Jump to content

Янбан

Классовая система Чосон
Сорт хангыль Ханджа Статус
Янбан дворянин Две смены дворянский класс
Юнга в ходе выполнения посредник промежуточный класс
Санмин Санмин обычные люди простые люди
Чхонмин человек скромного происхождения неприкасаемый люди низкого происхождения ( ноби , пэкчон , мудан , кисэн и др.)
Янбан
Корейский чиновник во время пребывания в Китае, снимок 1863 года.
Корейское имя
хангыль
Ханджа
Пересмотренная романизация Янбан
МакКьюн-Рейшауэр Янпань

Янбан ханджа ( корейский : 양반 ; : ) были частью традиционного правящего класса или дворянства династической Кореи во времена династии Чосон . Янбан , в основном состоял из высокообразованных гражданских чиновников и военных офицеров — землевладельческих или неземельных аристократов которые индивидуально представляли собой корейскую конфуцианскую форму « ученого чиновника ». В основном это были государственные администраторы и бюрократы, которые курировали традиционную аграрную бюрократию Кореи средневековья и раннего Нового времени до конца династии в 1897 году. принято как янбан .

В современном корейском языке термин «янбан» может использоваться для обозначения кого-либо как в положительном, так и в отрицательном смысле [1] .

В отличие от дворянских титулов в европейской и японской аристократии, которые передавались по наследству, бюрократическая должность янбан по закону предоставлялась янбану, который с честью сдал финансируемые государством экзамены на государственную службу, называемые гвагео ( 과거 ; 科擧 ). Этот экзамен был создан по образцу императорских экзаменов, впервые начавшихся во времена корейской династии Корё. После сдачи этих экзаменов, на которых проверялись знания конфуцианской классики и истории с поэзией, янбан обычно назначался на правительственную должность. Поверхностно было решено, что семья янбан , в которой не было государственного чиновника на протяжении более трех поколений, могла потерять свой статус и стать простолюдинами. Это поверхностное правило на самом деле никогда не применялось, но было правилом мотивации Янбана к более усердной учебе. Теоретически член любого социального класса, за исключением ноби , пэкчжона (корейских неприкасаемых) и детей наложниц , мог сдать государственные экзамены и стать янбаном . В действительности, только высшие классы, т. е. дети янбан — обладал финансовыми ресурсами и средствами для сдачи экзаменов, для которых требовались годы обучения. Эти барьеры и финансовые ограничения фактически лишили большинство семей, не принадлежащих к янбаню , и представителей низших классов возможности бороться за статус янбаня , точно так же, как ученые-чиновники в Китае . [1]

Сонгёчанг (Gangneung Seongyojang) в Канныне , построенный в 19 веке.

Статус Янбаня на провинциальном уровне де-факто передавался по наследству. В начале династии Чосон, если никто из знатной семьи не занимал государственную должность в течение четырех поколений, он был лишен этой должности. Однако правительство, которому не хватало бюджета из-за войн 16 века и катастроф, вызванных Малым ледниковым периодом, выпустило инструмент под названием Конмёнчхоп, средство покупки и продажи государственных должностей, и существующая кастовая система рухнула. В результате средством доказательства своего статуса дворянина стала родословная, а не официальное положение, а статус Янбана перешел в наследственную форму. Было принято включать всех потомков должностных лиц в хянган ( 향안 ; 鄕案 ), документ, в котором перечислялись имена и родословные местных семей янбан . Хянган . поддерживался на кровной основе, и от него можно было быть отрезано, если члены семьи вступали в брак с людьми низшего социального положения, например, с торговцами Хотя хянган не был юридически поддержан правительственными актами или законами, перечисленные в нем семьи пользовались социальным уважением как Янбан . Их домовладельцы имели обычное право участвовать в хянсо ( 향소 ; 鄕所 ), местном совете, через который они могли оказывать влияние на местную политику и администрацию. [2] Сохраняя и требуя социально-политической власти посредством местных инструментов, таких как хянган и хянсо , янбан автоматически передавали свой статус потомкам в местных семьях магнатов, с центральными офисами или без них. Эти провинциальные аристократические семьи часто называли джеджисаджок ( 재지사족 ; 在地士族 ), что означает «деревенские семьи». хотя юридически янбан означал высокопоставленных чиновников, в действительности он включал почти всех потомков первых и все больше терял свою юридическую точность.

