Jump to content

Начинать

Три матаи , двое пожилых мужчин, несущих на левом плече символы статуса главного оратора - фуэ (маховик, сделанный из органической веревки сеннит с деревянной ручкой). Центральный старейшина держит в руках деревянный посох оратора ( тоотоо ) и носит тогу , тонкую циновку. Двое других мужчин носят ткань тапа с узорчатым рисунком.
В архитектуре Самоа предусмотрены места для сидения матаи и ораторов в зависимости от их статуса, ранга, роли и церемонии.

Фааматаи — коренная политическая («главная») система Самоа , занимающая центральное место в организации самоанского общества. [ 1 ] Это традиционная форма правления коренных народов обоих Самоа , включая Американское Самоа и Независимое Государство Самоа . Этот термин состоит из префикса фаа ( самоанское слово означает «на пути») и слова матай (фамилия или титул).

Центральное значение в системе имеют матаи , [ 2 ] обладатели титулов глав семьи и их роль в заботе о своей семье. Фааматаи — ключевая социально-политическая система управления и образа жизни ( фаа Самоа ) в самоанской культуре. присущи Системе фааматаи благосостояние и благополучие большой семьи ( айга ), а также защита семейной собственности, состоящей, прежде всего, из традиционной земли . Около 81% (567 000 акров) находится в обычной собственности, а остальная часть находится в собственности национального правительства ( мало ) как государственные земли, а еще 4% находятся в собственности . [ 1 ]

На вершине этой системы находятся четыре основных обладателя титула – Тупуа Тамасесе , [ 3 ] Малиетоа , Матаафа и Туималеалиифано , известные как Тама-а-Айга («сыновья семей»), которые дают им лидерство над королевскими семьями Самоа. Все главы государства Самоа были выбраны из Тама-а-Айга . Кроме того, этим четырем верховным вождям часто присваиваются титулы папы - титулы, которые указывают на суверенитет или лидерство над определенной территорией или сетью родства. Эти титулы — Туи Атуа , Туи Аана , Гатоайтеле и Ваэтамасоалии. Туи Атуа в настоящее время принадлежит Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи , бывшему премьер-министру и главе государства Самоа. Звание Гатоайтеле в настоящее время принадлежит Савеа Сано Малифа , уважаемому журналисту и владельцу газеты Samoa Observer . Официальных обладателей двух других титулов папы нет. [ 4 ] [ 5 ]

, состоящем из 49 мест В Законодательном собрании Самоа , все 47 самоанских членов также являются матаи , выполняющими двойную роль вождей и современных политиков, за исключением двух мест, зарезервированных для несамоанцев. [ 6 ]

2006 года Перепись в Самоа выявила 15 783 матаи из общей численности населения в 180 741 человек (8,7%); 12 589 (79,8%) мужчин и 3194 (20,2%) женщин. [ 7 ]

Бывшая система правления

[ редактировать ]

Две великие семьи составляют то, что можно назвать аристократией Самоа: Са Малиетоа и Са Тупуа . В течение длительного времени титул Тупу (Суверен) принадлежал членам последнего, начиная с правления королевы Саламасины .

После смерти Сафе-о-фафине, последнего короля в линии Са Тупуа, титул оставался в неопределенности в течение длительного времени, поскольку линия преемственности была прервана после поражения Атуа в войне, и место власти ненадолго переместилось из Луфилуфи — Маноно. [ 3 ]

Новое мало возглавил верховный вождь Маноно Лейатауа Лелолога. Его сын Тамафайга стал его преемником и принял на себя атрибуты бога, а также короля. Ему фактически поклонялись как богу, и он превратился в тирана. В надежде спастись от его тирании жители Ааны присвоили ему титул Туи Аана , но только для того, чтобы еще больше ухудшиться под его репрессивным правлением. В то время как клан Тонумайпеа ранее принял все королевские титулы и предоставил округам вести свои собственные дела, в случае Маноно произошло обратное. Партия Маноно/Тонумайпеа проигнорировала королевские титулы, но взяла на себя мало (исполнительную власть). Это был политический шаг, поскольку утверждение Тафаифа не имело отношения к сути власти и лишь подтверждало традиционную власть его побежденных врагов по распределению покровительства. [ 3 ]

