Jump to content

Архитектура Самоа

Интерьер фале , Апиа, Д'Юрвиль, 1842 г.
Внутренний фасадный телек с центральными колоннами и изогнутыми стропилами

Архитектура Самоа , отличается открытостью, ее дизайн отражает культуру и быт самоанского народа населяющего острова Самоа . [1] Архитектурные концепции включены в самоанские пословицы , ораторское искусство и метафоры, а также связаны с другими формами искусства Самоа, такими как строительство лодок и татуировки . Пространства снаружи и внутри традиционной самоанской архитектуры являются частью культурной формы, церемоний и ритуалов.

Фале — это самоанское слово, обозначающее все типы домов, от маленьких до больших.

В целом традиционная архитектура Самоа характеризуется овальной или круглой формой с деревянными столбами, поддерживающими куполообразную крышу. Стен нет. Основой архитектуры является каркасный каркас.

До прибытия европейцев и доступности западных материалов самоанские фале не использовали в своей конструкции металл.

Хлещущая буря

[ редактировать ]
Аналогичная фиджийская порка ( магимаги )
Половинчатый узор

Фале , скрепляют и связывают плетеной сеннитской веревкой под названием «афа» сделанной вручную из высушенного кокосового волокна. Афа . плотно сплетена сложными узорами вокруг деревянной рамы и связывает всю конструкцию вместе Афа изготавливается из шелухи некоторых сортов кокосов с длинными волокнами, особенно ниуафа ( афа пальмы ). Шелузу замачивают в пресной воде, чтобы размягчить межволокнистую часть. Оболочку зрелых орехов необходимо замачивать от четырех до пяти недель, а может быть, и дольше, а очень зрелые волокна лучше всего замачивать в соленой воде, а вот зеленая шелуха особого сорта кокоса готова через четыре-пять дней.Считается, что замачивание улучшает качество волокна. Затем старики или женщины отбивают шелуху молотком на деревянной наковальне , чтобы отделить волокна, которые после дальнейшей промывки для удаления межволокнистого материала связывают в пучки и сушат на солнце. Когда этот этап завершен, волокна перерабатываются в сеннит путем плетения — задачи, которую обычно выполняют пожилые мужчины или матай и выступали на досуге. Обычно для этого они сидят на земле и вручную перекатывают высушенные пряди волокна по голому бедру, пока не образуются более тяжелые пряди. Эти длинные тонкие пряди затем сплетаются в трехслойную косу, часто длинной, которая представляет собой готовый сеннит. Затем сеннит сворачивают в пучки или плотно наматывают в очень аккуратные цилиндрические рулоны. [2]

достаточной длины Изготовление афа для всего дома может занять месяцы работы. По оценкам, для строительства обычного традиционного фале потребуется от 30 000 до 50 000 футов (от 9 100 до 15 200 м) афа . Крепкая конструкция самоанской фале — одно из величайших архитектурных достижений Полинезии . [3] Похожая техника крепления использовалась и в традиционном судостроении, где деревянные доски «сшивались» по частям. `Афа имеет множество других применений в материальной культуре Самоа, включая церемониальные предметы, такие как метелка для мух , символ статуса оратора. Эта техника биения также использовалась в других частях Полинезии, например, магимаги на Фиджи .

Культурное пространство

[ редактировать ]
расположенный у пляжа и приподнятый на метр над землей, Этот фале-теле, в Лелепа деревне на острове Савайи, имеет железную крышу, заменяющую традиционную соломенную крышу, хотя пола (подвешенная на фото) — традиционные «настенные жалюзи» вокруг столбов. фале все еще используются.

Форма фале , особенно больших молитвенных домов, создает как физические, так и невидимые пространственные области, которые четко понимаются в самоанских обычаях, и диктуют области социального взаимодействия. Использование и функции фале тесно связаны с самоанской системой социальной организации, особенно с системой вождя фааматай .

Собравшиеся на официальном собрании или фоно всегда сидят, скрестив ноги, на циновках на полу вокруг фале , лицом друг к другу с открытым пространством посередине. Внутренние направления фале , восток, запад, север и юг, а также расположение постов влияют на места сидения вождей в зависимости от ранга, место, где ораторы (принимающая сторона или приезжая сторона) должны стоять, чтобы говорить, или сторона дома, куда входят и сидят гости и посетители. Пространство также определяет положение, где создатели ава ( аумага ) во время церемонии ава сидят прекрасные циновки тоги , и открытую площадку для презентации и обмена культурными предметами, такими как .

