Jump to content

Карта

Нафануа была историческим али (вождем / королевой) и тоа (воином) Самоа из клана Са Тонумайпеа, получившим четыре титула папы (округа), ведущие титулы алии Самоа. [1] После ее смерти она стала богиней в полинезийской религии .


Существуют исторические и мифологические традиции о семье и жизни Нафануа. Сообщается, что она сыграла решающую роль в гражданских войнах между районами восточного и западного Савайи .

Пример Типуты (рубашки), похожей на ту, которую носил Нафануа во время войн.

Согласно самоанской мифологии , она была дочерью Саваси'улео , также считавшегося полубогом, Алии Пулоту . [2] : 39  Пулоту был одновременно историческим местом и местом загробной жизни воинов Самоа (сравнимо с представлением викингов о Валгалле ). Согласно одной традиции, матерью Нафануа была Тилафайга, сестра Таэмы , легендарных сиамских близнецов, которые привезли татуировку малу на Самоа.

Взрослая жизнь

[ редактировать ]

Нафануа была удостоена титула Тоа/Тоа Тамаитаи (или Королевы Воинов) за то, что отомстила за своего дядю и принесла мир Савайи посредством военных побед. Ее деревня располагалась на западной стороне острова Савайи.

Во времена Нафануа восточная и западная части Савайи вели войну за землю и титул всего острова. В самоанской культуре семья более престижна, если у нее много земли; а члены семьи (особенно мужчины) получают более высокие титулы и большую долю земли. Согласно устной традиции, когда Верховный вождь Лиломаява ловил кого-либо с восточной стороны на западной стороне острова, он заставлял их взобраться на кокосовую пальму вверх ногами в качестве публичного наказания.

Одним из жителей деревни, пойманных Лиломаявой, был Тайи, дядя Нафануа и старший брат Савасиулео. Тайи был наказан и был вынужден первым взобраться на кокосовую пальму. Когда он взбирался на кокосовую пальму, боль и унижение заставили его громко вздохнуть. Вздохи Тайи услышали Саваси'улео и Нафануа. Это рассердило Савесиулео; следовательно, он сказал Нафануа подготовиться к войне и срубить дерево Тоа. Древесину дерева нужно было использовать для изготовления оружия, чтобы отогнать Лиломаяву и его армию.

Следующие четыре оружия она сделала из дерева Тоа (также известного как Коа). Они заключаются в следующем:

1. Та Фесилафаи. Это было ее первое и основное оружие, и она использовала его большую часть времени во время битвы. Он имеет форму широкого крючка, обращенного наружу, и имеет три-четыре заостренных острых зубца, обращенных в стороны. В военное время это оружие простое, не окрашенное и не украшенное.

2. Фааулиулито — это оружие, которое Нафануа сделал и дал Матуне и Матуне, чтобы они использовали их во время боя. Она попросила их атаковать врага сбоку, чтобы она могла встретиться с врагом посередине и попытаться достичь компромисса мира и гармонии. Она предупредила Матуну и Матуну, чтобы они были осторожны, так как ей трудно обнаружить врага. Что касается формы оружия, то оно похоже на обычную палку, но имеет закругленное, толстое, тяжелое и широкое лезвие.

3. Улимасао. Это оружие считается резервным оружием, которое можно использовать для прекращения войны и установления мира. Слово «Улимасао» также означает безопасное вождение. Он имеет форму весла для каноэ с закругленными гладкими сторонами и одним заостренным краем.

4. Фааматегатауа. Это оружие является вторым резервным оружием и считается самым опасным оружием из всех. На самом деле, по словам покойного Силивелио Суафоа (оратора этой легенды), эта боевая дубинка никогда не предназначалась для использования. К счастью, Нафануа не пришлось использовать четвертое оружие под названием «Оружие смерти». Легенда гласит, что он настолько силен, что если его использовать, он убьет всех, включая ее семью. Это оружие имеет форму копья, но имеет зубцы с обеих сторон. Количество зубов варьируется от пяти до семи.

Это оружие теперь считается традиционным самоанским оружием и сегодня используется больше как декоративные предметы.

Война закончилась тем, что апана (рубашка) Нафануа была поднята ветром вверх, обнажая ее грудь. До этого времени мужчины не знали, что она женщина. Когда они обнаружили, что она женщина, они решили положить конец войне. Они чувствовали себя униженными, потому что среди нескольких мужчин, сражавшихся на войне, была только одна женщина.