И так впервые за многие поколения сан перешел из рода Фоноти и, таким образом, из линии древней царицы Саламасины. Аана не только потеряла престиж, который она так долго имела в связи с этим, но и королевская резиденция больше не располагалась в провинции, а новый король продолжал проживать на Маноно. По мере того как его тирания возрастала, в такой же пропорции возрастала и ненависть жителей Ааны, и в конце концов они восстали против него, и он был убит в 1829 году. Это было незадолго до Джона Уильямса, чье имя является ярким светом в анналах миссионерской деятельности. (нужна справка), впервые посетил Самоа. Последовала кровавая война, власть Ааны была сломлена, а район опустошён. [ 8 ]

Управление

[ редактировать ]
Деревня Лепеа с круглыми домами собраний, где матаи проводятся собрания , и открытой общественной площадкой ( малаэ ) для церемоний на открытом воздухе.

Система вождя Самоа вращается вокруг семьи и расширенных родственных кланов ( айга ), основанных на культурных общинных и расширенных семейных отношениях. Термин аига включает в себя не только ближайших родственников (отца, мать и детей), но и весь союз семей рода и даже тех, кто хоть и не является родственником, но подлежит семейному контролю. [ 9 ]

На местном уровне большая часть гражданских и уголовных дел страны рассматривается примерно 360 сельскими старостами, Фоно о Матай , в соответствии с традиционным законодательством, и эта практика получила дальнейшее развитие в Законе о деревенских фоно 1990 года. [ 10 ]

Большинство самоанцев живут в деревнях, состоящих из групп семей, имеющих тесные связи и историю. Влияние матаи ощущается не только в селе, но и в районе и даже за его пределами. Активным фактором жизни деревни является сельский совет или фоно о матаи , а его членами являются матаи . Фоно матаи — исполнительная и судебная власть. [ 11 ] каждой деревни Самоа. Если дело имеет важное значение, собрание проводится на малаэ , открытом пространстве перед деревней.

Выступающие обращаются к собравшимся и готовы это сделать. Слушатели удобно располагаются на ковриках. Тех, кто не принимает участия в этих собраниях, называют тагатануу (жителями деревни), в их число входят безымянные мужчины, женщины и дети. Демократические идеи не преобладают в этих фоно , и решения не зависят от правления большинства или меньшинства. Решение одного или нескольких матаи сили (старшего матаи ) является решающим. Остальные, которые просто пришли на фоно , чтобы послушать, согласны с принятыми решениями. разрешено Младшему матаи обсуждать этот вопрос и пытаться повлиять на матаи сили до начала фоно .

Перед началом фоно различные группы проводят предварительные советы ( таупулега ), и на этих советах главы отдельных семей обмениваются мнениями и стараются убедить друг друга и создать гармонию, чтобы к моменту фактического фоно все прошло гладко. Некоторым матаи разрешено выступать на этих фоно без права принимать решение. [ 9 ]

Перепись 2006 года в Самоа страны также показала, что 96% матаи активно участвовали в деревенской деятельности в рамках своих обязанностей матаи . 4% «неактивных» объяснялись тем, что, возможно, матаи владеют более чем одним титулом или живут вдали от деревни, к которой принадлежал их титул. [ 7 ]

Авторитет матаи имеет некоторые пределы. Они призваны обсуждать все важные дела со всеми значимыми членами семейного союза. Если вопрос имеет второстепенное значение и представляет интерес только для ближайших деревенских родственников, более дальние родственники могут быть исключены из обсуждения. Матаи, подчиняющиеся старшему матаи ( матай сили ), независимы в семейных делах, касающихся их собственной семьи, если только у них нет только общего титульного имени туайгоа , и в этом случае на них вообще не ссылаются в семейных делах, и они могут быть лишены своих имен. по желанию своего начальника в любое время.

Современная политика

[ редактировать ]
Правительственное здание в столице Апиа , в котором расположены офисы административных министров.

Система фааматаи укоренилась в политике Самоа. После обретения страной независимости в 1962 году только матаи могли голосовать и баллотироваться в качестве кандидатов на выборах в парламент. В 1990 году система голосования была изменена Законом о поправках к выборам, который ввел всеобщее избирательное право и право голоса для взрослых в возрасте 21 года и старше. Однако право баллотироваться на выборах остается за матаи , которые сами избираются консенсусом членов своих семей, включая членов семей, не являющихся матаи. Таким образом, каждый член парламента Самоа также является матаи , выполняющим двойную роль «главы», а также обязанности в парламенте Самоа . [ 6 ] Это относится к большинству самоанцев, занимающих ответственные должности перед обществом, от премьер-министра Самоа до главы государства, которого называют О ле Ао о ле Мало (вождь правительства).

