Хина (богиня)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2019 г. ) |

Хина — имя, присвоенное ряду полинезийских божеств. Имя Хина обычно относится к могущественной женской силе (обычно богине или королеве ), которая властвует над определенной сущностью. Некоторые варианты имени Хина включают Сину, Ханайакамаламу и Ину. [ 1 ] Даже в пределах одной культуры Хина могла относиться к нескольким богиням, и различие между разными личностями не всегда четкое. В гавайской мифологии имя обычно сочетается со словами, которые объясняют или идентифицируют богиню и ее силу, такими как Хина-пуку-иа (Хина-сбор морепродуктов), богиня рыбаков, и Хина-опу-хала-коа, которая родила всей рифовой жизни. [ 2 ]
Хина по-прежнему остается фигурой, которой поклоняются во многих полинезийских религиях. [ 3 ] и ее истории служат традициями, объединяющими Полинезию, особенно Гавайские острова. [ 1 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]Среди иви Новой Зеландии Хина обычно считается либо старшей сестрой, либо женой Мауи .
Самая распространенная история, в которой Хина представлена как жена Мауи, рассказывает о Те Тунароа, отце всех угрей , который однажды посетил бассейн, где купалась Хина. Однажды, когда Хина купалась, бог-угорь потерся о нее. Это происходило в течение нескольких посещений, пока Те Тунароа не набрался смелости тереться о гениталии Хины, приставая к ней.
Когда Мауи услышал об этом поступке, он пошел и напал на Те Тунароа, разрубив его тело на куски, хвост приземлился в море и превратился в морского угря , тогда как другой конец приземлился в болотах, как пресноводные угри. Меньшие кусочки превратились в миногу и миксину.
О Хине как о старшей сестре Мауи рассказывается несколько историй. Некоторые иви говорят, что именно Хина научила Мауи плести веревки, необходимые для захвата солнца, используя прядь своих священных волос, чтобы придать веревкам сверхъестественную силу. Эта легенда признает важный ритуальный статус, который старшие сестры имели в традиционном обществе маори .
Хина ассоциировалась с фазами луны под именами Хинатеа (Светлая Хина) и Хинаури (Темная Хина). Луна также известна под именем Махина . Изначально Хинатеа (Прекрасная Хина) была замужем за человеком по имени Иравару . Во время рыбалки Иравару рассердился на Мауи, которому не удалось поймать ни одной крупной рыбы. В отместку Мауи напал на Иравару, когда они вернулись на берег, толкнув его зятя под киль их каноэ, сломав ему спину и другие кости. Иравару превратился в собаку (кури), одна порода которой была известна как Иравару .
Когда Хина услышала, что сделал Мауи, она бросилась в море, но не умерла, а вместо этого была перенесена по волнам на Мотутапу (Священный остров). Ее имя было изменено на Хинаури из-за ее мрачного настроения. В конце концов Хинаури приветствовали жители Мотутапу и отвели в дом главного Тинирау бога рыб , став его новой женой. Существующие жены завидовали и пытались напасть на Хинаури, но, используя свою сверхъестественную силу, Хинаури убила других жен Тинирау и стала старшей женой. [ 4 ]
Хина была матерью Тухурухуру, для которого ритуальное посвящение провел тохунга Каэ . После этого Тинирау одалживает Каэ своего домашнего кита, чтобы тот отвез его домой. Несмотря на строгие инструкции об обратном, Кае выгоняет кита Тутунуи на мелководье, где он оказывается на мели, его убивают, жарят и съедают Каэ и его люди. Когда он узнает об этом, Тинирау приходит в ярость и отправляет Хинаури с группой женщин (часто это сестры Тинирау) схватить Каэ. Сестры исполняют неприличные танцы, чтобы рассмешить его и увидеть его кривые зубы. Затем женщины поют волшебную песню, погружающую Каэ в глубокий сон, и уносят его обратно в Мотутапу. Когда Каэ просыпается, он находится в доме Тинирау. Тинирау насмехается над ним за предательство и убивает его (Грей 1970:69, Трегир 1891:110). [ 4 ]
ласкать
[ редактировать ]Девушка по имени Хина-моэ-аиту («Хина-спящая с богом») любила купаться в бассейне, где обитало множество угрей. Однажды, когда Хина купалась, один из угрей превратился в молодого человека. Хина взяла его своим любовником. Его звали Туна. [ 5 ]
После того, как они некоторое время были вместе, однажды Туна сказал Хине, что на следующий день будет сильный ливень. Его вынесет на порог ее дома в форме угря. Когда это произойдет, сказал Туна, Хина должна отрезать ему голову и закопать ее, а затем регулярно посещать место, где была закопана голова.
