Возьми



В мифологии маори Тики — первый человек, созданный Туматауэнгой или Тане . Первую женщину, Марикорико , он нашел в пруду; она соблазнила его, и он стал отцом Хине-кау-атаата . В более широком смысле, тики — это большая или маленькая деревянная, пунаму или другая резьба по камню в гуманоидной форме, которую обычно носят на шее как хей-тики , хотя это несколько архаичное использование в языке маори . Хэй-тики часто называют таонга , особенно если они старше и передавались из поколения в поколение. Резные фигурки, похожие на нга тики и изображающие обожествленных предков, встречаются в большинстве полинезийских культур . Они часто служат для обозначения границ священных или значимых мест. Это слово имеет родственные слова в других полинезийских языках , таких как ti'i на Таити и ki'i на гавайском языке . В мире западном культура Тики , движение, вдохновленное различными тихоокеанскими культурами, стала популярной в 20-м и 21-м веках.
Религия
[ редактировать ]В традициях западного побережья Южного острова Новой Зеландии первым человеком является женщина, созданная Тане , богом лесов и птиц. Обычно ее зовут Хине-аху-он. В других легендах Тане создает первого мужчину, Тики, а затем делает для него жену. В некоторых версиях Западного побережья сам Тики, как сын Ранги и Папы , создает первого человека, смешивая свою кровь с глиной, а затем Тане создает первую женщину. Иногда Туматауэнга , бог войны, создает Тики. [а] В другой истории первая женщина — Марикорико . Тики женится на ней, и их дочь - Хине-кау-атаата . [1] : 151–152 [б] В некоторых традициях Тики — это пенис мужчины. [2] [3] : 510–511 Фактически, Тики тесно связан с возникновением репродуктивного акта. [с]
В одной из многих историй о Тики Тики был одинок и жаждал компании. Однажды, увидев свое отражение в луже, он подумал, что нашел спутника, и нырнул в лужу, чтобы схватить его. Изображение разбилось, и Тики разочаровалась. Он заснул, а когда проснулся, снова увидел отражение. Он засыпал бассейн землей, и в нем родилась женщина. Тики жил с ней спокойно, пока однажды женщину не взволновал угорь . Ее волнение передалось Тики, и результатом стал первый репродуктивный акт. [4]
Имена и эпитеты
[ редактировать ]
Джон Уайт называет несколько Тики или, возможно, проявлений Тики в традиции маори: [1] : 142
- Тики-тохуа, прародитель птиц [д]
- Тики-какапапа, прародитель рыбы и птицы туи [и]
- Творчество, прародитель человечества
- Тики-вакаэа, прародитель кумары .
В другом месте Полинезии
[ редактировать ]Слово появляется как тики у новозеландских маори , маори с островов Кука , Туамотуана и Маркизского острова ; как ti'i на таитянском языке и как ki'i на гавайском языке . Это слово не было записано в языках Западной Полинезии или на языке Рапа-Нуи . [7]
- В гавайских традициях первым человеком был Кумухонуа. Его создал Кейн или Кейн, Ку и Лоно . Его тело было создано путем смешивания красной земли со слюной. Он был создан в форме Кане, который нес землю, из которой был создан человек, со всех концов света. Из одного из его ребер была сделана женщина. [3] : 511 Каналоа наблюдал, как Кане создал первого человека, и он тоже создал человека, но не смог вернуть его к жизни. Тогда Каналоа сказал Кане: «Я заберу твоего человека, и он умрет». И вот смерть пришла к человечеству. [3] : 151
- На Таити Тии был первым человеком и был сделан из красной земли. Первой женщиной была Иви, сделанная из одной из костей (иви) Тии. [3] : 151
- На Маркизских островах существуют разные версии. По одной легенде Атеа и его жена создали людей. В другой традиции Атануа и ее отец Атеа породили людей. [3] : 151
- На Островах Кука традиции также различаются. На Раротонге Тики является стражем входа в Аваики, подземный мир. Ему приносили подношения как дары за ушедшую душу умирающего. В Мангайе Тики — женщина, сестра Витини, первого человека, умершего естественной смертью. Вход в Аваики (подземный мир) называется «пропастью Тики». [3] : 151
- Согласно легенде острова Пасхи (Рапа-Нуи), Хоту Матуа, первый вождь принес с собой моаи (в других традиционных источниках упоминаются два), символизирующих предков, который стал образцом для большого моаи. Доктор Джо Энн ван Тилбург из проекта статуй острова Пасхи в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе говорит, что первые каменные статуи возникли на Рапа-Нуи, хотя устные традиции не подтверждают это. Другие утверждают, что первые статуи возникли на Маркизских или Южных островах . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]

- Хей-тики , подвески на шею маори, часто называемые тики.
- Моаи , монолитная человеческая фигура на острове Пасхи, которую иногда ошибочно называют тики.
- Культура Тики — декоративный стиль 20-го века, используемый в ресторанах, оформленных в полинезийском стиле.
- Таотао , подобные резные изображения духов предков и духов природы на Филиппинских островах.
- Тотемный столб , похожие по форме и назначению произведения искусства из каскадных культур.
- Чемамулл , статуи мапуче
- Зачарованная комната Тики , аттракцион Диснея.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Туматауэнга, бог войны, олицетворяет человека, как и Тане, чье имя означает «человек». [ нужна ссылка ]
- ^ Джон Уайт приписывает эту версию Нгати Хау. [1]
- ↑ По словам Рида, «несомненно, что Тики… имеет определенное фаллическое значение». [4] Однако Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак) отметил, что такие упоминания были найдены только в одном позднем и противоречивом источнике. [5]
- ^ В этой истории Тики-тохуа было яйцом, произведенным Хине-аху-онэ, женщиной, которую Тане сделал своей женой. Это яйцо дало начало всем птицам. [6]
- ↑ Тики-какапапа (родившаяся в честь Тики-тохуа) была девушкой, которая позже взяла имя Хине-а-тауира. У них с Тане была дочь по имени Хине-титамаури, которую Тики отдали в жены. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Джон (1887–1891). Древняя история маори . Веллингтон: Правительственный принтер.
- ^ Орбелл, М. (1998). Краткая энциклопедия мифов и легенд маори . Крайстчерч: Издательство Кентерберийского университета. п. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Трегир, Эдвард (1891). Сравнительный словарь маори-полинезийского языка . Веллингтон, Новая Зеландия: Лион и Блэр. ISBN 9781432664893 . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рид, AW (1963). Сокровищница фольклора маори . Веллингтон: AH и AW Рид. п. 52.
- ^ Хироа, Т.Р. (сэр Питер Бак) (1974) [1949]. Приход маори (второе изд.). Веллингтон: Уиткомб и Томбс.
- ^ Перейти обратно: а б Шортленд, Э. (1882). Религия и мифология маори . Лондон: Лонгман, Грин. п. 22.
- ^ «Записи для ТИКИ .1 [CE] Резное изображение человека» . pollex.org.nz . Проверено 2 марта 2018 г.