Колониальные влияния

[ редактировать ]

Поскольку матаи возглавляют свои семьи и представляют свои деревни, общины и районы, важные высокопоставленные обладатели титулов стали играть значительную роль в колониальной политике с приходом западных держав и соперничеством в 19 веке.

В колониальную эпоху Великобритания , Германия и Соединенные Штаты поддерживали различных матаи (таких как Матаафа Иосефо и юный Малиетоа Танумафили I ), чтобы получить политическое влияние в Самоа. Это привело к тому, что в неспокойные годы конца 19 века колониальные державы даровали европейский титул короля своему собственному кандидату, что привело к войне между конкурирующими высокопоставленными матаи в разных округах.

Самоанский термин «тупу» , обозначающий высший статус над определенным регионом или всей группой островов, иногда неправильно переводится на английский язык как «король» в европейском смысле. [ 12 ] Относительно краткое использование термина «король» прекратилось с окончанием колониализма.

В начале 20 века руководство матаи за независимость сыграло ключевую роль в движении Мау , которое в конечном итоге привело к независимости Западного Самоа в 1962 году.

Мастер титул

[ редактировать ]
Верховный вождь Сеуманутафа Погай из Апиа , ок. 1890–1910 . (фото Томаса Эндрю )

У каждого матаи есть имя ( суафа ), посредством которого они осуществляют свои права в семье, которой они руководят. Имена матаи по большей части очень старые и передаются из поколения в поколение. Титулы матаи могут присваиваться одному человеку или многочисленным членам семьи, отличающимся друг от друга христианским именем .

Обычно каждая ига имеет несколько титулов матай , но один конкретный титул будет самым важным и будет служить основным титулом матай . Титул семейного матаи , который является особенным и особенным для этой семьи, является предметом традиции, добросовестно регистрируется семьей и передается из поколения в поколение.

Иногда случается, что по каким-то причинам берутся новые имена, а старые отбрасываются или передаются младшим или младшим вождям.

В самоанской культуре концепция служения и принятия на себя ответственности за благополучие семьи является неотъемлемой частью системы фааматаи . Различные члены семьи по очереди призваны поддерживать своих матаи в выполнении их роли и обязанностей в соответствии с самоанскими традициями, культурными обязательствами и долгом. [ 9 ] Это часто предполагает, что семья вносит деньги и важные культурные предметы, такие как тога (тонкие циновки), а также еду, которую матаи преподносит от имени аига , чтобы обеспечить выполнение обязательств семьи в своей деревне или более широком сообществе.

Мужчины и женщины имеют равные права на титулы матаи в Самоа, хотя роль женщин в самоанском обществе означает, что женщины- матаи составляют относительно небольшой процент.

До появления европейских контактов и влияния власть ( пуле ) матаи распространялась на жизнь и конечности, но эта власть была изменена и поглощена современным правительством западного типа (называемым мало ), где матаи власть является ограниченным и сбалансированным по отношению к национальному управлению.

Мужские, женские и мужские женские

[ редактировать ]
Печать Американского Самоа с символами статуса матаи - тоото посохом оратора и метелкой для мух. Круглый сосуд таноа (или лаулау ) символизирует церемонию ава , центральную часть самоанских традиций.

В системе вождей Самоа есть два разных ранга. Есть «высокий» или «священный» вождь, известный как Али, и вождь-оратор, известный как Тулафале. Эта система имеется во всех районах Самоа. В некоторых местах есть также Тулафале-алии, вожди высокого ранга, которые в силу своего статуса и древности выполняют двойные функции оратора и вождя. Их также называют «матуа» (старшие), наиболее известными из которых являются Фуатага и Тафуа из Алейпаты, Моено и Юли из Фалефы, Тофуаиофоия и Тало из Фалеалили, Тео и Маугатай из Сафаты. [ 4 ] Раньше термин матай применялся только к тулафале , но со временем этот термин стал применяться и к али в целом. [ 9 ]

Жену алии называют фетуа . Жену тулафале ( статус оратора матай ) называют тауси . [ 13 ]

