Архитектура Самоа


Архитектура Самоа , отличается открытостью, ее дизайн отражает культуру и быт самоанского народа населяющего острова Самоа . [1] Архитектурные концепции включены в самоанские пословицы , ораторское искусство и метафоры, а также связаны с другими формами искусства Самоа, такими как строительство лодок и татуировки . Пространства снаружи и внутри традиционной самоанской архитектуры являются частью культурной формы, церемоний и ритуалов.
Фале — это самоанское слово, обозначающее все типы домов, от маленьких до больших.
В целом традиционная архитектура Самоа характеризуется овальной или круглой формой с деревянными столбами, поддерживающими куполообразную крышу. Стен нет. Основой архитектуры является каркасный каркас.
До прибытия европейцев и доступности западных материалов самоанские фале не использовали в своей конструкции металл.
Хлещущая буря
[ редактировать ]

Фале , скрепляют и связывают плетеной сеннитской веревкой под названием «афа» сделанной вручную из высушенного кокосового волокна. Афа . плотно сплетена сложными узорами вокруг деревянной рамы и связывает всю конструкцию вместе Афа изготавливается из шелухи некоторых сортов кокосов с длинными волокнами, особенно ниуафа ( афа пальмы ). Шелузу замачивают в пресной воде, чтобы размягчить межволокнистую часть. Оболочку зрелых орехов необходимо замачивать от четырех до пяти недель, а может быть, и дольше, а очень зрелые волокна лучше всего замачивать в соленой воде, а вот зеленая шелуха особого сорта кокоса готова через четыре-пять дней.Считается, что замачивание улучшает качество волокна. Затем старики или женщины отбивают шелуху молотком на деревянной наковальне , чтобы отделить волокна, которые после дальнейшей промывки для удаления межволокнистого материала связывают в пучки и сушат на солнце. Когда этот этап завершен, волокна перерабатываются в сеннит путем плетения — задачи, которую обычно выполняют пожилые мужчины или матай и выступали на досуге. Обычно для этого они сидят на земле и вручную перекатывают высушенные пряди волокна по голому бедру, пока не образуются более тяжелые пряди. Эти длинные тонкие пряди затем сплетаются в трехслойную косу, часто длинной, которая представляет собой готовый сеннит. Затем сеннит сворачивают в пучки или плотно наматывают в очень аккуратные цилиндрические рулоны. [2]
достаточной длины Изготовление афа для всего дома может занять месяцы работы. По оценкам, для строительства обычного традиционного фале потребуется от 30 000 до 50 000 футов (от 9 100 до 15 200 м) афа . Крепкая конструкция самоанской фале — одно из величайших архитектурных достижений Полинезии . [3] Похожая техника крепления использовалась и в традиционном судостроении, где деревянные доски «сшивались» по частям. `Афа имеет множество других применений в материальной культуре Самоа, включая церемониальные предметы, такие как метелка для мух , символ статуса оратора. Эта техника биения также использовалась в других частях Полинезии, например, магимаги на Фиджи .
Культурное пространство
[ редактировать ]Форма фале , особенно больших молитвенных домов, создает как физические, так и невидимые пространственные области, которые четко понимаются в самоанских обычаях, и диктуют области социального взаимодействия. Использование и функции фале тесно связаны с самоанской системой социальной организации, особенно с системой вождя фааматай .
Собравшиеся на официальном собрании или фоно всегда сидят, скрестив ноги, на циновках на полу вокруг фале , лицом друг к другу с открытым пространством посередине. Внутренние направления фале , восток, запад, север и юг, а также расположение постов влияют на места сидения вождей в зависимости от ранга, место, где ораторы (принимающая сторона или приезжая сторона) должны стоять, чтобы говорить, или сторона дома, куда входят и сидят гости и посетители. Пространство также определяет положение, где создатели ава ( аумага ) во время церемонии ава сидят прекрасные циновки тоги , и открытую площадку для презентации и обмена культурными предметами, такими как .
Фасад самоанского дома — это та часть, которая выходит на главную магистраль или дорогу через деревню. Пол разделен на четыре части, и каждая секция имеет свое название: тала лума — передняя боковая часть, тала туа — задняя часть и тала — две концевые или боковые секции. [4] Средние посты, называемые матуа тала, зарезервированы для ведущих вождей, а боковые посты в передней части, называемые поу о ле пепе, занимают ораторы. Столбы в задней части дома, талатуа , обозначают позиции создателей ава и других лиц, обслуживающих собрание. [4]
Непосредственная территория за пределами фале обычно остается чистой и представляет собой либо травянистую лужайку, либо песчаную зону, если деревня находится у моря. Открытая площадка перед большими домами собраний, обращенная к главной улице или дороге деревни, называется малаэ и является важной открытой площадкой для больших собраний и церемониального общения.