Хина повиновалась Туне, верно вернувшись, чтобы наблюдать за местом, где она спрятала его голову. Спустя много дней она увидела, как на этом месте пророс росток. Появился еще один побег, и два побега превратились в пару кокосовых пальм — первых кокосовых пальм, известных человеку.
В мангаийской традиции белая мякоть кокоса называется «мозгами тунца», и говорят, что, глядя на скорлупу кокоса, можно увидеть лицо. [ 6 ]
Туамотус и Таити
[ редактировать ]Некоторое время богиня Хина жила как жена Те Туна, бога угрей. Но она устала от него и решила искать любви в другом месте. Сказав Туне, что собирается принести ему вкусной еды, Хина оставила его и отправилась на сушу.
Хина ходила с места на место в поисках любовника. Но все мужчины, которых она встречала, боялись взять жену Туны, опасаясь мести бога-угря. Наконец она встретила Мауи , мать которого Таранга убеждала его взять богиню в жены.
Когда люди вокруг узнали, что Мауи взял Хину в жены, они пошли рассказать об этом Туне. Поначалу Туну это не волновало, но люди так его это раздражали, что в конце концов он поклялся вернуть свою жену у Мауи.
Вместе с четырьмя товарищами Туна бросился к дому Мауи, уносимый огромной волной. Но сила Мауи повернула волну вспять и оставила Туна и его товарищей выброшенными на берег на рифах. Мауи убил троих товарищей Туны, а один сбежал со сломанной ногой. Самого тунца Мауи пощадил.
Тунец действительно какое-то время мирно жил в доме Мауи. Но однажды Туна вызвал Мауи на дуэль. Каждый по очереди прыгал в тело другого и пытался его убить. Если Туна убьет Мауи, то Туна заберет его жену обратно. Очередь Туна пришла первой: он уменьшился и вошел в тело Мауи. Когда он вернулся, Мауи был цел. Теперь настала очередь Мауи: Мауи уменьшился и вошел в тело Туны, разорвав его на части. Мауи отрезал Туне голову и, по предложению матери, закопал ее в углу своего дома.
Со временем из закопанной головы Туны вырос побег и превратился в кокосовую пальму. Именно так человечество приобрело кокосы. [ 7 ]
Гавайи
[ редактировать ]
Даже в гавайской мифологии Хина могла относиться к множеству разных богинь. Различие между этими божествами может быть неоднозначным и вызывает большие споры. Однако есть три конкретных гавайских божества по имени Хина, которые широко известны и их можно отличить друг от друга. [ 1 ] Хина из Хило наиболее известна как мать гавайского героя Мауи . Хина, жена Акаланы, известна как богиня луны. Махина , гавайское слово, обозначающее луну, происходит от имени богини. Леди Хина-ау-кекеле также была названа в честь Хины, а полное имя леди Хинеуки было Хинакеуки . [ 8 ] Среди супругов Хины - вождь Айканака , Небесный Отец Вакеа и / или Акалана, от которых она родила несколько детей, включая Мауи. [ 1 ]
Поклонение Хине является давней традицией гавайцев на многих островах. Археологи обнаружили остатки хейау , посвященного Хине, в Национальном историческом парке Калаупапа на гавайском острове Молокаи . [ 3 ] В некоторых гавайских легендах богиня жила на Кауики, предгорье спящего вулкана Халеакала на юго-восточном побережье острова Мауи . [ 1 ] Другое утверждение предполагает, что легенды о Хине были привезены на побережье Хило древними иммигрантами, но эти истории настолько стары, что гавайцы забыли ее исконные земли и считают Хило своим единственным домом. [ 1 ]
Уильям Дрейк Вестервельт описал легенду:
Место, где жил Куна, называлось Вай-куна, «вода Куны». Река, в которой жили Хина и Куна, носит название Вайлуку, река «разрушительная вода». Хина обратилась за помощью к Мауи. Мауи пришел быстро и могучими ударами проложил для реки новое русло. Мауи подошел к дому Куны и вылил горячую воду в реку. Эта часть мифа вполне могла возникнуть из-за извержения лавы на склоне вулкана над рекой. Горячая вода хлынула на дом Куны. Куна прыгнул из кипящей лужи через несколько небольших водопадов возле своего дома в реку внизу. Здесь горячая вода снова обожгла его, и от боли он прыгнул из реки на берег, где Мауи убил его, избив дубинкой. Его тело было смыто рекой над водопадом, под которым жила Хина, в океан. [ 9 ]
Легенды о Хине и Мауи
[ редактировать ]Многие истории о богине Хине, особенно в связи с Луной, можно найти в главе 15 («Мифы о Хине») « » Марты Беквит Гавайской мифологии . [ 10 ]
Легендарное рождение сына Хины, Мауи, описывается как сверхъестественное зачатие после того, как Хина носила красную набедренную повязку, которую она нашла на берегу океана. После рождения Хина обернула прядями своих волос своего маленького сына и усадила его на ложе из лиму-кала, поддерживаемое медузами в море. Затем Мауи отправился в Куайхелани, где приобрел свои знаменитые способности. Легенда гласит, что, вернувшись, Мауи совершил невероятные действия, например, замедлил движение солнца , чтобы продлить дни для работы Хины. [ 2 ]
Историю Хины и ее восхождения на Луну можно найти в историях многих полинезийских групп, в том числе Самоа, Новой Зеландии, Тонги, островов Херви, Островов Судьбы, Науру и других групп тихоокеанских островов. [ 1 ] например, Молуккские острова в Меланезии. Существуют споры по поводу того, о какой Хине говорится в этой истории, но некоторые истории предполагают, что эта легенда касается Хины, жены вождя по имени Айканака, а не Хины, жены Акаланы, отца Мауи. [ 1 ]
Самоа
[ редактировать ]На Самоа эквивалент имени Сина упоминается во многих мифологических историях. Одним из примеров является легенда «Сина и угорь» , связанная с бассейном Мата-о-ле-Алело на острове Савайи .