Центральное место в культуре Самоа занимает запись истории и генеалогии, которая осуществлялась посредством устной истории до появления письменности. Вожди ораторов ( тулафале ) и ораторы ( файлауга - «говорящий») - это термины, используемые для самоанцев, занимающих должности ораторов или рупор вождей, и они встречаются во всех деревнях. Их также называют «путеводителями, которые согласовывают отношения между различными сторонами». [ 14 ] Важные титулы матай также привязаны к определенным титулам оратора матай . Ораторы служат средством передачи желаний вождей народу или выступления от имени семьи, деревни или района в важных случаях. Оратор является регистратором семейных историй и родословных ( фаалупега ), генеалогий ( гафа ) и событий и незаменим на публичных церемониях.

С Тулафале связан ряд церемониальных предметов. Фуэ сделанное из плодолистиков (венчик), особое ожерелье улафала, плодов пандануса, и тоотоо (длинные деревянные посохи). [ 14 ]

Баланс сил, который несет эта система, часто отражается в культурных и социальных условиях. Известно, что Али мало что говорит во время этих встреч, поскольку Тулафале являются традиционным рупором, которому поручено интерпретировать волю Али. При этом тулафале на протяжении столетий превратились в мощную группу, способную использовать свою речевую платформу для оказания значительного влияния на айгу, деревню и на свои отношения с другими айгой и районами. Это привело к возникновению института Тумуа ма Пуле, влиятельной группы ораторов как из Савайи, так и из Уполу. Ораторы Леулумоэги и Луфилуфи на протяжении веков обладали значительной властью, поскольку только с их согласия мог быть присвоен королевский титул алии Туи Аана и титулы Туи Атуа.

Мужчины и женщины имеют равные права на титул матай. Вожди несут ответственность за свою деревню/семью, и в случае необходимости они должны быть рядом, чтобы поддержать их. (Фаалавелаве). [ 12 ] Самоанская гафа (родословная, предки, происхождение) занимает центральное место в семейном родстве и обычно начинается с человека, который первым сделал имя известным и вызвал к нему уважение. Это не обязательно означает, что семья возникла с момента учреждения имени или что лицо, обладающее этим титулом, было основателем семьи. Бывшие матаи семьи по сравнению с этим стали неважными, а их имена вышли из употребления или стали невлиятельными.

Тонкие коврики: Ие Тога

[ редактировать ]

В Самоа проводится множество публичных мероприятий, на которых будет происходить раздача циновок. Многие из этих циновок, особенно прекрасные циновки ( ie tōga ), ценятся очень высоко как с денежной точки зрения, так и с исторической и сентиментальной точки зрения. Наиболее важные циновки носят уважаемые имена. Наиболее примечательными случаями вручения циновок являются браки, рождения и смерти, а также присвоение титула вождя. [ 9 ]

Обычная земля

[ редактировать ]
Вид на Сафуне . деревню
Аполима Тай Деревня на острове Аполима (1890-1910 гг.).

Матаи обычную семьи является распорядителем и представителем семейной собственности, включая землю . Большая часть населения Самоа , 65% в целом, живет со своими семьями в деревнях на традиционных землях. Однако перепись Самоа 2006 года показала, что в 34 из 48 политических округов более 80% домохозяйств проживают на традиционных землях, причем самые низкие показатели (25%) наблюдаются в более густонаселенной урбанизированной зоне вокруг столицы Апиа . На острове Савайи , где меньше людей и меньше признаков западной материальной культуры, 93% из 43 142 населения живут на традиционных землях. [ 7 ]

Забота о коллективной семейной земле является одной из важнейших обязанностей самоанских семей и их матаи .

Матаи могут заявить о своих желаниях и завещать определенную собственность другим , например, замужней дочери, но они не могут передавать права на землю помимо своих собственных. [ 9 ] Под управлением одного или нескольких матаи земли делятся между различными семьями для их собственного использования и рассматриваются этими членами семьи как их неоспоримые права.

Самоанская пословица , подчеркивающая важность земли в Самоа, гласит: E le soifua umi le tagata fa'atau fanua (Человек, который продает семейную землю, не доживет до старости - дьяволы приведут к его ранней смерти).

