Бесплатно
Бесплатно | |
---|---|
Пол | Мужской |
Родители | Kahikoотец Купуланакехао (мать) |
Супруги | Место рождения Доверять |
Потомство | Доверять |
В гавайской религии , Вакеа , отец Неба женится на Папаханаумоку , матери-земле . Эти двое считаются родительской парой правящих вождей Гавайев .
Вакеа был старшим сыном Кахико («Древний»), который жил в Олаловае . Он является предком алии ( дворянства Гавайев ), правящего класса , составляющего аристократию, известного как нохо алиио Гавайи (правящие вожди Гавайев). Вакеа — внук Велаахиланинуи . Жрецы и простые люди происходят от его братьев, одного из которых звали Макуу.
Вакеа означает обширное пространство, зенит или небо, а Папа означает основание или поверхность; вместе они создают символ земли и неба или неба и земли. [ 1 ] Считалось, что ушедшие души отправляются в дом Вакеи. Если бы они доказали свою чистоту, они бы остались в комфорте его королевства, но в противном случае их отправили бы в Луа-о-Милу . [ 2 ]
Первого первосвященника Вакеи звали Комоава. [ 3 ]
Когда Вакеа был на Земле в древние времена, он был Верховным вождем .
Супруги
[ редактировать ]В одной из легенд Вакеа живет в Хихику и женится на Папаханаумоку , принцессе Олало-и-Механи и внучке принцессы Каупе-алии . Гавайские острова были созданы Вакеа и Папаханаумоку. Их дочерью была Хоохокукалани , мать Халоа от Вакеи.
Семья
[ редактировать ]В генеалогиях Вакеа и Папаханаумоку занимают 37-е место в генеалогии Кумухонуа и 28-е место в Кумуули . Кумухонуа, родоначальник генеалогии Кумухонуа, считался первым человеком в одной традиции.
Вместе Папаханаумоку и Вакеа создали Гавайи , Мауи , Кауаи и Хоохокукалани.
После того, как Вакеа совершил инцест со своей дочерью Хоохокукалани, она родила Халоа-нака-лау-капалили, что означает дрожащий длинный стебель. [ 4 ] Это был мертворожденный ребенок, которого они позже подсадили и который стал первым кало или таро, основным продуктом гавайской диеты. После Халоа-нака Хо'охокукалани родила еще одного ребенка по имени Халоа, что означает «длинный стебель», и он стал первым канакой или гавайцем.
Отношения между Халоа-нака и Халоа описывают баланс отношений между землей и людьми, которые на ней живут. Халоа-нака, как старший брат, несет ответственность за благополучие своих младших братьев и сестер, одним из которых является Халоа. Как Кало, Халоа-нака поддерживает это, обеспечивая поддержку людям, в то время как люди заботятся о своем старшем брате, обеспечивая жизнь Кало. Точно так же неуместно в любое время спорить перед Кало, а также не разрешается спорить перед старшими братьями, сестрами или старшими. У Уакеи также был роман с богинями Хиной и Каулой, пока Папа был в Кахики, чтобы создать острова Молокаи и Ланаи . Позже Папа вернулся и знал о романе Вакеи, поэтому она отомстила, переспав с Луа, и создала остров Оаху . [ 5 ]
Позже Вакеа воссоединяется с Папаханаумоку, и они создают Кауаи , Ниихау , Лехуа и Каулу . [ 6 ]
Согласно одной из традиций, первым человеком на Земле была женщина Лаилаи . Она и ее муж Кеалиивахилани — родители Кахико , отца Вакеи. Вакеа создал землю и море из тыквы ( ипу ) Папаханаумоку. Он подбросил его высоко, и оно стало небесами. Из его сока он создал дождь, а из семян — солнце, луну и звезды. [ 7 ]
Гендерные роли
[ редактировать ]Желая переспать со своей дочерью, Вакеа заключил сделку со своим первосвященником Комоавой, чтобы заставить Папаханаумоку уйти на четыре ночи. В ее уединении ей было запрещено есть определенные продукты; традиция, известная как айкапу , священная трапеза, установленная Вакеа. Целью айкапу было отделение женщин от мужчин. В традиционном гавайском обществе за приготовление пищи отвечали мужчины.
Примеры некоторых продуктов, которые гавайским женщинам нельзя есть: [ 8 ]
- Свиньи
- Кокосы
- Бананы
- Рыба красного цвета
- Некоторые морепродукты
См. также
[ редактировать ]- Атеа , маркизский бог света
- Ватеа , бог из Мангаи на островах Кука.
- Ранги и Папа , изначальные родители в традиции маори.
- Принц Каланинуиамамао и его дочь-внучка Алапайвахине (случай, аналогичный Вакеа и его дочери)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маршалл Д. Салинс, Исторические метафоры и мифические реальности: Структура ранней истории Королевства Сандвичевых островов (Анн-Арбор: Мичиганский университет, 1981), 15, 31.
- ^ Трум, Томас (1907). Гавайские народные сказки . AC МакКлерг . п. 13.
- ^ Капу: Гендерные роли в традиционном обществе Малкольма Наэа Чуна
- ^ «Словарь гавайского языка» . www.wehewehe.org . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ «Собранное Меле» (PDF) . Школы Камехамеха. Архивировано (PDF) из оригинала 23 января 2018 г. Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Лиликала Камеэлейхива, В родных землях и чужих желаниях: как должно быть? (Гонолулу: Музей епископа, 1992), 19–44.
- ^ Трегир 1891: 28–29, 392.
- ^ Малкольм Наэа Чун, Но На Мамо: Традиционные и современные гавайские верования и обычаи (Гонолулу: University of Hawaii Press, 2011), 289-293.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Э. Р. Трегир, Сравнительный словарь маори-полинезийского языка (Лион и Блер: Lambton Quay), 1891.