон Питерс. [ 22 ] и оклендский бизнесмен Дик Хаббард, носящий титул Галумалемана . [ 23 ] В 1988 году американский этноботаник Пол Алан Кокс получил легендарный титул Нафануа от деревни Фалеалупо , где Кокс прожил много лет и позже помог заключить завет по защите родного тропического леса. [ 24 ] В 1978 году генерал-губернатор Фиджи Рату сэр Джордж Какобау получил титул песета от Матауту на острове Савайи во время своего визита на Туи Фити . священную землю [ 25 ] Пан Ги Мун получил титул принца Тупуа Пан Ги Мун из Сиупапа Салеапага 2 сентября 2014 года во время Конференции Организации Объединенных Наций по развитию малых островов, когда он был Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. [ 26 ]
Соглашение об именах
[ редактировать ]Титул матаи всегда стоит на первом месте в соглашении об именах как самое важное имя для титулованного человека. Когда человека назначают матаи , он сохраняет свое христианское имя в дополнение к новому титулу матаи . Титул матаи добавляется к началу их имени, так что их христианское имя следует за новым титулом матаи . [ 27 ] Поскольку один человек может иметь несколько разных имен матаи из разных ветвей своей генеалогии, новые имена также добавляются перед их христианским именем без какого-либо установленного порядка с точки зрения общего использования. Примером может служить Матаафа Фаумуина Фиаме Мулинуу I, первые три имени которого раскрывают титулы отдельных высших вождей и, следовательно, его генеалогию, а также различные деревни и семьи, к которым он принадлежал; титул Фаумуина важнейших от Лепеа , титул Фиаме от Лотофаги и титул Матаафа , одно из имен в стране.
может быть присвоен более чем одному члену семьи Поскольку один и тот же титул матаи , христианское имя каждого человека служит для того, чтобы отличать их друг от друга. Разделение семейного титула между несколькими членами семьи также допускается консенсусом. Самоанцы объясняют это тем, что у мужчины есть фаси игоа – часть титула. [ 9 ]
Усоалии относится к братьям-вождям, мужчинам в семейном союзе, носящим матаи имена . Все они могут пользоваться одинаковыми правами или находиться под контролем одного матаи , которого называют сао , и в этом случае остальные вожди называются туайгоа .
Женщины матай
[ редактировать ]Из общей численности населения Самоа , составляющей 192 126 человек (перепись 2016 года), 93 463 человека составляли женщины, что составляло 48,6% населения. [ 28 ] В 2011 году насчитывалось 1766 женщин -матаи , что составляет 10,5% из 16 787 матаи, проживающих в стране. [ 7 ]
Женщина может носить имя матаи и обладать пуле (авторитетом) в семье, но это происходит не часто. Если у нее есть и то, и другое, она обычно передает титул матай одному из членов своей семьи, вероятно, мужу, и сохраняет пуле . В 2017 году базирующийся в Новой Зеландии тихоокеанских исследований профессор Тагалоателье Пегги Данлоп призвала больше женщин выдвинуть свою кандидатуру. [ 29 ]
Среди выдающихся женщин -матаи Самоа - ученый и историк Айоно Фанаафи Ле Тагалоа ( матаи титул Айоно ), верховный вождь и премьер-министр Фиаме Наоми Матаафа ( матаи титул Фиаме ), бывший политик Гатолоайфаана Аматага Алесана-Гидлоу ( матаи титул Гатолоайфаана ) и писатель Летуиману. 'asina Эмма Крузе Зее ( мастерское звание Letuimanu'asina ).
Поскольку многие самоанцы также живут за границей в других странах, среди других известных самоанских женщин- матаи есть бывший член парламента Новой Зеландии Луаманувао Винни Лабан ( матаи титул Луаманувао ).
Старость
[ редактировать ]Старшинство по годам и пожилому возрасту является уважаемым статусом в самоанском обществе, где старейшин, будь то знакомые или совершенно незнакомые люди, называют тама (отец) или тина (мать). В этом культурном контексте матаи на пенсии обычно пользуется уважением своей семьи, и его называют фаатонутону фолау , рулевой лодки. В этом случае они фактически не управляют, но к их советам прислушиваются, и их семья извлекает выгоду из их богатого опыта.
Безымянные мужчины
[ редактировать ]
Самоанское наименование мужчины, не являющегося матаи , — таулеалеа . Настоящее значение этого слова, происходящее от слова леалеа (незрелый), — молодой человек, не достигший зрелости. В настоящее время оно применяется к любому человеку мужского пола, не являющемуся матай . В прошлом этот термин иногда использовался для обозначения того, что любой человек мужского пола, даже матаи , не был стариком. В этом смысле таулеалеа означает молодой или сравнительно молодой, точно так же, как тоеаина используется для обозначения того, что мужчина пожилой или пожилой (уважительный статус в Самоа), независимо от того, матаи он или таулеалеа .
(человеку без титула) разрешено Таулеалеа менять свое имя так часто, как он пожелает. Случайное замечание или выдающийся инцидент часто становятся определяющим фактором при присвоении имени таулеалеа . Это может относиться ко всем остальным, включая женщин в Самоа, где члена семьи, особенно ребенка, могут назвать новым именем в ознаменование важного события.
Разрешение споров
[ редактировать ]Споры по поводу титулов матаи , которые не могут быть разрешены между членами семьи в пределах широкой расширенной айги , рассматриваются Судом по земле и титулам Самоа , который состоит из экспертов в области культуры и права, назначаемых Комиссией по судебным делам.