Слово фале также состоит из других слов для обозначения социальных групп или рангов, таких как группа ораторов фалейва (дом девяти человек) в определенных районах. Этот термин также используется для описания определенных зданий и их функций. Слово «больница» — фалемаи , «дом больных».
Самые простые виды фале называются фалео , которые стали популярными как экологически чистые и малобюджетные пляжные варианты размещения в местном туризме. В каждом семейном комплексе на Самоа есть fale tele , дом собраний или «большой дом».
Участок, на котором построен дом, называется тулага фале (место, где стоит стоять). [4]
Схемы домов самоанских
[ редактировать ]![]() | ![]() | ![]() |
Диаграммы фале , показывающие архитектурные части традиционного дома на самоанском языке ; из «Описания истории Самоа до 1918 года», написанного самоанским историком Тео Тувале . [5]
Строительный рабочий
[ редактировать ]Строители в самоанской архитектуре также были архитекторами и принадлежали к исключительной древней гильдии мастеров-строителей Tufuga fau fale . Самоанское слово туфуга обозначает статус мастеров-ремесленников, достигших высочайшего уровня в навыках и знаниях в определенном традиционном виде искусства. Слова фау-фале означают строитель дома . Существовали туфуга мореплавания ( Туфуга фау ваа ) и самоанская татуировка ( Туфуга та татау ).Заключение контракта на услуги туфуга фау фале требовало переговоров и соблюдения культурных традиций. [6]
Виды фале
[ редактировать ]
Фале теле (большой дом), самый важный дом, обычно имеет круглую форму и служит домом для собраний главных советов, семейных собраний, похорон или вручения титула вождя. Фале -теле всегда расположен перед всеми остальными домами в многоквартирном семейном комплексе. Дома позади него служат жилыми помещениями, а в задней части комплекса есть открытая площадка для приготовления пищи. [4] Впереди находится открытая площадка, называемая малаэ . Малаэ ) обычно представляет (аналогично понятию мараэ в маори и других полинезийских культурах собой ухоженную травянистую лужайку или песчаную территорию. Малаэ — важное культурное пространство , где происходит общение между посетителями и хозяевами или официальные встречи на открытом воздухе.
Открытые характеристики самоанской архитектуры также отражены в общей структуре домов в деревне, где все фале теле расположены на видном месте среди всех других жилищ в деревне, а иногда образуют полукруг, обычно обращенный к морю.
В наше время, с упадком традиционной архитектуры и доступностью западных строительных материалов, форма фале теле стала прямоугольной, хотя пространственные области в обычаях и церемониях остались прежними.

Традиционно афолау (длинный дом), более длинный фале в форме вытянутого овала, служил жилым или гостевым домом.
Фалео (небольшой дом), традиционно длинный по форме, был пристройкой к главному дому. Он не так хорошо построен и всегда расположен позади главного жилища. [4] В наше время этот термин также используется для обозначения любого типа небольшого и простого фале , который не является основным жилищем. Популярные как «травяные хижины» или пляжные домики в деревенском туризме, многие из них подняты на высоту около метра над землей на сваях, иногда с железной крышей. В деревне семьи строят фалео рядом с главным домом или на берегу моря для отдыха в жаркий день или в качестве дополнительного спального места ночью, если есть гости.
Туноа (домик для приготовления пищи) — это хлипкая конструкция небольшого размера, которую нельзя рассматривать как дом. В наше время кухня, называемая умукука , находится в задней части семейного поместья, где вся готовка осуществляется в земляной печи, уму и горшках над огнем. В большинстве деревень умукука представляет собой простой открытый навес из нескольких столбов с железной крышей, защищающей место для приготовления пищи от непогоды.
Строительство
[ редактировать ]
В строительстве фале , особенно большого и важного фале-теле , часто участвует вся большая семья и помощь деревенской общины.