Фасад самоанского дома — это та часть, которая выходит на главную магистраль или дорогу через деревню. Пол разделен на четыре части, и каждая секция имеет свое название: тала лума — передняя боковая часть, тала туа — задняя часть и тала — две концевые или боковые секции. [4] Средние посты, называемые матуа тала, зарезервированы для ведущих вождей, а боковые посты в передней части, называемые поу о ле пепе, занимают ораторы. Столбы в задней части дома, талатуа , обозначают позиции создателей ава и других лиц, обслуживающих собрание. [4]

Непосредственная территория за пределами фале обычно остается чистой и представляет собой либо травянистую лужайку, либо песчаную зону, если деревня находится у моря. Открытая площадка перед большими домами собраний, обращенная к главной улице или дороге деревни, называется малаэ и является важной открытой площадкой для больших собраний и церемониального общения.

Слово фале также состоит из других слов для обозначения социальных групп или рангов, таких как группа ораторов фалейва (дом девяти человек) в определенных районах. Этот термин также используется для описания определенных зданий и их функций. Слово «больница» — фалемаи , «дом больных».

Самые простые виды фале называются фалео , которые стали популярными как экологически чистые и малобюджетные пляжные варианты размещения в местном туризме. В каждом семейном комплексе на Самоа есть fale tele , дом собраний или «большой дом».

Участок, на котором построен дом, называется тулага фале (место, где стоит стоять). [4]

Схемы домов самоанских

[ редактировать ]

Диаграммы фале , показывающие архитектурные части традиционного дома на самоанском языке ; из «Описания истории Самоа до 1918 года», написанного самоанским историком Тео Тувале . [5]

Строительный рабочий

[ редактировать ]

Строители в самоанской архитектуре также были архитекторами и принадлежали к исключительной древней гильдии мастеров-строителей Tufuga fau fale . Самоанское слово туфуга обозначает статус мастеров-ремесленников, достигших высочайшего уровня в навыках и знаниях в определенном традиционном виде искусства. Слова фау-фале означают строитель дома . Существовали туфуга мореплавания ( Туфуга фау ваа ) и самоанская татуировка ( Туфуга та татау ).Заключение контракта на услуги туфуга фау фале требовало переговоров и соблюдения культурных традиций. [6]

Виды фале

[ редактировать ]
Большой дом в деревне

Фале теле (большой дом), самый важный дом, обычно имеет круглую форму и служит домом для собраний главных советов, семейных собраний, похорон или вручения титула вождя. Фале -теле всегда расположен перед всеми остальными домами в многоквартирном семейном комплексе. Дома позади него служат жилыми помещениями, а в задней части комплекса есть открытая площадка для приготовления пищи. [4] Впереди находится открытая площадка, называемая малаэ . Малаэ ) обычно представляет (аналогично понятию мараэ в маори и других полинезийских культурах собой ухоженную травянистую лужайку или песчаную территорию. Малаэ — важное культурное пространство , где происходит общение между посетителями и хозяевами или официальные встречи на открытом воздухе.

Открытые характеристики самоанской архитектуры также отражены в общей структуре домов в деревне, где все фале теле расположены на видном месте среди всех других жилищ в деревне, а иногда образуют полукруг, обычно обращенный к морю.

В наше время, с упадком традиционной архитектуры и доступностью западных строительных материалов, форма фале теле стала прямоугольной, хотя пространственные области в обычаях и церемониях остались прежними.

Фалео ( пляжный домик ) с простой соломенной крышей на острове Маноно , 2009 г.

Традиционно афолау (длинный дом), более длинный фале в форме вытянутого овала, служил жилым или гостевым домом.

Фалео (небольшой дом), традиционно длинный по форме, был пристройкой к главному дому. Он не так хорошо построен и всегда расположен позади главного жилища. [4] В наше время этот термин также используется для обозначения любого типа небольшого и простого фале , который не является основным жилищем. Популярные как «травяные хижины» или пляжные домики в деревенском туризме, многие из них подняты на высоту около метра над землей на сваях, иногда с железной крышей. В деревне семьи строят фалео рядом с главным домом или на берегу моря для отдыха в жаркий день или в качестве дополнительного спального места ночью, если есть гости.

Туноа (домик для приготовления пищи) — это хлипкая конструкция небольшого размера, которую нельзя рассматривать как дом. В наше время кухня, называемая умукука , находится в задней части семейного поместья, где вся готовка осуществляется в земляной печи, уму и горшках над огнем. В большинстве деревень умукука представляет собой простой открытый навес из нескольких столбов с железной крышей, защищающей место для приготовления пищи от непогоды.