Поскольку большая часть земель страны находится в традиционной собственности, положение матаи играет важную роль в современной политике Самоа с точки зрения экономического развития страны, сохранения природы, устойчивости, туризма, национальной инфраструктуры и доступа к природным ресурсам, таким как вода, лесное хозяйство. , доступ к дорогам, сельское хозяйство и фермерство.

Примером последних лет являются матаи из деревни Сили на острове Савайи, отклонившие предложение правительства о строительстве гидроэлектростанции на деревенской земле из-за экологических проблем. [ 15 ] Напротив, матаи в Сасине согласились при поддержке правительства на беспрецедентную 120-летнюю аренду первоклассной земли на берегу океана американской компании для строительства туристического курорта, стоимость которого оценивается в 450–500 миллионов долларов США. [ 16 ] Сохраняющиеся деревни Уафато в районе Вао-Фоноти в восточной части Уполу. [ 17 ] Остров и Фалеалупо в западной части Савайи подписали соглашения о сохранении своих родных лесов.

Большая часть земли, находящейся сегодня под контролем правительства, была отчуждена или продана во время колониализма. [ 18 ] а позже перешел под власть правительства Самоа , когда колониальная эпоха закончилась. Сюда входят большие участки плантационных земель XIX века, а также более поздние периоды колониального управления, включая Немецкое Самоа (1900–1914 гг.), За которым следовала администрация Новой Зеландии.

Это привело к продолжающимся судебным разбирательствам по земельным претензиям между матаи и правительством, например, к спору деревни Сатапуала по поводу земли возле международного аэропорта Фалеоло , споры, которые напрямую влияют на национальную инфраструктуру страны.

Мастер подбор

[ редактировать ]
Молодые самоанские женщины готовят аву , 1909 год.

По сути, каждый самоанец, мужчина и женщина, является наследником титула матаи, относящегося к их родству и происхождению. Однако титулы матаи не передаются автоматически от матаи их детям или прямым потомкам, а присваиваются тем, кто, по мнению расширенной семьи, лучше всего будет отвечать их потребностям, а также обеспечивать представительство различных ветвей семьи. Недавним примером этого самоанского обычая и закона является лишение важного титула Малиетоа сына предыдущего обладателя титула, покойного главы государства Малиетоа Танумафили II (1913–2007). После смерти Малиетоа Танумафили II в 2007 году одна ветвь семьи передала титул его сыну Папалии Фаамаусили Моли в деревне Малие . Другие ветви семьи подали петиции в Земельный и титульный суд Самоа, заявив, что дарение недействительно и является нарушением законодательства Самоа. В июне 2008 года суд согласился и постановил присвоение сыну титула Малиетоа незаконным. [ 19 ] подчеркивая уникальную природу отбора матаи , основанного на консенсусе, заслугах, обычаях и надлежащей правовой процедуре, а не на автоматическом наследственном отборе. Аналогичная ситуация возникла при присвоении титула Тупуа Тамасесе его нынешнему обладателю. Не заручившись согласием правящей семьи титула, Са Фенунуйвао из Фалефы и Салани, только с их молчаливого согласия в 1986 году в конечном итоге было достигнуто соглашение о Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи присвоении титула . Другие культурные факторы также могут играть роль в сложном процессе принятия решений, включая старшинство по возрасту (важный фактор в самоанском обществе), лидерские качества, ораторское искусство и способность человека внести свой вклад в общие обстоятельства и благополучие семьи.

Присвоение титула

[ редактировать ]

матаи Титулы ( суафа , буквально «официальное имя») присваиваются членам семьи во время культурной церемонии, называемой саофаи , которая происходит только после обсуждения и согласия внутри семьи. Саофаи — это торжественная церемония , отмечающая официальное принятие нового матаи его семьей и деревней в круг вождей и ораторов. Он включает в себя собрание вождей и ораторов в доме собраний фале , обмен ораторскими речами, чтение генеалогий и церемонию кава , за которой следует пир, устроенный семьей нового матаи . [ 20 ] Архитектура Самоа диктует места для сидения внутри молитвенного дома во время вручения титула, включая положение тех, кто готовит каву, в задней части. После завершения церемонии новые матаи впредь будут называться своим новым именем.