Урок досуга: янбан отдыхает во время охоты.
Хевон , начало 19 века.

На протяжении всей истории Чосон монархия и янбан существовали за счет рабского труда низших классов, особенно санминов , чья зависимость от земли в качестве наемных слуг позволяла высшим классам наслаждаться вечной праздной жизнью, то есть жизнью «ученых ученых». "господа. [1] Эта практика фактически прекратилась в 1894 году во время Корейской империи в реформы Кванму .

В сегодняшней Корее наследие янбана покровительства, основанное на общем образовательном опыте, учителях, семейном происхождении и родных городах, продолжается в некоторых формах, официально и неофициально. В Южной Корее такая практика существует среди высшего класса и правящей элиты, где покровительство среди конгломератов, как правило, предсказуемо обусловлено кровными, школьными и родными связями. В Северной Корее де-факто существует класс янбан , основанный главным образом на военных и партийных союзах.

Этимология

[ редактировать ]

Янбан буквально означает «две ветви» администрации: мунбан ( 문반 ; 文班 ), в который входят гражданские администраторы, и мубан ( 무반 ; 武班 ), в который входят военные должностные лица. Термин янбан впервые появился где-то во времена позднего Корё, но получил более широкое распространение во времена династии Чосон . [3] Однако, начиная с шестнадцатого века, янбан все чаще стал обозначать местные богатые семьи, которые в основном считались потомками некогда высокопоставленных чиновников. По мере того, как все больше населения стремилось стать янбан и постепенно преуспело в этом в конце периода Чосон, приобретя статус янбан , привилегии и великолепие, которые вдохновлял этот термин, постепенно исчезли. Это даже приобрело уменьшительный оттенок.

Группа женщин янбан на семейном ритуале. Конец 18 века.

Янбан были династии Чосон эквивалентом бывшей знати Корё , получившей образование в области буддизма и конфуцианства. С приходом к власти генералов И в династии Чосон предыдущие распри и разногласия были подавлены благодаря решительной попытке внедрить административную организацию по всей Корее и создать новый класс аграрных бюрократов. В отдельные янбаны входили представители этого нового класса бюрократов и бывшая знать Корё . Хотя «экзамены на государственную службу» ( 과거 ) якобы были открыты для всех, они соответствовали образу жизни и привычкам янбаня , что создало полунаследственную меритократию, поскольку подавляющее большинство семей янбана обладали минимальным образованием, непрерывным учебным временем и огромными финансовыми ресурсами для сдать такие экзамены. Янбаны, как и мандарины до них, доминировали в королевском дворе и армии досовременной Кореи и часто были освобождены от законов, в том числе касающихся налогов. [1]

Одна из самых ранних фотографий, изображающих Янбан , сделанная в 1863 году.

Было открыто не более 100 вакансий, и тысячи кандидатов сдавали экзамены. Конкуренция, которая изначально должна была выявить лучшие качества каждого кандидата, уступила место важности семейных отношений. Поскольку двор Чосон был постоянно разделен между членами фракций Северной, Южной, Восточной и Западной (эксцентричное географическое название произошло от местоположения дома каждого лидера в Сеуле, который был разделен на подразделы), в результате возникла разделенная система, в которой коррупция была очень затруднена. . Поскольку каждая фракция постоянно ищет предлог для убийства другой, если окажется, что одна фракция коррумпирована, другие фракции немедленно воспользуются шансом очистить их. Попытка получить или дать взятку в крупном размере была самоубийством. Только во время правления короля Сунджо клан Ким в Андоне в сотрудничестве с несколькими другими кровнородственными кланами грандов получил полный контроль над двором - после чистки своих соперничающих фракций и других соперничающих кланов в их собственной политической фракции бюрократия Чосон выродилась. в коррупцию. [1] На этом уровне исключительно влиятельные семьи правильнее было бы называть седога ( 세도가 ; 勢道家 ), а не просто янбан , который к тому времени стал включать в себя оттенки классов, отличных от вельмож.