Название – Разворот

Нафануа немедленно срубил дерево Тоа и оставил его там сохнуть. Несколько дней спустя она вернулась в место, где было срублено дерево Тоа, и обнаружила, что дерево привлекло множество Пуле (морских ракушек). «E gas toa ae ola pule». Буквально это означает, что ракушки живы, но дерево Тоа мертво. Но, образно говоря, хотя мы, люди, обладаем огромной силой и мощью, мы не добьемся успеха, если у нас не хватит мудрости, чтобы принять хорошее и твердое решение. Чтобы принимать мудрые решения, нужна смелость.

Перед тем как отправиться в бой, Саваси'улео приказал Нафануа: «A pa'ia le pa i Fu'alaga, a'e le tuli au'a le Ali'i o Aiga». Это означает, что Нафануа приказали прекратить убийства, когда она достигла деревни Фуалага. В ходе боя Нафануа оттеснил врага к границе собственной территории. Одна традиция гласит, что она забыла приказ своего отца, и только когда ветер подул достаточно сильно, чтобы поднять ее типута (покрывало), она вспомнила. Вражеские воины с позором сдались, когда поняли, что их превзошла женщина. [3] Существует несколько различных интерпретаций некоторых событий, но Нафануа широко известен в Полинезии как один из величайших воинов.

После своей победы Нафануа получила четыре главных титула вождя округа: Туи Атуа, Туи А'ана, Гато'айтеле и Тамасоали'и, воссоздав фааматаи (главную систему правления), которая существует в Самоа и сегодня. . [3]

В Самоа деревня Фалеалупо на западной стороне Савайи является домом Нафануа. [4] Фалеалупо также является местом входа в духовный мир Пулоту . [5] : 123  Часто вожди из далеких деревень и островов приезжали в Фалеалупо, чтобы получить благословение Нафануа, прежде чем начинать какое-либо военное приключение. В 1989 году вожди и ораторы Фалеалупо присвоили титул Нафануа этноботанику Полу Алану Коксу за его усилия по сохранению тропических лесов Самоа. [6] Право собственности было официально зарегистрировано в Суде по землям и титулам Самоа.

Согласно одной традиции, именно в Фалеалупо Нафануа предсказал приход христианства. После многих лет войны Малиетоа Фитисеману захотел объединить Самоа и положить конец кровопролитию, поэтому он приехал в Нафануа. Спустя много дней Нафануа пророчествовал Малиетоа Фитисеману: «Фаатали и лаги се ао о лу мало» («Подожди небеса, корона для твоего королевства»). В 1830 году миссионер Джон Уильямс прибыл на берег (mataniu feagaimaleata) Сапапалии и принес Библию со своей лодки в руки Малиетоа Вайнуупо, сына Малиетоа Фитисеману. Таким образом, Малиетоа Вайнуупо стал известен как «Король, которого слушает Самоа». Король Малиетоа стал одним из королей Самоа и сыграл важную роль в объединении всего Самоа. Многие считали, что эти события исполнили пророчество Нафануа. [3] [7] : 58 

Другие ссылки

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ http://dx.doi.org/10.1007/s00222-000-0000-3 Туималеалифано, Морган (2006). О Тама а 'айга: Политика наследования важнейших титулов Самоа Сува: Южно-Тихоокеанский университет. ISBN  9789820203778 .
  2. ^ Малопа'упо . , Исайя (1999) Достижение совершеннолетия в американской антропологии: Маргарет Мид и рай . Универсал-Издательство. ISBN  9781581128451 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с Лесума (2019). «Са Нафануа: восстановление Нафануа как расширения прав и возможностей женщин в литературе самоанской диаспоры». Журнал американского фольклора . 132 (525): 265–6. дои : 10.5406/jamerfolk.132.525.0260 . ISSN   0021-8715 . S2CID   199274411 .
  4. ^ «Самоа: лечение способствует сохранению природы, Майкл Филд» . Новозеландский слушатель . Архивировано из оригинала 21 октября 2008 г.
  5. ^ Тернер, Джордж (октябрь 2006 г.). Самоа, сто лет назад и задолго до этого . Библиотека Эхо. ISBN  9781406833713 .
  6. ^ Кокс, Пенсильвания; Фриман, WH (1997). Нафануа: Спасение тропического леса Самоа . Нью-Йорк. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Колдер, Алекс; Лэмб, Джонатан; Орр, Бриджит (1999). Путешествия и пляжи: встречи в Тихом океане, 1769–1840 гг . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 58.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5e80b14645680de20e3a613c5bb8107__1720578000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/07/e5e80b14645680de20e3a613c5bb8107.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nafanua - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)