Tufuga fai fale наблюдает за всем строительным проектом. Перед началом строительства семья готовит строительную площадку. Для этой цели обычно используют лаву, коралл, песок или каменные материалы. Туфуга . , его помощники ( аутуфуга ) и мужчины из семьи рубят древесину в лесу
Основные опорные столбы, возводимые первыми, различаются по количеству, размерам и длине в зависимости от формы и размеров дома. Обычно они имеют длину от 16 до 25 футов (4,9–7,6 м) и диаметр от 6 до 12 дюймов (15–30 см) и закапываются в землю на глубину около 4 футов (1,2 м). Эти должности называются poutu (постоянные должности); их возводят посередине дома, образуя центральные столбы.
К поуту прикреплены поперечные куски дерева значительных размеров, называемые соа . Соа лаау простираются от пути до внешней окружности фале , а их концы прикреплены к дополнительным поддерживающим частям, называемым фаалава .

Лаау фаалава , расположенные горизонтально, прикреплены на своих концах к широким деревянным полосам, продолжающимся от фаулало до ауау . Эти широкие полосы называются ивииви . Фаулало представляет собой трубчатый кусок (или куски) дерева диаметром около 4 дюймов (10 см), проходящий по окружности дома у нижнего конца крыши и поддерживаемый пулало . Ауау — это один или несколько кусков дерева значительного размера, лежащих на вершине поуту . На расстоянии около 2 футов (0,61 м) между каждым из них расположены круглые куски дерева, проходящие вокруг дома и простирающиеся от фаулало до верха здания. Они похожи на фаулало .
Пулало расположены на расстоянии примерно 3–4 футов (0,91–1,22 м) друг от друга и погружены в землю примерно на 2 фута (0,61 м). Их средний диаметр составляет 3–4 дюйма (7,6–10,2 см) и они возвышаются над полом фале примерно на 5 футов (1,5 м ) . Высота пулало над полом определяет высоту нижнего края крыши от земли.
К каркасу прикреплены также бесчисленные тонкие деревянные полоски (около 0,5 на 0,25 дюйма (1,27 на 0,64 см) и длиной от 12 до 25 футов (от 3,7 до 7,6 м). Они простираются от фаулало до ивииви и расположены на расстоянии от 1 до 2 дюймов (от 2,5 до 5,1 см) друг от друга. К этим полоскам под прямым углом прикреплены дополнительные полоски paeaso того же размера, что и aso . В результате крыша фале разделена на огромное количество маленьких квадратов. [4]
Древесина
[ редактировать ]
Большая часть древесины выращивается в лесах на семейных землях. Древесину запилили в лесу и отвезли на стройку в село. В тяжелой работе были задействованы помощники строителя, члены семьи и помощь сельской общины.
Основные столбы делались из хлебного дерева ( улу ), или ифи леле или поу мули, если этой древесины не было. Длинные основные стропила должны были быть гибкими, поэтому кокосовое дерево ( ню всегда выбиралось ). Хлебное дерево также использовалось для изготовления других частей основного каркаса. [7]
В целом, при строительстве самоанских домов чаще всего используются следующие породы древесины:
Сообщения ( сообщения и poulalo ): ifi lele , post muli , asi , ulu , talia , launani'u и aloalovao .
Конструкция : голова , конструкция , кокос и уагани.
Асо и паэсо : ниувао , улу , матомо и оломеа.
Ауау . и талитали использовали как soʻaʻ used both голову , так и niuкокос
Соломенная
[ редактировать ]
Завершенный куполообразный каркас покрыт соломой ( листья лау ), которую делают женщины. Лучшее качество соломы производится из сухих листьев сахарного тростника . Если листьев сахарного тростника не было, таким же образом использовались пальмовые листья кокосовой пальмы. [7] Длинные сухие листья скручиваются на лафо длиной 3 фута (0,91 м) , которые затем закрепляются тонкой полоской кокосовой пальмы, продеваемой через листья близко к стеблю лафо .
Эти секции соломы крепятся к внешней стороне каркаса фале, начиная снизу и поднимаясь до вершины. Они перекрываются, поэтому каждая секция выдвигает солому примерно на 3 дюйма (7,6 см). Это означает, что весь дом покрыт двойным слоем соломы. Секции крепятся к асо на каждом конце с помощью афа .
При условии использования соломы самого высокого качества и правильной укладки она прослужит около семи лет. На обычный жилой дом укладывают около 3000 секций соломы.