Строительство

[ редактировать ]
Самоанская фале, постройка 1896 г.

В строительстве фале , особенно большого и важного фале-теле , часто участвует вся большая семья и помощь деревенской общины.

Tufuga fai fale наблюдает за всем строительным проектом. Перед началом строительства семья готовит строительную площадку. Для этой цели обычно используют лаву, коралл, песок или каменные материалы. Туфуга . , его помощники ( аутуфуга ) и мужчины из семьи рубят древесину в лесу

Основные опорные столбы, возводимые первыми, различаются по количеству, размерам и длине в зависимости от формы и размеров дома. Обычно они имеют длину от 16 до 25 футов (4,9–7,6 м) и диаметр от 6 до 12 дюймов (15–30 см) и закапываются в землю на глубину около 4 футов (1,2 м). Эти должности называются poutu (постоянные должности); их возводят посередине дома, образуя центральные столбы.

К поуту прикреплены поперечные куски дерева значительных размеров, называемые соа . Соа лаау простираются от пути до внешней окружности фале , а их концы прикреплены к дополнительным поддерживающим частям, называемым фаалава .

Туристический офис Самоа в Апиа в традиционном дизайне фале

Лаау фаалава , расположенные горизонтально, прикреплены на своих концах к широким деревянным полосам, продолжающимся от фаулало до ауау . Эти широкие полосы называются ивииви . Фаулало представляет собой трубчатый кусок (или куски) дерева диаметром около 4 дюймов (10 см), проходящий по окружности дома у нижнего конца крыши и поддерживаемый пулало . Ауау это один или несколько кусков дерева значительного размера, лежащих на вершине поуту . На расстоянии около 2 футов (0,61 м) между каждым из них расположены круглые куски дерева, проходящие вокруг дома и простирающиеся от фаулало до верха здания. Они похожи на фаулало .

Пулало расположены на расстоянии примерно 3–4 футов (0,91–1,22 м) друг от друга и погружены в землю примерно на 2 фута (0,61 м). Их средний диаметр составляет 3–4 дюйма (7,6–10,2 см) и они возвышаются над полом фале примерно на 5 футов (1,5 м ) . Высота пулало над полом определяет высоту нижнего края крыши от земли.

К каркасу прикреплены также бесчисленные тонкие деревянные полоски (около 0,5 на 0,25 дюйма (1,27 на 0,64 см) и длиной от 12 до 25 футов (от 3,7 до 7,6 м). Они простираются от фаулало до ивииви и расположены на расстоянии от 1 до 2 дюймов (от 2,5 до 5,1 см) друг от друга. К этим полоскам под прямым углом прикреплены дополнительные полоски paeaso того же размера, что и aso . В результате крыша фале разделена на огромное количество маленьких квадратов. [4]

Древесина

[ редактировать ]
Фале , 1914 год. Строящийся

Большая часть древесины выращивается в лесах на семейных землях. Древесину запилили в лесу и отвезли на стройку в село. В тяжелой работе были задействованы помощники строителя, члены семьи и помощь сельской общины.

Основные столбы делались из хлебного дерева ( улу ), или ифи леле или поу мули, если этой древесины не было. Длинные основные стропила должны были быть гибкими, поэтому кокосовое дерево ( ню всегда выбиралось ). Хлебное дерево также использовалось для изготовления других частей основного каркаса. [7]

В целом, при строительстве самоанских домов чаще всего используются следующие породы древесины:

Сообщения ( сообщения и poulalo ): ifi lele , post muli , asi , ulu , talia , launani'u и aloalovao .

Конструкция : голова , конструкция , кокос и уагани.

Асо и паэсо : ниувао , улу , матомо и оломеа.

Ауау . и талитали использовали как soʻaʻ used both голову , так и niuкокос

Соломенная

[ редактировать ]
Самоанский фале в группе островов Мануа с соломенной крышей и ткаными жалюзи -пола , около 1890–1910 гг.

Завершенный куполообразный каркас покрыт соломой ( листья лау ), которую делают женщины. Лучшее качество соломы производится из сухих листьев сахарного тростника . Если листьев сахарного тростника не было, таким же образом использовались пальмовые листья кокосовой пальмы. [7] Длинные сухие листья скручиваются на лафо длиной 3 фута (0,91 м) , которые затем закрепляются тонкой полоской кокосовой пальмы, продеваемой через листья близко к стеблю лафо .