В Новой Зеландии больше людей, родившихся в Самоа, чем в любой другой зарубежной стране, официально меняют свои имена в Министерстве внутренних дел, и считается, что многие из них добавляют матаи . титулы [ 21 ]

Несамоанцы

[ редактировать ]

Титулы матаи иногда присуждаются несамоанцам в качестве чести самоанскими семьями и их деревнями. Примером может служить титул Сейули , присвоенный в 1993 году главой государства Самоа Малиетоа Танумафили II Барри Кертису , в то время мэру Манукау , новозеландского города с большим самоанским населением. Среди других новозеландцев, не являющихся самоанцами, удостоенных титулов матаи , - премьер-министры Роберт Малдун , Дэвид Ланге и Джим Болджер , политик Уинстон Питерс. [ 22 ] и оклендский бизнесмен Дик Хаббард, носящий титул Галумалемана . [ 23 ] В 1988 году американский этноботаник Пол Алан Кокс получил легендарный титул Нафануа от деревни Фалеалупо , где Кокс прожил много лет и позже помог заключить завет по защите родного тропического леса. [ 24 ] В 1978 году генерал-губернатор Фиджи Рату сэр Джордж Какобау получил титул песета от Матауту на острове Савайи во время своего визита на Туи Фити . священную землю [ 25 ] Пан Ги Мун получил титул принца Тупуа Пан Ги Мун из Сиупапа Салеапага 2 сентября 2014 года во время Конференции Организации Объединенных Наций по развитию малых островов, когда он был Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. [ 26 ]

Соглашение об именах

[ редактировать ]

Титул матаи всегда стоит на первом месте в соглашении об именах как самое важное имя для титулованного человека. Когда человека назначают матаи , он сохраняет свое христианское имя в дополнение к новому титулу матаи . Титул матаи добавляется к началу их имени, так что их христианское имя следует за новым титулом матаи . [ 27 ] Поскольку один человек может иметь несколько разных имен матаи из разных ветвей своей генеалогии, новые имена также добавляются перед их христианским именем без какого-либо установленного порядка с точки зрения общего использования. Примером может служить Матаафа Фаумуина Фиаме Мулинуу I, первые три имени которого раскрывают титулы отдельных высших вождей и, следовательно, его генеалогию, а также различные деревни и семьи, к которым он принадлежал; титул Фаумуина важнейших от Лепеа , титул Фиаме от Лотофаги и титул Матаафа , одно из имен в стране.

может быть присвоен более чем одному члену семьи Поскольку один и тот же титул матаи , христианское имя каждого человека служит для того, чтобы отличать их друг от друга. Разделение семейного титула между несколькими членами семьи также допускается консенсусом. Самоанцы объясняют это тем, что у мужчины есть фаси игоа – часть титула. [ 9 ]

Усоалии относится к братьям-вождям, мужчинам в семейном союзе, носящим матаи имена . Все они могут пользоваться одинаковыми правами или находиться под контролем одного матаи , которого называют сао , и в этом случае остальные вожди называются туайгоа .

Женщины матай

[ редактировать ]

Из общей численности населения Самоа , составляющей 192 126 человек (перепись 2016 года), 93 463 человека составляли женщины, что составляло 48,6% населения. [ 28 ] В 2011 году насчитывалось 1766 женщин -матаи , что составляет 10,5% из 16 787 матаи, проживающих в стране. [ 7 ]

Женщина может носить имя матаи и обладать пуле (авторитетом) в семье, но это происходит не часто. Если у нее есть и то, и другое, она обычно передает титул матай одному из членов своей семьи, вероятно, мужу, и сохраняет пуле . В 2017 году базирующийся в Новой Зеландии тихоокеанских исследований профессор Тагалоателье Пегги Данлоп призвала больше женщин выдвинуть свою кандидатуру. [ 29 ]

Среди выдающихся женщин -матаи Самоа - ученый и историк Айоно Фанаафи Ле Тагалоа ( матаи титул Айоно ), верховный вождь и премьер-министр Фиаме Наоми Матаафа ( матаи титул Фиаме ), бывший политик Гатолоайфаана Аматага Алесана-Гидлоу ( матаи титул Гатолоайфаана ) и писатель Летуиману. 'asina Эмма Крузе Зее ( мастерское звание Letuimanu'asina ).

Поскольку многие самоанцы также живут за границей в других странах, среди других известных самоанских женщин- матаи есть бывший член парламента Новой Зеландии Луаманувао Винни Лабан ( матаи титул Луаманувао ).