к
[ редактировать ]Защита от солнца, ветра или дождя, а также от любопытных глаз достигалась путем подвешивания к фау , идущему вокруг дома, нескольких своего рода раскрывающихся жалюзи, называемых «пола» . Листья кокосовой пальмы сплетены в нечто вроде циновки шириной около фута и длиной три фута. Достаточное количество пол , достающее от земли до верха пулало, скрепляется вместе афа и завязывается или опускается в зависимости от случая. Обычно одна связка таких циновок покрывает пространство между двумя пулало и так далее по всему дому. Они служат недолго, но, будучи быстро изготовлены, вскоре заменяются. Они обеспечивают достаточную защиту от непогоды, и их можно складывать по частям; редко бывает, чтобы весь дом был заперт.
Полы
[ редактировать ]Естественным основанием фале являются кораллы, песок и лава, а в некоторых местах иногда несколько дюймов почвы. Поэтому дренаж хороший. Верхние слои напольного покрытия – гладкая галька и камни. Полы в домах, когда они заняты, обычно покрыты или частично покрыты родными циновками.
В наше время для полов используют бетон.
Мифология
[ редактировать ]В самоанской мифологии объяснение того, почему самоанские дома круглые, объясняется в истории о боге Тагалоа , также известном как Тагалоалаги (Тагалоа Небес).
Ниже приводится история, рассказанная самоанским историком Тео Тувале в «Очерке истории Самоа до 1918 года»:
- Во времена Тагалоалаги дома на Самоа различались по форме, и это приводило к множеству трудностей для тех, кто хотел построить дом определенным образом. Каждый плотник умел строить дома только одной определенной формы, и иногда было невозможно получить услуги желаемого плотника. Было проведено собрание всех плотников страны, чтобы попытаться принять решение о какой-то единой форме. Обсуждение разгоралось с энтузиазмом, и, поскольку не было никакой перспективы принятия решения, было решено обратиться к услугам Тагалоалаги. Рассмотрев этот вопрос, он указал на купол Небес и на горизонт и постановил, что в будущем все построенные дома будут иметь такую форму, и это объясняет, почему все концы самоанских домов имеют форму простирающегося неба. вплоть до горизонта. [4]
Важным деревом в архитектуре Самоа является кокосовая пальма. В мифологии Самоа о первой кокосовой пальме рассказывается в легенде под названием «Сина и угорь» .
Европейская архитектура
[ редактировать ]- Церковная архитектура в Самоа
- Интерьер церкви, деревня Матаваи в Сафуне, Савайи остров
- Католическая церковь в Апиа
- Каменная церковь в Сатупаитеа на Савайи, около 1908 года.
- Историческая церковь в деревне Сафоту , Савайи
- Колониальные здания в Самоа
- Дом Мау лидера Олафа Фредерика Нельсона на острове Уполу, около 1936 года.
- Отель Тиволи в столице Апиа , 1896 год.
- Вайлима , дом писателя Роберта Льюиса Стивенсона на Самоа.
См. также
[ редактировать ]- Фааматаи , главная система Самоа.
- Культура Самоа
- Гавайская архитектура
- Коренная архитектура
Ссылки
[ редактировать ]- Самоанский дом, отчет об истории Самоа до 1918 года, автор: Тео Тувале , Центр электронных текстов Новой Зеландии, лицензия Новой Зеландии CC-BY-SA 3.0, дата обращения 26 октября 2009 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ [1] Запись культурного наследия Самоа и островов Фиджи, У. Хербиг, Г. Зорер, Ф. Самоли. Проверено 26 октября 2009 г.
- ^ Граттан, FJH (1985). Введение в самоанский обычай . Новая Зеландия: Р. Макмиллан. стр. 164, 165. ISBN. 0-908712-13-8 . Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ Пространство как социальная конструкция: народная архитектура сельского Самоа, автор Энн Элизабет Гернси Аллен, Колумбийский университет Аннотация. Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Отчет об истории Самоа до 1918 года, составленный Тео Тувале. Электронный текстовый центр Новой Зеландии. Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ [Очерк истории Самоа до 1918 года, автор Тео Тувале, Электронный текстовый центр Новой Зеландии, лицензия Новой Зеландии CC-BY-SA 3.0.]
- ^ [2] Материальная культура Самоа Те Ранги Хироа ( сэр Питер Бак ), стр.87. Проверено 26 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б [3] Материальная культура Самоа, Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак), стр. 22. Проверено 31 октября 2009 г.