Эти секции соломы крепятся к внешней стороне каркаса фале, начиная снизу и поднимаясь до вершины. Они перекрываются, поэтому каждая секция выдвигает солому примерно на 3 дюйма (7,6 см). Это означает, что весь дом покрыт двойным слоем соломы. Секции крепятся к асо на каждом конце с помощью афа .

При условии использования соломы самого высокого качества и правильной укладки она прослужит около семи лет. На обычный жилой дом укладывают около 3000 секций соломы.

Защита от солнца, ветра или дождя, а также от любопытных глаз достигалась путем подвешивания к фау , идущему вокруг дома, нескольких своего рода раскрывающихся жалюзи, называемых «пола» . Листья кокосовой пальмы сплетены в нечто вроде циновки шириной около фута и длиной три фута. Достаточное количество пол , достающее от земли до верха пулало, скрепляется вместе афа и завязывается или опускается в зависимости от случая. Обычно одна связка таких циновок покрывает пространство между двумя пулало и так далее по всему дому. Они служат недолго, но, будучи быстро изготовлены, вскоре заменяются. Они обеспечивают достаточную защиту от непогоды, и их можно складывать по частям; редко бывает, чтобы весь дом был заперт.

Естественным основанием фале являются кораллы, песок и лава, а в некоторых местах иногда несколько дюймов почвы. Поэтому дренаж хороший. Верхние слои напольного покрытия – гладкая галька и камни. Полы в домах, когда они заняты, обычно покрыты или частично покрыты родными циновками.

В наше время для полов используют бетон.

Мифология

[ редактировать ]
Круглый фале-телек в Лепеа деревне , за ним гора Ваэя , место захоронения Роберта Льюиса Стивенсона.

В самоанской мифологии объяснение того, почему самоанские дома круглые, объясняется в истории о боге Тагалоа , также известном как Тагалоалаги (Тагалоа Небес).

Ниже приводится история, рассказанная самоанским историком Тео Тувале в «Очерке истории Самоа до 1918 года»:

  • Во времена Тагалоалаги дома на Самоа различались по форме, и это приводило к множеству трудностей для тех, кто хотел построить дом определенным образом. Каждый плотник умел строить дома только одной определенной формы, и иногда было невозможно получить услуги желаемого плотника. Было проведено собрание всех плотников страны, чтобы попытаться принять решение о какой-то единой форме. Обсуждение разгоралось с энтузиазмом, и, поскольку не было никакой перспективы принятия решения, было решено обратиться к услугам Тагалоалаги. Рассмотрев этот вопрос, он указал на купол Небес и на горизонт и постановил, что в будущем все построенные дома будут иметь такую ​​форму, и это объясняет, почему все концы самоанских домов имеют форму простирающегося неба. вплоть до горизонта. [4]

Важным деревом в архитектуре Самоа является кокосовая пальма. В мифологии Самоа о первой кокосовой пальме рассказывается в легенде под названием «Сина и угорь» .

Европейская архитектура

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ [1] Запись культурного наследия Самоа и островов Фиджи, У. Хербиг, Г. Зорер, Ф. Самоли. Проверено 26 октября 2009 г.
  2. ^ Граттан, FJH (1985). Введение в самоанский обычай . Новая Зеландия: Р. Макмиллан. стр. 164, 165. ISBN.  0-908712-13-8 . Проверено 14 августа 2010 г.
  3. ^ Пространство как социальная конструкция: народная архитектура сельского Самоа, автор Энн Элизабет Гернси Аллен, Колумбийский университет Аннотация. Проверено 3 октября 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Отчет об истории Самоа до 1918 года, составленный Тео Тувале. Электронный текстовый центр Новой Зеландии. Проверено 27 октября 2009 г.
  5. ^ [Очерк истории Самоа до 1918 года, автор Тео Тувале, Электронный текстовый центр Новой Зеландии, лицензия Новой Зеландии CC-BY-SA 3.0.]
  6. ^ [2] Материальная культура Самоа Те Ранги Хироа ( сэр Питер Бак ), стр.87. Проверено 26 октября 2009 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б [3] Материальная культура Самоа, Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак), стр. 22. Проверено 31 октября 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65d27d6ddfa1769e702dd8c4022cd573__1716665640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/73/65d27d6ddfa1769e702dd8c4022cd573.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Samoa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)