Суд по земле и титулам рассматривает споры о правопреемстве титула матаи , а также разногласия, касающиеся обычных земель. [ 30 ] Суд основан на базе Суда по земельным и титульным делам, созданного при колониальной немецкой администрации в 1901 году. Считается, что политическая стабильность Самоа во многом обусловлена успехом этого суда в рассмотрении споров.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фанаафи Ле Тагалоа, Айоно (1986). «Западное Самоа: священный завет» . Земельные права женщин Тихоокеанского региона . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. п. 103. ИСБН 982-02-0012-1 . Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ Уайт, Джеффри Майлз; Ламонт Линдстрем (1997). Вожди сегодня: традиционное тихоокеанское лидерство и постколониальное государство . Издательство Стэнфордского университета. п. 45. ИСБН 0-8047-2851-8 . Проверено 10 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Суаалий-Сауни, Тамасайлау М.; Туагалу, Иуогафа; Кирифи-Алай, Тофилау Нина; Фуамату, Наоми (ред.). В поисках аромата. : Туи Атуа Тупуа Тамасесе Тааси и справочник коренных народов Самоа . ISBN 978-1-77550-359-0 . OCLC 1051928755 .
- ^ Jump up to: а б Туималеалиифано, Морган А. (19..-....). Автор. (2006). O tama a 'aiga = политика наследования важнейших титулов Самоа . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 978-982-02-0377-8 . OCLC 494614506 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Редактор Самоа подтвердил обладателя главного титула» . РНЗ . 14 апреля 2016 года . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Драге, Жан (1994). Новая политика в Южно-Тихоокеанском регионе . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. п. 162. ИСБН 9789820201156 . Проверено 11 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Итоговая перепись населения и жилищного фонда 2011 года» . Статистическое бюро Самоа . Июль 2012. Архивировано из оригинала 1 января 2011 года . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Циклопедия Самоа , Маккаррон, Стюарт и компания, 1907, с. 29
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тувале, Тео (1918). Отчет об истории Самоа до 1918 года . Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ Каратницкий, Адриан (1998). Свобода в мире: Ежегодный обзор политических прав и гражданских свобод, 1996–1997 гг . Издатели транзакций. п. 528. ИСБН 0-7658-0422-0 . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Фэйрберн-Данлоп, Пегги (2003). Самоанские женщины: расширение выбора . Университет южной части Тихого океана. п. 6. ISBN 982-02-0360-0 . Проверено 27 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Мелейсея, Малама (1987). Создание современного Самоа . Университет южной части Тихого океана. ISBN 982-02-0031-8 . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Фанаафи Ле Тагалоа, Айоно (1986). «Западное Самоа: священный завет» . Земельные права женщин Тихоокеанского региона . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. п. 104 . ISBN 982-02-0012-1 . Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Мэллон, Шон (29 мая 2022 г.). «О ле Тулафале (оратор) – языковой путеводитель Самоа» . Папин блог . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «ГЭС Самоа в Чили провалилась» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 12 марта 2004 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ «Департамент Самоа предупреждает, что продажа традиционных земель является незаконной» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 15 мая 2002 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ «Пути предков, современные голоса: Самоанский путь к сохранению природы» (PDF) . Программа развития ООН, Самоа . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2010 года . Проверено 10 ноября 2009 г.
- ^ Мелейсея, Малама (1987). Название: Краткая история Западного Самоа . Университет южной части Тихого океана. п. 117. ИСБН 982-02-0029-6 . Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ Аутагавая, Аутагавая Типи (19 июня 2008 г.). «Моли теряет титул Малиетоа Самоа» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Граттан, FJH «Введение в самоанские обычаи» . Электронный текстовый центр Новой Зеландии . Проверено 7 марта 2010 г.
- ^ Тан, Линкольн (3 апреля 2010 г.). «Азиаты отказываются от своей идентичности в поисках работы» . Новозеландский Вестник . Проверено 4 апреля 2010 г.
- ^ Филд, Майкл (4 августа 2007 г.). «Уинстон Питерс незаконно получил титул матаи в Самоа» . Международные новости Ласпекула . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ «Дик Хаббард» . Новозеландский институт пищевых наук и технологий Inc. Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Отчет Конгресса: Эни Ф.Х. Фалеомаваега
- ^ Терри Л. Хант, Шон С. Барнс. «Предварительные контакты Самоа в Западной Полинезии и за ее пределами» (PDF) . Кафедра антропологии Гавайского университета, Маноа . п. 227. Архивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2009 года . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ «Принц Тупуа Пан Ги Мун из Сиупапа Салеапага» . Интернет-телевидение ООН. 2 сентября 2014 года . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ «Матай - Как стать вождем Самоа [Часть 2]» . 1samoana.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Предварительный подсчет переписи населения 2016 года» (PDF) . Статистическое бюро Самоа . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Жителей деревень призывают добиваться титулов вождя Самоа» . РНЗ. 7 декабря 2017 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Суд Самоа по вопросам земель и титулов объявит о титуле Малиетоа 18 июня» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 29 мая 2008 года . Проверено 20 мая 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- См. Салиимоа (1999). Самоа Фааматаи и верховенство закона . Самоа: Национальный университет Самоа. ISBN 982-9003-09-4
- Туималеалифано, Морган (2006). О Тама аи: Политика наследования важнейших титулов Самоа . Фиджи: Южно-Тихоокеанский университет. ISBN 978-982-02-0377-8