Сина и угорь
Сина и угорь — миф о происхождении самоанской мифологии , объясняющий происхождение первой кокосовой пальмы. [1]
На самоанском языке легенда называется Sina ma le Tuna. Тунец — это самоанское слово, означающее «угорь». [2]
Эта история также хорошо известна во всей Полинезии, включая Тонгу , Фиджи и маори в Новой Зеландии . [3]
рассказывают разные версии легенды В разных странах Океании . [4] Кокосовая пальма ( Cocos nucifera ) имеет множество применений и является важным источником пищи. Он также используется для изготовления кокосового масла , корзин, веревок сеннит , используемых в традиционном самоанском домостроении, ткачества и для строительства небольших традиционных домов или фале . Сушеное мясо кокоса или копры было важным экспортным продуктом и источником дохода во всем Тихоокеанском регионе.
Легенда о Сине и Угре связана с другими персонажами полинезийской мифологии, такими как Хина , Тинилау , Тагалоа и Нафануа .
Сина — это также имя различных женских фигур в полинезийской мифологии. Слово «sina» также означает «белый» или «седовласый » (седовласый по возрасту) на самоанском языке . Существует также старая самоанская песня «Суфуна Сина», основанная на легенде Сина. [5]
История
[ редактировать ]на острове Савайи Одна из версий легенды рассказывает о красивой девушке по имени Сина в Самоа, красота которой была известна по всему Тихому океану. Эта красота достигла Туи Фити или короля Фиджи, который был старше Сины. Он принял это близко к сердцу и решил, что разберется, в чем дело. Используя свою Ману (Магию), он превратился в угря и отправился в деревню, в которой жил Сина. Добравшись до деревенского бассейна, он увидел красоту Сины.
Однако, когда Сина посмотрела в бассейн, она увидела угря, смотрящего на нее.
Разозлившись, она закричала: «Ты смотришь на меня глазами демона!» ( Самоанское : E pupula mai, ou mata o le alelo! ). Но быстро Сина заметила, что угорь очень милый, и сделала его своим питомцем. Прошли годы и годы, и Туи Фити состарился, а вместе с ним и его магия. Он ослаб и решил раскрыться. Объясняя Сине, что когда-то он был королем Фиджи и пришел посмотреть на ее красоту, но знал, что из-за возраста у него нет шансов. Затем он попросил Сину воткнуть голову в землю. Сина последовал просьбе угря и воткнул его голову в землю. Кокосовая пальма выросла из земли. Когда с кокоса снимают шелуху, на нем остаются три круглых отметки, похожие на морду рыбы с двумя глазами и ртом. Одна из отметок проколота из-за того, что она пила кокос, поэтому, когда Сина пьет, она целует угря.
На Самоа пресный родниковый бассейн Мата о ле Алело в небольшой деревне Матаваи Сафуне связан с легендой о Сине. [6] и Угорь. Бассейн назван в честь слов Сины, обращенных к угре из легенды. Бассейн открыт для посетителей.
Различные версии
[ редактировать ]- Другая версия истории гласит, что Сина была родом из деревни Лалоата на острове Уполу , а ее отца звали Пай. [7]
- В Мангайе на островах Кука версия истории повествует о красивой женщине по имени Ина-моэ-Аиту, которая жила в пещере недалеко от деревни Тамаруа и купалась в ручье в своей пещере. [8]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В песне «You’re Welcome» из Walt Disney Pictures фильма 2016 года «Моана» упоминается Сина и угорь , но полинезийский полубог Мауи убил угря и закопал его кишки в землю, чтобы вырастить кокосовые пальмы. Напевая песню Моане , Мауи играет с кокосом, на поверхности которого есть три круглых отметки. [9]
- Хотя в фильме об этом не говорится, в титрах мать Моаны указана как «Сина». Во время песни «Where You Are» Сина учит Моану собирать кокосы и использовать различные части кокосовой пальмы. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сина и угорь» . Живое наследие. Архивировано из оригинала 29 октября 2012 г.
- ^ Ханкин, Галумалемана; Пайя, Эдит. «История Сины и угря» . www.wgtn.ac.nz. Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Крейг, Роберт Д. (2004). Справочник по полинезийской мифологии . АВС-КЛИО. п. 88. ИСБН 978-1-57607-894-5 .
- ^ Кларк, Кейт МакКош (2008). Сказки и легенды маори . Читайте книги. п. 68. ИСБН 978-1-4437-5874-1 .
- ^ Пратт, Джордж (1862). Самоанский словарь английского и самоанского, а также самоанского и английского языков; с краткой грамматикой самоанского диалекта . Пресса Лондонского миссионерского общества. п. 23 .
- ^ Магео, Жаннетт Мари (2001). Культурная память, реконфигурирующая историю и идентичность в постколониальном Тихоокеанском регионе . Издательство Гавайского университета. п. 72. ИСБН 978-0-8248-2386-3 .
- ^ Тернер, Джордж (2007). Самоа сто лет назад и задолго до этого . БиблиоБазар. п. 185. ИСБН 978-1-4346-2473-4 .
- ^ 'Ина и Тунец. Архивировано 15 сентября 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Саманта (1 февраля 2018 г.). «Поклонники Моаны слишком буквально воспринимают связь фильма с полинезийским мифом?» . Культурные стервятники . Проверено 1 мая 2021 г.