Начиная с шестнадцатого века и все чаще в течение семнадцатого и восемнадцатого веков, высокопоставленные должности были монополизированы несколькими семьями вельмож, базирующимися в Сеуле или долине реки Хан, что блокировало любые шансы на получение высокопоставленных постов для многих провинциальных семей родословной. Однако провинциальные магнаты начали называть себя янбань независимо от того, занимали ли они государственные должности или нет. По мере того, как все больше семей претендовали на то, что они являются янбанами , и оказывали влияние на провинцию через местные институты, такие как местный совет, признание родословной и школа Конфуция ( совон ), этот термин потерял свое первоначальное значение и стал своего рода социальным статусом, который имел запутанную юридическую позицию. Однако его экономическая и культурная сфера была ясна. домовладельца, изучавшего классику в Совоне ( 서원 ; 書院 легко могло рассматривать ), как янбана Местное население . Теперь люди могли приобрести статус янбана , заплатив за получение более низких государственных должностей или джокбо ( 족보 ), благородного происхождения.

Почти все янбани , от высокопоставленных вельмож до провинциальных землевладельцев низшего ранга, внезапно утратили свою древнюю политическую, социальную и экономическую власть в течение двадцатого века. Законность янбанов была отменена в 1894 году. Впоследствии их политическая и административная роль была заменена японским колониальным правительством и его администраторами, хотя некоторые янбани сохранили свое богатство и власть, сотрудничая с японцами. Однако эрозия идеи полной и исключительной власти была необратимой. В период японского колониального правления преимущества получил привилегированный класс янбан, состоящий в основном из тех, кто не сопротивлялся активно Японии из-за прояпонской политики. [4] Они отважились заняться различными отраслями промышленности, такими как полиграфия, текстильная, резиновая, швейная и пивоваренная промышленность. Накопив богатство, они расширили свои предприятия на отрасли, требующие технологических знаний, включая машиностроение, химическую промышленность, автомобили и судостроение. Эти люди в меньшей степени пострадали от японской политики, такой как землеустройство и политика южной экспансии, а иногда даже получали от нее выгоду, позволяя им накапливать богатство больше, чем другим социальным слоям. Однако к ним не относились так же, как к японской аристократии под властью Японии. Существовали ограничения, поскольку и социальные классы, и бизнес оставались зависимыми от Японии, а прибыль возвращалась японскому высшему классу. В отличие от популярных в корейской науке минджунг повествований, после Корейской войны 25 июня влияние класса Янбан и дискриминация простых людей сохранились. [5]

В современной Корее янбан как социальный класс с легальным статусом и земельным богатством больше не существует ни на севере, ни на юге. Тем не менее, о тех, кто имеет хорошие связи в корейском обществе, иногда говорят, что они имеют связи « янбан ». Хотя эти утверждения могут иметь определенные основания, такие ссылки обычно не предназначены для предположения о каком-либо реальном происхождении или происхождении янбана . Сегодня на смену янбанам приходит корейский правящий класс, то есть элитный класс деловых и правительственных элит, которые доминируют в стране посредством своего богатства, власти и влияния, передаваемых через их семейные и социальные сети. (Это относится к Северной и Южной Корее, хотя элитный класс Северной Кореи в основном основан на военных силах.) Это слово также используется, по крайней мере в Южной Корее, в качестве общего упоминания (иногда с явно негативным подтекстом, отражающим негативное впечатление, которое вызывает класс система и ее злоупотребления, возложенные на корейцев в целом) пожилому, иногда сварливому/упрямому человеку. За многие годы Янбан пришел в упадок по сравнению с предыдущими эпохами; однако, как и дворяне в других регионах, они по-прежнему сохраняют внушительное присутствие благодаря остаткам своего превосходства и остаткам привилегий, стоя значительно выше обычного населения. [6] [7] [8] В результате наследие таких выдающихся деятелей, как президенты Ли Сын Ман, Пак Чон Хи и Чон Ду Хван, а также крупных конгломератов, таких как Samsung, LG и DL, легко различимо. Это свидетельство того, какую роль класс Янбан сыграл в создании президентов и крупных корпораций, оказав длительное влияние на общественный ландшафт.