Старость

[ редактировать ]

Старшинство по годам и пожилому возрасту является уважаемым статусом в самоанском обществе, где старейшин, будь то знакомые или совершенно незнакомые люди, называют тама (отец) или тина (мать). В этом культурном контексте матаи на пенсии обычно пользуется уважением своей семьи, и его называют фаатонутону фолау , рулевой лодки. В этом случае они фактически не управляют, но к их советам прислушиваются, и их семья извлекает выгоду из их богатого опыта.

Безымянные мужчины

[ редактировать ]
Молодой человек, одетый как манайя , сын самоанского вождя, в церемониальной одежде, включая сложный головной убор ( туйга ), ок. 1890–1910 . (фото Томаса Эндрю )

Самоанское наименование мужчины, не являющегося матаи , таулеалеа . Настоящее значение этого слова, происходящее от слова леалеа (незрелый), — молодой человек, не достигший зрелости. В настоящее время оно применяется к любому человеку мужского пола, не являющемуся матай . В прошлом этот термин иногда использовался для обозначения того, что любой человек мужского пола, даже матаи , не был стариком. В этом смысле таулеалеа означает молодой или сравнительно молодой, точно так же, как тоеаина используется для обозначения того, что мужчина пожилой или пожилой (уважительный статус в Самоа), независимо от того, матаи он или таулеалеа .

(человеку без титула) разрешено Таулеалеа менять свое имя так часто, как он пожелает. Случайное замечание или выдающийся инцидент часто становятся определяющим фактором при присвоении имени таулеалеа . Это может относиться ко всем остальным, включая женщин в Самоа, где члена семьи, особенно ребенка, могут назвать новым именем в ознаменование важного события.

Разрешение споров

[ редактировать ]

Споры по поводу титулов матаи , которые не могут быть разрешены между членами семьи в пределах широкой расширенной айги , рассматриваются Судом по земле и титулам Самоа , который состоит из экспертов в области культуры и права, назначаемых Комиссией по судебным делам.