Остров Пасхи (Великобритания)
[ редактировать ]В мифологии Рапа Нуи Хина принимает форму Хины-Ойо , богини морских животных, которая была замужем за Атуа-Метуа.
Хина в литературе
[ редактировать ]Ричард Адамс написал стихотворение, пересказывающее таитянскую историю Хины и Мауи, опубликованное в виде книги « Легенда о Те Туне» .
Кроме того, в своей популярной книге «Семь дочерей Евы » Брайан Сайкс использовал имя Хины (написанное в ней «Ина») для обозначения кланового матриарха мтДНК гаплогруппы B .
Хина в популярной музыке
[ редактировать ]Дэвид Ли Рот записал песню под названием «Hina», вошедшую в хард-рок-альбом Skyscraper 1988 года .
Техническая дэт-метал группа Gorod включила песню «Hina» в свой альбом Æthra 2018 года .
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вестервельт, WD (2001). «Легенды Мауи». Черная маска онлайн .
- ^ Jump up to: а б Варез, Дитрих (2002). Хина: Богиня . Хило, Гавайи: Petroglyph Press. ISBN 0-912180-59-5 .
- ^ Jump up to: а б Стоукс, JFG, Хейау с Молокаи. 1909 г. в МС. Древнее поклонение жителей Гавайских островов под редакцией У. Т. Брингема. Архивы, Музей Бишопа, Гонолулу.
- ^ Jump up to: а б Биггс, Брюс Грандисон (1966). Маклинток, АХ ) (ред.). Мифы и традиции маори: Мифы . Веллингтон: Правительственная типография . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Флуд, Бо; Стронг, Берет Э.; Флуд, Уильям; Адамс, Конни Дж. (1999). Легенды тихоокеанских островов: сказки из Микронезии, Меланезии, Полинезии и Австралии . Гонолулу, Гавайи: Bess Press. стр. 182–185. ISBN 978-1-57306-084-4 .
- ^ Альперс, стр. 73-75.
- ^ Кэмпбелл, с. 191-95
- ↑ Хина-ау-кекеле была женой Пиликайи , а Хинеуки — женой Кукохоу .
- ^ Вестервельт, WD (1910). Легенды Мауи — полубога Полинезии и его матери Хины (PDF) . Гонолулу: The Hawaiian Gazette Co., стр. 100. ИСБН 978-1-4733-7694-6 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Беквит, стр. 214-25.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Ричард. Легенда о Те Туне . Лондон: Сиджвик и Джексон, 1986.
- Альперс, Энтони. Легенды Южного моря . Лондон: Джон Мюррей, 1970.
- Марта Уоррен Беквит . Гавайская мифология . Нью-Хейвен: Йельский университет, 1940 год.
- Кэмпбелл, Джозеф. Маски Бога: первобытная мифология . Нью-Йорк: Викинг, 1970.
- Люке, Г.Х. «Океаническая мифология». Новая энциклопедия мифологии Ларусса (под ред. Феликса Гирана, пер. Ричарда Олдингтона и Делано Эймса, Лондон: Хэмлин, 1968), стр. 449–72.
- Рид, А.В. Мифы и легенды Маориленда . Веллингтон: AH & AW Reed, 1961.
- Сайкс, Б. Семь дочерей Евы Нью-Йорк, Лондон: WW Norton, 2001.
- Уилкинсон, Филип. Иллюстрированный словарь мифологии . Нью-Йорк: ДК, 1998.