Список семей Янбан

[ редактировать ]

Звания и звания

[ редактировать ]

Государственный совет Чосон

[ редактировать ]

Во времена династии Чосон мужская одежда различалась по форме в зависимости от социального статуса, рода занятий и обстоятельств. Обычно мужчины носили чогори (куртки), баджи (штаны) и по (верхнюю одежду) в качестве основной одежды. Простолюдины и представители низшего сословия обычно носили простую одежду из однотонного хлопка или конопли, в то время как представители высшего класса, такие как Янбан, использовали роскошные материалы и цвета. (Мемориальный музей Сок Джусон, Университет Данкук, без даты) [9] (Саск, 2023). [10] Одежда класса Янбан отличалась замысловатыми деталями, материалами и сопутствующими аксессуарами, которые отражали социальный статус владельца. Каждая одежда различалась в зависимости от их должности и звания, их одежда также была отражением уважения к ним и их семейному происхождению. Ханбок Янбана выходит за рамки общего стиля ханбок и известен как по (포). У По есть несколько вариаций, но самая популярная из них известна как допо (도포), длинное платье с дополнительной секцией, закрывающей поясницу, и разрезом, создающим волнистый узор. Многослойность также была особенностью Янбан Ханбока в зависимости от погоды или времени года и часто была красочной. (교양만두, 2022) [11] (Ли, 2010 г.) [12] (Эдунет·T-Clear, без даты) [13] (Мемориальный музей Сок Джусон, Университет Данкук, без даты) [9]

Их волосы были собраны в пучок наверху, а храм был устрашен группой, известной как 망건 ( манг-геон которой был камень, известный как 풍잠 ( пунг-джем ), в центре использовалась заколка, известная как 빈녀 ( бинё ), который закрывал пучок, чтобы символизировать единообразие. Верхняя булочка имела форму яйца, и для сохранения ее структуры ). Плотность завязывания 망건 ( манг-геон ) ассоциировалась с уровнем моды, в которой был разбирался янбан. 망건 Манг-гон привязывали к камню, похожему на пуговицу, с обеих сторон возле ушей, известному как 관자 ( кван- да ). Эти кван-джа играли роль оценки ранга Янбана на основе его материала и размера. Например, большой золотой кван-джа означал принадлежность человека к более высокому классу. (교양만두, 2022) [11]

Еще одна особенность – аксессуары. Серьги носили Янбан со времен ранней династии Чосон, а также люди всех возрастов вплоть до 14 в. й Король Чосон, Сан-Джо, запретил носить серьги из-за дискриминации со стороны других стран во время войны. Подобно современным часам, аксессуаром Янбана, который всегда можно было увидеть в руках, был веер, известный как 부채 ( бу-че ), множество различных типов и дизайнов которого символизировали ранг и различные другие элементы социальной иерархии. (교양만두, 2022) [11]

Шляпы также были важной частью моды Янбана. Шляпы, известные как 갓 ( гат ), имеющие круглую и большую цилиндрическую вершину, закрывающую волосы, имели наверху брошь, известную как 정자 ( джунг-джа ). В шляпе также присутствовали некоторые модные элементы, такие как веревка с бусами, и другие элементы, зависящие от личных предпочтений и иерархического ранга владельца. В королевской семье количество завязок на шляпе, которую украшал король или принц, определяло их ранг. (미라클코리아, 2012) [14] (Гьянгманду, 2022 г.) [11] (Довлетоглу, 2023) [15]

Обувь, которую носил Янбан, была двух видов: туфли с низкой лодыжкой, известные как 혜 ( хе ), и туфли с высоким вырезом, известные как 화 ( хва ). Эти два носили строго элитный класс. Обувь также делилась по материалу. Например, простые люди ежедневно носили деревянные сабо или соломенную обувь, тогда как Янбан и королевские семьи носили кожаную обувь, известную как 갓신 ( гацин ), с красивыми узорами и цветами. (Чунг, 2015 г.) [16]

Изучая моду класса Янбан во времена династии Чосон, можно обнаружить, что их одежда была не просто вопросом личных предпочтений, а отражением сложных общественных систем и убеждений, глубоко укорененных в конфуцианских идеях.

Как подчеркнул Ли (2010), [12] Изображение Ханбока на картинах Син Юн-Бока дает неоценимую информацию об одежде правящего класса в этот период. Эта одежда, выполненная в ярких цветах и ​​из роскошных тканей, символизировала не только социальное положение владельца, но и приверженность конфуцианским идеалам. Йи и др. (2007) еще раз подчеркивает значение традиционной корейской одежды, демонстрируя, как одежда служила видимым отражением социального статуса человека с небольшими различиями, обозначающими ранг и связь.