Суд по земле и титулам рассматривает споры о правопреемстве титула матаи , а также разногласия, касающиеся обычных земель. [ 30 ] Суд основан на базе Суда по земельным и титульным делам, созданного при колониальной немецкой администрации в 1901 году. Считается, что политическая стабильность Самоа во многом обусловлена ​​успехом этого суда в рассмотрении споров.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Фанаафи Ле Тагалоа, Айоно (1986). «Западное Самоа: священный завет» . Земельные права женщин Тихоокеанского региона . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. п. 103. ИСБН  982-02-0012-1 . Проверено 25 февраля 2010 г.
  2. ^ Уайт, Джеффри Майлз; Ламонт Линдстрем (1997). Вожди сегодня: традиционное тихоокеанское лидерство и постколониальное государство . Издательство Стэнфордского университета. п. 45. ИСБН  0-8047-2851-8 . Проверено 10 января 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Суаалий-Сауни, Тамасайлау М.; Туагалу, Иуогафа; Кирифи-Алай, Тофилау Нина; Фуамату, Наоми (ред.). В поисках аромата. : Туи Атуа Тупуа Тамасесе Тааси и справочник коренных народов Самоа . ISBN  978-1-77550-359-0 . OCLC   1051928755 .
  4. ^ Jump up to: а б Туималеалиифано, Морган А. (19..-....). Автор. (2006). O tama a 'aiga = политика наследования важнейших титулов Самоа . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN  978-982-02-0377-8 . OCLC   494614506 . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  5. ^ «Редактор Самоа подтвердил обладателя главного титула» . РНЗ . 14 апреля 2016 года . Проверено 31 июля 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б Драге, Жан (1994). Новая политика в Южно-Тихоокеанском регионе . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. п. 162. ИСБН  9789820201156 . Проверено 11 апреля 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д «Итоговая перепись населения и жилищного фонда 2011 года» . Статистическое бюро Самоа . Июль 2012. Архивировано из оригинала 1 января 2011 года . Проверено 2 октября 2012 г.
  8. ^ Циклопедия Самоа , Маккаррон, Стюарт и компания, 1907, с. 29
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тувале, Тео (1918). Отчет об истории Самоа до 1918 года . Проверено 25 февраля 2010 г.
  10. ^ Каратницкий, Адриан (1998). Свобода в мире: Ежегодный обзор политических прав и гражданских свобод, 1996–1997 гг . Издатели транзакций. п. 528. ИСБН  0-7658-0422-0 . Проверено 18 апреля 2010 г.
  11. ^ Фэйрберн-Данлоп, Пегги (2003). Самоанские женщины: расширение выбора . Университет южной части Тихого океана. п. 6. ISBN  982-02-0360-0 . Проверено 27 марта 2010 г.
  12. ^ Jump up to: а б Мелейсея, Малама (1987). Создание современного Самоа . Университет южной части Тихого океана. ISBN  982-02-0031-8 . Проверено 2 июля 2010 г.
  13. ^ Фанаафи Ле Тагалоа, Айоно (1986). «Западное Самоа: священный завет» . Земельные права женщин Тихоокеанского региона . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. п. 104 . ISBN  982-02-0012-1 . Проверено 4 апреля 2010 г.
  14. ^ Jump up to: а б Мэллон, Шон (29 мая 2022 г.). «О ле Тулафале (оратор) – языковой путеводитель Самоа» . Папин блог . Проверено 30 мая 2022 г.
  15. ^ «ГЭС Самоа в Чили провалилась» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 12 марта 2004 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
  16. ^ «Департамент Самоа предупреждает, что продажа традиционных земель является незаконной» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 15 мая 2002 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
  17. ^ «Пути предков, современные голоса: Самоанский путь к сохранению природы» (PDF) . Программа развития ООН, Самоа . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2010 года . Проверено 10 ноября 2009 г.
  18. ^ Мелейсея, Малама (1987). Название: Краткая история Западного Самоа . Университет южной части Тихого океана. п. 117. ИСБН  982-02-0029-6 . Проверено 25 февраля 2010 г.
  19. ^ Аутагавая, Аутагавая Типи (19 июня 2008 г.). «Моли теряет титул Малиетоа Самоа» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . Проверено 20 мая 2010 г.
  20. ^ Граттан, FJH «Введение в самоанские обычаи» . Электронный текстовый центр Новой Зеландии . Проверено 7 марта 2010 г.
  21. ^ Тан, Линкольн (3 апреля 2010 г.). «Азиаты отказываются от своей идентичности в поисках работы» . Новозеландский Вестник . Проверено 4 апреля 2010 г.
  22. ^ Филд, Майкл (4 августа 2007 г.). «Уинстон Питерс незаконно получил титул матаи в Самоа» . Международные новости Ласпекула . Проверено 2 июля 2010 г.
  23. ^ «Дик Хаббард» . Новозеландский институт пищевых наук и технологий Inc. Проверено 2 июля 2010 г.
  24. ^ Отчет Конгресса: Эни Ф.Х. Фалеомаваега
  25. ^ Терри Л. Хант, Шон С. Барнс. «Предварительные контакты Самоа в Западной Полинезии и за ее пределами» (PDF) . Кафедра антропологии Гавайского университета, Маноа . п. 227. Архивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2009 года . Проверено 5 июля 2010 г.
  26. ^ «Принц Тупуа Пан Ги Мун из Сиупапа Салеапага» . Интернет-телевидение ООН. 2 сентября 2014 года . Проверено 23 августа 2020 г. .
  27. ^ «Матай - Как стать вождем Самоа [Часть 2]» . 1samoana.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
  28. ^ «Предварительный подсчет переписи населения 2016 года» (PDF) . Статистическое бюро Самоа . Проверено 1 сентября 2021 г.
  29. ^ «Жителей деревень призывают добиваться титулов вождя Самоа» . РНЗ. 7 декабря 2017 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
  30. ^ «Суд Самоа по вопросам земель и титулов объявит о титуле Малиетоа 18 июня» . Радио Новой Зеландии Интернэшнл . 29 мая 2008 года . Проверено 20 мая 2010 г.
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • См. Салиимоа (1999). Самоа Фааматаи и верховенство закона . Самоа: Национальный университет Самоа. ISBN   982-9003-09-4
  • Туималеалифано, Морган (2006). О Тама аи: Политика наследования важнейших титулов Самоа . Фиджи: Южно-Тихоокеанский университет. ISBN   978-982-02-0377-8
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a291e676c876fe7424b0987203f63f3__1724214000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/f3/9a291e676c876fe7424b0987203f63f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Faʻamatai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)