Яркая одежда была эксклюзивной для класса Янбан. С экономической точки зрения красный цвет был предметом роскоши во времена династии Чосон. Чтобы покрасить один комплект темно-красной одежды, требовалось выращивать марену ( 홍람; 紅藍 ), и для выращивания этих растений требовалось столько сельскохозяйственных угодий, сколько можно было бы дать достаточно зерна, чтобы прокормить семью из четырех человек в течение месяца. Кроме того, ткань, окрашенная в насыщенный красный оттенок, стоит более чем в четыре раза дороже белой ткани. Следовательно, простолюдины не смели даже подумать об использовании темно-красных цветов.

Сидзё, связанный с красным цветом:

Также заметно ощущение раннего красного цвета в глуши.

Даже если это не цитрон, все равно достойно,

Поскольку мама меня не приняла, пишу, чтобы выразить соболезнования. 

— Инро Парк [17]

Спелая красноватая хурма, поставленная посередине стола, выглядит соблазнительно съедобной. Пусть это и не мандарин и не цитрон, но он достаточно достоин, чтобы взять его с собой домой в объятиях. Однако, поскольку никто не будет рад получить его, даже если его заберут домой, человек огорчается по этому поводу.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Тернбулл, Стивен Р. (2002). Вторжение самураев: Корейская война Японии, 1592-98 гг . Лондон: Cassell & Co., стр. 11–14. ISBN  0-304-35948-3 . OCLC   50289152 .
  2. ^ Институт корееведения Кюджанггак. «Жизнь дворянина эпохи Чосон». Паджу: Пишущий банку, 2009.
  3. ^ «янбан» . Британская энциклопедия . Проверено 26 мая 2014 г.
  4. ^ « Попытка уничтожить корейский народ под прикрытием «культурной политики»» . OhmyNews (на корейском языке). 16 января 2022 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
  5. ^ Лим, Чонгым (01.06.2018). «[50 сцен Кённама, оглядывающегося назад] (8) Движение Чинджу Хёнпхёнса» . Кённам Домин Ильбо (на корейском языке) . Проверено 28 декабря 2023 г.
  6. ^ «Sky Daily, недвижимость потомков братьев и детей короля Седжона составляет 300 миллиардов вон » . www.skyedaily.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
  7. ^ «Sky Daily, принц Хёрён отворачивается от мира… его потомки богаты недвижимостью стоимостью 100 миллиардов вон» . www.skyedaily.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
  8. ^ «Аристократы, которые не могли занимать государственные должности, выбирают путь капиталистов » . Деловая газета Maeil (на корейском языке). 21 марта 2014 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Мужская мода в династии Чосон» . Google Искусство и культура . Проверено 5 апреля 2024 г.
  10. ^ «Краткий обзор одежды дворян во времена династии Чосон, мужской одежды во время династии Чосон и одежды в соответствии с социальным статусом » . История и философия . 11 ноября 2023 г. Проверено 5 апреля 2024 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Мужская мода эпохи Чосон, которая нравится женщинамㅣКоллекция роскошных образов ученых . Проверено 5 апреля 2024 г. - через www.youtube.com.
  12. ^ Перейти обратно: а б Ли, Ёнджэ (2010). «Исследование костюма на Сине, живопись Юн-Бока в эпоху поздней династии Чосон» . Журнал модного бизнеса . 14 (3): 52–63.
  13. ^ www.edunet.net https://www.edunet.net/nedu/contsvc/viewWkstContPost.do?contents_id=fs_a0000-2015-0702-0000-000000000039&head_div=s2015w . Проверено 5 апреля 2024 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  14. ^ «Чудо-Корея: блог Naver» . blog.naver.com . Проверено 5 апреля 2024 г.
  15. ^ «Почетные репортеры» . Honoraryreporters.korea.net . Проверено 5 апреля 2024 г.
  16. ^ «Традиционная обувь» . корейские времена . 31 мая 2015 г. Проверено 5 апреля 2024 г.
  17. ^ «Пак Ин-ро: Сиджо» . Блог Naver | Кабинет корейского языка для швейной машины (на корейском языке) . Проверено 5 апреля 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fed9d4e1a903142d4a0b1386680f781__1722973980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/81/3fed9d4e1a903142d4a0b1386680f781.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yangban - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)